СОДЕРЖАНИЕ
0
0
03 января 2020

Профессор Николай Дмитриевич Успенский

российский специалист в области церковной истории, исторической и систематической литургики

Господь мог употребить для установления таинства Евхаристии любую пищу, любой продукт питания, “ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою” (1Тим. 4:4-5). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение.

Хлеб являлся символом жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: “Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век” (Ин. 6, 32, 33, 35, 48, 51).

Виноградная лоза – символ избранного народа Божия (Ис. 5:1-6). “Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его” (Ис. 5:7). В Новом Завете Сам Господь – “истинная виноградная Лоза”, а Бог Отец – виноградарь, все же люди, кто пребывает со Христом, – ветви этой Лозы (Ин. 15:1-6). Чаша вина – прежде всего символ спасения.

Хлеб и вино, взятые вместе соответствует славянскому “плоть и кровь” и означает психофизическую природу человека…

Из статьи: «Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений«

Что происходило на Тайной Вечере?

Mногие подробности того, что Иисус делал и говорил на ТайнойВечере, зафиксированы в Новом Завете.

Вопросы об Иисусе и о Церкви09.05.2018

Те несколькочасов, которые предшествовали Страстям и крестной смерти Иисуса, запечатлелись в памяти и сердцах тех, кто был с Ним, с необыкновенной силой.

По этой причине многие подробности того, что Иисус делал и говорил на ТайнойВечере, зафиксированы в Новом Завете. Данный эпизод жизни Спасителя вообще принадлежит к числу тех, о которых сообщается наиболее детально (по мнению Иоахима Иеремиаса). В этом случае, вместе с Иисусом были только Двенадцать Апостолов (Мф 26,20; Мк 14,17.20; Лк 22,14). Ни Пресвятой Девы Марии, Его Матери, ни кого-либо из других святых женщин с ними не было.

В том варианте рассказа о Тайной Вечере, который изложен в «Евангелии отИоанна», говорится, что Иисус тогда совершил такое деяние, полное скрытого смысла, который Он объяснил после завершения этого дела, как омовение ног Его учеников. Таким путем Иисус подал Своим последователям пример смиренного служения друг другу (Ин 13,1-20). Затем следует один из наиболее драматичных моментов данного эпизода: Иисус объявляет, что один из присутствующих собирается предать Его. Ученики в недоумении смотрят друг на друга, ошеломленные этими словами. Иисус же сдержанно указывает на Иуду, как на предателя (Мф 26,20-25; Мк 14,17-21; Лк 22,14 и Ин 13,21-22).

Если говорить об этом ужине как таковом, наиболее удивительным явлением во время него было установление Таинства Святой Евхаристии. В Новом Завете существует четыре варианта рассказа о данном событии. Так, об этом сообщается в трех синоптических Евангелиях (Мф 26,26-29; Мк 14,22-25; Лк 22,14-20) и в одном из Посланий св. Апостола Павла (1 Кор 11,23-26). Все эти повествования очень схожи между собой. Они весьма лаконичны: в каждом из них содержится всего по несколько стихов. Таким образом, были зафиксированы действия и слова Иисуса, сказанные Его ученикам, давшие начало данному Святому Таинству, и ставшие центральным элементом нового ритуала. Вот что рассказывает об этом св. евангелист Лука: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22,19).

В данных словах раскрывается огромное различие между тем, что произошло во время конкретно этой Трапезы, на которой присутствовал Иисус и Его Апостолы, по сравнению с обычным ужином. Ведь во время Тайной Вечери Иисус раздавал ученикам совсем не хлеб. Под видом хлеба было сокрыто нечто совершенно другое: «Сие есть Тело Мое». И Иисус дал присутствовавшим там Апостолам власть, необходимую для повторения того, что Он только чтосделал: «Сие творите в Мое воспоминание».

В конце Тайной Вечери произошло еще одно особое событие, уместное именно тогда. Святой евангелист Лука сообщает, что Иисус взял «также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22,20).

Апостолам стало понятно, что ранее во время этой необычной Трапезы они стали свидетелями того, что им было дано в пищу Тело Иисуса под видом хлеба. Теперь же, подобно этому, им была предложена в питие Кровь Иисуса в чаше под видом вина. Вследствие данных событий в христианской традиции стало принято считать, что окормление учеников ИисусаЕго Телом и Кровью, которое надлежало в будущем совершать в память о Нем, было действительным знаком той Жертвы, которая должна была достигнуть своего апогея на Кресте несколькими часами позже.

И в дальнейшем, каждая Святая Месса стала воспоминанием и бескровным осуществлением в настоящий момент страданий, крестной смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме того, в конце Тайной Вечери Иисус продолжал говорить с таким волнением, что эти слова, также, глубоко проникли в сердца Его Апостолов. «Евангелие от Иоанна» воспроизводит эту длительную и волнующую беседу. Именно в этот моментИисус произносит новую заповедь, выполнение которой станет отличительной особенностью христианина: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13,34-35).

Какой свет увидел турок Ахмед

Из жития святого Ахмеда (турка, принявшего христианство и позднее – мученическую смерть за Христа) мы знаем, что когда он впервые попал на богослужение в православной церкви, еще не будучи христианином, то увидел, как от пальцев Патриарха изошли лучи, осветив молящихся – всех, кроме него, Ахмеда. И когда литургия закончилась, он подошел к Патриарху и спросил его:

– Почему, отче, когда ты благословлял народ, свет воссиял над всеми, кроме меня?

И Патриарх ответил:

– Потому, дитя мое, что ты некрещеный, не христианин.

– Тогда я тоже хочу быть христианином, хочу креститься, чтобы этот свет осветил и меня, мое сердце! Ведь я видел его! А ты, отче, тоже видишь этот свет?

READ  Признаки одержимости бесами, которые есть у половины жителей страны

– Дитя мое, Бог сподобил тебя увидеть этот свет, чтобы твоя душа изменилась. Я его не видел. А то, что увидел ты, – твой личный опыт и истинное свидетельство.

И святой Ахмед стал христианином, а затем исповедал свою веру и принял мученическую смерть за Христа. Теперь мы почитаем его в лике святых – турка, в прошлом мусульманина.

Когда священник вынимает частицы, в них действительно – вся наша жизнь

В церкви освящается наш слух – мы слушаем святое Евангелие. Это величайшая милость к нам, потому что при чтении Евангелия очищается ум, врачуются страсти, услаждается сердце и прибавляются силы. Подумать только: для того, чтобы обрести слово Божие, не надо потеть, корпеть, рыть землю. Всё уже готово. Это – дар. Великий дар – слышать слово Божие. Великий дар – Евангелие в каждом доме. А приходим в храм – и там звучит слово Божие. Потому и говорится: «Рече Господь», т.е. «Сказал Господь». И мы слушаем о жизни Господа Иисуса Христа, слушаем Его слова, проникающие в душу.

Что в алтаре находится на Святом Престоле? Только Чаша и Евангелие. Только Сам Христос. И очень хорошо поступают те, кто накануне вечером смотрит евангельский текст, который будет звучать на литургии. Потому что во время богослужения картина меняется очень быстро, и на то, чтобы как следует вникнуть в евангельский текст, не остается времени. Поэтому хорошо подготовиться заранее.

В этот час мы уподобляемся Херувимам и Серафимам, поэтому и наши чувства, наши мысли должны быть только о Христе, Который готовится принести Себя в жертву. Пусть именно это на данный момент будет нашей целью, желанием и стремлением.

Поэтому в ектении, которая звучит после чтения Евангелия, и говорится: «Рцем (т.е. скажем) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем». То есть будем думать всем сердцем и душой о Таинстве, которое вот-вот произойдет. Как говорил блаженный старец Иаков Цаликис: «Если бы мы смогли увидеть, что происходит во время Божественной литургии, то выбежали бы вон из храма – от страха. И больше не вошли». Миллионы ангелов и архангелов обступают в эти мгновения храм, а мы, ничего не понимая, думаем, что находимся в самом обычном месте, где просто собрались для молитвы вместе с другими людьми. А Христос в этот час входит в святой город, чтобы принести Себя в жертву. Входит в сопровождении множества ангелов, держа в руках нашу жизнь.

Когда священник выходит на солею с дискосом, на дискосе находится Агнец, центральная часть Агничной просфоры, а рядом лежат вынутые частицы – в память Пресвятой Богородицы, ангельских чинов, всех святых и святого, чей день сегодня празднуется. А перед Агнцем, перед той частью просфоры, которая скоро станет Телом Христовым, лежат частицы, вынутые за живых и усопших. То есть когда священник вынимает эти частицы, в них действительно – вся наша жизнь. В этих крошках – вся наша жизнь, со всеми проблемами, жизнь всех людей.

После этого священник уносит дискос обратно в алтарь. Таким образом мы словно говорим: «Господи, я взял в свои руки мир и теперь возвращаю его Тебе для освящения». И Господь принимает дар, который мы Ему предлагаем, а нам дает самое драгоценное из всего, что может дать, – Своего Сына. Снова и снова Бог приходит на землю, Дары претворяются в Тело и Кровь Христовы, а мы вкушаем Святое Причастие.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Почему вино — Кровь Христова, а хлеб — Его Тело

«Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь?

Кто дал тебе в пищу плоть, созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух её, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь.
Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, её молоком, так и теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию И кровию, паче же Духом Его – Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, – и соделался наследником Царства Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь».

Из книги «Моя жизнь во Христе»

Можно ли употреблять лекарства, приготовленные из крови?

Ветхозаветный закон строго-настрого запрещал иудеям потребление крови животных.

При убийстве животного, предназначавшегося для потребления в пищу, кровь сливалась на землю (Втор.12:16).

Кровью жертвенных животных мазали роги жертвенника, кропили на него, выливали её к подножию жертвенника (Лев.5:9). Кроме того раз в году кровью кропили на крышку и перед крышкой ковчега (Лев.16:14). Использовали её и при совершении других обрядовых действий.

Пятикнижие Моисея свидетельствовало, что «кровь есть душа» (Втор.12:23). Этим, отчасти, и был обусловлен запрет на вкушение крови.

Под душою животного, в данном случае, подразумевалась его жизнь. Подателем же жизни является Господь. На это и настраивала евреев Божественная заповедь: «не ешь души вместе с мясом» (Втор.12:23).

В буквальной интерпретации тезис о том, что кровь является душой или жизнью объясняется тем, что с утратой крови утрачиваются и жизненные силы животного.

Но возможно ли было евреям в обычных условиях повседневного быта полностью очищать мясо животных от крови: так, чтобы в тушах не оставалось ни единой её капли, ни единой частички?

По-видимому, скорее нет, чем да. Следовательно, как таковой факт потребления крови не противоречил религиозным нормам (ведь Бог не требует от человека того, что заведомо невыполнимо).

Состоявшийся около 50 года Собор апостолов в Иерусалиме утвердил положение, согласно которому на христиан из язычников не должно накладывать бремени обрядовых правил закона Моисея. При этом апостолами всё же было указано братьям во Христе, чтобы они воздерживались от «удавленины и крови» (Деян.15:20).

Данное Соборное определение располагает к такому осмыслению, что кровь животных всё же не следует рассматривать в качестве особого пищевого продукта.

READ  Полное вечернее молитвенное правило на русском языке

Другое дело, когда речь идёт о продуктах, включающих в свой состав элементы, представляющие «переработанную» кровь.

Давайте задумаемся: куда девается кровь животных, которые после смерти не попадают на стол? Она, естественно, разлагается, после чего «её» элементы пополняют состав водного слоя и почвенного покрова земли. Учитывая, что за время существования нашей планеты на её территории умерли миллионы животных, можно сказать, что их бывшая «кровь» пребывает практически всюду.

Стало быть, когда мы питаемся произведениями земли (растительной пищей), наряду с прочими элементами мы потребляем и те, которые когда-то принадлежали крови животных.

Но ведь Бог не запрещает нам потреблять пищу растительного происхождения.

Вероятно, такое объяснение можно распространить и на вопрос о возможности потребления лекарственных средств, изготовленных на основе крови животных. Ведь тот же гематоген хотя и содержит продукты переработки крови, однако, по своему составу, отнюдь не является кровью.

протоиерей Евгений Горячев

Ланчанское чудо

Фото: Dic.academic.ru

Для объяснения тайны плоти и крови нужно обязательно рассказывать о великом чуде, которое произошло в Сан-Легонций – небольшой церкви итальянского города Ланчано — в 8 веке от Рождества Христова.

Один из священников совершал Евхаристию, но при этом в его голове роились сомнения – правда ли то, что он делает. Почему именно вино и хлеб становятся кровью и телом Христа? Может быть, это просто символ? Кто может доказать, что это, действительно Его кровь и плоть? И такие сомнения были в его душе во время произнесения Евхаристического канона, когда он преломил поданный ему хлеб. И вдруг на всю церковь раздался его изумленный крик —  в его руках после преломления был не хлеб, а тонкий срез мышечной ткани, плоть. А в чаше было уже не вино, а густая красная жидкость — кровь. Все монахи обступили его, а он исповедался перед ними в том, что сомневался в истинности Евхаристии.

Фото: Rafail.com.ua

И вот его сомнения были разрешены! Те чудесные дары уже 12 веков хранятся в церкви города Ланчано.

С 16 века над Дарами начали проводить наблюдения, опыты, а в 20 веке их стали изучать с помощью самых современных научных методов.

Но результаты, которые получали ученые, были такие, что требовали вновь и вновь новых экспериментов, ведь их результат был один: плоть является мышечной тканью, относящейся к миокарду – сердечной мышце. А кровь, собственно, является кровью группы АБ. К этой же группе относится кровь с Плащаницы.

Фото: Bravedefender.ru

Особенно удивительно то, что эти ткани сохраняются 12 веков. А при приведении крови в жидкое состояние, она становится годной к переливанию. Она находится в виде 5 шариков разной формы и размера, которые затвердели. Но если взвесить эти 5 шариков по одному, то каждый из них весит столько же, сколько все вместе взятые. Это против всех законов физики, но это – доказанный факт. Объяснить его не может никто, да это и понятно. Ведь Тот, кто может это объяснить, еще не пришел к нам после того, как «восшел на Небеса и сел одесную Отца».

Мы поставили свечку, но горит ли огонек в нашем сердце

Архимандрит Андрей (Конанос)

Приходя в храм, мы зажигаем свечи. Свечи напоминают нам о факелах, которыми первые христиане освещали свои катакомбы. В первые годы христиане собирались в катакомбах, и факелы указывали путь к тому месту, где происходило молитвенное собрание. Найти это место было нелегко, оно специально выбиралось так, чтобы туда не смогли добраться язычники, а христиане ориентировались по факелам. Теперь вместо факелов у нас свечи.

Мне нравится, как об этом говорит старец Паисий: «Мы отдаем Богу последнее, что имеем, – свечу. И Бог принимает ее как нашу жертву». Почему свеча – это последнее, что мы имеем? Потому что она делается из воска, который в свою очередь получается из пчелиных сот. Мы берем себе то, что полезно – мед, а воск, непригодный для еды, приносим в жертву Богу. И Господь принимает это как дар и радуется нашей жертве.

То же самое можно сказать и о ладане, который изготавливается из древесной смолы. Дерево нужно человеку, а смола, истекающая из него, – нет. И мы приносим ее Богу в жертву, в знак любви и благоговения.

Огонек свечи – это напоминание о свете в наше темное время; о свете, который необходимо иметь, беречь и передавать другим. Свеча символизирует также наши светлые помыслы, чистые мысли, чистый ум, – ту чистоту и ясность, которой мы должны обладать. «Так же, как тает свеча, пусть тают и мои пороки, мои страсти, – говорим мы. – И так же внезапно, как огарок убирается с подсвечника, Господь «уберет» и меня. Моя земная жизнь так же внезапно погаснет однажды».

Некоторые специально смотрят, продолжает ли их свеча гореть или ее уже убрали

Это неважно. Что нужно, мы сделали – поставили свечку, принесли жертву Богу

Важно другое: горит ли этот огонек в нашем сердце. И продолжит ли гореть после Божественной литургии, освещая всю нашу жизнь.

Когда ставишь свечку, хорошо молиться. И конечно, не нужно стараться поставить как можно больше свечей – ведь дело не в количестве, а в том, насколько горяча наша вера, насколько сердце участвует в том, что мы делаем. Один человек может поставить всего одну свечу за живых и одну за усопших, и эти две свечи трогают сердце Господа.

Другой же ставит больше свечек – и Бог так же тронут. А кто-то зажигает целый пук свечей – и никакого результата. Здесь все делают по-разному, в зависимости от того, что человек чувствует. Пусть наша молитва при этом будет такой: «Господи Иисусе Христе, помилуй раба Твоего!», или: «Упокой души рабов Твоих» – в зависимости от того, живы или умерли те, о ком мы молимся.

Так же хорошо будет, если, войдя в храм и поставив свечи, мы найдем себе место, где в продолжение всей Божественной литургии будем сосредоточенно молиться. У некоторых входит в привычку разговаривать во время литургии – а это очень серьезный грех. Преподобный Серафим Саровский учит: «Пребывая на литургии, все время, пока ты в храме, твори про себя Иисусову молитву». Больше ничего. Можно молиться и другими словами. «Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Я вхожу в Твой храм, и сейчас все постороннее меня не интересует». Разговоры, дела – все это будет потом, когда выйдем из храма.

READ  Чaсъ трeтій

Фото: pravchelny.ru

На иконе пред нами – человек-победитель

Во время литургии освящается наше зрение – когда мы смотрим на иконы, священников или тех, кто благоговейно молится рядом; освящается осязание и слух

И когда смотришь на икону, важно понимать не то, в какой технике она выполнена, кто автор, какого она времени, какой школы – критской, византийской и т.д. Важно понимать, чтó нам может сказать святой, который здесь изображен

Ведь пред нами – человек-победитель. Он победил мир, его ценности, победил свои страхи и страсти, и теперь он – святой. Значит, и у меня есть шанс, я не один в этом мире.

Я смотрю на иконы святых мучениц Марины, Параскевы, святого апостола Андрея и стараюсь подражать им в своей жизни. Это очень утешает и поддерживает. Потому у нас в Церкви и есть иконы – чтобы мы получали утешение и вдохновение в житейской борьбе, укреплялись в вере.

Знаете, как болгары стали христианами? Благодаря иконе. Святой Мефодий показал царю Борису икону Страшного суда, которая просто поразила болгарского правителя. Увидев Страшный суд, он был так потрясен, что пожелал немедленно принять христианство и крестить весь болгарский народ.

А старец Порфирий (Кавсокаливит), когда ехал однажды в чьем-то автомобиле, увидел на переднем стекле небольшую иконку. Она вовсе не была произведением искусства – просто хорошая икона. И старец сказал:

– Эта маленькая икона написана с большой молитвой.

Он не знал автора этой иконы, но увидел главное – потому что иконы изливают на наши души благодать. Есть иконы, на которые хочется смотреть снова и снова, потому что они трогают сердце и будто пробуждают что-то в нашей душе. И это – великая тайна Божественной благодати, которая проникает даже в природу и неодушевленные предметы, окружающие нас.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

«Нас же всех соедини друг ко другу»

Литургия в переводе с греческого – «общественное служение», «общее дело», общее дело всех христиан, поэтому Литургия по определению не может совершаться в пустом храме, не может священник для самого себя ее совершать

Принципиально важно, чтобы хоть несколько человек даже в самые «незначительные» будние дни, участвовали в Божественной литургии, причащались Тела и Крови Христовых

Но Великий Четверг – это тот день, когда все без исключения стараются принять участие в этом таинстве, разделить трапезу Господню, быть вместе и друг с другом, и со Христом, когда Спаситель соединяет всех нас воедино.

Сейчас мы поговорим о композиции «Причащение апостолов», которую мы видим, например, здесь, в иконостасе Никольского придела храма Святителя Николая в Кленниках.

А в Казанском приделе нашего храма на алтарной преграде мы увидим белокаменный барельеф, изображающий Причащение апостолов. Справа и слева от апостолов мы видим такую надпись: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие», – это слова из текста божественной литургии святителя Василия Великого.

Как они важны, как они должны быть дороги для каждого из нас. «Всех нас, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друк ко другу, в причастие единого Святого Духа» – это призыв к единству и друг с другом, и со Христом, и во Христе.

«Как мы, ангелы, можем поправлять священника»

Как-то я читал историю про одного священника. Он был человеком святой жизни и даже видел ангелов, когда служил литургию. Но по своей простоте он допускал ошибку в одной ектении.

Однажды на храмовый праздник к нему приехал архиерей. Он услышал, что батюшка произносит ектению с ошибкой, и сказал:

– Отче, ты не так говоришь. Смотри, как надо, – и поправил его.

– Ваше высокопреосвященство, простите! Я не знал!

Архиерей уехал. И когда в следующий раз этот священник служил литургию, он снова увидел ангелов. В этот раз он произнес все правильно, и ангелы обрадовались и сказали ему:

– Отче, молодец! Ты так замечательно сказал сейчас ектению – как надо!

– Ангелы святые, – обратился к ним батюшка, – я столько времени вижу вас на богослужениях, столько раз вы приходили ко мне и ни разу ничего не сказали о моей ошибке! Только владыка указал мне на нее.

Тогда один из ангелов сказал в ответ:

– Отче, как мы, ангелы, можем поправлять священника? Разве у нас есть такое право – указывать священнику на ошибку? Нет, это не в нашей власти.

Мне очень понравился этот рассказ. А мы что делаем? Да каждый, выходя из храма, тут же начинает всех обсуждать, комментировать, делать замечания… Поэтому священник и прячет лицо – например, во время Малого входа, когда появляется на амвоне с Евангелием в руках. Он держит Евангелие так, чтобы видеть Одного Христа. Ведь Евангелие – это слова Христовы.

А когда мы выходим на Великий вход, то держим перед собой Святые Дары. Почему? Тем самым священник словно говорит молящимся: «Не смотрите на меня, не смотрите на мое лицо, не смотрите, как я иду, – смотрите на Господа». Потому и поется в этот момент: «Царя всех подымем». Потому что перед нами – Сам Господь, Иисус Христос. Это Он идет, Он – говорит, Он приносит Себя в жертву, Он – всё во всех.

Это очень важный момент, когда священник поворачивается к молящимся и благословляет их, говоря «Мир всем» (или какие-то другие слова). Преподобный Исидор Пелусиот учит, что это благословение – благословение Самого Христа.

Что вы нарисуете, если вам предложат изобразить последние секунды пребывания Христа на земле? Вознесение, и при этом – Христос благословляет Своих учеников. Вы изобразите благословение.

Вот почему в тот момент, когда священник благословляет молящихся, их благословляет Христос. Вот почему в этот момент мы наклоняем голову: тем самым мы подтверждаем свое желание получить благословение от Христа, чтобы оно проникло к нам в душу, ощутить его всем сердцем.

Комментировать
0
0
похожие записи из этого раздела

Warning: imagecreatefromstring(): Data is not in a recognized format in /var/www/strastoterptsy/data/www/strastoterptsy.ru/wp-content/themes/sky/inc/kama-thumbnail/class.Kama_Make_Thumb.php on line 540

Warning: imagecreatefromstring(): Data is not in a recognized format in /var/www/strastoterptsy/data/www/strastoterptsy.ru/wp-content/themes/sky/inc/kama-thumbnail/class.Kama_Make_Thumb.php on line 540
Где найти чудотворные иконы в москве
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно