Почему на православных церквях купола выполнены в форме луковицы

Почему на православных церквях купола выполнены в форме луковицы

Почему на православных церквях купола выполнены в форме луковицы
СОДЕРЖАНИЕ
0
5
07 мая 2021

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

Чернигове

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Владимиро

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных — наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Византии

Луковичные главы храма — символ пламени свечи

Страшное золото

После прихода православия на Русь встал вопрос о необходимости возведения храмов. Но на наших землях не было мастеров и архитекторов, которые могли бы это сделать. Именно по этой причине пришлось приглашать «ромейских» умельцев. Именно они и привнесли традицию покрытия куполов золотом.

Обещания, чтобы выиграть время: виды манипулятивного поведения на работе

Картина Бэнкси 2002 года была продана на аукционе за 2,07 миллиона долларов

Россияне ответили, какая сумма необходима им для счастья

Интересен тот факт, что такой обычай не закрепился ни в одной другой конфессии. Одним из первых храмов с золотым куполом на Руси стала церковь в Нерле, возведенная в двенадцатом веке в честь Покрова Богородицы. По приказу князя Андрея Боголюбского купол был покрыт золотом.

В то время подобное покрытие носило не только сакральный смысл, но и весьма практический. Все дело в том, что кровельное железо тогда еще не умели анодировать. Оно очень быстро ржавело. А покрытый золотом купол мог без ремонта простоять не менее ста лет. Золото надежно хранила поверхность металла от коррозии.

Надо сказать, что профессия мастера-золотильщика в то время была невероятно вредной, поскольку в средние века кровлю покрывали смесью ртути и золота, после чего металл прогревали, чтобы ртутные пары ушли. Подобную процедуру повторяли несколько раз. Поэтому мастера жили очень мало. В истории зафиксирован факт, что в девятнадцатом веке при золочении Исаакия в Петербурге погибло 60 мастеров от отравления. В общей сложности на купала было потрачен целый центнер золота.

История [ править ]

Луковые купола в церкви Воскресения Христова , Кострома (1652 г.)

Не совсем понятно, когда и почему луковичные купола стали характерной чертой русской архитектуры . Изогнутый луковый стиль появился за пределами России, как в западном мире, так и на Востоке в более позднее время. Но все же существует несколько теорий, согласно которым на форму русского лука повлияли страны Востока, такие как Индия и Персия , с которыми русское население и культура на протяжении истории всегда находились в культурном обмене. Византийские церкви и архитектура Киевской Русихарактеризовались более широкими плоскими куполами без специального каркаса, возведенного над барабаном. В отличие от этой древней формы, каждый барабан русского храма увенчан особой конструкцией из металла или дерева, облицованной листовым железом или плиткой, в то время как луковая архитектура в основном очень изогнута. В русской архитектуре купольная форма использовалась не только для церквей, но и для других построек. [ необходима цитата ]

К концу девятнадцатого века большинство русских церквей до петровского периода имели луковичные купола. Самые большие луковичные купола были возведены в XVII веке в окрестностях Ярославля , кстати, знаменитого своими большими луковицами. У многих были более сложные купола в форме бутонов, форма которых была заимствована из моделей в стиле барокко конца семнадцатого века. Купола грушевидной формы обычно ассоциируются с украинским барокко , а конические — для православных церквей Закавказья . [ необходима цитата ]

Как по цвету купола определить его посвящение

Православные зодчие сходятся на том, что сфера главы храма — прообраз небес, поэтому важна не только форма верха, но и его цвет:

  • Золотом, символом славы Господней, покрываются главы церквей, посвященных Иисусу и 12 великим православным праздникам. Такое покрытие в храме Христа Спасителя. Три дара принесли мудрецы в подарок новорожденному Иисус, ладан, миро и золото, символ вечности, царствования и славы.
  • Серебряные купола означают, что это постройка имеет покровителя в виде святого, белыми покрытиями славятся постройки в честь Преображения Господнего и Его Вознесения.
  • Синие покрытия с желтыми звездами напоминают о рождении Иисуса в рождественскую ночь, храмы Пресвятой Богородицы легко узнаваемые по голубому цвету куполов, символу чистоты и непорочного зачатия.
  • Цвет вечной жизни зеленый — посвящение Духу Святому, Святой Троице.
  • Редко можно встретить церкви с красным покрытием, символом крови и мученичества, святой мученик — хранитель такой церкви.
  • Яркая окраска и замысловатые формы, украшающие храм Василия Блаженного, символизируют Небесный Иерусалим.
  • В монастырях принято главы окрашивать в черный цвет, примером может служить Покровский монастырь, хранитель мощей Святой Матронушки Московской.

Важно! Все цвета являются условными, храмы, купола которых не имеют цветного покрытия, а изготовлены из дерева, наполнены тем же Божьим присутствием, что и церкви с великолепными главами. Символика православных накупольных крестов

Символика православных накупольных крестов

Одним из важнейших элементов христианской архитектуры является купол. Именно купол церкви придает ей узнаваемый вид и отличимое великолепие.

В православном вероучении такое венчание храмов символизирует небесный мир и нередко украшается образами Бога, святых и ангелов.

Несмотря на схожесть строения, главы церкви поражают многообразием форм, размеров и окраски.

Почему на Руси купола церквей делали в форме луковиц

Первые строителями православных храмов были греки, форма повторяла византийские церкви. Их купола напоминали полусферы или части сегментов сферы. Этот вид был выбран неслучайно и символизировал совершенство Бога, бытия и благодати. Но мастера Руси начали делать купола в форме шлема. Он олицетворял энергичное устремление к Богу,

Форма луковицы не русских храмах появилась в XVI век. Она повсеместно вытесняет шлемовидные и полусферические купола. Сказать сегодня точно, почему на Руси выбрали такую форму купола, практически невозможно. Есть только предположения: 1. Одни считают, что это сделано для того, чтобы во внутренние помещения храма не попадала влага. 2

Другие обращают внимание на то, что раньше зимы были многоснежные, и обильные осадки просто «сорвали» бы крышу храма. 3

Купола на Руси изготавливали из дерева, так что есть мнение, что луковицу из дощечек сделать проще. 4. А вот археологи считают, что удлиненная форма купола связана с тем, что церковь прихожане должны были видеть с любого уголка населенного пункта.

Но не только форма является отличительной чертой куполов на русских церквах. Значение имеет количество: — 3 купола – святая троица; — 5 куполов – Иисус Христос и четыре евангелиста; — 13 куполов – Иисус и его 12 апостолов. А вот первая каменная православная церковь имела целых 25 куполов.

Не менее важным был и цвет, в который окрашивали купола православных церквей: 1. Золотой цвет самый популярный. Такие купола, символизирующие славу Господа, устанавливали на кафедральных соборах, а также главные монастырские храмы. Соборы строили в честь Иисуса Христа или посвящали их 12 самым главным православным праздникам. 2. Если на церкви купола синего цвета, то ее посвятили Богородице или Рождению Христа. 3. Если посвящение было направлено святой Троице, конкретному святому, то купола на соборе окрашивали в зеленый или серебристый цвет. 4. Монастыри чаще всего венчали купола черного цвета. 5. Сохранился до наших времен одно удивительное архитектурное сооружение – Храм Василия Блаженного. В отличие от других соборов у него разноцветные купола – это своеобразный символ красоты Небесного Иерусалима, приснившейся юродивому.

Если присмотреться внимательнее, то это, скорее, не луковица, а свеча. У свечи тоже сильный и глубокий смысл: душа должна гореть непрестанно, вечно, устремляться к Богу так, как взметается огонь свечи. Хотя, какое это теперь имеет значение. Главное, что древние соборы радуют человечество.

(Visited 2 104 times, 1 visits today)

Примечания и ссылки [ править ]

Блок, Эрик (2010). . Королевское химическое общество. ISBN .

Блок, Эрик (2010). . Королевское химическое общество. ISBN .

Швидковский, DS (2007). . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10912-2.

Мост, Николь (2015). Архитектура 101: Основное руководство по стилям и материалам зданий . Эйвон, Массачусетс: Адамс Медиа. п. 88. ISBN 978-1-4405-9007-8.

А.П.Новицкий. Луковичная форма глав русских церквей. В кн .: Московское археологическое общество. Труды комиссии по сохранению древних памятников. Т. III. Москва, 1909 г.

Б.А.Рыбаков. «Окна в исчезнувший мир (по поводу книги А.В.Арциховского« Древнерусские источники миниатюры как исторический »). В кн .: Доклады и сообщения историч. факультета МГУ. Вып. IV. М., 1946. С. 50.

Н.Н.Воронин. Архитектурный памятник как исторический источник (заметки к постановке вопроса). В кн .: Советская археология. Вып. XIX. М., 1954. С. 73.

.

Г.К.Вагнер. О своеобразии стиляобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме). В кн .: Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 25.

См., Например, авторитетнейший обзор ранней русской архитектуры: П.А.Раппопорт. Древнерусская архитектура

СПб, 1993.

Еще одно важное соображение, предложенное Заграевским, связывает луковичную форму русских куполов с весом традиционных русских крестов, которые намного больше и сложнее тех, что использовались в Византии и Киевской Руси. Такие тяжелые кресты упали бы на мель во время шторма, если бы они не были прикреплены к крупным камням, традиционно помещаемым внутри удлиненных куполов русских церквей

Внутри плоского купола византийского типа такой камень разместить невозможно.

Бусева-Давыдова И.Л. Символ архитектуры по древнерусским письменнымм XI-XVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. XVI — начало XVIII вв. Москва, 1989.

«Византийский купол над церковью представляет собой небесный свод над землей. С другой стороны, готический шпиль выражает необузданный вертикальный удар, который поднимает огромные массы камня к небу. В отличие от них, наш родной луковый купол может можно уподобить языку огня, увенчанному крестом и сужающемуся к кресту. Когда мы смотрим на колокольню Ивана Великогомы как бы видим горящую гигантскую свечу над Москвой. Кремлевские соборы и церкви с их множественными куполами выглядят как огромные люстры. Форма лука является результатом идеи молитвы как души, горящей к небу, которая соединяет земной мир с сокровищами загробной жизни. Каждая попытка объяснить форму луковицы наших церковных куполов утилитарными соображениями (например, необходимостью предотвратить накопление снега на крыше) не учитывает самый важный момент — эстетическое значение луковичных куполов для нашей религии. В самом деле, есть множество других способов достичь того же утилитарного результата, например, шпили, шпили, конусы. Почему из всех этих форм древнерусская архитектура остановилась на луковичном куполе? Потому что эстетическое впечатление, производимое луковичным куполом, соответствовало определенному религиозному отношению.Смысл этого религиозно-эстетического чувства тонко выражает народная поговорка — «пылающие пылом — когда говорят о церковных куполах». — См. Е.Н.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. 1917. Новосибирск, 1991. С. 10.

Лидов А.М. Иерусалимский кувуклий. О происхождении луковичных глав. // Иконография архитектуры. Москва, 1990.

Особенности храмовых куполов

Купола церквей имеют символическое значение. Выделяется несколько типов куполов, характерных для православных храмов.

Шлемовидный купол

Церковный купол в виде шлема встречается в домонгольском зодчестве (до середины XIII века). Он напоминают верующим, что Православная церковь — церковь воинствующая, её члены постоянно борются с грехом. Ярчайший пример храма со шлемовидным куполом — Успенский собор во Владимире.

Сферический купол

Сферический купол в православной традиции есть символ вечности. Такой тип конструкции купола пришёл к нам из Римской империи. Классический сферический купол украшает собор Преображения Господня в Белгороде.

Шатры

Шатры — архитектурные формы в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащие для завершения архитектурного сооружения. Они символизируют образ Святого Духа или образ Богородицы. Такой тип храмовой кровли появился в Русском православном зодчестве в XVI веке. Сейчас встречается достаточно редко из-за сложности сооружения каркаса. Известный пример шатрового храма — церковь Вознесения в Коломенском.

Купола-луковицы

Основным типом куполов Русских Православных храмов являются купола-луковицы. Происхождение таких куполов до сих пор является для учёных предметом споров. Некоторые исследователи считают, что такая форма кровли была выбрана, чтобы облегчить уборку снега и льда с неё в зимний период.

Но такие же купола распространены и в южных странах — в Индии, Турции и на Среднем Востоке. В России луковичный купол венчает самую высокую башню собора Василия Блаженного.

Другие виды храмовых куполов

Существует ещё множество типов куполов, которые не характерны для Русского Православия, но распространены в других странах или конфессиях. Например, овальный купол, который является одной из характерных черт архитектуры стиля барокко. Или купол-зонтик, свод которого разделён на сегменты рёбрами, принимающими на себя вертикальную нагрузку. Такие купола были распространены в Риме и Византии.

Также выделяются купола-блюдца, которые не теряют популярности по сей день. Они используются не только в культовых сооружениях, но и в интерьере современных зданий. Это самый низкий тип купола, он позволяет сооружать наиболее масштабные куполовидные кровли.

Что обозначают другие цвета куполов и стен храмов

Если церковь имеет белый цвет стен, то посвящена она Преображению или Вознесению Иисуса Христа. Храм голубого цвета посвящен Божьей Матери. Если же он выкрашен в красный цвет, то скорей всего мученику. Желтые храмы посвящают святителям, а зеленые преподобным.

Синие купола

Храмы, которые посвящены пресвятой Богородице, имеют купола синего цвета. Он символизирует собой непорочность. Кроме того, на них изображают звезды, которые напоминают о Вифлеемской звезде – символе благой вести.

Чёрного цвета

Черный цвет является символом монашества, поэтому он и встречается обычно на обителях. Как пример, можно привести Покровский монастырь.

Зелёные купола

Святой Троице – Богу-отцу, Богу-сыну и Святому духу посвящены купола имеющие зеленый окрас.  Для православных верующих именно этот цвет является символов Святого Духа. Некоторые храмы с зелеными куполами также могут быть посвящены святым. Иногда купола таких храмов также выкрашивают в серебристый цвет.

Разноцветные купола

Один из красивейших храмов России и визитная карточка Москвы – Храм Василия Блаженного, имеет разноцветные купола. Они символизируют собой красоту небесного царства.

История купола-луковицы


Фото: Photoforum.ru Однозначного мнения среди архитекторов и историков о возникновении луковичной главы не существует. Эту проблему изучали многие ученые, в том числе академик Борис Рыбаков. Он проанализировал древние иллюстрированные рукописи и нашел изображения луковиц на макушках церквей в источниках, датированных 13 веком.

Его мнение поддержал археолог Николай Воронин, который отметил, что наряду с распространенной в древней Руси шлемовидной формой, встречалась и луковичная форма куполов. Хотя ранее считалось, что купола в виде шлемов русских богатырей являлись более ранними, чем купола-луковицы. А до шлемовидных куполов древнерусские церкви украшали полусферы, как на византийских церквях, что, конечно, логично

Еще один известный историк, изучавший древнерусскую архитектуру, Сергей Заграевский, обнаружил в летописях 12 века сведения о луковичных главах. Таким образом, исследования ученых делают Россию возможной родоначальницей этого вида покрытия храмов.

Но другие исследователи считают, что такие купола были позаимствованы у мусульман, на мечетях которых также используются шарообразные купола.

Самая вероятная и интересная версия в том, что эти виды куполов являются развитием друг друга. Сначала – византийские купола, затем их увенчали островерхие шлемовидные, и, наконец, появились более изящные и символичные луковицы.

Откуда пришел обычай?

Традиция покрывать купола золотом пришла на Русь из Византии. В то время на русских христиан большое впечатление произвел самый огромный храм в Константинополе, называемый собором Святой Софии. Представьте себе, что на его возведение ушли доходы империи за три года. Таким образом император Юстиниан хотел превзойти самого царя Соломона, построившего храм в Иерусалиме. У императора было желание покрыть золотом фундамент, стены и купола Софии. Но от подобного шага его предостерегли мудрецы, предрекшие приход в Константинополь бедных царей, которые уничтожат храм до основания.

Профессиям курьера, официанта и водителя предрекли изчезновение

Cписок профессий, кому положена двойная пенсия

Аналитики сообщают, что последствия блокировки Суэцкого конала будут до лета

Сохранилось описание Софии епископа Антония, посещавшего Византию в тринадцатом веке. Священнослужитель восхищался внутренним убранством и золотым иконостасом, крестом с жемчугом и драгоценными каменьями.

Как изготавливаются купола

Купол – очень “полезная” конструкция, которая сильно ценится в архитектуре. Использование этого строения позволяет перекрывать большие пространства с минимальным применением дополнительных опор. Современный церковный купол, как правило, состоит из металлического каркаса, корпуса из стеклопластика и кровельной облицовки.

На сегодняшний день от большинства золотых куполов осталось только название. Ввиду своей дороговизны и недолговечности природное золото применяют всё реже и реже. На смену ему пришел нитрид титана, которым покрывают пластины из нержавеющей стали. Этот материал мало чем уступает золоту по красоте, но превосходит в надежности и легкости обработки. Покрытые нитридом титана панели крепятся к опоре купола, после чего он возносится наверх.

Несомненно точно, что куполостроение – уникальное ремесло. Оно сочетает в себе гения архитектурной мысли и глубину библейских подтекстов.

Архитектура

Значение цветов куполов

Золотой цвет

Фото: Azbyka.ru

Чаще всего в православной традиции купола делают золотыми. Изначально на них наносилось сусальное золото, сейчас повсеместно используется менее затратная технология с нанесением нитрида титана.

Синий цвет

Фото: Sobory.ru

В некоторых случаях купола отличаются по цветам. Синие традиционно устанавливают на церквях Рождества Христова или над храмами, посвященными Богоматери. Если символическое значение связано со Спасителем, то это олицетворение Вифлеемской звезды, а если с Божьей Матерью, то покровом Богородицы, который и на иконах часто бывает синего цвета.

Серебряный цвет

Фото: Vologda-mitropolia.ru

Редко можно встретить серебряные купола, символизирующие святость и чистоту. Как правило, такие храмы построены в честь конкретных святых. Еще более редкие черные купола. Данный цвет в православной традиции тесно связан с монашеством, поэтому такие купола преимущественно встречаются в храмах, расположенных на территории монастырей.

Зеленый цвет

Фото: Sobory.ru

Зеленый цвет в христианской традиции является олицетворением Святого Духа. Поэтому такие купола возводят над храмами, посвященными Святой Троице.

Внешние ссылки [ править ]

vтеКрыши
Формы крыши
  • Бочковая крыша
  • Доска крыши
  • Бочка кровля
  • Крыша-бабочка
  • Clerestory
  • Коническая крыша
  • Купол
  • Плоская крыша
  • двускатная крыша
  • Фронтальная крыша
  • Крыша Gambrel
  • Полуаватная крыша
  • Вальмовая крыша
  • Мансардная крыша
  • Седельная крыша
  • Пилообразная крыша
  • Односкатная крыша
  • Шатровая крыша
Элементы крыши
  • Чердак
  • Воротник-балка
  • Дормер
  • Карнизы
  • Мигает
  • Гейбл
  • Желоб
  • Балка
  • Лофт
  • Purlin
  • Стропила
  • Линия крыши
  • Конек крыши
  • Терраса на крыше
  • Черепица
  • Ферма крыши
  • Мансардное окно
  • Небесный свет
  • Ветровая скоба
vтеИсламская архитектура
Стили
  • Аббасид
  • Анатолий Бейликс
  • Бенгальский
  • Фатимид
  • Хауса
  • Индо-исламский

    Могол

  • Индонезийский /
  • Мамлюк
  • Мавританский
  • Марокканский
  • Османский
  • Пакистанский
  • Персидский ( хорасанский , рази , азербайджанский , исфаханский , народный , хашт-бихиштский )
  • Сельджук
  • Сомалийский
  • Судано-сахелианский
  • Татарский
  • Омейяды
Элементы
Материалы
  • Кадад
  • Таделакт
Мечеть Аль-Харам в Мекке
Арки
  • Чахартак ( четырехарочная конструкция)
  • Разгрузочная дуга
  • Четырехцентровая арка
  • Подковообразная арка
  • Арка из ламбрекена
  • Многослойная арка
  • Прищуриться
Крыши
  • Купол ( арабский купол / / персидский купол / южноазиатский купол )
  • Полукупольный
  • Таджуг
  • Чхаджа (карниз)
Религиозные объекты
  • Аназа
  • Бедуг
  • Дикка
  • Гонбад
  • Хуссайния
  • Имамзаде
  • Кисва
  • Музыкальные колонки
  • Максура
  • Михраб
  • Минарет
  • Минбар
  • Müezzin mahfili
  • Кибла
  • Зарих
Украшения
  • ( Для обзора см. Исламский орнамент )
  • Аблак (разноцветный тесак )
  • Альфиз
  • Арабески
  • Banna’i
  • Гирих
  • Гирихская плитка
  • Исламская каллиграфия
  • Исламские геометрические узоры
  • Джали
  • Мокарабе
  • Лампа для мечети
  • Мукарнас
  • Нагаш живопись
  • Кашаны
  • Себка (Darj-wa-ktaf)
  • Шабака
  • Шамса
  • Сокаррат
  • Есерия
  • Зеллий
Номера
  • Андаруни
  • Гарем
  • Иван
  • Ливан (прихожая)
  • Хош
  • Каа
  • Зенана
Сады
  • Баг
  • Чарбаг
  • Исламский сад
  • Могольские сады
  • Райский сад
  • Персидские сады
  • Светоотражающий бассейн
  • Риад
Наружные объекты
  • Чхатри
  • Eidgah
  • Мехуар
  • Себил
  • Шадирван
Пассивное охлаждение
  • Гипостиль
  • Хауз (фонтанный тип)
  • Джарокха
  • Кучех
  • Машрабия
  • Ривак (аркада)
  • Сан (двор)
  • Саласабил (фонтанный тип)
  • Шабестан
  • Затеняющие зонтики
  • Windcatcher
Типы
Религиозный
  • Дарга
  • Гунбэй
  • Джама Масджид
  • Джамаат Хана
  • Ханка
  • Külliye
  • Медресе
  • Макам
  • Макбара
  • Mazar
  • Мечеть
  • Musalla
  • Кубба
  • Рауза
  • Сурау
  • Текье
  • Türbe
  • Завия
Гражданское лицо
  • Барадари
  • Базар
  • Караван-сарай
  • Дар аль-Шифа (Бимаристан)
  • Горфа
  • Kasbah
  • Махал
  • Квартал Медина
  • Souq
  • Турецкая баня (Хаммам)
  • Хорошо дом
Военный
  • Башня Альбаррана
  • Алькасаба
  • Алькасар
  • Амсар
  • Kasbah
  • Ксарь
  • Калат
  • Рибат
Ресурсы
  • Премия Ага Хана в области архитектуры
  • ArchNet
  • Музей без границ
Влияния
  • Индо-сарацинское возрождение
  • Мавританское возрождение
  • Мудехар
Страницы категорий
  • Арабская архитектура
  • Берберская архитектура
  • Иранская архитектура
  • Исламская архитектура
  • Марокканская архитектура
  • Могольская архитектура
  • Османская архитектура
  • Йеменская архитектура
Часть исламского искусства

Современный вид

Деревянные церкви в Кижах и Вытегре имеют целых двадцать пять луковичных куполов.

В 1946 году историк Борис Рыбаков , анализируя миниатюры древнерусских летописей, отмечал, что в большинстве из них, начиная с XIII века, есть церкви с луковичными куполами, а не с шлемовыми. Николай Воронин , крупнейший авторитет в области домонгольской русской архитектуры, поддержал его мнение о том, что луковичные купола существовали в России еще в XIII веке, хотя, по-видимому, они не могли иметь широкого распространения. Эти находки показали, что русские луковые купола не могли быть импортированы с Востока, где луковые купола не заменяли сферические купола до пятнадцатого века.

Сергей Заграевский , историк современного искусства, исследовал сотни русских икон и миниатюр, начиная с XI века. Он пришел к выводу, что на большинстве икон, написанных после монгольского нашествия на Русь, изображены только луковичные купола. Первые луковичные купола изображены на некоторых изображениях XII века (две миниатюры из Добрылова Евангелия). Он нашел только одну икону конца пятнадцатого века с куполом, напоминающим шлем, а не луковицей. Его находки побудили его отклонить фрагменты куполов шлемов, обнаруженные реставраторами под современными луковичными куполами, как постпетровские стилизации, призванные воспроизвести знакомые формы византийских куполов. Заграевский также указал, что самые старые изображения двух Владимирских соборов представляют их как имеющие луковичные купола до того, как они были заменены классическими шлемовыми куполами. Он объясняет повсеместное появление луковичных куполов в конце XIII века общим упором на вертикальность, характерную для русской церковной архитектуры конца XII — начала XV веков. В тот период крыльцы, пилястры, своды и барабаны были устроены таким образом, чтобы создать вертикальную опору, чтобы церковь казалась выше, чем она была на самом деле. Кажется логичным, что удлиненные или луковичные купола были частью той же протоготической тенденции, направленной на достижение пирамидального вертикального акцента

Еще одно важное соображение, предложенное Заграевским, связывает луковичную форму русских куполов с весом традиционных русских крестов, которые намного больше и сложнее тех, что использовались в Византии и Киевской Руси. Такие тяжеловесные кресты упали бы на мель во время шторма, если бы они не были прикреплены к крупным камням, традиционно помещаемым внутри вытянутых куполов русских церквей

Внутри плоского купола византийского типа такой камень разместить невозможно.

Почему именно луковица?

Фото: Tagileparhiya.ru

В чем смысл такой интересной и сложной формы купола? Здесь есть четыре версии:

  • прежде всего, существует практическая версия, которая говорит о том, что на такой крыше не скапливался снег. Ведь в России зимы бывают порой очень многоснежные и очищать его с вершин храма было крайне проблематично;
  • архитектурно-техническая версия говорит о том, что на Руси купола делали из дощечек, и именно луковичная форма проще удавалась из такого материала;
  • версия археологов говорит о том, что с любой стороны такой купол выглядел заметным и величественным;
  • такие купола похожи на зажженные свечи, которые символизируют стремление человеческой души к Богу.

Эти объяснения совершенно не исключают друг друга, а вполне дополняют. Поэтому каждый из смыслов логично сочетается с другими.

Символическое значение куполов

Что означает количество куполов на церкви

Один купол — символ Единого Бога. Однокупольные церкви встречаются в простом и лаконичном новгородском зодчестве (Церковь Спаса на Ильине улице). Церкви с двумя куполами больше характерны для католичества и в православии встречаются редко. Они указывают на две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую. Три купола ассоциируются со Святой Троицей и в православной архитектуре встречаются куда чаще (Смольный собор в Санкт-Петербурге).

Храмы с пятью куполами встречаются в России повсеместно. Пять куполов олицетворяют Господа в окружении четырёх евангелистов — святых апостолов Иоанна, Матфея, Марка и Луки. У числа семь в православии множество значений — семь главных добродетелей, семь Вселенских Соборов, семь семь церковных Таинств. Иногда в этот перечень включают семь дней недели. Классический пример — собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девятиглавые храмы напоминают нам о девяти ангельских чинах — Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы (“Спас на крови”). Тринадцать куполов отсылают нас к картине Тайной Вечери — Иисус в окружении двенадцати учеников. Большее количество куполов в Православии практически не встречается.

Цвета куполов и их значение

Почему купола церквей золотые? Дело в том, что цвет куполов православных храмов тоже имеет значение. Золотой цвет — самый распространённый. Золотые купола обычно ставят над храмами в честь великих праздников — Рождества, Благовещения, Сретения (Успенский, Благовещенский и Архангельский кремлёвские соборы).

В наше время сложная и затратная технология нанесения на основу купола сусального золота уступила место способу нанесения нитрида титана. Современный аналог который куда менее капризен в уходе и куда более долговечен.

Синие купола со звёздами обычно красуются над церквями Рождества Христова или над храмами, посвящёнными Божьей Матери. В первом случае звёзды на синем фоне символизируют Вифлеемскую звезду, указавшую на место рождения Спасителя. Во втором — на покров Пресвятой Богородицы, который на иконах нередко изображается синим и со “звёздным” узором (Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге).

Серебряный цвет на куполах встречается довольно редко. Он символизирует чистоту и святость. Храмы с куполами серебряного цвета почти всегда освящены в честь святых (Софийский собор в Новгороде). Чёрный цвет куполов встречается ещё реже. Этот цвет в православии связан с монашеством, из-за чего чёрные матовые купола украшают в основном монастырские храмы (собор Донского монастыря в Москве).

Зелёный цвет в Православии — символ Святого Духа. Поэтому чаще всего зелёные купола возвышаются над храмами в честь Святой Троицы (храмовый комплекс “Кулич и пасха” в Санкт-Петербурге).

Последний вид куполов — разноцветный, который встречается реже всего. Он известен нам по таким монументальным произведениям русского православного зодчества, как собор Василия Блаженного в Москве и “Спас на крови” в Санкт-Петербурге. Разноцветные купола свидетельствуют верующим о неописуемой красоте Царства Небесного.

Четвёртый Латеранский собор

Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.

За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.

Почему на православных храмах золотые купола

Храм имеют для православных огромное значение. Это место покой, я котором можно найти духовное успокоение и поддержку. При этом они еще и обладают удивительной, неповторимой архитектурой.

Купола на церквах появились еще во времена Византии. Именно эта страна стала истоком христианства для славян. Князь Владимир после посещения Константинополя и разговора с Патриархам, принял решение крестить Русь.

Архитектура же храмов несет в себе особый христианский символизм. Так, купола — это воплощение небесного и вечного на земле. При этом особое значение имеет и цвет куполов, а также их количество.

На Руси получили широкое распространение купола золотого цвета. Не случайно же о Москве говорят златоглавая. Этот цвет для православных верующих является символом небесной славы, вечности и Божьего царства. Среди подарков волхвов, принесенных ими к колыбели младенца Христа, было и золото.

Золотыми купола делают у главных храмов. Они посвящены Иисусу Христу и двунадесятым праздникам. Примечательно, что позолота куполов это сугубо православная традиция. Представители других конфессий не практикуют подобное.

При этом у православных верующих купола могут быть и иного цвета. Встречаются черные, голубые, зеленые, и зная, что они символизируют

На международном уровне [ править ]

Азия

Луковый купол встречается не только в русской архитектуре : он также широко использовался в архитектуре Великих Моголов , которая позже повлияла на индо-сарацинскую архитектуру . За пределами Индии он также используется в Иране и других странах Ближнего Востока и Центральной Азии . В конце XIX века голландцы построили Большую мечеть Байтуррахман в Ачехе, Индонезия , с куполом в форме луковицы. С тех пор форма купола использовалась во многих мечетях Индонезии. [ необходима цитата ]

  • Мечеть Бадшахи в Лахоре ( Пакистан )

  • Большая мечеть Байтуррахмана из Ачеха ( Индонезия )

  • Мечеть Убудиа в Куала-Кангсар , Перак ( Малайзия )

  • Пагода храма Чунцзюэ в Шаньдуне ( Китай )

Европа

Западные и Центральные страны

Купола в стиле барокко в форме лука (или других овощей или бутонов) были распространены и в Священной Римской империи . Первый был построен в 1576 году архитектором (1512–1594) в церкви в Аугсбурге . Обычно изготавливается из медного листа, Купола появляются на католическое церкви по всей южной Германии , Чехии , Австрии и Сардинии и северо — востоке Италии . Луковые купола также были излюбленными австрийскими архитекторами 20 века.Friedensreich Hundertwasser . [ необходима цитата ]

  • Церковь Святого Леонарда в Миттерзилле ( Австрия )

  • Церковь Святой Марии в Мюнхене ( Германия )

  • Купол колокольни собора Ористано , Сардиния ( Италия )

  • Сан-Лазаро-дельи-Армени из Венеции ( Италия )

Южные страны

Купол церкви Святого Афанасия в Селци ( Северная Македония )

Америка

Единственный в мире кукурузный дворец , туристическая достопримечательность и баскетбольная арена в Митчелле , Южная Дакота , также имеет луковые купола на крыше здания.

  • Единственный в мире кукурузный дворец в Митчелле ( Южная Дакота , США)

  • Лонгвуд в Натчезе ( Миссисипи , США)

  • Блок Фуллера в Спрингфилде ( Массачусетс , США), купола с тех пор удалены

Комментировать
0
5
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев