Версии происхождения выражения «Фома неверующий»
У Фомы был брат, которого звали Андрей. Однажды Андрей увидел, как Христос шёл по воде и рассказал об этом Фоме. Как нормальный, здравомыслящий человек, Фома, естественно не поверил Андрею, на что тот ответил, что давай пойдём вместе и попросим Христа, чтобы тот прошёлся по воде. Братья пошли к Христу и тот прошёл по воде. Фоме ничего не оставалось делать, как признать свою неправоту. С тех пор так он и стал Фомой неверующим
. «Пока не увижу своими глазами, не поверю» – это было любимой фразой Фомы.
Вторая версия более значимая. В библии написано, что после распятия Христа, и его воскрешении, Фомы не было в тот момент, когда воскресший Иисус Христос явился к своим апостолам. Встретив Фому, апостолы
рассказали об этом Фоме, тогда он не поверил и сказал им, что пока сам не увидит раны на руках Христа от гвоздей, и пока сам не сунет палец в его раны, и в рёбра его, не поверю. Во второй раз, когда Христос предстал перед апостолами, в присутствии Фомы, он предложил Фоме сделать это. После этого Фома уверовал в воскрешение Иисуса Христа.
Конечно, библия, это хорошо, но и в наше время встречаются очень многие, которым подходит такое определение. Чтобы не говорили, не объясняли, пока человек сам не увидит и не почувствует, хоть тресни, бесполезно ему что-либо говорить. Такие люди обычно недоверчивы и осторожны в своих действиях. Так что, от мифологии нам досталась такое крылатое выражение «Фома неверующий»
, правда немного переделанное на современный лад, «Фома не верящий», но, тем не менее, это любимое наше выражение.
Фома неверующий — так говорят про человека, который чему-то верить не хочет.
Это выражение из Библии, ученик Иисуса Фома не поверил в его воскрешение, сказав, что пока не увидит, не поверит. По Библии Иисус придет к ученикам и скажет Фоме потрогать его раны и убедиться в том, что он действительно воскрес.
Выражение стало крылатым, ты что-то кому-то рассказываешь, человек не верит, можно сказать — ну ты и Фома неверующий.
Это выражение посвящено одному из учеников Господа Иисуса Христа — апостолу Фоме. Имя его в переводе с еврейского языка означает quot;близнецquot;.
Именно он усомнился в факте Воскресения Христа, когда ему сообщили его друзья-соратники другие апостолы, что они видели Воскресшего Господа.
Самого апостола Фомы в момент явления Господа после распятия Своим ученикам не было среди них.
Он тогда очень опрометчиво воскликнул, что пока не вложит своей руки в ребра Иисуса Христа, пробитые пикой римского воина на Кресте.
Происхождение и значение словосочетания «Фома неверующий»
Нам известны две версии появления этого выражения. Рассмотрим первую, которая произошла задолго до выбора Иисуса Христа Фомы своим апостолом. Как-то раз брат Фомы Андрей увидел, как Иисус ходил по воде и рассказал про это брату. Фома, конечно, не поверил словам Андрея и предложил пойти и попросить Христа пройтись по воде.
Сказано — сделано. Фоме пришлось признать свою неправоту. Вот так Фома и стал неверующим. «Пока глазами своими не увижу — не поверю» — любил говорить Фома.
Вторая версия является наиболее значимой. В Библии сказано, что после воскрешения Иисус Христос пришел к апостолам, когда Фомы не было. Встретившись с Фомой, апостолы рассказали, что Иисус воскрес. Фома не поверил им.
Фома неверующий проверяет раны
Сколько раз нам в жизни приходилось слышать выражение «эх, ты Фома неверующий», и эта фраза настолько нам стала привычна, что мы даже не обращаем на эту фразу никакого внимания, когда слышим её или сами произносим. А кто — ни будь, задумывался, откуда она взялась, и кто такой сам Фома. В мифологии есть определение, что Фома был одним из двенадцати апостолов, которых выбрал себе Христос. И он выделялся среди всех тем, что был практически недоверчив ко всем, и ко всему. Есть две первоначальные версии такого выражения. Первая версия произошла в Древнем Иерусалиме задолго до того, как Христос выбрал Фому своим апостолом.
Версии происхождения выражения «Фома неверующий»
У Фомы был брат, которого звали Андрей. Однажды Андрей увидел, как Христос шёл по воде и рассказал об этом Фоме. Как нормальный, здравомыслящий человек, Фома, естественно не поверил Андрею, на что тот ответил, что давай пойдём вместе и попросим Христа.
У каждого человека есть знакомый, которого трудно убедить. Как назвать такого человека, какое выражение подобрать к его непоколебимости? Мы предлагаем рассмотреть значение фразеологизма «Фома неверующий». Исследуем не только смысл, но историю возникновения крылатой фразы.
История неверующего Фомы, почему его назвали именно так?
Фото: Azbyka.ru
Неверующий Фома – это один из учеников Иисуса Христа, который в момент Его объявления после воскрешения не был в запертой комнате с апостолами. Когда апостолы рассказали Фоме о том, что Спаситель воскрес и был с ними, он не поверил. Он сказал остальным апостолам, что не поверит в воскресение до тех пор, пока не увидит Христа и не вложит пальцы в место Его ран:
Чтобы Фома поверил в воскресение Господа, вскоре Иисус тоже ему явился и позволил ему дотронуться до Своих ран. Явившись Фоме, Христос сказал ему, чтобы он посмотрел на раны на руках и вложил пальцы в проколотый бок Господа, после чего добавил фразу о том, чтобы Фома не был неверующим, а стал верующим:
Именно после явления Иисуса Фоме, ученик назвал Его Господом и признал божественное происхождение Иисуса.
После этого Евангельского события апостол Фома пошел проповедовать в Индию, где он рассказывал людям о Христе и обращал их в истинную веру. Сейчас память этого апостола Церковь празднует 19 октября, а 13 июня празднуют собор 12 апостолов, среди которых и был тот самый Фома. Именно апостола Фому вспоминают на следующее воскресение после Пасхи, еще раз раздумывая о том, как ученик уверовал в Воскресения и признал Иисуса Богом.
Примечания
- ↑ 12 Фома Неверующий – так говорят о человеке, которого сложно в чем-либо убедить // Радио «Вера».
- Фома неверный // Фразеологический словарь русского литературного языка.
- ↑ 1234 Фома, апостол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Синаксарь в неделю Фомину
- Евангелие от Иоанна, глава 11 // Толковая Библия Лопухина
- «Он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа .» (Евангелие от Иоанна, глава 20 // Толковая Библия Лопухина)
- «Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом » / Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна
- Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы (культурно-историческая обусловленность раннесирийской легенды). — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — С. 129—130. — ISBN 5-02-016627-8.
- K.S. Latourette, A History of the Expansion of Christianity, 7 vols., London, 1940-49
- Edward Gibbon, The Decline and Fall of the Roman Empire, London, 1957
- Koenraad Elst, Negationism in India: Concealing the Record of Islam, New Delhi, 1992,
- T.R. Vedantham, «St. Thomas Legend» in the South Madras News, Madras, 1987
- Ishwar Sharan, The Myth of Saint Thomas and the Mylapore Shiva Temple, New Delhi, 1995
- ↑ 12 Фомисты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 123 Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии, перевод с английского Марины Леонтьевой // на сайте «Православие и мир»
- ↑ 123Наталья Гусева , На мощах апостола Фомы // на сайте Православие.RU
- Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru. www.pravoslavie.ru. Проверено 10 ноября 2020.
- Базилика Св.Фомы, апостола
- Индией в современном географическом смысле называется южная часть Азиатского материка, заключающая средний из трёх южных полуостровов материка и соседнюю часть материка до громадных горных цепей, отделяющих её от центральной Азии. Но древние писатели нередко называли общим именем Индии все южные богатые страны Азии, о которых имели лишь смутные понятия. Мидяне жили по соседству с Персией, в западной части Ирана, к югу от Каспийского моря и были покорены впоследствии персами. Парфяне жили также по соседству с персами, в обширной стране от Евфрата до Окса и от Каспийского моря до Индийского; в III в. до Р. Хр. были покорены Римлянами. Персы обитали в южной части Ирана. Гиркане жили по берегам Евфрата и Тигра и были покорены Персами. Бактряне обитали на северо-востоке Ирана. Брахманы — жители собственно Индии, преимущественно индийские жрецы.
Проповедничество Фомы
Когда Фома прибыл в Индию, там уже была сформирована система каст. А это значило, что без одобрения царя, никакой деятельности, а уж тем более проповеди не разрешалось. Однако, были и те цари, которые спокойно относились к проповедничеству новой веры.
Поэтому, по прибытии в Индию, Фома оказался во дворце царя Гундофара, который дал добро на проповедничество. Взамен на это, Гундофар нанял Фому плотником, чтобы тот построил ему дворец. Однако, Фома совершил поступок авантюру.
Апостол раздал все деньги бедствующим
Когда были выделены средства на возведение дворца, апостол поделил все между бедствующими и ни монеты не вложил в дворец. Царь, увидев, что ничего не построено, хотел казнить Фому.
Однако, во сне к нему явился его усопший брат и сказал, что самый замечательный дворец из тех, что он видел на небесах, был возведен апостолом. Гундофар удивился и не уверовал, но казнь отменил.
Стоит отметить, что Фома добирался до Индии по Великому шелковому пути. Пройдя через Месопотамию, Эфиопию, Парфию и Палестину, он образовал там христианские общины.
Неидеальные апостолы
Евангельское повествование отнюдь не похоже на выглаженный текст с идеальными героями. Идеальным перед нами предстает разве что Христос, но его ученики в начале служения еще так далеки от совершенства… В некотором смысле фарисеи и книжники не зря упрекали Иисуса в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф. 9:11).
Евангелие не скрывает от нас того, что Иуда Искариот
предал Спасителя. Не оправдывает Петра
, трижды отрекшегося от Учителя. Но, согласно Преданию, Петр до конца своей жизни оплакивал свой грех. На его лице даже появились борозды от потока слез.
Непросвещенные Духом Святым апостолы даже спорили, кто из них в Царстве Небесном будет сидеть по правую и левую руку от Спасителя.
Но первым в народном «рейтинге» апостольских оплошностей, кроме Иуды Искариота (он вообще «вне конкуренции»), обычно ставят так называемого Фому неверующего
. Имя этого апостола даже стало нарицательным. Да и употребляется оно далеко не в богословском и тем более не в позитивном контексте.
Но таким ли был апостол Фома, как его рисуют? Почему Христос с такой любовью реагирует на его неверие? Как закончил свою жизнь этот ученик Христов и за что его канонизировала Церковь?
Жизнеописание
Имя Фома
имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др.-греч. Δίδυμος —Дидим ). Эта «расшифровка» его имени указана и в Евангелии (см. Ин. 11:16), так он и называется в церковных песнопениях. Толкование этого второго названия даёт историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещённого в Цветной Триоди. Никифор пишет:
Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец». |
Впрочем, «Толковая Библия Лопухина» указывает, что правильнее понимать его прозвище не как «близнец», а как «человек двоящейся природы». Полагают, что Фома происходил из галилейского города Пенеады.
Евангельское повествование
Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16), о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.
Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю»
(Ин. 20:25). Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст ) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс:«Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).
Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.
Выражение «Фома неверующий
» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.
Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.
Апокрифическая литература
Впрочем, в апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство.
Проповедь христианства в Индии
С именем апостола Фомы православные и католики традиционно связывают проповедь христианства в Индии, хотя ряд современных историков считают, что христианство в Индию принёс не он, а Фома Канский в IV веке. Однако потомки древних христиан Индии называют себя христианами апостола Фомы и считают этого апостола основоположником своей церкви. Они и по сей день «крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях
».
В 1293 году Марко Поло посетит Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино. А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.Наталья Гусева , На мощах апостола Фомы
О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329—390), Амвросий Медиоланский (333—397), Иероним Стридонский (342—420), Павлин Ноланский (354—431) и другие.
Проповедь в Китае
Существует легенда, появившаяся в XIII веке, о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае. Однако, увидев, что его деятельность не даёт плодов, апостол вернулся назад, оставив в Китае трёх или четырёх учеников.
Идущий на смерть
Последние годы земной жизни апостол Фома провел в индийском городе Мелипур, близ Мадраса. Там он сумел обратить ко Христу супругу и сына местного царя Маздея. Правда, крестить их он не успел. Царь, узнав о таких переменах в близких людях, пришел в ярость, ведь все это совершилось за его спиной, и велел заключить Фому в темницу. Тогда родственники царя пришли к апостолу прямо в тюрьму, чтобы там принять крещение. Фома совершил над ними Таинство, а затем, подобно апостолу Петру, через затворенные двери темницы вышел на волю, явился к новообращенным и послужил для них Литургию. Однако тюремная стража обнаружила, что узник исчез. Сочтя его за колдуна, воины обо всем доложили царю. И когда Фома, следуя Божиему промыслу, вернулся в место своего заключения, его немедленно отправили на допрос.
Индия. Скульптура, изображающая апостола Фому
Там произошел один очень важный диалог. Маздей спросил Фому: «Кто ты? Раб или свободный?» На что Фома ответил: «Не раб я, и нет у тебя власти надо мной». Царь тогда поинтересовался, зачем же он, сбежав из тюрьмы, вернулся назад. Фома сказал: «Я прибыл сюда, дабы спасти многих и самому стать помощью для всех, кто хотел освободиться». И здесь следует самый главный вопрос Маздея: «А кто твой господин? каково его имя и из какой он земли?» И Фома дает ответ абсолютно в своем стиле: «Господь мой — Владыка мой и твой. Ибо Он господин небес и земли». Этот текст чрезвычайно важен, поскольку в нем раскрывается особое христианское мироощущение
Это мироощущение богосыновства всех людей — не важно, какой национальности или касте они принадлежат, рабы они или цари, апостолы или купцы, индусы или иудеи. Любой человек — дитя Божие по факту своего рождения, даже если он пока не просвещен светом Христовой истины
Естественно, индийскому царю странно было услышать подобный ответ. Он приговорил апостола к смертной казни. И хотя народ, видя добрые дела и намерения Фомы, протестовал, Маздей остался непреклонен. Фома, в свою очередь, не сопротивлялся и не возражал, и это тоже вполне в его духе — желать себе смерти ради Христа. Он переживал только об одном — что ему не до конца еще удалось посеять семя Христовой веры в этих землях. Поэтому по дороге к месту казни он рукоположил человека по имени Сифор в пресвитеры, а новообращенного сына царя — в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем принял свой жребий и претерпел мученическую смерть — его пронзили копьями.
Откуда берется вера?
Откуда же взяться этой вере? Разве можно заставить себя поверить?
Вот с печалью или же с озлоблением уходит человек от этого невозможного требования и возвращается к своим простым и ясным требованиям — увидеть, тронуть, ощутить, проверить. Но вот что странно: сколько он ни смотрит, ни проверяет и ни прикасается, все столь же неуловимой и таинственной остается та последняя истина, которую он ищет. И не только истина, но и самая простая житейская правда.
Он как будто определил, что такое справедливость, но нет ее на земле — все так же царят произвол, царство силы, беспощадность, ложь.
Свобода… Да где она? Вот только что, на наших глазах, люди, утверждавшие, что они владеют настоящим, всеобъемлющим научным счастьем, сгноили в лагерях миллионы людей, и все во имя счастья, справедливости и свободы. И не убывает, а усиливается гнетущий страх, и не меньше, а больше ненависти. И не исчезает, а возрастает горе. Увидели, проверили, тронули, все рассчитали, все проанализировали, создали в своих ученых лабораториях и кабинетах самую что ни на есть научную и проверенную теорию счастья. Но вот выходит так, что не получается от нее никакого, даже самого маленького, простого, реального житейского счастья, что не дает она самой простой, непосредственной, живой радости, только все требует новых жертв, новых страданий и увеличивает море ненависти, преследований и зла…
А вот Пасха, спустя столько столетий, и это счастье, и эту радость — дает. Тут как будто и не видели, и проверить не можем, и прикоснуться нельзя, но подойдите к храму в пасхальную ночь, вглядитесь в лица, освещенные неровным светом свечей, вслушайтесь в это ожидание, в это медленное, но такое несомненное нарастание радости.
Вот в темноте раздается первое «Христос воскресе!» Вот гулом тысячи голосов прокатывается в ответ: «Воистину воскресе!» Вот открываются врата храма, и льется оттуда свет, и зажигается, и разгорается, и сияет радость, которой нигде и никогда нельзя испытать, как только тут, в этот момент. «Красуйся, ликуй…» — откуда же эти слова, откуда этот вопль, это торжество счастья, откуда это несомненное знание? Действительно, «блаженны не видевшие и уверовавшие». И вот тут-то это как раз и доказано и проверено. Придите, прикоснитесь, проверьте и ощутите и вы, маловерные скептики и слепые вожди слепых!
Откуда взялось выражение «Фома неверующий»?
Широкого распространения в жизни современного человека обрела фраза «Неверующий Фома».
Многие активно используют это выражение, но даже не задумываются о том, откуда оно появилось, что конкретно обозначало.
Конечно же, христианин, постоянно углубляющийся в Библейские истины, знает, кто такой Фома и почему он не верующий, но поскольку эта история знакома далеко не всем, высветлить ее стоит более подробно.
Кем был Фома и какова его история?
Pravoslavnaya-biblioteka.ru
Внимательно читая Евангельскую историю, можно понять, что Фома – это один из ближайших учеников Иисуса Христа. До того, как Спаситель призвал Фому, он был обычным рыбаком, но он оставил это дело и пошел следом за Христом.
Вначале этого ученика называли Иудой, но потом стал Фомой, что обозначает «Близнец». Прозвали так Фому из-за внешнего сходства со Спасителем, но это только предположение, не являющееся подтвержденным фактом.
Фома не был среди учеников, когда Христос явился им после воскресения, а словам остальных не поверил, поэтому и прозвали его неверующим.
История неверующего Фомы, почему его назвали именно так?
Azbyka.ru
Неверующий Фома – это один из учеников Иисуса Христа, который в момент Его объявления после воскрешения не был в запертой комнате с апостолами. Когда апостолы рассказали Фоме о том, что Спаситель воскрес и был с ними, он не поверил. Он сказал остальным апостолам, что не поверит в воскресение до тех пор, пока не увидит Христа и не вложит пальцы в место Его ран:
Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25)
Чтобы Фома поверил в воскресение Господа, вскоре Иисус тоже ему явился и позволил ему дотронуться до Своих ран. Явившись Фоме, Христос сказал ему, чтобы он посмотрел на раны на руках и вложил пальцы в проколотый бок Господа, после чего добавил фразу о том, чтобы Фома не был неверующим, а стал верующим:
Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой (Ин 20: 27-28)!
Именно после явления Иисуса Фоме, ученик назвал Его Господом и признал божественное происхождение Иисуса.
https://youtube.com/watch?v=TnNKA40ivqI
После этого Евангельского события апостол Фома пошел проповедовать в Индию, где он рассказывал людям о Христе и обращал их в истинную веру.
Сейчас память этого апостола Церковь празднует 19 октября, а 13 июня празднуют собор 12 апостолов, среди которых и был тот самый Фома.
Именно апостола Фому вспоминают на следующее воскресение после Пасхи, еще раз раздумывая о том, как ученик уверовал в Воскресения и признал Иисуса Богом.
Почему каждого человека можно сравнить с неверующим Фомой?
Azbyka.ru
Итак, удалось выяснить, что выражение «Неверующий Фома» пошло именно от Евангельского отрывка, о явлении Господа после воскресения, когда одного из учеников не было.
Хоть Фоме и рассказывали об этом событии, веры у него было недостаточно, но Сам Господь укрепил ее, доказав ему Свое воскресение. В жизни современного человека часто бывает именно так, ведь мы не верим Господу, зато верим в то, что диктует нам этом мир.
Человек склонен верить только в то, что он видел собственными глазами, трогал и ощущал, а в существование Господа и Его благодать верит не всегда.
Если сравнить радость от земных вещей и радость Пасхи, ту незабываемую атмосферу, которой наполняются все храмы, то без сомнения стоит сказать о том, что именно доверившись Господу, поверив в Него, можно получить истинную радость, а без Него смысла в этой жизни нет.
Мы, как и Фома, когда поверим всецело Богу, сможем получить истинную радость, найти и выполнить свое предназначение на земле, достойно прожив жизнь.
Пример Фомы показывает каждому то, что вера в Бога и единение с Ним приносит человеку истинную радость, а материальные вещи, которые можно увидеть и потрогать – это всего лишь вспомогательные вещества, которые помогают выжить телу, но никак не удовлетворить потребности души.
Каждому человеку стоит задуматься о том, что, оставшись неверующим Фомой, истинного счастья и радости постичь нельзя, а вот поверив в Господа и доверившись ему, можно обрести нетленные сокровища для своей души.
Вспоминая о неверующем Фоме, каждый христиан еще раз должен глубоко задуматься, доверяет ли он всецело Господу, а если ответ на вопрос будет негативным, то стоит скорее исправить ситуацию, чтобы стать по-настоящему счастливым.
(4 2,00 из 5) Загрузка…
Почему Петр отрекся от Иисуса Христа?
Фото: Pravmir.ru
Может показаться, что отречение было практически случайным, став секундной слабостью. Или у Петра сработал естественный инстинкт самосохранения. При этом неоспоримо, что отречение состоялось, лидер среди учеников Иисуса, хотя бы на несколько минут, но признал, что в этот момент стоит отказаться от своей связи с Христом, хотя бы в представлении окружающих. Это тяжкое преступление против любви, связывающей людей вместе.
Петр практически сразу раскаялся в содеянном. А вот для покаяния потребовалось время, так как оно предполагало изменения в поступках. Петр не отправился на Голгофу, где среди апостолов находится только Иоанн. Неизвестно, что он делал в субботу, когда тело Спасителя покоилось в гробу.
Зато хорошо известно, что, едва услышав об исчезновении тела, он в числе первых прибыл к месту погребения. Эта поспешность как раз и стала одним из ярких признаков покаяния. Петр не позволил себе отсиживаться дома, сразу отправившись на место, где еще совсем недавно стояла охрана, которая вполне могла произвести арест последователей казненного пророка.
Особенности молебна
Фото: Pravlife.org
В христианстве большое значение уделяется молитвам, так как это форма общения с Богом. Причем для их совершения совсем необязательно отправляться в церковь: прочитать молитвы можно из дома, чтобы общение с Всевышним было максимально личным.
Однако подчеркивается, что домашние молитвы не отменяют и не умаляют значимости тех дней, когда для совершения молитвы прихожане собираются в храме вместе. Это становится явственным проявлением христианской любви к Богу и друг к другу. В результате удается оставить позади ссоры и обиды, если они успели возникнуть за последнее время.
Когда люди приходят в храм, с ними незримо присутствуют святые, к которым они обращают свои молитвы. Оказавшись рядом с ними, человеку становится уже непросто хранить в себе обиду и ненависть. Святые, к которым обращаются прихожане, становятся рядом на молебне, хоть их никто и не видит. Однако люди начинают это чувствовать, так как на них проливается Божья благодать. Чтобы почувствовать это, молитва должна быть искренней, только в этом случае она гарантированно будет угодной Всевышнему.
Молебен в православной традиции еще принято называть «молитвой о малом», так как он является благодарностью или прошением о каком-то конкретном деле.
О чем молятся апостолу Фоме?
Свою глубокую веру апостол засвидетельствовал служением. Благодаря его проповеди христианство распространилось на территории Индии, Эфиопии. Считается, что он также основал церкви в Палестине и Месопотамии.
За активную проповедническую деятельность он и принял мученическую смерть. По преданию, после обращения в христианство жены и сына правителя города Мелиапура в Индии Фома оказался в тюрьме. После многочисленных пыток его убили, пятикратно проткнув копьем.
Части его мощей находятся в Индии, Венгрии и на Святой горе. Верующие с разных уголков планеты обращаются к святому с разными просьбами, но чаще всего молятся о даровании веры.
Много интересного об апостоле Фоме вы узнаете из этого документального фильма:
Сравнение с предательством Иуды Искариота
Фото: Ikonaspas.ru
С тех пор, как утверждает предание, глаза Петра всегда оставались красными. Это происходило из-за того, что он до конца жизни каждый раз начинал плакать, заслышав крик петуха. Это лучшее свидетельство не только раскаяния, но и последовавшего за ним покаяния.
К тому же отречение Петра – это грех человеческой немощи. Грех, с которым рано или поздно сталкивается каждый человек. Если после его совершения верующий искренне признается себе в нем и раскается, то будет прощен Господом.
Грех, который совершил Иуда, имеет иную природу. Это грех человеческого выбора, который может совершиться в пользу предательства и получения конкретной материальной выгоды. Или можно от него удержаться. Это не тот случай, когда все происходит сиюминутно, кажется, будто ты находился в тумане. Это грех, совершаемый осознанно в трезвом уме и твердой памяти.
Вознесение благодарности Богу
Фото: Hramvkostino.ru
Если вера для православного является своеобразным лекарством, благодаря которому он может искупить свои грехи, то благодарность – свидетельство важного религиозного опыта, полученного прихожанином. Любое общение с Господом всегда должно быть проникнуто чувством благодарности, это одно из обязательных условий искренней молитвы, обращенной к Всевышнему
Благодарность должен испытывать любой верующий, даже если он не совершил грехов, в которых должен покаяться.
На каждой литургии произносится ангельская песнь, в которой говорится о важности и необходимости преклонения перед Всевышним, вознесение ему хвалы и благодарности. В Откровениях Иоанна Богослова описывается небесная литургия, на которой праведники воздают благодарность Всевышнему вместе с ангелами
Божественная литургия, совершаемая в храмах, носит название Евхаристии, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Прихожане на службе, к сожалению, часто не обращают внимания или не вслушиваются в тексты молитв, которые священник во время литургии читает с алтаря.
Сознательный христианин должен обязательно прочесть, изучить и осознать, о чем говорится в этих молитвах, чтобы его участие в литургии было осознанным. Основная тема молитв, звучащих на литургии, это благодарность Господу за все его явные и неявные дела, направленные на благо верующих. Все эти молитвы начинаются с единого призыва священника, обращенного к пастве: «Благодарим Господа!».
Если прихожанин будет повторять тексты молитв, произносимых на литургии, понимать и осознавать их смысл, это будет одним из самых действенных и правильных способов для верующего человека вознести благодарности Господу.
Виды молебнов
Фото: Nevsky22.ru
Существует несколько видов молебнов:
- о здравии;
- благодарственный;
- о завершении войны;
- о путешествующих;
- о прекращении засухи.
Помимо этого, молебны различаются по особенностям проведения. В этом случае они бывают:
- простыми;
- водосвятными;
- благодарственными;
- акафистными.
Простой молебен посвящен какому-нибудь святому. Во время богослужения этого типа произносится ектения в честь Богоматери. Во время нее упоминаются имена прихожан, заказавших молебен, а также их родственников. После читается молитва, предназначенная святому, которому она посвящена. Простой молебен заказывают за здравие человека, который болеет в настоящий момент или по случаю именин.
Благодарственный молебен принято проводить по важным и значимым церковным праздникам. Однако допускается, что прихожанин закажет его самостоятельно, желая воздать хвалу Всевышнему.
Акафистный молебен принято проводить перед особо почитаемыми и чудотворными иконами, а также в дни памяти великих святых. Такие молебны проводятся по расписанию, которое вывешивается на входе в монастырь или храм.
Также молебны могут отличаться в зависимости от того, к кому они обращены. Варианты следующие:
- к Всевышнему;
- к Святым;
- к Богоматери.
Иоанн
Фото: Nicola-arzamas.ru
Автор одного из Евангелий и еще несколько трудов, входящих в Священное Писание. Известен как Богослов, так как в Священном Писании под его авторством большое количество изречений Христа оформлены в виде прямой речи.
Тоже был учеником Иоанна Крестителя, оказался самым юным и любимым учеником Сына Божьего. Во время трапезы перед арестом возлегал на плече у Иисуса.
Только он нашел в себе силы и мужество, чтобы прийти на Голгофу, ранее был на допросе у Понтия Пилата и первосвященников.
Христос именно Иоанна попросил молиться о Богоматери. Мария начала жить у него в доме после смерти Спасителя. Этот ученик стал единственный из всех апостолов, кто скончался в почтенном возрасте по естественным причинам.
Икона апостола Фомы
Икона с изображением образа святого Фомы помогает при молитвах на укрепление веры. При необходимости защититься от нечистых сил, дьявольских искушений. Поможет образ Фомы и в избавлении от болезней.
Если речь идет о приобретении иконы, то стоит к ней обратиться, если человек находится в начале пути к православной вере. В домашнем иконостасе, образ Фомы обеспечит избежание жизненных неурядиц, убережет от искушений и поможет поддерживать веру.
На территории России икону святого апостола можно встретить во множестве храмов. Среди них: Покровская церковь, церкви Варвары в Москве.
Икона апостола Фомы