Икона божией матери влахернской. Подробное описание
Влахернская икона Божьей Матери, также называемая Влахернетисса, относится к числу наиболее почитаемых Православной церковью образов. Предполагается, что она обладает чудотворной силой.
Дата создания изображения – 302 год. По мнению историков, это ещё одно творение евангелиста Луки. В 439 году икона была привезена в Константинополь, и с того момента стала считаться покровительницей города и императоров византии. Лик назвали в соответствии с именем местности, относящейся к западной части города – Влахерны.
Там был убит вождь скифов Влах, а в 5-м веке император Лев Великий избрал место для строительства церкви во имя Богородицы. Несколько позднее именно там Андрей Юродивый наблюдал явление Девы Марии. В 1434 году храм погиб в пламени пожара и икону–защитницу, сопровождавшую императоров Византии во время войн, перенесли в другое место, но название Влахернская остаётся за ней и по сей день.
Описание иконы
Изображение на Влахернской иконе Божьей Матери было создано на базе плоского, вырезанного в дереве рельефа. Для этого использовалась техника воскомастики. Рабочим материалом был воск, смешанный с мощами христианских мучеников, что превратило икону в мощевик. Слой краски был нанесён уже поверх воска, покрывавшего изображения Богоматери и Спасителя.
Из-за особой техники изготовления списков с иконы было сделано немного (меньше, чем пять). Это, в свою очередь, привело к тому, что храмы в её честь на Руси практически не строились. По мнению Павла Алеппского, увидевшего образ в 1655 году, изображение не похоже на рисунок, поскольку оно сильно выступает над гладью доски, создавая впечатление ожившего образа. При соответствующем освещении оно словно обретает плоть, что вызывает в душе смотрящего благоговейный трепет
Иконографический тип образа говорит о том, что он является списком Одигитрии, весьма сходным со Смоленской иконой Божьей Матери. Предполагаемое время написания относится к 15-16 векам. Икона дополнена надписью на греческом языке, которая переводится как «богохранимая». После реставрации 1813 года, к имевшемуся тексту добавился новый (также на греческом): «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище».
Отличительным признаком изображённой на деревянной поверхности Богородицы является явная массивность фигуры. Сюда же можно отнести крупную, перекрывающую часть полей полосу нимбов. Ступни Младенца подняты высоко и «соприкасаются» с полями иконы.
Местонахождение
На данный момент Влахернская является достоянием Третьяковской галереи. С неё был сделан рельефный список (17-18 века), который пожаловали отцу Григория Строганова, основателя Влахернского храма в Кузьминках, где икона и находится до сих пор.
Церковь в Кузьминках
В Кузьминках церковь отстраивалась трижды. В первый раз деревянная постройка была возведена в 1716-м году под началом Строгановых. Её осветили в честь Влахернской иконы Божьей Матери, являвшейся семейной святыней для семьи, владевшей Кузьминками. По названию церкви местность также получила новое имя – село Влахернское.
В 1732 после пожара здание пришлось поднимать из руин. Обновлённая церковь тоже была деревянной и вскоре (18 ноября 1758 года) тоже сгорела.
В ныне известном, третьем варианте храм строился уже на третий раз (1759-1762 годы), а после был перестроен из-за необходимости проведения ремонта (1784-1785 годы).
Происхождение
Влахернскую икону Божьей Матери доставили из Константинополя в 1653 году. Её подарили Алексею Михайловичу, родителю Петра Великого. К Иконе прилагался документ (грамота), где рассказывалось о её происхождении (Влахернский монастырь в Константинополе) и истории почитания, соотнося образ с константинопольской Одигитрией.
На хранение икона была передана в Успенский собор (в Московском Кремле), но отправляясь в военный поход, царь не забывал взять её с собой.
О чём молиться
Влахернскую икону Божьей Матери почитают, прежде всего, как хранительницу от врагов и нашествий. Её помощи можно ожидать не только во время военных действий, но и в борьбе с обычными недоброжелателями. Также она покровительствует семейным людям, охраняя их от любых внешних вторжений.
Дни почитания: 2/15 июля, 7/20 июля, суббота в пятую седмицу Великого поста.
История «Герондиссы»
Как возникла икона неизвестно, но, по некоторым предположениям, ее подарил монастырю Алексей I Комнин, император Византии. Он же считается первым строителем этой обители.
Геронтисса – переводится с греческого «Старица» или «Настоятельница». Такого наименования она удостоилась после одного из чудес. В монастыре Пантократор (Вседержитель) был при смерти игумен преклонных лет, который выделялся святостью и своей благочестивой жизнью.
Сподобившись откровения о своей скорой кончине, он жаждал перед преставлением последний раз причаститься. Он попросил очередного священника поскорее приступить к Божественной литургии, однако Иеромонах не стал прислушиваться к пожеланию старца.
Тут же он услышал властный голос от иконы Богоматери Геронтисса, который повелел ему безотлагательно осуществить предсмертную волю своего игумена. Престарелый настоятель исповедался и после Святого Причащения спокойно отошел ко Господу. Икону же вынесли из алтаря в храм, на поклонение всем верующим.
Монастырь Пантократор на св. горе Афон
Сам монастырь стоит на том месте, где пожелала того Богородица. Изначально обитель начали возводить неподалеку от нынешнего строения, на отвесной скале над самым Эгейским морем.
Несколько ночей икона и инструменты строителей пропадали, и каждый раз их обнаруживали в одном и том же месте. Строители, решив, что это чья-то злая шутка, продолжали работы. Но спустя некоторое время, они поняли, что это Сама Богородица указывает им, где должен стоять монастырь.
Но не всегда икона находилась при монастыре. Во времена набегов сарацин, один мусульманин при попытке пустить икону на щепки, ослеп, а святыня была брошена в колодец его соратниками. Только перед самой смертью, спустя 80 лет, ослепший богохульник был вразумлен о своем грехе.
Он рассказал об этом недостойном поступке своим приближенным и поручил им отправиться на Афон, чтобы раскрыть монахам обители место нахождения образа. Святой лик был найден и с восторгом и почестями возвращен в храм.
2
Декабрь
1948 года
монастырь охватило сильнейшее пламя. Братия не могли своими силами справиться с пожаром и начали молиться иконе Пресвятой «Настоятельнице». Тут же над обителью нависло дождевое облако, и начался ливень, который в считанные минуты погасил языки пламени.
Не только от огня, но и от голода были спасены монахи чудесной помощью Богородицы. В XVII в. был довольно сильный голод, и изможденные насельники начали роптать, а некоторые из них собрались покинуть обитель. Игумен же уговаривал их не делать этого и призвал к более усердной молитве Матери Божией.
Сам же он не переставал горячо молиться и вскоре Господь явил чудо: из каморки, где хранились пустые емкости, потек елей. Когда братья вошли в комнатку, то с изумлением увидели, как из одного сосуда не перестает литься оливковое масло.
Православный Церковный календарь
Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).
Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610–631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в дар царю Алексею Михайловичу в Москву, где была помещена в Успенский собор.
Чудотворная икона сделана из восковой мастики и широко почитается среди православных верующих.
В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.
Примечание
Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная (Приветствие Богородицы, Мироточивая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на руках своих икону Богородицы Влахернскую).
Икона богородицы влахернская молитва
20 июля (7 июля по старому стилю)
Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «ОДИГИТРИЯ», то есть Путеводительница. По преданию, именно с этой иконой Божьей Матери Патриарх Сергий (610 – 631 гг.) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»).
Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу.
По одной версии после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора. Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году. Икону Божьей Матери каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.
Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.
«Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.
Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля. В 1918 году икону из закрытого для моления собора её удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.
Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галереи.
По преданию, написана евангелистом Лукой и находилась сначала в Антиохии, потом в Иерусалиме, а с половины V до VIII века пребывала в Константинополе во Влахернском храме, где она прославилась многими чудесами. Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой патриарх Сергий (610-631 гг.) обходил в 626 г. стены Константинополя с молебнами при осаде столицы варварами. В память этой и других побед, одержанные благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать празднование Похвалы Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).
Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX в. праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного ( 532 г.; память 5/18 декабря) и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
Во время иконоборческого гонения в VIII в. благочестивые люди скрыли икону в стене обители Пантократора (Вседержителя), где она оставалась почти сто лет, наглухо заложенная камнями. По особому указанию Матери Божией икону нашли и с торжеством перенесли на прежнее место во Влахернскую церковь.
После взятия Константинополя турками в 1453 г. Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 г. прислана афонскими иноками в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В Москве икону встретил патриарх Никон и поставил в Успенском соборе.
Также читайте у нас на сайте:
Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.
Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.
Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.
Литература – Собрание некоторой Православной литературы.
Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.
Молитва Богоматери перед иконой ее «Влахернской»
15 июля
и 20 июля — дни почитания иконы Влахернской Богоматери
Дни почитания иконы Влахернской Богоматери: 20 июля, 15 июля в праздник Ризоположения и в субботу Акафиста.
Молитва Богоматери перед иконой ее «Влахернской» звучит так:
«Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь».
Существует еще один вариант молитвы:
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, госпоже Владычице Богородице, Царице небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему.
Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению.
Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди мне покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избранного Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.
Второе имя Влахернской Божией Матери — Одигитрия, что в переводе с греческого значит Путеводительница. Образ помогает людям встать на верный путь, ограждает от «кривой дорожки» и бережет семейные узы
Дни празднования иконы
Изначально день памяти отмечался только в Константинополе, в Влахернском храме. Но в девятом веке праздник стал общим для всех христиан. На сегодняшний день почитание Влахернской иконы Божией Матери приходится на 20 июля по новому стилю.
Как добраться
Церковь Влахернской Богоматери находится в Стамбуле в районе Айвансарая недалеко от залива Золотой Рог.
Адрес: Kuyu Sok., 34087 Fener, Fatih/Фатих/Стамбул, Турция
Проезд:
Добраться до церкви Влахернской Богоматери можно многими способами, в зависимости от того, где вы находитесь.
Наиболее приятный способ добраться до церкви Влахернской Богоматери – это воспользоваться катером от причала Haliç, который находится недалеко от станции скоростного трамвая Т1 EMINÖNÜ . См. ссылку на расписание катеров по Золотому Рогу в статье о водном транспоте Стамбула (нужно расписание в разделе Haliç). Выйти нужно на причале Айвансарай (Ayvansaray) и немного пройти пешком по ул. Avansaray Kuyusu sokak (см. карту выше)
Если вы хотите добраться до церкви Влархенской Богоматери из Таксима и Бейоглу, и хотите это сделать на катере, то это можно сделать от причалов Karakoy и Kasimpasa (ссылка на расписание в ссылке выше)
Также добраться до церкви Влахернской Богоматери можно от Эминёню (одноименная остановка скоростного трамвая Т1) на многих автобусах, который идут по шоссе вдоль Золотого Рога (№№ 399С, 36СЕ и др.) , выйдя на остановке Айвансарай. Далее немного пройти пешком.
Чтобы добраться до церкви Влахернской Богоматери от Аксарая, Лалели, можно проехать на любом транспорте по бульвару Ататюрка до берега залива Золотой Рог, остановка UNKAPANI (Ункапаны) или пройти туда пешком. А там пересесть на те же автобусы 399С, 36СЕ и др. Любители погулять, могут весь путь проделать пешком через улочки Фатиха, Фенера и Балата. Там есть что посмотреть. Помимо некоторых достопримечательностей, как популярных, так и малоизвестных , вы увидите настоящий нетуристический Стамбул с домами-развалюшками и печками-буржуйками. Вооружитесь только картой или навигатором. В кривых улочках и тупичках старого Стамбула очень легко потеряться.
От Эйюпа до церкви Влахернской Богоматери можно добраться пешком минут за 15.
Из аэропорта Ататюрк добраться до церкви Влахернской Богоматери и вообще в этот район можно так: доехать на метро до любой из станций – Ataköy, Bahçelievler, Zeytınburnu , Merter и там пересесть на метробус. Выйти на остановке Ayvansaray и немного пройти пешком.
История
Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды.
Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери.
Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону.
По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной.
Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали.
Во время осады сарацинами — мусульманами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
В эпоху иконоборчества Влахернская церковь как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь иконоборцы провели последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма были заменены на более абстрактные, изображающие растительный и животный мир. Чудотворная икона пропала до правления Романа III, когда её якобы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки.
В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошёл первый праздник Торжества Православия. А при Константине Багрянородном во Влахернский храм были доставлены новые реликвии — предполагаемое письмо Абгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса.
После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподнимался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.
Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. В 19 веке греческая община на месте руин старой церкви построила новое здание.
Единственное, что осталось от старой церкви – это источник со святой водой и купель.
Как и когда молиться
Православные люди издавна верят, что икона приносит в дом мир и гармонию. Поэтому образ необходимо иметь в доме. Смоленская икона помогает решить конфликты, избавиться от неприязни врагов. Чтобы в семье царило благополучие, в доме непременно нужно хранить образ.
Но главной задачей иконы является указание людям пути к спасению. Бога найдут все те, кто желает этого. Больные люди могут просить у Богородицы исцеления. Их просьбы будут непременно услышаны. Но можно просить у иконы о здравии собственной души.
Молиться около образа можно в любой день. Однако наиболее сильны молитвы, произносимые 28 августа, 5 ноября и 24 ноября. В эти дни почитается Смоленская икона, а в храмах во время службы читается акафист.
Если хотите, чтобы Божия матерь услышала вас, нужно пойти в храм и зажечь свечу перед образом. Приложившись к иконе, можно попросить обо всем, что вас тревожит.
Фото 5. Икона способна защитить дом и людей от всяческих напастей.
В дни почитания Смоленского образа стоит принять участие в крестном ходе. Кроме того, верующие могут взять послушание и самостоятельно читать молитву каждый день. Но перед этим необходимо взять благословение у батюшки. В храм к Богородице нужно идти с чистой душей. В молитве можно просить обо всем, главное никому не желать ничего плохого. Ведь Богородица излучает только доброту и милосердие.
Смоленская икона очень почитаема. Все верующие относятся к ней с глубоким уважением. Этот образ один из тех, которые необходимо иметь в доме. Повесить икону можно в любом удобном для вас месте, где вы сможете молиться в тишине. Особых требований к месту размещения святых ликов нет. Главное, чтобы образ находился подальше от техники, статуэток и плакатов. Считается, что икона защищает дом от зла, распрей, его обитателей от болезней. К ней можно обращаться с самыми разными просьбами. Женщины читают перед Смоленским образом молитвы, когда хотят избавиться от бесплодия и забеременеть. За всю историю икона неоднократно исцеляла от многих недугов, поэтому верующие часто обращаются к ней с молитвами о здравии.
Где находится образ Пресвятой Богородицы
Чудотворная икона «Геронтисса» помогает каждому верующему, который с искренней молитвой обратился за наставлениями и помощью к Матери Божьей. Списки Ее находятся во многих храмах Греции. А оригинальный образ Пресвятой Богородицы «Настоятельница» находится в храме Пантократор на Афоне, при северо-восточной колонне, которая поддерживает купол.
Славится список, который находится в Почаевской Успенской Лавре, где в начале каждого богослужения монахи всякий раз спрашивают благословления Богородицы. Еще один чудотворный образ, написанный в самом монастыре Пантократор, находится в Екатеринбурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре.
Православные христиане празднуют память святыне 17 апреля по новому стилю (по старому стилю – 4 апреля).
Храни Вас Господь!
Иконы