Простил ли Иисус Христос Иуду?

«Евангелие Иуды»

Исключительным персонажем, превыше всех апостолов, Иуда представлен и в неканонической раннехристианской рукописи, известной как «Евангелие Иуды». Полуистлевший папирус впервые всплыл в конце 1970-х в Египте, радиоуглеродный анализ датировал его примерно III веком нашей эры.

Одна из страниц рукописи. Wikimedia

Текст на коптском языке, скорее всего, является переводом с древнегреческого и, вероятно, был написан последователем одной из раннехристианских сект. Современная церковь считает его «ересью», но он несомненно представляет научный интерес.

В противоположность Новому Завету, Иуда показан в манускрипте как лучший из учеников Христа. Якобы он единственный понял истинную суть его учения, так что только ему Христос открыл тайные знания. Иуда выдал Иисуса врагам только потому, что послушно и жертвенно выполнял его указания.

«Иуда», Эдвард Окунь, 1901. artchive.ru

Более того, согласно «Евангелию Иуды», Христос умер не ради искупления человеческих грехов, а чтобы задобрить богов нижнего порядка. Потому что истинный Бог милостив и не требует никаких жертв, тем более таких кровавых.

Предательство под видом заботы

Конечно, о поступке Иуды, мотивах этого поступка, его личности можно рассуждать и спорить до бесконечности. Главное, чтобы мы при этом не забывали, что вопрос, который стоит в центре Евангелия — это не вопрос о том, кем был Иуда, а это вопрос — «за кого вы Меня почитаете?» (Мф. 16:15). И от ответа на этот вопрос зависит очень многое в нашей жизни.

А вот о чем несколько слов все же еще хочется сегодня сказать — это о феномене предательства. Вряд ли найдется взрослый человек, который на своей шкуре не испытал, что это такое. И хорошо, если это его предавали, а если — он.

Когда-то Виктор Гюго сказал: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный удар друга». И это первое, о чем стоит сказать. Предательство может быть только между теми, кого соединяет родство, дружба, духовная или иная близость. Трудно предать чужого человека, чужую страну, чужие идеалы. Так что, как пел Сергей Никитин:

Известный психолог Михаил Литвак, размышляя о предательстве, вспоминает «Божественную комедию» Данте. В ней, как известно, великий флорентиец поместил предателей в девятом круге ада, причем мучаются они в четырех рвах, и чем дальше ров, тем страшнее мучения. В первом рву отбывают наказания предатели родных, среди них Каин, во втором рву — предатели Родины и единомышленников, в третьем — предатели сотрапезников, в четвертом — предатели Учителей. Именно в этом рву наряду с Брутом и Кассием, убийцами Юлия Цезаря, находится Иуда.

Мы можем удивляться, почему у Данте предатель Родины находится в лучшем положении, чем предатель сотрапезника, но у Данте на то были свои резоны, и он еще не знал, что:

И уж тем более нам трудно понять, почему Данте определил самую высокую кару для предателей Учителей. И Учителей все меньше и меньше, и с учениками становится все трудней и трудней, но, как верно заметил Михаил Литвак: «Человеком становятся благодаря Учителю». А значит, предать Учителя — это еще и предать самого себя. Если у тебя разногласие с Учителем — а такое вполне может быть — просто уйди в сторону, а не доказывай, что ты «святее папы Римского», обличая того, кому еще вчера смотрел в рот.

И еще очень важное замечание. Как правило, ни один предатель не осознает, что он предатель

Обычно он объясняет свой поступок интересами дела: «Не могу молчать», «Стою за правду», «Платон мне друг, но истина дороже» и т.д. Дескать, я никому не хочу причинить вреда, тем более Учителю, другу, но ради правого дела — необходимо… В этом контексте становится понятен психологический феномен поцелуя Иуды.

Простил ли Иисус Христос Иуду?

Об этом очень точно написала Олеся Николаева в своей книге «Поцелуй Иуды»: «Поцелуй (как и благословение) необходим предателю как знак самооправдания, который, как он надеется, может успокоить его совесть, удостоверить чистоту намерения, в чем так нуждается его душа, смятенная душа изменника: предать — предал, но ничего дурного как бы и не помышлял, не имел против…

Эта демонстрируемая пелена любви, дружбы и даже заботы, в которую тщательно драпируется предатель («Берите Его и ведите Его осторожно»), сознательно посылающий своего избранника на смерть, возможно, более красноречиво свидетельствует о его помрачении, одержимости и духовном параличе, чем если бы он стал откровенно объяснять мотивы своих действий и проявлял откровенную враждебность». И все же, как мы, любящие Христа, должны относиться к Иуде, «сыну погибели»? Кому-то сам вопрос покажется странным и неуместным, особенно в эти дни Страстной седмицы

Но вот, например, митрополиту Сурожскому Антонию он таким не показался, и вот как он на него ответил:

И все же, как мы, любящие Христа, должны относиться к Иуде, «сыну погибели»? Кому-то сам вопрос покажется странным и неуместным, особенно в эти дни Страстной седмицы. Но вот, например, митрополиту Сурожскому Антонию он таким не показался, и вот как он на него ответил:

И тут я хочу прибавить, что в службе Двенадцати Евангелий есть целый ряд мест, где говорится о тех, которые ответственны за смерть Христа, и говорится: не прости им, Господи… И это поздний перевод. Первичный перевод говорил: «Но прости им…» И я, грешным делом, когда читаю этот отрывок, перевираю его на старый лад, потому что у меня язык не повернется сказать перед Богом: «не прости» про кого бы то ни было».

Как умер Иуда. Библейские противоречия

Согласно Евангелию от Матфея, Иуда раскаялся, когда понял, что Христа осудили на казнь. Он вернул монеты подкупившим его священникам, оставив их в храме, после чего повесился. Поскольку деньги, которые использовались в нечестивой сделке, не годились для церковной сокровищницы, священники приобрели на них кусок поля под кладбище для чужеземцев. Это место стало называться «землей крови».

Однако в «Деяниях апостолов», написанных евангелистом Лукой, говорится, что Иуда сам потратил деньги, добытые предательством, на покупку земли. А «землей крови» ее назвали местные жители после того, как Иуда «низринулся» (т.е. рухнул вниз) и из лопнувшего тела вывалились внутренности.

Советуем изучить  Молитвы о встрече второй половинки

Простил ли Иисус Христос Иуду? Фреска Джованни Канавезио «Повешенный Иуда», 1491. Wikimedia

Слово «низринулся» («ниц быв» по-церковнославянски, « headlong» по-английски) смущает читателей и некоторых исследователей. Они предполагают, что в данной версии Иуда не повесился, а сбросился с высоты или вообще погиб случайно.

Но большинство ученых и христианских толкователей все-таки считают, что Матфей и Лука пишут об одном и том же способе самоубийства: первый констатирует сам факт («удавился»), второй описывает последствия (тело рухнуло с дерева какое-то время спустя).

То, что тело при падении буквально треснуло пополам, вывалив внутренности, как раз подтверждает, что перед этим оно висело на жарком солнце, активно разлагаясь и раздуваясь.

Хранить ли преданность Злу?

Но всегда ли предательство – греховно, а верность похвальна? Есть другая сторона этих явлений.

Мафия ценит верность. Террористические
организации ценят верность. Шайки  подростков
ценят верность. И если представитель такой организации отправится в полицию и сдаст
планы банды, местонахождение главарей и прочую информацию, он станет предателем
в глазах бывших подельников. Но посмотрим на ситуацию через призму христианства.

Вспомним, что изначально каждый человек задуман как образ Божий, создан выполнять заповеди, а отнюдь не преступать их, что был некогда чист. Потом некто забыл Бога и Добро ради банды, но одумался. И отречение от преступного мира – это возвращение к себе, некогда безгрешному. 

Христианин должен предать Зло, даже если раньше служил ему по ошибке и клялся в вечной верности. Это не предательство, а раскаяние, покаяние, возвращение к первоисточнику – Богу.  

Семья – библейская ценность. Первый союз людей, созданный по воле Всевышнего. Но бывают случаи, когда верность супругов преступна. Например, если муж становится педофилом, но жена скрывает это и детей вынуждает молчать. Или живёт с наркоманом и алкоголиком, который сбивает с пути истинного родственников.

В Подмосковье я знала семью,
где отец-наркоторговец посадил на иглу обоих сыновей и их невест, младший сын умер,
старший сел вместе с отцом. А что же мать? Она скрывала происходящее и теперь носит
передачи в тюрьму и цветы на могилу. Помню, глава семьи работал таксистом и в его
машине красовались иконки.

Но вместе с кем-то возделывать ниву греха – это не христианство.

Бывает, один из супругов
оставляет Православную церковь и уходит в секту, а другой следует за ним. Но это
единомыслие порочно, так вместе согрешили Адам и Ева, вкусив запретный плод.

Пагубна верность дурным привычкам,
и нет достоинства в преданности алкоголю, никотину, наркотикам…

Простил ли Иисус Христос Иуду?
Гравюра “Поцелуй Иуды”

Библия, прежде всего, говорит о верности Богу. Верность Богу – жизнь по
его заповедям. Через эту призму должна рассматриваться верность людям и организациям
(партия, государство, компания, семья).

Когда-то, в начале XX века, в России был предан помазанник Божий – законный царь. Это и есть измена государству – православному, признанному Церковью. «Кругом измена, трусость и обман» – осталась характеристика Николая II своему окружению, записанная им в день вынужденного отречения. 

И. Солоневич пишет о впечатлениях
французского посла Мориса Палеолога: «…Палеолог
с полным недоумением рассказывает о том, что князья просто и Великие Князья, представители
и финансовой, и земельной знати, на своих приемах совершенно открыто говорили о
свержении Государя и о том, как они уже ведут пропаганду в частях гвардии – в первую
очередь в Павловском полку, который и в самом деле первым начал «революцию». Все
эти люди жестоко поплатились за свои интриги и злоречие, революция пожрала их прежде,
чем других своих жертв.

Иисус и Иуда – какого разного духа они были

Конечно, Евангелия далеки от того, что мы можем назвать «психологической прозой». Но тем не менее характеры учеников в них видны: простой и прямолинейный Кифа-Петр, склонный к мистике и созерцанию Иоанн, скептик Фома… Всех учеников безусловно объединяла – любовь к Учителю, из строк Евангелия мы так и видим их, буквально «смотрящих Ему в рот», иногда спорящих и ссорящихся, иногда перепуганных, всегда доверчивых, как дети, живо воспринимающих все, явленное и сказанное Учителем, однако воспринимающих хоть и живо, но бестолково, как, знаете, собака скачет и лает вокруг любимого хозяина, толком не понимая собачьим умом, что происходит в высшей человечьей жизни, но радостным и преданным собачьим сердцем готовая принять участие абсолютно во всем, если только исходит оно – от любимого.

Про Иуду не сказано ничего подобного. Ни щенячьей радости по отношению ко Христу, ни каких-то качеств особых – ни о чем таком не помянуто у евангелистов, ну разве кроме того, что он владел общинным ящиком для пожертвований, то есть из всех обладал наиболее крепкой хозяйственной сметкой, что был вор (так он впрямую назван Иоанном), что вором он был (как нам трактуют многие комментаторы Писания) не потому, что был таким уж сребролюбцем или клептоманом, а из патриотически-идеологических соображений (одна из версий имени «Искариот» возводит его к «Сикарий» – «Кинжальщик», убийца римлян, и говорит о связи Иуды с радикальными боевыми группировками иудеев, которых-де он и снабжал деньгами, «сэкономленными» из ящика маленькой общинки бродячего равви…).

Эти два человека – человек Иисус и человек Иуда – какого, казалось бы, разного духа они были!

Художник Ганс Гольбейн Старший

Тот, который даже малого знамения не мог явить среди своих односельчан-обывателей «по неверствию их», Тот Единственный во всем мире, Кто мог разглядеть и показать красоту малых птиц и полевых лилий, Тот, Кто говорил о блаженстве кротких и нищих духом, Тот, Кто не только говорил о любви, но и Сам стал ею во плоти и крови, – каким чужим, манящим и раздражающим, думается, Он должен был быть для совсем иного по духу Иуды!..

Мне вспоминается старый фильм «Такси Блюз», в котором играл Петр Мамонов, не нынешний православный старец-затворник, а молодой тогда еще художник, нервно реагирующий на боль, грязь и красоту мира – вот такими, рваными, дикими, откровенными были отношения между героями этого фильма, тонким музыкантом и человеком из простонародья, кто видел фильм – тот помнит…

Мотивы предательства: неканонические версии

Но в статье известного дореволюционного библеиста и патролога профессора Московской духовной академии М.Д. Муретова «Иуда предатель» (1905 г.) приводятся аргументы и против того, чтобы считать сребролюбие главным мотивом в поступке Иуды, и против того, что сатана управлял им за неимением у того своей воли. Сам же Митрофан Дмитриевич считал, что поступок Иуды, скорее, был связан с тем, что он разочаровался в учении Иисуса.

Советуем изучить  В каких странах Бог упоминается в Конституции?

С конца XIX века появляется много неканонических версий, объясняющих поступок Иуды-предателя.

Многие отмечали, что прозвище Искариот могло быть не обязательно связано с местом, откуда был родом Иуда, но и происходить от искаженного греч. σικάριος («сикарий»; «вооруженный кинжалом»), как иногда называли зелотов — участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее. Например, С.С. Аверинцев в энциклопедии «Мифы народов мира» основным мотивом злодейского поступка Иуды называет «мучительную любовь к Христу и желание спровоцировать учеников и народ на решительные действия».

О том, что Иуда, будучи зелотом, пытался организовать бунт против Рима, писали многие, например, Борхес, правда, это была не единственная его версия в рассказе «Три версии предательства Иуды». Другая состояла в том, что все это было проявлением Божьей воли. Об этом же говорится в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя». Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего.

Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос дает четкие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

Еще резче этот мотив выведен в позднем рассказе Юрия Нагибина «Любимый ученик». В нем Иуда не просто самый любимый из всех учеников, но единственный посвященный во все тайны, и именно ему Христос открывает, что должно ему совершить предательство, дабы состоялось спасение мира.

Все помнят, что у М. Булгакова в «Мастере и Маргарите» Иуда — тайный агент Рима и предает Иисуса он как раз из-за денег, чтобы увезти свою возлюбленную, но Низа бросает его, и тогда ему ничего не остается, как удавиться. Похожую версию про Иуду как двойного агента Рима мы находим в романе Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания».

Можно было бы назвать и других авторов, которые так или иначе думали над поступком Иуды, но я еще немного остановлюсь на, может быть, самом важном для нашего разговора произведении — повести Леонида Андреева «Иуда Искариотский» (1907), которую он считал вершиной своего творчества. Повесть Леонида Андреева, в отличие от многих затрагивающих эту тему, не дает однозначных ответов

Сам автор об этом высказался следующим образом: «Как всегда, я только ставлю вопросы, но ответы на них не даю…» Среди мотивов поступка Иуды, по Андрееву, можно выделить следующие.

Во-первых, одиночество Иуды, его презираемость всеми, другими учениками и даже Самим Иисусом. Что рождается в душе человека, на которого никто не обращает внимания, до которого никому нет дела, расписывать не надо. А если этот человек еще безмерно самолюбив и горд? Впрочем, это уже второй мотив. Гордыня, зависть, обида порождают стремление Иуды доказать, что именно он больше всех любит Иисуса. Как поведут себя Его ученики, которые на словах горазды доказывать свою любовь и преданность, в час настоящего испытания? Эту проверку Иуда и устраивает им всем

И, наконец, третье и, может быть, самое важное для Андреева, который сам был по натуре мятежник и бунтарь

Иуда своим «экспериментом-предательством» хочет как бы проверить, что «есть человек, что Ты помнишь его» (Пс. 8:5)? Кто лучше знает людей: Иисус, с Его верой в лучшее в человеке, или Иуда, с его убеждением, что в душе каждого человека — «всякая неправда, мерзость и ложь», даже в душе доброго человека, если ее хорошенько поскрести? Кто победит в этом негласном споре Добра и Зла, т.е

каким будет исход «эксперимента», поставленного Иудой? Важно иметь в виду, что Иуда в повести Л. Андреева хочет не доказать, а проверить свою правду

Как жить дальше?

Предательство – это болезнь души, относиться к нему следует соответственно. Лечить молитвой и переосмыслением своих и чужих поступков.

Что делать, если тебя предали?

Проклинать или мстить? Христианство советует прощать и молиться за врагов. Это не просто, но тяжёлый внутренний труд преображает человека, уподобляя его Христу. Есть ли у нас основания требовать верности от окружающих? Каждый из нас когда-то подводил ближнего, возможно, в мелочах, но тем не менее нанося ему рану. Нужно воспринять поступок обидчика как урок смирения и не осуждать. Ведь Христос не посылал проклятий Иуде, идя на крест. Но в то же время стоит задуматься: стоит ли продолжать отношения с предателем, кем бы он ни был – другом или супругом.

Что делать, если предал ты и чувствуешь свою вину?

В Библии есть ответ и на этот вопрос, есть наглядная ситуация. Речь идёт об отречении Апостола Петра. Этот великий муж в начале своего пути был уязвим и боязлив, как обычный мирянин. После ареста Христа, будучи вопрошаем, не является ли он спутником Назарянина, апостол Пётр трижды опровергает это, опасаясь за свою жизнь.

Почему же Иуде и Петру были
уготованы разные судьбы? Первый раскаялся, но удавился. Второй продолжал жить, более
не оступался, служил Господу, проповедовал и ныне считается хранителем райских ключей
как основатель земной Церкви. 

Иуда прибавил к своему предательству
грех отчаяния, он не надеялся на милость Божью.

Пётр же сам любил Христа
и уповал на Его любовь. Всё обошлось без громких слов, но Пётр вместе с другими
апостолами получил дар Духа Святаго, способность исцелять и воскрешать, о чём можно
прочитать в Деяниях апостолов. А значит, Спаситель простил ученика, заглянув в его
сердце.

Возлюби преданного тобой ближнего и докажи ему своё искреннее раскаяние. Восстанови то, что разрушил. Вряд ли есть иной путь к примирению.

Отвечает протоиерей Игорь Сильченков.

Как примириться с изменой мужа?

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

Господь ожидает от нас, прежде всего, верности. Нашей верности в повседневных обещаниях и церковных обетах. Верности в труде – мирном и ратном. Верности семье и народу. Это качество достойно благословения в современном мире и в будущем.

Предательство Иуды – как все происходило?

Фото: Elitsy.ru

О том, что один из учеников окажется предателем, Иисус говорил во время последней совместной трапезы с апостолами, на которой и было установлено Таинство Евхаристии. После последней трапезы, Иисус пошел молиться в Гефсиманский сад. Во время молитвы Иисуса, Иуда привел в сад первосвященников и старших, а поцеловав Спасителя, выдал Его на вечные муки.

После предательства Иуды, Петр пытался стать на защиту Спасителя и отсек слуге первосвященника ухо, но Иисус его остановил, указав на то, что Воля Господа Отца должна быть исполнена. После того, как Иисуса повели в город, Его ученики сильно испугались и разбежались, оставив Господа самого. Конечно же, узнав о том, что Иисус будет казнен, Иуда очень сильно пожалел о проделанном и пошел к первосвященникам, чтобы вернуть деньги, но брать 30 серебряников назад они не стали, поскольку деньги были заплачены за кровь невиновного. Осознав свою ошибку еще глубже, Иуда пошел и совершил самоубийство, а на деньги, которые ему заплатили за предательство, первосвященники приобрели поле, где хоронили сторонников.

Советуем изучить  Молитвы Филарета Московского

История Иуды Искариота говорит то, что его основной целью не были деньги, которые удалось получить за предательство Христа. Что же на самом деле творилось в душе этого падшего ученика остается только догадываться, ведь Евангелие детально этого не высветляет.

Другие версии предательства

Также существует мнение, что Иуда выступил как “орудие Божьего Промысла”. Для искупления грехов человечества Спаситель должен был пострадать и быть преданным в руки палачей. И кому-то предстояло выступить в качестве предателя как посредника для совершения необходимой Жертвы. Им якобы и стал Иуда Искариот для совершения Промысла Божьего. Помимо того, что эта версия слаба с точки зрения богословия, с ней сложно согласиться и с позиции логики. Первосвященники могли найти способ казнить Иисуса Христа без посторонней помощи людей из Его окружения.

Еще одна версия предательства – это желание Иуды “подтолкнуть” Христа к его миссии Царя ради собственных интересов. Видя, что Иисус Христос не торопиться брать власть в свои руки, Искариот решил создать ситуацию, которая заставила бы Его во избежание казни действовать более активно. Но при сопоставлении характера Иуды с этой версией становится понятным, что мелкий вор, крадущий у своих же братьев, не мог решиться на столь серьезный переворот. 

Бог что – не знал, что Иуда предаст?

Священник Сергий Круглов

Батюшкам часто задают разные вопросы.

Есть такая часть православного населения, которая свято и наивно считает, что батюшка уже в силу того факта, что на нем – сан, знает все ответы на все вопросы и просто обязан всем все объяснять (большая часть этого православного населения, кстати, суть сами батюшки).

Есть такие вопросы, на которые я, например, не знаю, что ответить. Потому что сам ими постоянно задаюсь…

Эти вопросы не дают жить спокойно.

Один из них такой: «Ведь Господь наш Иисус Христос – Бог! Где Его Божие всеведение было, когда Он принял Иуду Искариота в круг ближайших учеников? Он что, не знал, что – предаст, и чем все кончится?..»

Хор любителей апокрифов, поклонников писаний Леонида Андреева и «Евангелия от Иуды» тут же возгласит, что – знал, что Иуда – избранный, что такова была его специальная судьба, и тому подобное… Ну, про эту точку зрения было уже и без того сказано много, я же от себя добавлю одно: не принимаю ее нимало. И прежде всего потому, что не верю ни в какую эзотерику и ни в какую «судьбу».

Наша жизнь – перед нами и перед миром как на ладони, она открыто совершается на перекрестьи лютых ветров смерти, повседневности, жертвенной любви и свободы, данной Самим Богом, и явное в ней настолько велико, потрясающе и животворяще, что пред лицем сего поиски всякого «тайного» выглядят просто мелко и смехотворно.

Вообще, заводя этот разговор, я думаю не о помянутом «всеведении Божием», не о схоластическом определении Его свойств, тонком подразделении оных и прочем. 

Я думаю о другом, о том, что близко нам, человекам, как кожа, как дыхание, о том, что стало близким и Богу, ставшему подлинным человеком на земле.

Например, о том, что люди бывают по духу – свои, а бывают – чужие.

Один мой товарищ, воцерковлявшийся еще в далекие советские годы, опытно исходивший много путей со Христом и Церковью, рассказывал мне, как в оные времена его наставлял один старец, монах, и говорил ему так: «Вот ты поехал в дальнюю поездку. В пути останавливайся лучше у неверующих». – «Почему?!!» – «Среди верующих могут встретиться люди не твоего духа. А тебе это может сильно повредить»…

Покаяние

Фото: Etot-prazdnik.ru

Хорошо известно, что практически сразу после совершения своего преступления Иуда Искариот все осознал и раскаялся. Он в гневе выбросил 30 сребреников, ставших платой за предательство. С тех пор это символ измены, который актуален до сих пор.

Согласно Священному Писанию, Иуда, который до совершения предательства был одним из учеников Христа, решил свести счеты с жизнью. Для этого он решил повеситься, предприняв три попытки, так как первые две завершились неудачей. Сначала у предателя оборвалась веревка, а затем обломился сук, на который он ее закидывал. Однако Иуда проявил настойчивость, предприняв попытку и в третий раз. Настояв на своем, ему все-таки удалось свести счеты с жизнью.

Это считается свидетельством того, что покончить собой Иуде не позволял Бог, решив помедлить в этом вопросе. Он ждал искреннего раскаяния ученика Спасителя, предавшего Иисуса. При этом, помимо покаяния, Бог еще призывал Иуду вернуться обратно в христианство, к Богу. Предатель решил по-другому. Евангелие пишет, что Иуда искренне раскаялся, однако не захотел обращаться назад к Богу, в одиночестве сведя счеты с жизнью.

«Послание Иуды»

А вот каноническое короткое «Послание Иуды», которое входит в Новый Завет, не имеет отношения к Иуде Искариоту. Его автором считается апостол Иуда Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат апостола Иакова). В начале послания автор сам обозначает себя: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова».

Однако в Евангелиях упоминается еще и брат самого Иисуса по имени Иуда. Одни исследователи считают, что апостол Иуда и брат Христа – это разные люди, другие – что это один и тот же человек. Степень родства при этом непонятна: то ли это сводный брат Иисуса (от предыдущего брака отца), то ли двоюродный или даже более дальний родственник.

Православная церковь признает, что апостол Иуда – это брат Господень, сын Иосифа и его первой жены, которая была до Марии. То, что он не подписался так в послании, объясняют скромностью.

Святой апостол Иуда. Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры

Оцените статью
Добавить комментарий