Почаевская икона Божией Матери
Почаевская икона Божией Матери
В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная Почаевская икона Божией Матери пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.
Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.
Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.
Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.
Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елена Константиновна Путятина), у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы Пресвятой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.
Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют, / и агарянская нашествия отражают. / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставление испроси, / помыслы благочестия сердца наша просвети, / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.
Кондак, глас 1-й:Источник исцелений и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися: тем же и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, Лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди, и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощещи, можеши.
Где вешать в доме
Для размещения иконы Почаевская в домашних условиях не существует каких-либо строгих правил. Единственное условие, которое стараются соблюдать все верующие – это располагать иконостас в восточной стороне помещения. При чтении молитвы перед святым образом рекомендуется стоять лицом на восток, с этим, и связана подобная традиция.
Кроме иконы Божией Матери Почаевская, в «красном углу» не обойтись без молитвенного креста, лампадки, изображений с Иисусом Христом и Ангелом-Хранителем. Количество и размеры Святых изображений зависят только от личных предпочтений хозяев дома.
Рис 6 Икона Божией Матери Почаевская может располагаться, как совместно с другими образами в иконостасе, так и отдельно. В большинстве случаев ее вешают у изголовья кровати или в восточном углу спальни.
Икону ставят на второй линии среди всех изображений, ведь главное место должны занимать лики с Иисусом Христом. Не рекомендуется загромождать стол для моления, ведь на нем должно оставаться место для молитвослова и свечей. Некоторые верующие предпочитают подвешивать лампадки на длинной цепке к потолку. Для украшения икон используют кружевные белые салфетки или рушники, вышитые в церковном стиле.
Нельзя располагать иконы Божией Матери Почаевская:
- рядом с бытовой техникой, телевизорами или музыкальными центрами;
- возле художественных картин, книг или сувенирной продукции;
- вместе с идолами, иконами и другой атрибутикой иного вероисповедания.
Нежелательно ставить иконы напротив окон, так как попадание прямых солнечных лучей может спровоцировать выгорание красок на полотне и расслаивание деревянной оправы. Особо ценные рукописные или старинные экземпляры помещают в кетоны (стеклянные ящики для икон). Это предотвращает попадание на них лучей и защищает от влаги.
В старину домашний красный угол рассматривался, как аналогия церковного алтаря. Перед ним молились утром, перед сном, во время больших праздников. Рядом с образом Почаевская Божия Матерь можно разместить духовные книги и другие церковные предметы
Священники акцентируют внимание на том, что чем стариннее икона, тем бережнее требуется к ней относиться. Ведь намоленные несколькими поколениями реликвии, обладают не только высокой материальной, но и духовной и религиозной ценностью
Чудотворные списки Святого образа
Списки святыни представлены во по всему миру, включая православные храмы России, Украины, Болгарии, Сербии и Боснии. Однако самыми знаменитыми считаются образы, которые находятся в нижеперечисленных храмах, церквях и монастырях:
- Димитрия Солунского храм в Москве;
- Иоанно-Введенский монастырь для женщин, находящийся поблизости с Тобольском;
- Троицкий собор, расположенный на территории Свято-Данилового монастыря в городе Москве;
- храм Святых Апостолов в Лефортове.
Петра и Павла храм (Москва)
Иоанно-Введенский монастырь (поселок Прииртышский)
Димитрия Солунского храм (Москва)
Смысл святого образа
Большинство икон Божией Матери укладываются в несколько основных типов. В данном случае это «елеуса» («милостивая») — хотя название не совсем точное и является одним из эпитетов, которым наградили св. Марию, оно перешло на иконографическую схему. Узнать его можно по основным чертам:
- Младенец и Его Мать прикасаются друг к другу лицами. В этом открывается очень личное общение между ними.
- Голова Марии склоняется к Сыну.
- Христос обнимает Богородицу левой рукой.
- Изображение поясное.
Почаевский извод отличается еще тем, что Богородица в правой руке держит плат, которым обвит Младенец. Также чудотворная икона известна по своему драгоценному окладу, который по размерам сопоставим с самим образом. Лики как бы окружены золотым сиянием.
Присутствуют на иконе лики святых:
- мученик Стефан — считается, что он первым был убит за христианскую веру;
- преподобный Авраамий — в истории было очень много подвижников с таким именем, возможно это Авраамий Ростовский, сокрушавший идолов и обративший в христианство несколько языческих племен;
- пророк Илья — известнейший ветхозаветный пророк, покровитель десантников и летчиков, почитаемый также в исламе, иудаизме. Известен тем, что взят на небо живым;
- мученик Мина — первый флорентийский мученик;
- великомученица Екатерина — жила в первые века христианства, была казнена после отказа выйти замуж за римского императора, решив посвятить себя Христу;
- св. Ирина — предана смерти вместе с двумя сестрами-христианками в 4 в.;
- св. Параскева — одна из первомучениц, погибшая со всей семьей во время правления Нерона.
Значение композиции Почаевской иконы глубже, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь показана ласковая Мать, любящий Сын. Любой человек может «примерить» на себя одну из ролей — все были детьми, даже если сами не стали родителями. Но также здесь изображаются идеальные отношения Бога и человеческой души.
Значение Святыни
К образу Почаевская обращаются для исцеления от страшных и неизлечимых болезней. Люди спешат с последней надеждой к Богородице, когда уже даже врачи оказываются бессильными. Уникальные чудотворные свойства святого полотна помогают справиться со всеми сложностями и бедами. Существует легенда, что в 1664 году, благодаря омовению водой из отпечатка стопы Богоматери смогли оживить скоропостижно скончавшегося от бельма на глазу ребенка.
Рис 2 среди верующих бытует мнение, что излечение перед иконой Почаевская происходит благодаря небесному сиянию, исходящему от святого образа.
В 1950 году случилось чудесное исцеление частично парализованной монахини. После усердных семидневных молитв женщина смогла отказаться от костылей и снова стала ходить. Молитвы к лику Заступницы помогают избавиться от слепоты, телесных и душевных болезней, проблем с сердцем и сосудами. Ежегодно тысячи паломников поклоняются святому образу Богородицы в Почаевском монастыре, увозят с собой целебную воду и свершают благодарственные молебны.
О чем можно просить перед чудотворным образом
Обращаются к иконе в таких случаях.
О здравии и исцелении близких
К иконе Божией Матери обращаются в самых тяжелых случаях. Она может излечить от серьезного заболевания, при этом молиться может как сам больной, так и его ближайшие родственники, например, мать или супруга.
Но, увы, есть неизлечимые заболевания. В таких случаях тоже не лишним будет попросить помощи у Матери Спасителя. Пусть даже она и не сможет излечить, но избавит от мук, поможет найти силы для прощания с близкими и примирения с мирским путем.
Семейном мире и покое, избавлении от ссор и несчастий
Божия Матерь, как никто другой из Святых, понимает, как важно, чтобы в семье царил покой, спокойствие, чтобы домочадцы любили друг друга, находили общий язык и не желали друг другу зла. К Матери обращаются в том случае, если постоянно:
- возникают ссоры между супругами;
- дети не понимают старшее поколение;
- нет взаимопонимания между невесткой и тещей;
- супруг собирается уйти из семьи и многое другое.
В любом случае нельзя просить таким образом икону, чтобы исполнившееся желание пронесло хоть кому-то боль и страдания.
Защите обители
Матерь Божью просят и о защите обители. Это полезно, если по каким-то причинам постоянно происходят ограбления, если возникают пожары или топят соседи сверху. Божья матерь позаботится не только о том, чтобы в доме между домочадцами было взаимопонимание и лад, но и о том, чтобы никакие причины извне не могли разрушить сложившийся позитивный микроклимат.
Вразумлении грешников и избавлении от нечистых помыслов
Очень часто даже самые добрые и честные люди вступают не на ту дорожку. Если семья понимает это, то не стоит пускать ситуацию на самотек. Лучше обратиться сразу к Святым иконам. Помогает икона грешникам, избавляет от нечистых помыслов и наставляет на путь истинный именно Божья Матерь. Почаевская икона поможет тем, кто столкнулся с алкоголизмом, наркоманией, стал жертвой игровой зависимости. Молиться иконе могут родственники, при этом можно даже и не посвящать грешника в свои планы.
Как она появилась в обители, с каким чудом связана?
В 1559 году Неофит, греческий митрополит, отправился в один из Волынских городов. По пути он остановился в дворянском семействе Гойских. И так ему понравился теплый прием, что он подарил хозяйке дома свою счастливую икону, с которой до этого никогда не расставался.
Оценив оказанную ей честь, Анна Гойская разместила икону в семейной молельне. Там она провисела долго, около 30 лет. Время от времени лик удивительно светился. В 1597 году случилось чудо: слепой от рождения Филипп Козинский, брат хозяйки, часто молился возле образа о здравии — и прозрел. После такого чуда (не единственного в этой семье, так как икона исцеляла и других домочадцев) дворяне передали чудесную икону в храм, чтобы к ней был доступ большему числу людей.
Интересно, что в Почаеве икона пробыла недолго. Андрей Фирлей, который получил в наследство поместье Гойской после ее смерти, решил забрать себе и ее икону. Он держал ее дома 20 лет, но никаких чудес не случалось — наоборот, жена дворянина сошла с ума.
Икону вернули в монастырь — и несчастная женщина снова стала здоровой.
В 1675 году Почаевский монастырь окружили турки. Монахи стали молиться Заступнице — и Она появилась над монастырем в окружении ангелов. Турки стали стрелять в них — но поражали только друг друга. Поверженным от собственных стрел врагам пришлось отступить. Монастырь был спасен.
Возникновение Почаевской Лавры
О, а это еще более давняя, но не менее чудесная история.
В конце 9 века ученики Святого Мефодия нашли гору на реке Почайне. Назвали ее просто — Почаевская. Они остались здесь жить.
В 13 веке два инока из Киева, спасаясь от татаро-монгольского ига, прибыли сюда. Они ночевали под открытым небом. Ночью иноки проснулись от света. Перед ними горел столб огня, но жара от него не исходило. Дальше они увидели Царицу Небесную, со скипетром в руке и в короне.
Утром на том месте, где Она стояла, иноки увидели отпечаток стопы, наполненный чистейшей водой (этот-то отпечаток и изображают на иконах).
Источник до сих пор наполняется. Чтобы набрать этой воды, паломники прибывают даже из весьма отдаленных мест. Считается, что ею хорошо поить больных.
В наше время источник огражден решеткой. Сверху сооружен защитный ковчег.
Молитва Иконе Почаевская
Обращение к иконе Почаевская можно произносить своими словами. Оригинальный текст молитвы есть в молитвослове, специальном церковном сборнике всех молитв. При вознесении святого текста рекомендуется не только просить о чем-то Богородицу, но и читать благодарственные слова. Это могут быть как собственная благодарность, так и зачитывание готовых молитв, восхваляющих и благодарящих Небесную Царицу за ее помощь и защиту.
Текст молитвы к иконе Божией Матери Почаевская на церковно-славянском языке:
«К Тебе, о Богоматерь, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу.
Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша, и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да, за премногия неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отъимет.
Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш к спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестерпимых. Сподоби убо нас, Пречистая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь».
Рис 4 Для любого новичка молитва иконе Божией Матери Праворучица может показаться большой и сложной, однако прочитав текст несколько раз внимательно, он быстро становится понятным и запоминается за несколько прочтений.
Опытные прихожане стараются заучивать тексты всех молитв наизусть. Это позволяет молиться при любой необходимости, не отвлекаясь на поиски текста в молитвослове. Начинающим священники рекомендуют переписывать святые слова на листок, делая это только собственной рукой. Выполнение этого условия помогает сохранить чудотворную силу молитвы и делает ее дополнительным оберегом.
Листки с молитвами к Иконе Почаевская можно зашивать в специальные пояса и всегда носить при себе. Рекомендуется покупать медальоны с образом Богоматери, миниатюрные иконки, которые разрешается хранить на рабочем столе или в детской комнате. Настоящей защитой обладает только та икона, которая приобретена в церкви, монастыре или соборе. Все полотна освящаются священнослужителями и несут в себе сокровенный божественный смысл.
История
По преданию, первый монастырь на горе близ местечка Новый Почаев на Волыни был основан около 1240-1241 годов монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. В те же годы, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе, ныне находится в Успенском соборе лавры). Позднее первая обитель пришла в запустение и перестала существовать.
Первое документальное упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве относится к 1527 году. Мужской монастырь был основан здесь в 1597 году на землях, полученных в дар от помещицы Анны Ерофеевой-Гойской. Она же передала в обитель чудотворную икону Богоматери, которая позднее получила именование Почаевской и стала одной из главных святынь обители (ныне находится в Успенском соборе лавры).
В XVI-XVIII веках монастырь находился на территории Речи Посполитой, государства, образованного в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского и Русского. В 1596 году монахи Почаевского монастыря выступили против Брестской унии, подчинявший православную церковь западнорусских земель Римскому папе. Одним из активных противников подчинения католичеству был преподобный Иов (в миру — Иван Железо), игумен Почаевского монастыря в 1617-1651 годах. При нем обитель достигла расцвета, были возведены каменные храмы, создана типография.
С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1773 году по благословению папы Римского Климента XIV по католической традиции была коронована (т. е. официально признана чудотворной) Почаевская икона Божией Матери. В конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, земли обители вошли в состав Российской империи.
В 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православной церкви и в 1833 году получил статус лавры (т. е. монастыря, имеющего особое историческое и духовное значение). Почаевская лавра стала четвертой по старшинству в Российской империи после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской.
В 1915 году, во время Первой Мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. Монахи, оставшиеся в Почаеве, были отправлены в концентрационный лагерь. В 1916 году во время Брусиловского прорыва обитель была освобождена русскими войсками.
В 1919 году монастырь был разграблен отрядами Красной армии, затем занят польскими войсками.
После поражения РСФСР в советско-польской войне 1919-1920 годов Волынь, а вместе с ней и Почаев, была включена в состав польского государства. До 1939 года Почаевская лавра находилась в юрисдикции Польской православной церкви.
С 1939 года, после присоединения Волыни к Советскому Союзу, монастырь вошел в юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата.
На рубеже 1950-1960-х годов в период гонений на православие, организованных первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, советские власти несколько раз предпринимали силовые попытки закрыть монастырь. На его территории были размещены музей атеизма, психиатрическая больница, прачечная и др. Комсомольские дружины, оперативники милиции и КГБ препятствовали посещению монастырских храмов. Монахов принудительно подвергали психиатрическому лечению, призывали в армию, лишали прописки, а затем арестовывали за нарушение паспортного режима. В 1962 году монастыре остались 36 монахов из 140. Однако из-за сопротивления верующих, а также негативной реакции международной общественности Почаевская лавра сохранила статус действующего монастыря.
С 1990 года обитель находится в юрисдикции Украинской православной церкви.
В 1992 году наместник Почаевской лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал раскольническую деятельность лишенного священного сана (позднее — подвергнутого анафеме) бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Однако братия отказалась переходить в созданный Денисенко самопровозглашенный «Киевский патриархат» и вынудила Иакова (Панчука) покинуть монастырь (в том же году он был извергнут из священного сана).
С 1997 года Почаевский монастырь является ставропигиальным, т. е. подчиненным непосредственно митрополиту Киевскому и всея Украины, главе УПЦ. Практическое управление монастырем осуществляет наместник — митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии.
В 2011-2013 годах в монастыре был построен новый храм — Преображенский собор.
Чудотворный образ
Лик Пресвятой Богородицы написан в византийском стиле масляными красками на доске из липы. Вначале святыня была покрыта тонкой серебряной пластиной. После того, как ее утратили, пластину заменили ризой, усыпанной мелкими жемчужинами.
На образе изображена Богородица, держащая на правой руке Младенца. Спину и ноги Христа прикрывает плат, левая рука его покоится на плече Матери, а правой Младенец благословляет. Голова Царицы небесной склонилась к Младенцу, тем самым показывая безграничную любовь.
На образе также присутствуют следующие лики святых:
- преподобный Араамий – православие знает много подвижников с этим именем, считают, что это Авраамий Ростовский, который сокрушал идолов и обратил много язычников в христианство;
- мученик Стефан – существует мнение, что он первый принял мученическую смерть за христианскую веру;
- пророк Илья – ветхозаветный пророк, является покровителем десантников и летчиков. Почитают его не только в христианстве, но и в других вероисповеданиях. Известен тем, что вознесся на небо до его смерти;
- мученик Мина – первый флорентийский мученик;
- св. Параскева – приняла мученическую смерть во времена правления Нерона вместе с семьей;
- великомученица Екатерина – девушка отказалась выйти замуж за римского императора, так как она решила посвятить свою жизнь Христу, за что и была казнена;
- св. Ирина – вместе с двумя сестрами приняла смерть за Христа.
Когда ведение исчезло, на камне, где стояла Царица Небесная, остался отпечаток Ее стопы, который и сейчас находится там. Он всегда наполнен водой. Самое удивительное, что несмотря на то, что паломники постоянно черпают эту воду, она появляется вновь.
На этом месте стали строить монастырь, который на сегодняшний день включает в себя 16 храмов. Вначале возвели Успенскую церковь, затем построили собор над отпечатком стопы Богородицы. Отпечаток вместе с источником покрыт ковчегом и огражден решеткой.
Почаевскую икону Богородицы можно отличить по отпечатку стопы, которая расположена в нижней части образа.
Праздничный день
5 августа 1675 года татарские войска, воевавшие в составе турецкой армии, осадили Почаевскую обитель, которая казалась им легкой добычей, поскольку не была укреплена.
Игумен Иосиф велел братии и мирянам, находящимся в монастыре, молиться Царице Небесной и прп. Иову, первому почаевскому игумену. Буквально с первых фраз молитвы над куполами храма неожиданно словно воспарила Сама Пресвятая Заступница в сопровождении ангелов, вооруженных мечами. А рядом молился Ей преподобный Иов.
Татары в страхе стали беспорядочно стрелять в святых защитников, но стрелы, как бумеранги, возвращались вспять и разили пускавших их. Объятый ужасом и паникой неприятель обратился в бегство. Защитники обители бросились в погоню.
Многие враги были пленены. Со временем некоторые из басурман крестились в православие и до конца жизни оставались в монастыре.
В память об этом чудесном избавлении от вражеского нападения 5 августа и было учреждено как день празднования Богородичной Почаевской иконы.
История и описание чудотворного образа
История святого лика тесно связана с православным монастырем в Почаеве, который расположен в Тернопольской области (Украина). Как утверждали старцы, в далеком 1340 году два монаха отправились в странствие. После долгого пути набрели они на уютную пещеру в горе. В настоящие дни в этой местности находится Свято-Успенская Почаевская Лавра. Долгое время странники вели отшельнический образ жизни в пещере. Они постоянно обращались с мольбами к Господу Богу о даровании освобождения родной земле от нашествий татаро-монгол.
Однажды, взобравшись на самый пик горы после прочтения молитвенного обращения, христианам привиделся образ Матери Божьей. Богоматерь стояла на камне, вокруг которого подымалось пламя. Проходивший рядом пастух также стал свидетелем чудотворного видения. Праведники преклонили колени пред образом Заступницы Небесной. Вскоре видение исчезло. А на камне, где стояла Богородица, остался оттиск ее стопы. Наутро этот след был наполнен чистой родниковой водой. Со временем на месте чудесного видения начали возводить стены Свято-Успенской Почаевской Лавры.
Изображение увиденного монахами чудесного видения
Святой образ выполнен в византийском стиле. За основу была взята доска из липы, которую снизу подбили дубовыми рейками. Лик Небесной Заступницы нанесен масляными красками. Изначально святой образ имел покрытие в виде тоненькой серебряной пластины, которая, к сожалению, со временем была утеряна. Затем чудотворный образ украсили ризой с небольшими жемчужинами.
Пречистая Богородица изображена с восседающим на правой руке Богомладенцем. Лица Богомладенца и Пречистой Девы соприкасаются. При этом голова Девы Марии склоняется к Сыну Божьему. Такой «жест» является символом безграничной материнской ласки и любви.
Левая рука Иисуса Христа лежит на плече Матери. Правой рукой Богомладенец благословляет. Спина и ноги Сына Божьего прикрыты платом.
Уникальность и отличительная особенность Святого лика
Почаевская икона Божией Матери имеет несколько характерных черт:
- Изображение писалось красками на основе яичного желтка.
- Внизу иконы отображается след стопы Матери Божьей.
- Богомладенец и Богоматерь изображены не в полный рост, а по пояс.
- Вокруг ликов Святых должно быть золотое сияние.
Дни почитания иконы
Иконопочитание святого лика приходится на 5 августа. Именно в этот день в 1675 году произошло освобождение Почаевской Лавры от осады турков.
Другие дни почитания Почаевской иконы Божией Матери – 13 апреля (меняющаяся дата) и 21 сентября.
Местонахождение иконы
Подлинник святыни хранится в Почаевской Лавре. Изображение Богоматери и Богомладенца расположено прямо над Царскими вратами в Свято-Успенском соборе. В дни пения тропарей дежурящий монах опускает святыню вниз, чтобы паломники имели возможность прочитать свои прошения перед иконой.
Оригинальная копия святого лика хранится в Почаевской Лавре