Дышащий крест: кто такие звонари и как они развивают колокольное дело в россии

Дышащий крест: кто такие звонари и как они развивают колокольное дело в россии

Дышащий крест: кто такие звонари и как они развивают колокольное дело в россии
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
15 мая 2021

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Интересно о православии:

  • Что такое рай и как туда попасть
  • Что означает нимб над головой святых
  • Может ли Бог простить убийство и убийцу

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Что означает звон церковных колоколов?

Главная / Россия24.10.2018

Как и любая другая религия, православное христианство полно символизма. Трезвон, перебор, благовест — это особый язык, на котором колокола говорят с верующими, язык, на котором Бог обращается к своей пастве.

Фактрум поможет вам научиться понимать его.

Для начала надо сказать, что колокола в православных церквях звучат не так, как в храмах других конфессий. Это достигается за счёт того, что сам колокол неподвижен и звонарь управляет лишь его «языком».

Существует несколько видов колокольного звона, но среди них особняком стоит благовест. Его верующие слышат чаще всего. Благовест предваряют три медленных, пока не стихнет звук, удара в самый большой колокол, за которыми следуют спокойные размеренные удары. Цель благовеста — призвать паству в церковь и сообщить людям, что служба началась. Надо отметить, что звучание благовеста меняется во время важнейших церковных праздников: например, во время Великого поста бьют в меньший по размеру колокол.

Кроме благовеста существует ещё и другой, обычный звон: когда задействуют либо несколько колоколов одновременно, либо сразу все. Наверняка вы слышали его хотя бы раз, проходя мимо церкви.

К разновидностям звона относят трезвон: удары во все колокола сразу, разделённые короткими паузами на три временных отрезка. Таким образом верующих оповещают о начале Литургии и всенощного бдения.

В Великую Пятницу и Великую Субботу совершается перезвон: по одному медленному и размеренному удару поочерёдно в каждый колокол, начиная от самого большого и до самого малого. Это символ истощения и смерти Спасителя. Также перезвон, вернее, его ускоренную версию, используют во время различных церковных торжеств.

Перебор — это звон для погребального ритуала. Он представляет собой перезвон наоборот: по одному удару в каждый колокол, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим и торжественным. После удара в большой колокол должны ударить сразу все — и перебор начнётся сначала. Однако траурный перебор очень часто завершается трезвоном как символом воскрешения и перехода усопшего в лучший мир.

И, конечно же, набат: очень частые и сильные удары в колокол, которые применялись во время пожаров, войн и других происшествий.

Кстати, мнение о том, что звонить в колокола могут только люди, наделённые церковным саном, — это неправда. Очень легко найти и записаться в школу звонарей обычным людям. Обучение там идёт всего пару месяцев, а на выходе получается настоящий профессионал, который может приступить к работе в храме. Кроме того, в Светлую седмицу — семь дней после Пасхи — любой верующий может подняться на колокольню и сообщить миру о воскресении Спасителя колокольным звоном.

Размещение колоколов

Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

Почему звонят церковные колокола?

Колокольный звон может быть совершенно разным: торжественным, радостным, грустным, возвещать о беде, наступлении праздника, говорить о начале богослужения, и приглашать людей в храм. Считается, что колокольный звон создает в окружающем пространстве особые вибрации, которые обладают целительной и очищающей силой. Когда звонят колокола, душа человека меняется в лучшую сторону, он приобщается к Богу и обращается к нему с молитвой. Таким образом, можно сделать вывод, что колокольный звон является молитвой, преобразованной в звук.

На заре возникновения христианства к церковным служителям было предвзятое отношение. Их считали слугами темных сил и всячески преследовали. Понятно, что в таких условиях о колоколах не могло быть и речи. Верующие собирались тайно, и так же тайно молились. Но прошли годы, и христианство получило мировое признание. Священнослужителям уже не нужно было прятаться, и они стали созывать людей на службу колокольным звоном.

Колокола отливали в специальных мастерских. Каждый такой колокол был уникален, и имел свое оригинальное звучание. Различны были и их размеры. Колокольный звон наполнял окружающее пространство и был слышен на многие километры вокруг.

Вы, наверняка, знакомы с таким выражением, как малиновый звон. Он характеризовался мягким звучанием и приятным тембром, и в этом отношении походил на сладкую и нежную ягоду. Более грубый и невероятно мощный звук издавал большой церковный колокол. С его помощью людей созывали на богослужение, предупреждали об опасности, пожаре и т д. При этом характер церковного звона всегда отличался.

На Руси, чтобы заставить колокол звучать, звонарь раскачивал находящийся внутри его язык, который, ударяясь о внутреннюю поверхность колокола, заставлял его звучать. При этом стиль колокольного звона мог быть совершенно разным. Все зависело от сложившейся ситуации, характера действий звонаря, количества колоколов и их размера. Так, например, при использовании карийона можно было получить оригинальную колокольную мелодию.

По характеру колокольного звона можно определить, какому событию он соответствует. Так, например, одиночные редкие удары получили название благовеста. Как правило, такой тип колокольного звона свидетельствует о начале службы в храме, а также о начале Литургии или же чтении Евангелия.

Одновременный звон нескольких колоколов называется трезвоном. Он возвещает о праздничном богослужении.

Сочетание благовеста и трезвона называется перезвоном. К такому колокольному звону прибегают при освещении воды, а также в дни Храма.

Поочередные удары во все имеющиеся колокола, начиная с самого большого, называются перебором. Он свидетельствует о скорби по умершему человеку.

Путь в храм через колокола

Звон стихает. Мы сходим по крутой лесенке вниз и ведем за горячим чаем неспешную беседу.

— Владимир Марьянович! Когда я поднималась на колокольню, настроение было, положа руку на сердце, тоскливое – небо серое, хлесткий ветер. А спускалась другим человеком, радостным, полным сил и вдохновения!

— А вот это и есть великая цена колокольного звона!

РУСЬ ДЕРЕВЯННАЯ

Скачать https://media.pravmir.ru/mp3/petrovsky/rus.mp3

— Как Вы пришли к занятию колокольным звоном?

— Господь привёл. Я музыкант-профессионал. Родился я в Архангельске, окончил музыкальное училище. Всю жизнь занимался ударными инструментами, играл эстрадную музыку, джаз, народную музыку. В 80-е годы, в 85-м-86-м, преподавал класс джазовой импровизации. Тогда же решил расширить кругозор и окончил курсы экскурсоводов при Этнографическом музее. В наш музей были свезены колокола со всей Архангельской области, и мне предложили: раз ты музыкант, займись ими.

— Сразу получилось?

— Да конечно нет! Я тогда еще не знал, что и как на службе происходит. Мой приход в Церковь произошел только в 90-е годы.

— Это Вам помогло?

— Конечно! Господь всегда помогает. Ты сам не отказывайся и почувствуй Его помощь. Отодвинь гордыню и скажи: «Господи, Ты твори».

Первые годы это было «затворничество» на Фёдоровской часовенке (всего 6 колоколов: большой стокилограммовый, 3 «зазвончика», да две «срединочки»). Там я создал русский вариант того, что в Европе называют «современной колокольной музыкой». «Лесная сказка» – это первая моя картина-композиция.

— А разве музыкальное творчество допустимо в колокольном звоне?

— Да. Очень интересный пример: когда я впервые побывал на Соловках в конце 70-х годов, то получил колоссальное впечатление от природы, кремля, валунов, моря, озёр, Секирной горы, каналов, выложенных вручную монахами. Мне хотелось его передать через творчество.

Попробовал нарисовать – не получилось. Стал сочинять стихи – снова неудача. А спустя 10 лет, в 1989-м году, в Ростове Великом, на Успенской звоннице я впервые друзьям исполнил две композиции: «Сказание монаха» и «Наваждение». В «Сказании монаха» я наконец сумел воссоздать впечатление от того посещения Соловков. Мне представлялся умудрённый монах, повествующий молодому иноку о вере и жизни.

— Ваше отношение к Церкви было доброжелательным уже тогда, в 70-е годы?

— Доброжелательным да, но не было церковного опыта. Крестили меня сызмальства. Бабушка всегда в нижнее бельё мне крестики зашивала. Носить открыто запрещалось, а путешествовал я много ещё мальчиком в связи с занятиями спортом. И вот в 1991-м году батюшка Василий пригласил меня в храм Всех Святых в Архангельске. Там была моя первая Пасха, первая общая трапеза, там я звонил свой первый пасхальный звон.

Колокольня Антониево-Сийского монастыря

— Выходит, что по-настоящему именно колокольный звон привёл Вас в Церковь?

— Господь звал через всё возможное к Себе – через творчество, через искусство, через звон. Но я видел многих людей, которых в храм привел именно звон.

О звоне к богослужению и во время богослужения

Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный.

В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии надо в первый, большой колокол, трезвонить же во все колокола.

В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в предпразднества и отдания Господских и Богородичных праздников – ко всем службам благовестить в полиелейный, второй колокол, трезвонить же во 2–й, 3–й и 4–й колокола.

В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный, третий колокол, трезвонить же в 3–й и 4–й колокола.

Колокола в Русской православной церкви

Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои. Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук. Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.

До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.

Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

К благовестникам также относят «часовые» колокола, звучащие по каждому часу.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

Большие
Средние
Малые

Что сулит услышанный колокольный звон в обычный день, исходящий непонятно откуда. К чему звенят колокола во время боя курантов, уборки урожая, и другие

В дни церковных праздников в населенных пунктах явно слышится колокольный звон. Его считают очищающим от нечисти явлением. Кроме того, колокольчики часто вешают в домах над дверьми, на ошейники домашних животных, даже на детские игрушки и повозки.

Приметы о колокольном звоне, колоколах

1. Услышать в обычный день колокольный звук, исходящий из непонятного места – дурной знак, сулящий скорую кончину.

2. Услышать звонкое, чистое звучание во время праздника – к ясной погоде в ближайшие дни.

3. Глухой, нечеткий звук – испортится погода, начнутся дожди.

4. Считается, что во время звона из города или близрасположенной деревни уходит нечистая сила.

5. Если используемый дома колокольчик сломался, треснул, рассыпался – плохая примета, предвещающая беду для всего семейства.

6. Церковный колокол упал или сломался – к катастрофам в населенном пункте, где находится церковь. Может начаться эпидемия, война или голод.

7. Говорить плохие слова о колоколах – к беде, несчастному случаю.

8. Чтобы заика перестал запинаться, немой начал говорить, из перевернутой чаши человека нужно напоить собранной дождевой водой.

9. Больной быстро выздоровеет, если во время набата будет стоять вблизи.

10. Чтобы вернуть красоту, сберечь молодость, женщинам следует умываться водой из источника в период, когда слышен пасхальный набат.

11. Здоровым человек станет, если искупается в водоеме под пасхальный колокольный звон.

12. Если появится звук колокола, когда бьют куранты, значит, в городе или селе случится большое несчастье – наводнение, пожар.

13. В доме два маленьких изделия одновременно зазвенели – плохая примета, сулящая расставание с кем-то из близких людей.

14. Чтобы в населенном пункте не случались происшествия, первого числа каждого месяца устраивается перезвон.

15. Начинать новое дело под колокольный звон – хорошая примета, сулящая благоприятный исход задуманного, большую прибыль.

16. Во время метели перезвон способствует быстрому прекращению непогоды.

17. Дабы во время уборки урожая была хорошая погода, устраивается затяжной перезвон.

18. Если зазвонят во время венчания, то молодожены будут жить счастливо, в гармонии всю жизнь, согласно приметам.

19. Перезвон во время поездки в храм на церемонию венчания – дурной знак, сулящий невезения, скорый развод.

20. Фермер, забравшийся в колокольню, устроивший перезвон, получит богатый урожай злаков, овощей, фруктов.

Имея над входными дверьми в доме колокольчик, можно быть уверенным, что в жилище никогда не проникнет злая сила, а также недоброжелатель с черными помыслами.

Использование колоколов

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.

Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

История колокольного звона

Фото: Flickr.com

С древности, чтобы призвать людей в храм на молитву, использовали какие-то предметы, способные давать сильный звук, который могли слышать во всех концах селения. Сначала это был один, сигнальный колокол. Но затем искусство колокольного звона развивалось, появились колокола больше и меньше по размеру, издававшие разные по силе и высоте звуки. Отливали колокола из разных металлов и сплавов, которые гармонично соединялись в резонансе между собой.

Цель колокольного звона в те времена была — собрать людей на молитву, так как она должна быть соборной, всеобщей. Люди должны вместе воздавать хвалу Господу в храме Божьем.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.

Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Выводится он по аналогии с перебором, то есть включает все инструменты сразу. В народе его называют «во все тяжкие». Священнослужитель трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы.

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.

Интересная информация

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра­ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь­шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис­тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са­мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу­дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че­ловек.

НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ

В колокола нередко звонили во время грозы, чтобы отвести гром и молнию и предохранить всех слышащих звон от материальной и духовной угрозы. «Повсюду, где слышен звук сего колокола, — говорится в одном благословении VIII века, — да удалятся враждебные силы, также и тень призраков, налет вихря, удар молнии, падение грома, разрушения бури и всякие духи ураганов».

Колокольный звон показателен с точки зрения разграничения «чистого» и «нечистого» времени. Во всех славянских традициях известны поверья о том, что некоторые мифологические персонажи показываются на глаза людям и занимаются своей злокозненной деятельностью только после того, как отзвонит колокол. Особо это относится к периоду от Страстного четверга до Страстной субботы, когда колокола, в соответствии с церковным каноном, не звонят вообще.

Молчание колоколов — это время их скорби по поводу кончины и мучений Иисуса Христа. Чтобы нечистая сила не имела возможности торжествовать победу и творить зло, в этот период принято было заменять колокольный звон другими звуками: парни ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старухи били ветками по церковному полу или скамьям в костеле.

На Востоке считается, что звук, издаваемый колоколом, соответствует звукам мантр. Таким образом, звучащие колокола входят в резонанс с энергосистемой человека. При этом происходит активизация работы чакр, усиливаются токи энергий. Увеличивается общий энергопотенциал человека. Происходит гармонизация всех органов и систем человека — как на уровне физического тела, так и на тонких планах.

Колокольный звон: история и традиция

Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).

Церковный колокол

Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).

Появление первых колоколов на территории Западной Европы относится к 4 веку. Медь для них добывали в южно-итальянской области Кампания, отсюда возникло альтернативное наименование колокола — «кампан». У восточных христиан колокола получили распространение с  9 века.

На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).

СЛУЖБЫ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ (Пасхи)

Полунощница и светлая заутреня

За десять минут до начала полунощницы: удары в праздничный Благовест до начала Крестного Хода.

Во время Крестного хода: трезвон во вся до окончания хода.

ЛИТУРГИЯ: к началу удары в праздничный Благовест (20 минут), трезвон во вся (10 минут).

Чтение Евангелия: во время чтения Евангелия по 7 быстрых

ударов в каждый колокол с большого по малый, по прочтении — трезвон.

Евхаристический канон: удары в праздничный Благовест:

от «Достойно и праведно есть…» до «Достойно есть…», по окончании краткий трезвон во вся.

ВЕЧЕРНЯ: удары в праздничный Благовест (15мин.), трезвон во вся (10 мин.)

Крестный ход: трезвон во вся с начала до окончания хода.

Когда звонят колокола

Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.

Каждая форма колокола обладает своим неповторимым «голосом». Праздничный колокол используется для звона в великие праздники. Воскресным колоколом возвещается начало воскресных службах. Полиелейный колокол применяют,  когда совершается полиелейная служба.

Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.

Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре). 

В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.

Дни, когда в церковные колокола может позвонить любой

Колокол как символ известен давно. Его звучание всегда и толковалось, и воспринималось по-разному: в одном случае веселый перезвон колоколов возвещал о счастливых событиях в жизни людей, таких, как праздник, свадьба или победа; в другом – тревожный набат сигнализировал о грозящей опасности, нашествии врага, беде; в третьем – печальный и торжественный звон раздавался, когда кого-то отпевали и хоронили; в четвертом звук колокола лишь бесстрастно отмечал ход времени. Отсюда и символические значения победы, опасности, смерти и времени, вестником которых является колокол.

Зачастую звон колокола толкуют даже как Божественный глас, а его язык (било) – как язык проповедника, доносящий до людей слово Божие. А церковным колоколам приписывается даже сила изгонять бесов… Все так.

Но колокола – еще и просто удивительные и интересные музыкальные инструменты, часто – просто гигантские сооружения, разного размера, формы, звука, завораживающие своим звоном и приковывающие к себе внимание, особенно детское. И как же не воспользоваться случаем, прогуляться на колокольню в светлые дни Пасхи, когда это разрешено*, самостоятельно ударить в колокол, а заодно и подумать о празднике Пасхи, вместе порадоваться, познакомиться, пообщаться, подготовить подарки! Что мы и сделали

Детский центр Свято-Екатерининского православного братства и детская художественная школа им. Андрея Рублева пригласили друзей на экскурсию по храму и на колокольню

И как же не воспользоваться случаем, прогуляться на колокольню в светлые дни Пасхи, когда это разрешено*, самостоятельно ударить в колокол, а заодно и подумать о празднике Пасхи, вместе порадоваться, познакомиться, пообщаться, подготовить подарки! Что мы и сделали. Детский центр Свято-Екатерининского православного братства и детская художественная школа им. Андрея Рублева пригласили друзей на экскурсию по храму и на колокольню.

На эту пасхальную прогулку собралось немало детей и взрослых. Сначала рассказали гостям о Храме-на-Крови, об истории его строительства, о царской семье, увидели иконы, нашли изображения для кого-то уже знакомых святых и русских царей. Два десятилетних мальчика Антон и Тимофей рассказали о тех святых, которые им запомнились. Антон рассказал о недавно прославленном царском враче Евгении Боткине. Его удивило, что святой Евгений, зная, что идет на смерть, оставив родных детей, поехал вслед за царской семьей, исполнив свой долг до конца. Тимофей говорил о святителе Филарете Московском, о том, как он научал, просвещал людей, каким верным и смелым был человеком. Тимофею запомнился такой случай из жизни святителя: как владыка Филарет отказался освящать триумфальную арку в Москве, возведенную в честь победы России в битве с Наполеоном, поскольку на ней были изображены языческие боги. Митрополит совершил молебен на основание памятника, но когда ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества».

Кульминацией экскурсии стало, конечно, восхождение на храмовую колокольню и праздничный перезвон колоколов на высоте шестидесяти метров над Екатеринбургом, который оглушительно возвещал о Воскресении Христовом.

После такого радостного восхождения дети «снизошли» в художественную школу, где они смогли изготовить подарки для друзей и выпить чая.

* На Светлой Седмице (неделя после Пасхи) церковный устав позволяет звонить в колокола в не богослужебное время. Традиция открывать колокольни для всех желающих, как полагают, к XIX веку в России уже существовала. Второе рождение она получила в 1990-е годы.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев