СОДЕРЖАНИЕ
0
0
20 января 2020

Потомки Каина продолжили его род: краткое содержание того, что было дальше

Здесь уместно краткое содержание дальнейших событий: у Адама и Евы родился сын Сиф и другие потомки. Любопытно, что имена в обоих генеалогических древах очень похожи и различаются в незначительных фонетических единицах:

  • Каин — Енох — Ирад — Мехиаель — Мафусал — Ламех — три сына: Иавал, Иувал и Тувалкаин
  • Сиф — Енос — Каинан — Малелеил — Иаред — Енох — Мафусал — Ламех — Ной — три сына: Сим, Хам и Иафет.

Параллель очевидна. Также любопытно, что Адам в переводе — «человек», и его сын — Каин. В ветви Сифа есть Енос, что в переводе — тоже «человек», и его сын очень созвучен Каину: Каинан.

2 линии потомков Адама вполне могут быть одной, а Сиф — Каином.

Самое правдоподобное объяснение заключается в том, что в этой цепочке отразился один и тот же миф про первого человека и первых представителей различных профессий, так как тут представлены и кузнецы, и музыканты.

То есть нет никакой линии Каина и линии Сифа. Это одни и те же люди. Собственно, учитывая, что про Сифа Священное Писание не сообщает вообще почти ничего, это похоже на правду.

Также Каин — герой нескольких апокрифов. Наиболее интересна эфиопская Книга Еноха. В ней дух Авеля навешает потомка Каина Еноха и жалуется тому, что будет мучиться, пока семя Каина не изглажено.

Здесь же есть притча, где история младшего и старшего братьев изложена в образах быков и коровы.

Другие теории убийства

  1. По одной из версий, яблоком раздора стала женщина. Несмотря на то, что Библия говорит только о 4 людях, живших на тот момент, считается, что у братьев были еще сёстры. Одна из них — Аван — нравилась обоим братьям, и они никак не могли поделить ее. Эта теория появилась вследствие того, что именно Каин женился впоследствии на этой женщине, основал новый город и родил сына.
  2. Другая теория считает это убийство непреднамеренным. В исламе говорят о том, что однажды в ярости Каин схватил Авеля за грудки и спросил Господа: «Что мне сделать с ним?» В это время рядом находился дьявол, который прошептал ему: «Убей!» Сам того не желая, брат убил Авеля.
  3. Философ Йосеф Альбо выдвигает свою версию случившегося. Он говорит, что Каин не мог простить Авелю того, что он убивает невинных животных. Из-за этого у них разгорелся скандал, итогом которого стала смерть.
  4. Талмудические книги говорят о том, что между братьями произошла битва, где победителем оказался Авель. Желая отомстить за свое поражение, Каин пошел на убийство.

Но всё же основной версией в духовной литературе считается именно первая. Каин был наделен такими пороками, как злоба, равнодушие, ненависть, гнев и жестокость, поэтому он и совершил убийство кровного брата.

Примечательные факты

Этот библейский сюжет не оставлял в покое исследователей и ученых. Поэтому со временем появилось множество трактовок и интерпретаций первого братоубийства.

Вот самые интересные из них:

  1. В библейских сюжетах история Каина и Авеля не единственная, в которой Бог отдал предпочтение младшему из братьев. Это событие повторялось минимум трижды — с Давидом, Иосифом и Исавом.
  2. Эта история стала архетипичным образцом братоубийства, зависти и предательства. Различные интерпретации можно встретить в художественных произведениях практически в любом виде искусства.
  3. В Средневековье ходила легенда, что Создатель отправил старшего брата в изгнание на Луну, чтобы оттуда он смотрел за земной жизнью, тосковал по ней, но не имел возможности вернуться. Поэтому люди, во время полной луны, могут приглядеться и разглядеть образ старшего брата, угрожающего младшему.

Есть еще одно интересное мнение о том, что грех, совершенный Каином, стал предпосылкой различных войн, причина которых — кровная месть. Автор мнения полагает, что причина раздоров — в неравенстве людей перед Богом и битва за справедливость.

Имя:
Каин (Cain)

Страна:
Земля Нод

Создатель:
Ветхий Завет

Деятельность:
первый рождённый на Земле человек, братоубийца

Семейное положение:
женат

Волшебный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Отдельный человек хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, отворить для себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Благодаря тому что, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает прийти «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, нужно сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, что-нибудь находится за гранью понимания. Со временем люди сумели свести все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания

И днесь это называется одним словом — эзотерика.
Однако, стоит сразу преобразить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Невзирая на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых пропал отрицательных последствий

Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света иначе Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует наказ к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «вливаться. Ant. выключаться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, пере ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более развернуто познакомиться с ней и понять, как она работает.

Денежная фукс также не заставит себя долго ждать, если регулярно пичкать свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну с купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить нате нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта изъятие притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как доход приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего есть быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и перестань именно таким, каким родилось в воображении.

Добро и зло

В Библии каждое имя несет в себе значительную смысловую нагрузку, в этой книге нет малозначительных названий. Каин переводится как «получение, приобретение», «кузнец», то есть его смысл жизни заключен в производстве, приобретении чего-то.

Этот человек крепко связан с землей, ее ценностями, живет в основном плотскими заботами. После рождения первенца Ева произносит: «приобрела я человека от Господа». Авель (Гевель) — это отглагольная форма, глагол «гаваль» означает «дышать» или «дыхание», он менее привязан к земле, потому более духовен.

Каждый из молодых людей занимался своим делом и приносил Господу плоды от собственных трудов. Авель возлагал на алтарь часть от своих животных, а Каин – от своего урожая.

Во-первых, перед нами фактически архетипические фигуры, которые представляют собой общества кочевников и фермеров, во-вторых, древняя традиция поклонения через принесение различных даров на алтаре.

Тем не менее, не станем акцентировать внимание на этой довольно-таки глубокой теме и рассмотрим подробнее, кто такие эти братья в контексте православной веры. Господь принимает жертву от Авеля, а от Каина не принимает, и последний начинает завидовать своему младшему брату

  • ты делаешь доброе дело (приносишь подношение на алтарь), так почему не радуешься;
  • ты можешь грустить, только если делаешь зло, то есть завидуешь;
  • как только ты начинаешь впускать в свое сердце зависть, тогда грех оказывается у твоего «порога», но тебе нужно не подчиняться, а господствовать над ним.

Слово «грех» упоминается впервые в книге «Бытие». Здесь даются самые начальные наставления относительно того, как следует человеку обращаться с грехом – господствовать над ним и не впускать в свою душу.

Старший сын Адама и Евы оказывается грешником, который поддался искушению. Сильнейшая зависть подвигает юношу на убийство родного брата.

Господь пытается взывать к совести человека, но тот не раскаивается в содеянном, после чего появляется метка Каина, запрещающая кому-либо его убивать. Каин был обречен скитаться, не зная отмщения за свои дела

Как говорит Википедия и другие популярные источники, ссылаясь на различные писания, в дальнейшем земледелец продолжил свое путешествие, пока не пришел в землю Нод, где обосновался и взял в супруги одну из своих сестер (Аван или Сару), от которой получил потомство.

Про сыновей Каина есть сведения в Писании, но предположительно никто из его потомков не пережил потоп, призванный очистить землю от греха. Существуют разные мнения относительно данного факта, некоторые исследователи указывают не народность кенеев, которые были кузнецами и металлургами, так что могли оказаться потомками грешника.

https://youtube.com/watch?v=hf0ks2GhjNU

Глава 4 книги «Бытие»

Ева
родила Каина,

и
сказала: приобрела я человека от Господа.
|

READ  Psalm 130. псалом 130. текст на русском, аудио

2
И еще родила брата его, Авеля. И был Авель
пастырь овец, а Каин |

был
земледелец.
|

3
Спустя несколько времени, Каин принес
от плодов земли дар |

Господу,
|

4
И Авель также принес от первородных
стада своего… |

И
призрел (=принял) Господь на Авеля и на
дар его, |

5
А на Каина и на дар его не призрел. Каин
сильно огорчился, и поникло лице его.
|

6
И сказал Господь Каину: почему ты
огорчился? и отчего поникло (=стало
грустным)лице твое?
|

7
Если делаешь доброе, то не поднимаешь
ли лица? а если не делаешь доброго, то
у дверей грех лежит; он влечет тебя к
себе, но ты господствуй над ним.
|

8
И сказал Каин Авелю, брату своему. И
когда они были в поле, восстал Каин на
Авеля, брата своего, и убил его.
|

9
И сказал Господь Каину: где Авель, брат
твой? Он сказал:не знаю; разве я сторож
брату моему? |

11
И ныне проклят ты от земли, которая
отверзла уста свои принять кровь брата
твоего от руки твоей;
|

12
Когда ты будешь возделывать землю, она
не станет более давать силы своей для
тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем
на земле. |

13
И сказал Каин Господу: наказание мое
больше, нежели снести можно;
|

14
Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица
земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду
изгнанником и скитальцем на земле; и
всякий, кто встретится со мною, убьет
меня. |

15
И сказал ему Господь: за то всякому, кто
убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал
Господь Каину знамение, чтобы никто,
встретившись с ним, не убил его.
|

16
И пошел Каин от лица Господня и поселился
в земле Нод, на восток от Едема.

Позднее Каин раскаялся в своем грехе,
поэтому впоследствии он был нечаянно
убит своим потомком, слепым Ламехом.

В Библии говорится также, что впоследствии
Каин женился, имел потомство (=детей) и
построил первый на земле город
(Быт
4:17-24).

Если Каин в Новом Завете упоминается
как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель
– как первая жертва насильственной
смерти (Мф 23:35), и как пример веры (Евр
11:4). В христианской традиции Авель –
прообраз Иисуса Христа
, его
жертвоприношения в Новом Завете.

Трагический рассказ о Каине и Авеле
является притчей, но эта история, которая
умещается в 16-ти стихах Книги Бытия, до
сих пор интерпретируется по-разному.

Свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

На ком женился Каин: версии

Многие люди задаются вопросом, где и с кем жил подлый убийца после наказания, данного ему Богом, ведь на земле было всего четыре человека: Адам, Ева, Каин и Авель.

Но, если в Библии не упоминаются другие люди, совсем не значит, что их не существовало. Жена Каина могла быть сделана Создателем из земли или из мужской плоти, так же как и Ева.

Есть версия о том, что жена Каина скорее всего происходила от Евы и приходилась убийце сестрой. В древности кровосмесительные браки не имели ничего предрассудительного и первые братья и сестры вступали в отношения без ложных страхов.

Видео о Каине и Авеле. Протоиерей Андрей Ткачев

Наказание ― суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель — первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание). Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин — земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» — он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема. Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову, Иосифу или Давиду; Авель — первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, — это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений

Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве. Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7)

Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство. Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель — как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель — это typos (прообраз) Христа. С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали. В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель — потомок Каина.

Авель и Каин — история жесткого братоубийства, о которой слышали многие. Но она имеет тенденцию повторяться вновь и вновь. В переносном смысле и в нашей стране шел брат на брата, а зачастую — и в прямом, когда шла гражданская война после революции.

Семья и потомство Каина

Жёны

Из библейских текстов имя жены Каина неизвестно, повествователь сообщает только, что переселившись к востоку от Эдема в земле Нод «познал Каин жену свою» (Быт. 4:16-17).

Вместе с тем, в постбиблейской традиции существует ряд сведений о предполагаемой жене Каина, так:

  • согласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.), Каин взял в жёны свою сестру Аван.
  • Епифаний Кипрский в «Панарионе» со ссылкой на Книгу Юбилеев называет женой Каина Саву (Σαυή) — его старшую сестру.
  • У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упоминается единорожденная сестра Каина Калмана.
  • Мхитар Айриванкский сообщает, что Адам и Ева «родили Каина и Климу, сестру его».

Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает что:

  • вместе родились Кабил и Иклима;
  • всевышний повелел Адаму женить Хабила на Иклиме, ибо ей как близнецу было запрещено вступать в брак с Кабилом.
  • Элиягу Эссас:
    • со ссылкой на Дон Ицхак Абарбанеля сообщает, что жену Каина звали Кальмана.
    • со ссылкой на Талмуд, сообщает, что Каин женился на сестрах Ѓевеля (Авеля) (их было две).

О сёстрах Авеля:

Элиягу Эссас:

  • со ссылкой на Мидраш сообщает, что вместе с Авелем, родились две девочки. Одна из них стала женой Авеля. А вот по поводу второй — чьей женой она будет — и поспорили Каин с Авелем.
  • со ссылкой на Дон Ицхак Абарбанеля сообщает, что жену Эвеля звали Белевира.
READ  Как приветствуют друг друга

У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упомянута «рожденная вместе с Авелем сестра его Делвора».

Вардан Великий, сообщает, что у Адама и Евы «родились Авель и сестра его, Авелухи» (Абелухи, Абелиха).

Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает что вместе родились Лаюса и Хабил.

Дети

Согласно Библии, в земле Нод у Каина родился сын Енох.

Cогласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.) Каину Еноха родила Аван.

Вардан Великий:

называет сыновей Каина: Енох, Гаидад, Малелеил, Мафусал и Ламех.

Впоследствии

У Еноха родился сын Ирад. От Ирада родился Мехиаель (Малелеил), за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех. У Ламеха было 2 жены. Первая — Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая — Цилла, от которой родились сын Тубал-Каин и дочь Ноема.

На основании параллелей в родословных Каина и Сифа и сходства или совпадение имён их потомков, рядом учёных — сторонников документальной гипотезы был сделан вывод о том, что обе родословные восходят к единому преданию, являясь разными вариантами одного списка. Потомков Каина относят к Яхвисту, а потомков Сифа — к Источникам жрецов:

  • Каин и Каинан, сын Еноса;
  • Енох, сын Каина и Енох, сын Иареда (а также, возможно, Енос, сын Сифа);
  • Ирад, сын Еноха, внук Каина, и Иаред, отец Еноха, потомок Сифа;
  • Мехиаэль, правнук Каина, и Малелеил (Маxалал’эль), правнук Сифа;
  • Мафусал, потомок Каина, и Мафусаил, потомок Сифа;
  • Ламех, сын Мафусала, потомка Каина, и Ламех, сын Мафусаила, потомка Сифа;
  • Ноема, дочь Ламеха, потомка Каина, и Ной, сын Ламеха, потомка Сифа.

Эта точка зрения отклоняется религиозными деятелями.

От Адама до Ноя
Адам Ева
Каин Авель Сиф
Енох Енос
Ирад Каинан
Мехиаэль Малелеил
Мафусал Иаред
Ада Ламех Цилла Енох
Иувал Иавал Тубал-Каин Ноема Мафусаил
Ламех
Ной
Сим Хам Иафет

Что произошло: история конфликта

После своего грехопадения Ева и Адам были возвращены на землю, и для выживания им было необходимо возделывать землю, заниматься животноводством и другим трудом. Семья старалась жить по заповедям Бога, желая обрести вновь небесное царство.

Со временем у них родилось двое сыновей Авель и Каин, которые также старались на всем протяжении жизни угождать Всевышнему. Авель занимался скотоводством, а старший сын выращивал растения.

Сыновья Евы приносили жертвы Создателю, желая Его задобрить и получить его милость, земледелец бросил в костер кучу свежий колосьев, а Авель ягненка. Господь видел искреннюю веру Авеля, который часто молился и всегда жил с верой в душе. Поэтому Создатель принял жертву младшего брата, а старшего оставил без внимания.


Авель и Каин приносят жертвы Создателю

Каин жил с гордостью в душе и начал завидовать Авелю и его удачливости. С каждым днем старший брат все больше ненавидел своего кровного младшего брата. Создатель пытался образумить грешника, внушить ему добрые мысли и любовь в сердце. Но злоба была сильнее, и старший сын убил младшего, принеся этим поступком горе своим родителям. Старший сын был слеп от своей ненависти и был уверен, что никто не узнал про его поступок, и в этом он был не прав.

Всевышний видит все. Бог спросил у Каина — «Где брат твой?», на что грешник ответил: «Откуда мне знать? Я не пастух ему». Этим вопросом Создатель давал шанс грешнику раскаяться. Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне.

Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Создатель решил наказать старшего сына Евы за такое поведение:

  • отправил его подальше от своей семьи жить в чужой стране;
  • клеймил его меткой убийцы, чтобы все люди вокруг знали, с кем имеют дело;
  • ни на секунду Каина не оставляли муки совести за содеянное, не мог он найти душевного покоя.

Всю свою оставшуюся жизнь, убийца провел далеко от своей семьи и постоянно думал о том, как пролил невинную кровь родного человека. Каин продолжал заниматься растениеводством.

Родители сыновей очень горевали и поначалу не знали о том, что произошло, но коварный дьявол все в подробностях выложил перед Евой. Женщина не знала чем себя утешить и как жить дальше. С этой истории на человечество сошло самое большое горе в мире — потеря родного человека.


Горе Адама и Евы

Создатель сжалился над Евой и подарил ей еще одного ребенка, которого после рождения нарекли Сифом.

Важно! Эта история поучительная для многих людей, никто не вправе отнимать жизнь у человека, которую даровал ему сам Бог! Совершивший такой грех, будет мучиться душой до конца своей земной жизни и после нее. Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился

Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести

Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился. Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести.

Каин в религии

История первого убийства на Земле эксплуатируется во многих религиях, но имеет различное толкование. В христианстве и исламе причиной смерти Авеля считают зависть Каина. В отличие от младшего брата мужчина приносил жертвоприношения формально. Каин не испытывал истинного чувства веры и праведности, поэтому Господь предпочел подношения Авеля.

Каин

Иудеи считают, что Авель заслужил смерть за убийство животного. Скотовод, принесший в жертву овцу, поступил не менее гадко, чем Каин. В поздних вариантах трактование смерти Авеля рассматривается шире – Каин был не только братоубийцей, но и обманщиком. Убийству предшествовала драка, в которой победил Авель. Униженный Каин попросил о помощи, а получив ее, убил родственника. Еще одну теорию выдвинул раби Э. Эссас:

Помимо классических вариантов, существуют более экстравагантные версии. Выдвигается теория, что легенда о Каине и Авеле демонстрирует конфликт между земледельческим и скотоводческим ритмами жизни.

Скульптура Каина

Радикально мыслящие представители религиозных течений считают, что причиной убийства стала Ева. Единственная представительница противоположного пола была не только матерью, но и возлюбленной мужчин. Поэтому имя жены Каина нигде не упоминается. Раздираемый чувством ревности, первенец Евы избавился от соперника.

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.

Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.

Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании «окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории «экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: «И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в «окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что » он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин «был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником «медного” и «железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.

В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.

READ  Икона

Толкования истории Каина и Авеля

В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было, видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети. Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают, что Каин мог родиться ещё в Эдеме. С точки зрения А. П. Лопухина, это противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нём.

В христианстве

Апостол Павел говорит, что Авель был предпочтён Каину за веру и праведность:

Единодушен с ним и апостол Иоанн, который говорит, что эти добродетели Авеля стали поводом для несправедливой зависти Каина:

Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина, замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению святого Ефрема Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения, и поэтому была отвергнута:

У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя Быт. , говорит, что в вопросе всезнающего Бога «где Авель, брат твой?» содержится призыв к тому, чтобы Каин исповедал свой грех, а ответ Каина «не знаю; разве я сторож брату моему?» — свидетельство дерзкого отношения Каина к Богу и отказа раскаяться.

Каин и Авель.Тициан, 1570-76 гг.

В иудаизме

Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.

В Аггаде образ Каина как братоубийцы трактуется шире — как неблагодарность за оказанное добро: согласно аггадическому рассказу, Авель был гораздо сильнее брата и победил того в борьбе, однако, тронутый просьбой Каина о милости, отпустил его. После этого он и был коварно убит.

Каин и Авель.Р. Бегас, бронза, 1895;Немецкий исторический музей

В исламе

В Коране Кабиль (араб. قابيل‎) и Хаби́ль — сыновья Адама и Хаввы (Евы). Кабиль убил своего младшего брата Хабиля из-за того, что Аллах, обязав обоих принести жертву, принял только жертву Хабиля. Чувство зависти заставило Кабиля убить своего брата и стать первым в истории человечества убийцей. История убийства Хабиля приводится в Коране, но имена братьев в нём не указаны.

Другие толкования

«Кругосвет» отмечает, что в библейском рассказе нашёл своё отражение конфликт между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим.

Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте. Вывод основан на прочтении, которое встречается, например, в Вульгате (Каин должен был стать «vagus et profugus»), Септуагинта же не даёт повода предполагать противоречие (греч. στενων και τρεμων — стенающий и трясущийся)[источник не указан 1463 дня].

Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова)49. Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда Бог сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет».

В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда Бог увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц.

В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег, с отверстием вверху и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского. Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему Бог.

В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег. Бог затворил за ними ковчег. В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами. Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел Бог ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним.

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима, дни и ночи». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови. Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил Бог завет с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. (Быт. 6, 7, 8, 9, 1 – 17.)

Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно