Псалом 138

Содержание главы

Предположительно, идея написания данной главы Псалтири пришла святому в тот период, когда Киот Завета был по его приказу перемещен в Иерусалим, который с того момента стал духовной столицей. Событие стало настоящим религиозным праздником для иудеев. Это можно видеть по тому, какой духовный подъем испытывает автор этих строк.

Псалом 138 также является пророческим, поскольку указывает на призвание к истинной вере языческих народов. Также он напоминает непокорным иудеям, что не стоит оказывать сопротивление грядущему Мессии. Некоторые иудейские богословы считают эти одухотворенные стихи лучшими из того, что написал поэт. Они настраивают разум на размышления о всеведении Творца.

О гибели грешников

В 19-22 стихах настроение меняется. Здесь пророчески говорится о судьбе тех, кто противится Божьей воле. Эти несчастные заслуживают кары. Возможно, кому-то данные строки могут показаться жестокими и даже нехристианскими. Так ли это на самом деле? Верующие часто забывают о том, что любовь Бога не отменяет и других Его качеств. Господь ненавидит тех, кто лжет, проливает кровь, строит коварные планы, спешит делать зло, сеет распри между близкими.

Судьба тех, кто не желает покоряться законам Творца, уже описана в Библии. Христос уничтожит всех, кто ненавидит Отца. Если человек сознательно восстает против Всевышнего, то сам делает себя Его врагом. Давит не испытывает к этим обреченным личной неприязни. Его ненависть обусловлена лишь искренним желанием того, чтобы замысел Спасителя был исполнен в полной мере. А это означает полное уничтожение греха и грешников.

Толкование псалма 138

Стих 1-3. Здесь автор сообщает о своем длительном общении с Господом, который знал о нем все. Царю не нужно было скрывать от Всевышнего своих мыслей, ведь он знал о нем абсолютно все. Когда-то царь вверил Ему свою жизнь и теперь живет по Его законам.
Стих 4-6. Давид не может даже помыслить дурного. Для Господа он открыт как книга. Далее идет перечисление знаний, которыми владеет Бог.
Стих 7-12. Автор во множестве сравнений старается донести до слушателя истину о том, что Господь повсюду, и Он есть Все. В любом проявлении природы движении человека есть проявление Всевышнего. Не только земная твердь, но и космическая энергия одна из ипостасей проявления Его. Поэтому он видит и чувствует все, что происходит в людском мире.
Стих 13-16. Материя, из которой Давид состоит, придумала Господом и в мириадах бесконечных нитей она образует естество царя. Каждая нить имеет свое значение. В этом и заключается великолепие и мастерство работы Всевышнего.
Стих 17-18. Господь – деятельная сила. Она имеет собственные планы и мысли, касательно рода человеческого

Автор сообщает, что внимание Творца не оставляет верующего ни на минуту и тот всегда находится под защитой Его.
Стих 19-22. Когда Богу посвящают скверные слова, с целью умалить Его превосходство, автор испытывает сильную душевную боль

Для него враги Создателя – личные враги, ибо благоговеет Давид перед мощью и могуществом Всевышнего.
Стих 23-24. Заключительные стихи песнопения. В них псалмопевец соглашается с Божественной волей и вверяет себя в ведение Его. По мнению автора, истинно правильный путь может указать только Бог.

Советуем изучить  Красивые поздравления с Рождеством

Толкование основных мыслей

В первых стихах автор излагает ценное учение о качествах Владыки вселенной. Он это делает в форме монолога, который обращен к Богу, что служит воспеванием Его славы:

  • Вездесущий Бог знает абсолютно все, что происходит в мире, в каждом уголке безграничного космоса.
  • Творец знает каждого человека, поскольку он и создал всех живущих.
  • Прекрасные строки пробуждают в сердце желание восхищаться Богом.
  • Одновременно осознание величия Творца способно вызывать страх и отвращение перед грехами и грешными людьми.

Господь знает буквально все и обо всем. Но в данном случае имеется в виду судьба каждого, кто когда-либо жил на земле. Население Земли составляет несколько миллиардов человек, но Бог лично знаком с каждой душой. Ни один шаг, ни один вздох не укроются от Его взора.

Толкование

Стих 1-4. В стихах упоминается вода. Для иудеев прошлого вода считалась символом опасности, так как из-за нее нередко случались наводнения. Давид использует яркие сравнения с целью показать свою немощь перед сложившейся ситуацией.
По его представлению, будучи в воде «по уши» он не может дышать, задыхается, влажная земля под ногами не позволяет нащупать твердой опоры. Истошный вопль, в готовый обратилась его молитва, направлена к Богу во имя спасения раба Его от неминуемой кончины.

Стих 5. Давид продолжает рассказ о своих явных врагах. Центральным персонажем его повествования выступает царь Саул. Опасный правитель стремится уничтожить Давида, потому что полагает, что мысли Давида заняты тем же. Но бывший пастух честен перед Богом и утверждает, что не стремится к смерти Саула.
Для него нет смысла силой забирать власть, ведь Всевышний уже помазал его на царство. К тому же популярность Давида в народе дарована Богом, а не его честолюбивыми стремлениями.

Стих 6-13. Давид признает свои грехи. Будучи рожденным во грехе, будущий царь несет в себе тот самым древний, первородный грех, от которого своими силами не избавиться. Но юноша не настолько грешен, чтобы его изгоняли из Иерусалима, его родины. С этим прошением он продолжает молить Господа о нисхождении, разжигая огонь веры в своей душе.

Стих 14-19. Будущий царь выражает глубокую признательность Всевышнему и надеется, что враги будут низвергнуты, не по требованию Давида, а по милости Бога. Жизнь для автора песни не так важна, как его предназначение. Поэтому он просит защиты у Господа не ради собственной безопасности, а ради славы Его.

Стих 20-22

Для Давида, над которым издевались безбожники, важно, что Господь видит это и скоро поможет. Если углубиться в детали песни, то можно увидеть прямые аналогии с событиями будущего, когда над Иисусом Христом издевались даже в момент распятия

Стих 23-29. Автор не терпит греха и поэтому молит Господа освободить землю от грешников. Кара Божья неумолима, она стремится нести очищение, благословлять мир.

Советуем изучить  Материнская молитва за чадо свое

Стих 30-34. Давид отказывается от жертвоприношений, полагая, что Богу не так важен факт приношения в жертву агнца на заклание, нежели живое и горячее Слово, которое будущий царь будет разносить по всем землям, преумножая славу Господа.

Стих 35-36. Спасение еще не наступило, но псалмопевец уже предвкушает его и заранее хвалит силу Всевышнего и желает обрести его милость.

Могущество Божие

Далее автор 138 псалма переходит к теме способностей небесного Отца. В качестве примера он предлагает поразмышлять о том, как развивается младенец в материнской утробе. В крошечном зародыше, которого человеческий глаз еще даже не видит, сокрыто все его будущее. В эмбрионе уже заложена будущая внешность (цвет волос и глаз, форма глаз и носа, способности к разным видам деятельности). Из одной яйцеклетки появится чудо:

  • 160 тыс. км. нервных окончаний.
  • 250 костей, также мышцы, суставы и связки.
  • 100 тыс. км. артерий, по которым будет бежать кровь.
  • 60 миллиардов клеток.

В то время, когда автор писал эти строки, навряд ли человечество знало все это. Но люди уже понимали, что рождение на свет — Божественное чудо, которое происходит по воле свыше. Разве может случайно появиться такой мощный инструмент, как человеческий мозг: мы можем запоминать факты, изображения, воспринимать красоту звуков и запахов.

Ни один компьютер не способен сравниться с человеческим разумом, который способен порождать на свет прекрасные творенья — стихи, музыку, созидать дома и целые цивилизации. Чем больше Давид размышляет о том, как совершенно устроен организм, тем больше он восхищается работой Творца. Только Бог способен был создать такой сложный, красивый и упорядоченный механизм.

История написания

В эпоху правления Давида Израиль регулярно сталкивался с вражескими силами, желавшими отобрать у великого государства его ресурсы, земли. Самым сложным периодом для страны стало противостояние сирийцам, подступавшим с севера, и идумеям, напиравшим с юга. Народ страдал от упадка духа, разорения их территорий, но с помощью Господней он отстоял свое. Триумф вдохновил царя на написание псалма 9.

Эксперты, анализируя текст, акцентировали внимание на подписи к нему: «В конец, о тайнах Сына, псалом Давиду». Эта строчка указывает на линию повествования произведения, его смысл

Пророку открылось откровение свыше, подробности появления Иисуса Христа на земле, детали его деяний. Об этом он и написал в песне.

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 138 псалом

Пс. 138 Этот псалом – молитвенное обращение к Господу. Псалмопевец размышляет о Боге и от осмысления своей нерасторжимой связи с Господом переходит к просьбе о помощи. Наряду с утверждением суверенной власти Господа в псалме звучит тема близких личностных отношений между псалмопевцем и Всевышним.

138:1 Ты испытал меня и знаешь. Бог всеведущ и потому абсолютно все знает о псалмопевце, как и обо всем, сотворенном Им.

138:2 Ты разумеешь помышления мои. Все тайные помыслы человека открыты Богу, обладающему всеведением.

138:4 Еще нет слова на языке моем… уже знаешь его. И самые сокровенные мысли известны Богу, поэтому и молитва, не высказанная вслух, а произнесенная мысленно, также достигает Господа. См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение».

Советуем изучить  Короткие поздравления с Пасхой

138:5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня. Псалмопевец свободен в своих поступках, но лишь в рамках, установленных Господом.

полагаешь на мне руку Твою. Рукою Своей Бог направлял Давида всю его жизнь.

138:7 от Духа Твоего…от лица Твоего. Божественное присутствие разлито во всем тварном мире. Нет такого места во вселенной, где бы псалмопевец мог укрыться от взора Господа. Не смог укрыться от Него и Иона, решивший уклониться от порученной ему Господом проповеди в Ниневии. См. статью «Духовная природа Божества».

138:8 Взойду ли на небо… сойду ли в преисподнюю. С помощью противопоставлений в данном и в следующих стихах псалмопевец выражает идею вездесущности Господа. Он присутствует и на небесах, и в преисподней. Первое утверждение самоочевидно, второе нуждается в пояснении. Слову «преисподняя» в древнееврейском тексте соответствует «шеол», обозначающее также могилу, бездну, царство смерти. Бог вездесущ и всемогущ, так что и посмертное существование не лишено Его присутствия и находится в Его ведении. Таким образом, в этом стихе явственно звучит надежда на продолжение жизни за порогом смерти (ст. 10).

138:9 Возьму ли крылья зари… на край моря. Т.е. повсюду на земле псалмопевец ощутит присутствие Божие.

138:10 и там рука Твоя поведет меня. Бог не просто знает, где в тот или иной момент находится псалмопевец, но и, где бы тот ни был, помогает ему. См. статью «Вездесущий и Всемогущий».

десница Твоя. См. Пс. 72,23-26; 73,11; 137,7.

138:11 тьма … свет. Как и в ст. 8-10, псалмопевец проводит противопоставление, помогающее ему передать идею вездесущности Бога.

138:13 Ты устроил внутренности мои. Бог знал псалмопевца еще до его рождения, уже во время зачатия в утробе матери, где Господь сотворил его как личность.

138:14 Дивны дела Твои. Под «дивными делами» подразумевается чудо рождения.

138:16 в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные. Всеведение Божие не ограничено никакими временными рамками.

138:17 Как возвышенны для меня помышления Твои. Доскональное знание Господа о псалмопевце поражает его и в то же время вселяет в него ни с чем не сравнимую радость. Сознание того, что Творец не спускает с него Своего заботливого взора, утешает псалмопевца в несчастье (ст. 19-24).

138:19 О, если бы Ты… поразил нечестивого! См. Введение: Характерные особенности и темы.

Удалитесь от меня, кровожадные! Псалмопевец хочет отстраниться от нечестивых, ибо знает, что на них неминуемо обратится кара Господня.

138:22 Полною ненавистью ненавижу их. Псалмопевец живет в согласии с Господом; враги Господа – его личные враги.

138:23 Испытай… узнай. Псалмопевец уверен в своей невиновности и потому смело призывает Господа, знающего самые потаенные его помыслы, убедиться в ней (ср. ст. 1). Он готов следовать любым указаниям, которыми Господь станет направлять его на путь истины (ст. 24).

← Псалтирь 137    •    Псалтирь 139 →

Оцените статью
Добавить комментарий