Псалом 38

Толкование псалма 30

Псалом 30 посвящен теме гонений, невиновности перед Господом, козней врагов, организовавших заговор против песнопевца. Интересно, что непростые жизненные обстоятельства не сломили пророка, не ударили по его вере.

Наоборот, они сделали ее более крепкой, Давид начал еще усерднее возвеличивать Бога. Более глубинно понять смысл его работы позволяет тщательный разбор отдельных стихов произведения, ставшего для праведников незаменимым в борьбе с бедами.

Стих с 1 по 3: Автор начинает песнь с исповеди, в которой он утверждает, что перед Богом он прав и невиновен, а значит, может рассчитывать на милость Господню. Давид вспоминает, что до этого вера в Единого Создателя спасала его не раз, поэтому он продолжает уповать на Него, верит в Его поддержку.

Стих 4 и 5: Помазанник выражает надежду на помощь свыше, на то, что Бог отведет от него беду, так как перед Ним он чист. Здесь автор рассуждает на тему своей возможной смерти, которую его враги могут воспринять, как слабость. Акцент он делает на том, что вверяет собственную жизнь Всевышнему.

Стих 6 и 7: Давид описывает свою жизнь среди язычников. Для него помощь царя Анхуса стала спасением, но псалмопевцу все еще сложно в окружении тех, чья вера и кровь ему ненавистна. Он не мог принять тот факт, что люди поклонялись идолам, оскорбляя таким образом истинного Господа. И все же, автор благодарен им за готовность поддержать его в трудную минуту.

Стих 8 и 9: Тот факт, что Давид нашел безопасный уголок в Сакелаге, по его мнению, говорит о том, что Бог не оставил его.

Стих 10: Гонения истощили праведника физически и духовно, силы его на исходе, но Всевышний продолжает поддерживать его, даровать ему покровительство, защиту от врагов, возжелавших его смерти.

Стих 11: Преследования Саула стали большой угрозой как для Давида, так и для его близких, в доме которых он перестал быть желанным гостем. Каждый, с кем он был знаком, начал сторониться его, опасаясь гнева правителя.

Стих 12 и 13: Автор проводит параллель между собой и мертвым, но его в отличие от последнего никто не вспомнит. Он не сомневается в том, что люди, которые ранее его поддерживали, сейчас могли бы решиться на его убийство.

Стих с 14 по 17: Помазанник снова взывает к Господу, молит о его милости, говорит о своей любви к Нему, о крепкой вере. Он надеется на справедливый суд, о чем уже шла речь в стихах 4 и 5.

Стих с 18 по 22: Всевышний помогает истинно верующему, уберегает его от бедствий. Беззаконники, отказывающиеся почитать Бога, не смогут познать его любви.

Стих 23: Давид, оказавшись без поддержки тех, кто был ему ранее близок, засомневался в том, что Господь слышит его молитвенное обращение.

Стих 24: Ответ на молитвы пророка пришли к нему. Сердце автора наполнилось благодарностью к Богу, ее он и выражает в конце произведения. Здесь он снова подчеркивает, что Всевышний хранит праведных, наказывает надменных, не желающих повиноваться ему.

История написания

В молодости Давид был простым пастухом, но Господь венчал его на царствование. Правивший в те времена царь Саул не желал отдавать власть, поэтому пытался убить праведника и посылал разбойников на его поиски. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верен Саулу, однако был вынужден бежать в страхе смерти.

Текст псалма 53 посвящен событиям, происходившим в то время. Господь предупредил Давида о надвигающейся опасности, и тот бежал в пустыню Зиф, чтобы скрыться от царя. Зифляне не хотели враждовать с Саулом, который привел целое войско. Они хотели выдать праведника, скрывавшегося в скалистых горах. Когда конец был близок, прискакал гонец, который сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Войско спешно возвращалось, а Давид был спасен благодаря милости Господа.

В минуты отчаяния и уныния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не оставлял веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, который не оставляет в беде нуждающихся. Псалом 53 – одна из песен Псалтири, посвященных тем страшным минутам, в которых Бог оставался единственной надеждой и спасением.

135 В конец, о тайнах сына, псалом Давида, 9.

2 Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим, поведаю чудеса Твои.

3 Возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе; воспою имя Твое, Всевышний!

4 Когда обратятся враги мои вспять, изнемогут и погибнут они по воле Твоей.

5 Ибо сотворил Ты мне суд и разрешил тяжбу мою; воссел на Престоле, Судия праведный!

6 Наказал народы, и погиб нечестивый; имя его истребил Ты навеки.

7 У врага истощилось оружие вконец, и города его разрушил Ты; погибла память о нем с шумом.

8 А Господь вовеки пребывает, уготовил для суда Престол Свой.

9 И судить будет Он вселенную по правде, судить будет народы праведно.

10 И стал Господь прибежищем убогому, Подателем помощи в благоденствии и в скорбях.

11 И да уповают на Тебя знающие имя Твое, ибо не оставил Ты ищущих Тебя, Господи!

12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвестите народам деяния Его!

13 Ибо взыскав за кровь, помянул Он убогих, не забыл вопля их.

14 Помилуй меня, Господи! Воззри, сколь унижен я врагами моими, Ты, возносящий меня от врат смерти,

15 Чтоб возвещал я славу Твою у врат дочери Сиона; и мы возрадуемся, спасенные Тобою.

16 Погрязли народы в злодействе, ими сотворенном; в сети, расставленной ими, увязли ноги их.

17 Совершая суды, открывается людям Господь; в делах рук своих увяз грешник.

18 Да сойдут грешники во ад, все народы, забывающие Бога!

19 Ибо не до конца забыт будет нищий, надежда убогих не погибнет до конца.

20 Восстань, Господи! Да не торжествует нечестивый человек; да совершится суд Твой над народами!

21 Поставь, Господи, законодателя над ними, да уразумеют народы, что они только люди!

22 Зачем, Господи, отдалившись от нас, не взираешь Ты на благоденствие и скорби?

23 Когда гордится нечестивый, разгорается зависть нищего, и оба вязнут в кознях, замышленных ими.

24 Ибо хвалят грешника льстецы за прихоти души его и творящего обиды благословляют.

25 Прогневал Господа грешник, сказав в великой дерзости своей: «Не взыщет Бог!»; нет Бога пред очами его.

26 Оскверняются пути его во всякое время; о судах Твоих позабыл он; подчинил он себе врагов своих.

27 Ибо сказал он в сердце своем: «Не поколеблюсь! Из рода в род потомки мои не испытают зла»!

28 Уста его полны проклятий, горечи и лжи; на языке его тягота и мучение.

29 Сидит он с богатыми в засаде, в тайниках, готовый убить неповинного; очи его следят за нищим.

30 Подстерегает он тайно, как лев у логова своего, подстерегает, готовый схватить нищего, схватить нищего, накрыв его сетью своей.

31 Повергнет его на землю; но пошатнется и падет сам, одолев убогого.

32 Ибо сказал он в сердце своем: «Забыл про нас Бог, отвратил лицо Свое навек, – не видит Он нас».

33 Восстань, Господи, Боже мой, да вознесется в защиту рука Твоя, не забудь убогих Твоих!

34 Чем прогневал нечестивый Бога? Сказал в сердце своем: «Не взыщет Он!»

Советуем изучить  Псалом 139

35 Но Ты видишь все, взирая на мучения и скорби. Прими убогого на попечение Твое! Тебе вверяется нищий, сироте даруй помощь!

36 Сокруши силу грешного и лукавого! Взыщутся грехи его, погибнет он, и следов его не найдут.

37 Господь Царь навеки и на все века! Исчезните, язычники, с лица земли Его!

38 Желание убогих услышал Ты, Господи, преданным

39 Тебе сердцам внимало ухо Твое. Сотвори правый суд сироте и смиренному, да не превозносится впредь человек на земле!

В защиту от стихии и бедствий

1. О сохранении от всякой опасности:

Пс.133

2. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну:

Пс. 111

3. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу:

Пс. 31

4. О прекращении пожара:

Пс. 21

5. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря:

Пс. 28

6. О сохранении корабля при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля):

Пс. 92

7. Во время наводнения:

Пс. 68

8. При землетрясениях, молниях и стихийных бедствиях:

Пс. 17

9. О спасении людей во время эпидемий:

Пс. 85

10. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней:

Пс. 47

11. Благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает:

Пс. 149

12. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас:

Пс. 150

Иеромонах Христодул. «О Герон Паисиос»

О ежедневном чтении Шестопсалмия

Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.

Шестопсалмие (Екзапсалмы)

Шестопсалмие – это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием: Слава в вышних Богу, и молитвою: Господи, устне мои отверзеши. Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным аллилуиа.

Псалмы, составляющие шесто-псалмие, столь умилительны, содержание их столь близко к нам (в них изображаются, с одной стороны, величие Бога и обилие Его благодеяний к человеку, с другой – ничтожество и греховность человека), что Святая Церковь обращает особое внимание наше на это чтение. В уставе сказано, что во время этого чтения «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути (харкнуть); но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (опущены к земле), сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную»

Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад.

Псалом 3

Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня…)

Псалом 37

Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).

Псалом 62

Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст. 8) в продолжение наступающего дня.

Псалом 87

Это – четвертый псалом в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении: перед наступлением дня Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны, чтобы избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Псалом 102

Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.

Псалом 142

Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8), научить исполнять Его волю и удостоить его земли правды (ст. 10).

Правила чтения

Основные правила:

Время чтения. Лучше всего читать песнопение утром.
Обстановка. Проговаривать псалом рекомендуется в одиночестве при хорошем освещении. К чтению нужно подготовиться заранее. Ничего не должно отвлекать, никакие посторонние звуки.
Чтение. Лучше всего выучить песнопение наизусть. Но если такой возможности нет, то текст псалма нужно выписать разборчиво на листочек. Песнопение следует проговаривать полушепотом или нараспев. Во время чтения из глубины души должна исходить искренность

Только так слова молитвы будут услышаны Богом и принесут пользу человеку.
Концентрация внимание на тексте псалма. В момент чтения необходимо сосредоточиться и постараться избавиться от ненужных мыслей, личных обид и настроить себя на положительный лад

Эффективность молитвенного обращения к Богу зависит от того, насколько искренне молился человек.

Псалом 38

Молитва Давида, 16.

1 Услышь, Господи, правду мою, внемли молению моему, прими молитву мою из уст нелживых!

2 Уста Твои изрекут приговор мне; очи мои да узрят правду!

3 Испытал Ты сердце мое, посетил его ночью; испытал меня, и не обрел во мне неправды.

4 Чтобы не говорить мне о делах человеческих, по слову Твоему следовал я путями трудными.

5 Утверди стопы мои на стезях Твоих, да не поколеблются стопы мои.

6 Я воззвал к Тебе, и Ты услышал меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои!

7 Дивно яви милость Твою, спасая уповающих на Тебя от противников десницы Твоей;

8 Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под сенью крыл Твоих укрой меня

9 От лица нечестивых, оскорбителей моих. Враги мои душу мою обступили,

10 Потучнело, замкнулось сердце их; уста их говорили слова гордыни.

11 Гонители мои ныне окружили меня, взоры свои на меня устремили, хотят низринуть меня на землю.

12 Подстерегли меня, как лев, готовый прянуть на добычу, как молодой лев, притаившийся в засаде.

13 Восстань, Господи, настигни их и низринь! Избави душу мою от нечестивого, порази мечом Твоим врагов десницы Твоей!

14 Господи, праведников, малых числом на земле, еще при жизни отдели от нечестивых! Сокровища Твои земные поглощают нечестивые; богаты они сыновьями и оставили наследие внукам своим.

15 А я в правде моей явлюсь пред лицом Твоим, обогащусь благами Твоими, когда явится мне слава Твоя.

Слава:

Псалом “Psalm 38”. Причина для чтения

Ситуации ниже могут служить хорошей предтечей к чтению или прослушиванию 38 Псалом:

️ Обращаются к песне в безвыходных ситуациях, в минуты уныния и отчаяния. Никакое уныние не решит ту проблему, которую вы имеете. Ваше отношение это сугубо индивидуальный выбор, проблема реальна, а вот её восприятие иллюзорно, миф. Просите наставить на путь истинный, да получите.

️ Молитва – покаяние и надежда на светлое будущее. Чтобы что-то изменить, нужно что-то сделать, я это сначала нужно захотеть и быть согласованным с божьими помыслами, только в такой последовательности все двери на пути будут отворены, предграды сметены.

️ Псалом рекомендуется к прочтению и для тех, кто лишился работы. В трудные времена когда мысли лишь о хлебе, вспомни и о светлых моментах, поблагодари за все и понадейся что все разрешится. Возьмите лист бумаги и выпишите 3 небольших действия, которые могут выправить ситуацию — и сделайте их. Затем отблагодарите Отца Всывышнего, и повторите этот восстановительный цикл повторно.

История жизни Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин известен православным, как выдающийся подвижник и авторитетный толкователь Священного Писания. Современники называли пророком Сирийским. Считается, что он родился в первые годы четвертого столетия в северо-восточной части Месопотамии, в городе Низибии или его окрестностей. Как рассказывал сам святой, его предки были очень бедными людьми и жили только с милостыни. Но уже деды и родители стали земледельцами и перестали бедствовать. Это был незнатный род, который был известен своими христианскими добродетелями. Дети в семье воспитывались в полном почтении к вере и страхе Божьем за грехи.

Советуем изучить  Молитвы Вифлеемской иконе Божьей Матери

Господь Бог еще в первые годы жизни дитя показал его великое будущее в знаменательном видении родителям. Оно объясняло, само имя Ефрем, что в переводе значит плодоносный. В знамении было показано, что на языке мальчика выросло огромное виноградное дерево, которое своими ветвями закрыло всю землю. Причем, чем больше птицы съедали плодов, тем их становилось больше.

Но, несмотря на это, юность Ефрема была довольно бурной и совсем не благочестивой, он часто был близок к греховному падению. Причиной этого было его неверие в благой промысл Божий, который управляет всем в окружающем в мире. Все это привело к тому, что убежденность в случайности жизненных событий, чуть было не погубила будущего святого. Но Господь не бросил его и показал ему необычным образом, насколько сила Божьего промысла велика.

В определенный период своей жизни Ефрем решил отправиться в бесцельное путешествие, которое вполне можно приравнять к бродяжничеству. Во время этого ему пришлось заночевать в поле в гостях у гостеприимного пастуха, с которым они весело провели время, увлекшись большим количеством алкоголя. Когда они спали, овец утащили волки. Утром хозяева обвинили чужака-бродягу в воровстве и привели его к судье, хотя Ефрем пытался объяснить ситуацию. Но вслед за ним привели мужчину, пойманного на прелюбодеянии с женщиной. Поскольку у судьи было мало времени, он перенес рассмотрение дел на другой день и отослал обвиняемых в тюрьму. Там в это время находился еще один заключенный, подозреваемый в убийстве. Всех людей в темнице объединяло то, что все они были оговорены и не совершали преступлений.

Арестованные оставались в тюрьме долгое время и не имели возможности оправдаться. На восьмой день Ефрему во сне явилось видение.

Некто, явившись, поведал ему следующее:


«Стань благочестивым, и сможешь уразуметь Промысел. Подумай обо всем том, что и как ты совершал всю свою жизнь. Ты на своем примере поймешь, что все заключенные в темницу вместе с тобой страдают в настоящее время не несправедливо, хотя и вины на них нет в тех в преступлениях, которые им приписывают».

Проснувшись Ефрем стал вспоминать свою прожитую жизнь и понял, насколько много неблаговидных поступков он совершил. Одно из ярких воспоминаний было связано с тем, как он выгнал из загона корову бедного человека с целью подшутить над ним. Но она вынашивала теленка и очень быстро обессилила от ночного холода. А волки, воспользовавшись этим, растерзали ее.

Потрясенный своими размышлениями, Ефрем поделился ими с другими заключенными. Это также произвело на них большое впечатление. Каждый из них вспомнил в жизни свой проступок, который был связан с нынешними событиями. После того как все арестованные раскаялись, случилось так, что в суд попали истинные виновники тех преступлений, которые вменялись им. После разбирательства все они были оправданы и выпущены с тюрьмы, а настоящие виновные понесли наказание. Именно после этого Ефрем уверовал, что случайностей в жизни не бывает. На всю оставшуюся жизнь к нему пришло понимание того, что за каждый совершенный греховный поступок придется расплачиваться.

После этого Ефрем стал отшельником, поселившись в пустыне. Его духовным отцом, который помог ему постичь Промысел Божий, а также обрести смирение и покорность, стал известный епископ Низибийский святой Иаков. Позже Ефрем поселился в монастыре недалеко от города Едессы. Со временем он стал проповедником и духовным наставником для монахов. Все чаще к нему за советом стали также обращаться миряне, которым он никогда не отказывал в помощи. Прожил Ефрем Сирин более ста лет.

Умер святой в уединении, написав в собственном завещании следующее:


«У Ефрема при жизни никогда не было злата и серебра. Жил он, исполняя волю Учителя Христа, который заповедал: не приобретайте ничего на земле».

Псалом 63: текст молитвы на русском языке

К сожалению, у каждого человека случаются неприятные ситуации в жизни, связанные с клеветой и предательством. Даже цари не исключение. Так, например, во время подготовки мятежа враги Давида использовали любые методы против любимого царя народа. Об этом Давид и рассказывает Господу в псалме 63

Отдельное внимание Давид уделяет клевете, которая против него использовалась

На церковнославянском языке

В конец, псалом Давиду

1 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою.

2 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.

3 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку,

4 состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют eго и не убоятся.

5 Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их?

6 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко,

7 и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их,

8 и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их,

9 и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.

10 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.

На русском языке

К исполнению, псалом Давида.

1 Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе, от страха врага избавь душу мою,

2 укрой меня от скопища творящих зло, от множества делающих неправду,

3 которые заострили, как меч, языки свои, натянули лук свой для дела жестокого,

4 чтобы тайно стрелять в непорочного: внезапно поразят его и не убоятся.

5 Укрепились в злом намерении, сговорились скрытно поставить силки, сказали: «Кто их увидит?»

7 и вознесётся Бог. Как стрелы младенцев сделались удары их,

8 и изнемогли у них языки их, смутились все видящие их.

9 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Божиих, и действия Его уразумели.

10 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него, и похвалятся все правые сердцем.

История написания

Текст псалма 63 можно считать написанным  в начале восстания Авессалома до бегства из Иерусалима. Так как невозможно было предпринять ничего против царя Давида, использовалась клевета. Хоть намерения предателей были ясны и тверды, вранье о царе распространялось скрыто. Враги приписывали Давиду несуществующие злодеяния и очерняли его методы управления государством.

Для чего читают псалом 63?

Текст псалма 63 повествует о неприятностях, которые встречались у каждого на пути – о предательстве и клевете. Именно в такие минуты отчаяния хочется верить, что вранье против невиновного человека обернется против клеветника, что правда рано или поздно восторжествует.

Во время самых тяжелых сомнений и переживаний о том, что вас оклеветали рекомендуется читать псалом 63. По правилам псалма читается на старославянском. Но так как главная задача псалма — поддержать человека в трудную минуту, то можно читать псалма 63 на русском языке.

Толкование

  • Начинается псалом с молитвы. Возмущенный и пораженный методами своих врагов Давид обращается к Господу для спасения своей души.
  • Стих 2-4. Давид в молитве рассказывает Богу об опасности, грозящей ему. Он говорит о том, что боится врагов своих и говорит о страхе открыто, так как знает, что его предназначение служить Господу и поколению. О том, что он прав, а злые языки хотят очернить его. Он просит защиты не только от смерти, но и от страха. Давид рассказывает Господу о том, как коварны его враги, о их большой порочности и коварстве. О том, что враги объединяются против него, поддерживают друг друга, надеются, что чем больше грязи выльют на человека, тем больше к нему прилипнет.
  • Стих 5-6. Предатели Давида, в своем атеизме, уверены в своей безнаказанности, уверены, что Бог их не видит. Они советуются друг с другом, как можно совершить большее зло с большим успехом. В политике, проводимой царем, предатели ищут изъяны, пытаются найти хоть что-то подходящее для дальнейшего опорочения Давида и его личной жизни.
  • Стих 7-10. Эти стихи говорят о тех последствиях, которые обязательно настигнут его врагов. Пусть они и одобряют себя в своей нечестивости, но Бог все видит. И если предатели могут только злыми языками насолить как Давиду, так и всем людям, то всевидящий Господь поражает прямо в цель. О том, что очевидцы будут благоговеть перед Господом. И размышлять о поступках своих, но размышлять мудро. О том, что благочестивые люди будут счастливы свершившемуся правосудию. Это ободрит их веру, внесет абсолютную ясность в головы.
Советуем изучить  Икона Божией Матери «Всеблаженная»

(1 5,00 из 5) Загрузка…

В каких случаях и как читают 38-ой псалом?

В церкви во время богослужения псалом 38 исполняют на старославянском языке, но верующему важно понимать смысл молитвы, поэтому многие в домашних условиях используют русский текст. Таковой рекомендован к прочтению:

  • когда сложная ситуация кажется неразрешимой;
  • когда в душе поселились отчаяние и уныние;
  • для покаяния;
  • для укрепления надежды и веры в лучшее;
  • для того чтобы быстрее устроиться на работу в случае ее потери.

Читая хвалебную песнь, праведный должен сосредоточиться на ее строчках, сконцентрировать на собственном прошении, адресованном Господу. Произносят псалом 38 перед святым ликом, зажженной лампадкой или церковной свечой. Каждое слово пропускают через сердце, только тогда оно будет искренним. Запрещено использовать молитву тогда, когда она неуместна с учетом жизненной ситуации, когда содержание ее не близко по духу верующему.

Толкование

Псалмопевец возносит благотворение Богу от лица собравшейся для жертвоприношения общины верных людей. В тексте песни Господь превозносится как Избавитель.

В псалме 106 можно выделить четыре эпизода или части (стихи 4-9, 10-16, 17-22, 23-32). Они выстроены в единую композицию по образцу: наказание за грехи в виде страданий, молитвы о спасении, само спасение. Автор, создавший этот псалом, стремился донести до своих соотечественников мысль о необходимости возносить хвалу Господу и смиренно повиноваться Ему.

Для более подробного толкования псалма 106 следует рассмотреть его стихи по отдельности:

  • Стихи 1-2 – автор обращается к Богу, восхваляет его.
  • Стих 3 – псалмопевец рассказывает о Чермном море, через которое пришлось пройти еврейскому народу при выходе из Египта и о четырех сторонах света, откуда Господь снова собрал евреев в Благословенную Палестину.
  • Стихи 4-7 – описывают картину нравственного угнетенного состояния евреев, их стремление к родной Палестине.
  • Стихи 7-8 – автор говорит о том, что Господь указал еврейскому народу прямой путь для возвращения на родину.
  • Стих 9-19 – в этих стихах описывается чувство радости людей при возвращении на Родину, говорится о том, что мольбы страждущих были услышаны.
  • Стихи 19-22 – псалмопевец проводит сравнение между пребыванием в плену и нахождением в мрачной камере тюрьмы, в которой «заключенный» неизменно бы погиб, если бы не «слово Господа».
  • Стихи 23-32 – в этих стихах описывается необеспеченная и бесправная жизнь евреев в плену, их спасение Господом.
  • Стихи 33-34 – рисуют картину опустошенной войнами Палестины.
  • Стихи 35-38 – псалмопевец с радостью говорит про то, что упорный труд еврейского народа преобразил Палестину, и Бог наградил людей, послав обильный урожай;
  • Стихи 39-43 – автор рассказывает, что прежние поработители погибают, а еврейский народ восстанавливается.

В тексте псалма 106, рассказывающего историю пленения и исхода из него еврейского народа, ясно показывается рука Господа, оказывающего покровительство благочестивым людям и помогающего им.

Толкование Псалма 38

Этот псалом, написанный Давидом, предназначался для исполнения тем хором, которым руководил Идифум. «Надпись» соответствует стих 1. Тема псалма – быстротечность и хрупкость человеческого бытия; как и в предыдущем псалме, в нем ярко выражена надежда на Господа, звучит мольба, чтобы немногие дни, остающиеся псалмопевцу, Господь дал ему провести в мире и покое.

По своему содержанию и выраженным в нем мыслям Пс. 38 является продолжением Псалма 37 – только тема врагов, преследующих Давида, звучит в нем не так явно. Очевидно, мучительная болезнь, столь подробно описанная Давидом в Пс. 37, привела его к мыслям о «суетности» человеческой жизни, о скорой кончине.

А. Дни человеческие, как «пяди» (38:2-7)

Пс. 38:2-4. Охваченный этими мыслями о краткости бытия, Давид исполнен желания не грешить «на путях своих» и языком своим, не поддаваться на провокации окружающих его нечестивцев, но обуздывать перед ними уста свои. Он говорит Богу, что так и поступал, и даже о добром, которое делал, не напоминал им, однако, скорбь его – оттого, что он усиленно подавлял свои чувства, – лишь возросла (подвиглась); стих 3. И, вот, не в силах побороть горечь в сердце и в мыслях своих («огонь возгорался» б нем, когда он думал о преследователях своих, о мучительной своей болезни и о приближающейся смерти), Давид стал говорить словами этого псалма к Богу.

Пс. 38:5-7. Он просит Его открыть ему тайну дней его, дабы… знал он, сколько их осталось (сравните Пс. 89:10,12); в изнурившей его болезни они представляются ему краткими, как пяди («пядь» – старинная мера длины, соответствовавшая ширине ладони). В стихах 6-7 – мысли о призрачности и суетности человеческого существования (сравните с Иов. 7:7; стих 11 в этом псалме, сравните 11с. 61:10; 143:4).

Б. Вся надежда – на Господа (38:8-14)

Пс. 38:8. Сознавая, что всеми своими бедами он обязан своим согрешениям, Давид провозглашает, что вся его надежда на Господа.

Пс. 38:9-12. Он молит Господа очистить его от всех беззаконий и не отдать на поругание врагам (здесь безумному). В стихе 10 – образ полной покорности Давида Богу. В стихе 11 – снова мольба об избавлении от «ударов Божиих» – ввиду крайне бедственного состояния Давида. В стихе 12 под «обличениями» понимаются наказания за грехи. Нет среди людей такого, который не вызывал бы, если не делами своими, то мыслями, словами и чувствами, гнева Божия. Однако если Бог станет «обличать» человека за все его преступления, то он рассыплется, как ткань, изъеденная молью. Краса здесь образ силы, здоровья, благоденствия.

Пс. 38:13-14. Следовательно, лишь милостью и снисхождением Божиими храним человек в своей земной жизни, которую за краткость ее псалмопевец уподобляет странствованию. А себя, как и «всех отцов своих», – страннику и пришельцу. Услышь, Господи, молитву мою, взывает Давид. Помоги мне (нам), подразумевает он, на опасных путях нашего странствования, где столько соблазнов и зла, руководи нами.

Отступи от меня в стихе 14 надо понимать в значении мольбы о прекращении нынешних страданий. Прежде чем я отойду, просит Давид, дай мне подкрепиться (возможно, в значении «очиститься в глазах Божиих от согрешения своего и не умереть теперь от этой болезни»). Эта последняя мольба Давида напоминает по настроению своему некоторые молитвы Иова (сравните, к примеру, Иов. 7:19, 21; 9:34; 10:20-21).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите:
Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, 38 псалом

« 37 псалом
ПсПсалтирь
38 глава
DSCДалласской
39 псалом »

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга

Попробуйте,
возможно вы будете приятно удивлены.

Оцените статью
Добавить комментарий