СОДЕРЖАНИЕ
0
0
08 апреля 2020

Толкование

В тексте псалма 65 стихи 1-9 обращены к “народам”, стихи 10-12 – к Богу.

  • Стих 1-4: Вся земля (т. е. все ее обитатели) призываются славить Господа радостными восклицаниями и пением – по причине удивительных дел, явивших миру несравненную Его силу, противостать которой не могут враги Его.
  • Стих 5-7: Как примеры таких дел приводятся переход евреев через Чермное море, а затем переход их через реку Иордан (стих 6). Поразительные эти факты, как и многие другие, имевшие место в истории Его народа, становились достоянием язычников, в окружении которых существовал Израиль, и это не могло не производить на них сильное впечатление. Псалмопевец призывает языческие народы понять, что в могуществе Своем (стих 7) Бог евреев владычествует… вечно и над ними; да не возносятся мятежники! – восклицает он.
  • Стих 8-9: На основании всего сказанного прежде (повторяется мысль о сохранении Господом еврейского народа: стих 9) псалмопевец призывает все народы славить и хвалить Его (стих 8).
  • Стих 10-12: Тут в образной форме передана мысль о том, что через многие тяжкие испытания, опасности, невзгоды, рабское состояние (положил оковы на чресла наши), вражеские осады или осаду (Посадил человека на главу нашу; некоторые полагают, что в стихе 12 подразумевается осада Иерусалима при царе Езекии ассирийским царем Сеннахиримом, – 4-Цар. 18-19) провел Господь Свой народ, подвергая его мучительной для него переделке (Ты… переплавил нас, как переплавляют серебро: стих 10). Но Ты же вывел нас затем на свободу, с благодарностью восклицает псалмопевец.
  • Стих 13-15: В благодарность за избавление (подразумевается в стихе 13; сравните с “Ты вывел нас на свободу” в предыдущем стихе) псалмопевец выражает намерение войти в дом Божий со всесожжениями – во исполнение своих обетов, которые произнес в дни скорби своей (стих 14).
  • Стих 16-20: Призыв к еврейскому народу прийти и послушать, что сотворил Бог для псалмопевца по молитве его. Я воззвал к Нему, и услышал… меня Господь и внял гласу моления моего, говорит он, потому что сердце мое было чисто перед Ним (со. Прит. 28:9; Ис. 59:2). В этой части псалма подчеркнуто звучит мысль о необходимости “приходить” к Господу с искренней молитвой и сердцем, очищенным от греха. Только тогда Он слышит и не отвращает от молящегося милости Своей. Благословен Бог, слышащий и милующий! – завершает свою благодарственную песнь псалмопевец.

История написания

Когда пастух Давид был венчан на царствование Господом, это разъярило правящего тогда царя Саула. Он увидел в Давиде угрозу и соперника, поэтому отправил на его поиски воинов, чтобы те не просто поймали юношу, но убили. Весь текст псалма 58 пропитан горечью и страхом, прошениями и мольбами о спасении. Несмотря на множественные грехи и поступления Божьими законами, Господь не отворачивается от еврейского народа, но не оставляет без наказания царя Саула, в котором воплотились худшие черты израильтян.

Давид бежал из дома, чтобы скрыться от Саула и его разбойников. Лишь Божья милость сохранила жизнь Давиду. Жена Мелхола помогла молодому царю скрыться – сбежать через окно и оторваться от убийц. Мольбы юноши были услышаны, Господь помог Давиду спастись и сохранил его невредимым в это страшное время.

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 59 псалом

Пс. 59 Этот псалом оплакивает военное поражение Израиля и содержит вопрос к Господу, почему Он отвернулся от Своего народа.

59:1-2 Псалом 59 примечателен еще и тем, что снабжен самым пространным во всей Псалтири заглавием. Названные в заглавии события изложены в 2 Цар., гл. 8 и 1 Пар., гл. 18, которые, однако, говорят о сирийском походе Давида как об исключительно победоносном, тогда как ст. 2 заставляет предположить, что, кроме побед, израильское войско испытало и поражение. Но это не единственное расхождение текста псалма с историческими книгами. Так, называется другое число убитых в Соляной долине идумеев. Впрочем, это расхождение легко объяснить ошибкой древнего переписчика. Интересно также отметить, что разные библейские тексты приписывают честь победы над идумеями разным людям: Псалтирь – Иоаву, 2 Цар. 8,13 – Давиду, 1 Пар. 18,12 – Авессе. Но это противоречие не столь уж и значительно, ибо все трое названных являлись полководцами одного войска; в такой ситуации однозначно решить, кого из троих считать победителем, было практически невозможно.

59:3 Ты отринул нас. Отринув Свой народ, Господь оставил его один на один с неприятелем. Израильтяне не устояли в битве, так как были лишены Божиего присутствия, а следовательно, и Божией помощи.

59:5 напоил нас вином изумления. Испить что-либо на языке Писания означает испытать, ощутить на себе.

READ  Красивые открытки, картинки, видеопоздравления с троицей 2020 года

59:6 Даруй боящимся Тебя знамя. Смысл этого выражения не вполне ясен. Очевидно, речь здесь идет о поданном Богом израильтянам знаке надежды; возможно, здесь «знамя» – символ Божиего присутствия.

59:8 Бог сказал во святилище Своем. По всей видимости, имеется в виду пророчество, переданное Господом через одного из служителей храма. О том, как исполнилось это пророчество, см. 2 Цар., гл. 8.

59:8-9 В этих двух стихах перечисляются разные области земли обетованной.

Сихем… Сокхоф. Согласно Быт. 33,17-20, в этих местах, находящихся соответственно на восточном и западном берегах реки Иордан, после взаимного примирения поселились Иаков и Исав.

Галаад… Манассия. Эти области лежат на разных берегах Иордана.

Ефрем… Иуда. Ефрем и Иуда – два сильнейших израильских племени. Они часто враждовали между собой, но неизменно объединялись под знаменами Господа.

скипетр Мой. См. Быт. 49,10.

59:10 Моав… Едома… земля Филистимская. Речь идет о небольших соседних с Израилем государствах. Их народы на протяжении веков досаждали израильтянам, но те, с Божией помощью, всякий раз брали над ними верх.

простру сапог Мой. Вернее: «простру сандалий Мой». Попирая ногой побежденного, победитель демонстрировал свое превосходство и презрение.

59:11 Кто введет меня..? По всей видимости, эти слова от имени всего народа произносит царь.

59:14 С Богом мы окажем силу. Лишь с Божией помощью Израиль может добиться победы над неприятелем. Идея, что победа обеспечена Израилю, когда на его стороне выступает Господь, лежит в основе ветхозаветного представления о священной войне.

← Псалтирь 58    •    Псалтирь 60 →

152 В конец, слуги Господня Давида, который воспел Господу слова этой песни в день, когда избавил его Господь от руки врагов его и от руки Саула, и сказал, 17.

2 Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!

3 Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, Податель помощи, уповаю на Него! Защитник мой, в Нем спасение мое, Заступник мой!

4 Восхваляя, призову Господа и спасусь от врагов моих.

5 Объяли меня муки смертные, потоки беззаконий привели меня в смятение.

6 Мучения адовы охватили меня, настигли меня сети смертные.

7 Но в скорби моей призвал я Господа, к Богу моему воззвал; и услышал Он из храма святого Своего голос мой, вопль мой достиг слуха его.

8 И поколебалась, и вострепетала земля, и основания гор потряслись и поколебались, ибо прогневался Бог.

9 Восклубился дым от гнева Его, и огонь от лица Его воспламенился; угли возгорались от Него.

10 И приклонил Он небеса и снизошел; и мрак под ногами Его.

11 И воссел на Херувимов, и полетел, полетел на крыльях ветра.

12 И соделал тьму покровом Своим; окрест Него – обитель Его; темна вода в облаках поднебесных.

13 В блеске молний проносились пред Ним облака, град и угли пламенные.

14 И возгремел с Небес Господь, Всевышний издал глас Свой.

15 Ниспослал Он стрелы и разогнал врагов, и умножил молнии, привел их в смятенье.

16 И явились источники водные, и открылись основания вселенной от угрозы Твоей, Господи, от дуновения гнева Твоего.

17 Он простер десницу Свою с высоты и поднял меня, извлек меня из вод многих.

18 Избавит меня от врагов моих сильных и от ненавистников моих, ибо стали они крепче меня.

19 Настигли они меня в день бедствия моего, но Господь – опора моя.

20 И вывел Он меня на простор; избавил меня, ибо Он благоволил ко мне.

21 И воздаст мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих воздаст мне;

22 Ибо хранил я пути Господни и не был нечестивцем пред Богом моим.

23 Ибо все суды Его предо мною, от повелений Его не отступал я.

24 И буду я непорочен пред Ним, и сохраню себя от беззакония.

25 И воздаст мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.

26 С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным – по безвинности его;

27 И с избранным поступаешь, как с избранником, а с лукавым – по лукавству его.

28 Ибо Ты людей смиренных спасешь, а очи гордых смиришь;

29 Ибо Ты возжигаешь светильник мой, Господи, Боже мой, озаришь тьму мою.

30 Ибо Тобою избавлюсь я от искушения и с Богом моим преодолею стену.

31 Бог мой! Непорочен путь Его; слова Господни пламенны; Защитник Он всех уповающих на Него.

32 Ибо кто Бог, кроме Господа? И кто Бог, кроме Бога нашего?

33 Бог препоясал меня силою и соделал непорочным путь мой;

READ  Какой иконе молятся беременные женщины? икона для беременных: история, описание

34 Укрепил ноги мои, как быстрые ноги оленя, и на высоты возвел меня.

35 Научил руки мои сражению, соделал луком медным мышцы мои.

36 И даровал мне щит спасения, и десница Твоя поддержала меня; и наставление Твое исправит меня, наставление Твое меня научит.

37 Расширил Ты шаги мои на пути моем, и стопы мои не изнемогли.

38 Преследовать буду врагов моих, и настигну их, и не возвращусь, доколе не погибнут!

39 Сокрушу их, и не смогут встать, падут под ноги мои!

40 И препоясал Ты меня силою на битву, поверг предо мной всех восстающих на меня.

41 И врагов моих обратил в бегство, и ненавистников моих истребил.

42 Взывали они, но не было спасающего, ко Господу взывали, но не услышал Он их.

43 И рассею их, как прах, взметаемый ветром, будто грязь на пути, растопчу их!

44 Избавил Ты меня от распрей человеческих; поставил меня главою народов. Племена, которых я не знал, подчинились мне:

45 Прослышав обо мне, изъявили покорность. Но изменили мне чужеземцы.

46 Изнемогли иноплеменники и охромели на путях своих.

47 Жив Господь и благословен Бог, и да будет превознесен Бог, спасающий меня.

48 Бог, воздающий за меня и покоривший мне народы!

49 Избавитель мой от врагов моих яростных! Над восстающими вознесешь Ты меня, от мужа неправедного избавишь меня.

50 Посему прославлю Тебя средь народов, Господи, и имя Твое воспою.

51 Возвеличил Ты спасенного Тобою царя и творишь милость помазаннику Своему Давиду и потомству его вовеки.

Слава:

Толкование Псалма 59

Это нравоучительное поэтическое произведение (Писание Давида для изучения). Шушан-Эдуф звучит в буквальном переводе как «Лилия завета». Полной уверенности, что так называлось «музыкальное орудие», нет; возможно, подразумевалось название песни, на мотив которой следовало исполнять данный псалом. Пространной вводной надписи соответствуют (в русском тексте) два первых стиха. Мы узнаем (из стиха 2) повод для написания псалма: поражение, нанесенное иудейским полководцем Иоавом идумеям в долине Соляной.

Это было время, когда Давид воевал с сирийцами на севере (2Цар. 1); воспользовавшись этим, идумеи ворвались в Иудею с юга и подвергли беззащитную территорию сильнейшему опустошению. Связанные с происшедшим горестные раздумья (которые сменяются, однако, новым приливом надежды на Господа и даже уверенностью в том, что Он «избавит» народ Свой и дарует ему победы) легли в основу Псалма 59. Давид мог написать его во время (или вскоре после) победоносного сражения (возглавленного им самим, Иоавом и Авессой) с идумеями (2Цар. 8:13; 3Цар. 11:15-16; 1Пар. 18:12; также комментарий на 1Пар. 18:12, где объясняется, почему в разных книгах Священного Писания приводится неодинаковое число уничтоженных в этом сражении идумеев).

Как и многие другие псалмы, Пс. 59 построен в форме молитвы. Сознавая, что и победы и поражения исходят от Господа, Давид молит о даровании Израилю помощи свыше, и тут же выражает уверенность в том, что она будет ему оказана, и враги его потерпят поражение.

А. Молитва об избавлении (59:3-7)

Пс. 59:3-5. В этих стихах (как уже сказано) подразумевается опустошение, произведенное идумеями в «южных пределах» Иудеи. В глазах Давида несчастье это было попущено Господом «отринувшим» евреев, на которых Он прогневался. Это Он Сам сокрушил их (руками идумеев). Обратись к нам снова, молит псалмопевец (стих 3) в стихе 4 – образ «потрясенной» земли, которая колеблется как бы от землетрясения.

Под «вином изумления» в стихе 5 подразумевается вино, смешанное с растительными соками, вызывавшими головокружение. Это образ изумления (горестного, испуганного удивления) евреев при мысли, что Бог, их защитник, действительно, по-видимому, отвернулся от них.

Пс. 59:6-7. Продолжение молитвы. Даруй боящимся Тебя знамя. Поднятое знамя – символ военной победы, как упавшее – поражения. Ради истины (стих 6); в этой фразе подразумевается восстановление безопасного (под защитой Бога) существования «возлюбленных Им» иудеев.

Текст стихов 7-14 в этом псалме идентичен тексту стихов 7-14 в Пс. 107.

Б. Уверенность в победе (59:8-10)

Пс. 59:8-10. Давид говорит здесь от имени Господа, будучи уверен в Его помощи. (Возможно, ему было дано откровение свыше, когда он находился в скинии.) Это Он, Которому принадлежат все племена и народы, избавит Израиль (руками Давида) от зла, которое они чинят ему, и повергнет их к ногам его. В стихе 8 речь о «разделении» земли и «очищении» ее в пользу Божиего народа. (В тридцати с лишним километрах на востоке от Сихема. расположенного на территории колена Ефремова, находился, вблизи р. Иордан, город Сокхоф, принадлежавший племени Гада.) Ефрем назван «крепостью главы» в силу центрального положения в земле Израиля этого большого и сильного племени. Иуда скипетр Мой. Из колена Иудина вышел Божий избранник – царь евреев Давид.

Под «Галаадом» понимались колена Рувима и Гада (они занимали восточный берег Иордана); как на восточном, так и на западном берегу этой реки селилось племя Манассии. Все они принадлежали Богу. В стихе 9 как бы обозначены границы тогдашнего Иудейского царства, и выражена мысль, что нападения на него враждебных племен не приведут к желательным для тех результатам, ибо Иудея – страна Бога. Вскоре Давидом действительно было нанесено сокрушительное поражение идумеям в долине Соляной, что и послужило поводом к написанию Псалма 59.

READ  Иконы божьей матери

В стихе 10 – образы грядущего рабского положения врагов Израиля. Моав уподобляется чаше, подносимой победителю для омовения ног. На Идумею (Едом) Давид (и в его лице Сам Бог) наступит ногой. И филистимлянам предлагается приветствовать Давида как победителя. Многочисленные войны этого Божиего избранника с соседними языческими народами, включая филистимлян, действительно большей частью были победоносными.

В. Упование на Бога (59:11-14)

Пс. 59:11-14. В поставленных им трех риторических вопросах Давид выражает надежду, что Тот Самый Бог, Который отринул евреев, попустив идумеям причинить им значительный урон (стихи 3-5), поведет Свой народ к грядущим победам. Сознавая всю ненадежность человеческих мер защиты (стих 13), он взывает к Нему о помощи. Упование его звучит как убежденность: С Богом сила будет на нашей стороне. Он низложит врагов наших.

История написания

События, отраженные в псалме 59, связаны с военной историей народа. На евреях лежала огромная ответственность – сохранения верности своему Богу. Если израильтяне беспрекословно доверяли свои жизни божественному промыслу, то Всевышний даровал им благостную жизнь и свою милость. Но когда они по определенным причинам отворачивались от Него, то Господь наказывал их.

Псалом 59 посвящен победе еврейского военачальника Иоава над племенами иудеев. Перед этим воинственные группы проникли на территории южной Иудеи и опустошили их. Эти события связаны с первой сирийской войной, которая протекала на севере. Для Давида эти события несли лишь боль, которая обрела свою форму в этом песнопении.

Толкование

Стих 1-5. В этих стихах Давид сожалеет о судьбе своего народа многочисленные войны, смерти, разруха. Порой кажется, что Бог отвернулся от израильтян. Но это не так. Господь всегда рядом и ни на минуту не отводит взгляда от судьбы своих людей. Даже наказания не бывают сверх меры, Всевышний шлет их не ради уничтожения, но ради напоминания. Об этом и говорит пророк, называя войны серьезным испытанием, где проверяется верность Божьему закону.

Испытание Всевышнего заключается в том, чтобы повергнуть мир хаос, в полное разрозненных фрагментов бытие. Постепенно эти кусочки сходятся воедино и мир получает прощение. Люди же, которые тоже прощены, чувствуют радость жизни и милость Его.

Стих 6. В этом стихе Давид просил Господа дать своему народу некий символ объединения, ведь известно, что воинское знамя объединяет войска и дает шанс на победу. Божественное знамя дает надежду на прощение от грехов и немилости.

Стих 7. Здесь пророк выступает от лица своего народа и обращается к Богу с искренним желанием спастись от наказания. Сравнение со стадом не случайно и в этом нет никакого принижения человеческого достоинства. Бог, словно пастырь, никогда не уничтожит своего стада и будет постоянно оберегать его от опасностей.

Последующие строки стихов напоминают чем-то путешествие по святым местам, где был народ Божий.

Стих 8-11. Давид приступает к перечислению областей Святой земли и сообщает о том, что Всевышний дал ему знак скорейшей победы над недругом. В перечислении границ Палестины и царства Иудейского мы можем уследить, как уверенно Давид проводит черту правления царя всех иудеев. Далее стихи имеют такой смысл: помазанному Богом царю будет дана любая земля во владение, в войнах не будет равных ему в силе и умении, потому что Господь будет на его стороне.

Стихи 12-14. Здесь царь осознал свой грех. Главная мысль псалма заключается в этих строках. Человек изначально слаб, но порой гордыня способна затмить его взор. Добиться победы, отвернувшись от Бога невозможно. Просить Господа встать на нашу сторону не постыдное занятие, а, наоборот, благое. Только так можно сокрушить ненавистных врагов. Заканчивается песня хвалебными восклицаниями Давида и обещаниями всегда хвалить блага Божии и помножать славу Его.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно