Как совершается хиротония: таинство священства

Как совершается хиротония: таинство священства

Как совершается хиротония: таинство священства
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
10 января 2020

Евхаристия — присутствие Бога

Быть в Церкви, значит быть со Христом, Который открывается нам в таинстве Евхаристии. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54). В этих словах Христа заключается тайна богообщения, открытая для каждого члена Церкви. И наша встреча со Спасителем — не эпизодическое свидание, а постоянная напряженная жизнь наполненная всегдашним устремлением, всегдашним желанием утверждать себя в Боге, соединяться с Ним.

Таинство Евхаристии как таинство Христа, пребывающего с человеком, уникально, больше ничего подобного в мире не было! Христос с людьми — не как память, не как идея, а как реально Присутствующий! Для православных христиан Евхаристия не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной Вечери, но сама Тайная Вечеря, возобновляемая Христом за каждой Евхаристией и непрерывно продолжающаяся в Церкви, с той пасхальной ночи, когда Христос возлежал за столом со Своими учениками. Вот почему таинству Евхаристии Церковь придает особое, ни с чем несравнимое значение в деле спасения человека.

После грехопадения люди постепенно утратили чувство присутствия Бога. Их воля перестала быть в гармонии с волей Божией. Чтобы спасти, исцелить измененную ко греху человеческую природу Бог сходит на землю. Но спасение и освящение не может быть нам просто подано извне. Оно должно быть творчески воспринято нами изнутри. И потому Бог не просто сходит Сам по Себе, а сходит через человека, исцеляя нашу природу неизменностью Своего Божества. Божественная Личность Христа разглаживает те складки воспринятой человеческой природы, те греховные рубцы, которые появились в ней после грехопадения. Человеческая природа Христа становится обоженной, преображенной.

И вот этот дар преображения Христос сделал доступным для всех верующих в Него, установив величайшее христианское таинство — таинство Евхаристии, причастия Его Тела и Крови. В этом таинстве мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально — Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Христос становится для человека не только учителем, не только нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек, вкушая Бога, соединяется с Ним духовно и телесно.

Так же как и в обычной трапезе, когда человек ест, он причащается природе, он делается ее частью, а она — его. Потребляемая человеком пища не просто переваривается, она входит в нашу плоть и кровь, преображается в ткани нашего организма. Когда совершается таинство Евхаристии, Господь не незримо, не чисто духовно, а вполне реально входит в нас, становясь частью нашего существа. Мы становимся тем небесным Хлебом, который вкусили, т.е. частицами Тела Христова.

О священниках и священстве на «Правмире»:

  • Зачем нужны священники?
  • О священниках|Ответы священников на вопросы
  • Как стать священником, или правило парашюта
  • Мифы о священниках
  • Архиепископ Егорьевский Марк: Разумный священник не станет ездить на Лексусе!
  • От чего устает священник
  • Священники тоже люди
  • Работать ли священнику на светской работе, чтобы не зависеть от прихода?
  • Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны
  • Брак священника, или Битва за кольцо
  • Исповедь тюремного священника
  • Ответ священника философу
  • Священник, старец, духовник…
  • Дневник сельского священника
  • Священник должен поддерживать высокий уровень публичной риторики
  • Друг-священник: почему бы и нет?
  • Каково быть «бывшим» священником?
  • Священник цинично шутит, заболел или выпивает. Что это с ним?
  • Протоиерей Олег Тэор: Священник нужен в армии как отец
  • Священники большого города. Отец Антоний Лакирев
  • Исповедь плохого священника

Как нужно готовиться к Исповеди?

Фото: Ierei063.ru

Накануне Исповеди человек обязательно должен несколько дней поститься. Подготовка точно такая же, как и перед Причастием. Главное, к Исповеди готовятся духовно

Важно найти время, чтобы уединиться, внимательно обдумать все произошедшее, вспомнить, какие грехи были совершены, что больше всего гложет душу

В ответственный момент, когда прихожанин рассказывает о прегрешениях священнику, из-за волнения память может подвести человека, поэтому грехи можно выписать на бумажку, чтобы в церкви ничего не забыть. Список можно прочесть самому или отдать священнику. Тогда батюшка, прочитав написанное, разорвет бумажку в знак того, что грехи прощены.

Исповедь – важное и ответственное Таинство. Считается, что незримо на нем присутствует ангел-хранитель верующего и сам Спаситель

Поэтому относиться к Исповеди нужно со всей ответственностью и рассказать о всех грехах, которые были совершены.

Таинство священства.

Все таинства, за исключением крещения, может совершать только законным образом (т.е. в соответствии с канонами Православной церкви) поставленный священник, поскольку он при посвящении в сан получает это право через таинство священства. Таинство священства состоит в том, что через святительское рукоположение (хиротонию) на поставляемого в иерархическую степень нисходит Святой Дух. Благодать Святого Духа облекает посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим, дает ему право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, также совершать для нее церковные таинства. Степени священства следующие: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Другие лица клира, т.н. церковнослужители, посвящаются не через рукоположение, а лишь благословением епископа. В высшие степени иерархии посвящаются только после последовательного прохождения низших. Способ поставления на ту или иную степень священства указан в наставлениях апостолов, в свидетельствах отцов церкви и в правилах вселенских соборов. Каждой степени благодать дается не в равной мере: в меньшей – диакону, большей – пресвитеру и в наибольшей – епископу. Соответственно данной благодати диакон выполняет роль сослужителя епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений. Пресвитер через рукоположение от епископа получает право совершать все таинства, кроме таинства священства, и все богослужения в своем приходе. Епископ – главный учитель и первый священнослужитель, главный управитель делами церкви в своей епархии. В епископы может рукополагать только собор епископов числом не менее двух. Таинство священства совершается в алтаре храма на литургии, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров. На литургии рукоположение совершается только над одним епископом, одним пресвитером и одним диаконом. Посвящаемый в диаконы приводится к царским вратам, где его встречают диаконы, которые вводят его в алтарь. В алтаре он кланяется престолу, трижды обходит вокруг него и целует углы престола, как бы принося присягу благоговейно чтить святость алтаря и престола. В знак смирения перед посвящающим его епископом он после каждого обхода целует руку и колено архиерея, затем трижды кланяется престолу и становится на одно правое колено, поскольку на диакона возлагается неполное священнослужение. В ознаменование того, что он посвящает все силы души служению у престола, он возлагает на престол руки и прикладывается к нему челом. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи – православные христиане. Православная церковь придерживается правила не повторять рукоположения, если оно было совершено правильно, хотя бы и в обществах неправославных. См. также ДИАКОН; ЕПИСКОП; ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ; КЛИР; ПРЕСВИТЕР; СВЯЩЕННИК.

READ  Икона александра невского. как старейшина увидел мучеников бориса и глеба перед битвой

Приручение монашества

Можно без конца критиковать процесс клерикализации монашества, но, видимо, в то время другого пути не было. Бескорыстные подвижники и чудотворцы монахи пользовались большим авторитетом, и очень скоро эти пятитысячные лавры и дяденьки в детских шапочках были вовлечены в партийные споры и богословские дискуссии, которые и в наше время не отличаются культурой, а в раннем средневековье вообще не обходились без кровопролития. 

Монашество надо было «приручить», и самый простой способ «приручения» — включить его в понятную и освященную Церковью иерархию. Так вчерашние хиппи превратились в респектабельных аббатов и архимандритов, а монашеская культура и благочестие стали не только мерилом благочестия, но и единственно верным путем спасения, тогда как все другие — только терпимыми.

Конечно, я сильно упрощаю, но эти процессы так просты и понятны, что лежат на поверхности. Почему монашеское благочестие и устав богослужения со временем вытеснили приходские уставы? Не только в силу привлекательности монашества, но и потому, что на протяжении Средних веков монастыри были единственными островками не только образованности, но и элементарной грамотности. Конкурировать с написанным текстом и стройным уставом очень сложно.

Монастырь — это школа по определению: монашество не может существовать без устойчивых механизмов закрепления, сохранения и передачи традиций, школьность встроена в саму природу монашества, поэтому на протяжении тысячелетий монашество было так сильно. Правда, в этом и его уязвимость: хочешь убить монашество — уничтожь его школьность и просто подожди одно поколение. И наоборот: хочешь возродить монашество — ставь на укрепление школьной преемственности и терпеливо жди, потому что этот механизм заработает в полную силу только через три поколения.

Вместо школьности сегодня работает логика магии: постриг в монашество — вот тебе и монах!

Не надо его растить, воспитывать, тратить годы, и не слушайте тех, кто говорит, будто каждый монах — штучный товар! В девяностые годы у нас постригали послушников, которые прожили в монастыре не больше месяца, но достаточно было провести через постриг, рукоположение и отправить на приход или поставить духовником женского монастыря, чтобы вчерашний школьник или студент вдруг становился опытным старцем!

Однако еще в древности появилась поговорка: cucullus non facit monachum — «куколь не делает монахом». Монаха надо выращивать, долго, терпеливо, заботливо, и не ради того, чтобы из него получился хороший архиерей или иеромонах, а ради евангельского идеала, который иноками мыслится иначе, иноче.

Высокая конкурентоспособность монастырей со временем привела к тому, что не могло привидеться древним монахам даже в искусительном видении: монахи стали епископами, и более того — в Русской Церкви только монахи и могут быть епископами.

«Убегайте от епископов?» А если ты сам теперь епископ, куда бежать?

Кстати, я вовсе не считаю, что это было предательством идеалов, отступлением от традиций. Видимо, в то время по-другому было нельзя. Давать оценку — не мое дело, я просто пытаюсь понять и найти точки опоры, на которых можно было бы удержаться современному иноку. И таких точек опоры, незыблемых основ монашества несколько.

Во-первых, монашество строится на идеале евангельского незлобия, доброты и скромности.

Во-вторых, монастырь — это христианская евхаристическая община, которая живет одной семьей и собирается вокруг Христа.

В-третьих, важность школьности монашества, без которой иночество превращается в магию, а чаще всего просто калечит людям жизнь. В-четвертых, монашество может быть разнообразным

Нет никакого единого монашества, не бывает единого монашеского устава, правила, единственно приемлемого стиля благочестия, формы одежды, образа жизни, богослужения, молитвы и духовного руководства

В-четвертых, монашество может быть разнообразным. Нет никакого единого монашества, не бывает единого монашеского устава, правила, единственно приемлемого стиля благочестия, формы одежды, образа жизни, богослужения, молитвы и духовного руководства.

Орденская система монастырей, которой известно западное монашество, родилась не на Западе. Это совершенно нормальное для христианской древности многообразие монашеского опыта, которое дошло до нас в поговорке «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». У каждой иноческой общины был свой устав, свои практики благочестия, и все попытки подвести все это благословенное многообразие под один знаменатель принялись бы отцами древности за хулу на Духа Святого, который и есть самая главная причина разнообразия в христианской жизни.

Кто может стать священником?

В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу — они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы. Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи…» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

READ  От свекрови молитвы

Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».

Суть Исповеди

Фото: Pravmir.ru

После Крещения, особенно если человек принял веру во взрослом возрасте, он ощущает небывалое воодушевление, его душа чиста и возвышенна, но затем это чувство проходит под тяжестью совершенных грехов.

Во время Крещения оглашенный отрекается от дьявола. Православная церковь считает, что сатана, будучи необычно гордым существом, не в силах перенести такого оскорбления своего достоинства, поэтому начинает мстить человеку. Между ними начинается своеобразное незримое сражение, особенно когда человек искренне желает служить Всевышнему.

Церковь напоминает, что как раз после грехопадения человека Бог отправил на землю своего Сына, чтобы тот на кресте искупил все грехи, совершенные человечеством. После этого верующие получили возможность каяться в своих прегрешениях и получать отпущение грехов. В Священном Писании неоднократно упоминается, как Спаситель прощал некоторым людям совершенные ими греховные поступки. В качестве примеров приводят:

  1. Блудницу, которая омыла слезами ноги Иисуса, а после вытерла их своими волосами;
  2. Женщину, которая была уличена в прелюбодеянии;
  3. Сборщика налогов Матфея;
  4. Начальника мытарей Закхея.

В Апостольских деяниях упоминается, как однажды Иисус позвал самого жестокого из фарисеев. Когда тот покаялся, то сам стал великим апостолом – это был святой Павел. Спаситель в Новом Завете не раз призывает людей прощать окружающих, так как в этом случае и им самим будут прощены все прегрешения. Идея прощения красной нитью пролегает через весь Новый Завет. В этом его принципиальное отличие от Ветхого Завета, который строится на принципе «око за око». В Новом Завете Божья благодать покрывает собой все прегрешения человека, который искренне раскаивается.

Следуя наставлениям Иисуса, люди должны прощать другим плохие проступки, в этом случае они сами смогут рассчитывать на получение прощения. Это является одним из важных и непременных условий искреннего раскаяния. Если человек не начнет прощать других, то и Бог не отпустит ему его прегрешения. Поэтому, отправляясь на Исповедь, верующий обязательно должен простить остальным людям все зло, которое ему было причинено, даже если это не какой-то конкретный поступок, а недобрый взгляд или злое слово. Тогда можно надеяться, что Всевышним покаяние действительно будет принято.

Смысл и значение Таинства Священства

Все таинства бесспорно важны, но каждое из них обращено к отдельному человеку и направлено на спасение его души. В крещении или венчании, соборовании или покаянии даруется некий благодатнейший дар для какой-то отдельной личности.

Целью Таинства Священства не является освящение данного конкретного человека, а посвящение его для служения Церкви, для помощи иным душам. Любое Таинство осуществляется Церковью, церковной полнотой. В отличие от других Таинств, Таинство Священства – это значимое общецерковное дело.

Наряду с другими таинствами, у Таинства Священства есть две стороны: внешняя и внутренняя.

Внешняя сторона предполагает возложение рук архиерея на главу возводимого в духовное звание и призывание Святого Духа.

Внутренняя сторона представляет собой некую благодать священства, которая дарует выбранному духовную силу и власть для учения, священнодействия, управления паствой.

Хиротонию совершают по соборной молитве Церкви, посему она совершается в алтаре во время Литургии. Литургия являет собой высшее выражение церковной соборности, единение верующих в совместном молитвенном взывании к Богу.

Каждый момент этого Таинства значителен и страшен:

  • посвящение в первые степени священства – чтеца, иподиакона и диакона;
  • первый проход сквозь Царские врата, которые являются своеобразной огненной границей;
  • обход кругом Престола, сопровождающийся чтением венчальных стихир;
  • первое прикосновение к Престолу;
  • преклонение колен и чувство тяжести парчового омофора на главе и благословляющей десницы архиерея;
  • слово архиерея, произнесенное на ухо выдвиженцу: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства» – вероятнее всего вызывают самый большой страх.

Священство являет собой особое призвание, благодатнейшую жизнь и благодатное служение. Без священнослужителя не представляется возможным совершение литургии либо иных таинств, а без народа Божьего невозможно служение, ведь оно осуществляется всей полнотой Церкви.

Богоустановленность таинства Священства

Установление таинства Евхаристии Самим Иисусом Христом не вызывает сомнений – Тайная Вечеря, достаточно подробно описанная в Евангелии, произнесенные при этом Иисусом Христом установительные слова в соединении с заповедью ученикам о частом повторении великого тайнодействия (Лк.22:14–20; 1Кор.11:23–25) говорят об этом с полной ясностью.

READ  Иверская икона божьей матери: русские списки, особенности иконографии и местонахождение

Что касается иерархического Священства, то вопрос оказывается более сложным. Нередко христианское иерархическое Священство ставится в прямую связь с ветхозаветным священством и считается как бы его продолжением. Такая концепция представляется необоснованной. Аароново священство являлось органической частью Моисеева законодательства, и нет оснований считать касающиеся его установления (Исх.28:1–3) принадлежащими к вечной, утвержденной и освященной Христом (Мф.5:17; 22:35–40) нравственной основе Закона Моисеева. Ведь бо́льшая часть «законных» установлений дана была «по жестокосердию» израильского народа (Мф.19:8); Закон в целом был только детоводителем ко Христу (Гал.3:24), и его сакраментальное значение с пришествием Христа и с совершением Им дела спасения отпало. Не принявшие Христа адепты Закона и носители установленных Законом иерархических степеней приговорили Спасителя к смерти и воздвигли гонения на Его учеников (Мк.15:1; Мф.27:1). С другой стороны, трудно себе представить апостолов (такими, какими они стали после сошествия Святого Духа) приносящими ветхозаветные жертвы, даже когда обрезание они объявили необязательным (Деян.15:19–20). Кроме того, прекращение сакраментальной обязательной ветхозаветной левитской иерархии, когда Бог воздвиг нам во Христе Иисусе Пастыря овец великого Кровию завета вечного (Евр.13:20), подробно и авторитетно раскрывается в Послании апостола Павла к Евреям, являясь одной из его основных тем.

Таким образом, взгляд на новозаветное иерархическое Священство как на прямого прсемника и продолжателя священства ветхозаветного явно противоречит духу и букве Священного Писания. В Новом Завете мы находим много высказываний, позволяющих утверждать, что и Сам Иисус Христос, и Его богодухновенные ученики считали необходимым существование в Церкви наряду со всеобщим священством также Священства иерархического, то есть членов Церкви, жизнь которых посвящена делу церковного служения, руководства, учительства. При этом следует различать три иерархические степени и связанные с ними функции. Наиболее ясно слово Божие говорит о выделении особых лиц для выполнения учительной функции. Завет: Идите, научите все народы (Мф.28:19; срав. Мк.16:15) – можно, конечно, в широком смысле относить и к апостолату мирян, но, несомненно, не все могут быть учителями и наставниками (1Кор.12:29–30), а взаимодействие учителя с учеником само по себе сопряжено с неравенством положения, ибо ученик не более учителя (Мф.10:24), и, следовательно, неизбежно вводит в жизнь иерархический принцип.

Схема чина хиротонии во епископа

  1. Наречение кандидата во епископа «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст
  2. Указ об избрании. Речь избранного. Многолетие
  3. Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры.
  4. Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых Апостолов, семи Вселенских соборов, девяти поместных и правил святых отец
  5. Передача текста обещания Святейшему Патриарху
  6. Благословение ставленника
  7. Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому
  8. Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого»
  9. Преклонение ставленником колен пред святым престолом. Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев. Тайносовершительная молитва. «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй). Чтение Патриархом двух молитв. Чтение первым и вторым митрополитами ектении. Облачение в архиерейские одежды. Приветствие и целование архипастырей
  10. Участие в Божественной литургии. «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия. Осенение народа свечами
  11. Принятие святой Чаши от протопресвитера на Великом входе. Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии. Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов
  12. Вручение архипастырского жезла. Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею. Вручение жезла. Архипастырское благословение народа

См. подробнее: Рукоположение (хиротония) во епископа>>>
 

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степеней: епископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь,  возглавляют   священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителям проводить службу. 

Хиротония в любую из трех степеней происходит в алтаре, за богослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство. 

Диакон

Диакон это первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель». Он не может совершать Таинства, его основная задача помогать священнику во время богослужения: читать Евангелие,  призывать прихожан молиться и др., но он не имеет право совершать церковную службу   без   священника. 

Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника.   Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершаться   на   любой   литургии вслед за освящением Святых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, он   стоит   на солее   перед образом Христа. Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы. 

Ставленник   становится на одно колено, и епископ благословляет рукополагаемого три раза, возложив на него руку и прочитав особую (тайносовершительную) молитву, призывая на избранного благодать Святого Духа. После чтения ещё двух тайных  молитв  на  новопоставленного  надевается диаконское облачение.   Диакон целованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположения у диакона появляется возможность помогать священнику совершать Таинства. 

Иерей

Вторая степень священства —иерей (священник или пресвитер). В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек. 

 Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, перед главной частью литургии, и потом хиротонисаемый иерей продолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати и сугубой ответственности. 

Архиерей, после чтения особых молитв, вручает хиротонисанному облачение нового сана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенный священник целует полученные атрибуты  и руку архиерея в знак благодарности, затем первым из священников приступает к Причастию. 

Он же произносит заамвонную молитву, тем самым показывая прихожанам начало своего служения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященный совершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий. 

Епископ, или архиерей

Высшей степенью священства является епископ – «блюститель», «надзиратель».   Хиротония    в   епископа   начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротонии нарекаемому зачитывается указ о его избрании. Тот отвечает«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю». После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и других епископов. В завершении чина наречения поется «Многая лета».  

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священника и диакона, епископская хиротония начинается после «Трисвятой песни», прежде чтения Апостола. Во время Таинства поются тропари Венчания. Архиерей молится о ниспослании Святого Духа   на   хиротонисаемого.   Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор). 

В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают «аксиос» («достоин»), выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно