Томос об автокефалии пцу: опубликован полный текст документа

Томос об автокефалии пцу: опубликован полный текст документа

Томос об автокефалии пцу: опубликован полный текст документа
СОДЕРЖАНИЕ
0
1
21 октября 2021

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

Использованная литература

  • Цыпин Владислав, прот., «Автокефалия,» Православная энциклопедия, т. 1, 199-202:

  • Скурат К. Е., История Православных Поместных Церквей, «Введение»:

  • Заев Василий, прот., Конспект по истории Поместных Православных Церквей (4-й курс КДС), «Введение»:

  • Цыпин Владислав, прот., Церковное право, разделы: Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк):

  • Erickson, John H., «Autocephaly in Orthodox canonical literature to the thirteenth century,» Autocephaly. The Orthodox Church in America, Crestwood, NY: St. Vladimir’s seminary press, 1971, 28-41.
  • Блохин В., История поместных православных церквей (Учебное пособие), раздел I, глл. 1 и 2:

  • Дамаскин (Папандреу), митр. Швейцарский, «Автокефалия и способ ее провозглашения,» выступление на Заседании Межправославной Подготовительной Комиссии, Шамбези, 7-13 ноября 1993 (по изд.: Дамаскин (Папандреу), митр. Швейцарский, Православие и мир, Исследовательский центр Священной Обители Кикку, Кипр, изд. Ливани-Нэа Синора, 1994), цит. по:

  • Кирилл (Говорун), архим., «Автокефалия: от канона к мифу,» доклад на конференции «Собор и Томос: ориентиры ХХ века на путях Церкви в ХХІ столетии,» Нью-Йорк, Свято-Владимирская семинария, 18-20 июня 2009 года:

  • Шмеман А., протопр., Церковь, мир, миссия, М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996, гл. «Знаменательная буря,» цит. по:

  • Зуев П., «Единство в разнообразии. Система Поместных Церквей,» газета Зеркало недели, №3, 27 января 2007:

  • Венедиктов В., «Поместные Православные Церкви: единство в многообразии. К вопросу о церковной автокефалии»:

  • Чернышов В., Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы), гл. 1, раздел 1.1 «Понятие о поместной церкви, автокефалии и условиях ее получения»:

  • Попов А., «Несказанное слово. Размышления после 1020-летия крещения Руси,» газета 2000, №32 (424), 8-14 августа 2008:

  • «Поместные Церкви,» сайт Фастовского Покровского храма:

  Цит. по Скурат К., История Поместных Православных Церквей.

  Согласно прот. А. Шмеману, «Знаменательная буря».

  Excerpta ex ecclesiastiica historia 2.2; PG 86: 183-4.

  Exposition praesessionum patriarcharum et metropolitarum, PG 86: 798-92.

  См. ряд примеров в Об управлении империей, 29 () и 30 ()

  PG 137: 317-20.

  См.: «Участники заседания в Шамбези подготовили проекты документов по процедуре предоставления Православным Церквям автокефалии и автономии,»

Определение

Буквально с греческого слово переводится как «самовозглавление», самоуправление. На самостоятельность указывает приставка «авто», тогда как «кефалос» («κέφαλον») – глава, голова. Таким образом, речь идет о самоуправляемой церковной общине. Но что же значит эта самостоятельность?

То есть, по сути, автокефалией является административная самостоятельность. Она не касается:

  •  догматики;
  •  совершений таинств, других священнодействий;
  •  отношения к духовному опыту.

Во всем вышеперечисленном христиане сохраняют единение. А потому с полным правом могут признаваться, по Символу Веры, «единой святой Соборной и Апостольской Церковью».

Сколько сейчас числится самостоятельных общин в диптихе

Сейчас известно 15 местных общин, имеющих полное административное самоуправление. Они составляют диптих – список предстоятелей в порядке, согласно преимуществу «по чести». Так они поминаются за богослужением, ведь изначально под диптихом христиане понимали дощечки, на которых записывались имена епископов, священников, мирян, за которых молились во время литургии.

Существует две точки зрения по поводу содержания диптихов

  • по греческой практике, первыми признаются патриархаты, имеющие древнее происхождение; после отпадения Римской общины от церковного единства их осталось 4: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский; «равночестной» с ними с 1589 г. считается Русская Церковь; другие Поместные Церкви, как образованные позже, с первыми 5 Патриархатами не равны, хотя самостоятельны;
  • в Русской Церкви подобное разделение непринято как не имеющее оснований.

В любом случае, положение в диптихе никак не отражается на правах общины, означая только

  • порядок поминовения за богослужением;
  • определенное место делегации Церкви на разного рода Соборах, иных мероприятиях, которое традиционно твердо за ней закрепляется.

Какие церкви действовали на Украине

Как известно, до 2018 года в Украине действовало сразу несколько организаций, называющих себя православными. Единственной канонической, апостольской, признанной во всем христианском мире на Украине была и остается Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Ее главой является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, но при этом УПЦ МП обладает очень широкой автономией. Все внутренние вопросы относительно религии решались на уровне Украины, с благословения Владыки Онуфрия — митрополита Киевского и всея Украины.

Важно! Фактически и исторически УПЦ МП целиком и полностью решает все внутренние церковные вопросы самостоятельно, никакого давления со стороны России и Москвы на Украинскую Церковь нет и не было. Помимо официальной канонической церкви, на территории Украины действовали еще Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП)

Обе они были не признаны во всем христианском мире и являлись раскольническими

Помимо официальной канонической церкви, на территории Украины действовали еще Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Обе они были не признаны во всем христианском мире и являлись раскольническими.

УАПЦ возникла в 1917 году после революции, как попытка освобождения церковной власти от России. От высших церковных властей и Константинополя официально автокефалия получена так и не была. УАПЦ так и действовала на территории Украины, оставаясь самозванной раскольнической церковью.

Томос — особый указ в православии, торжественно подписываемый предстоятелем поместной церкви

В 1992 году возникла еще одна самопровозглашенная «православная» структура, нарушившая апостольскую преемственность благодати. Митрополит Филарет (Денисенко) при поддержке правительства независимой Украины и ряда епископов, ушедших из Московского патриархата, основывает Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата. Она также не была признана ни одной из мировых канонических церквей и считается раскольнической.

Важно! Грех раскола во все века существования христианства считался тяжким, поскольку возникал на почве гордыни отдельных представителей священства, не желающих подчиняться церковной иерархии. Самое важное, что нужно знать о любой раскольнической организации — это отсутствие в ней благодати

Христова Церковь основана самим Господом, а благодать передается через Таинство рукоположения из века в век от самих апостолов

Самое важное, что нужно знать о любой раскольнической организации — это отсутствие в ней благодати. Христова Церковь основана самим Господом, а благодать передается через Таинство рукоположения из века в век от самих апостолов

При создании церкви «из ниоткуда», просто как некой новой религиозной организации, нарушается вековой принцип передачи апостольской благодати. А это означает, что все Таинства, совершенные в таких храмах, не носят никакого духовного смысла и являются недействительными.

Помимо этого, на территории Украины действуют греко-католическая церковь, большое количество протестантских организаций. Они не являются православными и их вероучение часто может противоречить канонам.

Скандалы и Филарет

Глава УПЦ КП Филарет сначала выступал активно за создание ПЦУ. Однако вскоре после создания церкви Филарет внезапно не согласился с уставами ПЦУ и обвинил митрополита Епифания в нарушении договоренностей.

В декабре 2019 года Филарет заявил, что Епифаний подчинился Константинопольскому патриарху, якобы разделив единую большую церковь – в частности, Киевский патриархат.

Сам Епифаний считает, что за спиной Филарета стоят пророссийские силы, а он этого, возможно, не осознает. Таким образом Кремль использует Филарета в борьбе против независимой украинской церкви.

Смотрите видео об истории православной церкви в мире:

Как выглядит Томас об автокефалии в православии

Томас об автокефалии – это архиважный документ, который отличается от других указов торжественным ритуалом подписи, по специально разработанному регламенту. Документ представляет собой рулон, напоминающий древние грамоты, украшенный в торжественной манере.

Правослвный Томас состоит из двух пунктов:

  1. Историческое обоснование. В первой части Томаса повествуется о положении Церкви, которая претендует на получение статуса автокефалии, также описана связь с Константинопольским патриархатом.
  2. Каноническое и догматическое обоснование. Во второй части Томаса в православии указано, на основании каких канонических законов, Церкви присваивают документ о независимости. А также, перечислены наставления для церковных служителей, например, пожелание возвращать Веру в Бога и руководствоваться каноническими правами и законами.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности

Как получили самостоятельность некоторые их Церквей

Большинство ныне автокефальных церквей имеют самостоятельность, предоставленную одним из патриархатов, занимающих в диптихе первые 5 позиций.

Русская 

Фактическая самостоятельность была вынужденно заявлена после так называемой Ферраро-Флорентийской унии, когда Константинопольпринял догматы католиков, примат Папы Римского. При этом к унии уклонился также назначенный на Русь митр. Исидор, даже получивший от Папы звание кардинала, «легата от ребра Апостольского». Исидор был низложен собором русских епископов, а на кафедру самостоятельно поставлен свт. Иона, епископ Рязанский.

Событие это совершилось в 1448 г. Однако для его признания, несмотря на каноничность,   потребовалось более 100 лет. Только с 1589 г. Константинополь признал самостоятельность Русской Церкви и пятое место Патриарха Московского «по чести».

Сербская 

Она существует как самостоятельная от Константинополя с 1219 г., когда Патриарх Мануил I рукоположил свт. Савву во епископа Сербии.

Монастырь Жича, Сербия

8

Октября
2019 года

Состоялось празднование 800-летия этого события в монастыре Жича, издревле бывшем резиденцией архиереев.

По причине большого количества собравшихся, служба с участием нескольких десятков епископов шла под открытым небом, на сербском и церковно-славянском языках, которые употребляются за богослужением сербами.

Болгарская 

Эта Поместная Церковь являет собой пример раскола с его последующим уврачеванием. За свою историю Болгария получала церковную самостоятельность несколько раз, что тесно переплеталось с политикой, национальным движением:

  • в 919 г. – самовольно, самостоятельность признана Константинополем через несколько лет; с 1018 г. упразднена после военного конфликта с Византией; с 1185 г. восстановлена;
  • с XIV в. страна оказалась под властью турок, как сам Константинопольский Патриархат; автокефалия вводилась и упразднялась несколько раз, пока 3 апреля 1860 г. Болгария не покинула Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке; это вызвало так называемую «греко-болгарскую схизму»;
  • с 1992 по 1998 разделение происходило уже внутри самой Болгарской Церкви; только в 1998 г. раскол был уврачеван через покаяние с предоставлением уже законной автокефалии при поддержке других Патриархов православного мира.

Польская 

Проблема самостоятельности встала также по политическим соображениям, после распада Российской Империи. В 1924 г. Константинопольский Патриарх, основываясь на том, что до середины XVII в. страна являлась его канонической территорией, подписал томос об автокефалии. Его признали другие Церкви, кроме Русской. Впоследствии раскол был уврачеван, с 1948 г. Польская Церковь получила самостоятельность уже законным образом.

Грузинская 

Исторически Грузия – каноническая территория Антиохийской патриархии. С X в. здесь существовала проблема предоставления самостоятельности, на что антиохийцы не соглашались. Таким образом, Грузия имела лишь некоторую степень автономии. С вхождением страны в состав Российской Империи, Грузия стала экзархатом с правами автономии. С 1917 г. самостоятельность заявлена самовольно Возникший раскол удалось преодолеть с 1943 г. через законную самостоятельность, предоставленную Русской Церковью.

В Америке

Русская Православная Церковь предоставила ей самостоятельность с 1970 г. Однако не все предстоятели православного мира признают этот акт, продолжая считать Американскую Церковь автономной частью Русской.

Вместе с тем, другие общины поддерживают с этой Церковью каноническое общение, совершают совместные службы.

Современный мир, сотрясаемый политическими скандалами, войнами, революциями – сложное место для спасающихся, идущих вослед Христа. Срываясь, падая, уходя в расколы, подвергаясь страстям, православные раз за разом возвращаются к единству, стремясь не потерять главное

«единство духа в союзе мире» (Еф.4:3).

Наталья Сазонова

Система управления

Из истории известны случаи, когда самостоятельная Церковь управлялась:

  • предстоятелем, обычно Патриархом, митрополитом;
  • коллегиальным органом. Последний случай представляет Россия, после отмены Патриаршества Петром I до 1917 г. не имевшая предстоятеля.

С учетом того, что этот прецедент сопровождался тотальным вмешательством светской власти в церковную жизнь, Поместный Собор 1918 г. признал такую практику ненормальной. Вот как говорил об этом священник Иоанн Сперанский (позже – епископ Иоанникий):

Поэтому Собор восстановил Патриаршество, существующее до настоящего времени.

Последствия автокефалии Украинской православной церкви

Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской Нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.

Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».

Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.

Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.

мЦерковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.

Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.

Кто принимает решение о предоставлении Томаса об автокефалии в православии

На данный момент, вопрос о том, кто должен принимать решение о предоставлении Томаса об автокефалии автономным церквям, остается открытым. Связано это с тем, что представители Московского Патриархата и Константинопольский Патриарх не пришли к единому мнению, как должен подписываться Томас.

Началось все с того, что издавна было принято, что лишь Вселенский Патриарх, как единый православный патриарх на планете, имеет право принимать решение о даровании Томаса об автокефалии. Вселенский Константинопольский патриарх возглавляет Синод, потому и может провозглашать автокефалию. А все потому, что по историческим данным, все автокефалии, появившееся в 16 веке, находились на территории Вселенского Патриархата.

Приняв решение о предоставлении автокефалии, Патриарх подписывал документ и ставил слово «Провозглашает», после чего, православный Томас подписывали члены Синода, не используя никаких слов, таким образом, подтверждая подлинность документа.

В связи с этим началась дискуссия. Представители Московского Патриархата предложили ставить слово «Провозглашает» не только Вселенскому Патриарху, но и остальным представителям Синода. Не согласившись с таким требованием, Константинополь предложил компромиссное решение. По примеру литургии, где принято считать служителем того, кто проводит службу, а остальных участников службы – сослужителями, подписывать Томас об автокефалии таким же образом – Константинопольский Патриарх после подписи ставит слово «Провозглашает», а другие члены Синоды используют слово «Сопровозглашает». Представители Московского Патриархата не пошли на компромисс, из-за чего вопрос о том кто должен принимать решении о предоставления православного Томаса остается открытым.

«Новое поколение решило управлять само»

Филарет рассказал, что между ним, занимавшим тогда пост президента Украины Петром Порошенко и представителями различных раскольнических церквей было решено, что главой нового образования станет Епифаний Думенко, однако все рычаги управления останутся за лидером УПЦ КП.

Также по теме


«Раскольнические тенденции»: почему объединение украинской церкви до сих пор не завершено

Раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) не ликвидирована, заявил её предстоятель Филарет. УПЦ…

«Об этом мы говорили с президентом, с Епифанием и на архиерейском соборе — что я отказываюсь, но после получения томоса буду руководить этой церковью внутри Украины», — сказал Филарет.

Напомним, 14 мая глава ПЦУ Епифаний заявил, что УПЦ Киевского патриархата не существует.

«Раскола в Украинской православной церкви нет и не будет… К началу Объединительного собора такие структуры, как Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь, были распущены», — сказал он.

Однако за несколько дней до этого Филарет говорил, что ликвидировать его церковь может только он сам.

«Правда в том, что Киевский патриархат не ликвидирован. Это хотят подать как то, что он ликвидирован. Но ликвидировать его может тот, кто его создал», — подчеркнул он.

С этим конфликтом между Филаретом и Епифанием и связаны заявления «патриарха», убеждён руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

Отметим, что вступивший 20 мая в должность президента Украины Владимир Зеленский избегает обсуждения вопросов, связанных с религией и существующим в стране расколом. Однако ранее, в начале апреля, представитель его команды по правовым вопросам Ирина Венедиктова сообщала о его поддержке ПЦУ.

«Для нашей самоидентичности получение томоса — самое важное. Владимир Зеленский сделает всё, чтобы защитить это мощное достижение», — приводит её слова издание «Украинские новости»

Сам Зеленский до инаугурации провёл отдельные встречи как с главой ПЦУ Епифанием, так и с предстоятелем единственной легитимной Украинской православной церкви Московского патриархата митрополитом Онуфрием.

* СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 05.12.2017.

Какие традиции празднования Хануки

Переводится Ханука с еврейского как «торжественное открытие». Длится празднование восемь дней, и все это время евреи жгут свечи в специальном подсвечнике — ханукии, а в синагогах читается молитва «Галель». Количество свечей в подсвечнике равно дню праздника: в первый день горит лишь одна свеча, в восьмой — ханукия заполнена вся. Свечи всегда ставят слева направо и зажигают от специальной свечи — шамаша, она зажигается во все дни праздника. Также можно использовать специальную лампу для оливкового масла — аналог той, что находилась в Храме.

Ханукия ставится на подоконник, таким образом верующие исполняют завет «разглашать всем чудо». Считается, что свет от ханукии рассеивает зло, поэтому исторически сложилась традиция помогать нуждающимся деньгами, чтобы каждый мог себе позволить отметить праздник.

Поститься в эти дни запрещается, поэтому евреи устраивают пышные застолья и веселятся. На столе обязательно должны присутствовать «латкес» — картофельные оладьи и пончики (они готовятся в большом количестве масла и обильно посыпаются сахарной пудрой), а также молочные продукты и блюда из сыра.

Выходные во время Хануки только у детей, именно поэтому праздник иногда называют «детским», тогда как взрослые продолжают трудиться. Но во время горения свечей женщинам нельзя выполнять какую-либо работу, таким образом они выражают признательность Всевышнему за чудо Хануки.

Праздничные мероприятия рассчитаны на детей, им дарят подарки и дают деньги. Но часть подаренных денег ребенок обязательно должен отдать на благотворительность — так его учат распоряжаться достатком. Хотя традиция дарить подарки появилась не сразу, но из-за того, что «Праздник свечей» выпадает на предрождественское время, еврейские дети иногда завидовали своим товарищам из христианских семей, которые получали подарки на Рождество, поэтому со временем укрепилась традиция делать презенты и для еврейских детей на Хануку.

Ценность подарков растет с каждым из восьми дней праздника. Поэтому выбирая подарок для ребенка ориентируйтесь на день, в который будет преподнесен презент: в первый день это должно быть что-то скромное — небольшая игрушка, кукла, конструктор, во второй день подготовьте с детьми подарки для других, тем самым приучая их заботе о нуждающихся, на третий день прекрасным подарком станет что-то познавательное для развития ребенка. Монеты декоративные и настоящие обычно дарят на четвертый день празднования. На пятый день подарок должен быть религиозного характера. На шестой и седьмой дни Хануки презент может быть связан с семьей и семейными ценностями. На восьмой, самый главный день, дарят самый дорогой подарок.

Также во время Хануки играют в «дрейдл» — крутят волчок, на сторонах которого написаны еврейские буквы, из которых составляется сокращенное изречение «Чудо великое свершилось там», именно таким способом во время запретов и гонений изучали язык и Тору.

Хануку отмечают все евреи — это праздник радости и надежд, в который принято веселиться и гулять. И огонь свечей в каждом окне напоминает о том, что Господь всегда защитит от тьмы.

https://youtube.com/watch?v=I9FSGXi3rTw

Комментировать
0
1
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Что такое томос об автокефалии?

Что такое томос об автокефалии?

Что такое томос об автокефалии?
СОДЕРЖАНИЕ
0
3
01 июня 2020

Что будет с действующими церковнослужителями

Для священнослужителей Киевского патриархата единая церковь – это большая радость. Киевский патриархат получил канонический статус, что означает, что все их таинства, все их священнослужители – законные и благодатные. Поэтому все останется, как было, пояснил Роман Мельниченко. Ничего не надо переоформлять, никаких дополнительных процедур. Просто вся структура Киевского патриархата станет признанной православным миром.

Что касается священнослужителей УПЦ МП, то они должны или перейти в подчинение Православной церкви Украины, или изменить название своих церквей на Русскую православную церковь. На это им дается три месяца, в противном случае им аннулируют регистрацию.

Заметим, РПЦ заявила о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Верующие РПЦ не могут причащаться в храмах Константинопольского патриархата, священники и иерархи не смогут осуществлять совместных богослужений. Такой шаг является в высшей мерой институциональных церковных санкций.


Как происходит процедура перехода в ПЦУ

Предыстория церковной независимости Украины

Что значит Томос для Украины / фото: kp.ua

История с предоставлением автокефалии в независимой Украине довольно долгая. Вопросом занимались не только церковные иерархи, но и президенты. Патриарх Константинополя бывал в Украине в 2008-2009 годах, общался со священниками, но никаких решений не принимал.

Только тогда, когда в апреле этого года об автокефалии стали просить совместно президент, парламент, УПЦ КП и УАПЦ — дело сдвинулось с “мертвой точки”.

Вселенский патриархат начал процедуры, необходимые для предоставления автокефалии УПЦ.

Русская православная церковь заявила о невозможности автокефалии в Украине. Московские церковные иерархи ссылаются на Томос патриарха Константинополя Дионисия 1686 года, якобы согласно которому Киевская Митрополия передается Московскому патриарху.

На самом деле в документе идет речь о передаче некоторых функций Вселенского Патриарха в Москву, при этом территория современной Украины остается в подчинении Константинополя.

Также при проведении божественных литургий, при воспоминании иерархов на первое место ставили именно Вселенского патриарха, а не Московского.

31 августа 2018 года состоялась встреча Вселенского Патриарха Варфоломея и главы Московского патриархата Кирилла. Как поведал СМИ после митрополит Галльский Эммануил, преодоление церковного раскола в Украине является важным вопросом для Вселенского патриархата. Варфоломей сообщил Кириллу об имплементации решения об автокефалии в Украине.

Томос для Украины / фото: kp.ua

2 сентября 2018 года в турецкой столице прошел Архиерейский собор, который постановил, что Константинопольский патриархат вправе предоставлять автокефалию без любых согласований извне.

7 сентября этого года Варфоломеем были назначены экзархи (посланники), которые потом около месяца ездили Украиной и общались со священнослужителями местных церквей. 

Синод Вселенского патриархата заседал три дня, с 9 по 11 октября. Во время мероприятия заслушали доклад экзархов, на основе которого выдали разрешение на создание Единой Поместной Церкви.

На Синоде сняли анафему, наложенную  на патриарха УПЦ КП Филарета и предстоятеля УАПЦ Макария в 1992 году. Их признали каноническими.

Теперь ждут Объединительного Собора, на котором представителям украинских православных церквей придется принять решение об объединении и выбрать главу. 

Ответ Варфоломею

Ранее предстоятель Константинопольской церкви призвал патриархов и архиепископов автокефальных православных церквей поддержать предоставление независимости новосозданной церкви Украины и признать ее. Однако на сегодняшний день две поместные церкви — Польская и Сербская — осудили действия Фанара.

Chirch5

Патриарх Сербский Ириней

Фото: Global Look Press/ZUMA/Sasha Colic

Митрополит Варшавский и всей Польши Савва в ответном письме Варфоломею подчеркнул, что вместо объединения православных последние события привели к еще большему их разобщению. Патриарх Сербский Ириней в рождественском послании своей пастве выразил озабоченность в связи с трагическими последствиями вмешательства националистически настроенных политиков во внутреннюю жизнь православной церкви, в том числе на Украине. А митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий заявил СМИ, что патриарх Константинопольский Варфоломей, вместо того чтобы сыграть роль объединителя православных, «разрушил вековое единство православных церквей».

6 января стало известно, что патриарх Антиохийский Иоанн X, отвечая на письмо Варфоломея, посвященное его намерениям предоставить автокефалию православной церкви в украинском государстве, призвал его «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира».

Что это значит для простых верующих

Многие православные христиане, особенно далекие от политики, плохо понимают всю суету, возникшую вокруг подписания томоса. Часто можно услышать мнение, что, мол, «Бог один», «Какая разница, чей храм, если я в нем искренне молюсь», «Зачем раздувать из мухи слона» и все в таком духе.

На самом деле, каждый православный человек должен хорошо понимать, что участие в расколе — тяжкий грех. У нас есть молитва «Символ веры», и на каждой Литругии мы поем такие строки: «Верую во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». В этих словах кроется глубочайший смысл.

Церковь Христова — это не выдумка человечества. Ее основал Сам Господь наш Иисус Христос, когда во время своей земной жизни собрал самую первую христианскую общину из Своих учеников и последователей.

Сам Христос же и является Главой Церкви, о чем нам совершенно отчетливо говорит Евангелие. Христос уподобляется лозе, от которого идут ветви — его ученики и последователи, которые все равно имеют один корень и вместе составляют единое Тело.

Господь омыл Святую Церковь Своей Кровью и дал апостолам право исполнять первые Таинства:

Также апостолы и посвящали своих дальнейших приемников — епископов и предстоятелей вновь сформированных ветвей.

Таким образом, каждый нынешний церковный архиерей через поколения имеет передачу благодати от самих апостолов. Это важнейшее качество канонического православия, которое и наделяет все Таинства благодатью Божией. Очевидно, что если взять и просто провозгласить: » Я создаю церковь», то ни о какой благодати в ней и речи идти не может. Соответственно, ее Таинства будут просто внешним обрядом, не несущим никакого духовного смысла.

Мнение канонической Русской православной церкви Московского патриархата, которая неразрывно связана с истинным православием в Украине, однозначно: раскольники как были, так и остались. Тот факт, что две неканонические организации объединились в одну и заручились поддержкой Константинополя, да еще и с очевидной политической подоплекой, никак не может быть основанием для признания праведности новой церковной структуры во всем мировом православии.

«Эта бумага не обладает никакой канонической силой»

Украинский лидер Пётр Порошенко делает всё возможное для разрушения «духовных связей Украины и России» по указанию из США. Такое мнение в беседе с RT выразил зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.

«Порошенко добивался этого, потому что у него было указание Госдепа. Уже давно во всех документах указано и есть в открытых источниках: связь между Россией и Украиной можно окончательно разорвать, если уничтожить между ними духовную связь», — подчеркнул парламентарий.

  • Церемония подписания Томоса

Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв также назвал данный шаг «политическим актом», не связанным с деятельностью церкви.

* «Правый сектор» — украинское объединение радикальных националистических организаций, признанное экстремистским и запрещённое на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).

Лента новостей

21:00

Зеленский подписал указ о праздновании Дня независимости: обнародована программа

20:52

«Девушке запихивали в рот белый браслет», — родственники задержанных белорусов собрались под ИВС в Минске (видео+ФОТОрепортаж)

20:43

Правила карантина в Украине внезапно изменили, срочное решение Минздрава: «В течение 14 дней…»

20:38

В камере на 6 сидит 50 человек. Мужчин раздевают догола и избивают, законы в стране не действуют, — очевидцы о ситуации в минских СИЗО

20:30

«Четверо белорусов и украинцы»: белорусское ТВ показало избитых задержанных (видео)

20:20

Погибли из-за 600 гривен: в Ровенской области похитили и убили двух человек

20:13

Королева с новой внешностью и лифчиком наружу спела свой хит 25-летней давности: «Ужас какой!»

20:04

Днем борьба с медузами, а вечером с комарами – отзыв о Кирилловке (видео)

20:00

На Майдане Зеленского призывают не поздравлять Лукашенко с победой

19:55

Ловушки мышления, которые заставляют вас тратить больше

19:52

В Бердянске с охраняемой стоянки угнали фуру (ВИДЕО)

19:45

Под Днепром Volkswagen влетел под фуру: погиб мужчина

19:37

Звезда «Интернов» признался, что экономит на еде, чтобы прожить в Лондоне

19:29

В Херсонской области полицейские задержали жителя Николаевщины, подозреваемого в изнасиловании пожилых женщин

19:28

Египет изменил правила въезда туристов в страну: что изменится

19:19

В Китае полный мужчина прыгнул в колодец и застрял (видео)

19:11

«Аппараты ИВЛ закончились, а койки ставим в коридор!» Реаниматологи рассказали о реальной ситуации с COVID-19 в Харькове

19:08

«Бабку переплюнет скоро»: Орбакайте огорошила новостью о сольной карьере дочки, Галкин оценил

18:54

Пытали при ней людей: в ОРДО попытались завербовать переселенку

18:50

Врач составила рейтинг продуктов, защищающих от COVID-19

18:41

Сергей Притула идет в мэры и люди шутят о переезде Ольги Фреймут в Лондон — все дело в конфликте бывших коллег

18:35

Мне стыдно его носить, – народный артист Украины отказался от ордена Лукашенко

18:30

Конфликт с военными в Затоке: полиция назвала причины и показала видео

18:26

Что делать, если сильно болит голова: полезные советы

18:24

В Мелитополе спортсменам-аматорам добавили комфорта (фото)

Все новости

Признание поместными церквями

ПЦУ ожидает сложный и длительный процесс признания другими поместными православными церквями, который может затянуться на годы, и даже на десятилетия.

После получения «писем мира» от Епифания и копии томоса об автокефалии синод каждой поместной церкви может отказаться от общения и признания новой церкви или отложить принятие этого решения.

На данный момент эксперты предполагают, что несколько церквей могут сравнительно быстро признать ПЦУ, в частности, среди таких называют Кипрскую, Элладскую (Греческую) и Румынскую церковь.

В конце 2018 года синод Грузинской православной церкви воздержался от оценки создания в Украине поместной церкви, отложив решение этого вопроса до официального предоставления томоса.

Вместе с тем предстоятель польской церкви направил письмо в Константинополь, в котором негативно отозвался о создании ПЦУ, а также о каноническом признании бывшего «раскольника» Филарета.

Одними из последних, как ожидается, признать ПЦУ могут Антиохийская (Сирия), Сербская и Болгарская церкви, которые больше других ориентируются на Русскую православную церковь (РПЦ).

Image caption

Процесс получения признания от других православных церквей может быть довольно сложным и длиться годы и даже десятилетия

РПЦ резко осуждает предоставление автокефалии Украинской церкви и еще 15 октября объявила о полном разрыве отношений с Вселенским патриархатом Константинополя.

  • «Русская православная церковь в Украине»: Рада обязала УПЦ МП переименоваться
  • Варфоломей благословил Епифания и пригласил за томосом в Стамбул
  • РПЦ разорвала отношения с Константинополем: что это означает

31 декабря 2018 года предстоятель РПЦ Кирилл направил письмо Варфоломею, в котором в довольно резкой форме осудил его действия по поддержке автокефальной церкви в Украине и пригрозил Страшным судом.

11 октября минувшего года Вселенского патриархат отменил действие синодального письма 1686 года, которым Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату.

Константинополь вновь подчинил себе Киевскую митрополию — то есть всех православных христиан Украины, а также решил предоставить украинской церкви автокефалию.

РПЦ считает подобные действия неканоническими.

Против создания независимой церкви выступили большинство епископов УПЦ Московского патриархата, находящейся в подчинении РПЦ.

Кроме того, УПЦ МП уже наказала двух своих епископов, принявших участие в объединительном соборе, запретив им проводить службы.

Отметим также, что с момента создания ПЦУ уже около 40 приходов УПЦ МП перешли в состав новой украинской церкви, заявил 5 января спикер парламента Андрей Парубий в Константинополе.

Кроме того, Верховная Рада приняла закон, обязывающий УПЦ МП изменить официальное название так, чтобы в нем указывалась страна, которой принадлежит церковь.

Томос и споры вокруг устава

Image caption

Менять предоставленный томос украинская церковь не имеет права

Устав Православной церкви Украины — один из основополагающих документов (своего рода конституция), текст которого основан на томосе об автокефалии, вызвал немало споров в украинских церковных кругах после утверждения 15 декабря.

Однако томос четко зафиксировал эти противоречивые по мнению некоторых представителей положения, а менять текст томоса украинская церковь права не имеет.

Согласно уставу и теперь уже томосу — автокефальная поместная Украинская церковь имеет статус митрополии, а не патриархата. Однако ПЦУ может самостоятельно избирать предстоятеля без согласования с Константинополем.

Митрополит Епифаний признал, что такой статус будет способствовать признанию ПЦУ другими поместными церквями мира, а получение патриархии — вопрос более отдаленного будущего, который будет рассмотрен после «этапа становления».

Больше всего публичных споров вокруг устава вызвало то, что зарубежные приходы бывшей УПЦ КП должны перейти в подчинение Вселенского патриархата.

Фактически, поместная церковь теряет зарубежные приходы, а их насчитывается около 60.

Image caption

Зарубежные приходы бывшей УПЦ КП должны перейти в подчинение Вселенского патриархата

Собеседники ВВС с украинской стороны указывают, что руководитель ПЦУ может попытаться найти определенный компромисс с Вселенским патриархом в отношении зарубежных приходов. Однако эта норма отражена и в томосе.

Еще большую критику вызвала необходимость согласования с Константинополем канонизации святых ПЦУ. Эта норма указана в уставе, однако в томосе ее нет.

Собеседники ВВС также говорили о возможной попытке ПЦУ отразить в уставе определенную руководящую роль для бывшего патриарха УПЦ КП Филарета.

Image caption

Экс-предстоятель УПЦ КП ограничится должностью постоянного члена синода ПЦУ

Устав, основанный на томосе, определяет статус церкви, функционирование ее руководящих органов, их избрание и все аспекты повседневной церковной жизни.

Устав хоть и был одобрен собором, однако епископы не скрывали, что планируют внести в него некоторые поправки. Некоторые собеседники ВВС не исключали того, что попытки его изменить могут состояться уже в 2019 году.

Однако внесение изменений в устав — дело очень сложное.

Комментарии

Всего комментариев:

9

эльга

15 декабря 2018, 08:39

Уже было, и называлось — «обновленцы».

томос

14 декабря 2018, 18:22

идёт к вам))

Из Мелитополя))))))

14 декабря 2018, 15:54

ага, типа как мочалка надругательство над вами, чистюлями. Научись сперва срать не мимо дырки, суперское надругательство! ;)

Судя потому как мразоту ниже плющит:)

14 декабря 2018, 13:44

томос — это суперское надругательство над немытой срасеей:)

Гость

14 декабря 2018, 13:34

Даешь АвтоФекалию! Мойдодыр! Молись на портеты Бандеры и залупенфюрера Шухевича! Кастрюлям трэба немедленно канонизировать и причислить к лику бухих Петро Мальдивского!!!

Гость

14 декабря 2018, 13:19

Томос, мовос, армос, анус ))))

Ко злу ниже

14 декабря 2018, 12:45

Это ты скотобыдлу » мытому» расскажи, которое за бугром пьяное раком лазит, блеет на «муве». А к воде, не то что лишний раз не подойдет руки-ноги вмочить, а даже и не глянет. ))))

Вот так бывает, вилы в задницу, когда

14 декабря 2018, 11:33

валяясь в грязи, бухой, мокроштанный, подминает свое рыло и блеет — мы вяликие.:-) Томос для Украины, это сильнейшее надругательство над немытыми «братьями». Вилы в дупу пуйла.:-)

Гость

14 декабря 2018, 10:45

_Та настаивайте на чем хотите, хошь на собачьем го вне!!! — только нормальных это г… пить не заставляйте! И , имущество и Святыни наши не трожте. А то не все найдут в себе смирение и силы левую щеку бесноватым козлам подставлять!

Границы независимости

Текст украинского томоса пока не опубликован на сайте Константинопольской церкви. Но его детали известны: по данным ТАСС, перевод документа на украинский еще вчера распространил посол Украины в Турции.

Томос ограничил ПЦУ территориально — она не должна выходить за границы государства. Церковь лишена права создавать зарубежные епархии и приходы, а уже существующие должна передать Константинополю. Как пояснил «Известиям» историк церкви, богослов, протоиерей Владислав Цыпин, такова общая позиция Константинополя по всем поместным церквям, просто считаются с этим не все.

Chirch3

Патриарх Варфоломей вручает томос митрополиту Епифанию

Фото: REUTERS/Murad Sezer

Кроме того, документ предписал ПЦУ получать миро от Константинополя и все важные вопросы решать совместно со Вселенским патриархом.

Владислав Цыпин считает, что томос с такими ограничениями автокефалии фактически не предоставляет.

— Только одно в документе соответствует уровню автокефалии — что первый епископ ПЦУ не утверждается Константинополем. Во всех остальных отношениях эта церковь ставится в подчиненное положение, — отметил эксперт. — В декларативной форме сказано, что она во всем должна действовать по указаниям «Первой кафедры Нового Рима».

Согласно томосу, Константинополь также получает право на экзархат и ставропигии на Украине.

— Когда-то, в Средневековье, патриархи имели ставропигиальные монастыри вне своих канонических границ. Но это давно изжито. Остались только ставропигии глав церкви не в своей епархии. Раз у Константинополя на Украине будут ставропигии и экзархии, это значит, что ПЦУ конституируется как зависимая, — подчеркнул Владислав Цыпин.

Chirch4

Президент Украины Порошенко посетил Богоявленскую мессу в Патриаршем соборе Святого Георгия в Стамбуле

Фото: REUTERS/Ukrainian Presidential Press Service/Mykola Lazarenko

Впрочем, как пояснил «Известиям» эксперт, ситуация с ПЦУ не уникальна — ограничения есть и у других поместных церквей. Например, у Греческой и Чешской — они тоже получают миро из Константинополя. Но ставропигиальных монастырей, как и экзархов, там нет.

По мнению Владислава Цыпина, с вручением томоса ПЦУ обостряется проблема, касающаяся всего вселенского православия.

— Я думаю, происходящие сейчас события на долгие десятилетия, а может быть и более, прочертили черту между Русской церковью и Константинопольским патриархатом, — сказал эксперт. — И теперь другие поместные церкви должны будут сделать выбор, потому что в конце концов возникнет проблема сослужения. Когда Константинополь пригласит предстоятелей других поместных церквей служить с собой и представителями ПЦУ, то встанет вопрос, допустимо ли это. Отказ сослужить будет вызовом Константинополю, а согласие — вызовом для Московского патриархата.

Кроме того, по словам Владислава Цыпина, произошедшее дает и дополнительный повод для гонений на законную церковь на Украине. По крайней мере для отнятия храмов — юридического или насильственного. В таком случае появится основание говорить о том, что Варфоломей поспособствовал дискриминации канонической церкви, считает эксперт.

Время выбора

Вручение томоса состоялось 6 января в соборе Святого Георгия после торжественного богослужения. Таким образом, процесс предоставления автокефалии был завершен. Петр Порошенко, присутствовавший при передаче документа, в своем Twitter назвал это «великим историческим делом», а сам томос — «еще одним актом провозглашения независимости Украины», который «укрепит религиозную свободу, межконфессиональный мир, усилит права и свободы граждан». За личный вклад в развитие автокефальной поместной церкви Украины президент страны даже вручил патриарху Варфоломею орден «За заслуги» I степени.

Chirch1

Патриарх Варфоломей подписывает томос

Фото: REUTERS/Murad Sezer

При этом подписание томоса имеет «совершенно ничтожное значение с точки зрения канонов церкви», заявил «Известиям» глава пресс-службы РПЦ священник Александр Волков.

— Это просто бумага, которая была красиво написана и передана Константинопольским патриархом президенту Порошенко. Никакой духовной составляющей и реального значения для церкви в этом нет, — подчеркнул он. — Всё это бутафория, не имеющая под собой реальной церковной основы. Абсолютное большинство верующих на Украине причисляют себя к Украинской православной церкви и, как мы видим в последние дни, хранят верность каноническому православию и не собираются переходить ни в какие новообразованные квазицерковные структуры.

По мнению Александра Волкова, для Украинской православной церкви (УПЦ) произошедшие события не изменили ничего.

— Она (УПЦ. — «Известия») уже на протяжении долгого времени находится в осадном положении. Сколько оно продлится — зависит от степени безумия нынешних властей Украины, — отметил священник.

Что касается мирового православия, то, по его мнению, поместные церкви не поддерживают действия Константинополя. Это, в частности, подтверждается тем, что «со стороны их предстоятелей не следует никаких шагов по признанию новообразованной раскольничьей структуры». А некоторые уже сейчас с совершенной определенностью высказались против действий Константинополя — это Польская и Сербская церкви.

Chirch2

Глава пресс-службы РПЦ священник Александр Волков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Сейчас каждая поместная церковь должна сделать «очень непростой выбор и определиться, кто на какой стороне», отметил Александр Волков.

— В том, как РПЦ будет выстраивать дальнейшие отношения с поместными церквями, она будет исходить из того, какие решения они примут, — добавил священник. — С учетом всей серьезности создавшейся ситуации каждая поместная церковь, я думаю, осознает свою ответственность. Если сейчас в отколовшемся положении находится только одна Константинопольская церковь, а все остальные сохраняют внутреннее единство, то при дальнейшем негативном развитии этой ситуации Русская церковь не будет молчать и закрывать на это глаза. Если какие-то поместные церкви будут выстраивать свою позицию вслед за Константинополем, нам придется констатировать ее ошибочность.

Русская церковь не изменит позиции, что бы ни происходило, подчеркнул Александр Волков.

Ранее председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в эфире передачи «Церковь и мир» заявил, что сейчас «в семье православных церквей наступила ситуация раскола, который может сохраниться на десятилетия или на столетия».

Кто принимает решение о предоставлении Томаса об автокефалии в православии

На данный момент, вопрос о том, кто должен принимать решение о предоставлении Томаса об автокефалии автономным церквям, остается открытым. Связано это с тем, что представители Московского Патриархата и Константинопольский Патриарх не пришли к единому мнению, как должен подписываться Томас.

Началось все с того, что издавна было принято, что лишь Вселенский Патриарх, как единый православный патриарх на планете, имеет право принимать решение о даровании Томаса об автокефалии. Вселенский Константинопольский патриарх возглавляет Синод, потому и может провозглашать автокефалию. А все потому, что по историческим данным, все автокефалии, появившееся в 16 веке, находились на территории Вселенского Патриархата.

Приняв решение о предоставлении автокефалии, Патриарх подписывал документ и ставил слово «Провозглашает», после чего, православный Томас подписывали члены Синода, не используя никаких слов, таким образом, подтверждая подлинность документа.

В связи с этим началась дискуссия. Представители Московского Патриархата предложили ставить слово «Провозглашает» не только Вселенскому Патриарху, но и остальным представителям Синода. Не согласившись с таким требованием, Константинополь предложил компромиссное решение. По примеру литургии, где принято считать служителем того, кто проводит службу, а остальных участников службы – сослужителями, подписывать Томас об автокефалии таким же образом – Константинопольский Патриарх после подписи ставит слово «Провозглашает», а другие члены Синоды используют слово «Сопровозглашает». Представители Московского Патриархата не пошли на компромисс, из-за чего вопрос о том кто должен принимать решении о предоставления православного Томаса остается открытым.

История появления церквей автокефалий

Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.

Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.

Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.

Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.

С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.

1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.

Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.

Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.

Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.

Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.

Кто же провозглашает Поместную церковь автокефалией?

Вопрос возведения поместных церквей в статус автокефалии стоял остро. Изначально это решение мог принять только единственно существующий Вселенский Патриархат. Томос, указ патриарха, подписывался  Всемирным Патриархом. После подписи Патриарх писал “Провозглашает”. Епископы других автокефалий должны были поставить свои подписи в порядке их упоминания в диптихе. Но это не нравилось другим епископам. Тогда Константинопольская церковь предложила писать представителям других автокефальных церквей  “сопровозглашает”, но это не устроило Русскую Православную Церковь. По мнению русских митрополитов все должны после подписи написать “Провозглашает”. Но с этим уже не согласился Константинопольский патриархат.

До сих пор вопрос о том, кто же принимает решение о произведении церкви в статус автокефалии, открыт. Но его сняли с повестки Всеправославного Собора.

Поделись с ближним

Томос об автокефалии Украинской православной церкви

Для официального признания православной церкви автокефалией издается особый указ – томос. Неоднократно появлялись слухи о том, что Украинская церковь получила заветный томос, но официально документ не был издан, и на это есть ряд причин. Хотя автокефальная церковь на Украине признает себя частью Вселенской церкви, она не состоит ни в одной признанной автокефалии и сама, официально, таковой не является. Вопрос о создании новой автокефальной церкви принимается всеми существующими в настоящий момент православными автокефальными церквями, которых сейчас насчитывается 15, при этом идет вопрос об отделении поместной церкви. Так как Украинская автокефальная православная церковь является неканонической и не имеет «церкви-матери», никто не может присвоить ей такой статус.

На территории Украины находятся около 11 тысяч церквей и храмов, судьбу которых, по действующим там нормам, решают прихожане.

Доля прихожан согласно опросу распределяется следующим образом:

  • Прихожане УПЦ КП — 28,7%;
  • Прихожане УПЦ МП — 12,8%;
  • Прихожане Украинской автокефальной церкви — 0,3%,
  • 23,4% заявили, что они «просто православные».

Такие сведения были получены после проведенного весной 2018 года исследования. После реорганизации церкви на Украине именно прихожане будут решать судьбу храмов, поэтому могут возникнуть проблемы с теми, кто будет не согласен с переходом конкретного храма в ведение новой организации.

Кому и зачем нужна единая украинская церковь

По убеждению президента Петра Порошенко – собственная церковь в государстве – атрибут независимости как государства, так и церкви. Поэтому, церковь в Украине и отделена от государства, но вопрос этот в первую очередь – политический. Особенно учитывая то, что Украинская Церковь с дополнением «Московского патриархата», по сути является подразделением Русской Церкви.

С другой стороны, как пояснил в комментарии сайту «24» эксперт по религиозным вопросам, бывший священнослужитель Роман Мельниченко, для людей, которые не слишком близки к Церкви, с предоставлением автокефалии Украинской Церкви мало что изменится. Для более церковных людей, кто каким-то образом пользуется церковными услугами – жизнь станет проще. Например, сейчас не редки случаи, когда церковнослужители различных православных конфессий не признают обряды друг друга, считая «не свое «крещение или отпевание покойного «неправильным». После того, как украинская церковь станет единой, канонической, страх, что как-то «неправильно» окрестил или похоронил – исчезнет.

Аналитик Сергей Фурса отметил, что, по его мнению, различные религиозные организации относятся к верующим как к «большому рынку». А поскольку в Украине 70% людей считают себя верующими и при этом участвуют в выборах, на результаты которых через них влияют и «люди в рясах», поэтому «абсолютно ненормально, что большую часть рынка религии контролирует контора, которую возглавляет КГБшник, и которая непосредственно подчиняется Кремлю».

Комментировать
0
3
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев