Таинство миропомазания

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
24 мая 2021

Суть Таинства

Современная церковная практика предполагает совмещение двух Таинств — Крещения и Миропомазания. По традиции во время Крещения крещаемый одевается в новые белые одежды, как символ чистоты и невинности перед Богом. Следом за этим на него надевают нательный крест, который верующий должен носить всю жизнь.

Обряд миропомазания в православной церкви

И вот следующим этапом является помазание новоиспеченного христианина ароматным маслом, которое варится особым образом и освящается лично Святейшим Патриархом.

Интересно! Во время варки нового мира в него в обязательном порядке наливается остаток предыдущего, а преемство святой жидкости можно проследить до самих апостолов.

Традиция миропомазания идет с апостольских времен. В Библии говорится, что на новокрещеных христиан сходила благодать Святого Духа после наложения рук апостолов на верующих. Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук. Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей.

Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру.

То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству — поскольку происходит невидимо, таинственно.

Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе.

Освящается вещество

В настоящее время на богослужении употребляется освященное масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных — в Таинстве Елеосвящения, произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к Святому Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших. Миро (греч. «благовонное масло») — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего 50 веществ). Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Христа именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. Святое миро есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле.

Что такое миропомазание в церкви

Все православие верит в спасение через Духа Святого. Для церкви Иисус – Спаситель, он отдал Свою жизнь ради нашего спасения. Воскрес ради того, чтобы продолжать спасать нас грешников. То что совершено Иисусом никак не было подвластно человеку, люди не могли повлиять на ход событий.

В обряде Крещения человеческая душа рождается и умирает вместе с Христом. Она освобождается от сатанинских пут, их пагубного влияния. Приобщается к церковной жизни, Богу, Спасителю, Святому Духу. Церковь для верующего человека служит Телом Спасителя. Перед человеком открываются новые возможности, так сказать путь, который приведет его к спасению от грехопадения. Этот путь ему предстоит пройти самому, испытывая тяготы жизни, соблазны, обжигания грехом. Миропомазание позволяет человеку наслаждаться общением со Всевышним, вкушать Его дары.

Дары Духа Святого, такие как, пророческие видения, возможность исцелять других, исходили и исходят на человека во все времена. Получают их в момент Миропомазания. К сожалению, сходят они не на каждого, только на тех, кто крепок в вере своей. Можно сказать избран свыше для определенной миссии на земле. Про этих людей еще говорят: «Одаренные Богом», «Боженька поцеловал».

В наше время таким даром считается, например:

  • Быстрое запоминание на слух.
  • Отличная зрительная память.
  • Талант к рисованию. Есть такие дети, которые рисуют не хуже художников и при этом не заканчивали художественных школ.
  • Талант к пению. Сегодня есть шоу программы, которые проводят отбор детей и взрослых с хорошими вокальными данными.
  • Талант к готовке. Творят кулинарные шедевры не те, что учились этому в специальных школах и институтах.
  • Умение шить и вязать без подготовки и навыков.
  • Умение вести переговоры. Миротворческая миссия так же проводится людьми одаренными свыше. Талант общения, убеждения – дар Святого Духа.

Все что выходит за рамки обыденности, дети вундеркинды — это и есть ничто иное как «печать дара» которая снизошла на человека в момент помазания Святым Миром. Эта печать свидетельствует о Боге и Его благих делах.

Церковь имеет одну простую задачу, преобразить и изменить мир каждого верующего. Каждый, кто приходит в церковь, под влиянием Святого Духа постоянно растет духовно. Миропомазание делает его ближе к Всевышнему. Даже если человек не приходит в церковь и долго грешит, после его возвращения, при покаянии восстанавливается утраченная связь со Всевышним. И это все благодаря Миропомазанию, которое воссоединяет человеческую душу и Творца.

Печать Дара и помазание ценнейшие церковные символы. Печатью накладывается принадлежность к ее владельцу, Богу. Святое Писание говорит о том, что Всевышний наложил ее на Спасителя, Сына Своего. (Ин. 6:27). Действо помазания святым Миром говорит о власти Всевышнего. С греческого «Христос» — это «помазанник». В древности помазанниками считали царей, священников. Но особое значение имеет только один «помазанник» — Сын Божий. Только с Ним и Его искупительной жертвой связано действо Миропомазания.

Чин принятия в Православную Церковь лютеран, кальвинистов и других посредством Миропомазания, а также армян и католиков, над которыми не совершено таинство миропомазания

Лица указанных вероисповеданий
(протестанты, католики, армяне) имеют вообще правильное
крещение. Но протестанты (лютеране, кальвинисты и проч.) не
признают таинства Миропомазания и не имеют правильного
иерархического преемства, которое Православная Церковь
признает необходимым условием правильности совершения
таинств (Второй Вселенский Собор, Седьмой Вселенский Собор,
Шестой Вселенский Собор, 95 пр.); потому все они принимаются
в Православную Церковь чрез Миропомазание. Что касается
католиков и армян, то они получают правильное Миропомазание
в своих обществах, а потому чрез Миропомазание принимаются
только те из них, которые не были миропомазаны в своих обществах.

Чин принятия в Православную Церковь лиц
указанных исповеданий состоит из оглашения и самого
Миропомазания. Вначале они исповедуются у священника (но
разрешительная молитва при этом не читается), затем над ними
в притворе храма совершается оглашение: они произносят
отрицания от прежних заблуждений. Отрицания произносятся или
в общих выражениях, или с особым изложением неправого учения своего вероисповедания.

После совершения отрицания
присоединяющийся исповедует догматы православной веры,
читает Символ веры и затем вводится священником из притвора
в храм со словами: «Вниди в Церковь Божию и отрини вся
неправости и заблуждения». В это время поется 66-й псалом.
Присоединяемый приводится к аналою, на котором лежит
Евангелие; здесь он преклоняет колена пред Евангелием, и
священник читает молитву «Господи Боже Вседержителю», в
которой молит Господа, чтобы даровано было просвещенному
нелицемерно, невозвратно и нелестно соединиться Святой Соборной Церкви.

После молитвы присоединяемый, встав с
колен, произносит обещание содержать и исповедовать
православную веру до конца жизни целу и невредиму, в
уверение чего целует Евангелие и крест. Священник
присоединяемому, преклонившему колена, читает разрешительную
молитву (особого содержания) и приступает к совершению
самого таинства Миропомазания (см. Большой Требник, гл. 106).

После возгласа: «Благословенно Царство»
поется «Царю Небесный» и произносится великая ектения с
особыми прошениями о благодатных дарах помазания святым Миром.

Вслед за ектенией священник читает
молитву: «Благословен еси, Господи» (та же, что и для
младенцев пред помазанием Миром) и совершает само помазание
по обычному чину. После этого он возлагает крест на
миропомазанного и читает молитву «Господи Боже наш», в которой просит: «Ты, Владыко всех, истинную веру в нем
(сподобившемся помазания) соблюди, воспитай его в правде и
истине, и всеми даровании украси».

По прочтении молитвы совершается по
обычному чину омовение и читается священником тайная молитва
(на главопреклонение): «Одеявыйся в Тя, Христа и Бога
нашего». После возгласа: «Яко Твое есть еже миловати»,
произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», — с особыми
прошениями о новопросвещенном. И бывает отпуст с крестом.

Почему Миропомазание совершается после Крещения?

Таким образом, усвоение нами смерти и воскресения Христовых в крещении — имеет главным образом действие в онтологическом смысле (т. е. изменяет все бытие человека, все его естество), а не только нравственное и символическое (как учат протестанты, сектанты): в человеке происходит совершаемое благодатию Божией изменение во всем его существе и бытии.

В Таинстве Крещения прощается первородный грех, и порок теперь как бы гнездится на периферии. Борьба с ним будет продолжаться всю жизнь, и для нее как раз и нужны дары Сватого Духа, подаваемые в Таинстве Миропомазания.

Церковь в молитве на измовение на 8-ой день начинает молиться о крестившемся, чтобы Бог через благодать Миропомазания сделал его непобедимым подвижником в противостоянии с грехом и дьяволом и наградил нетленным венцом.

Миропомазание в истории Церкви


Апостолы возлагают руки на верующих

Таинство Миропомазания было установлено ещё в первом веке по Рождестве Христовом. Непосредственными учениками Спасителя. Вначале существовало две его формы: возложение апостолами своих рук на верующих или помазание их миром. Но возложение рук апостолы практиковали также при исцелении больных и при поставлении достойных христиан в священный сан. Кроме того, Церковь день ото дня ширилась, и апостолы уже не могли оказаться сразу везде.

Поэтому ученики Христовы и поставленные ими епископы начали варить святое миро, которое можно было бы в малом количестве вручить каждому пресвитеру для укрепления верующих в добродетели. Чин миропомазания принял современный вид уже в III веке, а в следующем столетии его, за исключением чрезвычайных обстоятельств, было решено совершать непосредственно после Таинства Крещения.

В древности христиане при возложении рук или миропомазании получали не только дар разумения Евангелия, но и другие благодатные дары: чудотворений, исцелений, прорицания, владения иностранными языками. Эти дары были нужны первым христианам для проповеди Евангелия в мире. С течением времени они стали гораздо реже проявляться в Церкви. Но это свидетельствует не об оскудении Церкви благодатью, а о выполнении большей части задачи становления Церкви.

Таинства Православной церкви

Всего в православной традиции установлено семь таинств, посредством которых верующие и приобщающиеся к таинствам получают различные божественные дары:

Таинство крещения – крещаемый троекратно окунается в купель или обливается водой с прочтением молитв. Новокрещенному прощаются прежние грехи, происходит приобщение к Церкви.
Таинство миропомазания в православии заключается в нанесении святого мира на определенные части тела. Помазуемому передается дар Духа Святого, наставляющий его на путь духовного самосовершенствования.
Таинство покаяния – искреннее раскаяние христианина в своих грехах, полная исповедь духовнику как прообразу Господа. Покаявшемуся грешнику отпускаются исповеданные грехи.
Таинство причащения (другое название – евхаристия) – причащение Святыми Дарами, освященными и приготовленными особом способом, вином и хлебом, символизирующими Тело и Кровь Христа; причастившийся соединяется с Господом.
Таинство елеосвящения (или соборование) – тело человека помазуется маслом (елеем). Верующему даруется избавление от различных недугов.
Таинство брака (известное как венчание) – заключение церковного союза мужа и жены. Родившейся семье даруется божественное благословение.
Таинство священства (иначе называется хиротонией) – посвящение в священнослужители. Даруется возможность самостоятельного участия в таинствах церкви, проведения обрядов и совершения служб.

Евангельские тексты содержат прямое упоминание трех таинств – крещения, покаяния и причащения; богоустановленное происхождение остальных таинств засвидетельствовано другими книгами Священного писания и трудами первых учителей церкви.

Таинство Миропомазания

Святое Миро

– благовонный состав, насчитывающий, по разным источникам, от 35 до 75 элементов18, среди которых:елей, белое виноградное вино, стиракса; ладаны – росный, простой белый и черный; мастика, сандарак, розовые цветы, трава базилика; корни – фиалковый, белый, имбирный, калганный, кардамонный; масло мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин (скипидар) венецианский; благовонные масла – бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое; смирна, толченый мрамор19 и др. Обилие составляющих миро элементов символизирует многообразие христианских добродетелей.

Мироварение

. Варили и освящали Миро для совершенияТаинства только сами апостолы, а несколько позже право мироварения было дано поставленным ими епископам. Те в свою очередь стали рассылать сваренное Миро священникам, использовавшим его при совершенииТаинства Миропомазания. Миро стали приготовлять по образцу того благовонного состава, которым в ветхозаветную эпоху помазывались цари (Ивзял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула – ред.)и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1Цар. 10; 1)) и пророки, а также священники для Иерусалимского Храма.

В Русской Церкви были традиционные места приготовления святого Мира.

С XV до XVIII века

– Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (в частности, Крестовая палата). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе.

Освящение Мира

В синодальный период

20 вторым, помимо Кремлевских палат, местом освящения Мира стала Киево-Печерская Лавра.

С восстановлением Патриаршества в 1917 году

освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. С тех пор местом приготовления святого Мира стал Малый собор

Донского монастыря. Освящение Мира совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

В современной практике правом приготовления Мира обладает только глава автокефальной Церкви

(Патриарх либо митрополит). В России чин мироварения совершает Патриарх Московский и всея Руси и затем раздает освященное Миро на приходы Русской Православной Церкви. Таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто черезТаинство Миропомазания становится членом Церкви.

Святое Миро в России приготовляется и освящается приблизительно раз в два года.

Предварительное приготовление всех составляющих начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице. В среду на Крестопоклонной седмице совершается малое водоосвящение, и все приготовленные для мироварения вещества кропятся этой водой. Часть чистого оливкового масла смешивается с белым виноградным вином, и эта смесь варится в котлах. Затем благовонные вещества мелко толкутся, заливаются сваренной смесью елея и вина и настаиваются две недели.

Утром Великого Понедельника Патриарх окропляет святой водой, освящаемой тут же, все приготовленные на Крестопоклонной седмице компоненты Мира и принадлежности мироварения (серебряные котлы и сосуды). Он сам с помощью трикирия21 зажигает под котлами огонь, который поддерживается священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие. В Великую Среду в приготовленное Миро кладут ароматы, и оно разливается в 12 сосудов.

Освящение Мира

. В Великий Четверг, перед чтением Часов22 Патриарх со всем духовенством торжественно идет в мироварную палату, чтобы забрать приготовленные сосуды с Миром и перенести их в соборный алтарь, на жертвенник. Там же ставится сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Его привозят из Крестового храма Московской Патриархии, где хранится Миро, оставшееся в Церкви по преемству от апостолов, и содержащее в себе часть вещества, сваренного и освященного всеми русскими первоиерархами. Во время великого входа23 священники, сослужащие Патриарху, предносят (несут) сосуды с Миром (и освященным, и еще не освященным) и ставят их вокруг Престола. Сосуд же с преждеосвященным Миром ставится на Престоле. После слов: «И да будут милости…», – Патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд и читая особую молитву.

Когда совершается миропомазание

Помазание Миром происходит сразу после обряда Крещения. Святым Миром мажут крест накрест, при этом читаются молитвы из Апостольского Писания, Святого Евангелия. После помазания священник омывает помазанные места.

Помазание может быть выделено в отдельный обряд. Происходит это в том случае, когда нужно завершить обряд крещения проведенный ранее. Такое случается, когда человека срочно крестят, чтобы миновала смертельная опасность.

Если крещеный человек отошел от церкви, посещает молитвенные дома другой веры, по возвращению ему проводят обряд помазания Миром. Сознательное отречение от Христа приводит к потере Дара, который был получен ранее при помазании. В былые времена, до прихода советской власти, к повторному помазанию отправляли всех, кто больше десяти лет не ходил в церковь, не принимал участия в церковных таинствах и обрядах. При советской власти долгие десятилетия церковь находилась под запретом, поэтому прихожан мазали Миром, чтобы вернуть им Дар Святого Духа.

***

Также в послании ап. Иоанна читаем: Вы
имеете помазание от Святого и знаете все, — и далее:
помазание которые вы получили от Него, в вас пребывает и вы
не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие
помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему
оно научило вас, в том пребывайте (1 Иоан. 2:20 и 27). В
приведенных словах ап. Павла и Иоанна термин «помазание»
указывает на сообщение уверовавшим духовного дара; но,
очевидно, термин «помазание» мог употребляться в духовом
значении именно потому, что христиане имели перед своими
глазами вещественное помазание.

Свв. Отцы Церкви ставят самое слово
«христиане» в тесную связь с миропомазанием. Hrisma, hristos
значит помазание, помазанник. Св. Кирилл Иерусалимский
говорит: Сделавшись причастниками Христу, вы достойно
именуетесь христианами, т.е. помазанными, и о вас Бог
сказал: «не прикасайтесь помазанным Моим» (Пс. 104:15).

Мироварня в Малом соборе Донского монастыря (Москва)

Повествование 8 главы кн. Деяний Апостолов:
а) как после проповеди диакона ап. Филиппа в Самарии
крестились многие лица, мужчины и женщины, и б) как затем
апостолы, находившиеся в Иерусалиме, услышав, что самаряне
приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна именно для
того, чтобы они возложили руки на крещенных и чтобы те
приняли Святого Духа (8:12-17), — дает основание заключать,
что, кроме таинственной стороны низведения даров Духа, это
рукоположение (а за ним и миропомазание) являлось
одновременно и подтверждением правильности крещения и
печатью присоединения к Церкви, и что именно потому оно
совершалось самими апостолами и их преемниками епископами
(между тем как даже совершение Евхаристии предоставлено
также и пресвитерам).

Так как с чрезвычайным распространением св.
веры, когда стали обращаться ко Христу во всех странах мира,
апостолы и их преемники епископы не могли лично являться
повсюду, чтобы тотчас, по крещении, низводить Св. Духа
возложением рук, то потому «изволилось Св. Духу,» обитавшему
в апостолах, заменить возложение рук миропомазанием, и было
установлено, чтобы освящение мира совершалось апостолами и
епископами, а помазание миром было предоставлено
пресвитерам. Миро, а не другое вещество, было избрано
потому, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для
низведения на людей особых духовных даров (Исх. 28:41; 1 Цар.
16:13; 3 Цар. 1:39). Тертуллиан пишет: «По исшествии из
купели мы помазываемся благословенным елеем по древнему
чину, как обыкновенно были помазываемы на священство елеем
из рога…» Шестое правило Карфагенского собора запрещает
пресвитерам освящать миро.

Миро, его освящение. — Подобно тому, как
посланы были апостолы к крещенным самарянам для низведения
на них Духа Святого, так и для таинства миропомазания, по
установлению Церкви, миро должно быть освящено епископом,
как высшим преемником апостолов. Освящение мира происходит в
особом торжественном священнодействии, с участием по
возможности других епископов Церкви.

Отделение миропомазания от крещения
произошло на Западе около 13 века. В Римской церкви
помазуется только чело, тогда как в Православной Церкви
помазываются миром чело, очи, ноздри, уста, уши, перси, руки
и ноги. Подается оно в Римской церкви достигшим 10-летнего
возраста и совершается епископом.

Вне таинства миропомазания миро
употребляется в исключительных случаях. Так, при освящении
храма знаменуется святым миром престол, на котором будет
совершаться таинство Тела и Крови Христовых, а также стен
храма. Как особый чин, миропомазание совершается при
восшествии на царский престол православных царей. 

Михаил Помазанский, протопресвитер

Догматическое богословие. – Клин:

 Фонд «Христианская жизнь», 2001

История Таинства и его отличия

В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями.

Интересно! Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых.

Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл — так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея.

Миро — это специальный ароматический масляный состав

Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте.

А вот в восточной традиции, которая и является корнем нашего современного православия, уже с ІІІ века Крещение было тесно переплетено с помазанием святым миром.

По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому.

Незаметное Таинство

— Владыка, почему мы так мало знаем о Миропомазании?

— Дело в том, что Таинство Миропомазания остается для многих из нас как бы незаметным. Оно совершается сразу же после Крещения: священник помазывает лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки и ноги новообращенного (обычно — младенца) особым веществом — святым миром. Это длится совсем недолго, буквально минуту. Его (Миропомазание) видят лишь священник, восприемники (крестные родители) и, естественно, тот, кого помазывают. Поэтому в сознании большинства Миропомазание как бы сливается с Крещением. В этом есть определенный символизм: Святой Дух всегда действует неприметно. Мы не видим Его лица, но мы можем услышать Его дыхание в нашей жизни. Так и с Миропомазанием. Мало кто помнит, как его помазывали миром, но каждый должен возгревать в себе этот дар Святого Духа. Мы часто забываем, что Крещение – не конец, а лишь начало нашего пути к полноте богообщения. Войти в радость нашего Небесного Отца мы сможем лишь тогда, когда раскроем в своей жизни все то богатство благодатных даров, которые получаем в Таинстве Миропомазания.

— В чем же смысл этого Таинства?

— Миропомазание — личная Пятидесятница каждого новокрещенного: ему дается тот самый дар Святого Духа, который апостолы получили на 50-й день после Пасхи (см.: Деян. 2: 2–4). В столь знаменательный для нас праздник — День Святой Троицы — и родилась Церковь Христова. И, соответственно, получив дар Святого Духа в Таинстве Миропомазания, человек обретает возможность стать полноценным членом Церкви.

— Что делать, если святого мира нет, а Крещение нужно совершить?

— Приведу пример из богоборческой истории ХХ в. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своих воспоминаниях рассказывает, что во время ссылки предстояло крестить младенца. Святого мира, конечно же, не было. Однако владыка, будучи епископом, возложил на голову младенца руки и призвал Святого Духа. Разумеется, священник такой власти не имеет: если он не может миропомазать, то должен сообщить новообращенному (или его восприемникам/родителям) о необходимости совершить это Таинство после Крещения. И в наше время иногда случается, что человека (из-за угрозы смерти или невозможности призвать священника) крестит кто-то из мирян. В этом случае Миропомазание может совершить только священнослужитель.

— Когда Миропомазание совершается повторно?

— Только в особых случаях. Например, если человек отошел от Христа и надолго «застрял» в другой религии. При возвращении в Церковь он должен быть снова миропомазан. Ведь сознательное отречение от Спасителя приводит к лишению того дара Святого Духа, который дается при Миропомазании. В дореволюционной практике вторично миропомазывали и тех, кто долгое время (десять лет и более) не участвовал в таинствах. Например, если человек оказывался в плену у иноверцев. В советское время миллионы православных не посещали храмы. Некоторые приходские священники миропомазывали таких людей, чтобы возобновить в них дар Святого Духа.

Примечание

В случае тяжелой болезни и смертной
опасности лица из инославия, изъявившие искреннее желание
перейти в Православие, принимаются в Церковь без особого
предварительного чина, чрез одно только миропомазание, и
притом только на одном челе. При этом священник должен
только прочитать над больным следующие две молитвы,
положенные в чине присоединения: 1) «Господи Боже
Вседержителю, едине Святе и во святых почиваяй» и 2)
разрешительную: «Господь и Бог наш Иисус Христос ключи
Царствия Небеснаго», и затем после миропомазания приобщает
его Святых Таин по обычаю (Указ Святейшего Синода 1800 года от 20 февраля).

Гермоген ШиманскийПравославие.Ru — 21.02.2006.

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев