В каких случаях принято читать написанный пророком давидом псалом 39

В каких случаях принято читать написанный пророком давидом псалом 39

В каких случаях принято читать написанный пророком давидом псалом 39
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
18 апреля 2020

История и период написания

Библейская книга Псалтирь состоит из 150 отдельных песнопений, большая часть из которых принадлежит руке пророка Давида. Псалом 39 является одним из таких произведений.

Точная информация о дате и обстоятельствах написания молитвы отсутствует. После детального анализа каждой строки произведения языковеды пришли к единому мнению: 39 псалом был написан царем Давидом на последних годах его жизни. Гонения царя Саула не вызывают столь ярких эмоций и тяжких переживаний. Автор лишь упоминает об этом периоде из своей жизни.

Псалом 39 из шестой кафизмы несет в себе глубокий смысл

Строки, в которых говорится о восстании Авессалома, также относятся к прошедшим событиям. Поэтому написанный пророком Давидом 39 стих относят к посмертным откровениям и рассуждениям псалмопевца. Автор, который всю свою жизнь твердо уповал и веровал в Господа Бога, учит будущее поколение смиренности, искренности и вере.

Толкование

Псалмопевец возносит благотворение Богу от лица собравшейся для жертвоприношения общины верных людей. В тексте песни Господь превозносится как Избавитель.

В псалме 106 можно выделить четыре эпизода или части (стихи 4-9, 10-16, 17-22, 23-32). Они выстроены в единую композицию по образцу: наказание за грехи в виде страданий, молитвы о спасении, само спасение. Автор, создавший этот псалом, стремился донести до своих соотечественников мысль о необходимости возносить хвалу Господу и смиренно повиноваться Ему.

Для более подробного толкования псалма 106 следует рассмотреть его стихи по отдельности:

  • Стихи 1-2 – автор обращается к Богу, восхваляет его.
  • Стих 3 – псалмопевец рассказывает о Чермном море, через которое пришлось пройти еврейскому народу при выходе из Египта и о четырех сторонах света, откуда Господь снова собрал евреев в Благословенную Палестину.
  • Стихи 4-7 – описывают картину нравственного угнетенного состояния евреев, их стремление к родной Палестине.
  • Стихи 7-8 – автор говорит о том, что Господь указал еврейскому народу прямой путь для возвращения на родину.
  • Стих 9-19 – в этих стихах описывается чувство радости людей при возвращении на Родину, говорится о том, что мольбы страждущих были услышаны.
  • Стихи 19-22 – псалмопевец проводит сравнение между пребыванием в плену и нахождением в мрачной камере тюрьмы, в которой «заключенный» неизменно бы погиб, если бы не «слово Господа».
  • Стихи 23-32 – в этих стихах описывается необеспеченная и бесправная жизнь евреев в плену, их спасение Господом.
  • Стихи 33-34 – рисуют картину опустошенной войнами Палестины.
  • Стихи 35-38 – псалмопевец с радостью говорит про то, что упорный труд еврейского народа преобразил Палестину, и Бог наградил людей, послав обильный урожай;
  • Стихи 39-43 – автор рассказывает, что прежние поработители погибают, а еврейский народ восстанавливается.

В тексте псалма 106, рассказывающего историю пленения и исхода из него еврейского народа, ясно показывается рука Господа, оказывающего покровительство благочестивым людям и помогающего им.

Когда и как читать

39 псалом читают дома и в храме Божием. Написанное пророком произведение входит в состав шестой кафизмы и зачитывается на богослужениях в начале недели. Священнослужители произносят каждую строку нараспев.

Читать псалмы в домашних условиях лучше в тишине и уединении. Перед ликом Иисуса Христа зажигают свечу и произносят православные молитвы. По окончании прочтения молитв зачитываются песнопения из библейской книги Псалтырь.

В молитвенных обращениях можно просить как за самого себя, так и за близких родственников. Чтение псалма 39:

  • укрепляет отношения внутри семьи;
  • помогает избежать конфликтов и разладов на работе;
  • предупреждает финансовый крах и различные неприятности.

Толкование

Чтобы слова молитвы могли проникнуть в самое сердце молящегося, нужно, чтобы каждая строка псалма 31 была ему понятна. Для этого требуется построчное толкование:

Предпосланное Псалму надписание нужно воспринимать как наставление, вразумление, основанное на собственном опыте.

Стихи 1-2: содержат мысли о полном нравственном очищении, когда требуется оправдание не в юридическом, а духовном смысле, так как нравственные терзания за грехи более болезненны, чем наказания по закону.
Стихи 3-4: повествуют о нравственных терзаниях от осознания греховности совершенного поступка. Муки совести настолько высоки, что привели физическому измождению.
Стихи 5-6: продолжают разговор о страданиях, вызванных грехом, и облегчении, которое ему дал Господь, сняв с него вину греха. Автор указывает, что грех обязательно влечет за собой наказание.
Стих 7: молитва облегчает душу грешника, наполняет ее радостью.
Стихи 8-9: слова звучат от имени Бога, который советует не превращаться в упрямых лошадей и ослов, которые понимают только кнут

Важно воспринимать бедствия, посылаемые Господом, тем кнутом, который должен вразумлять упрямцев и направлять их на путь покаяния.
Стихи 10-11: на милость Божию, радость и защиту могут рассчитывать только верующие. Нечестивцев ожидают многие скорби и испытания.

О помощи в различных житейских нуждах

1. Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах:

Пс. 137

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы:

Пс. 2

3. Чтобы Господь благословил честную торговлю:

Пс. 64

4. Чтобы примириться работнику и хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу:

Пс. 46

5. Об оставленных людях, чтобы обрели приют:

Пс. 70

6. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности:

Пс. 80

7. Тем, чей труд сопряжен с опасностями:

Пс. 48

8. Тем, кому трудно работать от лени или от страха:

Пс. 60

9. Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства:

Пс. 83

10. Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов, когда погода неблагоприятная:

Пс. 30

11. О нахождении потерянных ключей:

Пс. 15

12. Чтобы открыть дверь, когда потеряны ключи:

Пс. 23

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 39 псалом

Пс. 39 Данный псалом нельзя отнести к какому-либо одному разряду. В первой его части псалмопевец возносит Богу хвалу за то, что Он ответил на его просьбу. Далее, начиная со ст. 12, царь молит Бога спасти его от новых бедствий. Неверно было бы полагать, что в Пс. 39 ошибочно объединены два самостоятельных псалма, ибо смысл его как раз в том и состоит, что, хотя предыдущая молитва псалмопевца и была услышана Богом, его, тем не менее, продолжают одолевать другие тяготы, об избавлении от которых он снова просит Господа. Стихи 10 и 11 образуют переход от одной части псалма к другой. Стихи 15-18 полностью тождественны стихам Пс. 69 и рассматриваются в соответствующем примечании.

39:3 извлек меня из страшного рва … поставил на камне ноги мои. В ответ на молитву псалмопевца Господь извлек его из пропасти отчаяния и утвердил на прочном основании. Примечательно, что «рвом» или «пропастью» в древнееврейском тексте часто называется шеол, царство мертвых.

39:5 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1.

к гордым. В Пс. 86,4 редкое древнееврейское слово «рахав» употреблено в отношении Египта. В данном случае оно, по-видимому, относится к ложным божествам соседних народов.

39:7 Жертвы и приношения Ты не восхотел. Смысл данных слов в том, что жертву должно приносить, храня в сердце своем верность Богу.

открыл мне уши. Идиоматическое выражение, означающее «позволил услышать»

Это место имеет важное значение, так как оно цитируется в Евр. 10,5-7

Однако в Септуагинте (греческом переводе ВЗ), которую и цитирует автор Послания к Евреям, оно переведено как «уготовил мне тело». Абсолютное послушание Богу, к которому призывается псалмопевец, явил Собою Иисус Христос, принесший Свое тело в жертву, раз и навсегда упразднившую ветхозаветные жертвоприношения.

39:8 в свитке книжном написано о мне. Как предполагается, речь здесь идет о послушании, которое требуется от царя согласно Втор., гл. 17. Эти слова также можно понимать как пророческое предвидение Христа.

39:9 я желаю исполнить волю Твою. Данный стих отражает суть богопочитания: псалмопевец приносит Богу самое для Него желанное – идущее из глубин сердца послушание, а не просто внешний обряд.

39:10 Я возвещал. Принести торжественные хвалы Богу, как правило, обещает тот, кто уверен, что будет спасен Богом (Пс. 21,23 и ком.).

READ  Молитвы о взрослых детях

в собрании великом. Данные слова относятся как к собранию верующих, так и ко всему народу.

39:12 милость. См. ком. к Пс. 6,5.

39:13 окружили меня беды … постигли меня беззакония мои. Псалмопевец утверждает, что его бедствия проистекают как от внешних (стремление врагов повредить ему), так и внутренних (его собственные грехи) причин.

39:15-18 См. ком. к Пс. 69.

← Псалтирь 38    •    Псалтирь 40 →

Толкование и значение псалма 39

По своему смысловому наполнению псалом 39 считается мессианским. Главная мысль произведения заключается в том, что Сын Божий будет ниспослан на землю, чтобы защитить и спасти весь род человеческий.

Первые стихи – с 2 по 9 – напоминают дневник и размышления автора. Псалмопевец рассказывает о гонениях и жизненных трудностях, выпавшими на его пути. «Страшный ров» и «тинистое болото» – такими речами он описывает свою жизнь. Именно в первой части произведения упоминаются преследования царем Саулом и гонения Авессаломом. При этом автор не теряет веру во Всевышнего и убежден в милости Божией.

Строки 10 и 11 посвящены откровениям пророка. Давид повествует о собственных переживаниях и размышлениях, которыми он всегда готов был делиться с окружающими.

В 12–18 стихах молитвы царь просит защиты и покровительства Божиего. В этих строках прослеживается благодарность христианина. Верующий в милость и силу Господнюю псалмопевец произносит благодарственные речи за спасение от многочисленных опасностей, выпавших на его жизненном пути.

Толкование

Благодарственная песнь была написана для восхваления Бога после того, как Он избавил людей от тяжелого испытания. Псалом 29 следует понимать признанием грешника и его искренним раскаянием.

Для толкования псалма 29 следует разобрать каждый его стих:

  • Стихи 1 – благодарность Давида за избавление от врагов и бед, обещание восхвалять и прославлять Господа, что и следует в дальнейших стихах.
  • Стихи 2-3 – псалмопевец благодарит за спасение и сохранение души и тела. Не только болезни, но и нападки соседей-язычников причиняли много бед израильтянам.
  • Стих 4 – Давид призывает восхвалять Господа и проповедовать веру в Него.
  • Стих 5-9 – царь раскаивается в своем преступлении, считает все беды наказанием за его ликование и присваивание заслуг Бога. Только милость Господа приносит настоящий покой, она стирает все невзгоды и стоит всех испытаний.
  • Стихи 10-12 – восхваление Господа, выражение радости от снизошедшей милости, которая избавила от напастей и принесла долгожданный мир. Обещание Давида вовек прославлять Бога.

Толкование

Сама песнь состоит из 8 стихов, в каждый из которых заложен особый смысл. Исторической характеристики событий в них нет, в основном преобладают чувства автора и его отношение к событиям с позиции израненного душевно человека. По большей части песня благодарственная, ведь большая часть ее посвящена Богу и его дарам.

Стих 2-3. В этих строках берутся в сравнении земля и небо. Небо, как оплот чистоты и невинности, никогда не сможет принять в свои объятья греховных и порочных существ земли. Но если Господь пожелает, он освободит всех достойных от греха и подпустит к себе.

Стих 4. Давид узрел обитель Всевышнего и имеет сильное желание попасть туда и стать под защиту Его.

Стих 6. Давид уповает на целительную силу Его, дабы Тот даровал ему долголетие и смягчил душевные муки, вызванные предательством Авессалома.

Стих 8. Заключительная часть, где пророк дает обеты восхвалять волю Господа и никогда не отрекаться от него.

Толкование

Уже в начале псалма 35 идет надписание, то есть указание на то, что составлен он Давидом, в котором его называют отроком Господним, то есть сыном и рабом, одновременно.

Стих 1: без указания конкретного имени, подразумевает царя Саула, встреча с которым производит неизгладимое впечатление. Пророка поражает сила злобы, которая живет в душе человека. Именно она приводит к вероотступничеству и беззаконию. Человек, заглушивший в себе голос совести, не боится Бога и людей не стыдится. От него не стоит ожидать справедливости и милости.
Стих 2: несмотря на то, что Саул притворно раскаивается в своих грехах и даже признает свое враждебное отношение к Давиду, в словах и помыслах его нет искренности. Он льстит самому себе, выдавая желаемое за действительное.
Стих 3: продолжается тема лжи и лукавства Саула. Несмотря на обещания, злоба и несправедливость не изжиты из сердца царя. Он не хочет видеть и понять примеры несправедливости, чтобы не совершать впредь злодеяния.
Стих 4: говоря о Сауле, Давид подчеркивает, что отсутствие страха Божия привело царя на тропу беззакония, лжи и ненависти. Он не только себя тешит самообманом, но и смущает других притворным раскаянием, лживыми обещаниями. На самом деле, даже отходя ко сну, он не может избавиться от своих злобных мыслей, просыпаясь, мыслит о беззаконии.
Стих 5: Показав в предыдущих стихах высшую степень морального разложения не только Саула, но во многом – еврейского народа, пророк показывает высочайший уровень милости и благости Божьей. Несмотря на совершенные грехи и силу царящего в обществе зла, Господь распространяет свою милость «от земли до небес».
Стихи 6-7: Те, кто творит на земле злодеяния, нередко думают, что о них никто не знает, никто их не видит, что убережет их от наказания. Однако правда Божия и правда человеческая значительно отличаются. Если люди могут наказать и покарать, то правда Господа основана на терпении и милости даже к тем, кто заслуживает гнева и казни Божьей. Правосудие Господне – в возможности грешника раскаяться в грехах своих и стать на дорогу истины и добра.
Стих 8: Речь о благах духовных, которые получат те, кто сохранил человеческое достоинство. Понимание значения подарков материальных невозможно без осознания духовной близости с Богом и веры в то, что духовная жизнь и благочестие важны в не меньшей, а даже – в большей степени

Духовное наслаждение и Божья милость не менее важны, чем сытный кусок мяса, поднесенный на пиру.
Стих 9: Певец обращает внимание, что Господь обращает на человека поток сладости Божественной, если тот верит в Господа. Он дарит жизнь не только телесную, но и духовную, которая освещает жизнь человека

Лишенный помощи и поддержки, человек погружается в мрачное состояние, чувствует себя беспомощным и брошенным. Выйти из него поможет обращение к Богу. Тот, кто совершает грехи, подвержен бедствиям и страданиям, душа его мертвеет. Оживить ее, наполнить милостью и благостью Господа может вера и глубокое раскаяние в грехах.
Стих 10: Говоря о духовных благах, певец просит Господа и дальше не лишать верующих своей милости. Тех, кто не лицемерит, а верит истинно, хранит в душе Божьи заповеди и следует им по жизни.
Стих 11: Давид просит Господа защитить его от гордыни врагов, просит у Господа укрепить его дух, чтобы он мог противостоять нечистивым и защищать добродетели.
Стих 12: Певец уверен, что все вероотступники и беззаконники будут наказаны и найдут свою погибель в аду, будучи «низвергнуты во тьму кромешную».

Если читать псалом 35 на русском языке, его мощная суть становится значительно понятнее и глубже проникает в душу.

Для чего читают псалом 104?

В богослужении псалом 104 используется довольно часто и у разных народов – по разным поводам: как завершение молитвы, в поминальных службах, в утренних и дневных молитвах.

Православие использует его в начале вечерни и носит название предначинательного. Выбор его понятен: в песне рассказывается о шести днях сотворения мира, которое начиналось в вечернее время. В ходе чтения не производится никаких обрядов. Мало того, священник покидает алтарь, где обычно читаются молитвы, а царские врата закрываются. Это действо призвано напомнить об Адаме, который был изгнан из рая и стоял перед его закрытыми вратами.

Накануне великих церковных праздников исполняется в особо торжественном стиле. Для чего читают псалом 104, понятно из пояснений, которые даются к христианской версии. Молитва обращается к Господу на прощение и покаяние грешников.

READ  Молитва святому андрею христа ради юродивого

История написания

В молодости Давид был простым пастухом, но Господь венчал его на царствование. Правивший в те времена царь Саул не желал отдавать власть, поэтому пытался убить праведника и посылал разбойников на его поиски. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верен Саулу, однако был вынужден бежать в страхе смерти.

Текст псалма 53 посвящен событиям, происходившим в то время. Господь предупредил Давида о надвигающейся опасности, и тот бежал в пустыню Зиф, чтобы скрыться от царя. Зифляне не хотели враждовать с Саулом, который привел целое войско. Они хотели выдать праведника, скрывавшегося в скалистых горах. Когда конец был близок, прискакал гонец, который сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Войско спешно возвращалось, а Давид был спасен благодаря милости Господа.

В минуты отчаяния и уныния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не оставлял веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, который не оставляет в беде нуждающихся. Псалом 53 – одна из песен Псалтири, посвященных тем страшным минутам, в которых Бог оставался единственной надеждой и спасением.

152 В конец, слуги Господня Давида, который воспел Господу слова этой песни в день, когда избавил его Господь от руки врагов его и от руки Саула, и сказал, 17.

2 Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!

3 Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, Податель помощи, уповаю на Него! Защитник мой, в Нем спасение мое, Заступник мой!

4 Восхваляя, призову Господа и спасусь от врагов моих.

5 Объяли меня муки смертные, потоки беззаконий привели меня в смятение.

6 Мучения адовы охватили меня, настигли меня сети смертные.

7 Но в скорби моей призвал я Господа, к Богу моему воззвал; и услышал Он из храма святого Своего голос мой, вопль мой достиг слуха его.

8 И поколебалась, и вострепетала земля, и основания гор потряслись и поколебались, ибо прогневался Бог.

9 Восклубился дым от гнева Его, и огонь от лица Его воспламенился; угли возгорались от Него.

10 И приклонил Он небеса и снизошел; и мрак под ногами Его.

11 И воссел на Херувимов, и полетел, полетел на крыльях ветра.

12 И соделал тьму покровом Своим; окрест Него – обитель Его; темна вода в облаках поднебесных.

13 В блеске молний проносились пред Ним облака, град и угли пламенные.

14 И возгремел с Небес Господь, Всевышний издал глас Свой.

15 Ниспослал Он стрелы и разогнал врагов, и умножил молнии, привел их в смятенье.

16 И явились источники водные, и открылись основания вселенной от угрозы Твоей, Господи, от дуновения гнева Твоего.

17 Он простер десницу Свою с высоты и поднял меня, извлек меня из вод многих.

18 Избавит меня от врагов моих сильных и от ненавистников моих, ибо стали они крепче меня.

19 Настигли они меня в день бедствия моего, но Господь – опора моя.

20 И вывел Он меня на простор; избавил меня, ибо Он благоволил ко мне.

21 И воздаст мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих воздаст мне;

22 Ибо хранил я пути Господни и не был нечестивцем пред Богом моим.

23 Ибо все суды Его предо мною, от повелений Его не отступал я.

24 И буду я непорочен пред Ним, и сохраню себя от беззакония.

25 И воздаст мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.

26 С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным – по безвинности его;

27 И с избранным поступаешь, как с избранником, а с лукавым – по лукавству его.

28 Ибо Ты людей смиренных спасешь, а очи гордых смиришь;

29 Ибо Ты возжигаешь светильник мой, Господи, Боже мой, озаришь тьму мою.

30 Ибо Тобою избавлюсь я от искушения и с Богом моим преодолею стену.

31 Бог мой! Непорочен путь Его; слова Господни пламенны; Защитник Он всех уповающих на Него.

32 Ибо кто Бог, кроме Господа? И кто Бог, кроме Бога нашего?

33 Бог препоясал меня силою и соделал непорочным путь мой;

34 Укрепил ноги мои, как быстрые ноги оленя, и на высоты возвел меня.

35 Научил руки мои сражению, соделал луком медным мышцы мои.

36 И даровал мне щит спасения, и десница Твоя поддержала меня; и наставление Твое исправит меня, наставление Твое меня научит.

37 Расширил Ты шаги мои на пути моем, и стопы мои не изнемогли.

38 Преследовать буду врагов моих, и настигну их, и не возвращусь, доколе не погибнут!

39 Сокрушу их, и не смогут встать, падут под ноги мои!

40 И препоясал Ты меня силою на битву, поверг предо мной всех восстающих на меня.

41 И врагов моих обратил в бегство, и ненавистников моих истребил.

42 Взывали они, но не было спасающего, ко Господу взывали, но не услышал Он их.

43 И рассею их, как прах, взметаемый ветром, будто грязь на пути, растопчу их!

44 Избавил Ты меня от распрей человеческих; поставил меня главою народов. Племена, которых я не знал, подчинились мне:

45 Прослышав обо мне, изъявили покорность. Но изменили мне чужеземцы.

46 Изнемогли иноплеменники и охромели на путях своих.

47 Жив Господь и благословен Бог, и да будет превознесен Бог, спасающий меня.

48 Бог, воздающий за меня и покоривший мне народы!

49 Избавитель мой от врагов моих яростных! Над восстающими вознесешь Ты меня, от мужа неправедного избавишь меня.

50 Посему прославлю Тебя средь народов, Господи, и имя Твое воспою.

51 Возвеличил Ты спасенного Тобою царя и творишь милость помазаннику Своему Давиду и потомству его вовеки.

Слава:

Толкование

В тексте псалма 105 перечислены ситуации непослушания евреев Богу и последовавшие за этим наказания. Описанные примеры свидетельствуют, что на верность Бога Израилю евреи постоянно отвечали неблагодарностью.

Чтобы понять текст псалма 105, разберемся в толковании более подробно:

  • Стих 1-5: автор возносит молитву с просьбой о даровании благоденствия своему народу. Он призывает славить Господа за Его милости, которые неисчислимы. Псалмопевец подчеркивает, что никто не сможет описать могущество Господа во всей его мере.
  • Стих 6: звучит признание в совершенных прегрешениях, которое предваряет описание последующих событий.
  • Стих 7-12: по мнению автора, в своей вере евреи похожи на детей, когда после всякой помощи Господа легко приходят в молитвенный экстаз, но при любой неудаче снова проявляют недоверие и страх. Описывается переход через Чермное море, когда поддавшись панике при приближении фараонова войска, евреи продемонстрировали свое маловерие. После помощи, оказанной Господом, они восторженно воспели хвалу Ему.
  • Стих 13-33: с болью псалмопевец отмечает, что евреи быстро забыли о помощи свыше и стали заботиться лишь о своей плоти, тем самым искушая Бога. В наказание Господь наслал на них язву. Пока Моисей находился на горе Синай, евреи отлили золотого тельца и стали поклоняться ему. Разгневанный Господь хотел уничтожить их, но заступничество Моисея спасло израильтян.
  • Стих 34-46: псалмопевец напоминает евреям о том, как они упорствовали в прегрешениях. Несмотря на свой праведный гнев, Господь неоднократно спасал Свой народ, слыша его вопль о помощи. Но Ему приходилось снова наказывать евреев за их упорство и продолжающееся беззаконие.
  • Стих 47-48: автор молит Господа о спасении своего народа. В заключительных строках псалмопевец славит Бога.

В защиту от стихии и бедствий

1. О сохранении от всякой опасности:

Пс.133

2. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну:

READ  Псалтирь 140 псалом

Пс. 111

3. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу:

Пс. 31

4. О прекращении пожара:

Пс. 21

5. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря:

Пс. 28

6. О сохранении корабля при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля):

Пс. 92

7. Во время наводнения:

Пс. 68

8. При землетрясениях, молниях и стихийных бедствиях:

Пс. 17

9. О спасении людей во время эпидемий:

Пс. 85

10. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней:

Пс. 47

11. Благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает:

Пс. 149

12. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас:

Пс. 150

Иеромонах Христодул. «О Герон Паисиос»

О ежедневном чтении Шестопсалмия

Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.

Шестопсалмие (Екзапсалмы)

Шестопсалмие – это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием: Слава в вышних Богу, и молитвою: Господи, устне мои отверзеши. Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным аллилуиа.

Псалмы, составляющие шесто-псалмие, столь умилительны, содержание их столь близко к нам (в них изображаются, с одной стороны, величие Бога и обилие Его благодеяний к человеку, с другой – ничтожество и греховность человека), что Святая Церковь обращает особое внимание наше на это чтение. В уставе сказано, что во время этого чтения «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути (харкнуть); но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (опущены к земле), сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную»

Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад.

Псалом 3

Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня…)

Псалом 37

Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).

Псалом 62

Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст. 8) в продолжение наступающего дня.

Псалом 87

Это – четвертый псалом в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении: перед наступлением дня Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны, чтобы избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Псалом 102

Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.

Псалом 142

Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8), научить исполнять Его волю и удостоить его земли правды (ст. 10).

Толкование

Объемная молитва требует пояснений, поэтому толкование стихов псалма 104 позволяет понять все величие Господа.

Стихи 1-5: в них певец призывает народ Божий возвестить всему миру о великих делах Господа. Славить его и рассказать народам о нем, о создании земли и роли Всевышнего в отношении всего человечества. Люди должны хвалить Бога, в знак благодарности и признательности. Задача людей – поиски Бога и веры. Только они помогут ощутить радость бытия, облегчить страдания и вселить надежду на лучшую жизнь.

Стих 6: принести благую весть людям было поручено потомкам Авраама. При этом имелось в виду не фактическое потомство его семьи, а представители всех народов, которые приняли христианство, независимо от возраста и половой принадлежности. Рабы Господни должны нести слово Божие другим людям, разъясняя правду о нем.

Стихи 7-11: Обещания Господа святы, и речь идет об обещании, данное Аврааму. Он и его потомки должны получить в вечное пользование землю Ханаанскую, но это произойдет в свое время, но это произойдет тогда, когда будет установлен миропорядок Божий при правлении Иерусалима.

Стихи 12-15: Бог свято оберегал потомство Авраама с того момента, когда численность рода была еще невысока. Дети Авраамовы чувствовали себя чужими среди окружающих. Господь запрещал причинять им вред.

Стихи 16-19: речь идет о возвеличивании Иосифа в Египте, которому Господь приготовил серьезные испытания, в том числе – тюрьма.

  • Стихи 20-21: чтобы предстать перед глазами египетского фараона, Иосиф прошел испытания, назначенные Господом. Таким образом, Бог смог убедиться в верности Иосифа делам Божьим.
  • Стих 22: в Египте Иосифу было доверено обучение вельмож, что не удивительно, ведь Иосиф был проводником мудрости Господа.
  • Стихи 23-24: в нем рассказывается о решении Божьем сохранить чистоту крови израильского народа, даже если его представители живут на чужой земле. Смешение его крови с иноземцами считалось недопустимым, что значительно усилило израильский род.
  • Стихи 25-27: в установленное время Господь принял решение о том, чтобы израильтяне покинули Египет. Проводником его стал Моисей, в помощь ему был придан Аарон. Бог послал им свои знамения, которые должны были указать время его прихода в Израиль.
  • Стихи 28-36: Господь обрушил на Египет, где усомнились в истинности его Слова, свои кары: он наслал тьму, превратил воду в кровь и умертвил рыбу, лишив вероотступников пропитания. Вместо дождя был послан град, вызвавший гибель виноградников и плодовых деревьев, а также наслал другие кары, которые впечатлили народ Израиля и вселили веру в силу Божью.
  • Стихи 37-38: в них говорится о том, что после совершения десяти казней над египтянами израильтяне были выведены из Египта. Они были очень рады этому, так как устали от зрелища казней и были напуганы силой Божьей.
  • Стихи 39-44: защитил Господь израильтян, отправившихся к земле обетованной, посылал им пищу и питье по дороге в Ханаан, выполняя тем самым обещание, данное Аврааму. И дал в наследие землю, где не требовалось трудиться – она уже была готова для жизни на ней.
  • Стих 45: все, что произошло с народом Израиля, было предусмотрено обещанием Аврааму, чтобы люди жили по правилам Божьим, соблюдали их, получая при этом благословение Господне.

Толкование

Всю жизнь Давид старался быть богобоязненным, как и положено истинному праведному, он окружал себя единомышленниками, стремящимися, как и он, к спасению через веру в Бога. Это отразилось на содержании псалма, его смысле.

Стих с 2 по 9 – автор описывает пережитые беды и опасности, говорит о том, что помощи от других людей он не ждал, надеясь на одного Единого Творца. Христиане, по его мнению, всегда блаженны, ведь Бог для них – утешение. Именно Он дарует человеку несчетные блага.

Стих 10 и 11 – речь идет о проповедях царя, в них он, выступая перед народом, рассказал о своей любви во Всевышнего.

Стих с 12 по 18 – просьба даровать спасение, благодарность за покровительство.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно