СОДЕРЖАНИЕ
0
0
26 января 2020

Только безбрачные

В самом начале становления епископства на христианской земле епископ мог быть как безбрачным, так и женатым. С течением времени стало понятно, что эта деятельность требует от людей полной самоотдачи и отречения от всего земного, то есть епископ должен стать полноценным монахом.

По сути монах — это «воин Христов», приносящий великую духовную присягу. Он дает Всевышнему обет безбрачия, послушания, то есть полного отречения от своей воли, и обет нестяжания – то есть монах не должен иметь своего имущества. В таком формате и служит монах Господу на этой земле либо в отшельничестве, либо в монастырях.

Церковные общины именно таких людей призывали на епископское служение, это духовно опытные, крепкие, сильные духом и ничем мирским не обремененные, не имеющие забот о своей семье и близких. Только такой человек может искренне, целиком и полностью отдаваясь, служить Господу. Так сформировался институт монаха-епископа.

История

Викарий – это обозначение, получившее конкретное применение по отношению к должностным лицам со времен Римской империи. Еще в период правления Константина Великого она была разбита на четыре огромных административных округа – префектуры. Они подразделялись на более мелкие административные единицы – диоцезы. Управление осуществлялось следующим образом: префектурой управлял префект, а диоцезами – викарий, который непосредственно был подчинен префекту.

Викарии назначались императором, и в пределах своего диоцеза они имели власть, позволявшую контролировать действия правителей провинций. Но отстранять последних от власти права у них не было.

Если на территории диоцеза находился сам префект, викарий терял свою власть. По сути, он являлся уполномоченным лицом от префекта.

^ ЕПИСКОПАТ

ЕПИСКОПАТ – собирательное название высшей (третьей) степени священства православной церковной иерархии. Представители Е., именуемые также обобщенно архиереями или иерархами, в настоящее время распределены, в порядке административного старшинства, по следующим рангам.

Епископ (греч. episkopos – букв. надзиратель, блюститель) – самостоятельный и полномочный представитель «местной церкви» – возглавляемой им епархии, именуемой поэтому «епископией». Его отличительная внебогослужебная одежда – ряса. черный клобук и посох. Обращение – Ваше преосвященство. Особая разновидность – т. н. «викарный епископ» (лат. vicarius – заместитель, наместник), являющийся лишь помощником правящего архиерея большой епархии (митрополии). Он состоит в его непосредственном ведении, исполняя поручения по делам епархии, и носит титул по одному из городов на ее территории. Викарный епископ в епархии может быть один (в С.-Петербургской митрополии, с титулом «Тихвинский») или несколько (в Московской митрополии).

Архиепископ («старший епископ») – представитель второго ранга Е. Правящий епископ обычно возводится в этот сан за какие-либо заслуги либо по истечении определенного времени (в качестве награды). От епископа он отличается только наличием жемчужного крестика, нашитого на черном же клобуке (над лбом). Обращение – Ваше Высокопреосвященство.

Митрополит (от греч. meter – «мать» и polis – «город»), в христианской Римской империи – епископ митрополии («матери городов»), главного города области или провинции (диоцеза). Митрополит может быть и главой Церкви, не имеющей статуса патриархата (Русской Церковью до 1589 г. управлял митрополит с титулом сначала Киевский, а затем Московский). Сан митрополита в настоящее время даруется архиерею либо в качестве награды (после сана архиепископа), либо в случае перевода на кафедру, обладающую статусом митрополии (С.-Петербургская, Крутицкая). Отличительная особенность – белый клобук с жемчужным крестиком. Обращение – Ваше Высокопреосвященство.

Экзарх (греч. начальник, руководитель) – название церковно-иерархической степени, встречающееся с 4 в. Первоначально этот титул носили представители только самых видных митрополий (некоторые превратились позднее в патриархаты), а также чрезвычайные уполномоченные константинопольских патриархов, посылавшиеся ими в епархии с особыми поручениями. В России этот титул впервые был усвоен в 1700 г., после смерти патр. Адриана, местоблюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому. Экзархом именовался и глава Грузинской церкви (с 1811 г.) в период вхождения ее в состав Русской Православной Церкви. В 60-е – 80-е гг. 20 в. некоторые заграничные приходы Русской Церкви были объединены по территориальному признаку в экзархаты «Западноевропейский», «Среднеевропейский», «Центрально- и Южноамериканский». Управлявшие иерархи могли быть в сане ниже митрополита. Особое положение занимал митрополит Киевский, носивший титул «Патриарший Экзарх Украины». В настоящее время титул экзарха носит только митрополит Минский («Патриарший Экзарх всея Беларуси»).

Патриарх (букв. «родоначальник») – представитель высшего административного ранга Е., – глава, иначе предстоятель («стоящий впереди»), Автокефальной Церкви. Характерная отличительная особенность – белый головной убор с укрепленным над ним жемчужным крестиком. Официальный титул главы Русской Православной Церкви – «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Обращение – Ваше Святейшество.

Лит.: Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989; см. статью Иерархия.

Патриархи в России

Пат­ри­арх пери­од прав­ле­ния коли­че­ство лет пат­ри­ар­ше­ства кано­ни­за­ция импе­ра­то­ры вре­ме­ни прав­ле­ния
1 Иов 1589-1605 16 1989 Федор Иоано­вич
2 Гермо­ген ­(Ермо­ген) 1606-1612 6 1913 Смутное вре­мя, Лжедмит­рий I, Шуйский
3 Филарет 1619-1633 14 Михаил Федоро­вич
4 Иоасаф I 1634-1641 7 Михаил Федоро­вич
5 Иосиф 1642-1652 10 Михаил Федоро­вич и Алексей Михай­ло­вич
6 Никон 1652-1666 14 Алексей Михай­ло­вич
7 Иоасаф II 1667-1672 5 Алексей Михай­ло­вич
8 Питирим 1672-1673 1 Алексей Михай­ло­вич
9 Иоаким 1674-1690 16 Алексей Михай­ло­вич, Федор Алексе­е­вич, пра­ви­тель­ни­ца Софья, Иоан V, Петр I
10 Адриан 1690-1700 10 Петр I
Стефан Яворский, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла 1700-1721 21 Петр I
Синодаль­ный пери­од 1721-1917
11 Тихон 1917-1925 8 1989
Священ­но­му­че­ник Петр, мит­ро­по­лит Крутиц­кий, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла 1925-1936 11 1997
12 Сергий 1936-1943 – место­блю­сти­тель; 1943-1944 – пат­ри­арх
13 Алексий I 1945-1970 25
14 Пимен 1971 – 1990 19
15 Алексий II 1990 – 2008 18
16 Кирилл 2009 – наше время

^ ПРИЧТ

ПРИЧТ, или ПРИЧЕТ ЦЕРКОВНЫЙ (слав. причьтъ – «состав», «собрание», от гл. причитати – «причислять», «присоединять») – в узком смысле – совокупность низших церковнослужителей, вне трехстепенной иерархии. В широком смысле – совокупность как священнослужителей, или клириков (см. клир), так и собственно причетников, вместе составляющих штат одного правосл. храма (церкви). К последним относятся псаломщик (чтец), пономарь, или дьячок, свещеносец, певцы. В дорев. России состав П. определялся по штатам, утверждаемым консисторией и архиереем, и зависел от размера прихода. Приходу с населением до 700 душ муж. пола полагался П. из священника и псаломщика, приходу с большим населением – П. из священника, дьякона и псаломщика. П. многолюдных и богатых приходов могли состоять из неск. священников, дьяконов и причетников. На учреждение нового П. или изменение штатов архиерей запрашивал разрешение Синода. Доходы П. складывались гл. обр. из платы за совершение треб. П. сельской церкви обеспечивались землей (не менее 33 десятины на П.), некоторые из них жили в церк. домах, значит. часть с сер. 19 в. получила казенное жалованье. По церк. уставу 1988 П. определяется в составе священника, дьякона и псаломщика. Число членов П. изменяется по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, но не может быть менее 2 чел. – священника и псаломщика. Глава П. – настоятель храма: священник или протоиерей.

READ  Молитвы о работе: чтобы найти, устроиться на хорошую работу с хорошей зарплатой

СВЯЩЕННИК – см. Иерей, Пресвитер, Иерархия, Клир, Хиротония

ХИРОТЕСИЯ – см. Хиротония

^ ПОНОМАРЬ

ПОНОМАРЬ (или « парамонарь «, – греч. paramonarios, – от paramone, лат. mansio – «пребывание», «нахождение «) – церковный причетник, низший служитель («дьячок»), первоначально выполнявший функцию сторожа священных мест и монастырей (вне и внутри ограды). О П. упоминается во 2-м правиле IV Вселенского собора (451 г.). В латинском переводе церковных правил – «мансионарий» (mansionarius), привратник в храме. Григорий Великий считает его обязанностью возжжение светильников при богослужении и называет «хранителем церкви». Возможно, в древности византийский П. соответствовал западному villicus («управляющий», «распорядитель») – лицу, распоряжавшемуся при богослужении выбором и употреблением церковных вещей (наш позднейший ризничий или сакелларий). Согласно «Учительному известию» славянского Служебника (называющего П. «служителем алтаря»), его обязанности состоят в том, чтобы «…вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, возжигать и гасить свечи, приготовлять и подавать иерею кадильницу и теплоту, часто и с благоговением убирать и очищать весь алтарь, а также полы от всякой грязи и стены и потолок от пыли и паутины» (Служебник. Часть II. М., 1977. С. 544-545). В Типиконе П. называется «параекклисиархом» или «кандиловозжигателем» (от kandela, lampas – «лампада», «светильник»). Cеверные (левые) двери иконостаса, ведущие в ту часть алтаря, где находятся указанные пономарские принадлежности и которыми преимущественно пользуются П., называются поэтому «пономарскими». В настоящее время в Православной Церкви особой должности П. не существует: в монастырях обязанности П. в основном лежат на послушниках и простых монахах (не имеющих рукоположения), а в приходской практике распределяются между чтецами, алтарниками, сторожами и уборщицами. Отсюда выражение «читать как пономарь» и именование помещения сторожа при храме – «пономарка».

Кто такой епископ?

В 988 году, после Крещения Руси, в Православии появилось особое сословие — духовенство. Одним из главнейших священнослужителей в Церкви является епископ. Кто такие епископы и, почему они появились в Православной Церкви? За какие заслуги дают такое почетное звание?

Те, кто читал Новый Завет знают, что в самом начале Завета нет ни одного упоминания о епископах в христианстве. Почему? Во времена становления нашей веры не было не только разделения на православие, католичество и, тем более, самую молодую конфессию — протестантизм. В те времена не существовало и Церковной иерархии. Апостолы, ученики Христа пошли учить все народы. Епископами, что в переводе означает «надзирающий» называли главу христианской общины. Со временем епископы стали третьей степенью священства, возглавив пресвитеров и диаконов. Интересно, что звание епископа существует в Ветхом Завете. Епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос — «блюститель душ наших».

В Новом Завете упоминание о епископе встречается в:

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

Постепенно епископы стали получать и другие почетные звания:

  • Архиепископ;
  • Митрополит;
  • Патриарх.

Первые епископы получили важный дар — апостольское преемство. Епископов также принято называть архиереями — старшими иереями.

В XX веке началось реформационное движение, которое хотело разрушит сложившиеся в Православной Церкви устои, в том числе, институт епископата. Иерархия «Обновленцев» выступала против традиций. Они отказались от целибата для епископов, вступали в брак, носили другое облачение. Это движение не прижилось и не имело достаточно большого количества последователей.

В современной Русской Православной Церкви епископов становится все больше, а епархии делятся на меньшие территории.

Древняя православная церковь

В первые века, в страшное время гонений христиан, епископы становились мучениками за их веру и служение, их пытали и уничтожали самым жестоким образом.

Древняя церковь характеризовалась присутствием в ней сана хор-епископа, то есть сельского главы церкви. В каждом населенном пункте назначался свой епископ, которому помогали священники. С течением времени и развитием жизни наблюдался рост числа прихожан, епископ, не справляясь с объемом работы, начинал постепенно передавать часть работы священникам через антиминс – это специальный плат для священнодействия. Таким образом, он разгружал себя, делегируя свои полномочия.

Епископ — это ответственное лицо за благоустроение жизни церковной, а священник — его помощник в несении этого служения.

Кто такой викарий в православной церкви

Говоря общими словами, викарий является заместителем (особенно если учесть латинское происхождение этого слово, обозначающее как раз приведенное выше слово). Должность викария в церкви подразумевает исполнение некоторых особо важных обязанностей, связанных с помощью главному служителю собора — архиерею или епископу.

В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. При этом важная особенность данной должности — у викария не может быть своей епархии.

Викарий — должность в православной церкви, приравниваемая к заместителю священнослужителя

Характерно, что по прошествии нескольких лет в данной должности, викарий все еще может стать батюшкой, в том случае, если епископ и епархия поддержат это предложение. Поэтому должность не является постоянной.

Кроме того, в исключительных случаях викарию могут поручить управление определенной частью епархии, чаще тогда, когда в храме отсутствует священник по каким-либо причинам. Более того, в истории православия описаны случаи, когда викарий назначался управляющим над целым городом и в его прямые обязанности входил контроль за ведением богослужений в городских храмах.

Важно! В церкви викарий также может обозначать как викарный архиерей или викарный епископ, подчеркивая характер должности — замещение основного служителя. Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ

Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой

Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ. Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой.

Викарий – определение слова

В переводе с латыни этот термин означает «заместитель», «представитель», некто, действующий «от имени и по поручению». Именно от этого слова произошла приставка «вице». Впервые термин появляется как административный, еще во времени Римской Империи. При Диоклетиане и Константине так называли управителей, в подчинении у которых был диоцез или область.

Викарии подчинялись префектам и действовали от их имени. В раннее Средневековье в Священной Римской Империи этот титул носили местные представители верховного властителя. Они вершили правосудие и осуществляли администрирование по поручению императора. Особенно распространено было это звание в итальянских городах. Но наибольшую известность этот термин приобрел в церковном административном праве после победы христианства. Даже в ранние времена епископы имели своих викариев – помощников. Ими были архидиаконы, а также местные приходские священники, которые заботились о человеческих душах за пределами епархий.

READ  Сборник ответов на ваши вопросы

^ МИРЯНИН

МИРЯНИН – тот, кто живет в миру, светский («мирской») человек, не принадлежащий к клиру и к монашеству.

М. – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Дома он может совершать все богослужения, приведенные в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы и молитвы, а также дьяконские ектеньи (если они содержатся в богослужебном тексте). В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), М. может совершить таинство крещения. В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея. В древней и средневековой Руси М. подлежали общим княжеским судебно-администр. установлениям в отличие от людей церковных, находившихся под юрисдикцией митрополита и епископа.

Лит.: Афанасьев Н. Служение мирян в Церкви. М., 1995; Филатов С. «Анархизм» мирян в русском православии: Традиции и перспективы // Страницы: Журнал Библ.-Богосл. ин-та ап. Андрея. М., 1999. N 4:1; Минней Р. Участие мирян в религиозном образовании в России // Там же; Миряне в Церкви: Материалы междунар. богосл. конфер. М., 1999.

А судьи кто?

Весь церковный народ обязан жить по закону Божьему и не нарушать его. А епископ тем более. Одно то, что обозначает слово «епископ» — «блюститель», предписывает для этого чина соблюдение людьми всех законов, предписанных Всевышним, и сам он также обязан их соблюдать.

Если епископ в церкви ведет себя ненадлежащим образом, его по церковной традиции могут лишить сана. Если дела епископа приводят к разрушению, в епархии епископа творятся мерзости и царит беззаконие, собор епископов с благословения Святейшего Патриарха выносит решение, что своими делами епископ разрушает апостольское служение, и полагает низвергнуть его из сана. После этого экс-епископ становится монахом или мирянином.

^ ИНОК

ИНОК – древнерус. название монаха, иначе – чернеца. В ж. р. – инока, соврем. – инокиня (монахиня, черница).

Происхождение названия объясняется двояко. 1. И. – «одинокий» (как перевод греч. monos – «один», «одинокий»; monachos – «отшельник», «монах»). «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь» («Пандекты» Никона Черногорца, 36). 2. Другое толкование выводит название И. из и н о г о образа жизни принявшего монашество: он «иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения» (Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, с. 223).

В современном русском православном церковном обиходе «иноком» называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») послушника, – до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). И. – как бы «новоначальный монах»; кроме рясы он получает также камилавку. И. сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по православным законам, уже невозможно.

Иночество (в старом значении) – монашество, черничество. Иночествовать – вести монашескую жизнь.

В католичестве

В Римско-католической церкви (См. статью Ауксилиарий) епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному епископу (термины-синонимы: Ауксилиарий, вспомогательный епископ, епископ-помощник), а также штатный приходской священник, помогающий настоятелю.

Викарий Христа (лат. vicarius Christi) — титул папы римского.

Апостольский викарий (лат. vicarius apostolicus) — епископ или священник, назначаемый Святым Престолом для управления апостольским викариатом.

Генеральный викарий (лат. vicarius generalis) — представитель епархиального епископа в области общего управления, в этом качестве выполняет ту же функцию, что и ординарий.

Епископский викарий (лат. vicarius episcopalis) — представитель епархиального епископа в области управления;

Окружной викарий (лат. vicarius foraneus) — священник, возглавляющий окружной викариат (деканат).

Приходской викарий (лат. vicarius paroecialis) — священник, сотрудник приходского настоятеля, может назначаться для помощи ему в осуществлении пастырского служения во всём приходе, в определённой его части или для некоторой группы прихожан, а также для несения определённого служения сразу в нескольких приходах. В приходе может быть назначен один приходской викарий или несколько. Приходской викарий назначается епархиальным епископом; он обязан замещать приходского настоятеля в его отсутствие.

Судебный викарий — судья в епархиальном суде, назначается епархиальным епископом, составляет единый суд вместе с епископом; не может рассматривать дела, которые епископ оставил за собой.

Катары и протестанты

Не только в доминирующих церквях в Средневековье был известен такой титул, как викарий. Понятие это, например, было знакомо и диссидентским общинам, например, катарам. Епископы их церквей избирались клиром. Но их было сразу три. Первый из них исполнял обязанности епископа по умолчанию, а остальные делали это по его поручению. Они назывались Старшим и Младшим сыновьями. Таким образом, они соответствовали титулу викария или даже католического коадьютора. Когда епископ умирал или отходил от дел в связи со старостью, Старший сын занимал его место. То есть, викарии у катаров имели право наследовать титул. Младший сын становился Старшим. К нему переходили функции главного викария. А нового Младшего сына снова выбирали на собраниях клира. В некоторых протестантских церквях викарий – это помощник пастора. Этот титул используется также в немецком и шведском лютеранстве. Это слово часто является синонимом пастора. В Канадском и американском лютеранстве викарием называют кандидата на пасторское служение перед окончанием обучения в семинарии.

Хранитель земли и носитель апостольской благодати

Епископ является правопреемником по апостольской благодати. Он рукополагается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, на голову назначаемого возлагается Евангелие письменами вниз (как бы передавая информацию Священного Писания в мозг возводимого в чин епископа).

Епископ – это сан, существующий в церквях, в которых сохраняется апостольское преемство, в том числе католических и протестантских, где признается епископское служение.

Многие привыкли думать, что епископ является высшим духовным лицом, к которому все относятся с великим почтением, и это правильно. Но рассматривать его стоит все же не как человека, а как носителя благодати Святого Духа. Бог возлагает на епископа большую ответственность за «благоустройство» церковной жизни на вверенной ему земле, за соблюдение на этой территории всех правил и канонов Божьих. Он отвечает за все хорошее и плохое, что происходит в зоне его ответственности, за все блага и разрушения. Епископ – это своего рода «ангел-хранитель». Если его нет, ни о какой Церкви (в духовном смысле), речи идти не может.

Заслуженные епископы носят звания архиепископов. В столицах мы слышим про митрополитов — именно так называют этих священнослужителей в главных городах мира. Случаются ситуации, когда один епископ не может справиться, и ему назначается в помощь другой, наместник, которого называют викарием. Обычно он не имеет своего прихода.

READ  3 молитвы для очищения души и тела

После революции викарии обрели нынешний статус, сегодня они могут участвовать в Поместных и Архиерейских Соборах

После революции викарии ещё не имели должностных инструкций. Задачи и функции таких священников определялись на местах. Другими словами, они выполняли то, что требовал правящий архиерей.

Поэтому в разных местах викарии занимались не похожими друг на друга поручениями. Кто-то контролировал работу церковноприходских школ, кто-то следил за работой свечного завода.

Викариям определили в ведение часть епархии.

Именно в этот период Поместный Собор воплотил в жизнь идею, которая ждала своего часа целое десятилетие, — определил в ведение викариев части епархий.

Если прежде викария рассматривали исключительно как исполнителя, а управление чем-либо — его возможной задачей, то теперь ему для работы обязательно определяли часть епархии.

Этот ход позволял расширять влияние русской православной Церкви. Каждое викариантство потенциально могло преобразоваться в полноценную епархию. Но идею не удалось осуществить из-за гонений на Церковь.

В итоге викарии так не приобрели самостоятельный статус и до сих пор осуществляют «полусамостоятельное» управление, а также выполняют поручения правящих архиереев.

Архимандрит Феоктист (Игумнов) — викарий Волгоградской области

Сегодня в русской православной Церкви викарии входят в состав Поместного Собора и Архиерейского собора. Викарный епископ имеет право голоса на Архиерейском Соборе, если он соответствует какому-либо из требований:

  • глава синодального учреждения;
  • глава духовной академии;
  • имеет каноническую юрисдикцию над какими-либо приходами (управляющие приходами в США, Канаде или Китае).

Схема чина хиротонии во епископа

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение Патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

На Руси функцию викария сперва выполняли наместники-миряне и пресвитеры, но потом стали назначать епископов

На Руси проблему с местным церковным управлением решали по-разному. Распространение получили два варианта:

1698

в этом году был утвержден институт викариев

  • назначали наместника в сане пресвитера;
  • избирали наместника из знати, то есть мирянина.

Прообразами викариев можно назвать епископов, которые помогали митрополитам. Например, таковым был святитель Алексий. Он не имел своей епархии, но участвовал в управлении областью, где руководил митрополит Феогност.

Решающим шагом к утверждению института викариев в 1698 году стало решение святейшего патриарха Адриана и Петра I назначить помощника киевскому митрополиту Варлааму — епископа Захарию Корниловича. Ни Пётр I, ни патриарх Адриан не возражали. Однако помощник назывался не викарий, а коадъютор.

1-го викария Руси назначали с разрешения Петра I, называлась должность «коадъютор».

Сделали это из-за проблем со здоровьем тогдашнего митрополита.

В 1708 году впервые учреждена должность викария при митрополите Новгородском и Великолукском Иове. Им стал Архимандрит Иоиль Вязьмитянин. Принадлежал этот викарий, соответственно, к Новгородской епархии. Постепенно назначать викариев позволили в любой епархии, которая финансово могла это себе позволить. Однако шли на этот шаг лишь крупнейшие из них.

Патриарх Адриан один из первых получил разрешение Петра I иметь в помощниках епископа (викария)

Повсеместное распространение викарии получили во второй половине XIX века.

В средневековье функцию викариев исполняли хорепископы, у них было больше полномочий

Викарии в средневековье именовались иначе. Их называли хорепископами. Это не совсем то же самое, но очень близкая по функциям должность. Её задача — помогать епископам.

Вместо епархий были епископии, и во многих из них имелись хорепископы. Обычно их назначали по количеству городов и мелких поселений. Это были предстоятели. Их задачи можно определить так:

  • управлять вверенной церковью;
  • ставить на место местное клир;
  • следить за порядком;
  • распоряжаться приходским хозяйством и имуществом.

И всё же между хорепископами и викариями нельзя поставить знак равенства. В чём викарный епископ ближе к древнеримскому административному викарию — это в своей несамостоятельности. Хорепископ — лицо подчинённое, но с большими полномочиями. Современный викарий таких привилегий не имеет.

Хорепископ обладал большими полномочиями, чем викарий сегодня.

Но хорепископы постепенно исчезли. Произошло это в IV веке. Такое решение приняли на Лаодикийском Соборе. Идея заключалась в том, чтобы сделать власть более централизованной — чтобы решения принимал сам епископ.

Поэтому руководство Церкви распорядилось так:

  • новых хорепископов не назначать;
  • старым дать спокойно дослужить положенное время, но ничего не предпринимать без разрешения вышестоящего начальства.

Функции епископа

Значение слова «епископ» в переводе с греческого – «надзиратель». По сути это руководитель церкви, «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Он занимается администрированием, распределением должностей и финансовых потоков. Это его «мирские» функции.

В духовном смысле православный епископ символизирует собой высшую благодать священства и вбирает в себя всю полноту власти апостола, являясь главным учителем местной церкви и мирян, церковнослужителей и священнослужителей.

Христос дал людям закон – «Евангелие», подарил семь церковных Таинств:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Этот священнослужитель исполняет все эти таинства.

Только православный епископ может освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, назначенный им.

Наконец, епископ является не только надзорным, но и судебным органом над местным духовенством, кроме того, он управляет имуществом церкви. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной церкви.

Только тот может стать епископом, кто принял монашеский постриг.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно