Молитвы ко святому причащению на русском языке

Молитвы ко святому причащению на русском языке

Молитвы ко святому причащению на русском языке
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
20 июня 2020

Содержание

Часть 1

Гимн № 1

Гимн № 2

Гимн № 3

Гимн № 4

Гимн № 5

Гимн № 6

Гимн № 7

Гимн № 8

Гимн № 9

Гимн № 10

Гимн № 11

Гимн № 12

Гимн № 13

Гимн № 14

Гимн № 15

Гимн № 16

Часть 2

Гимн № 17

Гимн № 18

Гимн № 19

Гимн № 20

Гимн № 21

Гимн № 22

Гимн № 23

Гимн № 24

Послесловие

1. История создания

2. Метрика гимнов

3. Язык и стиль гимнов

4. Текст гимнов в рукописной традиции

5. О стихотворном переводе гимнов преподобного Симеона

Предисловие

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 949 году в городе Галате, в Малой Азии (на территории современной Турции). Родители его, Василий и Феофания, были людьми знатными и богатыми. Святой Симеон получил блестящее светское образование в Константинополе и занимал высокое положение при дворе, будучи приближенным императора Василия II.

В двадцать пять лет святой Симеон оставил двор и поступил в Студийский монастырь, где предался строгому подвижничеству под руководством старца Симеона Благоговейного. По благословению старца, святой Симеон начал творить непрестанную Иисусову молитву. Душа его всякий час и всякое мгновение устремлялась к Богу.

Из Студийского монастыря святой Симеон, по совету своего наставника, перешел в обитель святого Маманта, где вскоре был избран игуменом и посвящен в сан пресвитера. Около 1005 года преподобный оставил игуменство и поселился в монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, изложил учение об обожении плоти, преподал глубочайшие тайны внутреннего подвижничества, за что удостоился от современников именования «Новый Богослов» (по сравнению с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом и Григорием Богословом). Последние тринадцать лет жизни преподобного Симеона прошли в основанном им на берегу Босфора монастыре святой Марины. Помимо богословских трудов, святой Симеон при жизни прославился множеством чудесных исцелений, совершавшихся по его молитвам, прозрением будущего. 12 марта 1021 года – в день, заранее предсказанный им по особому откровению, – преподобный мирно скончался. Ученик и келейник святого Симеона, преподобный Никита Стифат, составил его житие. Через тридцать лет после преставления преподобного Симеона были обретены его святые мощи, от которых также произошли многие чудеса.

Творения

Всю свою жизнь святой Симеон посвятил проповедованию своего учения и написал на эту тему немало трудов, часть из которых объединена под общим названием «Гимны», и представляет собой сборник высочайшего духовно-поэтического искусства. Это келейные записки или дневники Святого Симеона, изложенные в художественной форме.

Гимны

Здесь и молитвенное размышление о природе Бога и человека, и торжественная песнь, славословящая Господа, и поучения для братии и нравственные наставления

В гимнах святой Симеон описывает свой духовный опыт соприкосновения со Христом, свои переживания, говорит о том, как в процессе духовного становления  человек соединяется со Святой Троицей и о том, как важно для спасения воспринять благодать Святого духа (впустить Царствие Божие внутрь себя) еще здесь на земле, и причащаться Святых даров осознанно

Фрагмент из гимна № 7 «О том, что ставший причастником Святого Духа, восхищаемый Его светом, возносится над всеми страстями, не претерпевая вреда от приближения их» в стихотворном переводе с греческого:

Другие творения

К ним относят:

  • «Катехизические слова» (обращены не к оглашенным, а к монахам так как, по его мнению, пострижение в монашество равнозначно второму крещению),
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

Молитвы перед исповедью и причастием: какие читать

В ежедневных молитвах православные христиане обращаются к Спасителю с просьбами простить род человеческий за содеянные грехи. Кульминацией покаяния верующего человека является прощение и отпущение грехов, именуемое таинством исповеди.

Церковнослужители называют исповедование уверовавшего в Спасителя Иисуса Христа вторым крещением. Во время таинства крещения происходит очищение младенца от первородного греха, второе крещение дает возможность искупить, покаяться и очиститься от провинностей, содеянных во время жизненного пути.

Грех – это не только действия, но и мысли, противоречащие заповедям Божиим. Прегрешения бывают против Бога, осуждающие Святого Духа, против ближнего своего, против самого себя и смертные.

Грехом называется духовная грязь, порождаемая страстью, которая находится в глубине души человеческой.

Как утверждают священнослужители, совершая злодеяния, выступая против Господа Бога и Духа Святого, человек становится соучастником распятия Христа на кресте.

В православии исповедование проводится в церкви, но при необходимости исповедаться священнослужителю можно в любом другом месте. Перед проведением священного обряда православный христианин читает:

  • утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • канон покаянный к Спасителю нашему Иисусу Христу;
  • молитву Симеона Нового Богослова.

Не нужно смущаться и бояться своей греховности. Все провинности, в которых человек искренне раскаивается, будут услышаны и прощены Богом. Как сказано в Священном Писании, некоторые святые угодники раньше были грешниками. Чистосердечное покаяние и искренняя вера помогли им очиститься, стать на путь праведный и сблизиться с Господом.

Евхаристия, или таинство причастия – это возможность верующего христианина прикоснуться к самому сокровенному, испробовав в храме хлеб и вино, которыми причащают раскаявшихся в содеянных грехах и исповедовавшихся праведников, и которые олицетворяют собой тело и кровь Иисуса Христа.

Некоторые прихожане считают себя недостойными причастия, забывая, что данное таинство существует именно для ранее недостойных, но осознавших свою греховность людей.

Женщинам во время менструального цикла нельзя причащаться. Также не допускается в церковь женщина, недавно ставшая матерью. Перед входом в храм и совершением таинства причастия роженицы священнослужитель должен прочитать над ней специальную молитву.

Перед причащением православный христианин читает:

  • утреннее молитвенное правило;
  • вечернее молитвенное правило;
  • канон покаянный к Спасителю;
  • канон молебный к Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу-Хранителю;
  • акафист Иисусу Сладчайшему;
  • последование к Святому Причащению.

Православная церковь разрешает распределить прочтение всех канонов на несколько дней, предшествующих совершению таинства причастия.

По завершении обряда произносятся благодарственная молитва Иисусу Христу, молитва святому Василию Великому и молитва после причастия к Пресвятой Богородице. Прочтение священных текстов дает верующему человеку духовную пищу и возможность встречи с Богом.

 «Подготовка к исповеди и причастию»

Как правильно подготовиться к самым важным Таинствам в жизни, какие молитвы нужно читать, и как нужно каяться на исповеди.

Какие молитвы читать

Исповедь и Причастие являются важными Таинствами для православного христианина. Главный момент – это правильная подготовка к очищению души и принятию Святых Христовых Таин. Очень важно знать и читать молитвы перед исповедью и причастием

Перед причастием

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже Наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, а поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо ТЫ — Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.

READ  Псалом давида 140 на русском и церковнославянском языках

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

6.5. Толкование слов Спасителя: «От сердца исходят помышления»

Рассматривая приведенные слова святых авторов о введении ума в сердце, возникает вопрос: что подразумевается ими под словом «ум»? Ответ на это находим у святого Григория Паламы: «Умом называется деятельность ума, состоящая в мыслях и разумениях». Иначе говоря, под умом подвижники разумели то, что принято называть сознанием. «Все согласны, – продолжает развивать свою мысль святой Григорий, – что ум внутрь нас есть, расходятся только в том, каким внутренним органом, как орудием, пользуется он. Ибо один водворяет его в мозгу, как в некоем акрополе (кремле); другие дают ему седалище в сердцевине сердца. С последним и мы согласны, поясняя только, что разумная сила наша в сердце не как в сосуде каком заключена, как нетелесная, и не вне его есть, как соединенная с ним, но есть в сердце, как в органе своем, как мы наверное это знаем, не от человеков сему научены быв, но от Самого Создателя человека, Который говорит в Евангелии: «Не входящее во уста сквернит человека, но исходящее из уст, то сквернит человека. От сердца бо исходят помышления» (Мф.15:11, 19). При этом святой Григорий высказывает характерную и оригинальную мысль: «Никто никогда не думал, чтобы ум обитал в ногтях или ресницах, в ноздрях или ланитах. Но… одни водворяют его в мозгу… другие… в сердцевине сердца».

Итак, умом называется сила, производящая мысли и разумения, называемая в Писании еще и сердцем. Сердце, по выражению святого Макария Великого, есть «первый плотской орган мыслительной силы».

Из приведенных слов святых подвижников видно, что они разделяют в человеке два сознания. Под одним они разумеют обычное сознание нашего разума, мозговое сознание, исходный пункт которого полагают в голове, в мозгу. Другое же, высшее, сознание, по их учению, заключается в жизни сердца, согласное вышеприведенным словам Спасителя: «От сердца бо исходят помышления» (Мф.15:19).

Јкосъ №.

ҐгGлопод0бенъ kви1лсz є3си2 добродётелей преуспёzньми, бGомyдре сmмеHне бGосл0ве, и3 ѓгGльскимъ твои1мъ глaсомъ бGосл0виши ±же пaче ўмA т†инства. тёмже твоeй свётлости дивsщесz вси2 вопіeмъ:

Рaдуйсz, и4мже трbца воспэвaетсz: рaдуйсz, и4мже тлёніе попирaетсz.

Рaдуйсz, трисlнечнагw свёта nбитaлище: рaдуйсz, нбcныz жи1зни созерцaніе.

Рaдуйсz, высото2 бжcтвеннагw рaзума, неуд0бь и3справи1маz мн0гими: рaдуйсz, глубино2 житіS лyчшагw, всsческіz добродётели рaди.

Радуйсz, ћкw показaлсz є3си2 цRкве сіsніе: рaдуйсz, ћкw kви1лсz є3си2 бGосл0вwвъ весeліе.

Рaдуйсz, лучY невещeственныхъ њсіsній: рaдуйсz, м0лніе проти1ву вещeственныхъ воwбражeній.

Рaдуйсz, и4мже бGосл0ви тайнов0дствуютсz: рaдуйсz, и4мже новосл0вцы заущaютсz.

Рaдуйсz, прпdбне сmмеHне, свёта бжcтвеннагw таи1нниче. Кондaкъ в7.

Џко души2 твоеS житіeмъ и3зрsднымъ њчи1стивъ ди1внw, ўзрёлъ є3си2 невещeственнагw свёта kвлє1ніz, под8eмъ и4го хrт0во, прпdбне, и3 впери1всz д¦омъ, сmмеHне бGовдохновeнне, взывaлъ є3си2: Ґллилyіа.

Молитва Симеона Нового Богослова

От устен моих прескверных, И от мерзости сердечной, От нечистого языка, От изгаженной душонки, Боже мой, прими моленье От такого, кем являюсь И в словах, и в выраженьях, От бесстыдного нахала. Напрямик сказать позволь мне Всё, что хочется, Христе мой, А, вернее, научи мя – Что творить, и что глаголать. Виноват сильней блудницы – Та узнала, где витаешь, Миро выкупила, дерзко Подошла и умастила Ноги моего Владыки, Моего Христа и Бога. Как её Ты не отринул, Шедшую по зову сердца, Ни меня взгнушайся, Слове, И Твои подаждь ми нозе, И держати и лобзати, И ручьём потоков слезных, Яко многоценным миром, Их помазать дерзновенно. И омой мя, и очисти Этих слёз потоком, Слове. И прости мне прегрешенья, Извини мои огрехи. Знаешь бездну дури злобной, Все мои Ты раны знаешь, Синяки и шишки видишь, Но и веру знаешь тоже, Видишь рвения горячность, Слышишь стоны и стенанья. От Тебя не утаится, Творче мой и Избавитель, Ни слезы ничтожной капля, Ни частичка этой капли. Все мои затеи, Боже, Для Тебя как на ладони, В Книге же Твоей, Создатель, Всё, что предстоит мне сделать – Начерталось и случилось. Призри на моё смиренье, Виждь мой труд до утомленья, И грехи все до крупицы, Боже всяческих, прости мне, Дабы очищенным сердцем, Мыслью, страхом огражденной, И душою сокрушенной Причащусь-преобразуюсь Тайн Твоих святых преславных, Что живят и обожают Всех, кто вкусит и пригубит В прямоте открытой сердца. Сказано Тобой, Владыко: Кто Моей вкушает Плоти, Кто и Кровь Мою приимет, Пребывает-сохранится тот во Мне, И в том явлюся. Истина во всяком слове Бога моего Владыки. Бога истинна приемлю И Даров боготворящих, Не потерян, одинокий, Но с Тобой, в Тебе, Христе мой, Свет, сияющий в три Солнца, Просветивший все народы. Да и не один пребуду, Без Тебя, Податель жизни, Вдоха и одушевленья, Радости и ликованья, И спасенья человекам. Сего ради приступаю, Видишь, Боже, со слезами И порушенной душою Умоляю о кредите, Выкупе за прегрешенья, Да Твоих, живот дающих И пренепорочных Таин Приобщусь неосужденно, Да живёшь, как и сказал Ты, С трижды низменным, со мною, Да не отведёт прелестник В шутовское обольщенье, Оторвёт меня коварный, И обманами похитит Слов Твоих боготворящих. Кланяюсь Тебе я земно, Горячо к Тебе взываю: Как ужаленного смертью И блудницу приобрёл Ты, Так меня прими, заблуду, Обречённого на гибель. Сотрадательный, к Тебе я, Сокрушенный, приближаюсь. Вот другой, смотри, Спаситель, Он не так, как я, виновен, Не соделал тех деяний, Что я, каторжник, наделал. Но опять и снова вижу: Ни гигантская провинность, Ни грехопадений масса Не превысят кротость Бога, Многое долготерпенье, Человеколюбья крайность. Но елеем состраданья Изменённых покаяньем Очищаешь, озаряешь, И творишь причастных свету, К божеству Ты приобщаешь, Переделывая щедро, И – непостижимо мысли Ангельской и человечьей – Собеседуешь им часто, Как друзьям твоим ближайшим. Те творят мя дерзновенна, Окрыляют мя, Христе мой, И, уверенный в богатстве К нам Твоих благодеяний, Радуясь и содрогаясь От огня я причащаюсь, Суть трава, и – странно чудо! – Освежаюсь несказанно, Словно купина издревле Несгораема пылала. Ныне благодарной мыслью, Возблагодарившим сердцем, Удесы моими вкупе, И душевно, и телесно Поклоняюсь, величаю, Прославляю Тебя, Боже, Как благословенна суща Ныне же и в веки вечны.

Июнь-декабрь 2017 г. Симеон Новый Богослов был поэтом, и потому молитва, которую православные привыкли видеть в синодальном переводе в виде обычного текста, в оригинале является стихотворением. Я привела оригинал по молитвослову, изданному в 2004 году греческим монастырём пророка Илии. Перевод был длительным и нелёгким, потому что глубина и ёмкость греческих слов несопоставима ни с русским, ни с церковнославянским языками. Сохранила стихотворный размер оригинала.

READ  Святитель иоанн златоуст: кто не причащается

Детские и юношеские годы

Святой Симеон Новый Богослов родился в состоятельной семье провинциальных дворян, в Пафлагонии (Малая Азия), в местечке Галати, в 949 году.

Родители стремились дать сыну хорошее образование. С этой целью, когда Симеон достиг одиннадцатилетнего возраста, отец привёз его в Константинополь. В соответствии с планами отца, после получения образования Симеон должен был поступить на государственную императорскую службу.

Дядя Симеона, Василий, занимавший важное место и пользовавшийся определенным влиянием при дворе, обещался похлопотать за племянника и лично представить его государю. Однако строительство светской карьеры не было центром желаний самого Симеона

Пройдя курс обучение на уровне среднего образования, он даже не возжелал получить высшее, хотя такие возможности у него были.

В этот период, вероятно, под влиянием духовной литературы, Симеон уже желал посвятить себя Богу. Но как это сделать? Какие шаги предпринять? И Симеон стал искать святого человека, который бы наставил и направил его по нужному пути. У многих из окружения Симеона такое желание, при его положении и возможностях в светской жизни, вызывало недоумение. Кто-то ему говорил, что такого святого, которого он ищет, не существует, что он его ни за что не найдёт. Симеон же молился и взывал к Богу о помощи.

Наконец, он встретил искомого праведника, пожилого монаха из Студийской обители. Его также звали Симеоном. Первое время Симеон продолжал жить гражданской жизнью, однако регулярно советовался со своим духовным отцом. Постепенно возрастал возрастом духовным, приучался к молитвенному деланию. Однажды, во время ночного моления, он сподобился созерцания необыкновенного свечения. Внутренне он наполнился неописуемой радостью. Как считается, в этом мистическом опыте Симеон стал очевидцем Божественного света.

Вскоре после периода религиозного воодушевления, как это случалось и с другими подвижниками, Симеон несколько охладел и вернулся к обыденной жизни. Правда, при этом, молитвами старца, он всё же избегал бесстыдных греховных желаний, грязных греховных поступков и дел. В таком состоянии Симеон пребывал несколько лет.

О первой молитве

Свойства первой молитвы таковы. Когда кто-либо стоит на молитве и руки и очи вместе с умом воздевает к небу, а ум воображает божественные мысли и представляет небесные красоты, ангельские чиноначалия, обители праведных; говоря попросту, все, что слышал из Писания, собирает в уме во время молитвы, – он побуждает свою душу к божественному вожделению, явно всматриваясь в небо. Бывает и так, что у него текут слезы из глаз, и потихоньку он начинает кичиться в сердце, возноситься, мнить происходящее божественным утешением и молиться, дабы всегда пребывать в таковом делании. Это признаки прелести, ибо добро перестает быть добром, если совершается не должным образом. Значит, если таковой человек станет безмолвствовать неисходно, то невозможно ему не сойти . Если же он случайно и не впадет в эту страсть, то стяжать добродетели или достичь бесстрастия ему невозможно

Этим вниманием обольщены чувственно видящие свет, обоняющие некие благовония, слышащие голоса и многое иное того же . Одни и вовсе стали одержимы бесами, бродя в помешательстве с места на место и из области в область

Другие, не узнав «преобразившегося в ангела светом» (2Кор. 11, 14) и возгордившись, прельстились, впредь пребыв неисправимыми до конца, не принимая никакого вразумления от людей. Иные наложили на себя руки и стали самоубийцами, побужденные к этому обманщиком их: кто-то бросился с кручи, кто-то удавился. Да и кто рассказал бы обо всех различиях дьявольской прелести? Уже из этих слов разумный может узнать, что за прибыль рождается от первого внимания. Если же кому-то удастся избежать этих напастей благодаря общежительству (с отшельниками это случается), без преуспеяния тем самым они проходят всю жизнь.

О второй молитве

Вторая молитва такова. Когда ум отправляется , собираясь от чувств и охраняемый внешним чувством, собираясь со всеми помыслами и тщетно забыть их, иногда испытывая помыслы, иногда же внимая мольбам к Богу, произносимым устами, иной раз привлекая к себе плененные помыслы, в другой же и сам, объятый страстью, снова начинает принудительно возвращаться в себя, то невозможно так воюющему когда-либо умиротвориться или увенчаться победным венком. На самом деле таковой похож на человека, сражающегося в ночи, который хотя и слышит голоса врагов и получает раны, но ясно увидеть, кто они, откуда пришли, как и ради чего ранят, нельзя, потому что виновник такого урона мрак ума. Так воюющий не избежит сокрушения от мысленных иноплеменников и, подъемля труд, все же лишается мзды. При этом, скрадываемый тщеславием, он мнит себя внимательным и, находясь во власти этого и будучи его игрушкой, иногда даже порицает остальных, что они не таковы, и превозносится, ставя себя пастырем овец и уподобляясь слепцу, обещающему показывать дорогу слепцам.

Таковы образы второй молитвы, по которым трудолюбивый может узнать о вреде ее. Впрочем, вторая настолько превосходит первую, насколько полнолунная ночь лучше беззвездной и беспросветной.

И́кос 1

Ангелоподо́бен яви́лся еси́ доброде́телей преуспея́ньми, богому́дре Симео́не Богосло́ве, и а́нгельским твои́м гла́сом богосло́виши я́же па́че ума́ та́инства. Те́мже твое́й све́тлости дивя́щеся вси вопие́м:

Ра́дуйся, и́мже Тро́ица воспева́ется;

ра́дуйся, и́мже тле́ние попира́ется.

Ра́дуйся, Трисо́лнечнаго Све́та обита́лище;

ра́дуйся, небе́сныя жи́зни созерца́ние.

Ра́дуйся, высото́ боже́ственнаго ра́зума, неудо́бь исправи́мая мно́гими;

ра́дуйся, глубино́ жития́ лу́чшаго, вся́ческия доброде́тели ра́ди.

Ра́дуйся, я́ко показа́лся еси́ Це́ркве сия́ние;

ра́дуйся, я́ко яви́лся еси́ богосло́вов весе́лие.

Ра́дуйся, луче́ невеще́ственных осия́ний;

ра́дуйся, мо́лние проти́ву веще́ственных воображе́ний.

Ра́дуйся, и́мже богосло́ви тайново́дствуются;

ра́дуйся, и́мже новосло́вцы зауща́ются.

Ра́дуйся, преподо́бне Симео́не, све́та боже́ственнаго таи́нниче.

Житие

Святой Симеон Новый Богослов происходил из знатной провинциальной семьи, проживающей в Пафлагонии (Малая Азия). Родился в 949 году, в связи с чем часто называется современником равноапостольного князя Владимира. Отец прочил сыну светскую карьеру, но служба при императорском дворе не привлекала юношу. С ранних лет он чувствовал склонность к уединению и монашеской жизни. Он отучился на грамматических (средних) курсах, но отказался продолжать образование в риторике и философии. Большую часть его времени занимало чтение духовной литературы. Достигнув двадцатипятилетнего возраста, он покинул родной дом и отправился в Студийский монастырь, известный на всю округу своим строгим уставом.

Уход в монастырь

В монашеской обители юноша нашел духовного пастыря – Симеона Благоговейного, к которому прилепился всей душой. Монастырская братия искушалась, видя его глубочайшую привязанность к своему наставнику. Инокам казалось, что будущий святой слишком усерден в своем подвижничестве. Игумен Студийского монастыря был настолько недоволен поведением юноши, что изгнал его из обители.

READ  Икона ксении петербургской

Позже Симеона Нового Богослова не раз упрекнут в том, что он слишком усердно чтит память своего духовного отца…

Преподобный Симеон нашел приют в соседней Ксерокеркской обители во имя святого Маманта. Здесь в 980 году он принял иночество, а уже через три года был возведен в сан игумена.

За время своей двадцатипятилетней деятельности в должности настоятеля преподобный Симеон значительно наладил хозяйственно-административные дела монастыря, находящиеся в плачевном состоянии

Особенное внимание он уделил духовно-нравственной жизни обители. Строгие порядки, которые он завел, пришлись по вкусу не всем, и через какое-то время братия возроптала

Дело дошло даже до открытого бунта.

Собравшись в группу примерно в тридцать человек, монахи написали коллективную жалобу Константинопольскому патриарху Сисинию, но тот, разобрав дело, ходатайство о смещении настоятеля не удовлетворил. Зато сами смутьяны были наказаны изгнанием из обители. Как сообщается в житии преподобного Симеона, написанного его келейником Никитой Стифатом, настоятель принял живейшее участие в судьбе изгнанников и его стараниями пристыженные братья вернулись в монастырь.

Спустя десять лет после этого случая, примерно в 1005 году, преподобный Симеон и сам запросился на покой. Он передал управление монастырем своему преемнику – Арсению, продолжая жить при обители.

Изгнание из монастыря

Духовная практика, основанная на личном (как это утверждал сам преподобный Симеон) опыте богообщения и широкая проповедническая деятельность привлекли к богослову-философу пристальное внимание церковных властей. В конце концов, он был изгнан из Константинополя и, удалившись на берег Босфора, уединился в молитвенном доме святой Марины, при котором чуть позже основал монастырь

Духовные последователи старца изо всех сил пытались обелить имя своего учителя в глазах высшего духовенства. По их ли уговорам, или из личных побуждений святой Симеон выслал Константинопольскому патриарху книжку своих сочинений. Содержание книги было исследовано на заседании Священного Синода и признано ортодоксальным, то есть полностью совпадающим с догматами и утверждениями православной Церкви. Излишний мистицизм решили списать на особенности характера старца. Преподобный Симеон был приглашен в столицу, где патриарх сделал ему предложение вернуться в родную обитель, но уже придерживаться более умеренных взглядов. Более того, даже посулил сан епископа. Святой отклонил предложение патриарха и предпочел доживать свой век в монастыре святой Марины. Здесь он написал значительную часть своих трудов – «Гимны», здесь же принял праведную кончину.

12

Марта
1022 года

после продолжительной болезни желудка Симеон Новый Богослов отошел ко Господу после продолжительной болезни желудка.

Внутренние приёмы: молитва непрерывная и необразная

Что касается внутренней (в отличие от физической) техники Иисусовой молитвы, то здесь св. Григорий Синаит настаивает на соблюдении двух требований: во-первых, призывание имени Господа должно быть по возможности непрерывным, во-вторых, оно должно быть лишено образов. Первое требование представляется Григорию Синаиту настолько очевидным, что он нигде на нём подробно не останавливается – просто, говоря о призывании имени Господа, он часто употребляет слова «постоянно», «непрестанно». Это непрекращающееся призывание, учит Григорий, иногда имеет вид устной молитвы, произносимой губами, иногда же молитва произносится одним умом.

Особый упор делается на второе требование. «Всегда храни ум бесцветным, безвидным и необразным», наставляет Григорий. В молитве, говорит он, «будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие, совершенно безвидное и необразное»; не следует в воображении «усматривать ни образа, ни очертания ничего, даже по виду святого». Он строго предостерегает от действия человеческого воображения и мечтательности (phantasia): молящийся должен внимательно следить за тем, чтобы, вместо hesychastes не стать phantastes! Цитируя Иоанна Лествичника, Григорий говорит, что «безмолвие есть отложение помышлений о вещах».

Эти идеи были достаточно широко распространены в восточно-христианской традиции задолго до Григория Синаита. Так, Диадох Фотикийский (V век) говорит, что призывание имени Господа, или памятование о Боге (для Диадоха и Григория Синаита эти два выражения означают одно и то же) имеет своей целью открыть «исходы ума», отрубить всяческие мечтания (phantasiai), тем самым обращая ум к истинному видению самого себя

Исихий Синайский(? IX-X век) особо подчёркивает важность Иисусовой молитвы для очищения ума от мыслей и мечтаний, для него это прежде всего путь к хранению ума

Иными словами, Иисусова молитва – это не некая медитация о конкретных событиях в жизни Господа, но способ управления мыслями, сосредоточения внимания и хранения ума, или, точнее сказать, способ держать ум в сердце

В обычной жизни внимание человека разбросано и рассеяно, устремлено ко множеству окружающих вещей. Для того, чтобы обрести истинную молитву, надо собрать ум воедино, привести его от раздробленности к цельности, от множественности к простоте и обнажённости, и тогда ум сможет войти в сердце и обитать там

Вот как определяет назначение Иисусовой молитвы Филофей Синайский (? IX-X век): «Помня об Иисусе Христе, собери ум твой, рассеянный на чужбине». Вот почему Иисусова молитва должна быть одновременно непрерывной и необразной: лишь при этом условии она может способствовать единению ума в самом себе.

Развивая эту мысль, Григорий Синаит связывает её с грехопадением. Первоначально человеческая память была единой и нераздельной, но вследствие адамова греха она распалась, раздробилась. Памятование о Боге и призывание имени Господа дают ей возможность вернуться в свою первозданную целостность.

Взгляд св. Григория Синаита на Иисусову молитву как на молитву необразную хорошо выражен русским духовным писателем XIX века епископом Феофаном Затворником:

«Стоя сознанием и вниманием в сердце, произноси непрестанно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, без всякого образа и лика, по вере, что Господь зрит тебя и внимает тебе… Существо умной молитвы в хождении пред Богом; a хождение пред Богом есть неотходящее от сознания убеждение, что Бог, как везде есть, так и в вас есть, и видит все ваше внутреннее, – видит даже более, нежели вы сами

Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь обрaзa, a все должно состоять в одном простом убеждении, или чувстве».

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно