О чем молитва иоасафу белгородскому

О чем молитва иоасафу белгородскому

О чем молитва иоасафу белгородскому
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
08 июня 2020

Кто такой Иоасаф Белгородский

Мальчик родом дворянского происхождения и родился в семье полковника казачьего полка Полтавской Губернии в 1705 году. День рождения сына совпал с Рождеством Богородицы, и это было хорошим знаком для дальнейшей судьбы. Отцу Иоакима привиделся ангел, который предрек особую роль сына в духовной жизни.

Семья была обеспеченной и дала Иоакиму хорошее образование в Киевской духовной академии. За время обучения он понял, что его влечет к монашеской жизни. Несмотря на уговоры родителей и втайне от них постригся в монахи под именем Иоасаф. Через год он был возведен в чин в иеродиакона и по завершению обучения остался преподавать в академии. Через десять лет ему дали чин игумена Мгарского монастыря Полтавской епархии и по приказу царицы Елизаветы он переведен в Троице-Сергиеву лавру. Через четыре года стал епископом Белгородским и Обоянским.

Его кротость, обаяние и служение Господу заслужила уважение и любовь у православных людей. Именно он нашел знаменитую Песчаную икону Богоматери, которую использовали как перегородку в угольном ящике.

Перед смертью святой Иоасаф решил побывать на родине и посетить родителей. На прощание уже в почтенных годах его отец с хитростью уронил палку, на которую опирался. Затем попытался нагнуться за ней, но сын со слезами на глазах опередил.

На обратном пути из Прилук святитель Иоасаф заболел и после продолжительной болезни в возрасте сорока девяти лет умер в селе Гайворон. Почти два месяца не могли предать тело погребению, потому что Переяславский епископ не мог прибыть из-за полноводий рек. Однако останки святого не подверглись тлению. Его похоронили в специальном склепе, а когда через два года его открыли, то обнаружили, что тело не истлело. Верующие люди узнали об этом и стали приезжать с разных мест Руси, чтобы получить исцеление.

В начале прошлого века Иоасаф был внесен в список святых. В советское время останки находились в музее атеизма и религии города Санкт-Петербурга. В начале девяностых годов возвращены по месту захоронения в Свято-Троицкий монастырь. День святого Иоасафа 23 декабря.

При жизни святителя было сделано несколько портретных композиций, поэтому иконопись в точности воссоздает его образ. Его в основном изображают в праздничной одежде архиерея или в мантии епископа. В левой руке скипетр, а правая рука благословляет. Лицо худощавое, глаза карие, волосы кучерявые.

Жизнеописание Иоасафа Белгородского

Дни памяти:

  • 19 июля — Собор Радонежских святых
  • 1 августа — Собор Курских святых
  • 17 сентября — Обре́тение мощей
  • 23 декабря

Иоаким родился 8 сентября 1705 года, в набожной семье Андрея Димитриевича и Марии Даниловны Горленко. Отец был военным, ушел в отставку в чине полковника. Для сына родители желали военной карьеры и жизни в дворянских имениях семьи, но Господь избрал для мальчика другой путь.

Детство Иоаким провел в любви и благоговении перед Господом. С тяжелым сердцем родители отправили его на обучение в Киевскую академию, где он проявил себя послушным, прилежным и праведным учеником. К 16-ти годам Иоаким был готов принять монашеский постриг, но скрывал свои намерения от родителей, чтобы не опечалить их. Пробыв некоторое время дома, Иоаким вернулся в Киев, матери и отцу он сказал, что ему нужно закончить обучение. На деле же он отправился в Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель, где в 1725 году он принял рясофор и новое имя – Иларион. Лишь после этого он признался родителям, что хочет посвятить свою жизнь служению Господу.

В 1727 году постригли в мантию в Братской Киевской обители и нарекли именем Иоасаф в честь индийского царевича. Иоасаф служил в разных храмах и обителях, везде показывая себя праведным и честным человеком. В 1748 году он получил сан епископа Белгородского и Обоянского, а с конца лета того же года обосновался на кафедре в Белгороде. Город поразил его бедностью священнослужителей и низкой образованностью населения, поэтому первым делом он взялся за обустройство епархии и поднятие нравственного уровня жителей даже самых отдаленных районов. Иоасаф строго следил и за духовенством, не раз ему доводилось лишать сана за неправедное поведение.

В 1754 году святитель Иоасаф отправился в отчий дом. Известен случай, что когда отец вышел встречать сына, он не знал, стоит ли ему кланяться перед ним, как архиерею, или же сын должен был кланяться отцу в знак уважения. Когда Иоасаф выходил из кареты. Андрей Димитриевич как будто случайно обронил трость и хотел было наклониться, чтобы поднять её, но его сын, заметив это, поспел раньше, поднял и подал трость отцу. После этого они обнялись.

Недолго пробыв в доме родителей, Иоасаф поехал в сентябре родной Белгород, но по дороге заболел. Он покинул этот мир 10 декабря 1754 года. Из-за непогоды его долго не могли похоронить, но за эти месяцы его тело не подвергалось тлению, тогда было принято решение захоронить его в склепе. Когда склеп открыли спустя 2 года, тело святого так и оставалось нетленным. Весть о чуде распространилась быстро, верующие приезжали издалека, чтобы у мощей помолиться Иоасафу Белгородскому об исцелении.

В чём помогают молитвы Иоасафу Белгородскому?

Святитель Иоасаф вел праведный образ жизни, помогал бедным и больным, наставлял на истинный путь, защищал матерей и детей. Читают молитву Иоасафу Белгородскому в самых разных делах: при поиске работы, разладе в семье, проблемах с финансами и даже ищут наставления при воспитании детей.

При жизни Иоасаф излечивал глухоту, слепоту, немоту от рождения, помогал в лечении при болезни сердца. Он утешал в минуты скорби, наставлял путешественников, поддерживал торговцев и принимал участие в строительных работах. И сейчас обращаются к Иоасафу Белгородскому в самых разных случаях с ежечасной молитвой.

Часто молитву святителю читают для исцеления от болезней, будь то простуда, стресс, серьезное заболевание. Молитвы помогают облегчить страдания и даруют терпение, которое так нужно в долгом процессе лечения.

Чтение молитвы в храме или перед ликом святого помогает сосредоточиться на обращении и имеет большую силу. Иконы святителя Иоасафа написаны очень точно, так как его первые портреты делали при жизни епископа.

Мощи Иоасафа Белгородского

На 49 году жизни святой скончался. После кончины, мощи святого были захоронены в склепе Белгородского Свято-Троицкого собора. Через несколько лет, тайно проникнув в склеп, священники обнаружили нетленные мощи святого. Даже после кончины, сила его энергии продолжала служить людям, вселять веру в их сердца и уберегать от болезней.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Существуют факты, что высокопоставленные чиновники, которым представилась возможность собственными глазами увидеть все и прикоснуться к мощам святого убедились на собственном примере о чудотворном действии этого уникального служителя Бога.

История дальнейшего нахождения мощей очень запутана. До 1921 года они были в Свято-Троицком соборе, затем были в музее в качестве самого ценного экспоната. Их разыскивали правоохранительные органы, чтобы удалить любые напоминания и факты, о силе этого святого.

Где находятся мощи Иоасафа Белгородского сейчас? Такой вопрос интересует многих верующих. Только в 1991 году мощи были перенесены из музея в Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербурга, и в сентябре этого же года за настоянием прихожан были возвращены в Белгородский храм, где покоятся и по сей день.

Молитва Иоасафу Белгородскому помогает семьям с детьми излечится от тяжелейших болезней (врожденное отсутствие слуха, дара речи и возможности видеть этот мир во всех его красках). Также часто матери обращаются с непрестанной молитвой к святому помочь скорейшему выздоровлению детей.

Молитва первая святителю Иоасафу Белгородскому:

О, угодниче Божий святителю Иоасафе! Из глубины сердца взываем к тебе раби Божии (имена), огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи горняя мудрствовати, рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятого. Да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако Богу помогающу, Небесного Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

READ  Исповедь как правильно исповедоваться перед причастием

Молитва вторая:

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его. Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва перед мощами святителя:

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твои облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии сущих горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго, да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о житие святителя Иоасафа:

Канонизация Иоасафа Белгородского

– Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи.

– Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.

После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.

Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова:

Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

– Эта пещерка существует в настоящее время?

– Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений.

Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.

В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. 16 сентября 2011 года часовню освятил Святейший Патриарх Кирилл. Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. И в ней, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом свт. Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.

Песчанская икона Божией Матери

Святителю Иосафу была присуща духовная прозорливость. В 1754 году, объезжая епархию, он прибыл в город Изюм. Когда он вошел в церковь, в притворе в углу заметил большую икону Божией Матери, которая служила как бы перегородкой, за которой ссыпали уголь для кадила. Долго с умилением смотрел на икону, и пав пред нею на колени, произнес: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не ведают, что творят!». Сделав замечание благочинному, приказал поставить в более приличном месте, и на ответ благочинного, что в церкви много икон от старого иконостаса, которым нет места, сам указал на большой киот, сказав: «Это приличное место для иконы Божией Матери. Поставьте на место уже обветшавших икон».

10 сентября православные отмечают праздник святых, превративших Киев во второй Иерусалим

В течение трех дней, пока он был в городе, святитель ежедневно утром и вечером приходил в эту церковь и молился перед Иконой Божией Матери. Весть о иконе и о молитве перед ней стала быстро распространяться, и многие жители стали прибегать к ней за помощью. От этой иконы и ныне совершаются великие знамения Божией благодати.

Впоследствии оказалось, что перед выездом в этот город святитель видел сон – при входе в церковь, увидал икону в куче мусора, и был голос, исходивший от нее: «Смотри что сделали с Ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны источником благодати, а они повергли его в мусор». После посещения церкви святитель был поражен сходством иконы, которую видел во сне, с той иконой, которая стояла в притворе в небрежении. Таким образом была прославлена Икона Божией Матери, именуемая «Песчанская».

READ  Молитва царю давиду

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы: история праздника, приметы и традиции

«Строгий в исполнении святительского долга, он был кроток и смирен сердцем. Знал о нуждах своей паствы, не забывал обездоленных. Посылал в дома бедняков своего келейника с милостыней, а иногда сам, переодевшись в простые одежды, отправлялся в город для дел милосердия. Скупая на базаре дрова, сам их колол и отправлял нуждающимся», — рассказал митрополит.

Смерть Святителя

Весною 1754 года, отправляясь на родину в Прилуки, святитель последний раз отслужил литургию в Белгородском соборе, попрощался с народом, прося у него прощения, и сказал, что живым уже не вернется в Белгород. Побывав дома в Прилуках, затем в Лубнах, святитель не доехал до Белгорода, а занемог в селе Грайворон. Два месяца не вставал с постели, а 10 декабря 1754 года святитель упокоился.

Душеполезная проповедь на 11-ю неделю по Пятидесятнице: «Остави нам долги наши»

«Великий подвижник, прославленный Богом и людьми. О его чудесах, совершенных по молитве к нему с верою, после смерти — можно писать книгу», — отметил Владыка Павел.

Молитва в день прославления святителя Иоасафа Белгородского

Великий и празднственный день сей, день
твоего на земли прославления, святителю отче наш
Иоасафе, земли нашея славо и радование великое, приими
сия смиренная и теплая моления наша. Днесь зрим
исполнившийся глагол Господень: прославляющия Мя
прославлю. Се бо во дни земнаго жития твоего ничтоже
искал еси, точию же волю Божию исполняти и чада паствы
твоея управити во спасение, и того ради многия труды,
скорби, болезни, путешествия подъял еси. По скончании же
твоем прослави тя милосердый Господь, телеси твоему
нетление и силы целебныя даровавый; темже токи исцелений
молящимся источил еси и призывающим тя недугующим и
скорбящим многажды являлся еси, и утешение и цельбу
скорую тем подавая. Сего ради, якоже избранника
Божественныя благодати тя ведущи, Церковь Христова
прославите тя якоже новаго чудотворца земли нашея
сподобися. Благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго
Бога, люди православныя. Даруй им утешение сердца,
отраду и мир и радость присную о Господе. Сохрани в мире
державу Российскую и люди ея во истине утверди, воином
мужество непоколебимое даруй и вся люди безпечальны
сохрани. Изжени всякую крамолу и крамольных человек
лукавая разруши советования, паче же тех самых в
покаяние приведи. Пастырем и архиреем подаждь
премудрость, чистоту и праведное житие, якоже и сам сими
украшался еси. Младенцем воспитание благое даждь, юныя
научи, болящим и скорбящим здравие испроси. Сущим во
трудех терпение и упование посли, богатым смиренномудрие
и ко ближним милосердие даруй. Нам же всем радость о
Господе присную подаждь, да вси благодарне тя ублажаем,
глаголюще тако: величаем тя, святителю отче Иоасафе, и
чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога
нашего.

Мощи Иоасафа Белгородского

– А где находились мощи до их второго обретения?

– В Ленинграде. В 1970 году они были спрятаны двумя людьми на чердаке Казанского собора, который тогда был Музеем истории религии и атеизма. Им было дано указание их уничтожить, а они спрятали их, даже не зная точно, что это мощи святителя Иоасафа. До этого мощи находились в запасниках музея. А в 1970 году их спрятали и уничтожили все документы.

История их второго обретения очень интересна. Возвращению мощей епископа Иоасафа в Белгород предшествовала большая и кропотливая работа, связанная с их поиском, опознанием и идентификацией. В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского, которые официально хранились в Музее истории религии и атеизма.

На торжественной церемонии их открытия в Ленинграде присутствовала одна верующая женщина, которая до сих пор жива. Она рассказала о торжествах своему отцу Аркадию Васильевичу Соколову, который ранее работал в музее. В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова обратилась к митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну с письмом, в котором говорилось о том, что бригада ее отца занималась восстановлением и ремонтом храмов и в начале 1960-х годов заменяла кровлю Казанского собора. Во время работы отец Соколовой нашел деревянную раку, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Позже рака была выставлена в экспозиции музея.

В 1970 году в Ленинграде были отмечены случаи заболевания холерой. Опасаясь распространения заразы, администрация музея во главе с директором музея С.А. Кучинским распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но плотники Аркадий Соколов и Владимир Прудников (который был консультантом по восстановлению храма Спас на Крови) в тайне от музейного начальства захоронили святыню на чердаке, закопав ее в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия. Позже Прудников упал с лесов и разбился. А Соколов рассказал дочери о том, что они обнаружили неизвестные мощи.

Поиски захоронения состоялись 28 февраля 1991 года. 2 марта настоятель Казанского собора отец Сергий (Кузьмин) просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию из духовных и гражданских лиц для открытия и опознания найденных мощей. К 12 марта комиссия, в которую входил Соколов, обследовала останки и приложила к рапорту митрополиту Иоанну Акт освидетельствования неизвестных мощей, обнаруженных в Государственном музее истории религии и атеизма.

Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.

В ближайшем к музею Спасо-Преображенском соборе комиссия установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года (а умер святитель в 1754 году) с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. У нас хранятся документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт.

Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей Святого Иоасафа

По этому и другим совпадениям, известным по описанию мощей святителя Иоасафа, мы убедились, что ошибки быть не может. И 17 сентября 1991 года, ровно через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород, куда впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II. И вот через 20 лет, 17 сентября 2011 года, мы отпраздновали 100-летие прославления великого подвижника благочестия.

  • Архиепископ Иоанн (Попов): На празднование 100-летия канонизации святителя Иоасафа ожидаются тысячи паломников
  • Три черты русской святости
  • Кто становится святым?

Житие Иоасафа Белгородского

Он родился в 1705 году на Полтавщине, в семье дворянина. День его рождения совпал с великим церковным праздником – Рождество Пресвятой Богородицы. Наверное, это не было случайным совпадением, а повлияло на дальнейшую его жизнь.

  • Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, где строго придерживались постов и отмечались все праздники соответственно обряду.
  • Таким образом, к одиннадцати годам молодой парень уже созрел к тому, чтобы стать монахом и связать с этим всю свою жизнь, но очень боялся сказать об этом своим родителям.
  • Когда исполнилось 18 лет, Иоасаф отрекся окончательно от мирской жизни и принял монашество, и, зная, что эта новость сильно расстроит родителей, решил оставить слугу на квартире, чтобы через него передавать письма и поддерживать связь с родителями.

За тридцать лет трудов на благо церкви Иоасаф успел очень много:

  • Служил настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря;
  • Был наместником Свято-Троицкой Лавры;
  • Епископом Белгородского монастыря.

И какой пост он не занимал, везде строго следил за состоянием храмов, моральными качествами священников, правильным проведением службы, соответственно с церковными канонами, образованием священников.

Клятва

– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:

– Отец Олег, я могу подписаться под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.

READ  Сильные молитвы петру и февронии: о сохранении семьи, любви, зачатии ребенка

– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.

Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.

Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.

– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?

– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.

Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

– А насколько масштабными были торжества век назад?

– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года

Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

Икос 12

Поюще праведное житие твое, Иоасафе блаженне, славяще труды твоя и восхождения от славы в славу, зрим и исповедуем, яко кончина твоя рождение бысть в жизнь приснотекущую, еяже струями благодатными и нас, земных, окропляеши и от болезней душевных и телесных, Господу изволяющу, свобождаеши, недугующим и прискорбным многочастне в видении являяся и утешение принося, наипаче же молящимся пред гробницею твоею невидимо внемлеши и видимо помощь подаеши. Темже, благодарственно воспевающе тя, глаголем:

Радуйся, радости приобщивыйся, в печали же сущих не забывый; радуйся, ухо твое ко юдоли скорбей преклонивый.

Радуйся, якоже Илиа Фесвитянин, огнем ревности по Бозе горяй; радуйся, стопами Чудотворца Мир Ликийских в хижины бедных входяй.

Радуйся, отчаянным нечаянное вспоможение; радуйся, разслабленным благодатное укрепление.

Радуйся, яко твоими молитвами хромии хождаху; радуйся, яко тобою слепии зрение получаху.

Радуйся, от многообразных недугов исцеляяй; радуйся, воины православныя на брани охраняяй.

Радуйся, земли российския защитниче верный; радуйся, Православия поборниче нелицемерный.

Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.

Долголетие – не всегда милость Божия

Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г. Изображение с сайта wikipedia.org

Когда святитель Иоасаф начал управлять своей епархией, то пригласил к себе всех священников для знакомства. После совместного богослужения пастыри подходили за благословением к владыке.

Среди них был дряхлый старец, достигший 130-летнего возраста. Старик-священник гордился своим долголетием и был уверен, что это является проявлением милости Божией по отношению к нему за праведную жизнь.

Господь действительно его миловал и не посылал кончину, но не за праведность, а наоборот…

Святитель Иоасаф, отпустив остальных священников, задержал старца и стал его расспрашивать, какой грех держит его на земле и не дает умереть. Батюшка сказал, что никакого греха, в котором бы не покаялся, за собой не помнит. Владыка продолжал его упрашивать очень ласково и кротко. Через какое-то время старец залился слезами и упал на колени: он вспомнил страшный грех, совершенный им не один десяток лет назад.

Однажды, когда он был приходским священником, после совершения Божественной литургии он собрался идти домой. Вдруг слуга помещика заходит в церковь и передает требование своего барина о том, чтобы литургия была отслужена повторно. В храме был один престол, поэтому в этот же день совершать литургию вторично было нельзя. Но барин настаивал и церковные правила, в основе которых лежал глубокий смысл, ему были нипочем. Испугавшись угроз барина больше, чем гнева Бога, священник пошел на грех.

Когда он уже подошел к святому престолу и стал готовиться к повторному служению за ним литургии, то услышал голос, повелевавший ему: «Остановись!» Священник испугался, но страх перед помещиком одержал верх: он произнес первый возглас литургии. И вновь услышал предупреждение: если он дерзнет сейчас служить литургию, то будет проклят.

Но тут батюшкой овладело безумие, и он, дерзко ответив: «Сам будь проклят», продолжил службу.

С того момента до встречи этого священника с владыкой Иоасафом прошло более семи десятков лет, храм разрушился, а на его месте вспахали поле.

Святитель прокомментировал рассказ священника-долгожителя: «Несчастный, что ты сделал…

Ты проклял Ангела Божия, Хранителя того места святого… Оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего».

В срочном порядке была приготовлена походная церковь, вместе с которой владыка со старцем отправились искать место упоминаемого храма. На найденном месте грешный священник отслужил Божественную литургию, после которой святитель велел батюшке прочитать молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Потом владыка прочитал над священником разрешительную молитву о прощении всех его грехов.

Так священник достиг мира с охранявшим святой престол Ангелом и своей совестью. Плача и благодаря, он потянулся к епископу, силы его покидали. Владыка обнял умирающего священника. Батюшку погребли на том же месте.

Святитель Иоасаф Белгородский. Портрет из Красного зала Митрополичьей гостиницы Троице-Сергиевой Лавры. Изображение с сайта stsl.ru

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно