Апостол петр — хранитель ключей от рая. житие апостола петра

Апостол петр — хранитель ключей от рая. житие апостола петра

Апостол петр — хранитель ключей от рая. житие апостола петра
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
30 января 2020

Распятие апостола

Некоторые путают данную символику с сатанинскими течениями. В антихристианских учениях используется именно перевернутый крест как некая насмешка и непочтение вере православных и католиков. На самом деле распятие апостола Петра не имеет с этим ничего общего. Как таковое оно не используется в богослужении, но имеет место быть в качестве исторического факта. Кроме того, крест Петра вырезан на спинке трона Папы Римского, так как этот апостол считается основателем католической церкви. Тем не менее более широкое распространение данного распятия вызывает у многих, в основном неверующих и несведущих в церковных делах, много споров и разногласий. Так, например, когда папа Римский прибыл с визитом в Израиль с Петровским (перевернутым) крестом, многие расценили это как его скрытую принадлежность к сатанизму. Изображение этого распятия на епитрахили (церковном одеянии) главы католической церкви также вызывает двусмысленные ассоциации у атеистов, осуждающих поступок ученика Христова. Тем не менее простому человеку невозможно справедливо судить о Петре, который смог оправиться от человеческой немощи и духовно возвыситься. Будучи «нищим духом», апостол Петр, биография которого сложна и многогранна, не дерзнул встать на место Христа. Но, отстаивая свою веру, он умирает в мучениях так же, как некогда Сын Божий.

Почему ключи от Рая у Апостола Петра?

На берегу Тивериадского озера ликовали апостолы: «Спаситель воскрес! Он снова с нами!» Среди общего ликования только один человек оставался унылым. Это был Пётр, отпавший.

На душе Петра лежал тяжкий грех – он трижды отрёкся от Христа! Он, восклицавший, что более других любит Учителя, что он готов умереть за Него, оказался жалким трусом…

Скажите ученикам Его и Петру, — такими словами призвал Ангел жён-мироносиц поведать о Воскресении Христа. Это был приговор. Пётр исключался из учеников Спасителя.

И вот Пётр сидит у костра среди апостолов и Господа. Сердце его переполняет горечь и любовь к Богу.

Наконец Христос трижды вопрошает его:

— Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?

И с каждым разом, всё ниже опуская повинную голову, Пётр отвечает:

— Господи, ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

И только после третьего исповедания любви святой Пётр услышал долгожданный им призыв: Иди за Мною.

Понуждая Апостола Петра на исповедании Любви, Христос преподал ему великий урок смирения, а через Петра и каждому из нас: Любовь к Господу не терпит рядом с собой гордыни, самолюбования и зависти.

Пётр прощён. Он восстановлен в апостольском звании. Но все последующие дни земной жизни его глаза не просыхали от слёз – бессонные ночи святой Пётр проводил на коленях, взывая к Богу:

— Прости! Прости моё отречение от Тебя.

И ещё один урок преподаёт Спаситель святому Петру, а через него и нам.

Да, Пётр прощён, но в его сердце вновь шевельнулась зависть к одному из любимейших учеников Господа – Иоанну, и желание Петра быть лучшим, и Пётр ревниво спрашивает:

— Господи, а он что?

И Господь сурово ответствовал ему:

— Что тебе до этого? Ты иди за Мною.

А через Петра Христос обращается к каждому из нас: что тебе до того? Если кто-то другой лучше тебя, талантливее, ты иди за Мною, то есть иди и не оглядывайся по сторонам, не смотри на других.

Да, святой Пётр всё время спотыкался и падал, но он обладал главным достоинством – подниматься и возрождаться из пепла греха через покаяния, поэтому и «не страшно падать, страшно не подняться».

И именно Петру Господь вручил ключи от рая, самому пылкому и самому нестойкому из Своих учеников: «Никому из несогрешивших апостолов Господь не вверил ключей от Царствия Небесного, но дал их Петру – и это для того, чтобы, когда сей апостол увидит в каком-либо грешнике сокрушение о грехах, то привёл бы себе на память собственное грехопадение – и помог бы кающемуся получит спасение».

Иди за Мною, — призвал Иисус прощённого и восстановленного в апостольском звании святого Петра. И это был призыв на Крестный путь, на подвиг страданий за род человеческий. И святой Пётр доблестно и радостно переносил все страдания и лишения – и увенчал свои земные подвиги высочайшим деянием – сораспятием Христу!

И каждого из нас Господь призывает: Иди за Мною. И «не допускай себе мысли, что на земле – наслаждение, а на небесах – покаяние. Здесь ищи разрешения от грехов, и тогда святой Пётр отверзет тебе двери в Царствие Небесное…»

Людмила Копысова

помощница настоятеля храма с.Валамаз

Назад к списку

Сравнение с предательством Иуды Искариота

Фото: Ikonaspas.ru

С тех пор, как утверждает предание, глаза Петра всегда оставались красными. Это происходило из-за того, что он до конца жизни каждый раз начинал плакать, заслышав крик петуха. Это лучшее свидетельство не только раскаяния, но и последовавшего за ним покаяния.

К тому же отречение Петра – это грех человеческой немощи. Грех, с которым рано или поздно сталкивается каждый человек. Если после его совершения верующий искренне признается себе в нем и раскается, то будет прощен Господом.

Грех, который совершил Иуда, имеет иную природу. Это грех человеческого выбора, который может совершиться в пользу предательства и получения конкретной материальной выгоды. Или можно от него удержаться. Это не тот случай, когда все происходит сиюминутно, кажется, будто ты находился в тумане. Это грех, совершаемый осознанно в трезвом уме и твердой памяти.

По правую руку от Христа

С апостолом Петром связано много библейских сюжетов. Один из них повествует о том, как Симон и его товарищи занимались всю ночь рыболовством, но так и не смогли ничего поймать. И лишь под утро, когда Господь вошел в лодку будущего апостола, приказав вновь закинуть рыболовные сети, тот получил большой улов. Рыбы было настолько много, что часть улова пришлось расположить в соседнем судне его товарищей. Симон был объят ужасом от небывалого количества рыбы. С сердечным трепетом он обратился ко Господу и, упав на колени, попросил Его покинуть лодку, считая себя недостойным находится рядом с Иисусом Христом. Но Господь, избрав для себя Симона в качестве своего верного ученика, поднял его с колен и провозгласил не только «ловцом рыбы, но и людей». Под грузом улова обе лодки начали тонуть, но Господь помог рыбакам вытащить судна на берег. Оставив все, мужчина последовал за Христом, став приближенным учеником наряду с Иоанном Богословом и Иаковом.

Смерть ученика

Апостол Петр заведомо по воле Божией знал, когда придет его кончина. В то время он смог обратить в христианскую веру 2 жен римского императора Нерона, чем вызвал небывалый гнев правителя. Христиане, которых гнали и истребляли в тот период, уговорили апостола покинуть город во избежание гибели. Выходя из ворот, Петр встретил на своем пути самого Христа. Удивленный апостол спросил у сына Божьего, куда Он направляется, и услышал ответ: «Чтобы вновь быть распятым». В тот момент Петр осознал, что пришла его очередь пострадать за веру и войти в Царство Небесное. Он смиренно вернулся в город и был схвачен язычниками. Смерть апостола Петра была мучительной – он был распят на кресте. Единственное, что ему удалось – это уговорить палачей казнить его вниз головой. Симон считал, что не достоин умереть той же смертью, что и сам Мессия. Именно поэтому перевернутое распятие – это крест апостола Петра.

Подлинность Послания

Второе Послание Апостола Петра, несмотря на происхождение своё от него и назначение тем же лицам, которым было писано первое Послание (2Пет. 3:1), очень долгое время подвергалось сомнению в первенствующей Церкви и оспаривается у Апостола Петра и в новые времена. О сомнении древних свидетельствует Ориген (in Ioann., р. 88), Дидим Александрийский (Comm. in. hanc. ep. ad. fm.), Евсевий (Η. eccl. III, 3 и 25), Амфилохий (у Григория Богослова Carm. 125), Иероним (De viris ill. с. 1).

READ  Все молитвы святителю василию рязанскому чудотворцу

В древнем Сирском переводе Нового Завета этого Послания не было, в каталоге Муратория оно не упоминается, и у Западных писателей до конца 4-го века на него нет ясных указаний. Но у тех же самых и у других писателей есть указания на существование этого Послания и ссылки на него, как на писание Апостольское [и с несомненностью можно увериться, что оно уже со второго века признавалось подлинным в Церкви Александрийской.

Под именем Петрова – и несомненного – его цитируют Ориген (in Iosuam hom. 7) и Дидим – вероятно, в зрелом возрасте отказавшийся от своих юно­шеских сомнений (Enarr. in ep Iudae), а Климент Александрийский, кажется, писал на него своё толкование (Кассиодора Instit. div. litt. praef. et c. 8 – Фотия Biblioth. cod. 109).

Затем идёт целый ряд свидетельств: Кирилла Иерусалимского (Catech. 4), Афанасия Александрийского (Synops et Orat. 2 contra Arian.), Григория Бого­слова (carm. 34), Илария (de Trinit. lib. 1), Августина (lib. 2 de Doctr. chr), Амвросия (De incarn. c. 8), Иеронима (lib. I, contr. Jovin). У Евсевия (Н. eccl. II, 23) оно причисляется к Соборным.

Соборы Лаодикийский (правило 60-е) и 3-й Карфагенский (правило 47-е) считают его каноническим. Ефрем Сирин (Serm. contra impudic.) и Иоанн Дамаскин (1:4, с.18 De fide Orth.) свидетельствуют о веровании Цер­кви Сирийской; а очень ранния, хотя и не совсем ясныя, ссылки на это Послание в Посланиях Климента Римского (1 Соr. 7 и 11), в Пастыре Ермы (Vis. 3:7; 4:3), у Иринея (Adv. haer. 5:23.2), говорят о таком же веровании и признании этого Послания на Западе].

Блаженный Иероним объясняет даже и причину сомнений в подлиннос­ти 2-го Послания, находя её в разности слога между 1-м и 2-м Посланиями (Ep.ad Hedib. Q. 2).

.

В новейшие времена (начиная с Эразма Роттердамскаго, Кальвина, Гроция) в подлинности этого Послания начали сомневаться более на основании сомнений древних; но кроме внешних свидетельств о Послании, в нём есть многия внутренния доказательства в пользу принадлежности его Апостолу Петру. Писатель называет себя Симоном Петром, рабом и Апосто­лом Иисуса Христа, говорит о том, что он удостоился быть свидетелем Преображения Господня (1:17–18­Мф. 17:1), включает себя в число Апосто­лов, проповедников Евангелия (1:16­3:2), Апостола Петра называет своим возлюбленным братом и говорит о его писаниях и извращении их еретиками (3:15–16), на что жалуется неоднократно и сам Апостол Павел (2Сол. 2:2· 2Кор. 10:10); упоминает о том, что это его второе Послание (3:1) и обраща­ется к своим читателям с тою же любовью и такою же заботливостью с какими он писал первое Послание. Дух Послания и характер наставления чисто Апостольские. Даже разность в языке, на которую указывает Иероним не так велика, чтобы могла служить основанием сомнений в подлинности Послания. Она достаточно объясняется обстоятельствами происхождения его и зависимостью от Послания Апостола Иуды.

«Нас же всех соедини друг ко другу»

Литургия в переводе с греческого – «общественное служение», «общее дело», общее дело всех христиан, поэтому Литургия по определению не может совершаться в пустом храме, не может священник для самого себя ее совершать

Принципиально важно, чтобы хоть несколько человек даже в самые «незначительные» будние дни, участвовали в Божественной литургии, причащались Тела и Крови Христовых

Но Великий Четверг – это тот день, когда все без исключения стараются принять участие в этом таинстве, разделить трапезу Господню, быть вместе и друг с другом, и со Христом, когда Спаситель соединяет всех нас воедино.

Сейчас мы поговорим о композиции «Причащение апостолов», которую мы видим, например, здесь, в иконостасе Никольского придела храма Святителя Николая в Кленниках.

А в Казанском приделе нашего храма на алтарной преграде мы увидим белокаменный барельеф, изображающий Причащение апостолов. Справа и слева от апостолов мы видим такую надпись: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие», – это слова из текста божественной литургии святителя Василия Великого.

Как они важны, как они должны быть дороги для каждого из нас. «Всех нас, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друк ко другу, в причастие единого Святого Духа» – это призыв к единству и друг с другом, и со Христом, и во Христе.

Что происходило на Тайной Вечере?

Mногие подробности того, что Иисус делал и говорил на ТайнойВечере, зафиксированы в Новом Завете.

Вопросы об Иисусе и о Церкви09.05.2018

Те несколькочасов, которые предшествовали Страстям и крестной смерти Иисуса, запечатлелись в памяти и сердцах тех, кто был с Ним, с необыкновенной силой.

По этой причине многие подробности того, что Иисус делал и говорил на ТайнойВечере, зафиксированы в Новом Завете. Данный эпизод жизни Спасителя вообще принадлежит к числу тех, о которых сообщается наиболее детально (по мнению Иоахима Иеремиаса). В этом случае, вместе с Иисусом были только Двенадцать Апостолов (Мф 26,20; Мк 14,17.20; Лк 22,14). Ни Пресвятой Девы Марии, Его Матери, ни кого-либо из других святых женщин с ними не было.

В том варианте рассказа о Тайной Вечере, который изложен в «Евангелии отИоанна», говорится, что Иисус тогда совершил такое деяние, полное скрытого смысла, который Он объяснил после завершения этого дела, как омовение ног Его учеников. Таким путем Иисус подал Своим последователям пример смиренного служения друг другу (Ин 13,1-20). Затем следует один из наиболее драматичных моментов данного эпизода: Иисус объявляет, что один из присутствующих собирается предать Его. Ученики в недоумении смотрят друг на друга, ошеломленные этими словами. Иисус же сдержанно указывает на Иуду, как на предателя (Мф 26,20-25; Мк 14,17-21; Лк 22,14 и Ин 13,21-22).

Если говорить об этом ужине как таковом, наиболее удивительным явлением во время него было установление Таинства Святой Евхаристии. В Новом Завете существует четыре варианта рассказа о данном событии. Так, об этом сообщается в трех синоптических Евангелиях (Мф 26,26-29; Мк 14,22-25; Лк 22,14-20) и в одном из Посланий св. Апостола Павла (1 Кор 11,23-26). Все эти повествования очень схожи между собой. Они весьма лаконичны: в каждом из них содержится всего по несколько стихов. Таким образом, были зафиксированы действия и слова Иисуса, сказанные Его ученикам, давшие начало данному Святому Таинству, и ставшие центральным элементом нового ритуала. Вот что рассказывает об этом св. евангелист Лука: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22,19).

В данных словах раскрывается огромное различие между тем, что произошло во время конкретно этой Трапезы, на которой присутствовал Иисус и Его Апостолы, по сравнению с обычным ужином. Ведь во время Тайной Вечери Иисус раздавал ученикам совсем не хлеб. Под видом хлеба было сокрыто нечто совершенно другое: «Сие есть Тело Мое». И Иисус дал присутствовавшим там Апостолам власть, необходимую для повторения того, что Он только чтосделал: «Сие творите в Мое воспоминание».

В конце Тайной Вечери произошло еще одно особое событие, уместное именно тогда. Святой евангелист Лука сообщает, что Иисус взял «также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22,20).

Апостолам стало понятно, что ранее во время этой необычной Трапезы они стали свидетелями того, что им было дано в пищу Тело Иисуса под видом хлеба. Теперь же, подобно этому, им была предложена в питие Кровь Иисуса в чаше под видом вина. Вследствие данных событий в христианской традиции стало принято считать, что окормление учеников ИисусаЕго Телом и Кровью, которое надлежало в будущем совершать в память о Нем, было действительным знаком той Жертвы, которая должна была достигнуть своего апогея на Кресте несколькими часами позже.

И в дальнейшем, каждая Святая Месса стала воспоминанием и бескровным осуществлением в настоящий момент страданий, крестной смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме того, в конце Тайной Вечери Иисус продолжал говорить с таким волнением, что эти слова, также, глубоко проникли в сердца Его Апостолов. «Евангелие от Иоанна» воспроизводит эту длительную и волнующую беседу. Именно в этот моментИисус произносит новую заповедь, выполнение которой станет отличительной особенностью христианина: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13,34-35).

READ  Молитвы на сдачу экзамена

Почему Петр отрекся от Иисуса Христа?

Фото: Pravmir.ru

Может показаться, что отречение было практически случайным, став секундной слабостью. Или у Петра сработал естественный инстинкт самосохранения. При этом неоспоримо, что отречение состоялось, лидер среди учеников Иисуса, хотя бы на несколько минут, но признал, что в этот момент стоит отказаться от своей связи с Христом, хотя бы в представлении окружающих. Это тяжкое преступление против любви, связывающей людей вместе.

Петр практически сразу раскаялся в содеянном. А вот для покаяния потребовалось время, так как оно предполагало изменения в поступках. Петр не отправился на Голгофу, где среди апостолов находится только Иоанн. Неизвестно, что он делал в субботу, когда тело Спасителя покоилось в гробу.

Зато хорошо известно, что, едва услышав об исчезновении тела, он в числе первых прибыл к месту погребения. Эта поспешность как раз и стала одним из ярких признаков покаяния. Петр не позволил себе отсиживаться дома, сразу отправившись на место, где еще совсем недавно стояла охрана, которая вполне могла произвести арест последователей казненного пророка.

Апостол Петр: отречение и раскаяние

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Когда пасхальная трапеза подходила к концу, Иисус произнес с печалью: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф 26:21). Ученики смутились. Они искренне любили Его, но каждый интуитивно чувствовал, что от любви до предательства может оказаться всего один шаг, и сделать этот шаг можно даже не заметив…

«Не я ли, Господи? Не я ли?» — спрашивали Филипп, Иоанн, Фома, Матфей… «Не я ли?» — спросил и Иуда. Кажется, только один из учеников не задал этот вопрос — Симон, за твердость своей веры получивший от Господа второе имя Кифа (по-арамейски «камень»), или, по-гречески, Петр (греч. πέτρος — «камень, скала»). Петр был уверен: уж он-то Учителя не предаст. И когда Иисус предупредил учеников, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, Петр воскликнул: «Я никогда не соблазнюсь!» И наверное, очень удивился, услышав: Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф 26:33–34).

Потом было Гефсиманское моление, а после — арест Учителя. Его связали и, толкая в спину, повели к дому бывшего первосвященника Анны. Петр и Иоанн поспешили следом. Проникнуть во двор оказалось легко: Иоанна здесь знали. Иисуса ввели в дом, а Петр присел во дворе у костра и стал ждать. Вдруг какая-то служанка указала на него: «Смотрите, а этот тоже из Его учеников!» «Вовсе нет», — пробормотал Петр и отсел подальше от огня. Но тут и другая женщина воскликнула: «Точно, я видела его с Иисусом». «Говорю вам, не знаю этого человека», — отрицал Петр. «Ты даже говоришь с галилейским акцентом, не отпирайся, ты — Его ученик!» — засмеялись еще несколько человек. «Клянусь, нет!» — запротестовал Петр.

И вдруг осознал: что-то не то он говорит… Трагически неправильное. Словно чей-то взгляд почувствовал он на себе. И вспомнил: «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

В этот самый момент за забором закричал петух. Светало. Начиналось утро пятницы, несколько часов спустя его Учитель будет распят.

Петр опрометью кинулся за ворота. Его душили слезы. «Не я ли, Господи? Не я ли?»

Петр был лидером апостолов. Это видно по деталям евангельского повествования: Петр идет ловить рыбу — и остальные следом, Петр исповедует Христа Сыном Божиим — и остальные молча соглашаются.

Взрослый, сложившийся человек, всю жизнь занимавшийся простым физическим трудом, он не привык копаться в себе и, видимо, был уверен, что в любой ситуации сможет поступить как дóлжно. Он не мог допустить, что его горячая любовь и преданность Учителю способны поколебаться.

И тем не менее отречение произошло. Почти само собой, почти случайно.

Можно было бы назвать это минутной слабостью или сработавшим инстинктом самосохранения. И все-таки это было отречение. Пусть на несколько мгновений, но Петр принял мысль, что лучше, правильнее, безопаснее от Христа дистанцироваться, не иметь с Ним ничего общего — по крайней мере, в глазах окружающих. И это было преступление против любви, которая связывает людей воедино и даже помыслить не может увидеть в любимом человеке кого-то другого, отдельного от себя.

Гойя «Раскаявшийся святой Петр» |

Символика игральных карт

Фото: Flickr.com

Суть стандартной колоды карт напоминает классическое иерархическое распределение ролей в обществе во главе с королем. Однако в картах на самой вершине находится не монарх, а как раз Daus. Таким образом, карты становятся не обычной забавой, а моделью превосходства над миром Дьявола, руководящего своими подданными, пусть даже некоторые из них и невольные, ведь он стоит даже выше короля. В этом состоит истинная суть карт, шутить с которыми просто опасно.

В православии существует строжайший церковный запрет даже на прикосновение к картам, которые прямо называются сатанинскими.

Чем знаменит апостол Петр?

Фото: Ru.Wikipedia.org

Святые Петр и Павел являются одними из самых известных апостолов и ревнителей христианской веры. При этом их характеры были полными противоположностями. Если один отличался ораторским мастерством, то второй был простым, но очень вдохновенным человеком.

В миру Петра звали Симоном. Имя, под которым он стал известен всем христианам, апостол получил от Иисуса Христа. В переводе с древнееврейского оно означает «камень». Петр был бесхитростным и искренним человеком, не имевшем выдающегося образования. При этом отличался горячим нравом и удивительным образным мышлением. Нередко он выступал с речами, которые заставляли людей подняться и следовать за ним.

Петр является непосредственным участником многих эпизодов, которые упоминаются в Священном Писании. Одним из первых чудес Христа стало исцеление тещи будущего апостола. Также он участвовал в ловле рыбы, когда, благодаря Иисусу, было огромное количество улова.

Позже Петр стал очевидцем Преображения Сына Господа, перед его арестом клялся, что никогда не отречется от своего учителя, однако нарушил слово спустя всего несколько часов, причем неоднократно. Он раскаялся в своем поступке, нашел мужество признаться в предательстве, собственной слабости перед обстоятельствами. Когда Петр покаялся, Господь утвердил его апостольское звание.

Его вместе с Павлом начали почитать после казни апостолов. Оба погибли мучениками, место их казни было признано священным. Церковь всегда прославляла духовную твердость Петра, сотворив вокруг него образ согрешившего, но искренне раскаявшегося верующего.

Апостол — герой сказок и анекдотов

Немецкая сказка «Портной в раю», древнерусская повесть о пьянице, который попал в рай, другие сказки братьев Гримм, русские народные легенды, собранные Александром Афанасьевым, — во всех этих книгах можно найти истории про апостола Петра, который исцеляет принцесс и помогает бедному солдату, вместе со Христом заходит в дома русских крестьян, совершает чудеса, помогает беднякам, наказывает грешников и даже спорит со Спасителем.

Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.

Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.

READ  Икона божией матери "милостивая" в чем помогает, когда нужно молиться?

Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?

История вопроса

Фото: Flickr.com

Карты были известны человечеству издавна, их точное происхождение так и не установлено. Считается, что изобрели игральные колоды китайцы или египтяне. В Европе они появились в XIV веке. На Руси они возникли во времена Ивана Грозного.

Поначалу власти не придавали увлечению карточными играми особого значения, но со временем начали искоренять карточные забавы, усмотрев в них происки нечистой силы. В Уложении 1649 года с карточными игроками предписано делать то же, что и с ворами – пороть, отрубать руки и пальцы.

Отношение к картам стало более терпимым после прихода к власти Петра I. Страсть к азартным играм начали проявлять многие представители высшего сословия. Уже никто не задумывался о том, кто такой туз, что символизируют различные карточные масти.

Власть земная бессильна над гражданами неба

Петр говорит о подчинении не в том смысле, как его понимают хищники в пищевой пирамиде. Качество власти определяется качеством субъектов отношений. Власть, о которой говорит апостол, иной природы иных субъектов.

Вчитаемся в слова апостола внимательнее. В его словесной конструкции власть двухслойна. С одной стороны, мы имеем все приметы власти обычной, административной, а с другой – мы видим, как эта конструкция перевивается божественной тайной и озаряется ангельским светом, идущим из глубин непознаваемой Вселенной. Петр описывает качество субъектов, при котором небесная власть становится не похожа на власть земную. А власть земная бессильна над гражданами неба:

Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

Да будет украшением вашим сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.

Здесь Петр обращается к божественной тайне и благодати, почивающей на тех, кто верит Богу и слушается Его, и изменяющей их пространство до неузнаваемости.

Из всего этого ясно, что речь идет не о месте в вертикали власти или участии в административном насилии, а о месте человека в духовной иерархии и его участии в замысле Бога о Вселенной. Апостол Петр не унижает жен и слуг, а он просит задуматься над тем, зачем Бог тебя послал в этот мир, в эту страну и в это твое звание? Что Христос ждет от тебя в застенках ЧК, с мужем-алкоголиком или в семье современных праведников? Он ждет осмысления человеком замысла Божия о себе и видения себя перед Богом.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Нет ничего противоречивого в том, что апостол Петр называет нас священством и в то же время рабами. Мы для вселенной, лежащей ниже наших ног, для зверей, Земли и материи – боги по благодати. Мы, в той или иной мере, священники для младшего мира – доверенные работники Бога на Земле. Но для тех, кто выше нас: для ангелов, архангелов, святых и Бога, мы, в самом деле, тщеславные ничтожества, живущие исключительно авансом Божественной любви.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества;

Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я бог! Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? – безвестен; А сам собой я быть не мог.

Державин, родившийся в среде, пропитанной духом Церкви, совершенно органично выразил дуализм апостола Петра в краткой и емкой форме своего стиха. Мысли и дух апостола Петра, вошедшие внутрь сердца потомков, поэт воспринял как свои собственные. А мы, в свою очередь, тоже воспринимаем как свое.

Отречение Петра

Фото: Pravmir.ru

Требование верности учеников было нарушено не только предательством Иуды, но и отречением Петра и паническим бегством остальных апостолов. Однако объединять эти поступки нельзя, поскольку существует грань между верностью, пусть несовершенной и вероломным предательством.

Ночью возвращается Иуда, и подойдя к Иисусу целует его, этот сигнал обозначавший, что это Он, и сохранившийся сквозь века символ вероломного предательства «Поцелуй Иуды». Апостолы пытаются противостоять захвату Господа и обнажают мечи, но Он запрещает сражаться. И тут Петр, испугавшись, отрекается от Учителя.

Почему Симон стал Петром

В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.

Он хочет пойти за Христом по воде, но потом пугается и начинает тонуть. Он сперва готов идти за Учителем в огонь и в воду, при аресте Христа смело берется за меч. И он же потом отрекается от Спасителя трижды за одну страшную ночь. Он мучается, носит в себе это ощущение предательства. Но в конце концов именно ему Христос адресует вопрос: Симон (первоначальное имя апостола- А.З) Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин 21:15). И тот отвечает честно и искренне, без рисовки: Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. С этого момента он вновь обретает имя Петр, что по-гречески означает «камень». О котором Спаситель сказал: Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).

Вот эта противоречивость, способность оставаться собой даже рядом с Богом и сделала апостола Петра в народном сознании хранителем райских врат (только человек, познавший горечь греха и радость покаяния, может стоять у ворот рая), человеком, который ходил вместе со Христом в самые бедные селенья и домишки (во-первых, Петр — рыбак, а во-вторых, апостол, который знает, что такое семейная жизнь — в его доме жила теща, и при этом апостол переживал за ее здоровье).

Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.

Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно