Икона — это… виды икон и их значение

Икона — это… виды икон и их значение

Икона — это… виды икон и их значение
СОДЕРЖАНИЕ
0
1
12 августа 2020

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

Фото: http://www.tatarstan-mitropolia.ru

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, неистинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

У кого просят о хранении очага, семьи

Очень часто семьи сталкиваются с проблемами в личной жизни, теряются, сбиваются с одного пути, а все потому, что теряют веру и перестают хранить верность друг другу. В тяжелую минуту стоит вспомнить, что в православной церкви существует отдельный вид икон, и их значение — сохранение семьи. К таковым относятся святые мученики Адриан и Наталия, Петр и Феврония, святые евангелисты Марк, Матфей, Лука, Иоанн Богослов.

Одна из тех семей, которые позже стали примером любви и верности для многих — князь Петр и Февронья. Об их преданности друг другу многие могут только мечтать. Но сколько они испытаний за свою любовь перенесли! И даже смерть не могла их разлучить. Отмечалось не раз, что при попытке захоронения их в разных гробах через какое-то время монахи обнаруживали их в одном и вместе. Это послужило поводом для их совместного погребения.

Исцеляющие образа

Для большинства тех, кто много или тяжело болеет, икона — это возможность обратиться с мольбой о помощи. И есть такие, к которым принято обращаться в трудные минуты. Многим верующим известен Пантелеймон целитель и Великомученица Варвара, чудотворцы Дамиан и Косма. При обращении к образу Богородицы — иконе «Неупиваемая Чаша» — молятся об избавлении от зависимостей (наркомании, алкоголизма, курения). История ее возникновения берет свое начало еще с 1878 года. Старый солдат прибыл из Тульской губернии в Серпуховский женский монастырь с целью найти эту икону и исцелиться. Он страдал запоями и по этой причине потерял способность ходить. В этот монастырь привел его повторяющийся сон, в котором он видел старца, повелевшего явиться именно в это место для исцеления.

От своего дома до Серпухова ему предстояло проползти 100 км, Владычица смилостивилась над ним и навела его на дом старушки. У нее солдат пробыл два дня, за это время старушка помогла ему немного окрепнуть, мазала ноги целебной мазью, и дальше он пошел, опираясь на костыль. Когда он добрел до монастыря и рассказал о своем тяжелом пути в Серпухов, то попросил о направлении его к иконе «Неупиваемая Чаша», но о ней никто не знал. Услышав, что сама Богородица помогал ему, люди отправились ее искать. Солдат же отправился к мощам преподобного Варлаама, который основал монастырь, и узнал в нем того старца из своего сна.

Тем временем в коридоре, который соединял ризницу с Георгиевской церковью, обнаружили старую, написанную в византийском стиле икону. На доске была изображена Богородица, а перед нею младенец Иисус в чаше. Повернув образ обратной стороной, служители монастыря увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Ее тут же вынесли в церковь и отслужили молебен, во время которого солдат почувствовал облегчение и стены монастыря покинул уже здоровым, а желания выпить спиртное у него больше не возникало.

Деревянная основа

Иконы, особенно в древности, создавали строго по технологии. Писали их на предварительно высушенных деревянных досках. Чаще всего брали липу, ясень, привозной кипарис. Смолистые породы — ель, сосну — использовали реже, поскольку они требовали сложной подготовки и долгой сушки. Если доски недосушивали, они часто трескались, и из щелей каплями вытекала жидкость, богатая эфирными маслами. К тому же cрез такого дерева мог покрываться смолистой пленкой, которая мешала наносить живописный слой.

READ  Молитвы путешествующих и за тех кто в пути

Брусок обязательно вырезали из сердцевины бревна, поскольку в этой части древесина меньше деформируется при сушке. Если икона слегка изогнута, скорее всего, мастера взяли другую часть дерева.

Часто использовалась не цельная деревянная основа, а клееная. Бруски соединяли между собой с помощью специального раствора и шлифовали. На иконах с клееным полотном на обратной стороне заметны шпонки — узкие дощечки почти на всю ширину. Их вставляли для того, чтобы части полотна не деформировались и не смещались.

Средневековые мастера укрепляли полотно и другим способом. На лицевой стороне они снимали верхний слой дерева везде, кроме узких полос по периметру. Получалось плоское углубление в центре — ковчег — и рамки по краям. Такая конструкция делала полотно более устойчивым к искривлению. Ковчег выполнял и другие функции. На него наносили основное изображение, поэтому выступающие по краям рамки помогали сохранить лики от царапин. Образ легче было покрывать олифой: средство не вытекало из ковчега. С рамками икона выглядела гармоничнее и создавала ощущение окна в мир святых.

Важность и значение икон в храме

Все находящиеся иконы в храме имеют свое значение, находятся на своем месте. Входящему в церковь сразу виден иконостас. Это деревянная стена, которая находится перед алтарем храма. На ней — изображения жизни Христовой, описание его страданий.

Следует знать, что каждая икона висит на своем месте не случайно. В центре обязательно находится так называемый Деисусный ряд, в котором находятся многочисленные святые, мученики. В его центре – икона Христа Вседержителя. Сверху – праздничные изображения, среди которых — сюжеты из Нового Завета.

В центре иконостаса находятся Царские врата, за которыми – алтарь. По бокам – образы с ликами Христа и Богоматери. Также есть еще и нижний ярус, который заполнен иконами святых, а также изображениями праздников, которые здесь более чтимы.

Говоря о том, что означают иконы в церкви, можно отметить их важность в различных обрядах, в напоминании о Господе для верующих. Некоторые имеют особый статус как исцеляющие от недугов, исполняющие мирские желания

К ним обращаются также с благодарностью за помощь.

Считается поэтому, что иконы в церкви являются посредниками. Верующие знают, что, обратившись с искренней просьбой к святым, изображенным на них, можно ожидать помощи.

Нечаянная Радость

Многие иконы в христианстве помогают исцелиться, обрести утраченное здоровье. Когда спрашивают, к какой именно стоит подойти, ответить можно так: к любой. Прошение от чистого сердца будет услышано Всевышним, и если будет на то Его воля, человек обретет здоровье. Одна из особо почитаемых среди православных верующих — «Нечаянная Радость». История ее тоже связана с исцелением, скорее духовным, чем физическим. Жил один грешник, всю свою жизнь он был разбойником, но при этом трепетал перед Богородицей. Однажды собираясь на греховное дело, мужчина снова обратился с молитвой к иконе. Вдруг необъяснимый страх окутал его, и перед ним явился живой образ Божьей Матери, а у младенца на руках, боку и ногах открылись кровоточащие язвы.

Грешник упал наземь и воскликнул: «О, Госпожа, кто это сделал?!» Ответ ему был дан, что это он и остальные грешные люди всему виной, которые распинают ее сына своими грешными поступками. Это потрясло его до глубины души, и грешник стал каяться и молить о прощении. После этого мужчина перестал грешить, начал вести праведный образ жизни. Таким образом, Божья Матерь подарила ему нечаянную радость и оставление грехов. Эта история и послужила основанием для написания иконы.

Неприятие новых «безблагодатных» икон

Среди прочих аспектов церковной жизни реформа патриарха Никона затронула и стиль написания икон. Ещё в предшествовавшие ей века русская иконография ощущала на себе сильное влияние западноевропейской живописи, получившее дальнейшее развитие в середине XVII века. Согласно правилам, введённым с принятием реформы, в иконах утвердился более реалистичный стиль, сменивший собой бытовавшие ранее условность и символизм.

Это вызвало активный протест со стороны лидеров старообрядчества, призывавших игнорировать эти кощунственные, с их точки зрения, новоделы. В связи с этим известны полемические сочинения протопопа Аввакума, резко критиковавшего недопустимое «живоподобие» в новых образцах церковной живописи и объявившего такие иконы безблагодатными.

Зачем освящать иконы?

Смысл освящения икон выражен в молитве, которую читает священник при освящении иконы: «Воззри на эти иконы, которые рабы Твои в честь и славу Тебя <…> создали, благослови их и освяти, и подай им силу целебную, все козни диавольские прогоняющую, и сделай, чтобы все, прилежно пред ними молящиеся были услышаны, и милость Твоего человеколюбия обрели, и благодать получили».

По словам С.В. Алексеева, «освящение – это, можно сказать, благословение, которое дает от лица всей Церкви священнослужитель на использование предмета или изображения для Богообщения. Применительно к святым иконам освящение – это также критерий оценки их богословского содержания и, соответственно, разрешение на участие в литургической жизни Церкви. Сомнительные по содержанию и технике выполнения иконы благословения не получают.
Не будем судить о том, происходят ли изменения в физической природе предмета в момент его освящения, но с точки зрения нравственной – эти изменения очевидны. Меняется не только статус предмета, но и отношение человека к нему».

Выбор иконы по имени человека

Имя святого можно найти в церковном календаре

Чтобы его найти, нужно обратить внимание на имена тезоименных святых, дни празднования которых находятся самыми близкими к дате рождения. После того, как имя было выбрано и крещение свершилось, следует приобрести икону по дню рождения и имени тезоименного святого-покровителя, которую нужно всегда иметь при себе, хранить в доме

Не составит труда выбрать икону Богородицы по месяцам рождения, а также понять какая икона покровительница подходит по имени на основе дней почитания святых в различные периоды года.

Предлагаем универсальный календарь, который позволит сделать весьма точный выбор, хотя, конечно, если хочется разобраться детально в этом деле, то вполне актуально обратиться за консультацией к духовнику.     

Итак, перед вами периоды, в которые укладываются дни рождения и соответствующие иконы.

  • 12-20.01 К этому периоду относится почитание Блаженного Сильвестра и Серафима Саровского, оптимальной иконой будет икона Богоматери «Державная»;
  • 01-20.02 Святыми для этих людей являются Афанасий и Кирилл. Также используется «Неопалимая купина»;
  • 02-20.03 Период рождения соответствует Преподобному Милентиею Антиохскому, Святому Алексею, а оптимальной иконой Божией матери по дню рождения в этот период является Иверская;
  • 03-20.04 К этому времени относятся Святой Софроний и Иннокентий Иркутский, а также Казанская икона Богоматери;
  • 04-20.05 Почитаются святые Степан и Тамара, Иоанн Богослов и икона под названием «Споручница грешных»;
  • 05-21.06 Следует выбирать именные иконы для человека из образов святых Константина и Алексея Московского, а также Владимирской Богоматери и образов «Неопалимая купина» и «Взыскание погибших»;
  • 06-22.07 Святой Кирилл и «Всех скорбящих радость».
  • 07-23.08 Илья пророк, Николай Чудотворец, а также следует предпочитать икону «Покров Пресвятой Матери Божьей», которая особенно ценится в России;
  • 08-23.09 Рожденным в этом периоде следует делать своими образами изображения святых Павла, Иоанна, святой Александры, изображения Богоматери «Страстная» и «Неопалимая купина»;
  • 09-23.10 Следует выбрать Сергия Радонежского и Почаевскую Богородицу;
  • 10-22.11 Святой Павел, «Скоропослушница» и «Иерусалимская» икона;
  • 11-21.12 Святая Варвара и Николай Угодник, «Знамение» и «Тихвинская» иконы Богоматери для оберегания.
READ  Икона святой матроны московской: история и значение

Теперь каждому читателю не составит труда понять какая икона подходит не только по имени, но и по дню рождения.

Нательная икона в древних традициях

Традиция ношения крестиков и нательных иконок пришла на Русь вместе с христианской верой в далеком 988 году.

Нательные иконки святых первыми стали носить странствующие люди. Дороги в те времена были опасными и долгими. Поэтому, чтобы не лишить себя возможности помолиться почитаемому образу — символу веры и оберегу, пользовались нательными изделиями.

Иконы в те времена изготавливали из дерева, кости, меди, серебра, золота. Выбор материала зависел от сословия, чина и достатка хозяина.

Чем богаче был человек, тем изысканнее выглядела его нательная икона. Она непременно была из драгоценного металла и украшалась дорогими камнями.

Такие же богатые иконы считали своим долгом носить и многие священнослужители, утверждая свое преимущество перед Богом.

Изготавливали иконку нательную вручную, поэтому сохранившиеся образцы XV-XVI века часто имеют гораздо лучший вид, чем более позднего периода, когда в моду вошло массовое производство. Штампованные иконы зачастую доходят до нас в виде отшлифованного овала.

Старинные нательные иконки, изготовленные после XVI века, часто посвящались определенным событиям, а не конкретным святым. Собственные иконы изготавливались для студентов, курсантов военных училищ: на них могли быть изображены как образы Спасителя, так и Святых покровителей учебного заведения. Существовали и особые офицерские образа.

В период атеизма в России традиция ношения иконок нательных была утрачена и стала возрождаться лишь в несколько последних десятилетий.

Школы старообрядческих икон

Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование.

Школы старообрядческой иконы:

  • Ветковская икона.
  • Невьянская икона.
  • Поморская икона (с тундровым позёмом).
  • Сызранская икона.
  • Сибирская икона.

Одной из принятых староверами икон, на которой изображен Иисус Христос, является икона Спас Благое Молчание. Она встречается только лишь у старообрядцев, ведь каноны официальной церкви не принимали и в кой-то мере запрещали отображать Христа в обличии ангела, каким он запечатлен на иконе Благого Молчания, что в свою очередь делиться на Спаса Мокрая Брада и Спаса Ярое Око.

Не менее важным образом в христианской религии остается образ Девы Марии. Не лишены и староверческие иконы обличия Божьей Матери, хотя и с некоторыми отличиями. Наибольшей популярности у старообрядцев приобрела икона Богородица Огневидная. Из-за цветового оформления (яркий красный, оранжевый алые тона) икона получила название «Огневидная». Изображена Пресвятая Дева без Младенца на руках, как это привычно для официальной церкви, и голова Ее повернута в правую сторону.

Выгорецкая (на реке Выг) община в Поморье была одним из первых и, несомненно, самым значительным староверческим поселением. Первоначальный состав общины был преимущественно крестьянским и монашеским (бежавшие с Соловков после их взятия правительственными войсками монахи), однако руководителями её были князья Андрей и Семён Мышецкие-Денисовы.

На Выгу все были грамотными поголовно, отсюда — любовь к текстам, которым на иконе часто отводилось много места. Надписи каллиграфически красивы. Светел «солнечный» колорит образов, охряные с праздничной красно-голубой опушью поля, золотой фон. (Это поздние московские старообрядческие мастерские на рубеже XIX – XX веков освоили иконы сдержанного, а то и совсем тёмного колорита, стилизуя свои работы под покрытые потемневшей олифой дониконовские образцы.).

Лики строгие, взгляд «взыскующий», проникновенный, мощные плави рельефно выступают над светлым красновато-охряным, реже оливковым санкирём. Тщательная проработка деталей, наличие элементов северного пейзажа — заметные особенности поморского письма, оказавшие влияние на иконопись других старообрядческих центров.

Старообрядчество Урала включало разнообразные толки и согласия (от некоторых из них теперь и следов не осталось). В первой трети — середине XVIII века вокруг Невьянского завода сложился иконописный центр, на который оказало влияние не только собственно выгорецкое, но великопоженское и вообще поморское иконописание. Отсюда происходит сложность атрибуции икон периода становления невьянского стиля: некоторые из них могут быть, на наш взгляд, атрибутированными равным образом как «невьянские», так и «поморские».

Существует мнение, что живопись Ветки по сравнению с Невьянском — сниженный уровень. Но это верно лишь отчасти в отношении икон второй половины XIX века (тогда, впрочем, и Невьянск в своей массе сильно изменился в сторону более простого, схематичного и «откровенного» письма).

Интересно наблюдение И. Л. Бусевой-Давыдовой: ветковские лики святых с их фактурными носами и как бы припухлыми глазами трактуются ею как подражание мастерам Оружейной палаты второй половины XVII века.

Действительно, старообрядческие письма органично перерабатывали веяния столичной иконописи, влияние барокко. Ветковская иконопись находилась на уровне эстетических запросов своего времени и была столь популярна, что мастера-староверы получали заказы для официальной церкви. В источниках упоминаются факты обращения никониан в староверские толки исключительно с целью обучиться иконописи, а затем подвизаться в качестве иконописцев официальной религии.

Сближения между Веткой и Уралом, несомненно, объясняются широкими контактами старообрядцев и старообрядческих иконописцев двух регионов. Эти контакты бывали вынужденными, после правительственных «выгонок», то есть разорений Ветки, а бывали и добровольными. Обычно иконописец, переезжая на новое место, подстраивался под местный вкус и манеру. Икона, написанная даже всего лишь по другой прориси с небольшими изменениями, у приверженных букве обряда староверов могла быть воспринята как «нечестная». Но и в этих условиях иконописец со стороны мог привнести в работу что-то своё, привычное.

Древние иконы Николая Чудотворца

Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.

Это икона святителя Николая – «круглая доска» (Новгородский музей), о которой шла речь выше.

READ  Псалом давида 53

Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Ее происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.

Икона середины XIII в. из Духова монастыря (ГРМ). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. «из Диких полей», т.е. из южнорусских степей.

Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается ее торжественным поновлением в 1556 г. .

Назовем в заключение центры почитания святителя в самой Москве и ее ближайших окрестностях по XV в. включительно:

1. Монастырь «Святого Николы Старого» в Китай-городе уже существовал в XIV в., был связан с митрополичьим домом и, вероятно, с Византией. В конце XV-XVI вв. в этом монастыре находился крупный центр иконописания. В середине XVI в. отдан греческому подворью. Главная монастырская икона не сохранилась.

2. Николо-Угрешский монастырь, основанный в XIV в. благоверным князем Димитрием Донским; оттуда происходит житийная икона святителя, исполненная в одной из видных московских мастерских. Это свидетельствует о значительной культурной роли Угрешского монастыря уже в XIV в.

3. В Кремле была какая-то церковь Николы Льняного, упоминающаяся под 1506 г. (по преданию, построена великим князем Иваном III).

Кроме того, в Москве существовало много посадских и монастырских церквей, посвященных святителю. Но ясно, что урочища, посвященные святителю Николаю, его особо чтимые иконы были в Москве не так многочисленны, как в Новгороде, ибо сама история Москвы была короче, а ее культурные традиции более ограничены. Государственные и церковно-политические обстоятельства возвышения Москвы способствовали привлечению в столицу святынь, связанных с именем великого угодника Божьего, и прежде всего его древних, особо почитаемых икон. Видимо, так появились в Москве икона Николы – «круглая доска» (в 1502 г.) и иконы для Новодевичьего монастыря (в 1514 или 1524-1525 гг.)

В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, ее поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь нее основывают придел Покровского собора на Рву. В это же время расписывают и заново освящают церковь Святителя Николая Гостунского. Летом 1553 г., когда у митрополита шел спор с еретиками (отрицавшими святость святителя Николая), вмешался сам святитель: от иконы Николы Гостунского произошло исцеление, наглядно показавшее лживость еретиков (Никоновская летопись).

В XVI в. в Москве была проведена огромная работа по подготовке различных текстов Жития святителя Николая для декабрьского тома Четьих Миней Митрополита Макария, создание иллюстрированного Жития святителя Николая (т. н. Егорьевский сборник) . К этому времени относится появление житийных икон святителя с большим количеством разнообразных клейм.

Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа.

Протоиерей Николай Погребняк

Виды старинных икон

Еще издавна русская икона является тем единственным, что в абсолютной форме выражает феноменальность русской культуры, реальную русскую историю, герои и важные события которой отражались в иконах.

Это не удивительно, ведь до XVIII века памятников не возводили – ни православным людям, ни знаменательным событиям. Приходила победа над врагом на праздник Покрова – строили Покровский храм, а самых выдающихся людей признавали святыми – канонизировали. Затем писали их идеальный образ, чтобы молиться перед ним. Все это определило высочайшую значимость икон в настоящее время

Иконы с окладом

Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.

Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.

По материалу изготовления различают оклады из металла:

  • Обнизь из жемчуга
  • Шитье бисером
  • Эмалью
  • Драгоценными камнями
  • Цветными стеклами

Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.

Иконы с серебряным окладом

На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.

Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.

Для этого серебряный оклад мог дополнительно покрываться драгоценными камнями, эмалью, золотом и филигранной чеканкой.

На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму. Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник. На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.

Складни металлические

Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.

Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:

  • Две створки – диптих
  • Три створки – триптих
  • Четыре створки – квадриптих

Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.

Комментировать
0
1
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно