Воспитание целомудрия в православной семье

Святитель Феофан Затворник

Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей.

***

Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели — хорошего воспитания детей.

***

Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта.

***

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

***

Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..

Мальчик как будущий воин

Наивно полагать что все же наступят
такие време­на, когда люди перестанут воевать. Это наивная и
к тому же вредная утопия. Поэтому воинское воспитание
мальчика, формирующее мужество прежде всего — фундамент
характера мальчика. Американский проповедник К. С. Льюис
пишет: «Целомудрие, честность и милосердие без мужества —
добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор,
пока это не стало рискованным». Формы обучения, где есть
элементы воинского воспитания, могут быть различны, —
начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми
лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность, умение
терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость,
неудобства и т.п.). Характерным свойством русского воинства
всегда был его его оборонительный, неагрессивный характер.
Это пошло со времен равноапостольного князя Владимира,
который завещал никогда не нападать первым. Традиционно
русское воинство было христианским. И поэтому к мужеству
всегда добавлялось еще одно важнейшее личностное качество —
это жертвенность. Нет большей той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих,- говорит Господь.
Презрение смерти, стояние до конца за свой народ — вот
признаки русского воинства. Немаловажным здесь же является
воспитание дисциплинированности, послушания и забвения себя,
без которых немыслимы ни армия, ни Церковь. Недаром
формированием русского мужчины в России исторически всегда
занимались монастырь и армия. Более того, армейская
дисциплина, где послушание всегда было без ослушания, в
своих дисциплинарных нормах всегда калькировала монастырь.

(Увы, практически все это — это слишком
идеализированное представление. Стоит вспомнить, что именно
благодаря тому, что русское «христолюбивое» воинство — более
половины 70 тыс. Петербургского военного гарнизона, изменив
присяге и преследуя свои шкурные интересы, поддержало
февральский мятеж, стала возможной Февральская революция
1917 года. При этом практически все высшее военное
командование русской армии, кроме адмирала А. Колчака
поддержало отречение царя Николая II. Имей он тогда
поддержку действительно «христолюбивого» воинства – события
бы развернулись совсем иначе! – Прим. МС).

Осуществление этой части воспитательной
работы сопряжено еще и с идеалами отечественных
героев-воинов: святым благоверным князем Александром
Невским, А. В. Суворовым, М.И. Кутузовым и другими.

В Детском Православном Центре «Новая
Корчева» в Конакове данная задача реализуется в детских
трудовых летних школах, в работе капеллы мальчиков, в группе
мальчиков-алтарников в храме. Сейчас разворачивается
сотрудничество с детской школой борьбы, где установка на
готовность и дисциплину общеизвестна.

Важнейшим моментом является сходство
общностей в Православии и в русской армии. И то и другое
можно без оговорок назвать братством.

А это — есть альтернатива, с одной
стороны, «кампашкам» и групповщине; стремлению к
индивидуали­зации и отчуждению — с другой.

Принципиальная особенность братства
состоит в том, что оно совмещает в себе дисциплинированность
и послушание со свободой и сохранением себя и своей
автономии. Российское воинство исторически имело еще два
неотъемлемых свойства. Оно, во-первых, было христолюбивым,
т.е. любящим Христа и Господа, а во-вторых, добропобедным.
Победы, которые доставляла русская армия своему народу — это были победы добра над злом.

В тоже время русские воины в своем
великодушии восходили до жалости к врагам. Нам могут
привести много примеров, которые противоречат
вышесказанному. И с этим надо будет обязательно согласиться
для того, чтобы восстановить прекрасный идеал русского воинства.

Четыре этапа воспитания детей:

— Первый период до 5 лет.

До 5 лет закладывается активность,
любознательность, интерес к жизни. Вместо запретов и
наказаний — отвлекайте. Если ребенок делает что-то
опасное, то сделайте испуганное лицо и издайте
испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает
прекрасно. Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы
подавите его жизненную активность, интерес к жизни,
интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно
подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву
для всякого рода негодяев.

— Второй период с 5 до 10 лет.

С 5 до 10 лет — период подчинения и
изучения правил жизни. В это время активно развивается
логика и интеллект ребенка. Ребенок должен научиться
прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать
положительное отношение к себе и избегать проявления
отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка
знаниями, ставить перед ним задачи и требовать их
выполнения. Если вы будете продолжать сюсюкать после 5
лет, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к
труду и вообще к духовным усилиям.

Советуем изучить  Поздравления с Днем Николая Чудотворца в стихах

— Третий период с 10 до 15 лет.

После 10 лет — советуйтесь с ребенком по
важным вопросам, предоставляйте возможности для
проявления самостоятельности поощряйте её

Если вам
что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на
негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это
время формируется самостоятельность и независимость
мышления

Если вы будете опекать ребенка, как
маленького, после 10 лет, то ребенок вырастет
неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных
друзей, которые не всегда могут оказывать нужное
влияние.

— Заключительный период с 15 – 16
лет.

После 15 лет — поддерживайте и тактично
направляете, удерживайте от крайностей и дурного,
создавая детям некий коридор срединного благочестивого
пути. Несмотря на попытки быть самостоятельным и
кажущиеся протесты против родительского влияния,
подростки очень нуждаются в авторитетах, которые при
этом уважали бы их. Подростки ценят разумные доводы,
ясность, уверенность и порядок в своей жизни, ради этого
они могут смириться с адекватными запретами и
ограничениями. Перевоспитывать ребенка в этот период
очень сложно, и тут будет важен собственный пример и
обязательная правильная аргументация и мотивация.

Проблемы православия

Как же воспитывать чадо в обществе, в котором на первом месте стоит материальное благосостояние, а моральные устои давным-давно отошли на второй план?

Эта проблема особенно остро стоит для православных семей. Каноны, по которым воспитываются дети христиан, зачастую отличаются от общественных идеалов. К основным традициям православного воспитания относятся:

  • любовь и доверие как основа отношений между всеми членами семьи;
  • доминирование отца во всех жизненных аспектах;
  • строгие рамки дозволенного;
  • привлечение детей к бытовым обязанностям;
  • творческая направленность развития.

Трудные подростки

Переходный возраст грозит родителям ещё большими проблемами: ребёнок вырос и не желает беспрекословно подчиняться. В старших классах школы появляется очень много соблазнов для неокрепшей личности, в том числе:

  • проблема воровства;
  • сквернословие;
  • вредные привычки (алкоголь, сигареты);
  • наркомания;
  • близость с противоположным полом.

Известны случаи, когда на этом жизненном этапе человек совсем отдалялся от церкви, но спустя время возвращался. Это благоприятный исход, которого можно добиться, только если на протяжении всей своей жизни ребёнок видел искренность в родительских молитвах и возвышенную любовь к Богу. Тогда православие принесёт свои значимые плоды, и подросток уже осознанно вернётся в храм.

Из истории:

  • Судьба потомства Екатерины II
  • Организация процесса воспитания на примере царской семьи Николая II

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

На этих принципах строится воспитание до 3 лет. Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Осторожно — антипрививочное мракобесие!

К сожалению, нередко
антинаучные заблуждения берут на свой щит малообразованные православные христиане. Антипрививочные
настроения появились вне православной среды, но, к сожалению, сейчас
укоренились именно у нас, по храмам распространяются
псевдонаучные брошюры о «абсолютном вреде вакцинации», хуже того,
некоторые священники далекие от медицины с амвона начинают
вести антипрививочные проповеди во время богослужения. Все
это не только дискредитирует Церковь, но может иметь прямо
смертельные последствия для детей прихожан, которые по
своему недоразумению отказались делать своим детям прививки, и таких случаев уже немало. Именно поэтому мы специально
сделали этот подраздел, дабы способствовать прекращению антипрививочного мракобесия.

Объективная правда о прививках и ложь антипрививочного движения — сборник материалов

Что это значит?

Счастливую семью видно сразу: между ее членами присутствует гармония, взаимопонимание

Если вы обратите внимание на фотографии, то увидите улыбающиеся лица, люди стоят тесно друг к другу, между ними ощущается притяжение, взгляды, жесты направлены на близких людей. Дети в таких семьях знают, что их и уважают

Свободное время и отдых счастливая семья стремится проводить вместе

Советуем изучить  Молитва Богородице «Достойно есть»

Дети в таких семьях знают, что их и уважают. Свободное время и отдых счастливая семья стремится проводить вместе.

Им хорошо рядом, мелкие конфликты не перерастают в крупные, а являются стимулом к изменениям

. Если возникает ссора, она быстро заканчивается, потому что счастливая семья не видит смысла в выяснении отношений, она ищет способ, как лучше и быстрее решить проблему.

Выясняя, действительно ли в семье царит счастье, нужно учитывать, что семья может быть счастливой внешне и внутренне.

Внешне

— это выражение своих чувств, отношений на людях. И оно не всегда совпадает с внутренним. Вы можете видеть улыбающиеся лица, но если присмотреться внимательно, то поймете, что на самом деле люди далеки друг от друга и просто изображают счастье.

Внутреннее

счастье семьи — оно настоящее, когда нет необходимости демонстрировать свое отношение, гармония царит всегда.

Сочетание внешних и внутренних проявлений и составляет полноценное счастье. Именно такая семья является по-настоящему гармоничной — ей не надо притворяться — радость, веселье, любовь естественны и не пропадают под действием обстоятельств

или посторонних людей.

Асфальтовый мальчик

Жизнь города – жизнь удаленная от
природы. Накладывает на ребенка свою печать. Это нередко
формируют некую грациозность, утонченность, женственность, а
также отсутствие простоты и мужества.

Кроме того, такой мальчик нередко
воспитывается либо в неполной семье, либо в семье, где он —
единственный ребенок. И это тоже довольно часто порождает
эгоизм, тщеславие, одиночество, трудности в общении со
сверстниками, депрессию, витальную тоску и уныние.

Город осознается при этом нередко как
нечто узкое, то, что сковывает, как «каменный мешок».

Если мальчик делает успехи по музыке,
то своеобразная музыкантская утонченность также нередко
ведет к депрессивности, нервности, истеричности, тщеславию,
капризности, возникает своеобразный феномен «кумира семьи».

Упования родителей на то, что «великая
музыка» сама по себе сможет облагородить душу — все эти
упования, как правило, оказываются тщетными. Ибо великое
искусство развивает лишь душевность личности. А
начитанность, многознание и осведомленность таких детей не
рождает, к сожалению, светлого ума. Начитанность и
осведомленность, не подкрепленные духовностью, рождают все
те же высокоумие, надмен­ность и нередко цинизм.

Собственно же одухотворение приходит
через веру и религиозность. Кстати, именно поэтому
композито­ры писали как религиозную, так и светскую музыку.

Не надо понимать автора в том смысле,
что он пренебрегает искусством. Отнюдь! Религиозное
искусство и светское многим обязаны друг другу. Речь идет
здесь просто о разных уровнях: воспитание душевности и
воспитание духовности.

Отсутствие духовного воспитания рождает
праздность души. Праздность, пустота, невостребованность
души возникает даже и при формальной загруженности детей в
различных школах, секциях и кружках: Но свято место никогда
не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно
заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и
откровенно демоническую природу.

С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с потерей
чувства реальности. Глубина депрессивности у многих
сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями.

Описанные отрицательные характеристики
социального «верха» детского общества, увы, не делает его
верхом в подлинном смысле этого слова. И причин главных
здесь две: отсутствие мужества и праздность. И нам,
священникам, приходится очень часто выслушивать горькую
исповедь матери о той или иной трагедии в жизни сына и
восклицания типа: «За что, ведь я все ему дала».

Гармония — понятие и проявления

Гармония

— это состояние баланса, равновесие.

В гармоничной семье практически нет ссор, а если и возникают спорные ситуации, то они решаются максимально эффективно и выгодно для всех ее членов.

В гармоничной семье ощущается спокойствие, целостность,

присутствуют позитивные эмоции, а если кто-то расстроен, болен, то близкие люди поддерживают, помогают выбраться из эмоционального негатива или сложной жизненной ситуации.

В семье, где присутствует баланс, утро начинается позитивно, вечером люди спешат домой, потому что там их ждут близкие, которые нуждаются во внимании и заботе.

Основа гармонии — спокойствие и , что ты нужен, что близкие всегда поддержат тебя, подарят улыбку, помогут улучшить настроение.

В таких семьях неприемлемы — они нарушают создавшийся баланс, вносят негатив в существование. Гармоничные семьи избегают , как фактор, угрожающий спокойствию и целостности

Святитель Иоанн Златоуст

Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка, ибо душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают приказания, как городские власти.

***

Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать и переведи речь на его собственные проступки.

***

Хотя бы у нас все наше было благоустроенно, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.

***

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому

Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь гееннский

***

Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.

***

Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их.

***

Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.

Советуем изучить  Престол в православном храме

***

Старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.

***

Кто небрежен к своим детям, тог, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех.

***

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева:

  • Фильм первый. Любовь и влюблённость — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм второй. Первая любовь — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм третий. Как правильно вступить в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четвертый. Как не нужно вступать в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятый. Отношения между мужем и женой — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм шестой. Появление детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм седьмой. Планирование семьи. Аборты и контрацепция — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм восьмой. Многодетность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм девятый. Глава семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм десятый. Мужественность и женственность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм одиннадцатый. Взрослость молодых людей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм двенадцатый. Внутренний уклад семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм тринадцатый. Воспитание будущего семьянина — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четырнадцатый. Капризы и непослушание детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятнадцатый. Как уберечь детей от курения, алкоголизма и наркомании — протоиерей Илия Шугаев
  • Смотрите другие фильмы раздела «Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева»

Предназначение мужчины и женщины

Воспитание целомудрия в православной семьеФото: Flickr.com

При взрослении юноша приобретает черты мужественности, он становится защитником и способен принимать решения как за свою судьбу, так и за будущее близких ему людей. Молодой мужчина жаждет подвигов – это способствует формированию благородства, решительности, терпения, выдержки. Мужественность юноши, его сдержанность и корректность облагораживают его отношения с девушкой – он становится хранителем ее достоинства и чести. К сожалению, современная молодежная культура искажает представление о мужественности, что сводится к грубости, позерству и способности дать сдачи противнику, показать свою силу и превосходство.

Женщина – это хрупкий источник, носительница любви, в ней есть женская сила и смысл женского бытия. Женственная девушка становится желанной спутницей жизни для мужчины. Но путь каждого человека полон тайн и девушка может вовсе не выйти замуж или будучи в замужестве не иметь детей.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Оцените статью
Добавить комментарий