Праздность – что это такое? Дух праздности в православии

К чему может привести физическая и духовная лень

Грехи названы смертными по причине уничтожения духовной жизни. В послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, что человеческая печаль рождает смерть. (Кор.7:10) Лень противна любви к Богу, она убивает радость пребывания в Творце.

  • Лень, результатом которой является халатность на производстве, может привести к травме и даже смерти людей.
  • Пренебрежительное отношение к деньгам вызывает кризис, и даже крах предприятия.
  • Ленивый супруг или супруга в семейной жизни часто является основной причиной развода.
  • Уныние, вызванное леностью, способствует развитию депрессии, а это путь к заболеванию не только сердца и сосудов, но и онкологии.
  • Ленивый человек является потребителем, ничего не созидая, он превращается в обузу общества, семьи. Ничего не творя, а потребляя, лентяй претендует на созданное другим человеком, он расхититель, вор.
  • Леность, движимая бесами, приводит к параличу воли личности, поэтому лентяи часто становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Важно! Леность приводит к праздности, к паразитизму. Ленивый человек готов на любые поступки, чтобы сохранить свое состояние, так что лень недаром называют матерью всех пороков

Ленивый христианин придумывает море оправданий, чтобы не жить православной жизнью. Часто от таких духовных лентяев можно слышать о том, что они верят в душе. Легкая фраза «Бог в душе» говорит о том, что человек не понимает сущности души и величества Творца. Святой Дух никогда не поселится в нечистой душе, покрытом смертными грехами, Господь не дарует Своей благодати грешникам.

Согласно Библии, лень считается проявлением скудоумия

Всевышний Бог создал не ленивца, а разумного человека, а леность губит разумность, при ней отсутствует желание что-то познавать и творить. Часто леность становится путами в профессиональном росте. Господь одаривает человека множеством талантов, но тому лень прилагать усилия, учиться. И берется такой ленивец за первую попавшуюся работу, тихонько прозябает, не имея настоящего удовольствия в жизни.

Предавая свои мечты и идеалы, у ленивого неудачника возникает чувство отверженности, одинокости, обиженность, лень перерастает в уныние.

Болтун — дом без окон и дверей

Священник Роман Бондаренко, настоятель Покровской церкви села Редкодуб Лиманского горсовета:

Празднословие — порок опасный. Не случайно существует столько молитв, призывающих Бога на помощь в борьбе с ним! Святой Давид постоянно молится ко Господу, говоря: «положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих». У нас, напротив, ничто так мало не хранится и ничто так не расточается, как слово. Хорошо это? — Очень плохо, хотя бы потому, что за всякое праздное слово надо будет дать ответ.

Что же такое слово? Явно — отпечаток Слова творческого. В Боге — Слово, и в человеке — слово. Правда, Слово в Боге есть образ Существа Его, Сын Божий. Но и в нас слово — не праздный звук. В нас оно — отпечаток и образ нашего духа.

По словам нашим судят о нас. Слова наши или вызывают уважение, или вселяют отвращение и презрение к нам. Даже если на этот грех не обращать внимания, всё равно не уйдём от наказания, потому что празднословие наказывает само себя. Человек болтливый пустеет внутри. Нередко такого человека сравнивают с домом без окон и дверей. Такой человек похож на дитя, не умеющее молчать

Он не способен ни к чему важному и истинно полезному. Это было замечено ещё в древности: мудрецы не принимали себе в ученики тех людей, которые молчанием не доказали своей способности к делу

Не надо думать, что пустая болтовня, осуждение, пересуды остаются только словами. Из-за них страдают наши дела и сама жизнь. Как мудро заметил святой Иаков: «аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело». Это награда за обуздание своего языка. Напротив, привыкший быть пустословом, скоро начнёт проявлять пустоту во всей своей жизни.

В самом деле: кто плохой правитель и судья? — Болтун. Кто плохой исполнитель приказаний? — Человек-празднослов. Кто плохой отец, сын или друг? — Тот, кто много говорит и мало делает.

Как же нам употреблять свои слова? Во-первых, с особой бережливостью. Во-вторых — тратить их на достойное, во славу Божию, на помощь близким, а не на обман и ссоры. В-третьих — обращаться с молитвой ко Господу, чтобы Он Сам положил хранение нашим устам, Сам оградил их от празднословия. Если святой царь Давид и преподобный Ефрем Сирин всегда просили помощи Божьей в своей борьбе с языком, то как мы надеемся одержать победу без помощи свыше?

Наконец, должно каяться в употреблении слов праздных, осуждающих, скверных.

Если будем поступать так, то слово наше постепенно освободится от всех недостатков и сделается живоносным отголоском, отпечатком чистой души нашей, средством прославления Бога и общения с людьми.

Пример святого архангела Михаила

Поступки и слова святого архангела Михаила показывают нам, что почитатель и покорный слуга Бога не слабак или бедняга, хотя всю свою волю и жизнь он вверяет чужим рукам и воле. Человек, преданный Богу, имеет силу и мощь именно потому, что не полагается на свои способности и силы, а своё существование и будущее доверяет рукам, воле и власти существа, которое стоит высоко над ним и превышает его неописуемым и не измеряемым образом.

Напротив, решение служить своему Творцу — это знак разумности, силы и почтения к правде, то есть к тому факту, что творение без своего Творца не только просто не существовало бы в этом мире, но и без его помощи оно было бы неспособно на самый малый достойный поступок. Гордыня и хвастовство собственными поступками – знак неразумности, но явный протест против Бога, без которого мятежник никогда не увидел бы свет мира, это настолько большое пренебрежение, что оно по праву заслуживает наказания, которое постигло падших ангелов. А они поступали прямо противоположно тому, как поступал святой и добрый почитатель Бога — архангел Михаил.

Святой Михаил – покровитель фехтовальщиков, ювелиров, аптекарей, бондарей, а в новое время – и рентгенологов и полицейских. Как защитник Церкви Михаил правит с вершины Ангельского града в Риме, который в истории известен как крепость пап. Он изображается в доспехах, когда одерживает победу над Сатаной. Много раз в прошлом он ещё являлся людям здесь на земле.

Главная страница

Что такое первородный грех в православии.

Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 года
Такое понятие как «Первородный грех» есть исключительно в христианстве, соответственно И в православии. Он означает буквально – «первый» грех. То есть именно тот грех, который был совершён Адамом и Евой в райском саду, когда они «вкусили запретный плод».

Советуем изучить  Можно ли спастись, живя лишь по совести?

Также, в суть «Первородного греха» некоторые могут вкладывать понимание как врождённое свойство не слушать божественных заповедей. То есть – естественное влечение человека к совершению греховных поступков. И это самое влечение, имело рождение именно в том самом первом совершении греховного преступления Адамом и Евой, и в последствии передалось всем последующим поколениям людей.

По поводу самой сути греховного поступка (первородного греха) Адамы и Евы существует несколько трактовок. Во всех трактовках присутствует понимание того, что Ева дала попробовать Адаму некий “плод”, во многих трактовках – “яблоко”, и после этого всё стало – совсем плохо. Никакого более и менее понятного объяснения тому – ЧТО ЖЕ произошло на самом деле, нигде практически нет.

Этот явный пробел в духовном знании мы и разберём в этой статье. 

Существует довольно много суждений про историю Адама и Евы, и их “запретным плодом”, под которым в большинстве случаев понимают – яблоко.

Главные дискуссии в теме первородного греха в православии вызывает сам плод. Некоторые предполагают, что это было не яблоко, а финик, или инжир. Кому-то больше нравится маслина. Все эти суждение основаны только на территориальном (предположительном) месте райского сада. Но все эти доводы разбиваются о чёткое понимание того, что съеденный Адамом плод, был не простым плодом. А “плодом познания добра и зла”. И участники дискуссий на тему первородный грех Адама и Евы не могут свести всю эту тему к одной сути и логическому объяснению.

И тем не менее, это объяснение – существует. Одновременно с объяснением того – ЧЕМ БЫЛО “ЯБЛОКО” ИЛИ ПЛОД которым угостила Ева Адама, после чего они стали “смертными” людьми, и настолько кардинально переменилась жизнь Адама и Евы, что они были изгнаны из рая, с последующими за этим наказаниями.

Для подавляющего большинства читателей станет абсолютной новостью (если не шоком) сделанный вывод по поводу истории Адама Евы, и совершённого ими первородного греха.

Кстати, интересным является и тот факт, то Адам и Ева вовсе – НЕ ПЕРВЫЕ СОТВОРЁННЫЕ БОГОМ ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ.

ОБО ВСЁМ ЭТОМ, А ТАКЖЕ О ТОМ – ЧТО ЭТО ЗА “ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД” ВКУСИЛИ АДАМ И ЕВА, ЧТО В РЕАЛЬНОСТИ ПРОИЗОШЛО ПОСЛЕ ЭТОГО, ДЕТАЛЬНЫЙ ОБЗОР, КОТОРЫЙ НЕ БЫЛ РАНЕЕ ПРЕДСТАВЛЕН В ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ:

В чем грех лени

Грех лени в православии — пренебрежение теми талантами, которыми Господь наделил каждое Свое Творения для Своей радости. Самое интересное, что даже некоторые священнослужители такие, как Дамаскин и Кассиан, не считали леность смертным грехом православия.

Традиционно лень расценивается как порок, поскольку ленивый человек является нахлебником

Духовная радость сама по себе является добром, а печаль, вызываемая леность, гнетет человека, отвлекая его от дел, а это уже грех. Вялый бездейственный человек только с первого взгляда кажется безобидным для общества. Царь Соломон в своих притчах призывал брать пример с муравья, который трудится целое лето, чтобы иметь пропитание зимой (Притчи 6:6-9).

О других грехах:

  • Какие болезни даются за какие грехи
  • Грех гнева в православии
  • Почему играть в карты грех

Ленивец уделяет мало внимания заработкам, все ничего, если бы за него не приходилось бы работать другим. Трутень в жизни другой личности нарушает основную заповедь Бога, в которой говорится о любви к ближнему.

Библия считает леность проявлением скудоумия (Притчи 24:30-32).

В Евангелии от Матвея мы читаем о рабе, который получив один талант, не умножил его (Матв. 25:26). С точки зрения ленивого человека, совершенное непонятно, за что понес наказание слуга, который не растратил, не пропил, а просто не приумножил богатство хозяина. Все дело в любви и желании быть не просто рабами, а друзьями хозяину, который доверил свое состояние работникам, надеясь на их уважение и любовь.

Ленивый раб зарыл свой талант и ничего не делал, ожидая приезда хозяина. Двое других работников трудились, вложив таланты в дело, своим рвением и трудолюбием показывая верность и любовь.

Священное Писание 365 раз говорит: «Радуйтесь!». Каждый день христиане должны находить причины для радости и благодарности за нее Богу. Ленивый христианин впадает в уныние, постоянно нарекает на Творца, высказывая недовольство.

Важно! Лень в православии является смертным грехом по причине разрушения душевных сил человека, как творение Бога. Леность вызывает подавленность, апатию, подавляет желание жить и бороться с проблемами и болезнями

Леность вызывает подавленность, апатию, подавляет желание жить и бороться с проблемами и болезнями.

Неведение Божественного промысла для жизни накрывает ленивца, разрушая все мотивации для успешной жизни, у него возникает чувство бессмысленности существования. В народе говорится, что обрести трудолюбие можно за 3 года, лень овладевает человеком за 3 дня.

Праздность является главным корнем греха лени

Даже воцерковленные люди испытывают приступы лености, когда:

  • нет желания читать молитвенное правило по утрам;
  • находится тысяча причин пропустить богослужение;
  • дьявол подбрасывает оправдание в недержании поста.

В это время православный верующий готов переделать все домашние дела, только бы не находиться в присутствии Святого Духа, поэтому проявление духовной лени намного страшнее физического нежелания трудиться.

Совет! Только беседа с духовным наставником поможет отличить физическую усталость, духовное выгорание от простой лени, вызванной праздностью.

Содомский грех что это такое?

Содомский грех имеет две следующие трактовки.

Содомский грех это такое стремление, которое может быть выражено в мыслях либо в действиях или поступках, основой которого является сексуальное влечение человека к представителю (или представителям) своего пола. Часто некоторые представители духовенства относили этот грех как один из видов блуда, который считается – смертным грехом.

Другое понимание содомского греха включает в себя любое проявление похоти (влечения) к человеку любого пола. То есть любое мысленное или реальное действие связанное с сексуальными отношениями, кроме как людей, состоящими в законном браке (освящённом в храме).

Не надо надмеваться своими достижениями и праведностью

Священник Игорь Степанченко, настоятель Борисо-Глебского храма, г. Часов-Яр:

Когда Церковь призывает во время поста молить Господа об удалении от нас духа любоначалия. Что же это за дух? Любоначалие — это грех, когда человек, имея какие-либо заслуги, достижения в своей жизни, приписывает их себе, хвалится ими перед Богом и людьми, превозносясь над ними. Когда человек пытается быть властьимущим, главным, желает всеми командовать, указывать. Любоначалие — это значит любить начальствовать. Но мы все должны подчиняться Богу, Троице Нераздельной и Единосущной.

Любоначалие в основе своей — это гордость житейская. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Мать всех грехов человеческих есть тщеславие, а её червь — гордость». Кто постится, имея её, тот постится только наружно. Фарисей постился, но пользы не получил. Напротив: мытарь не постился, но предпочтён постящемуся фарисею. Очевидно, потому, что один исполнен был гордости житейской, а другой имел сердце смиренное и дух сокрушен.

В известной евангельской притче о мытаре и фарисее заключается учение Церкви, которая говорит нам, что мытарь — смиренный сборщик податей — вошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей — гордый законник. Примером мытаря и фарисея Христос показывает нам, что надмеваться и хвалиться исполнением закона и своей праведностью не надо. Надо при исполнении закона являть смирение перед Богом и ближними. Молитва, пост и другие добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими теряет всё, что приобрёл.

Советуем изучить  Как называется икона от порчи и сглаза

Желая возвыситься, человек пал. Чтобы восстать, надо смириться и принять помощь от Бога (2 Кор. 12:9-10).

Причины пристрастия к праздности

В зависимости от вида лени, причины ее возникновения тоже могут быть различны. Зачастую человек, не понимая их, не может и приступить к лечению страсти.

  • Корень любви человека к праздному времяпрепровождению может состоять просто в неправильном воспитании его с детства. Родители часто окружают ребенка комфортом, берут на себя ответственность за всю его жизнь. Такое может продолжаться до взрослости и формирует инфантильную жизненную позицию, нежелание работать. В таком случае ответственность за поведение человека, отказывающегося реализовать данные ему Богом таланты через труд, вместе с ним разделяют его родственники. Задача излечения от лености во многом ложится также на их плечи – необходимо прекратить необоснованно поддерживать взрослого дееспособного человека, могущего обеспечить себя самостоятельно, постараться выстроить здоровые отношения.
  • Стремление получить оплату, не выполнив работу имеет основанием другой серьезныйгрех – сребролюбие. Это тяжелое духовное заболевание – привязанность человека к материальному миру, ненасытное желание бесполезных для души материальных благ. Оно отягощается притом стремлением получить их даром, без труда, да еще за счет ближнего. Особенно страшен для души обман доверчивого и немощного человека, например, престарелого. 

Духовная леность происходит зачастую от маловерия и неверия, нежелания брать на себя ответственность за свою духовную жизнь. Причиной такой лености может быть также гордыня, ведь молитвенное делание, посещение храма предполагает определенные аскетические правила, соблюдение постов, других установившихся церковных правил. Нередко духовно ленивый человек оправдывает себя тем, что у него «Бог в душе». О таких говорит апостол Иаков: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:19-20).  

21

Сентября
2015 года

В интервью патриарх Московский и всея Руси Кирилл заметил, что «интеллигентские разговоры» о том, что храмы не нужны, Бог – в душе, звучат уже реже, сквозь них просматривается какая-то человеческая неудовлетворенность».

Причины этих грехов, откуда они происходят:

  1. Первая причина — это страсть чревоугодия , основная из страстей, о которой мы с вами много говорили.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Из-за стола нужно вставать с ощущением голода», золотое правило, как монахи говорят, после этого лени не будет. Лень появляется только тогда, когда ты пресытился. Святитель Феофан Затворник: «Что для мирянина пресыщение, то для монаха сытость». То есть монах не должен даже сыто есть. Потому что после пресыщения человек может физически работать, и неплохо даже, а работать духовно человек уже не сможет.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что леность происходит от обременения чрева, когда чрево обременено, и от множества дел. Интересную он добавил фразу, которая сегодня у нас упразднена. Мы все сегодня наоборот пытаемся так много сделать и там, и там, везде успеть. На самом деле именно после этого рождается леность. Потому что человек и там, и там — везде пытается успеть, растрачивается, ничего не достигает, разочаровывается, и из-за этого всего у него рождается уныние, после которого происходит лень.

  1. Вторая причина — страсть уныния — одна из самых греховных страстей, которая рождает леность.

Преподобный Ефрем Сирин так и говорит: «Леность без причины называю унынием и беспечностью, т.е. нерадением». То есть когда бывает у человека действительно усталость, ему лень потому что он устал, он парализован потому, что он действительно устал, перетрудился; или у человека скорбь, потерял супругу, допустим, или какого-то близкого человека, горе какое-то и т.п.

Бывает парализация человеческой жизнедеятельности, что человеку от внутренних состояний ничего неохота делать, он просто пребывает в некоторой лени такой, хотя это тоже плохо, но тем не менее она оправданна и этому есть причина. А когда без причины, то это конкретно происходит от уныния и беспечности.

И третья страсть, которая рождает грех уныния , — это тщеславие. По какой схеме это происходит? Тщеславие рождает такой грех, как многоглаголание и празднословие

Почему человек много говорит? Потому что тщеславие пытается человека заставить всегда что-то делать, чтоб на него обращали внимание

Поэтому многоглаголание расхищает человека полностью, когда наговоришься, наосуждаешься, напразднословишься, в душе потом такая пустота, и после этого греха приходит грех лени по закону духовной жизни. Приходит лень, и человек находится в расслабленном состоянии и не сконцентрирован. Потому что празднословие расхищает сокровище души человека, т.е. те плоды духовные, которые он в себе собирает.

«Леность происходит от любви к плоти, нерадения, праздности, неимения страха Божьего», — говорит преподобный Ефрем Сирин.

О блаженной Феодоре

Есть такая правдивая история, связанная с блаженной Феодорой. Когда она умерла, то, как и все души новопреставленных, пошла к Богу через мытарства. Что это такое? Мытарства – это испытание души, где бесы обличают все грехи. Их 20 видов. Одним из них, как раз первым мытарством, является празднословие. Грех этот есть практически у любого из нас.

Вообще, такая черта, как молчаливость, для христианина идеальная. Но есть нюанс. Это может быть как просто чертой характера, так и целенаправленностью, чтобы не согрешить дурным или просто пустым словом. Это разные цели, мотивы.

Вернемся к блаженной Феодоре. Когда она вместе с ангелами приблизилась к первому мытарству, то услышала гул, бесконечный треп, леденящий душу, раздражающий слух. Бесы прыгали рядом, без конца что-то говорили, смеялись. Один из них встал перед Феодорой, развернул лист и стал зачитывать ее грехи, относящиеся к пустому смеху, болтовне, пению частушек и песенок. Именно из этой реальной истории можно понять, что такое празднословие.

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Материал по теме

Мир, который увидят наши дети

Cегодня у разговоров о будущем есть интересная особенность — за время, пока мы обсуждаем, как то или иное новшество повлияет на нашу жизнь, это новшество уже входит в жизнь и завладевает ею. А нам остается думать не о том, что случится, но как быть с тем, что уже произошло. В век прогресса будущее успевает стать прошлым, пока мы пьем утренний кофе.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Советуем изучить  Что такое ересь и еретики в православии?

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек

А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Празднословие

В молитве «Господи и Владыко живота моего», в первом прошении, есть два слова, которые имеют один и тот же корень: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность и празднословие. Праздность – это пустота, отсутствие всякого плода, отсутствие всякого содержания. А пустой человек – это человек никчемный. Не просто несостоявшийся (потому что есть люди несостоявшиеся в силу жизненных обстоятельств), а тот, кто оказался ни на что не способным. Так бывает – очень редко, но бывает. И чаще всего эта пустота является не проявлением каких-то физических или умственных слабостей, а проявлением слабой воли и слабых усилий, которые не могут сформировать человеческую личность.

Эта праздность и слова, и личности небезразлична ни для самих людей, ни для окружающих. Когда человек произносит праздные слова, он тем самым являет свою собственную несостоятельность. И те, кто внимательно относится к словам других, могут с легкостью определить, что собой представляет эта личность. Другими словами, праздные слова работают против нас. Они свидетельствуют о нас с самой плохой стороны. Нет ничего более опасного, чем празднословие с точки зрения формирования отрицательного отношения к человеку.

Но в празднословии есть опасность и для окружающих людей. Праздные слова могут нанести людям ущерб. Хорошо известны случаи, когда праздные слова приводили к жизненным катастрофам. Разве множество семейных конфликтов, которые заканчивались разводом, не начинались с пустых, праздных слов, незаметно переходивших в оскорбления и наносивших ущерб и тем, кто эти слова произносил, и, несомненно, тем, кто был вынужден их слушать? Празднословие – это сила с отрицательным содержанием. Мы ни в коем случае не должны поверхностно относиться ко всему тому, что говорим и что слышим, потому что и произносимое, и воспринимаемое нами имеет прямое отношение к нашей духовной жизни.

Как же избавиться от празднословия? Нет другого средства, как только научиться молчанию. Казалось бы, что хорошего в том, что человек молчит? На самом деле много хорошего в том, когда мы молчим, – это ограждает нас от пустых слов

Если человек говорит, только когда произносит нужные, правильные слова, когда ограждает себя от пустых, лишних слов, тем более тех, которые могут обидеть других людей и нанести им урон, – он совершает деяние очень большой духовной важности

Как же научиться этому молчанию? Лучшей школой молчания является храм Божий. Находясь в храме, мы молчим на протяжении часов. Это удивительно. Мы не разговариваем друг с другом в храме, за исключением каких-то особых случаев. Храм и молитва есть школа молчания

Но как важно, чтобы эта школа приносила плоды и чтобы мы, покидая храм, помнили, что за каждое праздное слово будем нести ответ пред Господом (см. Мф

12:36)! И как важно, чтобы эта школа молчания давала нам силы хранить себя от пустых слов в нашей повседневной жизни! Храм Божий дает удивительную возможность и обращаться к Богу с молитвой, и размышлять о своей собственной жизни, и учиться благоговейному молчанию.

Всякий раз, когда мы вступаем в отношения с людьми, когда мы произносим некие слова, мы должны помнить о большой ответственности, которая ложится на человека, вступающего в разговор с кем-то, с кем его свел случай или жизненные обстоятельства. Наши беседы, наше общение есть некая школа, которую можно пройти с успехом, а можно провалить экзамен. Если мы наполняем межличностное общение пустыми, никчемными словами, то ослабляем свою внутреннюю духовную жизнь и, несомненно, наносим ущерб тем, с кем общаемся. «Положи, Господи, хранение устом моим» (Пс. 140:3), – произносим мы в храме. И эти слова, обращенные к Богу, являются молитвой, помогающей нам хранить молчание в случаях, когда это необходимо. Хранить молчание, дабы сохранить свой внутренний мир, сохранить покой и не совершить ничего греховного, что могло бы омрачить жизнь других людей.

Мы должны быть научены тому, что слово – это великий Божий дар, данный человеку, чтобы он, используя слово, мог входить в сообщение с другими. И этот дар мы не должны ни в коем случае омрачить празднословием и всем тем, что приносит людям вред, духовный и не только духовный. И да поможет нам Господь хранить молчание тогда, когда это необходимо, удерживаться от пустых и тем более злых слов и сохранять мир в сердце. Пусть Господь каждого из нас вразумит на жизненном пути, чтобы избегать всего того, что греховно и пагубно, и устремляться к тому, что открывает нам двери спасения. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Дух терпения

Терпение является решающим фактором не только в духовной, но и в мирской жизни. Без него невозможно добиться результатов ни в спорте, ни в учебе, ни в любой иной сфере человеческой деятельности. Христианин, сумевший стяжать эту добродетель, подобен несокрушимой скале, находящейся посреди бушующего моря страстей и соблазнов. Выстоять в этом море искушений можно лишь научившись терпеть все те испытания, через которые нам душеспасительно будет пройти. Главное здесь научиться своей любовью покрывать немощи окружающих, а не свои собственные. Терпеливое отношение к проступкам других служит нам во благо, а терпеливое отношение к собственным грехам ведет к разрушению и гибели. Ничто так не пристыжает делающих зло, говорит святой Иоанн Златоуст, как наше терпение. Когда мы в ответ на наносимые обиды и оскорбления не мстим ни словом, ни делом, мы становимся мудрее, принося таким образом награду не только себе, но и пользу нашим недоброжелателям.

«Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели» (прп. Нил Синайский).

Оцените статью
Добавить комментарий