Псалом 76
Гласом моим к Госпоже Марии воззвах и внят ми милостию Своею, отят от сердца моего уныние и скорбь, кротостию Своею дух оживотвори, слабость воли моея премени в надежду благую и Своим смиренным голубиным воззрением вся внутренняя моя играти сотвори, помощию Своею изведе мя от беды смертныя и от руки врага и местника злаго избави. Благодарю Тя, Бога и Спасителя моего, и возлюбленную Матерь Твою, мою скорую помощницу.
Песнь вместо славы
Радуйся, ходатаице к Богу и человеком, Мати милости, неистощимо бо изливаеши на нас, грешных, дары благодати Твоея; Твоими молитвами, всемилостивая Владычице, Твоею помощию, Твоим предстательством к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему язвы наши греховныя врачуются. Колико грешников, из самой бездны падения к Тебе со слезами воззвавших, Ты, помощнице, премилосердно исхитила еси и в радость вечно блаженную внити сподобила. Слава Тебе, Премилосердная Мати!
По 10-й кафисме тропари, гл. 2
К покрову Твоему, Богородице, притекаю, прося Твоего заступления, не отрини мене, Пречистая, но благоутробно приими зовущаго: Врача человеком рождшая, недугующую душу мою исцели.
Божественным светом тьму моего сердца далече, Благая, отжени, дающи ми токи слез на отмытие скверн моих, имиже опечалих Преблагаго Господа: в Тебе бо ми единей утешение
Житие мое, Владычице, многих искушений исполнено от многих зол моих, но Ты сих всех мя избави, и соделай непреткновенно, да верою славлю Твое божественное Имя
Молитва
О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов и Серафимов и Святейшая всех Святых. К Тебе припадаю и усердно молюся, Преблагословенная рода нашего Заступница, в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном, не лиши мене Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити мя, Владычице, от разженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю мою в делании заповедей Христовых, умягчи окаменелое сердце мое любовию к Богу и ближним моим, даруй ми сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очищся от скверны греховныя, возмогу принести Творцу благоугодные Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем суде Его. Ей, Госпоже всемилостивая, в час грозный смертный наипаче яви мне Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь мне, безпомощному, и державною рукою Твоею исхити мя из власти лютаго миродержца: воистину бо много может молитва Твоя пред лицем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирая и пред Ним, яко живей Ти с нами сущей, покланяяся с упованием благим, сам себе и весь живот мой Тебе по Бозе молитвенно предаю и Тя величаю с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Толкование
Каждому православному, безусловно, полезно вдумчиво вчитываться в псалом 142, дабы применять смысл написанного, ради собственной веры.
Помимо этого при потребности может пригодиться и консультация со служителем церкви, если потребуется растолковать какую-то строфу применительно к конкретной ситуации.
Далее предлагаем краткое толкование каждой строфы, которое позволит понять в каком направлении возможно размышлять и увидеть, скажем так, поверхность глубокого озера смысла.
- 1 — Тут имеет значение изначальные слова на еврейском, где Господь также имеет такой эпитет как скала и истина. Общий смысл заключается в истинности только Господа и значимости обращения к Нему, ведь он всех слышит, но не каждого слушает.
- 2 – Никто не может быть оправдан перед Всевышним, человек тут может только смириться и признать свою вину, уповая на милость Господа.
- 3,4 – Эти строки имеют и исторический контекст, так как этот псалом Давида, относится ко времени, когда он был преследуем Авессаломом, однако не только об этом преследовании говориться в этом стихе, сам Авессалом был движим дьяволом и, по сути, «враг», преследующий душу, не кто иной как дьявол, то есть речь идет о проблематике актуальной для каждого верующего православного, поэтому христианин стремится к Небесам, куда сатане закрыт доступ.
- 5 – Воспоминание о величии Господа, которое описано в форме многих чудес в писаниях.
- 6,7,8 – Открытая душа просит указать путь, по которому следует идти: «Скажи мне, Господи, путь воньже пойду». Коли душа вознесена будет ко Творцу, а, соответственно, может иметь понимание истины (в том числе и истинного пути) благодаря этому.
- 9,10 – Просьба, которая снова завершается словами о «земле правды» и намерении там оказаться, то есть на Небесах, где отсутствует ложь и есть только истина.
- 11,12 – упование и смирение перед Господом.
Казалось бы, перед нами и простая молитва, которую обращал Давид к Господу, будучи преследуемым Авессаломом. Тем не менее, в этой поэзии есть более глубокий смысл, который может быть понятен практически каждому православному, непрестанно ведущему борьбу с искушениями, происками дьявола и стремящемуся к Небесам. Здесь выражается смирение и намерение постичь истину через Всевышнего – «скажи мне, Господи», ведь, кто кроме Бога может дать верный ответ и указать истинный путь.
Функция в богослужении
Есть множество ситуаций, когда 142 псалом используется на церковной службе.
- перед водосвятным молебном;
- в процессе соборования (таинство елеосвящения);
- в составе шестопсалмия на великом и малом повечерии.
Читается текст церковно на языке службы, и чтобы понять этот язык полезно изучить предложенный ранее вариант с построфным переводом.
Если говорить о частном применении, то читать этот текст на собственную пользу целесообразно православному.
Чтение священных текстов несет в себе немало пользы, помогает:
- привести в порядок собственное разумение;
- приобрести смирение;
- укрепиться в вере;
- испросить помощи;
- получить нужное указание.
Следует воспринимать молитву, не как набор слов или своеобразную формулу аутотренинга для работы с собственной нравственностью.
Толкование
Сюжет произведения завязан на том, что Бог не отвернулся от бед и напастей Своего народа и помог ему в минуты горести и печали. Страшная армия, которая сулила всем израильтянам смерть, была уничтожена по воле Его.
Понять глубинный смысл молитвы поможет ее подробный разбор.
- Стих 1. Представлена вводная часть, которая подготавливает читателя будущим стихам.
- Стих 2-4. Автор счастлив, что Господь был с еврейским народом до последнего, благодаря его помощи, страшные войска врага были разбиты. В тексте упоминается некий Салим. В древность Салимом называли Иерусалим, это его старое название.
- Стих 5-9. События, описанные автором, могли принести вред всей Иудее. Враги были крепки, сильны и могущественны. Но все же они были людьми. Господь, как единственный Творец рода человеческого имеет над ним власть. Из Его рук они берут силу, но эту силу Бог может и отнять.
- Стих 10-13. Последние стихи несут в себе торжество, так как Бог свершил справедливый суд, наказав грешников. Автор от лица народа обязуется воздавать дань уважения Господу, Его чудесам и славить имя Его. Событие имело колоссальный успех, автор не сомневается, что все народы, живущие вокруг Иудеи, придут к Всевышнему на поклон с Дарами.
История написания
События, отраженные в псалме 59, связаны с военной историей народа. На евреях лежала огромная ответственность – сохранения верности своему Богу. Если израильтяне беспрекословно доверяли свои жизни божественному промыслу, то Всевышний даровал им благостную жизнь и свою милость. Но когда они по определенным причинам отворачивались от Него, то Господь наказывал их.
Псалом 59 посвящен победе еврейского военачальника Иоава над племенами иудеев. Перед этим воинственные группы проникли на территории южной Иудеи и опустошили их. Эти события связаны с первой сирийской войной, которая протекала на севере. Для Давида эти события несли лишь боль, которая обрела свою форму в этом песнопении.