Сменить обстановку
Когда человек устал и не хочет ходить на службы, возможно, он просто не хочет в какой-то конкретный храм. Знаю случай, когда у одних родителей дочь делала вид, что спит, пока те собирались на службу. После их ухода она шла в другой храм — ей хотелось помолиться отдельно от семьи, без бесконечных наставлений и контроля. Такое желание может возникнуть у каждого. В этом случае нужно позволить себе пойти на службу в другой храм, туда, где вас никто не знает, где нет ежеминутного: «Здравствуйте! Как поживаете? Почему сегодня без детей?» Возможно, кому-то надо позволить себе такое раз в месяц, кому-то — раз в полгода. У каждого свои нужды. Но, как правило, это полезно. Даже я иногда чувствую потребность прийти на литургию в другой храм как обычный прихожанин. Я так отдыхаю.
Не только долг…
Протоиерей Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.
Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.
Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.
Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.
В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение – торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции – более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.
В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.
У нас – нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.
Но тут возникает трудность – живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.
Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.
Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…
Здесь нельзя быть категоричными, налагать на людей бремена неудобоносимые, но призывать их все-таки нужно. Человек должен понимать, что потрудиться стоит, и быть на всенощном бдении.
Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме
Мнение священников
Мнение священнослужителей разнится в этом вопросе, но полезно будет узнать их, для более углубленного понимания вопроса.
Православная церковь не одобряет латиноамериканские танцы
Иеромонах Александр из г. Сыктывкар считает важным культурные различия. Он рассказывает, что, несмотря на отсутствие танцевальных элементов русских православных богослужениях, в церквях Африки проведение хороводов вполне нормально и, естественно, поскольку это одна из культурных их особенностей. Негативное отношение в нашей стране к танцу обусловлено тем, что современные движения не выглядят целомудренно. Не стоит налагать табу на все виды плясок.
Протоиерей Евгений из г. Архангельск вспоминает увлечение танцами последнего Государя Императора, который причислен к лику православных святых. В XVII — XVIII вв. пляска стала одним из видов общения, поскольку молодые люди противоположного пола не могли просто заговорить друг с другом, и менуэт стал возможностью диалога, несмотря на отсутствие физического контакта. То же самое касается полонеза, вальса или фокстрота — средство общения молодежи. Современная дискотека исключает разговор и направлен на погружение человека в некий транс, с отключением сознания.
В современной танцевальной культуре нет правил или гармонии — это лишь издевательство над душой и телом, которое заставляют принимать странные позы. Мы в университете устраиваем балы, готовим приличные «в пол» наряды, подбираем вальсы и музыку, готовим темы для бесед и танцуем. Это не грех, когда все прилично и направлено на развитие тела и души. А вот посещать современные клубы и дискотеки, где полно выпивки, наркотиков и разврата, безусловно, болезненно для души и тела и пользы не приносит.
Важно! Как и вопрос спиртного, одежды или поцелуев, вопрос танцев не имеет однозначного ответа или запрета. Христианин, совершенствуясь и заботясь о своем целомудрии, должен отказываться от вещей, которые его развращают и пользы не приносят.
Как Церковь относится к танцам? Протоиерей Владимир Головин
Таких случаев много
Не ходил в храм, и небо не упало? Могу сказать, что и не упадёт, всё будет хорошо. Однако стоит поговорить о том, почему сейчас людей снова беспокоит проблема необходимости ходить на службы. Вопрос «можно ли верить в Бога, но не ходить в храм» настолько не новый, что можно битый час говорить о вере в душе и о том, как к этому относиться. Те, у кого Бог в душе, пусть ответят на вопрос: что изменилось в их жизни после того, как они узнали, что Он у них в душе? А мы пока сосредоточимся на другом.
Если говорить о проблеме в целом, то случаи, когда человек верит, но в храм не ходит, совсем не редки. Например, он может быть прикован к постели — как моя мама, которая вот уже восемь лет пребывает в таком положении. Или же человек соблюдает требования карантина. У меня часть прихожан добросовестно сидела в самоизоляции: это люди из зоны риска и те, у кого есть родственники пожилого возраста. Я сам сказал, что на их месте не ходил бы в храм и поберёг близких.
В церковь заходить могут все
Прежде чем разбираться в том, кто может заходить в православный храм, а кто нет, необходимо изучить историю появления церкви Иисуса Христа и ее предназначение. В переводе с греческого языка слово «церковь» означает собрание призванных. Такое название появилось после того, как Христос призвал апостолов следовать за ним и нести Благую весть о спасении во все уголки земли. Следовательно, церковь — это собрание тех, кто верует в Господа и исполняет Его волю, а ее главой является Иисус Христос.
Православный храм также называют церковью, так как в нем собираются христиане для совместного поклонения Господу, молитв и участия в Таинстве Причастия. По мнению священнослужителей, каждый человек, принявший крещение в православном храме, становится частью Церкви Иисуса Христа. Однако если верующий уклоняется от участия в церковной жизни, не принимает Святого Причастия, пропускает богослужения, он неминуемо отдаляется от Господа и его уже нельзя назвать настоящим христианином.
Если с верующими и крещеными людьми все достаточно просто, то что говорят священнослужители о тех, кто не принял Святого Водного Крещения или принадлежит к другому вероисповеданию? По мнению служителей Православной церкви — в храм имеет право зайти любой человек, даже не исповедующий православную веру, однако к поведению таких людей на богослужении предъявляются определенные требования.
Люди, не принявшие крещения и не принадлежащие к Православной церкви, имеют право заходить в помещение храма и присутствовать на богослужении, ведь таким образом они имеют возможность услышать проповеди священников, в которых они рассказывают о подвиге Христа и Его смерти за грехи всего человечества. Постепенно сердце такого человека размягчается, и он приходит к осознанию необходимости покаяния в своих грехах.
Бывают также случаи, когда у некрещеного человека случается беда, и он приходит в храм, как в единственное место, где надеется найти помощь и понимание. Поэтому при входе в православную церковь ни у кого не спрашивают, крещен он или нет, и уж тем более не запрещают посещать богослужения.
Однако это не означает, что такой человек не должен соблюдать определенные правила поведения в храме, которые касаются как верующих, так и не верующих людей. В противном случае ему могут сделать замечание, а то и вовсе попросить покинуть богослужение.
Обыватели о выпивших людях в церкви
Простые люди, часто посещающие православные культовые заведения, говорят, что немного выпивший вина человек может войти в церковь. При этом он должен себя адекватно вести:
- не ходить по помещению во время службы;
- не отвлекать прихожан разговорами;
- не издавать громких звуков.
В отношении человека, принявшего значительное количество алкогольного напитка, мнения прихожан разделились. Одни говорят, что обильно выпившему человеку не место в Божием доме, так как не может контролировать в это время своих слов и действий. Другие считают, что выпивший христианин должен помолиться и поклониться Господу на пороге храма и уйти с миром домой.
Но есть люди, говорящие, что в некоторых случаях даже очень пьяный человек может войти в культовое здание и попросить помощи у Всевышнего. К ним относятся:
- потеря близких людей;
- хронический алкоголизм;
- трудная жизненная ситуация.
Священники говорят, что двери храма открыты для всех детей Господа
Христианство призывает не судить чужие слабости и грехи, а также терпимо относиться к людям, обуреваемым различными страстями. Поэтому даже если во время богослужения рядом с христианином спокойно стоит нетрезвый человек, он не должен делать ему замечаний и осуждать.
Важно! Следует знать, что делать замечания, а тем более просить покинуть храм, может только священник
Пить водку
Если ислам, например, предполагает полный запрет употребления алкогольных напитков, то христианство смотрит на рюмку-другую вполне лояльно. Батюшке тоже не грех выпить, но в меру. Разумеется, делать это можно лишь в дозволенные дни (не во время поста).
Впрочем, мнения различных религиозных деятелей разнятся в данном вопросе. Одни считают, что священник, употребляющий вино или водку на глазах своих прихожан, подает тем самым дурной пример пастве. Некоторые епископы призывают нижестоящее духовенство вести трезвый образ жизни.
Но в православной церкви есть и сторонники умеренного потребления алкоголя, которые ссылаются на то, что сам Иисус Христос не отказывался от вина, а во время таинства Евхаристии принято пить кагор, символизирующий кровь Спасителя. Иоанн Златоуст и другие церковные мыслители не отрицали употребление алкогольных напитков, призывая священников лишь знать в этом меру.
А вот курить русским попам нельзя. Данный запрет был введен в ХХ веке, когда стало известно, что эта привычка очень вредна для здоровья. Интересно, что в Греции и на Ближнем Востоке многие православные священники курят, им можно дымить сигаретами.
Загляните в своё сердце
Господь зрит в наше сердце. Недавно мы вспоминали встречу Господа с самарянкой. Спаситель говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Если мы ходим в храм, и это для нас обязаловка, что в том хорошего? Если я иду в храм, испытывая чувство вины — зачем это Богу? Если я говорю детям: «Идите в храм, там — радость!» — а сам не радуюсь, разве поверят мне дети? Нам кажется, если мы начнём ходить в храм, целовать там иконы и мощи, то станем более верующими, чем если останемся дома в силу обстоятельств. Это не так.
Есть люди, которые считают, что будут счастливы тогда, когда купят машину или уедут в другую страну. А Виктор Франкл был счастлив в концлагере и не считал себя несчастным человеком. Новомученики годами сидели в лагерях и не ходили в храм, но это не мешало им верить и молиться, более того: многие потом утверждали, что никогда после они не чувствовали такого духовного подъёма и не молились так, как во время заключения. Вопрос ведь не в том, можно или нельзя не ходить в храм. Не хочешь — не ходи. Вопрос в том, почему ты не хочешь туда идти.
Однако ни православные, ни католики в христианском мире не одни
Действительно, христианских конфессий в мире немало и между собой они существенно разнятся. Сразу обозначим очевидное: отсутствие евхаристического общения между Православной Церковью и прочими конфессиями – явление неслучайное и не на пустом месте возникшее. То есть, несмотря на то что все мы христиане, что Библия на всех одна и что в нашей богослужебной жизни есть немало общего, с каждой из христианских конфессий мы имеем различия вероучительного характера. То есть разница между нами – в главном. И поэтому она принципиальная. Примерно такой же подход, как и к Католической Церкви, мы можем иметь к любой христианской деноминации, где сохранилось правильное понимание Евхаристии как реального претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. К таким конфессиям могут быть отнесены Армянская, Коптская, Эфиопская, разные несторианские и вообще дохалкидонские Церкви, то есть в православные храмы разрешено ходить, например, армянам или коптам. Причащаться с нами они в любом случае не станут, а их присутствие на богослужении не помешает никому. Должен, впрочем, заметить, что все эти «можно» и «разрешено» исходят от нас, православных. Как на это смотрит католическое, армянское, коптское или иное духовенство, мне неизвестно, хотя подозреваю, что единства по этому вопросу в их рядах может и не быть.
И снова вспомним, что в храмах той же Армянской или Коптской Церквей могут находиться древние общехристианские святыни, молитва перед которыми ничуть не предосудительна. Кроме того, некоторые дохалкидонские Церкви в силу разных причин со времени нашего с ними единства сохранили в богослужении немало древних традиций, что заставляет многих, в том числе и православных, исследователей посещать их богослужения, правда, преимущественно с научной целью.
Не надо искушать Бога
Если причина того, что человек не ходит в храм, заключается в лени — ему просто не хочется рано вставать и напрягаться — это одно. Это плохо. Но если для такого «нехождения» есть ряд объективных причин, если человек переживает за близких и не хочет стать причиной их смерти — что в этом плохого? Да, сейчас может набежать множество утльтраправославных критиков со словами: «А как же воля Божия?», «что на роду написано, то и будет», «это малодушие» и так далее, но я отвечу им словами Христа: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Уповать на волю Божию надо, но и искушать Его не следует. Нужно адекватно оценивать причины, по которым человек не ходит в храм. Вновь приведу в качестве примера мою маму. Она много лет очень переживала, да и сейчас переживает, что «не в церкви». Мы в прошлом году провели ей кабельное телевидение, и теперь она звонит мне со словами: «А я сегодня в Сретенском монастыре была». Понятно, что у неё было и есть желание ходить в храм, но оно неисполнимо. Хотя — оказывается, даже в такой ситуации можно найти компромисс.
Часто задаваемые вопросы
Те, кто не принадлежит к православной конфессии, часто задают вопросы священникам, касающиеся правил посещения храма:
- Что будет, если человек зайдет в православный храм во время чтения литургии верных? Несмотря на то, что присутствие некрещеных на этой части богослужения нежелательно, если человек по незнанию зайдет в храм в это время, его никто не выгонит. Также такое случается при посещении туристами исторически значимых храмов. Главное в этот момент вести себя прилично и не отвлекать прихожан от участия в Таинстве Евхаристии.
- В какое время лучше прийти в храм некрещеному человеку? Наиболее оптимальным временем для посещения церкви считается послеобеденная пора, когда начинается вечерняя служба, как правило, это 16:00.
- К кому обратиться с вопросами, которые возникли при посещении богослужения? Во время богослужения к священнослужителям не стоит обращаться, это можно сделать после службы, как правило, батюшка остается в церкви на некоторое время специально для того, чтобы ответить на вопросы интересующихся людей. Также при храмах есть церковницы — эти женщины сидят у входа и могут разъяснить некоторые детали, такие как, где нужно ставить свечи, как найти интересующую икону и как правильно молиться о здравии или упокоении души.
- Можно ли делать фото во время богослужения? Такой вопрос обычно возникает у тех некрещеных людей, которые пришли в церковь на какое-то торжественное событие, приглашенные близкими друзьями и родственниками, например, на крещение ребенка или на венчание. В каждом православном храме на этот счет есть свои правила, поэтому предварительно стоит поинтересоваться у священника, который будет проводить обряд, разрешено ли вести фото или видеосъемку.
- Можно ли зайти в храм накрашенной? Такой вопрос беспокоит женщин, которые привыкли находиться в людных местах с макияжем. Если он не вызывающий и не слишком яркий, то ничего страшного в этом нет.
- Запрещено ли девушкам заходить в церковь в брюках? Прямого запрета на это от православной церкви нет, и если женщина спонтанно решила посетить храм, то она может сделать это и в брюках, главное, чтобы они не сильно облегали фигуру. Если с собой есть шарф или платок, то можно повязать его на талии, чтобы таким образом прикрыть бедра.
Любой человек, желающий посетить православную церковь, может сделать это без всяких ограничений, главное – прилично вести себя во время богослужения.
Усталость или кризис веры
Порой причиной нежелания ходить в храм может стать обычная усталость. Такому человеку не грех одно-два воскресенья остаться дома и отдохнуть. Другое дело, если человек просидел в карантине два месяца — и ему по-прежнему не хочется в храм ходить. Что сказать? — те, кто шёл в храмы ко Христу и за Христом, туда вернутся непременно. Те, кто не попал на пасхальную службу в этом году, тоже придут. Не придут те, кто не хочет. Надо разбираться, по какой причине так случилось. Господь касается сердца каждого человека. Кризис веры вполне может иметь место в жизни христианина, это нормально: вера не может быть статична. Духовная жизнь постоянно движется — или вперёд, или назад.
Подрабатывать
В свободное время, если в этом есть нужда, священник вправе подрабатывать. При этом он не может:
- занимать должности в органах власти и судебной системы;
- служить в армии или других силовых структурах;
- лечить людей;
- быть сотрудником кредитной организации;
- получать зарплату в казино, питейном заведении, ночном клубе;
- стать егерем.
Все остальные виды деятельности, не противоречащие заповедям, разрешены.
И хотя русские попы не вправе заниматься бизнесом, направленным на получение прибыли, батюшка может, например, продавать изделия декоративно-прикладного творчества, сделанные своими руками.
Наша жертва Богу
Протоиерей Игорь Фомин
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):
Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.
Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.
Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.
Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.
Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека
Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом
Он просто обкрадывает сам себя.
Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.
Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?
Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?
Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.
Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?
Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.
Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.
Популярное за 7 дней
Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40
Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17
Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07
Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43
Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26
Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17
Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32
24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46
Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50
Дресс-код для православных
Фото: Varlamov.ru
Часто люди не понимают причин, почему в церковь нельзя приходить в той одежде, в которой нравится, в удобной и комфортной. Почему в церкви присутствуют определенные требования к одежде?
Конечно, Господь зрит в наши сердца, в душу, ему безразличен наряд, в котором человек пришел в Его Дом. Но для людей и служителей церкви эта разница присутствует. Например, собираясь на торжество, дама надевает вечернее платье или красивый костюм. Было бы странным, если бы на праздник она пришла в халате или пляжном сарафане. Поэтому и неудивительно, что приходить в церковь в какой-то одежде можно, а в какой-то нет.
- В РПЦ принято, что мужчины должны посещать храм в брюках и рубашке (кофте, свитере, куртке). Шорты, спортивные штаны, майки неуместны для церкви, а модные «рваные» джинсы – отличный вариант для вечеринки, но не для молитвы.
- Женщинам рекомендуется надевать в храм юбку или платье длиной ниже колен, блузку с закрытыми плечами и без откровенного декольте. Голова должна быть покрыта платком или тонким шарфиком. При посещении храма запрещена одежда, подчеркивающая сексуальность своей хозяйки.
Центром внимания в церкви должен быть Бог, а не человек. Но это вовсе не означает, что в храме неуместна красивая одежда. Наоборот, в Божием Доме все должно быть красиво: люди, убранство, облачения священников. Просто человеку необходимо развивать свой вкус и научиться различать красоту, радующую от красоты вызывающей.
Даже в жаркую погоду следует соблюдать церковный дресс-код. Взгляните на священников, пономарей, диаконов. Каждый из них даже в жгучую жару одет в подрясник (с длинным рукавом), подризник или стихарь. А на священника поверх облачения надевается фелонь (плотное, тяжелое и «жаркое» облачение). Священнослужитель не имеет права сослаться на жару, скинуть облачение и служить в майке и шортах, чтоб было удобней и прохладней. Ведь это немыслимо! Поэтому и мирянам не следует роптать на погоду и со смирением соблюдать правила церковного этикета.
Жениться
В принципе, по большому счету, православные священники вправе делать все, что прямо не противоречит религиозным заповедям, хотя и с существенными оговорками. Например, в отличие от католических святых отцов наши батюшки могут жениться. Такое решение было принято иерархами церкви на Первом Никейском Вселенском соборе, который состоялся в 325 году.
Еще во время учебы в духовной семинарии или сразу после получения образования будущий священник женится, если он не принял решение постричься в монахи. Попадьей может стать лишь православная девушка, ранее не состоявшая в браке. Только женатый выпускник духовной семинарии принимает сан священника и получает направление в тот или иной приход.
Считается, что крепкая семья убережет батюшку от греховных помыслов. А кроме того, женатый поп лучше понимает проблемы и чаяния своих прихожан, связанные с отношениями в семье, рождением и воспитанием детей.
Кстати, разводиться или вступать в повторный брак православный священник не может, также как и пользоваться контрацептивами.
Мнение священников
Фото: Pravlife.org
Если задать клирику вопрос: «Можно ли заходить в храм Божий в шортах?», — большинство из них ответят положительно. Причем человек всегда получит благословление и наставление священника. Почему? Да потому что клирикам более важна человеческая вера, чем его наряд. Однако они все же не рекомендуют относиться к подобным вещам столь легкомысленно. Но еще хуже ситуация, когда человек с помощью короткой или слишком яркой одежды в храме пытается выделиться на фоне других прихожан. Подобный поступок является грехом, потому что основан на гордыне и самолюбии.
Итак, никто не запрещает заходить в храм в шортах. Но со стороны морали и церковного этикета данный поступок считается довольно опрометчивым. Ведь то, в каком виде приходит человек в храм, указывает на то, как он относится к земному пристанищу Бога.
Что значит «ходить в храм»?
Но вернёмся к обсуждаемой проблеме. Мне всегда интересно, что значат для человека слова «ходить в храм»? Выстаивать службу от начала до конца? Причащаться за каждой литургией? Не пропускать воскресных служб? Допустим, у человека нет возможности или желания выстаивать службу полностью. Он бывает в храме небольшое количество времени. Он грешен? Но ведь мы знаем примеры подвижников прошлого, которые говорили: сколько времени у тебя есть — на столько и зайди в храм. А как часто бывает, что человек идёт мимо храма, хочет зайти и помолиться, но не заходит — потому что у него одежда неподобающая — шорты, брюки, платка нет. Так вот, первая мысль (зайти помолиться) — от Бога, вторая (не та одежда) — нет, потому что Бог ждёт нас всегда. Но можно ли осудить того, кто не зашёл, постеснялся, прошёл мимо?