Икона дмитрия солунского

Икона дмитрия солунского

Икона дмитрия солунского
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
10 августа 2020

Иконография и стиль

Святой лик из Владимира выполнен в иконографическом стиле Элеуса (Умиление). Божья Матерь изображена по пояс, на левой руке Ее восседает Младенец Иисус. Христос прижимается щечкой к лицу Матери, ручками обвивает шею Родительницы, а взгляд Его полон обожания и милости. Приснодева облачена в красные одежды, голова Ее склонена к Сыну, глаза отражают всю скорбь о человечестве. Божественная Пара, над которой сияют золотые нимбы, олицетворяет единство физической и духовной природы, безграничную любовь Господа ко всему живому.


Святой лик из Владимира выполнен в иконографическом стиле Элеуса

На обратной стороне полотна изображен престол, на котором лежит терновый венок и гвозди, предназначенные для Распятия. За ним мы можем увидеть Крест, а также копье с губкой. Такая жертвенная символика рассказывает нам о страданиях Иисуса, которые Он принял ради рода людского.

Отличить Владимирский образ от других богородичных ликов можно по левой ступне Христа, которая повернута пяточкой к богомольцам.

Икона Божьей Матери «Всецарица»

Икона Богоматери «Всецарица», перед которой собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. На их лицах – особый след, который приносит с собой лечение. Это и особенная бледность, которую ни с чем не спутаешь, и редкие ломкие волосы, и взгляд, усталый и устремленный за те горизонты, за которые обычные люди заглядывать боятся.

Икона Богородицы «Всецарица»

Больные раком и близкие больных раком приходят к Богородице, чей образ носит имя «Всецарица», или, по-гречески, «Пантанасса».

Всецарица! Так обращается к ней гимнограф в первом каноне «Богородичника»

«Ужасошася страхом, Всецарице, ангельская чиноначалия, хваляще Тя: поет же благости ради всяк ум, яко Матерь Зиждителя: похвалы бо всякия превозшла еси чин, Христа рождши»

Богородица, олицетворяющая Церковь, восседает на престоле – символе вселенной, мира, населенной земли, ойкумены. Четыре конца света, четыре, четыре главные созвездия – так, «четвероконечным», воспринимали мир древние. Отзвук этого сохранился в удивительном Каноне Честному Кресту, входящему в ежедневное монашеское правило.

«Четвероконечный сый мир, и яко триобоюдный меч, начала тмы сечеши, нами воображаемь, Кресте, оружие великое Христово, и непобедимое победительство всесильное».

«Кресте всечестный, четвероконечная сила, апостолов благолепие и мучеников крепость, немощных здравие показался еси, мертвых воскресение, падающих воздвижение». (Канон Честному Кресту)

Крест Ее Сына. Он здесь, Отрок, чертами лица повторяет Материнские. Он – Сын Мариин.

«И светлым облаком являет высота, Кого под сердцем Ты, Пречистая, таилаИ Чьи черты Тебя напомнили с креста».

(Владимир Микушевич)

Тайны Страстной седмицы. Страсти Иисуса Христа

В сиянии золотого хитона видна длань Его – из плоти и крови. Сын стал Человеком, приобщаясь человеческой плоти и крови – чтобы «удобее восприять страдание». Он причастился нашей природы – в смерть Свою, для того, чтобы мы причащались Его Тела и Крови – в жизнь истинную.

Да! Отпускай на свободу измученных,Отрок, чье имя прекраснее всех.в горы взойди неприступными кручами,в старости Сарре дарующий смех.

Крылья голубки распахнуты в стороны —лето Господне, и колос, и песнь!Да! Сквозь пустыню, дорогой неторною —слышатся зовы, и голос, и весть. 

Дождь — на руно, и завет Его — радугой,петь Его, слышать и видеть весь день!Да! Он ведет, Он берет тебя за руку —пальцы влагая в следы от гвоздей.

Сам Он — чудесней видений и знамений,в старости Сарре дарующий смех,явленный Боже и Боже являемый,Отрок, чье Имя прекраснее всех.

Совершилось желание Его и исполнилось. Крест претерпел Он и смерть «упразднил» – опустошил, выпустил из ее ненасытного чрева всех томящихся, дал им вкусить Хлеба Жизни.

«Ибо Ты – Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь» (Благодарственная молитва св. Василия Великого после Святого Причащения).

И уже нет ни неба, ни земли – ангелы символизируют преодоление этой преграды, касаясь крылами и неба и земли за Престолом Сына на руках Материнских.

Церковь хранит «лекарство бессмертия» (сщмч. Игнатий Богоносец) – врачующую Плоть Христа и Кровь от пречистого ребра Его, Отрока, пострадавшего за исцеление всех, Отрока, чьи раны, как источники, родники воды сладкой, источили измученным исцеление.

И тайна Церкви в имени Богородицы – Всецарицы: Христос царствует!

«Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен» (Канон Пасхи).

Христос царствует! – так восклицали христиане Древней Церкви, приговоренные к смерти на аренах римских цирков от мечей гладиаторов и зубов зверей.

Христос царствует! – и Церковь Его свидетельствует об этом.

Свет Воскресения бьет в низкие, надземные окошки наших ветхих домишек, бьет, прорываясь снопами лучей чуда и надежды там, где нет сил уже надеяться на чудо.

«Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй» (Канон Пасхи).

Свет Воскресшего Христа, раздающего Себя всем – «просто и без упреков» (Иак.1:5) в Таинстве Тела и Крови – это свет Церкви, царствующей в мире.

Ни мрамору, ни гранитуне хоронить мертвецов —Ударил Он смерть в ланиту,Увидел Он смерть в лицо.

Не будет землей покрытоСвятое Твое тавро,Ударивший смерть в ланиту,Пронзенный смертью в ребро.

Теперь никакой разлукеНавек не сомкнуть кольцо —Дал осязать Свои рукиУвидевший смерть в лицо.

В каких событиях российского государства участвовала икона?

Но не только во время нашествия Тимерлана люди молились перед иконой Владимирской Божьей Матери. Она участвовала и в других событиях государства:

  1. 1451 год – нашествие татар на Москву. Тогда город был осажден язычниками, и митрополит Иона решил пронести икону крестным ходом. В это время неприятели услышали шум, который был похож на приближающуюся помощь в виде войска Василия Дмитриевича. Татары сняли осаду и удалились.
  2. 1480 год – ожидалась битва с татаро-монголами. По обе стороны реки Угры уже выстроились войска – русское и татарское, но сражения не произошло. Тогда народ яростно молился перед иконой и противники после долгого стояния решили уйти. Это событие названо «великим стоянием на реке Угре».
  3. 1521 год – снова нашествие татаро-монгол. Они начали поджигать Москву, но, не нанеся городу ощутимого урона, поспешно удалились. И в этот раз все московское население стояло на коленях перед иконой. Очередное избавление принято отмечать 3 июня каждого года.
  4. 1613 год – с иконой Богоматери происходит встреча войск Минина и Пожарского, которые были освободителями русской земли от польских захватчиков.

Кроме этого летопись тоже хранит немало чудесных спасений и исцелений посредством молитвы перед иконой Божьей Матери:

  • Женщина, которую звали Ефимия, страдала сердечными болями, но узнав о существовании иконы Богоматери во Владимире, отправила туда священника с подарками (драгоценности, украшения и золото). Из монастыря батюшка привез воду, которой омывали икону, женщина выпила ее, помолилась, и ее сердце больше никогда не болело.
  • Однажды в Вышгороде на людей упали Золотые ворота. Князь Андрей Боголюбский стал усердно молиться перед иконой Божьей Матери, чтобы люди не пострадали слишком сильно. Когда ворота подняли, оказалось, что никто из мужчин и женщин, извлеченных из них, даже не получил ни царапины.
  • Одна из настоятельниц монастыря с возрастом потеряла зрение, но как-то раз помолилась Богоматери, омыла лицо водой, которой ранее омыли икону, и неожиданно для всех прозрела.
  • Жена священника, будучи беременной, молилась перед иконой Божьей Матери о том, чтобы Бог сохранил малыша и благословил хорошими родами. После этого она с некоторыми мужчинами и женщинами оказалась в конюшне с лошадью, которая взбесилась и крушила все вокруг. Не пострадала от скакуна только эта женщина, остальным лошадь принесла немало увечий.

Эти далеко не все примеры того, когда молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери.

Чудеса

Перед тем как рассматривать, в чем помогает этот образ, нужно описать кратко известные чудеса, которые совершались на протяжении длительной истории Руси. Об этом может рассказать Википедия, эти факты являются общеизвестными. До сих пор чудеса, связанные с этой иконой помогают верующим.

READ  Очень сильные молитвы на все случаи жизни, которые реально помогли

Перед ним молились сотни тысяч верующих веками и простые люди и аристократы, перед ним постигали веру великие подвижники и люди мирские, по молитвам русских людей Дева Мария творила чудеса и оберегала родную землю от всяческих невзгод.

Известные чудесные события:

  1. В 1395 году пречистая Дева явилась во сне Тамерлану, который на тот период завоевал огромное количество земель, заставила его отступить и не захватывать Русь.
  2. В 1451 году татары снова стояли под стенами города, но Иона, который на тот период был митрополитом, пронес вдоль городских стен икону Божией Матери во славу Божию, дабы уберечь город. Ночью татары услышали непонятный шум и посчитали, что это приближающееся войско Василия Дмитриевича. Вражеские полчища охватил страх, они отступили от стен города и ушли восвояси.
  3. Стояние не реке Угре 1480 года. Согласно преданию, чудотворная Владимирская икона Божией Матери была взята на реку перед началом предполагаемой битвы. Войска русских и татар 9 месяцев стояли на противоположных берегах реки, не решаясь начать наступление. Перед битвой русские принесли на свой берег икону и, спустя короткое время, татары отступили.
  4. Спасение Москвы. В начале 16 века нашествие татар могло полностью погубить Москву, но одна из монахинь увидела сон об иконе и грехах жителей столицы. В итоге утром горожане и священники собрались в храме, чтобы молить Богоматерь о помощи. В итоге татары снова отступили.
  5. Обретение царя. С иконой под предводительством митрополита ходили к Борису Годунову, чтобы он стал новым царем.
  6. Освобождение от поляков. В 1613 году в город вошли освободительные войска, которые встречали именно с этим ликом.

Помимо этого икона Владимирской Божьей Матери активно использовалась при коронации различных монарших особ. Люди замечали разнообразные чудеса, которые достигались молитвой перед образом или омовением водой, которая до этого омывала его. Эти факты фиксировались в различных церковных книгах.

Стояние не реке Угре 1480 года.

Как молиться

Многие православные видели как минимум фото или репродукцию этого образа. Он имеется во многих храмах. О чем молятся Владимирской иконе Божией: верующие просят о собственных нуждах, не забывают о собственной земле и других православных, которым пригодится заступничество Богородицы.

Перечислим самые распространенные поводы:

  • укрепление в вере в минуты сомнений, когда есть потребность в том, чтобы укрепить веру, углубить собственное религиозное чувство;
  • об исцелении от недугов душевных и телесных, Дева Мария непрестанно молится Господу и является великой заступницей, которая помогает обрести просящим здоровье;
  • об избавлении от греха — это то, в чем помогает образ особенно, каждый верующий может прийти, чтобы раскаяться и получить прощение;
  • чтобы просить за страну и православную веру – такая молитва является традиционной и практикуется на протяжении многих веков;
  • перед принятием решения, когда требуется о чем-то поразмыслить и получить какой-то ценный совет, после молитвы Богородице лучшее решение само посещает разум верующего.

По предыдущему описанию известно, как выглядит икона: отличительной особенностью является ступня Христа, которая обращена в сторону зрителя. По этой детали легко увидеть искомый образ, придя в храм и вознести молитву.

Для этого нужно приходить до или после службы, дабы иметь возможность поставить свечку и прочитать молитву нужное количество раз.

Также возможна келейная молитва, то есть дома, перед образом, который находится в комнате. Эта практика является неотъемлемой для православного, уединенная молитва приносит существенные духовные блага.

Вот некоторые советы по этой практике:

  • перед началом следует очистить собственный ум, настроиться на молитву, отрешиться от земных забот;
  • перед образом по возможности вначале зажигается свечка или лампадка;
  • нужно обеспечить уединение и полное спокойствие, чтобы не отвлекаться и сосредоточиться на словах молитвы;
  • лучше всего, когда молитва читается на память, но также может использоваться молитвослов или просто удобная распечатка;
  • также допускается молитва своими словами, которая начинается с традиционного обращения «О Всемилостивая Госпоже Богородице».

Происхождение и странствие иконы Владимирской Божьей Матери

О возникновении иконы гласит древнее предание. Написал ее апостол Лука тогда, когда еще была жива Богородица. Создавался образ на доске от стола, где происходила трапеза всего Святого Семейства.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, в этом же году ее отправили в Константинополь. Там она хранилась где-то приблизительно до 1131 года.

В XII веке икона Владимирской Божьей Матери была подарена Киевской Руси Лукой Хрисовергом (Константинопольский патриарх). Ее направили в Богородичный монастырь в Вышгороде.

Когда она пробыла там некоторое время, икону увозит оттуда Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукова). В своем странствии он останавливается в городе Владимире, где ему и было знамение Богородицы. На месте этого чуда был воздвигнут храм, в котором и осталась икона. Теперь она стала именоваться Владимирской.

Нынче же там хранится список, который был написан Андреем Рублевым. Оригинал иконы был перенесен в 1480 году в Успенский собор, который находится в Москве. Затем образ еще два раза переносили: в 1918 году — в Третьяковскую галерею, а в 1999 году — в храм Святителя Николая. В последнем она и хранится до сих пор.

Великой святыней является Владимирская икона Божией Матери. Об истории и значении иконы для русского народа записано множество историй, которые случались в древние времена и в нынешнее время.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Владимирская икона Божией Матери

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Владимирская икона Божией Матери

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

READ  Молитва николаю чудотворцу о здравии

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография[править | править код]

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборотправить | править код

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и , относимые к началу XV века (времени второй починки иконы). Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублевым. Существует версия, что икона с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги с обеих сторон. Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV веком. Фон и буквы были прописаны, возможно, в конце XIX века.

В 2013 году в ходе исследования иконы было установлено, что под нынешним изображением на оборотной стороне, согласно сопоставлению рентгенограмме гвоздей, оставшихся от старого оклада, было изображение некоего святителя, возможно, святого Николая Чудотворца.

Датировка и сохранностьправить | править код

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы

По оценкам современных искусствоведов, икона написана в первой трети XII века в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана (прописана) четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.

Стильправить | править код

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Окладыправить | править код

Оклад Владимирской иконы, 1657 год

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 2,5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад был изготовлен в конце XIV – начале XV века, третий золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века; в 1656—1657 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза, в конце XIX века оценивавшаяся на сумму около 60 000 серебряных рублей. В настоящее время эти оклады хранятся в Оружейной палате.

В 1910 году вор ночью проник в Успенский собор Кремля и снял камни с оклада иконы, однако не смог выйти из него незамеченным и был задержан.

История ее написания и появления на Руси

Предание гласит: образ этот написал сам апостол Лука. Причем за основу он выбрал доску стола, за которым трапезничали сама Богоматерь и ее Сын. Увидев икону, Мария произнесла: «Пусть отныне с этим образом будет благодать моя и Родившегося от меня».

В начале 12 века оригинал иконы находился в Константинополе. Дабы укрепить дружбу с русскими христианами, с иконы сделали список, который передали в Киев. Князь встретил ее с почестями и повелел разместить в Богородичном монастыре.

К сожалению, не все хорошо было в то время в стране и на престоле. Город захватил Юрий Долгорукий. Сыновья князя все время спорили, еще до смерти отца деля наследство. В конце-концов княжич Андрей в 1155 году решил основать отдельное, неподвластное киевскому престолу государство на севере. Отправившись туда, он втайне прихватил с собой и образ Богоматери.

Остановившись во Владимире на отдых, вскорости Андрей решил ехать дальше. Однако лошади вдруг отказались идти. И даже когда лошадей поменяли, караван не сдвинулся с места.

Княжич начал молиться Деве Марии, и она явилась к нему, приказав оставить ее образ во Владимире, да к тому же, возвести для иконы собор.

Андрей послушался Небесную Царицу и остался во Владимире, объявив город первопрестольным. Здесь образ остался на несколько сотен лет, отчего и получил свое название.

А в 1480 году икону перевезли в Москву, в Успенский собор. Но Владимирский собор не осиротел — здесь оставили список с иконы, автором которого стал сам Андрей Рублев.

Москвичи ожидали святой образ с большим трепетом и благоговением. На месте, где город встречал образ, даже соорудили Сретенский монастырь, названный от слова «встреча».

После революции Успенский собор закрыли. К счастью, старинную икону не сожгли, а пощадили, посчитав произведением искусства. Посему ее перенесли в Третьяковскую галерею.

И уже в наши дни, в 1999 году, образ вернулся в лоно церкви — в храм Святителя Николая (Толмачи).

С какими чудесами связано существование этой иконы?

1237 год. Войско хана Батыя захватило город, собор сожгли, оклады икон разграбили. Но святой лик Царицы Небесной остался невредим.

  • 1395 год. Чтобы защитить Москву от войска хана Тамерлана, из Владимира принесли икону (собственно, поэтому москвичи так трепетно ожидали ее приезда). Всю дорогу святыню несли на руках с молитвами. И случилось чудо: войско не атаковало город, отступив. Согласно легенде, хану приснилась прекрасная женщина, ведущая за собой огромное войско, которое угрожало его армии.
  • 1451 год. Москве угрожало татарское войско под предводительством ногайца Мазовши. Московский митрополит организовал крестный ход вокруг города с иконой Богоматери во главе, и враги отступили.
  • 1521 год. Богородица снова спасла Москву, в этот раз — от хана Махмет-Гирея, войско которого не смогло взять город.

Из-за этих трех победных случаев (хотя на самом деле таких побед небесных сил над земными воинствами было больше, просто эти — самые известные) Владимирская Божья Матерь почитается защитницей всех русских земель.

Но известна эта икона и множеством чудесных исцелений.

  • У супруги князя Андрея, позже названого Боголюбским, были трудные роды. Но когда икону Богоматери (которая уже в те времена прослыла чудотворной) обмыли водой и эту воду дали выпить княгине, она родила здорового малыша.
  • Еще одна беременная, в этот раз супруга священника, молилась этой иконе, после чего Божья Матерь спасла ее от взбесившейся лошади.
  • Настоятельнице монастыря принесли воды, которой омыли лик иконы — и она исцелилась от слепоты.
  • Женщина по имени Ефимия долгих семь лет страдала от сердечной болезни. Узнав о чудесах Владимирской иконы, она послала для нее щедрое подаяние — много драгоценных украшений. В благодарность за них священник привез ей святой воды от иконы. Выпив ее, страдалица исцелилась.

И это далеко не полный перечень чудес.

READ  Икона божией матери споручница грешных

Интересно, что чудесными исцелениями отличилась не только оригинальная Владимирская икона, но и списки, написанные с нее.

Значение образа

По типу иконографии (написания) эта икона — «Элеуса», то есть «Умиление». Она показывает нежность, царящую между Богородицей и ее Сыном.

Такая трогательная икона не может не вызвать умиления.

Более глубокий, богословский смысл образа: Небесная Царица — это прообраз человеческой души, искренне наслаждающейся общением с Сыном Божьим.

Иконы с Девой Марией рисуют также в такой технике:

История

Кто создатель. Есть некоторое количество образов, которые, согласно преданию, написаны самим апостолом Лукой, автором одной из книг Евангелия. Этот образ получил благословение самой Пречистой Девы и написан на доске, которая раньше служила Христу, а также Марии и Иосифу обеденным столом. Поэтому на нем особая благодать, и он обладает такой огромной ценностью.

Основные исторические вехи:

  • до середины пятого века пребывает на территории Иерусалима, потом перевозится в Константинополь;
  • остается в Византии до 12 века, но константинопольский патриарх дарит образ Юрию Долгорукому, который привез икону в Киев;
  • период разнообразных чудес, о которых узнает сын Долгорукого Андрей Боголюбский. Отправившись в Вышгородский монастырь, князь забирает священный лик, по пути приезжает во Владимир, где ему является видение Богородицы. Здесь он приказывает поставить новый храм;
  • икона Владимирская получает свое нынешнее имя, творит разнообразные чудеса, не раз спасает Русь;
  • Андрей Рублев делает список (в 1408 году), который остается храме города Владимир, оригинал в 1480 году увозят в Москву и размещают на территории Успенского собора;
  • В 1918 образ перенесли в Третьяковскую галерею, в 1999 в храм святителя Николая.

Такова официальная история иконы Владимирской Божьей Матери, которая в большей степени интересна для ученых. Помимо этого существует и совершенно другая, которая интересна для верующих. Сохранилась эта историческая мозаика отдельными крупицами в рассказах и свидетельствах народа.


Икона Владимирская Божья матерь

Описание образа

Существует четыре основных иконографических образа Богородицы: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Акафистный, которые используются для создания святынь. На Владимирской иконе Божией Матери мы видим тип Елеуса или Умиление, который характеризуется прильнувшими друг к другу Богомладенцу и Богородице. Они соприкасаются щеками и заключают друг друга в объятья.

Формальный и примитивный уровень понимания дает вполне понятное значение – отношения между матерью и ребенком, нежность материнской любви. Конечно, таким символом не следует пренебрегать, так как он сам по себе является весьма значимым для осмысления. Тем не менее, не нужно забывать о роли изображаемых фигур: перед нами не просто люди, а святые, хотя они изображаются в человеческом обличии.

Символическое описание:

  • изображаемые прижимаются щеками: Пречистая Дева символизирует собой человечество, а Христос представляет Господа, к которому стремится каждый человек. Таким образом изображается божественная любовь и близкие отношения между Создателем и чадом Его;
  • одежды Марии: нижняя часть синего оттенка символизирует небесную чистоту, верхняя — красная, указывает на царственность положения Марии и страдания Богородицы;
  • золотые элементы одежды тоже указывают на царственность, символ божественной благодати.

Богородица также может символически представлять собой не только человечество и человека в отдельности, но и церковь. Это подчеркивает одна деталь: Мария имеет на одежде нарукавники, которые надевают священники. Богородица представляет собой равноапостольную церковь, которая позволяет человечеству идти к Господу.

Владимирская икона Божией Матери. История почитания

Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают три раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

Празднование 3 июня установлено в 1521 году в честь избавления Москвы от нашествия казанского хана Махмет-Гирея. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились перед ликом Владимирской иконы Божией Матери. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую икону. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

6 июля празднование Сретению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской установлено в память избавления Руси от монголо-татарского ига в 1480 году.  Об этом знаменательном событии русской истории подробно говорится в летописной «Повести о стоянии на Угре». После одержанной победы Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат отправился в поход на Русь, отказавшуюся с 1476 года платить дань татарам. Продвигаясь вперед к Москве, он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынской коннице удалось форсировать реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам все броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. В это время вся Русь возносила молитвы к Пресвятой Богородице, особенно усердно перед Владимирской Ее иконой, которая уже не раз являла свою чудодейственную помощь, спасая страну от погибели.

В ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, и хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, вдруг сильно испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены лишь небольшие русские силы, но они окончательно изгнали неприятеля с родной земли. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

8 сентября праздник установлен «избавления ради от нашествия безбожных агарян, поганаго царя Темир-Аскака». В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа (ст. ст.). «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее. Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно