Как бог упоминается в конституциях стран мира

Как бог упоминается в конституциях стран мира

Как бог упоминается в конституциях стран мира
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
04 февраля 2020

Прямые и косвенные упоминания

Фото: Flickr.com

Вообще, в Конституциях встречаются две разновидности упоминания Бога, каждая из которых имеет собственное латинское название. Существует прямой призыв к Богу или invocation dei, когда Бог в документе упоминается напрямую. Например, такая практика используется в Конституциях Греции, Филиппин, Кувейта, Швейцарии. Причем в некоторых из этих документов Бога связывают с конкретной религией, так в Кувейте прямо указывают, что речь идет об Аллахе.

Помимо прямого и непосредственного призыва к Богу, может встречаться и его косвенное упоминание. Это называют латинским выражением nominatio dei. В данной ситуации Создатель упоминается неявно, а речь идет об опекуне или свидетеле. Например, именно такое упоминание Бога присутствует в украинской Конституции. Кстати, это единственная страна из республик бывшего СССР, в основном документе которой допущено упоминание Бога.

В частности, в Конституции Украины говорится об осознанной ответственности перед Богом, а также совестью и поколениями, прошлыми, нынешними и грядущими. Подобные упоминания есть в основных законах Мавритании, Бразилии, Польши.

Примечательно, что этими двумя примерами разновидности упоминания Творца не ограничиваются. Причем последний вариант можно признать одним из самых популярных. Речь идет о намеке на нечто христианское, божественное или просто сверхъестественное. Такой прецедент можно встретить даже в российской Конституции, где упоминания об объединении общей судьбой, а также о вере в добро.

В Конституции Чехии используется текст, в котором говорится о необходимости сохранять и развивать имеющееся культурное, природное, духовное и материальное богатство. Немного конкретнее об этом говорится в основном законе Норвегии, в котором отмечается, что существующие ценности происходят из гуманистического и христианского наследия.

Предложение Малофеева

Заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев представил поправки, которые необходимо внести в преамбулу Конституции Российской Федерации. Он указал, что в случае изменения духа Основного закона страны — а именно это и представляет преамбула — необходимо внедрить ряд назревших изменений.

Так, всего замглавы ВРНС представил восемь пунктов: 

1. «Обязательно внести в Конституцию традиционные нравственные ценности. Исходя из того, что их сейчас нет, мы переводим тонны бумаги, тратим нервы, ювенальная юстиция лишает детей семей, мы думаем, а как нам объяснить, что содомия — это плохо… Потому что у нас этого нет в духе, значит, надо это внести — традиционные нравственные ценности».2. «В нынешней преамбуле нет слова «русский». Но это всё-таки наша земля. Мы объединены на своей земле. Напоминаю, что «русский» — это прилагательное и в XVII-XIX веках существовали русские татары, чеченцы, немцы. «Русский» должен появиться обязательно в преамбуле, хотя бы в виде русского языка».3. «Предложение, которое уже было озвучено рабочей группой, — о культуре. Культура нас объединяет. Что делает нас — от Магадана до Кишинёва, от Владивостока до Калининграда? Наша единая культура. Единый язык, единые наши понятия, нормы, мораль — культурно-ценностные понятия».4. «Внести семью как союз мужчины и женщины. И очень правильно — именно в преамбуле. У нас есть 38-я статья Конституции, где говорится, что семья находится под защитой государства. Но это уже нормы прямого действия. А в преамбуле — это дух того, что мы называем семьёй».5. «В семье главное — дети. Многодетность, преумножение семьи должно появиться в преамбуле».6. «Мы должны воспитывать наше поколение. Мы должны написать, что воспитание является обязанностью государства. Тогда концепция культуры, законы о культуре — они наконец раскроют смысл слова «воспитание», уйдут от смысла в виде услуги (это касается именно образования, о котором говорил президент, — нет слова «воспитание», и мы дискутируем, услуга это или нет. Как только появляется воспитание, появляется ответственность за всё: и за сериалы на ТВ, и за клипы, и за мат, и за образование)».7. «Мы пишем, веру нам предки передали в добро и справедливость. Но вера, как мы знаем из этимологии, в первую очередь бывает в Бога. И почему нам предки (судя по текущей редакции преамбулы. — Ред.) не передали веру в Бога? Даже если мы говорим сейчас, и в Конституции это записано, что мы светское государство, что Церковь отделена от государства… Но веру в Бога нам предки передали!На нас всех кресты, церкви повсюду, мы носим крещёные имена, даже атеисты, — веру в Бога нам предки передали. Это должно быть в Конституции — вера в Бога, добро и справедливость».

8. «У нас Российская Федерация ведёт своё правопреемство юридическое от Советского Союза — мы правопреемники во всех смыслах слова: после распада СССР Россия взяла на себя долги Союза и ядерный арсенал. Такие были условия варварского Беловежского сговора.

READ  Что такое рай и как туда попасть?

А к Российской Империи, тысячелетней истории Российского государства мы не имеем никакого отношения… Мы к той России с юридической точки зрения не имеем никакого отношения. Если мы в преамбулу запишем, что мы являемся историческим правопреемником не только Советского Союза, но и Российской Империи, — мы восстановим свою тысячелетнюю преемственность. Это принципиально — это восстанавливает всё: наше самоуважение и понимание, что наша страна была всегда.Мы и есть вечный русский народ, живущий на своей земле все эти времена, что, кстати, совершенно не умаляет граждан других национальностей, которые являются нашими братьями и с которыми мы вместе строили эту могучую Россию».

«Вообще не понимаю»

Представитель одной из крупнейших буддийских общин нашей страны также пояснил, что в их религии вообще отсутствует понятие о боге-создателе всего. 

Предложение предстоятеля РПЦ вызвало широкое общественное обсуждение места религии и упоминания бога в главном документе страны.  

Пожелание услышать более конкретные формулировки о включении упоминания бога в текст Конституции РФ высказала и председатель Союза мусульманских женщин России и Татарстана Наиля Зиганшина.

Зиганшина обратила внимание, что сегодня мы живем в светском государстве и к этому все давно привыкли. 

Возможное появление упоминания бога в главном законе страны может сделать неверующих нарушителями закона, убеждена Наиля Зиганшина.

Америка

В конституции США (от 1787 года) Бог не упоминается, но конституции всех 50 штатов содержат ссылки на Бога. В большинстве из них используются формулировки «Бог» или «Всемогущий Бог», однако некоторые штаты по-своему трактуют понятие высших сил. Например, в Айове — «Высшее Существо», в Вирджинии и Делавэре — «Творец», в Колорадо, Вашингтоне и Миссури — «Верховный правитель Вселенной», на Гавайях — «Божественное руководство». Больше всего упоминаний Бога в конституциях штатов Массачусетс и Северная Каролина — 12 и 10 соответственно.

В конституционном Акте Канады 1982 года (является частью некодифицированной конституции) в преамбуле «Канадская хартия прав и свобод» записано: «Канада основывается на принципах, признающих верховенство Бога и верховенство закона».

READ  Добрые поздравления на покров пресвятой богородицы: в смс стихах

В конституции Аргентины (от 1853 года, реформирована в 1994 году) Бог упоминается дважды. Первый раз в преамбуле — «…взывая к защите Бога, источника всякого разума и справедливости: мы создаем и учреждаем эту Конституцию для аргентинской нации». Второй раз — в статье 19: «Частные действия людей, которые никоим образом не оскорбляют общественный порядок и мораль или не причиняют вреда третьему лицу, оставлены на суд Бога и освобождены от власти судей».

В преамбуле конституции Бразилии (от 1988 года с изменениями) говорится: «Мы, представители бразильского народа, созвали Национальное учредительное собрание, чтобы провозгласить под защитой Бога следующую Конституцию Федеративной Республики Бразилия».

Юридический прецедент

Фото: Flickr.com

При этом отметим, что упоминание Бога или отсутствие слов о Творце в Конституции в большинстве случаев не имеет никакой юридической силы. В юридической практике данные понятия не используются и не применяются. Хотя подобные прецеденты существовали.

Самый известный пример – иск ирландского юриста Дэвида Норриса, который в 1983 году добивался отмены уголовной ответственности за гомосексуализм. Один из аргументов, на основании которых иск был отклонен, заключался в том, что в преамбуле Конституции упоминанием Господь, Иисус Христос и Святая Троица. Следовательно, при принятии основного документа страны было решено руководствоваться христианскими представлениями о мире, в которых любое проявление содомии считается неприемлемым.

Несмотря на это, через 10 лет уголовная ответственность за гомосексуализм все же была отменена, а вскоре судам Ирландии официально было запрещено ссылаться на преамбулу Конституции в своих решениях.

Мировой опыт

Между тем, упоминание бога встречается в конституциях других государств. Так, например, преамбула принятого в 1949 году основного закона ФРГ начинается с упоминания о боге. 

Обращение к богу предваряет текст Конституции Венгрии, принятой относительно недавно — в апреле 2011 года. Слова «Боже, благослови Венгрию» появляются еще до начала преамбулы. В основном тексте подчеркивается роль христианской религии для государства. 

В конституции Польши бог упоминается как источник универсальных ценностей, которые объединяют как верующих, так и атеистов. 

Однако далеко не все европейские конституции содержат обращения или упоминания бога. Так называемые nominatio Dei, или косвенные ссылки на Бога, встречается также в основных законах Ирландии, Дании, Греции, Швейцарии. Однако большинство европейских государств не включили подобных упоминаний в тексты своих законов. 

READ  Молитва от пьянства сильная для дочери

Религиозная составляющая отсутствует и в общем договоре стран-членов Евросоюза. При составлении документа в 2004 году против появления в тексте слова «Бог» выступили Германия и Франция, позже эта позиция была поддержана большинством.  

Формулировка nominatio Dei встречается также в основных законах Канады, Аргентины, ЮАР, Египта.

Соединенные Штаты Америки, размещающие свой девиз «In God we trust» на каждой долларовой банкноте, при этом не включили прямых упоминаний Всевышнего в главный закон страны. Но год подписания конституции обозначен как «год нашего Господа».

Мусульманская Турция, несмотря на распространенное мнение о проникновении религиозных норм и ограничений во многие сферы жизни, категорично подчеркивает «светскость» государства в своей конституции. 

Напомним, в январе президент РФ Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию предложил несколько социальных и административных реформ, требующих закрепления в Конституции РФ. Для обсуждения и подготовки поправок была создана специальная рабочая группа. Предполагается, что подготовленные ею предложения сначала будут вынесены на утверждение в парламент, а затем — на всероссийское голосование. И только после этого поправки подпишет президент.

Члены рабочей группы получили уже около 100 поправок. Законопроект о поправках к конституции был единогласно принят Госдумой в первом чтении 23 января. Вскоре должно состояться второе чтение.

Для чего это нужно и что изменится

Несмотря на то, что об индексации пенсий говорится в другой статье, именно статью 671 эксперты называют «аттрактивной» – то есть вписанной в закон для того, чтобы привлечь на участки 1 июля как можно больше людей.

По мнению эксперта, бог в Конституции – это пример формирования «гражданской религии», идея которой сформулирована в трудах американского исследователя Роберта Беллы. «Речь идет о том, что светская идеология начинает втягивать в себя религиозные символы, образы и концепции. Речь идет не собственно о боге, а о «памяти о боге». Это выражается не только в Конституции: например, храм Вооруженных сил недавно открытый. Есть ли в нем что-то православное – большой вопрос. А доля государственной идеологии в нем, безусловно, очень велика, но она передается нам в такой вот религиозной форме», – объясняет Михайлов.

Религиовед полагает, что авторы поправки про «идеалы и веру в Бога», доставшиеся от предков, хотели угодить и христианам и мусульманам, хотя в других поправках заметен «явный перекос в сторону русского народа, русской культуры, такой колониалистский аспект». За бортом при этом остаются те, кто не сохраняет веру предков в монотеистического бога: «Буддисты, например, или атеисты оказываются не отвечающими духу нашей новой Конституции. Я уже не говорю о последователях шаманизма или более экзотических вроде неоязычества. Этой поправкой они превращаются, скажем так, в людей второго сорта».

Доброго здоровьица Вам!

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно