Почему мы «рабы божьи», а не дети его?

Почему мы «рабы божьи», а не дети его?

Почему мы «рабы божьи», а не дети его?
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
09 февраля 2020

Адам в раю (естественная природа)

«Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле, и подчиняющимся вышней власти»,

– говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Григорий Палама пишет, что после создания человека Ангелы смотрели на «человеческую душу и видели иного бога».

Каким тело было у Адама? Уставал ли он, были ли у него болезни? У Ефрема Сирина есть довольно подробное описание того, что тело Адама не горело в огне, не тонуло в воде. Оно не было подвержено усталости, болезням и страданиям. Душа была пронизана Божественной благодатью:

«На душу первозданного при самом сотворении ее обильно излилась Божественная Благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом».

Святой Макарий Великий добавляет:

«Как в Пророках действовал Дух и научал их, и был внутрь их, и вне их являлся: так и в рассуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его… Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу».

Ум человека был ясным, проницательным, способным проникать в тайны Божии. Человек как только хотел, мог общаться с Богом и узнавал от Него все. Это сейчас мы вынуждены учиться, получая знания о Боге. Но знания о Боге – и знание Бога – это не одно и то же.

История Адама и Евы

Был ли Адам совершенен? Адам в раю еще не был в полной мере совершенен, а только был призван постепенно возрастать в добре.

«Но и в раю еще предоставлено было Адаму преуспеяние: ему предоставлено было возделывать рай и хранить его (Быт. 2:15)», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Что это означает? Святитель Игнатий утверждает, что Адам должен был познать Бога через рассматривание Божественного творения: «Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно — относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания».

Человек был призван привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек должен был преодолеть в себе разделенность мира. Свой ум и чувства устремлять к Богу, достигать обожения, сообщать потоки благодати ниже лежащей твари и, таким образом, вести мир к большему совершенству. Даже сейчас мы знаем примеры множества святых, к которым тянулись животные: это и Игумен земли Русской Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский. Многие святые даже напрямую повелевали животным. Вот, например, недавно была память святого Власия, который повелел волку принести украденную овцу обратно вдовице.

Адам икона Ждана Дементьева 1630

И во многих домах, как мы знаем, можно такое наблюдать: в одних домах животные ласковые, и цветы любые растут, что ни посади. А в других – все вянет. Мысли людей влияют и на природу. Об этом пишет сербский старец Фаддей Витовницкий в своей книге «Каковы твои мысли – такова и жизнь твоя».

Притча о блудном сыне

Фото: Flickr.com

Однажды Иисус Христос рассказал притчу (небольшой поучительный рассказ) своим ученикам. Было у отца два сына: младший, забрав свою часть наследства, отправился на поиски лучшей жизни, а старший остался жить с родителями. Прошло немного времени и младший сын, истратив все деньги на различные удовольствия (алкоголь, игры и т.д.), стал умирать от голода. Тут ему в голову пришла мысль:

В этом и заключается ответ на вопрос. Мы как блудный сын из притчи постоянно предаем Господа своими грехами, поэтому хоть Бог и называет нас друзьями и детьми, мы недостойны сыновства. Получается, что человек – раб собственных страстей, которые в своей основе всегда греховны. В притче о блудном сыне они описаны под видом свиней, которых пасет центральный персонаж.

Приходя на исповедь, каждый человек, который верует искренне, понимает, что предел его мечтаний – перестать быть рабом собственной мерзости, чтобы начать трудиться на благо Богу. Небесному отцу, который любит нас, несмотря ни на что, даже когда его предают.

Тогда на исповеди после искреннего раскаяния Бог возвращает человеку его сыновство. Ощущая радость, может параллельно появиться и стыд, ощущение того, что полученная награда не заслужена. Бог всегда прощает каждого, кто искренне раскаивается. Каждый раз остается только поражаться его благодушием и добротой.

В этот момент понятие раб Божий приобретает особое значение. Так называет себя верующий, который не желает больше становиться жертвой страстей, а мечтает только о том, чтобы работать на благо Бога.

Запечатывание волос в воск

Запечатывание остриженных во время обряда Крещения волос в воск связано с распространенным обычаем оставлять для себя что-то на память о значимом и важном событии. В религиозной жизни такое стремление не противоречит понятиям о праведной жизни, поэтому поддерживается священнослужителями

В данном случае это связывается с церковными традициями и народным благочестием.

Для человека, принявшего христианство, важно, чтобы у него были какие-то священные предметы, напоминавшие ему о важных духовных страницах его жизни, а также о тех обетах, которые он давал Господу, когда принимал Крещение. Это может быть одежда, в которой он крестился, именная икона с небесным покровителем, венчальная икона

Волосы, остриженные с головы во время таинства Крещения, становятся еще одним таким напоминанием о важном событии духовной жизни, которое произошло с человеком. Ведь таким образом он фактически отрекается от собственной воли, подчиняясь Божьей воле, признавая, что в ней заключается истинная мудрость и благость

Этот предмет становится для человека напоминанием о его решимости принять христианства, отринув прежнюю жизнь, которая могла быть греховной и неправедной.

Фото: Flickr.com

Именно с этой целью священник вкладывает остриженные волосы в воск и приклеивает к иконе. В том, что он использует при этом воск исключительно практический смысл, ведь в противном случае волосы бы просто разлетелись.

Никакого иного мистического смысла, которые многие пытаются искать в этом действии, нет. При этом стоит отметить, что церковным уставом приклеивание волос воском к иконе не предполагается, поэтому остается на усмотрение конкретного священнослужителя. В этом причина того, что таким образом поступают не во всех церквях и приходах. При этом церковь признает, что это благочестивая традиция, но при этом необязательная.

Часто священник не сам запечатывает волосы в воск, а отдает их для этого одному из восприемников, который после опускает их в купель.

Более того, воск легче воды, поэтому в принципе не может потонуть. Только если бросить его с силой, он может погрузиться в воду на некоторое время, но это не должно отвлекать прихожан от таинства, так как в действительности это ничего не значит.

Христиане – рабы Всевышнего

Что значит раб Божий? При упоминании слова «раб» возникают ассоциации с неравноправием, жестокостью, несвободой, нищетой, несправедливостью. Но это относится к социальному рабству, которое создало общество, боролось с ним на протяжении многих веков. Победа над рабством в социальном смысле не гарантирует духовной свободы. На протяжении всей истории церкви христиане именуют себя рабами Божьими. Одно из определений слова «раб» означает человека, совершенно чему-либо предавшегося. Посему раб Божий означает христианина, стремящегося всецело предаться воле Бога. А также соблюдению его заповедей, борьбе с собственными страстями.

READ  Молитвы на сон грядущим (без толкований)

Каждый ли христианин достоин называться рабом Божьим? Ссылаясь на определение, приведенное выше, разумеется, нет. Все люди грешны, и лишь немногим удается всецело посвятить себя Христу. Поэтому каждый верующий во Вседержителя обязан с благоговением, смирением и великой радостью называть себя рабом Божьим. Но человеческая гордыня и незнание зачастую берут верх. Произнесенное слово «раб» и все связанные с ним ассоциации порой затмевают окончание рассматриваемого нами эпитета. В нашем понимании эксплуататорское и высокомерное отношение господина к своему слуге является закономерным. Но Христос разрушает эту закономерность, произнеся, что мы являемся его друзьями, если исполняем то, что он заповедовал нам.

«Я уже не называю вас рабами, так как раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями» – говорит он в Евангелии от Иоанна. При чтении Евангелия от Матфея или во время службы в православном храме при пении третьего антифона, мы узнаем из слов Христа, что блаженны будут миротворцы – они будут названы сынами Божьими. Но здесь речь идет о Царствии Небесном. Посему сыном Божьим любой христианин обязан почитать лишь Иисуса Христа. Вот почему раб Божий, а не сын Божий.

Завет с Богом. Обязанности первых людей

Первой обязанностью Адама было не вкушать с древа познания добра и зла. Зачем был нужен запретный плод? Плоды с древа познания добра и зла были такими же, как другие плоды в райском саду, или другими? Они были точно такими же. Запретный плод был дан, чтобы сподвигнуть человека на упражнение к добродетели. Можно, например, такой же условный запрет сделать здесь, в этом зале: все картины разрешено трогать, а полотно с изображением Патриарха нельзя. И ребенку мы тоже что-то разрешаем, а что-то запрещаем и через это его воспитываем. Малышу, скажем, позволено играть с кубиками, но не разрешается играть с папиными документами. И на этом строится любая педагогика.

Этот первый договор, первый завет должен был привести человека в добродетельное состояние. Вот как об этом пишет преподобный Ефрем Сирин:

«Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм; то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь. Заповедь для Адама была кадилом, чтобы ею вошел и пред лице Сокровенного, в сокровенный храм».

Адам дает имена животным и тварям

Добродетели естественны для человека.

«Ибо когда Бог сотворил человека, – говорит авва Дорофей, – Он всеял в него добродетели, как и сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26).

Сказано: по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели (…). Страсти же не принадлежат нам по естеству». Адаму был дан образ, а подобия он должен был достигнуть.

Чин молебна

Молебен напоминает утреню, только в значительно сокращенном варианте. При этом Евангелие начинают читать после шестой песни, а не перед непосредственно чтением канона. Канон обязательно произносится в честь того, кому данный молебен посвящается.

В настоящее время церковь допускает, чтобы канон произносился с сокращениями, читать его полностью уже не обязательно. Служение в таком случае ограничивается исполнением припева канона и ирмосов.

Обязательно в чин молебна включают тропари и 50 псалом, Евангелие и Апостола, молитву святому, которому он обращен. В некоторых случаях добавляют исполнение акафиста.

Рабство и свобода

Самый драгоценный дар Бога человеку, дар любви – свобода. Конечно, людям так неизвестен, так труден религиозный опыт свободы, так же как прост опыт закона. Современное человечество без Христа и сейчас живет подобно древним иудеям под игом закона. Все современные государственные законы являются отражением естественных. Самое непреодолимое рабство, самые крепчайшие оковы – смерть.

Все освободители человеческие, бунтовщики, ярые мятежники остаются только рабами в руках смерти. Не дано понять всем мнимым освободителям, что без освобождения человека от смерти все остальное – ничто. Единственный человек среди человечества восстает на смерть – Иисус. Как для каждого из нас естественным, нормальным является «умру», для него – «воскресну». Он единственный почувствовал силу в себе, необходимую, чтобы смерть смертью победить как в себе, так и во всем человечестве. И люди в это поверили. И, хоть не многие, будут верить до конца времен.

Слова Иисуса Христа

Фото: Flickr.com

Для начала следует вспомнить о том, как сам Иисус Христос обращается к своим последователям.

Он называет их своими друзьями при условии, что они исполнят его заповеди. Сын Божий подчеркивает, что не называет их рабами, ибо человек, находящийся в таком положении, никогда не будет в курсе, что делает его хозяин. Христос говорит, что называет своих последователей друзьями, передав им все, что слышал от своего Небесного отца.

При этом отмечает, что его никто не избирал. Наоборот, он сам избрал их, чтобы люди следовали за ним, могли бы получить от Бога, чтобы ни попросили, обращаясь к нему во имя Его. Это он заповедует всем верующим так же, как и любить друг друга.

Получается, что Спаситель отдельно подчеркивает, что не обращается к верующим рабами. Откуда же появилось это неблагозвучное определение?

Свидетельства рабов Божьих

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Матф. 24, 14). Сегодня многие люди в церкви пытаются определить по знамениям, насколько близко второе пришествие Христа. Такое знамение, например, можно наблюдать в возвращении евреев в Израиль. Но Господь вышеупомянутыми словами даёт понять, что наиболее ярким признаком его второго пришествия является то, что Евангелие будет проповедано для всех народов во свидетельство. Иными словами, свидетельства рабов Божьих (их жизненные подтверждения) доказывают реальность Евангелия.

Раб — это не тот, кого лишили свободы, а тот, кто добровольно предпочёл ей что-то

Но почему мы рабы Божьи? Неужели нельзя было установить равные отношения между Богом и человеком? Не будем пока спешить с выводами. Сперва поймём, почему говорят, что мы рабы Божьи.

И первая причина этого — противовес выражениям «раб греха», «раб страсти», «раб страха». Вспомним Ожегова: раб — человек, который подчинил себя чему-то.

Похоже ли рабство страсти на участь настоящего раба? Пытает ли такого человека его чувство, угнетает ли? Нет. Напротив, раб страсти — человек счастливый (по крайней мере, с точки зрения благ материального мира). Он погружён в то, что доставляет удовольствие.

Захочет ли такой человек сбежать из своего рабства? Вряд ли. Ну, пока не найдёт себе какое-то более приятное времяпрепровождения.

Есть такая популярная аллегория, её на разный манер рассказывают применительно к подобным случаям:

«Пришёл ученик к учителю и говорит: “ты мудр, ты смог справиться с различными своими страстями. Научи меня избавиться от вожделения”.

Учитель ответил: “Хорошо, ложись спать, а после я тебя научу”.

Ученик послушал, но проснулся от страшного крика. Выбежал и обнаружил учителя, который держится за дерево. “Оно меня не отпускает, помоги!”, — обратился старец к ученику.

“Ничего не понимаю. — Удивился ученик. — Учитель, дерево не может Вас держать. Это Вы его держите. Просто отпустите”.

READ  Невероятно сильная молитва архангелу михаилу: в чем помогает

“Вот именно это ты делаешь со своим вожделением”, — объяснил учитель.

То же самое происходит в отношении с любой страстью. Можно ли назвать человека, который осознанно сам держится за дерево рабом дерева? Назвать можно. Но считать таковым всерьёз нельзя. Он — раб не потому, что дерево его лишило свободы, а потом сам себя лишил свободы, чтобы не отрываться от дерева.


Любую привязанность можно назвать рабством, но её источник — сам человек, а не внешняя сила

Употребление термина в мирской жизни

Несмотря на то что рабом Божьим считает себя каждый христианин, именовать себя так в повседневной обыденной жизни по советам православных священников нежелательно. Не то чтобы это было кощунством, но, как мы уже рассматривали выше, каждый христианин должен с благоговейным почтением и радостью относиться к этому эпитету. Это должно жить в сердце верующего человека. А если это действительно так, то никто не станет никому ничего доказывать и заявлять об этом на весь мир.

Обращения «товарищ» во времена Советской власти или «господа» в период Царской России ясны и закономерны. Обращение же и произнесение слов «раб Божий» должно происходить в подобающем для этого месте, будь то православный храм, монастырская келья, кладбище или просто уединенная комната в обычной квартире.

Третьей заповедью строго запрещается упоминать имя Господа всуе. Посему произношение этого эпитета неприемлемо в шуточной форме или в виде приветствия и в подобных этим случаях. В молитвах о здравии, об упокоении и других после слов «раб Божий» следует написание или произношение имени молящегося или того, о ком просят в молитве. Сочетание этих слов обычно либо слышится из уст священника, либо произносится или мысленно читается в молитвах. После эпитета «раб Божий» имя желательно произносить в соответствии с церковным написанием. К примеру, не Юрий, а Георгий.

Сверхъестественная природа человека – смысл жизни

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).

Приход в мир Спасителя и искупление человека вернули ему возможность достижения райского состояния. Человек вновь через Таинства Церкви может устремиться к богоподобию, это происходит через взращивание добродетели. Богоподобие – сверхъестественное состояние человека. «Ум человека долженствовал быть умом Божиим, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов, – слово его долженствовало быть Словом, дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6:17), его качества должны быть богоподобными. Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1:4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! К такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец:

«Аз рех: бози есте (Пс. 81:6)».

Такое состояние даже выше, чем было у Адама в раю.

«Когда душа взойдет к совершенству Духа, – говорит Макарий Великий, – совершенно очистившись от всех страстей (…), тогда делается она вся светом, вся – оком, вся – духом, вся – радостию, вся – упокоением, вся – радованием, вся – любовию, вся – милосердием, вся – благостью и добротою (…). Люди сии, всячески срастворяемые Духом Святым, уподобляются Христу, непреложно имея в себе добродетели духовной силы».

Каким образом человек приходит в такое состояние? Силой Божественной. Так человек приходит к высшей добродетели – любви. «Совершенство же богоподобия узнаем из просвещения благодатного. Ум восприемлет все добродетели; но любви духовной никто не может стяжать, если не просветится Святым Духом, во всей полноте ощутительно. Ибо если ум не приимет от Божественного света совершенного богоподобия; то хотя он все другие добродетели возыметь может, но совершенной любви остается еще непричастным; потому что только тогда, как человек совершенно уподобится Божией добродетели (говорю о вместимом для человека подобии Богу), носит он и подобие божественной любви», – писал святой блаженный Диадох.

То есть смысл жизни каждого человека – приобрести добродетели, которые постепенно возводят к высшей добродетели, любви. Так человек становится подобным Богу. И цель педагога, пастыря, родителя – помочь ребенку идти по этому.

Слово «раб» использовано не в метафорическом смысле, а в буквальном

Слово раб в русском языке имеет три похожих значения. Процитируем словарь Ожегова:

Значение 1. В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всехправ и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов.

Значение 2. перен, Зависимый, угнетенный человек.

Значение 3. перен., кого-чего.Человек, к-рый целиком подчинил кому-чему-н. себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба.

Здесь нет «удобных» переносных значений, которые бы позволили сказать, что слово раб имеет метафорический смысл. Нет, всё верно, есть Бог, есть Его раб.

И вовсе не стоит думать, что в древности слово раб имело какое-то иное, более мягкое значение. Раб — это тот, кто исполняет волю кого-то или чего-то другого, служит кому-то одному, фактически ему принадлежит. Именно эти, жёсткие формулировки приложимы к нашему разговору.


Понятие «раб Божий» заключает в себе преданность, но не безвольность

Что сказано в Библии

Так все-таки человек – раб Божий или сын Божий? Понятие «раб», пришедшее к нам из Ветхого завета, сильно отличается от современного понимания данного термина. В Древнем Израиле рабами Божьими именовали себя цари и пророки, тем самым подчеркивая свое особое назначение на земле, а также выражая невозможность службы кому-либо, как только Господу Богу.

Раб Божий в Древнем Израиле – это титул, удостоиться которого могли лишь цари и пророки, через которых с народом общался сам Господь. Рассматривая же рабство как социальную составляющую, необходимо отметить, что в Древнем Израиле рабы являлись практически полноправными членами семьи своего господина. Примечательно, что до рождения сына у Авраама его раб Елеазар являлся его главным наследником. После же рождения Исаака Авраам отправляет своего раба Елеазара с множеством даров и поручением отыскать невесту своему сыну.

Эти примеры ярко показывают различие между рабством в Древнем Израиле и рабством в Древнем Риме, с которым обычно ассоциируется понятие данного термина у наших современников.

В Евангелии Христос рассказывает притчу о винограднике. Господин создал виноградник, нанял работников трудиться на нем. Каждый год он отправлял своих рабов для проверки проведенных работ. Примечательно, что на винограднике трудятся наемные рабочие, а рабы являются поверенными своего господина.

Рабство в Библии

Фото: Flickr.com

В Ветхом Завете у иудеев раб был не бесправной вещью, а другом, слугой, доверенным лицом и даже, если у хозяина не было сына – его наследником. Например, у Авраама был раб Елиезер, который в Священном Писании назван «домочадцем» (Бытие, глава 15, стихи 2-3). Более того, Авраам доверил Елиезеру высокую миссию – поиски невесты для своего сына. Он снабдил раба караваном верблюдов, дал ему драгоценности и другие дары для будущей жены сына, снабдил едой и одеждой. Елиезер мог бы сбежать от господина, но он выполнил ответственное поручение.

В книге Притчей Соломоновых читаем

Из этих слов следует, что глава семьи мог выделить добросовестному и порядочному рабу долю из наследства своих детей, если последние были недостойны.

READ  Икона пресвятой богородицы «кипрская» (видео)

Закон Моисея запрещал пожизненное рабство:

Как правильно заказывать молебен?

Фото: Tsobor.cerkov.ru

Если молебен заказывается прихожанином по его инициативе, то для этого необходимо следующее:

Прийти в храм и подать записку.
В записке обязательно указать, к кому будет обращен молебен, а также его вид.
Если молебен обращается к одному или нескольким святым, требуется указать их имена.
Важно не забыть перечислить исчерпывающий перечень тех, ради кого заказывается молебен.

Обратите внимание, что по церковным правилам молебны не проводятся после Литургии. Это является прямым нарушением устава православной церкви

Считается, что прихожанин в этом случае как бы отрицает смысл Литургии, так как Евхаристия считается самой возвышенной или благодарственной службой.

Если слово «раб» в молитве мешает молиться искренне, его лучше избежать, чем молиться не от сердца

В православных молитвах регулярно используется слово «раб/раба Божий/Божья». Иногда это становится препятствием для искренней молитвы. Человек никак не хочет против своей воли и называть себя рабом.

Можно ли молиться иначе?

Хотя православный канон рекомендует использовать тексты из молитвенника, священники понимают, что молитва должна быть искренней. Если формализм становится препятствием для общения с Богом, молитву можно подкорректировать. Бог смотрит не в слова, а в мысли.

Но православие подобные поблажки не сильно приветствует, и на сей счёт есть масса негативных мнений.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Роль женщины в Новом Завете

“Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 28-38). Этими словами Дева Мария смиренно отвечает ангелу, принесшему ей весть о будущем рождении сына Божьего. И так впервые в истории человечества появляется понятие «раба Божия». Кому, как не Деве Марии, благословенной между женами, суждено первой принять этот великий духовный титул? Богородица прославляется во всем христианском мире. За Богоматерью идет раба Божия Елизавета, непорочно зачавшая Иоанна Крестителя.

Ярким примером этого титула являются пришедшие в день Воскресения Иисуса Христа ко Гробу Господа с благовониями, ароматами для ритуального умащения тела. Исторические примеры, подтверждающие смирение и веру истинно христианских женщин, встречаются и в современной истории. Жена Николая II Александра Фёдоровна и его дочери причислены к лику святых.

Мнения священнослужителей

Фото: Byzantinepainting.com

Иеромонах Дорофей (Баранов)

О том, как правильно благодарить Бога, прихожане часто интересуются у священнослужителей. Иеромонах Дорофей (Баранов) отмечает, в православии принято благодарить за все благодеяния, о которых верующий просил в молитве, непосредственно самого Всевышнего. В этом нет ничего удивительного, даже если сама молитва была обращена не напрямую к Богу, а к одному из святых.

Дело в том, что в христианстве святые считаются ходатаями, к которым человек обращается за помощью в трудную минуту. При этом причина и источник всего, что происходит в мире, за исключением греха, является Бог. Для вознесения благодарности Богу существует особый чин – благодарственный молебен. Верующий может заказать его в любом храме. Единственное условие заключается в том, что на молебне непременно должен присутствовать заказавший его человек.

Стоит отметить, что Всевышний, Богородица, а также все остальные святые все радуются, если человек обращается к любому из них в храме, исповедуется, причащается, проще говоря, ведет праведную жизнь. Именно это является угодной Господу жизнью, которая должна быть проникнута благодарностью к Всевышнему за все благодеяния, ниспосланные человеку.

Протоиерей Андрей Туров

Протоиерей Андрей Туров говорит о том, что во время молебна, обращенного к Божьим угодникам, верующий рассчитывает, что испросят у Господа милости своей святой молитвой, человек укрепит свою веру, получит необходимую помощь. Однако, в конечном счете, помогает человеку Всевышний, который является источников милостей и благ, поэтому благодарность в храме нужно возносить Богу, а не святым. Для святых главной радостью будет то, что верующий обращается к ним за помощью. Еще при своей жизни все они учились помогать окружающим, продолжают этим заниматься, оказавшись в вечности.

Задача православной педагогики

Как приобретается добродетель? «Два пути ведут к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь… Я нахожу, что самый краткий и верный путь – путь любви. Им следуйте и вы…» – учит старец Порфирий Кавсокаливит.

«Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига, подвигом доказывается только действительность и искренность желания получить дар, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. – От человека зависит очистить и украсить – и то с помощью Божией – обитель в себе для Бога, пришествие Бога в эту обитель зависит единственно от Божия благоволения».

О чем здесь идет речь? О том, что страсти утихают после того, как Господь дает благодать, а благодать может быть дана и грешному человеку, как только тот смирится и устремится к Богу. Божественная благодать может дать все добродетели сразу, только если человек способен полностью, решительно отвергнуться своей падшей природы и устремиться к своему Создателю. Но такие случаи совершенного самоотвержения встречаются не так часто.

Тем не менее удивительны слова святого Паисия Святогорца о тех, кто обратился от греховной жизни к жизни по Богу: «Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божии в поте лица. Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на сто восемьдесят градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту».

Афонские старцы, с которыми мы встречались в прошлом году, говорят, что для того, чтобы человеку отойти от своих прежних привычек, нужно 3–4 года отгороженной жизни с послушанием и ежедневным кропотливым трудом. Бывает, что человек отходит, меняется раньше, но это «скороспелый плод», он совсем не такой.

Так почему же мы не святые? Всего лишь потому, что нам не хватает решимости.

Понятие раба Божия в христианстве. Женщины Ветхого Завета

Понятие «раб Божий» появляется еще в Ветхозаветной истории. Как мы рассмотрели выше, означал титул царей и пророков. Женщины, как и большинство мужчин, не имели права именовать себя подобным эпитетом. Однако это не умоляет женской личности.

Женщины, как и мужчины, могли участвовать в религиозных еврейских праздниках, приносить жертвы Богу. Это говорит о том, что они лично держали ответ перед Господом

Важно то, что женщина напрямую могла в своей молитве обращаться к Богу. Подтверждением этого служат следующие исторические примеры

Так, пророк Самуил был рожден по молитве бездетной Анны. Бог вступал в общение с Евой после грехопадения. Вседержитель напрямую общается с матерью Самсона. Значение женщины в истории Ветхого Завета невозможно переоценить. Поступки и решения Ревекки, Сары, Рахиль имеют грандиозное значение для еврейского народа.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно