С чего начать воцерковление?

С чего начать воцерковление?

С чего начать воцерковление?
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
13 апреля 2021

Какие вопросы себе задать?

Человеку, который хочет воцерковиться, прежде всего нужно обратиться к истокам, к своему прошлому

Важно знать, крещён ли он, кто его крёстные родители. Каждый из нас носит имя православного святого — своего небесного покровителя

У него есть своя история, жизнеописание — мы называем его житие. Это житие нужно прочитать обязательно. По мере ознакомления с ним у человека обязательно возникнет множество духовных и практических вопросов: можно ли достичь подобной святости? Не сказка ли это? Как мы связаны с невидимым миром Бога и святых? Все эти вопросы нужно задать священнослужителю при живом общении с ним.

Воцерковляться самому по какому-то учебнику или книге сложно, а порой и опасно. Дело в том, что сейчас много ложных религиозных течений, которые так или иначе предлагают свои учения под видом идей добра, мира и всеобщего счастья. Человек до прихода в Церковь обычно так себе и представляет духовные ценности. Но часто за этими красивыми словами кроются вещи, которые могут нанести серьёзный духовный вред. Во избежание таких ошибок нужно живое общение со священником.

Что почитать?

Многие боятся напрямую обратиться к священнослужителю со своими вопросами. Чтобы избавиться от этого страха, можно немного подготовиться теоретически. Взять книги «Азы православия», «Духовные посевы» или «Закон Божий» в изложении для семьи и школы и читать начальные тезисы о нашей вере. Кто такой Иисус Христос? Зачем Он пришёл в мир? Каким образом раздаёт Себя в виде Тела и Крови во время причастия? Это фундаментальные вопросы. Когда человек озадачится ими, ему всё-таки придётся обратиться к священнику и поговорить с ним. Найти время для этого необходимо. Когда человек придёт с книжкой, в которой карандашиком отмечены непонятные места, любой священник уделит ему время и поможет понять самое главное: что Глава Церкви — Христос, Он пришёл, чтобы спасти человечество. Что Исповедь, Причастие и другие таинства, которые совершаются в Церкви — это не страшно. Все они — для нас, и даже он, человек пока ещё невоцерковлённый, может прийти, исповедовать свои грехи и причаститься — если крещён, конечно.

Ещё один способ воцерковиться — это посещение святых мест, то есть мест особого явления Божией благодати. Однако я больше склоняюсь к первому способу, потому что мирские люди не всегда осознают, что такое мощи, иконы и другие святыни храмов и монастырей, в которые они приезжают.

Татьяна Глазкова

В университете читала Остромирово евангелие. Это был текст, где надо было найти и определить типы склонений и т.д. Возникал вопрос: почему запрещена Библия? Тезис «религия-опиум для народа» не устраивал.

Шли годы. В 1979 году в руки попало Евангелие. Читала сутки, не отрываясь. Трудно передать словами всю гамму чувств, охвативших меня тогда. И радость, и смятение, и безмятежность одновременно. Мир вокруг меня стал другим. Потом еще сутки я читала Евангелие, наслаждаясь каждым словом, каждой буквой в нем.

С тех пор прошло много лет. Верю ли я? Мне кажется, что вера стала неотделимой частью меня. А вот когда это произошло — я не знаю.

Первый этап

Фото: Flickr.com

Выяснить свое происхождение. Имеется в виду – когда было крещение, кто крестные отец и мать. Может оказаться, что человек, совсем, не член Церкви. Тогда нужно будет начать с подготовки к крещению, а это особый этап жизни. В таком случае нужно пойти в храм, лучше всего вечером в пятницу или субботу, дождаться батюшку после службы, чтобы поговорить с ним на эту тему. Или договориться о времени встречи, например, по телефону в церкви. Подготовка к крещению – тема большого разговора. Сегодня не об этом.

Но таких людей немного, большинство все же крещены в православии, поэтому и тянется их душа к дому. Поэтому будем исходить из того, что человек хочет быть воцерковленным, а не просто носить красивый крестик на груди и красить яйца на Пасху.

Самому читать какие-то книги или статьи на сайтах не очень верно, потому что существует немало сект, ложных религий, которые упаковывают свои идеи в красивые обложки, но при этом уводят своих последователей в бездну. Нужен обязательный разговор со священником. Его вы найдете в том храме, который планируете посещать. Выбирать церковь нужно самостоятельно. Посмотреть, где вам комфортно, где хорошо слышно. Может быть, это рядом с домом или работой, что также удобно.

Не нужно бояться этого обращения. Если один батюшка не имеет возможности помочь вам, то он, непременно, перенаправит вас к другому, чтобы помощь была оказана. Но ваша встреча должна быть подготовлена, чтобы она прошла плодотворно.

Для этого все же следует почитать книгу «Азы православия», «Духовные посевы» и почитать азы, которые изложены для детей. Главное, чтобы на книге была надпись, что она рекомендована Русской Православной Церковью. Не стоит выбирать храм далеко от своих обычных маршрутов. Когда наступит период соблазна, (а он бывает у всех, ведь сатана не дремлет), то одним из поводов не пойти в церковь будет ее отдаленность.

Воцерковление — что это?

По данным опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения, примерно 75% населения России считает себя православными, но из них крещены только 84%, в общих чертах знакомы с содержанием Священного писания 54%, посещают храм 17%, соблюдают посты и религиозные праздники 11%, исповедуются и причащаются 8%, носят нательные кресты 3%.

Священник Димитрий Шишкин

Словом, прибегая к актуальной терминологии, «переаттестацию» прошли бы не многие. Но в чём же причины такой беспечности?

В житейском плане мы все понимаем, что нужно соответствовать своему званию, доказывать состоятельность. Не случайно при приёме на ответственную работу требуют резюме. И всякий трезвомыслящий человек старается это резюме наполнить реальным, выигрышным для себя содержанием, особенно важным в условиях рыночной экономики и конкуренции. Цена вопроса высока – жизнь земная, достаток и благополучие семьи, стабильность и благоденствие.

А теперь представьте, что приходит устраиваться, ну, скажем, архитектором этакий разболтай в помятом костюме, небритый. И на вопрос о его резюме отвечает с ухмылкой: «Да на что оно вам? Какая разница… Просто я когда-то в детстве любил складывать кубики и у меня получалось…. вот я и подумал: может, мне в архитекторы податься?»

Комментарии, как говорится, излишни.

Если так важно соответствовать профессиональным требованиям, если мы столько уделяем внимания своей работе, понимая, что от этого зависит наша земная жизнь, то как же истово мы должны стараться соответствовать своему званию христианина, если цена этого вопроса – вечная жизнь!

Почему-то многим кажется, что духовная жизнь — это только метафора, что-то само собой разумеющееся и туманное, некое естественное продолжение обычной, земной жизни. Что нет в этой духовной жизни ни особых задач, ни правил, ни требований. Однако это не так.

Для беспечности, для мнения о том, что спасение происходит само собой, естественным образом у нас нет никаких оснований. Более того, апостол Петр говорит: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4, 18).

Духовная жизнь созидается в нас благодатью Духа Святого при нашем добром расположении и усердии в соблюдении Божьих Заповедей. Конечно, Дух дышит где хочет (Ин. 3, 8). И в людях далёких от Церкви действует Дух Божий, призывая человека к покаянию и святости. Но, кроме этой «предваряющей» благодати, существует особая духовная жизнь, путь сознательного и постепенного восхождения к Богу, и этот путь возможен только в Церкви. Больше того, Церковь и создана Господом для нас – людей, для нашего спасения.

Пренебрежение благодатным опытом Церкви — это не только грех, но и роковая ошибка, гибельная для самого человека. Господь говорит, что «если кто Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Так условно названы люди, находящееся в крайней духовной опасности. Не отверженные, но сами отвергающие истину, не проклятые, но проклинающие себя своим пренебрежением к Церкви Божьей.

Как и сколько молиться?

Порой люди невоцерковлённые решают, что могут сами определить для себя молитвенное правило, но тут есть опасность, с одной стороны, не молиться вообще, с другой — наложить на себя бремена неудобоносимые. Для определения размеров правила в первую очередь надо обратиться к священнослужителю. Он порекомендует молитвы, которые не только наполнены смыслом, но и богодухновенны — с таких начинается утреннее и вечернее правило. Они дают не столько информацию, сколько духовные силы.

Как младенцу мы предлагаем сначала молоко, а потом твёрдую пищу, так и новоначальному — духовному младенцу — нужно предложить молитвы, которые безусловно усваиваются душой. Только спустя время можно перейти к длинным канонам и последованию ко Причастию: когда он уже поймёт, что молитва — это прямое общение с Богом, Божией Матерью и святыми.

Как «поймать» священника?

Сейчас все священники в конце каждого богослужения дают объявления о том, какие службы будут совершены в храме в течение недели. По этому объявлению, как по дорожной карте, и нужно ориентироваться. В храме у любой свечницы или человека в облачении можно спросить, в какое время заканчивается Божественная литургия (утром) или вечернее богослужение. Если к священнику подойти после окончания службы, ему будет проще найти время для беседы с вами. Особенно удобно подойти для беседы после вечерней службы.

Не нужно ничего бояться! Отвечать на вопросы новоначальных — прямая задача любого священнослужителя. Не представляю среди них такого, кто отказал бы во внимании воцерковляющемуся человеку.

Воцерковление – это труд преодоления препятствий

Воцерковление – это труд преодоления препятствий, путешествие к Богу, совершаемое зачастую не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Это сознательная и мучительная борьба со своими грехами, терпеливое восхождение к высшей Цели, достойной всех трудов и усилий.

Господь учит нас искать Царствие Божие, то есть оно не явлено, скрыто от нас и нужно приложить немало терпения и труда, чтобы это сокровище обрести, открыть для себя и усвоить. Но Царствие Божье – это не что-то, что будет потом, когда-нибудь, после смерти. Царствие Божие – это состояние духа, которое делает человека причастником жизни Бога уже здесь, в земной жизни. «

Царствие Божье не пища и не питие», — говорит Апостол Павел. То есть не то, что относится к плотской, чувственной жизни. – «Но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Это очень важные слова! Когда человек начинает сознательно жить по правде Божией, жить полноценной церковной жизнью, он обретает мир с Богом, с людьми, с собственной совестью, и из этого мира рождается совершенно необъяснимое чувство радости о Духе Святом. Вот эта радость и есть преддверие той совершенной радости, к которой всех нас призывает Господь.

  • К кому мы идем в церковь?
  • А было ли воцерковление?
  • Воцерковленность и ответственность

Евгения Новосельцева

С детства я любила читать. Уже в начальной школе я могла целый воскресный день просидеть одна дома с увлекательной книжкой. С восьмого класса у нас произошло разделение на профили, с этого времени я начала заниматься литературой профессионально, в десятом классе поступила в лицей при университете. Тогда произошла встреча с учительницей литературы Людмилой Николаевной Житковой, и, как бы громко это ни звучало, она перевернула мое мировоззрение.

Мне было 15 лет, и во мне был очень силен дух противоречия и желание казаться лучше, чем я есть, или даже быть не той, какой являюсь на самом деле. Этакий заблудившийся в жизни подросток, который сам не знает, чего хочет. С первого же урока Людмила Николаевна меня поразила, но поначалу это впечатление было неприятным. Она казалась посланницей из другого, более светлого мира, который я тогда цинично, по-базаровски, отвергала. Она ломала стереотипы, принятые в школьных учебниках, отвергала советские трактовки произведений, говорила о том, что русскую литературу не понять без христианства. И мне это не очень нравилось. Через какое-то время я почувствовала, что в ее словах есть какая-то высшая правда, еще недоступная мне, и решила понять, что это за правда. И тогда, я помню, стала читать всю нашу школьную программу сквозь призму христианства.

Мне стал открываться иной мир с иными чувствами и переживаниями. Помню, тогда в классике я искала Христа, Его правду. Можно сказать по-пушкински: это была настоящая «духовная жажда». Произведения, далекие от христианского духа, были для меня скучны, даже вводили в состояние душевной тяжести… Большим открытием для меня стал Ф.М. Достоевский. Можно сказать, что только благодаря ему я для себя приняла окончательное решение, что хочу жить по-христиански. Но до прихода в Церковь было еще далеко, еще два года… Прочитав «Преступление и наказание», я пришла к мысли: все мы преступники, все мы в чем-то преступаем заповеди, переступаем через свою совесть. Но, с другой стороны, каждому открыт путь очищения, изменения. На мой взгляд, в романе хорошо показано, как страшна жизнь в грехе.

Потом я читала «Войну и мир». У Толстого также много глубоких мыслей о вере. Например, в эпизодах, связанных с князем Андреем, — в известном небе под Аустерлицем, о встрече с Наташей, когда он был ранен, и, конечно, в его смерти. Все это сцены, которые говорят о прощении, примирении, о вечности, которая вошла во время… Духовные поиски Пьера, удивительный характер княжны Марьи, цельность Платона Каратаева – все это производило неизгладимое впечатление, было своеобразными семенами, плоды которых появились позже. С тех времен и до сих пор одной из моих любимых книг являются «Братья Карамазовы», в которой особенно люблю «Поучения старца Зосимы», они не раз спасали меня от уныния, депрессии.

Тогда же в школе я начинала потихоньку открывать и Евангелие, оно преображало, удивляло. Было ощущение, что все описанное — единственная и настоящая правда жизни. Потом я поступила на филологический факультет и стала углублять свои знания в области русской литературы (это была моя специализация). Помню, как была счастлива изучать древнерусскую литературу, хотя для нашего курса филологов и журналистов это был один из нелюбимых предметов. Во-первых, тексты читались в оригинале, на старославянском, преподаватель спрашивал строго, и те, кто читал на русском, не знал подробностей. Во-вторых, в основном это были произведения церковные, непонятные современному читателю. Но это меня и радовало: появилась возможность прочитать такие тексты, из которых потом вышла вся наша литература.

А последним толчком к приходу в храм стали две книги Майи Кучерской – «Современный патерик» и «Бог дождя». Наверное, это звучит удивительно: Кучерскую не все любят, некоторые открыто осуждают. Но для меня ее творчество сыграло большую роль. Прочитав эти две книги, я поняла: в Церкви такие же простые люди (не святые, как я думала ранее), со своими недостатками, ошибками, но вместе с тем другие, им открыта какая-то иная действительность. И тогда у меня отпала большая часть страхов, которая сковывала меня и мешала окончательно переступить церковный порог.

Участвовать ли в таинствах?

Нужно стараться сподвигнуть себя к исповеди и причастию Святых Христовых Таин, потому что это чудесным образом даёт духовные силы. Тогда человек действительно начнёт воцерковляться, и это будет видно и ему самому, и священнику. Уже не страшно пойти на исповедь, приложиться к иконам, попросить помощи у Матери Божией, взять благословение. Он начнёт жить не только физическими понятиями и мерками, мир для него расширится. Воцерковлённый человек становится нужным не только на работе и в семье, но и членам семьи православной, Глава которой — Христос.

Внутреннее воцерковление надо продолжать всегда. Нужно стремиться всё время считать себя недостаточно просвещённым, недостаточно понявшим Бога. Если человек найдёт в своей жизни время, проявит искреннее желание понять, что такое Церковь и Кто такой Христос, то Господь всегда откроет ему Себя.

Записала Екатерина Щербакова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (126)

Аннета Седова

Никогда не думала, что книга будет вести меня к вере путем длиною в жизнь. Пути Господни неисповедимы. Мне было лет 13-14, когда в моей жизни появилось крошечное Евангелие из папиросной бумаги в ярко-изумрудной дерматиновой обложке – подарок старшего брата, студента из Санкт-Петербурга. Лихие 90-е. Когда Русь обращалась в православную веру второй раз… Но до этого в нашем маленьком сером городке появились первые вестники Евангелия из Норвегии и Финляндии. «Методами тыка», слабой веры, временных отступничеств и неофитства я шла к своему подлинному Отцу Небесному. Тогда не имело значения, что за часть религии была в моей душе: баптизм, адвентизм, протестантизм, евангелизм, пятидесятничество или православие. Главное, что искренне искала. Будет ли еще когда-то то отроческое чувство восхищения перед чудом, когда простым карандашиком отмечаешь евангельские потрясения и притчи… Это потом придет некоторая библиографическая деловитость в прочтении Библии (с опытом библиографа при Научной библиотеке СПбГУ), а тогда это было как в детстве, когда перед тобой открывался не просто этот мир во всей его изумительности и красоте, а Чудо. Чудо любви, чудо веры, чудо истины в реальной истории человечества. И помню, как прочитав такие насущные и простые слова: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20), я неистово просила Господа исцелить меня от глухоты. Сейчас улыбаюсь этому воспоминанию. Да, у меня с детства это. Конечно, мне не было дано исцеление. Я еще не знала ответов на такие вопросы. Это пришло потом.

А потом были стремительные годы юности, взрослости, сотни мелких бед и радостей жизни, годы отступничества. После особенной беды, когда Господь уже не желал, как сказал Клайв Стейплз Льюис, взывать ко мне лишь голосом совести, после паломничества к Серафиму Вырицкому в мою жизнь вошло во всем сиянии мое личное духовное торжество православия. Вдруг единым взмахом я отмела временно в сторону весь пласт светской книжной литературы, потому что поняла, сколь бездонны и животворящи наши сокровища духовной православной литературы. Надо заметить, что именно моя болезнь сподвигла читать ее с тем, чтобы найти ответы на все мои насущные вопросы с устойчивым приходом в нашу веру, в том числе как идут богослужения, их значения, значения таинств, жития святых, проповеди наших великих святых и деятелей Церкви. Никто не мог бы мне дать все равно такого полноценного разворота, не услышала бы, не вникла бы. Ну разве не всеведущ Господь? Иногда за этой радостью открытий забываю сейчас о самой Главной Книге. Каюсь. Но время от времени, и она продолжает быть в моих руках.

Великий пост это некий «стоп-кран», когда дается особенная молитвенная возможность прикоснуться к таким книгам как «Христианский смысл жизни» Иоанна Кронштадтского, «Радость покаяния» Антония Сурожского , «Слово о человеке» Игнатия Брянчанинова, «Радость моя» Серафима Саровского , «Исповедь» Августина Блаженного Аврелия. И уже знакомая классика по-иному откроет свои глубины.

Несказанную радость несет Шмелев «Летом Господним», Лесков — «Соборянами», сколько любви к семье в письмах из лагерных ссылок у Павла Флоренского, сколько душевного труда требует от меня внимать наследию Достоевского (снова и снова обращаюсь к нему), нам бы такого мужества и верности из «Лебединой песни» И. Головкиной. Ах, если бы с молоком матери, с первых колыбельных, с первых наших букв Евангельские мотивы и правды для всех без исключения впитывались в наши сердца — мир всегда сиял бы Пасхой.

Но, слава Богу, что нам дана милостивейшая надежда на Воскресение, на Царствие Небесное. Стоит только принять этот величайший дар любви, то чудо, что сквозит в книге и ее святом наследии.

Образ жизни

Воцерковление — очень широкое понятие, которое у многих ассоциируется с тем, что человек уверенно себя чувствует в храме, знает, где поставить свечку за здравие и где — за упокой, и отличает протоиерея от паникадила. Получается, что большинство считает воцерковлением освоение правил церковного этикета и знание хода богослужения. Сразу же замечу, что, к сожалению, многие люди, считающие себя воцерковлёнными, пренебрегают этими правилами, почему-то считая, что они не для них, а для «пришлых». Но главное не это.

Важно понимать, что воцерковление — это не только знание хода служб и умение себя на них вести, это образ жизни. Мы показываем, какие мы христиане, не на литургии, не в храме, а за его пределами

Увы, нередко люди, считающие себя воцерковлёнными, демонстрируют невежество в повседневной жизни. Например, позволяют себе обращаться на «ты» к незнакомым, оправдываясь тем, что они к Самому Богу так обращаются — так с чего же обычным людям «выкать»? Они спокойно проявляют неуважение и невоспитанность.

Истинно воцерковлённый человек — не тот, кто знает, что и почему происходит в храме, соблюдающий все церковные предписания и воспитанный в церковной традиции прихода или благочиния, в котором живёт. Воцерковлённость невозможна без обычной человеческой воспитанности. Нужно стараться стать человеком, на которого другие смогут равняться. Воцерковлённый человек не будет хамить, не отправит собратьям по вере сверкающую открыточку в три часа ночи, не станет заискивать перед священником и грубить «обычным» людям. Его доброжелательность распространяется на всех, а не только на прихожан его храма. Он старается в каждом, кого встречает, видеть Христа.

Саша Дунаева

Три книги повлияли на мой приход к вере. Первая — Новый Завет («Гедеоновых братьев» издательство, нашла в столе у бабушки, и что он там делал? Она же так и не читала его), и я поверила в Бога и крестилась. Вторая – «Несвятые святые», которую прочла около года назад, уже далеко уйдя от Бога в язычество. Книга тронула и пробудила то, что оставалось глубоко, словно свежим взглядом я увидела христианство, что оно еще живо. Третья книга – «Сила молитвы» митрополита Антония Сурожского. Его книги и записи внезапно откликнулись во мне, читала и слушала взахлеб! Моя вера словно возродилась, я вернулась не только к христианству, но и к православию. Теперь я вновь живу. Это если кратко. Ведь еще множество книг читаю, и буду читать — вот, к примеру, взяла Шмелева. Столько о нем читала и слышала, в том числе и на вашем сайте, что решила прочесть.

Погружение

Следующий этап – погружение – связан с началом участия в таинствах Церкви и исправлением жизни по заповедям Божиим. Основными «вратами» вхождения в церковную жизнь является таинство покаяния. Именно здесь происходит обновление завета между человеком и Богом. После завершения исповеди человек должен уже чётко понимать, что от него требуется для поддержания этого состояния примирения с Богом. Начинается переформатирование жизни, наполнение её новым содержанием, которое во многом теперь определяется Церковью. В первую очередь происходят изменения внешней стороны жизни: то, что явно диссонирует с церковными представлениями, убирается, высвобождая место для постепенного наполнения церковными ценностями и укладом жизни. Человек включается в богослужебный ритм, начинает регулярно ходить в храм, соблюдать посты, отмечать праздники.

Но эти изменения происходят прежде всего во внешней, обрядовой области. Душа всё еще живёт по преобладающей инерции прежней жизни – и это зачастую приводит к серьезным семейным конфликтам. Ещё не имеющий достаточной внутренней целостности, глубоко неуверенный в самом себе новообращённый всеми силами цепляется за внешние проявления благочестия, поскольку только благодаря этим благочестивым «костылям» он может сохранять хотя бы какое-то относительное «прямохождение». Не так давно появилась шутка: «Когда в семье появляется неофит, остальные члены семьи становятся мучениками». Можно сказать, что этот период жизни начинающего христианина является его «медовым месяцем»: таинственный брак с Церковью заключён, минувшее перечёркнуто, сердце торжественно вручили Христу – и это преддверие новой жизни окрыляет. Восхищение от церковного благолепия, от глубины мысли и молитвенной силы богослужения накатывает волнами – и человек понимает, что наконец-то найдено самое главное содержание жизни. По мысли святителя Феофана Затворника, этот период – время обильного вкушения Божественной благодати, которая даётся даром, без особых трудов и усилий со стороны новообращённого.

Потребность

Незадолго до своей смерти Василий Васильевич Розанов записал в своем дневнике: «Все больше и больше думаю о Церкви. Чаще и чаще. Нужна она мне стала. Прежде любовался, восхищался, соображал. Оценивал пользу. Это совсем другое. Нужна мне — с этого начинается все».

Чтобы положить начало воцерковлению, необходимо определённое «разрежение», жизненный вакуум, острое переживание какой-то «экзистенциальной пустоты», чтобы родилась нужда в Церкви. Эта потребность в Церкви в той или иной мере оказывается связанной с языческим по сути пониманием религии как «духовного рынка», где для решения проблем ищется универсальный и эффективный инструмент. Отчаявшись получить разрешение своей беды в миру, человек поднимает голову к небу – и идёт в церковь. Теперь она стала ему «нужна».

Однако уже здесь, при самом начале приближения к Церкви, человека могут ожидать опасности. Прежде всего, он может столкнуться с тем, что очевидные для его по сути языческого сознания механизмы «духовного рынка» в реальности не работают: поставленная у чудотворной иконы свечка, заказанный молебен или паломническая поездка к святыне не дают того результата, ради которого всё и предпринималось. И это – очень хорошо: в противном случае есть риск надолго остановиться в таком полуязыческом-полухристианском понимании церковной жизни. Неудовлетворённость, которая в таком случае неизбежно рождается в душе, либо побуждает искать ответ, в чем же причина неудачи, либо может послужить причиной разочарования и выхода из процесса воцерковления.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация — изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.


Православный храм

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека «воцерковиться» означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить — стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

  • святость;
  • апостольность;
  • единство;
  • соборность.

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.


Христианская жизнь

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство — непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы.

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога — познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление — это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами, постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Пятый этап

Фото: Pravmir.ru

Первая исповедь бывает настолько потрясающей для человека, что многие, кто ее прошел, приходят домой, падают и спят по 12 часов. Сняв с души все самые страшные и гадкие тайны и камни, покаявшись в том, о чем давно хотелось бы забыть, люди чувствуют себя настолько облегченными, что готовы горы свернуть. Главное – не впасть снова в грех, это будет уже более тяжелый проступок. А на другой день, на литургии, когда подходит очередь к причастию, понимание того, что вот, через мгновение, Бог войдет в тело в виде плоти и крови Христовых, что произойдет соединение с Ним — это совершенно необъяснимо словами.

После этого нужно посещать храм регулярно. Планировать заранее, изыскивать все возможности для того, чтобы побывать на литургии – вот путь к настоящему воцерковлению. И постоянно трудиться, учиться, читать книги, Евангелие, изучать наследие и житие святых отцов.

Помните слова свт. Феофана Затворника:

Иго заповедей, это и не иго вовсе, а крылья, которые возносят человека настолько высоко, что даже соблазны мира, направляемые сатаной, не могут его достать. Спешите в храм, это дом для души, где ей легко и просторно.

Основы православной веры

С чего начинается православие? Какой смысл вкладывается в церковные богослужения, символы, действия и молитвы? Этими вопросами рано или поздно задается любой человек, вставший на путь христианства. Для того чтобы православие в самом начале пути не пугало новоявленных христиан своей непонятностью и строгостью, нужно читать и изучать основы нашей веры.

  • Как молиться, чтобы Бог услышал нас?
  • Есть ли смысл обращаться и молиться к Богу
  • Кто такая Пресвятая Богородица
  • Что такое покаяние в православии и как правильно покаяться
  • Что такое епитимья?
  • Кто такой Иуда Искариот в Библии
  • Восемь смертных грехов в православии и борьба с ними
  • Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница
  • Десять заповедей Божьих
  • Святая вода
  • Что такое проскомидия о здравии
  • Мир ангельский
  • Что означают слова кощунство и богохульство
  • Что значит прощение и как научиться прощать
  • Как и где общаться с Богом: основные правила
  • Библейская заповедь «Не сотвори себе кумира»
  • Что такое рай и как туда попасть
  • Кто такие архангелы и какое их предназначение
  • Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают
  • Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых
  • Священное Писание
  • Может ли Бог простить убийцу и убийство

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Православие и загробная жизнь

Смерть близкого человека всегда становится огромным ударом для его родных и близких. Однако, православие дарит всем нам великое утешение, утверждая, что человеческая душа — бессмертна.

Верующим людям намного проще принять и пережить уход родных, поскольку они знают, что человек не исчезает в небытие, а просто переходит в другую жизнь.

Как правильно молиться об умерших, чем облегчить их загробную участь, как живым не впасть в тоску и уныние от потери близких — ответы на эти вопросы вы найдете в данном разделе.

  • Православный обряд погребения
  • Как пережить смерть близкого человека
  • 40 дней после смерти — что делать и как поминать усопшего
  • Что такое отпевание и как правильно поминать усопших
  • 9 дней после смерти — что делать и как поминать усопшего
Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев