Можно ли покупать иконы не в церковной лавке?

Содержание

Верующему человеку лучше быть и человеком культурным

— Можно ли помещать иконы на бытовых предметах — вопрос не догматики, а этики и эстетики. Такая практика существует, и мне кажется, она умалят статус священного изображения. Материальное и идеальное связано, и материальный носитель должен соответствовать образу, изображенному на нем.

Это вопрос сегодня остается открытым: это дело личного вкуса, благоразумия, благочестия христианина. Иконы имеют догматические и богослужебное значение. Но если икона изображается на майке, в которой человек пойдет на пляж, то это неуместное использование образа. Тогда, как мне кажется, икона перестает быть иконой.

Можно ли назвать это грехом, точно не скажу, хотя я лично считаю, что можно, другое дело, что в данном случае пользоваться словом «грех» надо осторожно. Лучше верующему человеку быть также и культурным человеком, обладать вкусом и чувствовать, что пристойно, что непристойно, что уместно, что нет, а покупать сувениры со священными изображениями или нет, каждый решает сам

Что касается софринских и им подобных бумажных икон, это вопрос опять же вкуса или, точнее говоря, того круга проблем, что профессиональным языком обозначается формулой «искусство в эпоху технической воспроизводимости». Сегодня налицо кризис репрезентации, идет инфляция или обесценивание образности как таковой. Сакральная же образность больше всего страдает от этого процесса.

Промышленное изготовление икон привело к тому, что они стали легкодоступны. С одной стороны, это хорошо — в том смысле, что иконы становятся доступны самому простому человеку. Но это и плохо: иконы производятся невысокого качества, оказываясь, страшно сказать, ширпотребом. Тут нужна тонкость и деликатность, чтобы сохранить полезные плоды технического прогресса и не повредить духовной жизни людей, которая должна быть определяющим моментом в решении данного вопроса.

Лично у меня с благоговением хранятся иконы советского времени, трогательные в своей простоте, когда ничего другого не было доступно. Тарелки или подобные вещи мне лично не нравятся. Вы правильно употребили слово «сувениры» – икона не может быть сувениром. Это именно сувениры, памятные безделушки, которые выводятся из области сакрального.

Назначение вещи отчасти определяет ее сущность. Можем ли мы представить, что тарелки, чашечки будут использоваться сакрально? Думаю, что нет. Если так, то происходит десакрализация иконы. Если можно использовать священное изображение, помещенное на несвященном предмете, спасительным для человека способом, то, наверно, это можно принять. Но такое спасительное использование затруднительно, потому что граница между профанным и сакральным сейчас размывается.

Надписи из Святого Писания на сувенирах, мне кажется, допустимы, это можно принять как способ возвещения слова, как своего рода проповедь и свидетельство. Хотя именно такие цели должны четко осознаваться теми, кто изготавливает подобные вещи – чтобы они именно вещали, оказываясь частью благой вести.

Немного истории

История иконописи ведет свое начало еще с апостольских времен. Первым запечатлел святой образ Божией Матери апостол Лука на деревянной столешнице. На Русь иконописание пришло из Византии в X веке вместе с Крещением. В каждом княжестве при церквях организовывались иконописные школы и мастерские. Иконописцы продавали изображения святых образов на ярмарках или городских рынках сами либо с помощью посредников. Любой мог прийти в мастерскую и заказать себе нужную икону.

Конечно, отдавали образа не бесплатно. Культовые изображения стоили больших денег. Позже изготавливался оклад, позволяющий иконе дольше сохраняться. Крестьяне и ремесленники не могли себе позволить заказывать изображения святых ликов у профессиональных мастеров иконописи. Этим пользовались богомазы, копировавшие образа через специальные кальки. Затем они меняли их на продукты (яйца, картошку).

В XVIII веке иконы были приравнены к культурным ценностям. Началось коллекционирование Божественных образов, которое не обходилось без купли-продажи. Многие изображения святых ликов приобретались священнослужителями. Сейчас иконы можно приобрести в антикварном магазине, монастыре, в церковной лавке.

К чему икона загорается от свечи

У этого события может быть вполне прозаическое объяснение. Небрежное отношение к противопожарной безопасности может привести не только к возгоранию святого образа, но и к пожару.

Однако народные поверья растолковывают такое событие с другой точки зрения. Загоревшаяся от свечи икона предупреждает человека о том, что он должен пересмотреть свое отношение к жизни:

  • вспомнить, кого незаслуженно обидел, и постараться загладить свою вину;
  • прекратить махинации в бизнесе, которые могут поставить под удар других людей;
  • понять, что семейные ценности называются так потому, что дороже близких людей нет ничего на свете.

Если икона загорелась в доме человека, ведущего благочинный образ жизни, то в этом, скорее всего, виновато беспечное обращение с открытым огнем.

Приметы, связанные с иконами

Существует большое количество народных поверий, касающихся священных изображений. К числу самых популярных примет, связанных с иконками, принято относить следующее:

падающий образ — к проблемам и неприятностям;

разбившееся вдребезги изображение — происшествие сулит беды и несчастья;

найти лежащий на полу лик святого — знак того, что необходимо обратить внимание на свое здоровье;

поймать падающую икону — к хорошим новостям и положительным переменам.

Нельзя ругаться и сквернословить, находясь рядом со святыми изображениями, поскольку это дурная примета, предвещающая болезни и сокращение продолжительности жизни.

Можно ли приобретать с рук

Суеверные люди стараются покупать только новые образа. Ведь священные изображения отличаются способностью накапливать как положительную, так и отрицательную энергетику, а потому есть риск получить вместе с иконой негатив, перешедший от прежнего хозяина.

Считается, что священные вещи используются не только для молитвы и размышлений о вере. Некоторые маги применяют иконы для наведения порчи, передачи своих проблем или болезней другому человеку. Не стоит приобретать эту вещь с рук или в ломбарде, так как невозможно выяснить историю ни прошлого владельца, ни самого образа.

Священники не видят в такой покупке ничего предосудительного. Считается, что к символу веры не может «прилипнуть» никакой негатив, в том числе и направленный извне. Одно из главных церковных правил заключается в том, что нельзя молиться на неосвященную икону. Поэтому купленные с рук изображения святых необходимо обязательно отнести в храм и освятить. После прочтения священником специальной молитвы иконку можно забирать домой.

Можно ли брать чужие иконы

Церковь утверждает, что изображение святых — это вовсе не личный оберег, а символ веры. Не имеет значения, кому ранее принадлежала икона и как появилась она у прежних хозяев. Главное, чтобы она была освящена в церкви. Но и эзотерики, и священнослужители отмечают, что сильнейшую положительную энергетику имеет образ, подаренный близкими родственниками во время болезни или в трудный жизненный период.

Советуем изучить  Икона Даниила Московского

Тем, кто переживает по поводу накопившегося негатива, не стоит принимать в дар или покупать чужую икону. Мысли о плохих приметах не дадут сосредоточиться на молитве. Всем остальным нужно обязательно освятить образ в церкви, ведь так  можно очистить изображение от присутствующей в нем негативной энергии. Если же иконка вызывает неприятные ощущения и чувство тревоги, лучше избавиться от нее, но не выбрасывать, а оставить в церкви.

К чему загорается от свечи

Чаще всего подобного рода происшествия указывают на несоблюдение правил пожарной безопасности.

Такие знаки являются предупреждением о грядущих проблемах, несчастьях, неприятностях, избежать которых можно, проявив внимательность и осторожность

К чему по приметам пропадает из дома

Может показаться, что пропавшая икона — это дурной знак, не предвещающий ее владельцам ничего хорошего. Однако эзотерики и биоэнергетики придерживаются иной точки зрения. По их мнению, если образ пропал, значит, он сделал все возможное для своего хозяина, переполнился отрицательной энергетикой.

В таком случае нужно пойти в храм и приобрести новую иконку, освятить ее и принести домой, вместо исчезнувшей.

Что нужно делать с ненужными иконами

Благоговейное отношение к изображениям угодников Божьих – неотъемлемое поведение христианина. К какой бы конфессии не относился верующий. Каждый образ пишется с молитвой и по благословению духовника.

Современные технологии разрешают изготовить бумажные копии святых икон. Журналы, календари наполняют страницами с образами святых угодников, библейских сюжетов. Стало модно дарить, покупать и украшать жилища священными изображениями.

Постепенно домашний молитвенный уголок перенасыщается, возникает потребность уменьшить количество икон. Человек решает, куда девать атрибуты веры.

Согласно установленным правилам, святой образ можно:

  • дарить верующим родственникам, друзьям, знакомым;
  • отдать в церковную лавку;
  • пожертвовать для пользы других людей.

Жертва и милость

Церковь ведет миссионерскую работу. Церковные служители посещают малообеспеченных и престарелых людей, заключенных. Такие нуждающиеся будут рады святому образу и подарку.

Старинные иконы жертвуют религиозным заведениям, школам, другим организациям. Такая жертва послужит для укрепления веры и благочестия. Как бы там ни было, соблюдать правила надо, чтобы не оскорбить святого, чей лик изображен на иконе.

Любое напоминание о Христе оправданно, если оно хотя бы кому-то поможет повернуться к Небу

— Казалось бы, религиозная интуиция подсказывает нам, что святыня предполагает бережное, трепетное к ней отношение, что она может оскверниться, соприкасаясь с падшим миром людей. Даже святой человек немощен и грешен, если мерить его меркой Творца, что уж говорить о нас.

Вот почему в византийской и древнерусской иконографии даже святители держат Евангелие не непосредственно руками, а через плат. А в Российской империи было запрещено размещать на обложках лики Спасителя или Богородицы именно потому, что книги берут руками, что они могут попасть неизвестно куда.

Но, если говорить языком Аслана из «Хроник Нарнии», в христианской традиции, оказывается, существует еще «более древняя магия». Как бы нам ни хотелось по-человечески обезопасить Небо от нашей нечистоты, оно не боится и не гнушается мира людей, оно само приходит на землю, причем в самую распутицу, и до конца дней остается с нами на этой вязкой земле. Пастернак писал об этом так:

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Христос сравнивает Царствие Божие с сокровищем, зарытым в земле, пока его не найдут, с зерном, брошенным в землю, чтобы оно там, в грязи и навозе, проросло. Более того, Он говорит об этом с блудницами, мытарями и грешниками, за что Его обвиняют книжники и фарисеи. Обратная перспектива Евангелия понуждает нас не спешить отгораживать сакральное от профанного. Никто не знает, где, когда и как обратятся ко Христу нынешние Матфеи, Савлы и Марии Магдалины.

Тем самым любое напоминание о правде Божьей, о Евангелии, о Христе оправданно, если оно хотя бы кому-то поможет повернуться к Небу. И дело здесь не в том, что благочестивее на футболке – надписи или картинки? Вопрос в другом – в уместности, в качестве, в стиле. Все самое святое можно исказить и опошлить и, наоборот, в самом, казалось бы, далеком от христианства измерении можно обнаружить ростки добра.

В конце концов, в церковной лавке можно приобрести любой предмет церковного обихода. Во многих фильмах есть сцены в храме, для съемок которых облачения покупают; бывает, что и строят и храмы-павильоны, как в фильме «Остров». Не всегда эти сцены соответствуют канонам, церковному этикету, нашим ожиданиям, но это не повод отказаться от храмов, облачений или сосудов как таковых. Проблема не в облачениях, а в сценаристе и в режиссере: захотели ли они разобраться глубже, грамотно ли сняли сцену?

Людям свойственно населять пространство, в котором они живут, близкими им смыслами и символами. И, конечно, декоративным блюдцам с изображением храма или иных дорогих нашему сердцу святынь место на стене, а не на обеденном столе, равно как и подобным коврам место не на полу.

Безусловно, встречаются аляповатые и бесталанные поделки. Но почему из этого должен следовать тотальный запрет на искусство? Ничего не получается только у того, кто ничего не делает. Даже неудачная попытка принести в наш мир красоту – это все же попытка, это опыт, пусть на данном этапе отрицательный. Нужны были поколения иконописцев, чтобы миру явились Феофан Грек и Андрей Рублев.

Резные каменные кельтские и армянские кресты (хачкары) когда-то тоже рождались в творческом поиске, привившем языческие художественные приемы к древу христианского благовестия. И кто может гарантировать, что и в наши дни после тысяч и тысяч попыток не будет создан шедевр? Кто мог бы предположить, что советско-российская мультипликационная школа, никогда не работавшая в жанре евангельских экранизаций, даст миру гениальный фильм Михаила Алдашина «Рождество»?

Иными словами, в вопросах искусства, творчества, а уж тем более — дресс-кода или домашней обстановки (вспомним подвижников, обходившихся и без одежды и без крыши над головой) общих рекомендаций дать нельзя. В каждом случае надо разбираться отдельно. Как говорят англичане, it depends.

Проповедовать Христа нужно не кружками и майками

— Нехорошо изображать святых на чашках, блюдцах, тарелках. Должен сказать, что и отец Иоанн (Крестьянкин) удивлялся, зачем это делают. Такие злоупотребления были и в Византийской империи. В Равенне в базилике Сан-Витале есть мозаика, на которой император Юстиниан и императрица Феодора изображены с иконами на одежде. На мантии архиерея это традиционно, но на одежде императора – явное излишество, по сути – пренебрежение к святыне.

Святые изображения на посуде – такое же излишество. Воздерживаться надо от таких вещей. В Серафимо-Дивеевском монастыре это уже поняли – на кружке, которую мне недавно привезли оттуда в подарок, изображены два храма, но икон нет.

И уж совсем непонятно, для кого и для чего предназначены ковры с изображением икон. Трудно представить, что кто-то молится перед таким ковром. А вот что ковер может съесть моль, очевидно. Лучше быть умеренными и изображать святыни по правилам, принятым нами в борьбе с иконоборцами, а не ходить по улицам в одежде, разрисованной «иконами».

Советуем изучить  Можно ли простому человеку писать иконы?

Надписи на майках меня тоже смущают. В христианское время не было принято носить на одежде Священное Писание. Проповедовать миру Христа надо любовью, кротостью, смирением, непоказным благочестием, а не кружками и майками.

Иконы бывших хозяев или чужих людей

Иногда можно найти священные иконы, которые оставили прежние хозяева жилища. Святые образа выбрасывать нельзя. Прежние жильцы их забыли или оставили намеренно. Это надо выяснить и поступить по соображениям совести.

Важно помнить, что святой образ не теряет благой силы. Чудотворный лик одинаково помогает страждущим людям

Тайная сила остается:

  • независимо от материала, на котором изобразили образ;
  • внешнего вида: оригинал это или список;
  • способа приобретения.

Ничего страшного не будет, если оставить образ для молитвы. Наоборот, благоговейное отношение призовет милость и помощь. Если присутствуют сомнения, лучше отнести святой образ в церковь. Там попросить освятить икону или оставить на усмотрение служащих.

В былые времена пользовались способом предавать обветшалые святые образа реке, водоему. Вода забирала дар. Этим способом пользоваться можно, только когда вода проточная и чистая. Не забыть помолиться, хотя бы незамысловатыми словами, или попросить прощения за маловерие.

Предрассудкам не место

Суеверные люди считают, что иконы нельзя ни дарить, ни принимать из чужих рук. Это заблуждение влияет даже на осведомленных людей. Ошибочное мнение останавливает христианина от добрых поступков.

Покупка в церковной лавке

Фото: Akafistnik.ru

В магазине религиозных принадлежностей при православном храме легко выбрать образ. Преимущества очевидны:

  • весь товар, что продается в лавке, уже освящен;
  • покупатель всегда видит то, что покупает;
  • пожертвование за икону пойдет на нужды церкви (зарплата служащим, налоги, коммунальные услуги);
  • на любой вопрос можно получить ответ у продавца или служителя церкви.

Присутствует и отрицательная сторона приобретения образов в церковной лавке. Предлагаемое пожертвование за иконы гораздо выше, чем в других местах. С чем это связано? Церковь – это третье звено после производителя товара. Между производителем и церковной лавкой присутствует посредник. Именно он накручивает свой процент за возможность приобретения товара небольшими оптовыми партиями (одновременно большое количество икон приходу не нужно).

К чему по приметам пропадает из дома

Когда из дома по той или иной причине пропадает святой образ, это означает, что жилье теряет защиту от нечистой силы. Событие само по себе неприятное и требует от хозяина дома определенных действий. Так как икону украли или взяли тайком для каких-то неблаговидных дел, то весь негатив достанется виновнику.

А хозяину дома, вне зависимости, найдется святыня или нет, необходимо освятить свое жилье. Для этого можно пригласить священника или сделать это самостоятельно. Нужно будет обойти весь дом с зажженной церковной свечой и окропить каждый угол святой водой.

Освященный символ веры требует к себе бережного и почтительного отношения. В тех ситуациях, когда человек не знает, как поступить, ему следует обратиться за консультацией к священнослужителю. Приметы, касающиеся икон, созданы простыми людьми. А человек, служащий в храме божьем, трактует эти понятия с точки зрения православной веры.

Как избавиться от иконы

Общество не может быть однородным. Кто-то истово верит в бога и каждое утро начинает с благодарственной молитвы перед образами. Кто-то считает себя атеистом и отрицает веру. Понятно, что такому человеку икона в доме не нужна. А как от нее избавиться, он не знает.

Бывших хозяев дома

В жизни иногда случается так, что купленную жилплощадь прежние хозяева не освободили полностью от мебели и других предметов обихода. Такая же участь иногда ожидает старые иконы: их или забывают забрать, или специально оставляют за не надобностью.

Если за святыней никто не вернулся и не попросил отдать, то с ней можно поступить так:

  • освятить в храме и оставить себе;
  • отдать в церковь или монастырь;
  • подарить верующему человеку.

Ветхой

Бывает так, что люди находят старинные образа в самом неподходящем для этого месте. Разумеется, такой экземпляр христианского атрибута может быть в ветхом состоянии. Время и условия хранения не способствовали хорошей сохранности вещи.

Верующий человек, трепетно относящийся к символам веры, никогда не выбросит такую икону на помойку. Он может поступить следующим образом:

  • попытаться самостоятельно восстановить изображение;
  • доверить реставрацию квалифицированному специалисту;
  • продать или подарить человеку, занимающемуся антиквариатом.

Но ведь бывают случаи, когда икона не поддается восстановлению. Тогда ее следует отнести в ближайший храм.

Умершего человека

В семьях, придерживающихся традиций православия, святые образа передаются из поколения в поколение. Икона, оставшаяся после смерти предков, может перейти по наследству одному из близких родственников.

Если же умирает одинокий пожилой человек, не имеющий близких родственников, то иконки могут забрать соседи или друзья. С точки зрения христианской веры в этой ситуации нет ничего противоестественного.

По народным приметам полученная таким образом святая вещь приравнивается к благословению. Человек, получивший икону после умершего, как будто бы принимает его эстафету в служении богу.

Принадлежавшей чужим людям

Православная церковь спокойно относится к тому, что иконы переходят из рук в руки. Разумеется, если это делается с благими намерениями. Замечательно, если освященная вещь перейдет от одного верующего человека к другому.

Можно ли сжигать

Иногда обыватели, далекие от церковных традиций, не зная, как распорядиться с ненужными им образами, решают их сжечь. Лучшим решением в этой ситуации было бы отдать иконы верующим людям или в церковный приход.

Лучше всего отнести в церковь, где произойдет утилизация в специальной печи. Если же такой возможности нет, то можно сжечь изображение святого самостоятельно. Только для этого нужно выбрать укромное место. И ни в коем случае не сжигать икону вместе с мусором.

Непочтительное отношение к святыням, согласно народной примете, обязательно отзовется негативными последствиями. Это может быть продолжительная болезнь или даже смерть.

Церковные символы и тексты на майках могут быть исповедничеством

— С точки зрения догмата об иконопочитании, материалы, на которых можно изображать иконы, могут быть самые разные: «Определяем … полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устраиваемые».

Другое дело — те предметы, на которых изображаются Господь, Богородица и святые. Не все можно и уместно освящать, а к иконам нужно относиться соответствующим образом. Тот же догмат говорит, что когда люди видят на иконах Господа и святых, то они подвизаются «воспоминать и любить первообразных им, и чествовать их лобызанием и почитательным поклонением».

Здесь, вероятно, и проходит граница между допустимым и недопустимым. Если предмет, на котором изображена икона, сам по себе не подлежит освящению, да к тому же если перед этой иконой не собираются молиться, то стоит ли христианину все это приобретать и держать у себя в доме? Можно ли почтить должным образом икону Спасителя, изображенную на тарелке, на ковре, на пивной кружке или на браслете, предназначенном для ношения на ноге?!

Советуем изучить  Кто такой протоиерей в Православии?

Мне знакомы случаи, когда наша Церковь на местном уровне начинала бороться с неподобающим использованием священных образов (на конфетах, майках, матрешках, бутылках с вином и т.д.). Когда я в 1990-х годах начинал свое служение в Нижегородской епархии, тогдашний правящий архиерей, ныне покойный митрополит Николай (Кутепов) однажды благословил священников разъяснять христианам неприемлемость использования таких «икон» в молитвенных целях, и батюшки говорили на эту тему проповеди. Цель проповедей была как раз в том, чтобы люди не покупали такие «атрефакты» и не приносили их освящать. Многие нижегородцы к этому тогда прислушались.

Причина появления подобных сувениров и изделий является то, что мы живем в век китча. Вкус у людей зачастую формируется рекламой и чьими-то посторонними коммерческими интересами. В результате снижается культурный уровень, портится художественное восприятие, не говоря уже об общей богословской безграмотности… Бороться с этим трудно, но можно – примерно так, как это благословил делать покойный владыка Николай. Например, когда мне приносят освящать такую «художественную продукцию», я стараюсь объяснить людям суть дела и как-то отговорить наших прихожан от этого.

Но что касается церковных символов и текстов из Священного Писания на майках – это все-таки другое дело. Человек, несущий у всех на виду какую-то надпись на груди (скажем, «я против абортов»), скорее всего, делает это осознанно.

Такие молодые люди в чем-то являются исповедниками, потому что когда они надевают майку с христианскими символами или надписью из Святого Писания, то их за это могут похвалить, а может, наоборот, какой-нибудь мусульманин подойти и плюнуть в него, может сатанист взять и пырнуть ножом… А в Евангелии сказано: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». (Мк.8:38).

Это серьезно, за этим стоит серьезный мотив и желание как-то послужить Церкви, выразить свою нравственную позицию. Такое, в своем роде, современное молчаливое миссионерство – да ведь и сам текст Писания, в практическом отношении, тоже миссионерский: «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20; 31). Но в любом случае это гораздо актуальнее, чем носить браслетики с иконками… Так что пусть благословение Божие будет с теми молодыми людьми, которые так поступают.

Хочу в заключение рассказать на эту тему короткую историю. Как-то весной на одной пригородной трассе я увидел современный грузовик-трейлер, новый, ярко-красного цвета. Над кабиной водителя был установлен большой спойлер, а на спойлере было крупно, четко написано: «Христос Воскресе». По-церковнославянски! Представляете, сколько людей это увидели это благовестие по пути, и как же это хорошо, что водитель не постеснялся и так нетривиально выразил свою христианскую веру и свои чувства!..

Перевоспитание общества следует начинать с себя

— В повсеместной продаже: в универмагах, галантерейных магазинах, привокзальных ларьках продаётся большое количество «художественной» продукции религиозной тематики.

Мы ничего не можем с этим сделать — это рынок. Думаю, что, как обычно в христианстве, перевоспитание общества следует начинать с себя. К сожалению, очень часто изделия церковного обихода, которые продаются в наших церковных магазинах – иконы, лампады, подсвечники и т.д. — сделаны очень безвкусно, непрофессионально, нехудожественно. Церковный китч профанирует саму идею церковного искусства, предназначенного способствовать благоговейной молитве.

«Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением» – говорит Писание.

Небрежение — это значит недостаточно внимания, старания, терпения.

Если ты хочешь в свой дом икону для личной молитвы или если ты настоятель церкви и хочешь сделать иконостас или роспись храма, ты будешь стараться найти хорошего мастера, который с любовью и большим старанием сделает эту работу.

А если тебе всё равно — ты купишь дешёвое изделие, напечатанное на принтере и обклеенное фольгой и ламинатом, которое через 2-3 года превратится в расплывчатое зелёное пятно.

В постановлении 7 Вселенского Собора подчеркивается, что иконный образ должен выполняться обязательно из долговечного материала. В процесс производства церковных изделий заранее заложено внимательное и трудолюбивое отношение. Мне кажется, что профанация и снижение планки вредны всегда, тем более в вопросах церковного искусства.

Часто люди, заходящие к нам в иконописную мастерскую, бывают удивлены и обрадованы видя настоящие иконы, написанные на досках профессиональными художниками-иконописцами, натуральными красками, приготовленными из настоящих драгоценных минералов, сделанных с любовью и молитвой.

Они думали, что такой подход к делу остался в прошлом, а для современного человека остался только бездушный тираж, золоченый ламинат и целофановый глянец. При этом вкус у наших людей есть, и выбирая между серьезной работой мастера и блестящей штамповкой, они всегда выберут настоящее.

Если мы сможем убрать безвкусные имитации с витрин церковных магазинов и предложить верующим качественные изделия церковных художеств, объяснить нашим настоятелям, что не надо «много и быстро», а надо «профессионально и с душой» — это станет нашим реальным ответом на засилье китча на религиозную тематику на внецерковном рынке.

Что говорит современная церковь про торговлю образами

Христианская церковь не считает грехом продажу изображений святых ликов. Но значение имеет цель продажи. В православии не запрещается продавать иконы, если деньги пойдут на благое дело – покупку еды, лечение близкого человека. Нельзя тратить деньги, вырученные от продажи Божественного образа на алкогольные напитки, азартные игры, приобретение наркотиков.

Продавая религиозный культ, нужно учитывать его значение в православии и соответственно относиться. Икона – один из символов веры, а не художественная картина. Каждое священное изображение имеет свою историю и несет определенный смысл. Многие иконописцы описывали сюжеты из Евангелия. Поэтому и отношение к культовым изображениям должно быть почтительным.

Продавая икону, нужно сделать это так, чтобы не нанести обиду святому лику, изображенному на ней, и не навредить тем самым себе. К иконе нельзя относиться как к товару и, даже продавая, нужно обращаться с ней благоговейно.

Можно ли покупать иконы не в церковной лавке?

Жизнь непредсказуема. Бывает так, что у человека случается несчастье, срочно нужны деньги, и продажа иконы – единственная возможность решить проблему. Можно тогда продать святой образ в церковь либо человеку, который будет соответственно к ней относиться. Но если можно решить проблему другим путем, то лучше отказаться от продажи священного изображения.

Истинная ценность иконы – не в материальной, а в духовной поддержке верующих. Грех заключается не в продаже святыни, а в неверии в Бога. Помолившись Господу, можно получить ту помощь, которая необходима.

Грехом считается перепродажа образов с целью наживы. Другое дело, если икона создана своим трудом. Многие люди вышивают бисером святые лики. Для кого-то это может быть единственным заработком, необходимым для содержания своей семьи. Но во время работы надо молиться тому святому, чей образ человек пытается запечатлеть. Такие люди могут продавать свои творения с благословения священнослужителя. Главное, чтобы образ достался верующему человеку.

Оцените статью
Добавить комментарий