Обида лечится прощением

Обида лечится прощением

Обида лечится прощением
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
13 мая 2021

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Как простить обиду? Можно ли себе представить Спасителя обиженным?

– Отец Александр, что же такое обида? Только внутренняя боль или удерживание в себе зла, памяти на злое?

– Я сначала не отвечу на эти вопросы, а сам вас спрошу: можно ли себе представить обиженного Спасителя, или обиженную Божью Матерь?.. Конечно, нет! Обида – это свидетельство духовной слабости. В одном месте Евангелия сказано, что иудеи хотели возложить на Христа руки (то есть схватить Его), но Он прошёл посреди них, сквозь толпу агрессивную, кровожадную… Не написано в Евангелии, как Он это сделал, возможно, Он так гневно на них посмотрел, как говорится, молнию метнул глазами, что они испугались и расступились. Я себе так это представляю.

– Нет ли противоречия? Глазами сверкнул – и вдруг смиренный?.

– Нет, конечно. Слово Божие говорит: «Гневайтесь и не согрешайте». Господь не может грешить – Он Единый Безгрешный. Это мы маловерные и гордые, если гневаемся, то с раздражением и даже со злобой. Потому и обижаемся, что думаем, что и на нас злятся. Гордый уже внутренне готов обижаться, потому что гордость – это искажение человеческой природы. Она лишает нас достоинства и тех благодатных сил, которые Господь щедро дарует каждому. Гордый же человек сам от них отказывается. Смиренного человека обидеть невозможно.

– И всё-таки, что такое обида?

– Во-первых, это, конечно, острая боль. Действительно очень больно, когда обижают. Мы по своему неумению отражать физическую, словесную и духовную агрессию постоянно удар пропускаем. Если любого из нас посадить играть в шахматы с гроссмейстером, то ясное дело, что мы проиграем. И не только потому, что не умеем играть, но ещё и потому что гроссмейстер очень уж хорошо играет. Так вот, лукавый (как сатану называют) играет отлично. Он знает, как ходить, чтобы человека зацепить за самые болевые точки. Обиженный может думать об обидчике: «Ну, как он мог? Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил. Вот кто знает, как нам боль причинить. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Лукавый двигает нами, и мы ему, пусть неосознанно даже, по своей гордости, подчиняемся.

Гордый человек не умеет различать добро и зло, а смиренный умеет. Я, например, по своей гордости могу сказать нечто, что человека очень больно ранит. Не потому, что я хочу причинить ему боль, а потому, что лукавый в мою горделивую душу вкладывает такие слова и в такое время, когда тот, с кем я общаюсь, наиболее беззащитен. И я действительно попадаю в очень для него болезненную точку. Но все-таки эта боль оттого, что человек не умеет смиряться. Смиренный человек скажет себе твёрдо и спокойно: «Это я получил по своим грехам. Господи помилуй!» А горделивый начнёт возмущаться: «Ну, как же так можно?! Как же можно ко мне так относиться?»

Когда Спасителя привели к первосвященникам, и слуга ударил Его в ланиту, с каким достоинством Он ему ответил. Разве Он обиделся или расстроился? Нет, Он явил поистине царственное величие и абсолютное самообладание. Ну, опять-таки, можно ли себе представить, что Христос на Пилата или на первосвященников обиделся?.. Смешно. Хотя Его мучили, издевались, клеветали… Не мог Он обижаться совершенно, никак не мог.

– Но Он же Бог и человек, батюшка.

– Так, Господь и нас зовёт к совершенству: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен есмь сердцем». Он говорит: «Хочешь, чтобы тебя обида не касалась, хочешь быть выше любых обид, значит будь кроток и смирен сердцем, как Я».

– А если обида не по заслугам?

– А Его по заслугам обижали?

– Но это нечестно, если какая-то неправда, клевета, то ты просто кипишь, потому что не согласен с этим.

– Мне кажется, что может быть ещё больнее, если тебе правду скажут: «А-а-а, вот, ты какая!» «А я ведь, действительно, такая… Вот гады!»

– В точку попали!

– Попали в точку. Да ещё при всех сказали! Нет, чтобы потихонечку, чтобы деликатно как-нибудь сказал, по головке погладил или бы подсластил. Прямо при всех!.. Это ещё побольнее будет. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Это хорошо, когда незаслуженно злословят. Когда незаслуженно – блаженны, а когда заслуженно – надо каяться и просить прощения.

Понять, простить, принять…

Обиженным взрослым «детям» также неплохо было бы задать себе вопрос: а кто я такой, чтобы осуждать родителей? Неужели я сам настолько безгрешен и чист, что могу выносить им приговор?

Писание говорит, что, кроме Бога, никто не знает человеческого сердца, никто не знает истинных причин ошибок и мотивов неправильных поступков. «Не судите никак прежде времени», – говорит апостол Павел. Это повеление справедливо по отношению ко всем людям и тем более по отношению к родителям. К тому же ненависть, злость и непрощение совсем не согласуются с Божьей заповедью «почитай отца и мать».

Да, мама с папой не научили нас быть самостоятельными, но кто научил их? Чрезмерно опекали или недостаточно строги были к нам, не смогли настоять, чтобы образование получили? Но ведь и наших родителей никто никогда не учил, как надо правильно воспитывать детей, чтобы те потом не обижались.

Проявление гордыни многоаспектны и обидчивость — лишь одна из сторон её

Светлане, да и всем нам необходимо помнить о том, что состояние гордыни входит в перечень возможных греховных состояний. При этом её проявления многоаспектны. Среди них можно назвать:

  • превознесение себя и своих достижений;
  • презрение к другим людям;
  • излишнее морализаторство;
  • желание поучать других;
  • неспособность признавать свои ошибки;
  • упорство в собственных заблуждениях и неспособность просить прощение.

Святое Писание и Святые Отцы большое внимание уделяют борьбе против грехов. При этом наиболее опасным из них считается гордыня и обидчивость как форма её проявления

Даже если человек может успешно одолеть такие грехи как: зависть, тщеславие, чревоугодие и т.д., его может подстерегать гордыня.

Дело в том, что проявления гордости весьма сложны и многообразны, из-за этого с ними сложно бороться, ведь зачастую человек не воспринимает всерьёз ту же обидчивость. Это, в свою, очередь, может привести к ещё большему грехопадению.

Видеоролик. Обида — признак гордыни. Как Обидчивость сама притягивает к нам неприятности! Протоиерей Андрей Ткачёв на первой секунде виодеобеседы напоминает верующим слова молитвы «Отче наш» о необходимости прощения тех, кто нас обижает.

Отдельно в этом списке необходимо выделить обиды (обиженность) на ближних. Дело в том, что обида — это одно из древнейших чувств. При этом она не проходит быстро, а может длиться долго. Подобное душевное состояние в быту обычно воспринимается как нормально и распространённое явление.

Обида — это одно из древнейших чувств.

Некоторые родители говорят своим детям, что находиться в состоянии обиды естественно и это чувство закаляет характер, позволяет человеку принять меры к защите своей чести и достоинства.

Однако мнение Русской Православной Церкви к названному чувству абсолютно противоположное. Христианин должен учиться преодолевать обиды и относится даже к обидевшему его человеку в духе православной нравственности.

Если неверующий человек идёт на поводу у СМИ, которые культивируют гордыню и себялюбие, верующие должны уметь забывать обиды. Обидчивость может помешать сотворить правильную молитву ведь для неё необходимо:

  • внимательность и искренность;
  • покаянное смирение и сокрушение о всех своих грехах;
  • примирение со всеми и прощение всех обид.

Святой Исаак Сирин. Фреска 14-15 век. Святой Исаак Сирин говорил о том, что быть злопамятным и молится всё равно, что сеять на море

Святой Исаак Сирин учил:

Исаак Сирин
Святой

Об этом необходимо помнить всегда и научится прощать обиды. В противном случае легко стать лицемером, который только повторяет слова молитвы, но не имеет общения с Богом в своём сердце.

Обиды в монастырях и в семьях

Старец Ефрем Катунакский рассказывал об одном случае, который надолго ему запомнился. В его монастыре существовала традиция: после литургии братия собиралась на дружеские собрания, где они беседовали и пили чай. Старец же хотел, чтобы после богослужения монахи соблюдали безмолвие, тем самым сохраняя благодать Святого Духа. Он запретил насельникам собираться на чаепития, но получил сопротивление со стороны монахов. Это очень сильно его обидело, старец несколько дней не мог найти душевный покой.

О важности преодоления обиды с помощью молитвы говорит в интервью порталу Православие.Ру Елена Демина, мать четверых детей:

Прощение как лекарство от обиды

На земле нет праведных людей, которые бы делали добро и совсем не грешили. Грехи и обиды будут существовать, пока мы живем на земле, а не на небесах. Так что не старайтесь исправить окружающих — не получится. Лучше принимайте и безусловно любите их такими, какие они есть, — это первый шаг к прощению.

Второй шаг к прощению — понимание всей глубины наших собственных грехов и значения той жертвы, которую принес Иисус Христос, чтобы восстановить нашу связь с Богом. Поэтому не стоит обижаться на другого, ведь ты сам еще недавно был таким же, но Христос помиловал тебя. Будь и ты милостив к другим.

Третий шаг к прощению — никогда не копить обиды, не хранить их годами и десятилетиями, а увещевать обидчика и говорить с ним: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк.17:3,4).

Четвертый шаг к прощению — молитва об освобождении от обиды и пожелание добра обидчику.

Прощение — это когда мы снимаем тяжелый груз неприятия, гнева, ненависти, которые таили годами в своей душе. Простить, полюбить обидчика — истинный путь христианина. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6:27,28). Прощение делает свободным.

Елена Петибская

«Когда вы храните обиду на кого-то, вы привязаны к этому человеку или ситуации эмоциональной связью, которая крепче стали. Простить — это единственный способ расторгнуть эту связь и стать свободным».

Кэтрин Пондер

«Ошибки всегда можно простить, если вы достаточно сильны для этого».

Брюс Ли

«Злость делает тебя маленьким человеком, в то время как сила прощения превозносит над всеми».

Энон

«Мы должны развивать в себе и поддерживать способность прощать. Тот, кто лишен силы прощать, лишен силы любить. Даже в худшем из нас есть хорошие стороны. Когда мы видим больше положительных качеств в человеке, мы меньше подвергаемся чувству ненависти».

Мартин Лютер Кинг-младший

«Прощение — это аромат, который дарит фиалка тому, кто ее растоптал».

Марк Твен

«Всегда прощайте своих врагов — ничто их так не раздражает».

Оскар Уайльд

«Часто бывает так, что лучше не заметить оскорбление, чем потом мстить за него».

Луций Анней Сенека (младший)

«Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе».

Леонардо да Винчи

«Никогда не помни прежних обид».

Менандр

«Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется».

Леонардо да Винчи

«Глубоко укоренившаяся злоба делает слишком глубокие насечки».

Уильям Шекспир

«Глотая обиды, перевариваешь себя».

Неизвестный автор

В христианстве нет никакого «нужно»

Вообще есть ли у священника право сказать человеку: «Ты должен…»

— Вы знаете, у горячо любимого мной архимандрита Емилиана (Вафидиса) есть потрясающая мысль. Он буквально говорит, что в христианстве нет никакого «нужно», потому что все «нужно…» — это исключительно мысленные конструкции. Христианин должен двигаться по зову сердца и совести. 

Если у тебя внутри ничего не горит, если у тебя нет желания, ты не можешь подменить его отсутствие какой-то интеллектуальной установкой по принципу «ты должен».

Первое, с чем рекомендует работать святитель Феофан Затворник в своих письмах и духовных наставлениях, — это сердце. В норме человеческое сердце — хочет. Если сердце ничего не хочет, можно смело говорить об определенном расстройстве, как правило, невротическом. Человек зациклился сам на себе, в душе у него образовалась дыра. И бессмысленно эту дыру пытаться заполнять какими-то правильными умопостроениями, она от этого никуда не исчезнет. Надо разобраться, что там замкнуло.

Поэтому святитель Феофан очень много внимания и обращает на так называемое «внутрьпребывание» — необходимость чувствовать себя самого как бы немножко изнутри, смотреть, что происходит в душе, глазами «внутреннего режиссера» и понимать: вот эти помыслы рождают во мне такие-то желания, а вот эта ситуация рождает такую-то реакцию. «Внутрьпребывание» — это и есть с психологической точки зрения постоянная проверка контакта с самим собой.

— Что это нам дает?

— Сначала мы просто все распознаём и принимаем как некую данность — безоценочно, не разделяя на плохое и хорошее. Так мы по крайней мере узнаем, какая каша варится внутри нас, и только тогда с этим можно будет что-то сделать

Если мы отказываемся туда заглядывать, кладем бетонную крышку и говорим: «А, неважно, что там происходит. Главное — четко выполнять то, что мне батюшка сказал», — под этой ставшей герметичной кастрюлей все равно будет работать горелка

И в какой-то момент, возможно, произойдет большой «бум»! Почему мы говорим, что «в душе накипело»? А потому, что крышка была придавлена очень крепко — и кастрюлю стало разрывать изнутри!

— Но вот священник, доказывая свою правоту, берет в союзники Бога и говорит про «волю Божию» и «гнев Божий». И прихожанин слышит, что не спасется, если не будет выполнять то-то и то-то.

— Когда священник говорит, что ты должен то-то и то-то, он в первую очередь сам должен вспомнить слова Христа о том, что самое главное — любить Бога и ближнего как самого себя. Вокруг этого в христианстве все и вращается. Понимаете, мы не можем любить другого человека по щелчку, потому что любовь — это состояние духа, это готовность принять другого человека без попытки его корректировать под себя.

Когда мы любим, мы принимаем в человеке даже то, что раньше для нас было чужим. Потому что мы докапываемся до его какой-то глубинной сущности. Но вот такое приятие невозможно исключительно волевым усилием, это некая, я бы сказал, экзистенциальная установка всей природы человека, которая проявляется особенно ярко, когда люди влюбляются друг в друга.

Фактор Бога

Обида закрывает нас и от людей, и от Бога. Поэтому, как только вы обиделись, действуйте: помолитесь за обидчика. Через нехочу, даже если это будет просто автоматически. С точки зрения мирской логики – это нонсенс, в крайнем случае – парадокс. Но такие уж мы, христиане, парадоксалы. Еще апостол Павел о (1 Кор. 4;12-13).

Этот закон – юродство для мира, он – вопреки всем рассуждениям о правах и достоинстве. И все-таки вы попробуйте! Встаньте перед иконой и положите за человека поклон со словами: Боже, помилуй вот этого человека (имя).

Пусть все в вас протестует против таких слов. Но если вы это сделаете, вы поступите не по своей воле, но по воле Божией. Это послужит вам утешением, а Бог не замедлит. С момента такой молитвы вы уже не одни в своем прошении, вы даже не своими силами пытаетесь разрешить ситуацию, с вами – Бог. Он начинает действовать. Приходит благодать Божия и смягчает сердце. И ваше, и «обидчика».

Если вы будете молиться за обидевшего вас, вы обязательно ощутите разницу между отношением из состояния обиды и тем отношением к человеку, которое рождает молитва за него. Вам станет легче переносить его резкости, острые углы. Да и сам человек, за которого молится тот, кого он обидел, может измениться. Так действует заповедь – подставь вторую щеку, останови зло на себе, не передавай по цепочке. Тебя обидели, ты молишься за обидчика, желаешь ему добра, здравия и мира. И благодать Божия подается обоим.


Фра Беато Анджелико. «Святой Стефан, побиваемый камнями» (1447–1449 гг). Фреска люнета западной стены капеллы Никколини, Ватикан Фото с сайта art.c-rover.com

Молитва меняет сам фокус восприятия «обид». Появляются вопросы: а может, я тоже кого-то в жизни обидел? Может, тоже ранил чью-то душу, и она все болит?

Многие вроде на словах все это знают, но совершенно недооценивают. Люди часто жалуются на то, что Бог «не слышит» их молитв. А может, потому и «не слышит», что сами-то мы не можем простить, отпустить, держим в должниках, считая себя несправедливо обиженным, и даже ждем, когда Бог нашего должника накажет. Может, потому и наша молитва к Богу недерзновенна?

Заповедь о любви к Богу и ближнему неразделима. Обижаешься, злишься, значит – не любишь ближнего, значит, и Бога не любишь, – так апостол любви Иоанн Богослов говорит.

Можно даже проверить себя: если не идет молитва, на сердце холодно, и не потому, что устал, забегался, может быть, это от того, что есть груз на сердце, обида на человека не дает молиться?

Заповедь о почитании родителей — не слепое требование закона. Она предполагает совершенно определенную ответственность и самих родителей за правильное воспитание детей.

Для верующих родителей одной из таких лазеек для самооправдания может стать еще и заповедь о почитании отца и матери. Зачастую она странным образом воспринимается как некая универсальная индульгенция, позволяющая «списать» себе любой грех в том случае, если он совершен по отношению к собственному ребенку. Написано в Библии «почитай отца своего», значит — почитай, чего бы я ни делал, каким бы ни был. И попробуй только вякнуть что-нибудь против.

Действительно, нарушителей этой заповеди Закон Моисеев предписывает побивать камнями: Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх 21:17). Но сама заповедь о почитании родителей носит не просто родовой или бытовой характер. Дело в том, что народ Израиля представлял собой прежде всего религиозное сообщество. А отец и мать в этом сообществе были для человека самыми первыми учителями Закона. Они первыми рассказывали ему о Боге, о том, как праведно жить перед Ним на земле, учили различать добро и зло. Тот, кто не почитал родителей-учителей, не почитал и сам Закон. Отвергающие же Закон — отвергали и Бога. Такова внутренняя логика этой заповеди, в которой безусловно предполагалось, что отец и мать будут словом, делом и собственным примером наставлять своих детей в праведной жизни. Если же родители не выполняли этого условия, они подвергались такому же осуждению, как и их нерадивые дети. Самый наглядный пример этому — история судьи и перво­священника Илия.

Его сыновья, священники Офни и Финеес, бесчинствовали на глазах у всего народа. Они требовали с верующих слишком больших приношений и развратничали с женщинами, собиравшимися у скинии. Когда люди, приносившие жертву, варили мясо, они приходили и отнимали у них лучшие куски. И тогда Бог через пророка Самуила сказал об Илие так: …Вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их (1 Цар 3:11–13).

В Новом Завете этот принцип взаимных обязанностей между детьми и родителями был проговорен уже открыто, не оставляя места для разночтений: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6:1–4).

Отцы способны раздражать своих детей, способны обижать их и даже доводить до уныния, как пишет об этом апостол Павел уже в другом своем послании: …отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол 3:21). Поэтому если уж и апеллировать к Священному Писанию в этом больном для многих вопросе, то делать это следует и с учетом возможных прегрешений родителей перед собственными сыновьями и дочерьми. А уж какими бывают эти прегрешения — каждый из родителей, наверное, и сам знает куда лучше любого стороннего наблюдателя. Святитель Феофан Затворник в своем толковании на это место Библии перечислил наиболее общие примеры подобного рода:

«…Не раздражайте детей ваших. Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, — от чего всего детям иногда бывает теснее рабов».

Заповедь о почитании родителей, как и любая Божья заповедь, — великое благо для людей. И к психологическим травмам принцип «родители всегда правы» приводит вовсе не потому, что он устарел или вообще ошибочен. Нет, не ошибочен и не устарел. Но, как и тысячи лет назад, он может нарушаться не только детьми, но и родителями. Которые правы лишь тогда, когда сами поступают по правде Божьей.

Хитрый грех

Когда мы обижаемся, душа не просто болит, душа начинает злиться, возмущаться, осуждать, а порой и мстить. Так болит задетое самолюбие. По гордости своей (надеюсь, никто в здравом уме не скажет, что он не горд), человек, не в уме, так в сердце, ставит себя в центр этого мира. Вокруг него, как вокруг центра, вращаются по орбитам другие люди.

А ведь в центре у христианина должен быть Господь. Но человек не хочет расставаться со своей картиной мира, и когда что-то ее искажает, он испытывает боль, гнев, раздражение — обижается.

Конечно, бывает, когда с нами действительно поступают несправедливо, плохо, когда сознательно причиняют боль, зло. И мы стараемся отойти или вовсе, временно или навсегда, перестаем общаться. Эти действия мы совершаем потому, что нами руководит обида. Но невозможно себе представить, что преподобный Сергий Радонежский, уходя с горы Маковец из-за того, что его ученики повели себя не по тому духу, ради которого он устраивал обитель, делал это потому, что обиделся. Он мог иметь намерение никогда не вернуться, если его ученики не исправятся, но и в этом случае исходил бы в своих действиях не из обиды. Им руководила не греховная человеческая воля, но Божья воля.

И апостол Павел нам говорит: «Если возможно, будьте со всеми в мире». Это не значит – со всеми в общении, в единомыслии. Если общение не складывается, противоречия непреодолимы, вы, смиряясь со своей ограниченностью, отойдите, но – в мире. Чувство обиды рано или поздно должно быть побеждено.

Бороться с обидой непросто, как с любым грехом. Но в случае с обидой порой даже не всем очевидно, что вообще надо бороться. Потому что когда человек обижается, он считает пострадавшим себя и занимает выжидательную позицию. Ему кажется, раз его обидели, это у него должны просить прощения, да и перед Богом каяться в своей грубости, резкости и пр.

А вот Христос говорит, что обида – не просто грех, а такой грех, который лишает человека даже возможности надеяться на прощение собственных грехов! «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11;25-26).

Получается, пока мы считаем свою обиду «справедливой», мы ни о чем не можем просить Господа, даже о прощении собственных грехов — до тех пор, пока сами не оставим своих претензий, своих судов и не отдадим суд Богу.

Невозможно не то что причащаться, но даже готовиться к Причастию, читать молитвы ко святому Причащению в состоянии упорствующей обиды в душе, пока мы продолжаем предъявлять счета обидчику. Ведь эти молитвы предваряют слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим» (первое, что сделай перед Причастием, — прости тем, кто тебя обидел).

«Отказ от Причастия — это капитуляция перед грехом»

Священник Валерий Духанин:

— Если мирянин из-за обиды на кого-то отказывается от Причащения, то тем самым он демонстрирует свою полную капитуляцию перед грехом. Вместо того, чтобы сделать внутреннее усилие, покаяться, исповедаться, обратиться за помощью к Господу, он отказывается от Причащения Святых Таин Христовых. То есть он соглашается с состоянием греха на данный момент и отказывается от единения с Господом в таинстве Евхаристии. Это очень неправильно. И всякая наша обида указывает на нашу слабость, на то, в чем нам стоит над собой поработать до ближайшей Литургии. Ибо жить обидой долгое время — это ад и мучение.

В этом смысле у священника назад дороги нет. Ему предстоит служить Литургию, а Литургия — Царство Божие, явленное на земле. Свет и радость этого Царства превыше каких-то земных обид. Ибо никакие ущемления и несправедливости на земле не сравнимы с изобилием Любви Божией, открывающейся в Божием Царстве. Допустим, кто-то сказал тебе обидное слово, кто-то обманул или предал, а тут Сам Бог открывает тебе двери Рая как Царства Любви. Что для тебя чье-то слово, чье-то предательство, если рядом с тобой Сам Господь, отверзающий райские двери?

Иногда наши немощи сильнее нас. Бывает трудно совладать со своими чувствами. И нужно посмотреть на себя как бы со стороны — увидеть всё безобразие этого состояния противной обиды. А после этого, воздохнув от самого сердца, сказать Господу: «Боже, прости меня грешного, немощного, помоги освободиться от этой обиды, спаси тех, на кого я обижен, даруй мне свободу любви». От такого чистого, сердечного воздыхания на душе станет легче. А на Литургии молись об обидчиках.

Еще важно взглянуть на проблему с совершенно иной стороны. Тот, кто отнесся к нам несправедливо и злобно, сам страдает от своих немощей, мучается от своих недостатков

И значит, он нуждается в нашей духовной помощи. Не мы ущемлены нашим обидчиком, а он сам ущемил себя тем, что вот так поступает с ближними. О нем надо молиться, чтобы духовно помочь ему. И, конечно же, воздавать за зло добром. Только так его душа может опомниться, протрезветь, раскаяться. Через прощение и молитву мы привлекаем в свою жизнь Божию благодать. А благодать приносит духовную свободу, она утешает того, кто понес несправедливость, она преображает тех, кто когда-то другим причинял обиды.

Грех против себя

Обида — это грех, прежде всего, против себя. К тому же обида является почвой для большого количества грехов. Когда человек обижается, сердце его ожесточается, становится бесчувственным. И часто люди со своей душевной болью делаются циничными, жестокими, не верят никому, не впускают в свою жизнь ни дружбу, ни любовь других людей, ни любовь Бога. В конце концов, обида может перерасти в озлобленность и в чувство вины, разрушить отношения между людьми и сказаться на телесном здоровье человека.

«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Прит.17:22). Многие болезни, такие как язва желудка, гипертония, сахарный диабет, расстройство нервной системы, возникают на почве длительного чувства обиды.

Обидчивость можно победить сложной духовной работой и обращением к Богу

При борьбе с обидчивостью Отцы Церкви предлагают следующий путь:

  1. Молитвенное обращение к Богу за помощью.
  2. Искоренение своих грехов и недостатков.
  3. Духовная работа над тем, чтобы быть доброжелательным по отношению к другим людям.
  4. Активное противодействие злу добром.
  5. Помощь обидчику в устранении его острой нуждыэ
  6. Молитвенное обращение к Богу за телесное и духовное здравие обидчика и его успехи в богоугодных делах.

6 шагов

необходимо сделать на пути борьбы с обидчивостью


Покаяние. «Покаяние Панек Илья». Божья помощь, которую можно получить через раскаяние и молитву — залог победы над обидчивостью

Когда мы говорим друг другу неприятные слова, это уже грех, а обида, возникающая при этом — ропот на Господа. Ропот приводи к поруганию образа Божия как в самом себе, так и обидчике.

При этом такое поругание часто касается близкого человека. Отсюда страшная нравственная тяжесть и поэтому долг христианина не доводить дело до обид.

Лучше не замечать, что сказал в ответ тот или иной человек. Нужно просить прощение у того, кого вы обидели и самому прощать обиды.

При этом можно сказать много слов, но преодолению обид способствует только обращение за помощью Божией. Только молитва и покаяние способно излечить человека от греха гордыни и обидчивости и помочь попасть в Царство Небесное.

Механизм воздействия

Обида — действительно разрушающий грех. Он негативно влияет как на обидчика, так и на обидчивого. Все начинается с того, что человеку кажется, что с ним поступили нехорошо, грубо, что он заслужил лучшего к себе отношения и так далее.

Человек попадается в сеть этого греха из-за склонности к гордости. Вот я такой хороший, как он мог меня обидеть? Я не заслужил такого отношения к себе! Все, прекращаю с ним общение!

Пока вы так думаете, бесы аплодируют своей идеальной работе и придумывают план усугубления. Тогда грех обиды переходит на более «высокий» уровень.

Например, месть. Тебе сделали больно, зачем терпеть? Сказали что-то острое — отвечай той же монетой, «опозорили при всех» — уйди с трибуны, гордо задрав голову, ударили — разве у тебя тоже нет кулаков? Раньше как-то похоже и было: око за око, зуб за зуб.

Гордость — коварное и многоликое чувство

При обиде наиболее сильное чувство возникает в том случае, когда с человеком поступили несправедливо. При этом особенно сильно может заявить о себе самолюбие, ущемлённая гордость и осуждение обидчика.

Для людей, ведущих духовную жизнь эти чувства уже неприемлемы, при этом грехопадение человека может продолжится. Дело в том, что малый грех тянет за собой большой: гордыня рождает обидчивость, обиды порождают злопамятность, а та, в свою очередь, переходит в мнительность.

Преподобный Авва Дорофей. Фреска. Авва Дорофей призывал удерживать в себе злость

Таким образом, гордыня может породить снежный ком различных грехов, а «инструментом» такого процесса выступит обыкновенная обидчивость. Кстати, можно заметить обратную связь различных греховных чувств в быту.

Завидующие люди легко обижаются по любому поводу, на того, кому завидуют. В народе же говорят: «кто завидлив», тот обидчив.

Высшая же степень гордыни — устойчивое нежелание простить обиды. Она проявляется в том, что обиженный упорно отказывается общаться со своим обидчиком, хотя уже сама причина обиды ликвидирована. Авва Дорофей говорил:

Авва Дорофей
преподобный

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев