За что николая ii причислили к лику святых

За что николая ii причислили к лику святых

За что николая ii причислили к лику святых
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
11 февраля 2020

Принц-полукровка

Из-за кончины отца на трон Николай вступил совсем молодым человеком – в 26 лет. Наследник плакал навзрыд и не хотел так рано становиться царем. Даже родная мать, императрица Мария Федоровна умоляла его уступить трон младшему брату Михаилу Александровичу. С самого начала правления у монарха что-то пошло не так. В день коронации в Москве должны были раздать толпе 400 тысяч пакетов с керамической чашкой, куском колбасы, пряником и конфетами. А на праздник на Хадынском поле пришло намного больше любителей халявы, чем ожидалось. Из-за ужасной давки погибло больше 1300 человек. Причем сам виновник торжества даже не удосужился отменить вечерний бал. Он танцевал с дамами под вальсы Шуберта и хруст французской булки, в то время как многие москвичи хоронили своих близких. Но неудачи только начинались. Супруга «хозяина земли русской» никак не могла родить стране наследника. Царь-бракодел произвел одну за другой четырех дочерей. А после появления на свет больного несвертываемостью крови царевича Алексея мать так двинулась по фазе, что пригласила жить в царские палаты юродивого извращенца из Сибири Григория Распутина, о сексуальных похождениях которого в Петербурге не слышал только глухой. Он якобы помогал мальчику от болезни, но на самом деле просто от души развлекался за казенный счет. Люди стали роптать, почему их царь-батюшка находится под влиянием сумасшедшей немки-жены и ее друга – бородатого бомжа.

Трагедия на Ходынском поле

А потом разразилась трагедия. На 18 мая назначили народные гуляния на Ходынском поле. Предполагалась раздача праздничных наборов: памятная кружка, хлеб, колбаса, Вяземский пряник. Спиртного, кстати, в этом наборе не было. Привлеченные слухами о царских подарках, люди валили валом. Кто-то пустил слух, что раздатчики одаряют царскими сувенирами только «своих» и на всех не хватит. Ох уж эта дармовщина! Народ ринулся к раздаточным лоткам, сметая полицейское оцепление. Спасая уже не добро, а жизнь, раздатчики стали бросать подарочные наборы в толпу… дальнейшее хорошо известно. По официальным данным, в давке погибли около 1400 человек, еще 500 получили смертельные увечья.

Канонизирован ли Николай II, потому что церковь поддерживает основные идеи и политические взгляды последнего монарха?

Фото: Flickr.com

Церковь никогда не давала активных комментариев по поводу политической деятельности царя. С точки зрения правления государством, отречение от престола было ошибочным актом. Вину императора оправдывают благие мотивы и желание таким образом избежать гражданской междоусобицы.

Если бы царь Николай II подавил бы грядущую революцию силовым путем, то он вряд ли бы стал святым. Перед тем, как подать документы для канонизации последнего царя, комиссия тщательно изучила все годы правления, включая спорные моменты. Император причислен к лику святых за мученическую кончину. В истории Православной Церкви России это единственный случай канонизации в царской семье, почти за 300 лет правления Романовых.

О смерти последнего царя

Согласно историческим данным, последний император Николай II во время революции был арестован и расстрелян в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июня 1918 года. Вместе с семьей государя были казнены четверо слуг и приближенных.

Интересно! Спустя время, один из приближенных государя-императора, погибший с ним в Ипатьевском доме, также будет причислен к лику святых. Речь идет о враче Евгении Боткине.

Сама же семья царя состояла из семи человек: государя Николая Романова, царицы Александры Федоровны и их пятерых детей — сына Алексея и дочерей Анастасии, Ольги, Марии, Татьяны. На момент расстрела самому Царю исполнилось 50 лет, его супруге 46, а детям было от 13 до 22 лет.


Семья императора Николая ІІ

Весть о кровавой расправе над всей императорской семьей очень быстро разжхнеслась в народе. Практически сразу после казни начали появляться настроения, которые позже окрепли и привели к канонизации Николая Второго.

Так, сам патриарх Тихон на ближайшей после расстрела службе в своей проповеди сказал, что вся Церковь скорбит о произошедшем

Патриарх обратил внимание на то, что Николай Второй со всей своей семьей мог бы выехать за границу, где обеспечил бы себе спокойную и безопасную жизнь. Но он этого не сделал, а «остался страдать вместе с Россией»

Предстоятель Церкви благословил всех священнослужителей регулярно совершать богослужения для поминовения убиенных.

Важно! Именно тот факт, что Николай Второй после своего формального отречения от престола не бежал, говорит об искренней и неподдельной его любви к Родине. В народе постепенно возрастало почитание Царской семьи, как мучеников

Следует отметить, что канонически последний царь и его родные не могут считаться христианскими мучениками, поскольку их казнь не была связана с необходимостью отречения от веры. Другими словами, никто от них не требовал отрекаться от Христа, и, даже если предположить, что они бы это сделали — смертный приговор отменен не был бы. Именно поэтому позже Царская семья будет канонизирована не как мученики, но как страстротерпцы

В народе постепенно возрастало почитание Царской семьи, как мучеников. Следует отметить, что канонически последний царь и его родные не могут считаться христианскими мучениками, поскольку их казнь не была связана с необходимостью отречения от веры. Другими словами, никто от них не требовал отрекаться от Христа, и, даже если предположить, что они бы это сделали — смертный приговор отменен не был бы. Именно поэтому позже Царская семья будет канонизирована не как мученики, но как страстротерпцы.

READ  Псалом 35

Простой народ не очень разбирался в тонкостях церковных канонов, поэтому царя почитали мучеником. Нередко фотография всей убитой Царской семьи находилась рядом с иконами, в домашнем иконостасе. Конечно, в те годы вопрос об официальной канонизации стоять не мог, но в народе почитание постоянно возрастало.


Икона святых Царственных страстотерпцев

Особое почитание Царская семья обрела среди эмигрантов и прихожан Зарубежной православной церкви. Многие, кто из-за политической ситуации вынуждены были покинуть Родину, очень любили императора, преклонялись перед ним. После насильственной смерти это отношение только усилилось.

Основные факторы для канонизации членов царской семьи

Фото: Flickr.com

Согласно историческим фактам, члены царской семьи не рассматриваются как христианские мученики. Мученическая смерть – это смерть с шансом спасти свою жизнь, даже через отречение от Бога. Когда расстреливали царскую семью, возможности спастись у них не было. В этом случае людей лишили жизни целенаправленно, как родственников царя и последний символ императорской России.

В русскую синодальную комиссию по канонизации были поданы 5 докладов, подробно рассматривающих церковную и государственную деятельность последнего царя. Выводы комиссии были однозначны, что царская деятельность Николая второго и его семьи, не является достаточным основанием, для его канонизации. Однако позже решение было изменено на положительное, после изучения докладов 6 и 7 «Последний период жизни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».

Свидетельства об узниках тобольского и позже ипатьевского домов (о чем упомянуто в докладе «Последние дни царской семьи»), как о людях страдающих, но верных Богу. Государева семья прошла через издевательства и унижения находясь в заточении, несмотря на это они старались вести благочестивую жизнь, не отступая от Священного Писания. Через многие страдания семьи Николая II мы видим свет Христовой любви, побеждающий зло.

Последние месяцы жизни, проведенные царем и его семьей в заточении, а также принудительная смерть послужила основанием для причисления их к лику страстотерпцев. Вся семья осознавала, что скорая гибель неизбежна, благодаря вере в Иисуса Христа они сохранили мир в сердце, и перед смертью смогли простить своих мучителей. Царская верность России была настолько велика, что перед отречением он говорил генералу Дубенскому, что готов оставить не только трон, но и отдать жизнь в угоду государственным интересам.

Рассвет и закат империи

В начале XX века в стране произошел настоящий экономический рывок. В империи быстрыми темпами строились заводы и железные дороги. При царе успешно переселяли крестьян осваивать богатую Сибирь. Заботился царь и о рабочих. При нем вводился нормированный рабочий день, страховка на случай несчастья. Быстрыми темпами модернизировалась армия. Не царь, а просто золото. Так почему же народная масса стала так плохо к нему относиться?

В этом был виноват сам Николай. Были моменты, когда его окружение, часто без его ведома, совершило множество непростительных ошибок, из-за которых его стали откровенно презирать.

В первую очередь — за расстрел в 1905 году мирной демонстрации рабочих, вошедшее в историю как «Кровавое воскресение». Тогда люди отправились с петицией к монарху, в которой говорилось о тяжелых условиях жизни простого люда. Силовики жестко разогнали демонстрантов. После этого по всей стране прошли забастовки и митинги с требований свергнуть непутевого царя. Чтобы отвлечь народ от уличных протестов правительство решило организовать «маленькую победоносную войну» против Японии, которая завершилась для России полным крахом, что еще больше разозлило людей.

Почитание Царской семьи в наши дни

Конечно, пройдя такой длинный и сложный путь определения участи Царской семьи, нельзя было ожидать единогласного почитания даже после официальной канонизации. Многие не смогли принять данное решение и до сих пор считают, что РПЦ допустила большую ошибку, признав Николая Второго святым.

Как мы, простые миряне, должны к этому относится? Безусловно, мы не должны хулить нашу церковь, оспаривать ее решения. Мы должны поступать по примеру многих богословов, выступавших в процессе против канонизации, но после решения церкви замолчавших. В частности, профессор МДА А. И. Осипов, который также много исследовал жизнь Царской семьи и был противником канонизации, после ее совершения спокойно признал, что он смиряется перед соборным решением Церкви и больше никогда не высказывался негативно о Царе.

Также должны поступать и мы — после того, как Церковь приняла решение о причислении Николая Второго к лику святых, все споры должны умолкнуть. При этом каждый человек остается свободен в своем выборе молиться святым царственным страстотерпцам или нет.

Совет! Тот факт, что семья последнего императора призвана святой, не обязывает каждого из нас постоянно обращаться к ним в молитвах. Но, с другой стороны, этот факт обязывает каждого из нас не хулить имя Царя, не вступать в споры и пререкания, не искать черных страниц в его жизни, не пытаться опорочить.

Если мы хотим быть православными христианами, мы должны доверять собственной Церкви, членами которой мы являемся. Иначе какой смысл в наше вере, если единства нет даже среди православных? Если наша душа не готова признавать Царя святым, то как минимум, мы должны сдерживать все хульные слова и помыслы в адрес страстотерпца и молиться Господу о вразумлении.

READ  Сорок мучеников севастийских

Канонизация Царской семьис ₽

Противники канонизации

Такой длительный сложный процесс принятия решения в отношении Царской семьи вполне объясним — слишком неоднозначной была персона Царя в смутные революционные годы. Перед синодальной комиссией стояла непростая задача — отделить духовные достижения Николая Второго, его стремление к выполнению Божьих Заповедей от политической деятельности.

Конечно, личность царя-помазанника тесно переплетается с его деятельностью в сфере управления государством. И тот факт, что с началом революции произошел формальный отказ от престола, не добавляет Николаю Второму положительных оценок. И именно этот факт стал объектом наибольших споров и появления рьяных противников канонизации.

Кроме отречения от престола, последнему русскому императору вменяется в вину жестокость по отношению к жертвам Первой мировой войны. По свидетельству некоторых очевидцев, Николай Второй позволял себе высказывания, в которых прослеживалось явное пренебрежение большим числом погибших.

Для тех, кто противился причислению царя к лику святых, важным был аргумент о том, что царь считался жестоким охотником. Существует мнение, что кроме охоты на диких зверей, Николай Второй мог истреблять кошек и собак.

Многие историки приводят аргумент о том, что Николая Второго нельзя назвать мудрым и выдающимся политическим деятелем и правителем. Множественные вооруженные восстания, неудачная государственная политика привели к тому, что именно в правление Николая Второго царская Россия пала.


Усыпальница семьи Романовых в Петропавловском соборе

Также распространено было мнение, что канонизация царя — некий политический фарс, направленный на сомнительное возвеличивание царской России. Сторонники такого подхода полагают, что лик святости государя позволяет неправдоподобно приукрашать период монархической власти в России.

Длинный путь к канонизации

Все более открытое почитание Николая Второго за границей привело к тому, что уже в 1981 году вся Царская семья была канонизирована в Русской зарубежной церкви. В России при этом на официальном уровне вопрос еще не стоял, но событие привело к активизации внимания к личности Николая Второго.

Так, на месте Ипатьевского дома начали собираться верующие люди и молиться Царской семье. Стали появляться первые, не благословленные еще, самописные иконы. Примечательно, что на первых иконах пытались изобразить только убитых детей, поскольку их невиновность и чистота души ни у кого не вызывала сомнения.

Официально вопрос о канонизации в Русской православной церкви был поднят самым последним — канонизация уже совершилась в Зарубежной церкви, а также Царские страстотерпцы считались местночтимыми святыми в некоторых отдельных областях.

В 1992 году синодальной комиссией РПЦ начался процесс изучения и сбора данных для решения вопроса о причислении к лику святых царя Николая и его семьи. Во главе комиссии стоял митрополит Ювеналий, который почти 5 лет, до 1997 года, посвятил скрупулезной и методичной работе по изучению жизни последнего императора.

Итогами длительной работы комиссии стал доклад, на основании которого Синодом РПЦ было сформулировано решение о причислении Царской семьи к лику святых

Особое внимание было уделено тому факту, что Царская семья безропотно несла свой крест страданий, не пыталась бежать и скрываться, полностью покорилась судьбе и разделила боль России того времени

Интересно! При этом подчеркивалось, что канонизация царя никоим образом не несет никаких политических целей, таких как призывы к монархическому строю или почитание царя за сам факт его правления.

Царь Николай Второй заслужил свой лик святого не столько во время своего правления, сколько за время своего заключения, ареста и сопровождавших страданий. Понимая, что он может погибнуть вместе со всей своей семьей, царь не бежал, не бросил Россию, но страдал и погибал вместе с ней. Другими словами, причисление к лику святых стало возможным не столько за образ жизни государя, но за его смирение, покорность воле Божьей и за его смерть.


Икона Царя-мученика Николая II

Официальное решение было вынесено на Архиерейском соборе, 14 августа 2000 года. До последнего часа было непонятно, состоится канонизация или нет, поскольку были несогласные. Тем не менее решением собора царь Николай Второй вместе со своей супругой Александрой Федоровной и пятью детьми были прославлены как страстотерпцы среди новомучеников и исповедников Российских.

Пришёлся не ко времени

Последний русский император обладал набором качеств, которые трагически не соответствовали великой и грозной эпохе, уверен доктор исторических наук, профессор МПГУ Василий Цветков.

— Николай II — канонизированный святой. Но в его царствование хватало проблем, многие из которых были связаны с личными качествами императора.

Разумеется, можно и нужно говорить о том, что в его правление наблюдался устойчивый рост промышленности, экономики и сельского хозяйства. Но целиком и полностью ставить это в заслугу Николаю II неправомерно. Реформы начал его дед, Александр II. Его отец, Александр III, их скорректировал. И к моменту воцарения Николая II реформы начали давать реальные результаты.


Отсталая или растущая? Какой была Россия перед отречением Николая II Подробнее

Недостатки последнего императора как политика являются продолжением его достоинств как человека. Да, он был глубоко верующим, отличался такими христианскими качествами, как смирение, нежелание обижать окружающих, готовность к самопожертвованию, чувство долга. Но каждое из них в тогдашних политических условиях оборачивалось серьёзными проблемами.

Так, готовность к самопожертвованию обернулась роковым решением об отречении. «Во имя блага, спокойствия и спасения горячо любимой России…» Но вместо блага Россия получила Гражданскую войну. Наверное, если бы царь проявил политическую твёрдость, положение могло бы измениться. Чувство долга перерастало в чрезмерную ответственность. Во время «Великого отступления» 1915 г., когда русская армия оказалась в тяжёлом положении, он принял на себя звание Верховного главнокомандующего. Но, сосредоточившись на армии, он, по сути, оставил управление страной, несмотря на возражения многих министров, уверявших, что так делать нельзя.

READ  О чем молятся перед иконой божией матери «спорительница хлебов»

В результате Николай постепенно утрачивал поддержку политической элиты. Но ещё хуже оказалось то, что вокруг него почти не было людей, способных помочь ему в критический момент. Царю не удалось создать «команду», подобную той, что поддерживала Петра Великого. И стоит ли здесь всё сваливать на революционеров, которые убивали таких, как Столыпин? Николай, уверенный в том, что прекрасно разбирается в людях, устранял от власти очень многих способных управленцев и, наоборот, ставил на ответственные посты непригодных, проявляя при этом силу воли и характер. Так, премьер-министр Иван Горемыкин, которым Николай II заменил отправленного в отставку Коковцова, умолял императора не назначать его, уже почтенного старца, на эту должность. Но — тщетно. Годился ли в премьеры безынициативный Голицын, назначенный на эту должность накануне революции? Очевидно — нет.

Николай взошёл на престол сформировавшимся человеком и не считал нужным меняться. Но его личные качества вошли в противоречие с надвигающейся эпохой войн и революций.

Десять образов Николая II в кино

В 1961 году режиссер Леонид Луков снял киноэпопею «Две жизни», роль Николая II в ней исполнил актер Владимир Колчин.

В фильме Франклина Шеффнера «Николай и Александра» 1971 года, получившем две премии «Оскар», Николая II сыграл английский актер Майкл Джейстон.

В двухсерийном художественном фильме Элема Климова «Агония», снятом в 1974 году по сценарию Семёна Лунгина императора сыграл Анатолий Ромашин.

Довольно неожиданный образ императора получился в телефильме 1986 года «Анастасия: Загадка Анны». В роли Николая II — египетский актер Омар Шариф.

В 1991 году Карен Шахназаров снял мистический триллер «Цареубийца», где роль Николая II блестяще исполнил Олег Янковский.

Актер Андрей Ростоцкий сыграл царя целых шесть раз. В 1989 году он исполнил эту роль в картинах «Свой крест», «Запрещенные люди» и «Европа танцевала вальс». В 1993 году снялся в фильмах «Раскол» и «Сны» (на фото), и, наконец, в 2001 году — в ленте «Жизнь и смерть Петра Столыпина».

В историческом телефильме 1996 года Ули Эделя «Распутин», удостоившегося трех премий «Золотой глобус» и трех «Эмми», императора сыграл Иэн Маккеллен.

В фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья» 2000 года царя сыграл Александр Галибин.

В исторической картине совместного производства России и Франции «Распутин» 2011 года в роли Николая II снялся Владимир Машков.

В фильме Алексея Учителя «Матильда» роль императора исполнил Ларс Айдингер.

Почитание

Благоговейное отношение к императору и его родным не прекращалось на протяжении всего существования советского государства. Священники и прихожане ежегодно тайно проводили молебны о поминовении убитых страдальцев 18 мая — в день рождения Николая II и 17 июля в день его расстрела. Невзирая на беспощадное гонение безбожной власти, многие местные жители отваживались помещать фотографии Царственных страстотерпцев в качестве икон в свой домашний иконостас, подвергая опасности свою жизнь. Церковь еще не прославила подвиг Императорской семьи, но всеобщая любовь уже предвещала скорую канонизацию.

Православное понимание миссии искупителя

После революции в обществе русских эмигрантов зародилось убеждение, что пролитие крови царя Николая II стало искупительной жертвой за Россию и всего русского населения. По утверждению сторонников этой идеи, не только те, кто предал государя и одобрил его расстрел, будут подвержены наказанию Божию, но и весь русский народ. Они требовали от людей всеобщего покаяния за совершенное злодеяние над последним российским царем. Святейший Патриарх Кирилл по поводу всенародного покаяния сказал:

В России эта идея начала распространяться в 90-е годы. «Царебожники» делали упор на сомнительное «пророчество Авеля», в котором говорится, что Николай II «на венец терновый сменит корону царскую», а также придают особое значение клятве, которую от лица народа произнесли в 1613 г. на Земском соборе. В 2008 г. некоторые поборники этого движения объединились в «Царскую православную церковь». Они поклоняются Богородице прежде Иисуса Христа, создавая её неканонические образы. «Царебожниками» были составлены богослужебные тексты, акафист «святому царю искупителю», символ веры и другие молитвы, в которых прославляется царь-искупитель.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно