Альтернативный взгляд
За свою долгую карьеру Доменикос Теотокопулос, более известный как Эль Греко, создал множество картин с изображением Христа, но именно «Несение креста» или «Христос, несущий крест» стало одним из самых знаковых и воистину революционных образов Спасителя созданных художником.
Удивительно, но это изображение Христа, кажущееся столь живым и даже современным было нарисовано почти 500 лет назад.
—
Но какая же история предшествовала созданию этого знакового произведения искусства?
Христос, несущий крест. Эль Греко, 1570е.
Известно о существовании, по крайней мере, семи версий данной картины (не включая те, в которых Христос держит крест вертикально). Но в данной статье пойдет речь именно о самом первом и исключительно революционном шедевре, созданном Эль Греко в конце 1570х годов во время пребывания художника в Испании.
Тема, которая изолирует Христа от сюжетных сцен на пути к Голгофе, была разработана в основном Северо-итальянскими художниками начала 1500х годов, такими как Джованни Беллини, Себастьяно Дель Пьомбо и Андреа Соларио.
Христос, несущий крест. Себастьяно дель Пьомбо.
Эль Греко, вероятно, видел «Христа, несущего крест» Себастьяно дель Пьомбо, нарисованного в середине 1530х для Фернандо да Силва, который взял его с собой в Испанию, где он вошел в королевскую коллекцию. Картина долгое время висела в монастыре Эль-Эскориаль и была хорошо известна многим европейским художникам.
В своей трактовке Эль Греко отходит от страдающего прообраза Христа, согнутого под тяжестью креста, и создает ему новый образ, в котором Спаситель восхищенно взирает на Бога и обнимает крест как инструмент своего спасения.
Сама же поза и взгляд вверх напоминают некоторые картины воскресшего Христа Северо-итальянских мастеров (таких как Амброджо Бергоньоне и Андреа Превитали).
В конце 1570х и начале 1580х годов Эль Греко уже рисовал ряд святых в подобной манере, например святого Себастьяна (около 1577-1578 года), Марию Магдалину (начало 1580х), и святого Петра (1580е годы).
Идея Эль Греко о Христе, гордо несущем крест была абсолютно революционным отходом от иконографии характерной для Испании тех времен, где акцент всегда делался на страданиях.
Возможно произведение созданное Эль Греко так бы никогда и не было принято духовенством, если бы виденье художника не поддержала сама Тереза Авильская (испанская монахиня, причисленная к лику святых) имевшая влиятельных последователей.
Сам образ был охарактеризован как находящийся в мистическом общении с Богом и прибывающий в состоянии божественной благодати за пределами мирского ощущения.
Даже терновый венец и тяжелый крест не производят ни какого гнетущего впечатления на Спасителя.
В свое время «Несение креста» стало символом вдохновения для надежды и веры, и остается таковым поныне.
Симон Киринеянин
Андрей Муз
Новый Завет полон множеством персонажей. Однако при кажущейся незначительности в общей картине чудес, исцелений, пророчеств и притч роль этого человека особенна. Бездумно случайно вырванный рукой римских легионеров из толпы он оказался брошенным в глубину страстей Христовых…
евангелист Матфей: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32);
евангелист Марк: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк. 15:21);
евангелист Лука: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк.
Символическое значение или почему крест нес Симон?
Священник Андрей Чиженко говорит в проповеди: «Симон буквально исполнил слова Христовы «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Отец Александр Мень объясняет, что это означает: «раздели со Мной Мое страдание… и желание умереть за мир», чтобы оживотворить его. «Бог призывает нас испить горькое лекарство Голгофы, чтобы исцелиться в Воскресении Христовом» (свящ. Андрей Чиженко). «Недаром мы носим на груди крест» – пишет иерей Филипп Парфенов, «он означает служение миру, людям и Господу».
Преп. Иероним Блаженный, Спиридонский пишет, что несение Симоном креста за Иисусом Христом символически значит, что искупительную жертву Господа и Его Крест принимают языческие народы, раз чужестранец послушно понес крест Спасителя.
(28 оценок, среднее: 4,43 из 5)
Исторический экскурс
Фото: Ru.wikipedia.org В I веке Лобное место располагалось за пределами Иерусалима, но по мере разрастания города оказалось в его западной части.
В 70 году римляне вступили в Иерусалим и полностью разрушили его.
Император Андриан стер город с лица Израильской земли. Все священные места были уничтожены, на месте Голгофы в 135 году возведены Капитолий с капищем Венеры (Астарты) и форум. А вместо храма Соломона красовался предел языческого бога Юпитера. Город получил название Элия Капитолина.
В IV веке при святом императоре Константине, когда христианство стало официальной религией Римской империи, мать правителя святая Елена в 325 году совершила паломническую поезду на Святую землю. По ее указанию и содействие еп. Макария Иерусалимского провели раскопки величайших христианских святынь. Были обнаружены: место погребения Спасителя, Крест, на котором распяли Христа, 4 гвоздя и табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).
Фото: Travelify.ru
Святая Елена заложила первый храм Гроба Господня (другое название храм Воскресения Христова). Его торжественно освятили осенью 335 года в присутствии представителей духовенства различных конфессий и Константина Великого.
Во время персидских и арабских завоеваний и в период крестовых походов (VII-XII вв.) место казни Иисуса и храм Воскресения Христова несколько раз разрушали и отстраивали заново. В 1808 году в Храме случился пожар. В 1545 и в 1927 годах он пострадал при землетрясении.
Стояние 7: Иисус падает второй раз
Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя.
Ибо Ты святым крестом Твоим искупил мир.
«Я червь, а не человек, посмешище для людей и пренебрегаем ими» — слова пророка псалмопевца находят свою полную реализацию на этих тесных улицах Иерусалима в течении последних часов, которые отделяют этот город от начала Пасхи. А известно, что такие часы перед праздником бывают суетливы. И эти маленькие улицы переполнены и в таком контексте осуществляется слова псалмопевца, хотя и никто об этом не думает. Те, кто пренебрегает, точно не отдают себе отчета, что это Иисус из Назарета, который падает второй раз под крестом стал для них посмешищем.
Он же хочет всего этого. Хочет исполнение пророчества и падает. Падает по своей воле, ибо как же тогда исполнятся слова Писания: «Я червь, а не человек…»
Где Пилат судил Христа?
Другой вопрос, который для археологов остается открытым, — это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.
Реконструкция дворца Ирода, макет
Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).
Стояние 7
Иисус падает под крестом очередной раз
Иисус, очень уставший измученный падает на своем пути. Он завершает свой земной путь. На Его пути было много людей. Людей ненавидящих Его, недоброжелательных, просто любопытных или приходящих только за исцелением, а не для отношений с Ним. Но были и друзья, был один такой дом, куда Ему всегда хотелось прийти – это дом в Вифании, дом Его лучшего друга Лазаря и его сестер; прекрасной хозяйки Марфы и созерцательной, приносящей покой душам Марии. Накормить спокойно, без суеты Иисуса и двенадцать Его учеников и еще так, что они всегда оставались довольными и любили возвращаться в этот дом – это великий талант, великое сердце и радость быть женщиной – хранительницей домашнего очага.
Просим Тебя, Господи, дай всем женщинам силы создавать в доме такой уют, к которому стремится каждое сердце, но прежде всего сердце мужа и детей.
Почему крест Спасителя нес Симон?
Этим встречным оказался возвращавшийся в город с поля Симон Киринеянин; воины остановили его и возложили на него крест, а дабы никто не мог подумать, что казни подлежит сам Симон, заставили Иисуса идти впереди него. По сказанию Евангелиста Матфея, эта встреча произошла при выходе из города, следовательно, у городских ворот (Мф. 27, 32). Евангелист Марк дополняет повествование о Симоне Киринеянине, говоря, что он был отцом Александра и Руфа (15, 21). Если Евангелист Марк счел необходимым упомянуть о сыновьях Симона, то, вероятно, они во время написания им Евангелия были достаточно известны в христианском мире. Полагают, что один из них — тот самый Руф, приветствие которому Апостол Павел послал в своем Послании к Римлянам (16, 13).
RSS-лента комментариев
Отзывы ()
Портал может действовать только благодоря нашим с вами совместным усилиям. Вы можете внести свой вклад в дело распространения Слова о Христе.
Пожертвовать Вы можете через универсальный платежный сервис
Опрос
Кто помог Иисусу Христу донести крест до Голгофы?
(Марк, гл.15, стих 21)
И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. (Лука, гл.23, стих 26)
Таким образом, мы видим, что некоторую часть пути Крест нёс Сам Спаситель, а потом, когда Он, очевидно, совсем изнемог под тяжестью Креста, иудеи заставили Крест нести Симона Киринеянина.
Почему же в Евангелии от Иоанна этот момент не был отражен? Дело в том, что апостол Иоанн Богослов писал Евангелие значительно позже первых трех Евангелий. Ему уже были известны тексты первых трех Евангелистов, и он во многих местах опускал подробности, рассказанные другими Евангелистами. Можно сказать, что Иоанн ставил перед собой в определенном смысле другую задачу, чем просто описание подробностей земной жизни Христа. Один из авторитетных церковных писателей, Климент Александрийский, по этому поводу писал: «После того, как другие Евангелисты записали факты истории, Иоанн написал духовное Евангелие».
Стихотворение (автор не известен) + толкование Евангелия
Когда под тяжкой ношею житейской Ты изнемог, жизнь кажется пуста, Припомни то, как Симон Киринейский Смог разделить страдания Христа.
Каким усталым был он в то мгновенье, Когда домой шел с поля отдохнуть, Но Крест на плечи принял со смиреньем, Прошел с Христом к Голгофе скорбный путь.
И был тот Крест – Крест необыкновенный, Таких Крестов не ведал мир еще, Иди и ты, как он? под крест Вселенной, Под крест чужой подставь свое плечо.
Смотри: больной лежит без сил на ложе, Как состраданья ждет он твоего! Спеши к нему, и крест чужой поможет Тебе забыть про тяжесть своего.
Слепой к тебе протягивает руки, Сироты-дети плачут без еды, Спеши на помощь, их облегчив муки, Поймешь ничтожность ты своей беды.
И боль пройдет, как будто призрак некий, И обретешь покой в душе своей. Пройди свой путь, как Симон Киринейский, Известный во всем мире иудей.
Был не пророк он Бога вдохновенный, А человек простой, каких не счесть, Но до скончанья века во Вселенной О нем Писанье сохранило весть!
В то время содержались в темнице осужденные на смерть два разбойника, которых тоже надлежало распять на крестах. Их привели в преторию и повели вместе с Иисусом на Голгофу. По обычаю приговоренный к смерти должен был сам нести свой крест до места казни, поэтому на плечи Иисуса и разбойников возложили их кресты. По всей вероятности, впереди ехал римский сотник, за ним, под охраной небольшого отряда воинов, шли осужденные, потом торжествующий синедрион и вся бывшая у претории многотысячная толпа народа. К шествию присоединялись встречавшиеся по пути и нарочно выходившие навстречу; присоединился и небольшой кружок друзей и почитателей Иисуса; тут были: Богоматерь, Мария Магдалина, Мария Клеопова (Ин. 19, 25), Саломия (Мк. 15, 40) и Апостол Иоанн.
Измученный бессонной ночью, нравственными терзаниями и бичеванием, Иисус стал изнемогать под тяжестью Своего креста. Крест, судя по размерам его, весил, вероятно, около ста килограммов; тяжесть его несколько уменьшалась тем, что нижний конец его волочился по земле, но все-таки для обессилевшего Христа это была непомерная тяжесть, и Он стал падать.
Если бы не надо было спешить с казнью, если бы можно было отложить ее до восстановления сил Иисуса, то первосвященники и их единомышленники радовались бы такому бессилию своей жертвы; но теперь это бессилие привело их в смущение. «А что, если Сей Человек (думали они), не дойдя до Голгофы, умрет? Ведь Он тогда избегнет позорной казни!» И вот, из опасения, что, пожалуй, не придется насытить свою кровожадность мучительной крестной смертью своего Обличителя, первосвященники заявляют римскому сотнику о необходимости освободить Иисуса от несения креста. Ни сотнику, ни воинам его не было нужды заботиться, чтобы осужденные непременно дожили до своей казни; не все ли равно для них, когда и как, они умрут?
Как бы то ни было, но решено было казнь не откладывать и заставить кого-нибудь донести крест Иисуса до Голгофы. Несение креста считалось позорным, добровольно едва ли кто согласился бы нести его и потому воины вынуждены были захватить первого встречного и силой принудить его нести Крест.
Кем был Симон Киринеянин? Откуда приехал в Израиль?
Кирена была расположена на территории современной Ливии, на северном побережье африканского континента. Заселен греками в 630 до н.э.. Позже история города переплетается со значительным еврейским населением.
Многие евреи, в том числе и Симон Киринеянин из Кирены вернулись в родной Израиль, и стали частью общины в Иерусалиме называемой «Синагогой Вольноотпущенников». Включающая евреев из многих других областей, включая: Александрия (Египет), Киликии и Асии (Деян 6:9). Эти люди сыграли важную роль в становлении церкви в Антиохии, где, впервые, «ученики стали называться христианами» (деяния 11:26).
Что известно о Симоне?
Фото: Hram-troicy.prihod.ru В Новом Завете Симон назван Киринеянином, значит, он либо пришел в Иерусалим как паломник на праздник пасхи из Киринеи, либо, что более вероятно, принадлежал к семье иудеев, живших в рассеянии в Африке, и, вернувшись на Родину (в Израиль), занялся земледелием (раз шел с поля).
Епископ Михаил (Лузин) считает, что упоминание евангелистом Руфа и Александра – сыновей Симона (Мк. 15:21), свидетельствует о том, что они были знакомы с апостолами и, вероятно, были учениками Иисуса. Подтверждение этого факта находим в послании апостола Павла (Рим. 16:13), где Руф и Александр упоминаются как римские христиане. Этого же мнения придерживается и профессор А. П. Лопухин. Впоследствии Александр стал священномучеником в Карфагене (принял священнический сан и мученическую смерть за Христа).
Кто нёс крест, на котором распяли Христа?
Подробности Опубликовано 13.02.2012 00:00
Вопрос: Здравствуйте! Это из Евангелий от Матфея и от Луки:
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
Кто нёс Крест, на котором распяли Христа: Киринеянин или Сам Христос?
Ответ: Добрый день! Что касается приведенных Вами цитат, то вторая из них — не от Луки, а от Иоанна (19 глава, стихи 16-18).В первых трёх Евангелиях действительно имеется упоминание о Симоне Киринеянине, которого заставили нести Крест:
Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. (Матфей, гл.27, ст.32)
И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
Что известно о Симоне?
Фото: Hram-troicy.prihod.ru
В Новом Завете Симон назван Киринеянином, значит, он либо пришел в Иерусалим как паломник на праздник пасхи из Киринеи, либо, что более вероятно, принадлежал к семье иудеев, живших в рассеянии в Африке, и, вернувшись на Родину (в Израиль), занялся земледелием (раз шел с поля).
Епископ Михаил (Лузин) считает, что упоминание евангелистом Руфа и Александра – сыновей Симона (Мк. 15:21), свидетельствует о том, что они были знакомы с апостолами и, вероятно, были учениками Иисуса. Подтверждение этого факта находим в послании апостола Павла (Рим. 16:13), где Руф и Александр упоминаются как римские христиане. Этого же мнения придерживается и профессор А. П. Лопухин. Впоследствии Александр стал священномучеником в Карфагене (принял священнический сан и мученическую смерть за Христа).
Стояние 8: Иисус Христос утешает плачущих женщин.
Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя.
Ибо Ты святым крестом Твоим искупил мир.
Вот призыв жалости, к истинной жалости. Иисус говорит «дочерям Иерусалимским», которые, видя его плачут: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Нельзя скользить по поверхности зла, нужно достичь до его корня, до причины, до полной внутренней истинной совести.
Именно это хочет сказать Иисус, неся крест, который знает, что находится в сердце каждого человека, и поэтому он остается самым близким свидетелем наших дел и суждении этих делах, которые появляются в нашей совести. Он позволяет нам узнать, что эти суждения должны быть спокойными, трезвыми, объективным, но одновременно они связаны с полным исповедание правды. Иисус предостерегает нас, что это Он – Тот, кто несет крест.
О жизни в истине, о том, что мы в ней прибывали, молим Тебя Господи.
Кто помог Иисусу Христу донести крест до Голгофы?
(Марк, гл.15, стих 21)
И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. (Лука, гл.23, стих 26)
Таким образом, мы видим, что некоторую часть пути Крест нёс Сам Спаситель, а потом, когда Он, очевидно, совсем изнемог под тяжестью Креста, иудеи заставили Крест нести Симона Киринеянина.
Почему же в Евангелии от Иоанна этот момент не был отражен? Дело в том, что апостол Иоанн Богослов писал Евангелие значительно позже первых трех Евангелий. Ему уже были известны тексты первых трех Евангелистов, и он во многих местах опускал подробности, рассказанные другими Евангелистами. Можно сказать, что Иоанн ставил перед собой в определенном смысле другую задачу, чем просто описание подробностей земной жизни Христа. Один из авторитетных церковных писателей, Климент Александрийский, по этому поводу писал: «После того, как другие Евангелисты записали факты истории, Иоанн написал духовное Евангелие».
Стихотворение (автор не известен) + толкование Евангелия
Когда под тяжкой ношею житейской Ты изнемог, жизнь кажется пуста, Припомни то, как Симон Киринейский Смог разделить страдания Христа.
Каким усталым был он в то мгновенье, Когда домой шел с поля отдохнуть, Но Крест на плечи принял со смиреньем, Прошел с Христом к Голгофе скорбный путь.
И был тот Крест – Крест необыкновенный, Таких Крестов не ведал мир еще, Иди и ты, как он? под крест Вселенной, Под крест чужой подставь свое плечо.
Смотри: больной лежит без сил на ложе, Как состраданья ждет он твоего! Спеши к нему, и крест чужой поможет Тебе забыть про тяжесть своего.
Слепой к тебе протягивает руки, Сироты-дети плачут без еды, Спеши на помощь, их облегчив муки, Поймешь ничтожность ты своей беды.
И боль пройдет, как будто призрак некий, И обретешь покой в душе своей. Пройди свой путь, как Симон Киринейский, Известный во всем мире иудей.
Был не пророк он Бога вдохновенный, А человек простой, каких не счесть, Но до скончанья века во Вселенной О нем Писанье сохранило весть!
В то время содержались в темнице осужденные на смерть два разбойника, которых тоже надлежало распять на крестах. Их привели в преторию и повели вместе с Иисусом на Голгофу. По обычаю приговоренный к смерти должен был сам нести свой крест до места казни, поэтому на плечи Иисуса и разбойников возложили их кресты. По всей вероятности, впереди ехал римский сотник, за ним, под охраной небольшого отряда воинов, шли осужденные, потом торжествующий синедрион и вся бывшая у претории многотысячная толпа народа. К шествию присоединялись встречавшиеся по пути и нарочно выходившие навстречу; присоединился и небольшой кружок друзей и почитателей Иисуса; тут были: Богоматерь, Мария Магдалина, Мария Клеопова (Ин. 19, 25), Саломия (Мк. 15, 40) и Апостол Иоанн.
Измученный бессонной ночью, нравственными терзаниями и бичеванием, Иисус стал изнемогать под тяжестью Своего креста. Крест, судя по размерам его, весил, вероятно, около ста килограммов; тяжесть его несколько уменьшалась тем, что нижний конец его волочился по земле, но все-таки для обессилевшего Христа это была непомерная тяжесть, и Он стал падать.
Если бы не надо было спешить с казнью, если бы можно было отложить ее до восстановления сил Иисуса, то первосвященники и их единомышленники радовались бы такому бессилию своей жертвы; но теперь это бессилие привело их в смущение. «А что, если Сей Человек (думали они), не дойдя до Голгофы, умрет? Ведь Он тогда избегнет позорной казни!» И вот, из опасения, что, пожалуй, не придется насытить свою кровожадность мучительной крестной смертью своего Обличителя, первосвященники заявляют римскому сотнику о необходимости освободить Иисуса от несения креста. Ни сотнику, ни воинам его не было нужды заботиться, чтобы осужденные непременно дожили до своей казни; не все ли равно для них, когда и как, они умрут?
Как бы то ни было, но решено было казнь не откладывать и заставить кого-нибудь донести крест Иисуса до Голгофы. Несение креста считалось позорным, добровольно едва ли кто согласился бы нести его и потому воины вынуждены были захватить первого встречного и силой принудить его нести Крест.
Крестный путь Иисуса Христа
О крестном пути и страданиях Христа рассказывает каждый их четырех Евангелистов.
В Претории с Христа срывают багряницу и облекают в его одежды. Спаситель берет свой крест, начинается крестный путь.
За Христом шло «великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о нем»(Лк. 23:27). Также вели осужденных на смерть двух разбойников.
Приведя на Голгофу, приговоренным к казни давали пить вино, смешанное со смирной (смолой), но Иисус его не принял.
После распятия римские солдаты делили одежду Христа, бросали жребий, кому достанется хитон. А рядом «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». (Ин. 15:25)
Кто помогал Спасителю нести Крест
О том, кто помогал Иисусу Христу, рассказывает евангелист Лука:
Киринея — город в Ливии.Этот эпизод имеет большое символическое значение. Так, Господу служит не израильтянин, а чужой по рождению человек. Таинство ветхозаветных жертвоприношений больше не действует, Крест Христов предназначен всему миру, всем народам.
Распятие
Казнь через Распятие была не только мучительной, но и позорной в древнем мире. По закону иудейскому казненный так считался проклятым, именно поэтому первосвященники обрекли на такую смерть того, кого называли Царем Иудейским.
Медленная казнь сопровождалась неимоверными страданиями. Даже в те жестокие времена распятым старались облегчить муки, давая питье, притупляющее сознание. Но Христос отказался, его страдание было добровольным, искупительной жертвой за грехи человечества.
Евангелист Лука приводит первые слова Спасителя, произнесенные с креста: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лк. 23:34).
Евангелисты также рассказывают нам о насмешках, которым подвергался Христос на кресте. Римские воины, фарисеи и книжники и даже разбойники, распятые рядом с Иисусом Христом, предлагали ему сойти с креста, явить чудо.
Но настоящим чудом стало покаяние благоразумного разбойника. Признав свои грехи, признав в Христе Мессию, разбойник обратился к нему со словами покаяния:
Смерти Господа на кресте предшествовала тьма, которая покрыла землю от полудня до трех часов. Последними словами Спасителя стали: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). В момент его смерти надвое разодралась храмовая завеса, отделявшая Святая Святых. Новый Завет открыл человечеству вход в Царствие Небесное.
Языческий храм Венеры
То, что современная Голгофа находится в центре Старого города, результат римской перепланировки, начало которой положено спустя всего несколько лет после Распятия Христа. Иерусалим был разрушен римскими императорами Веспасианом и Адрианом. Римляне заложили новый город Элия Капитолина не над старым Иерусалимом, а к северу от него.
Скалы были засыпаны грунтом, на выровненной площадке возвели Капитолий и прилегающий к нему священный храмовый участок (теменос). Была засыпана и гробница Христа. На месте Голгофы возвели храм языческой богини Венеры.
Только 320-х гг. император Константин Великий приказал снести римские постройки и открыл гробницу Спасителя. Мать императора, равноапостольная царица Елена, в 326 г. обрела Честной Крест Спасителя. Были найдены три креста. Чтобы узнать, какой из них Животворящий Крест, ко всем трем приложили недавно умершего. Крест Спасителя воскресил его.
В каком смысле употребляют выражение «восходить на Голгофу»
Выражение «восходить на Голгофу»сегодня употребляется редко. Люди вспоминают эти слова в моменты страданий и сильных потрясений, ведь это выражение означает «подвергаться тяжелым физическим и нравственным испытаниям, идти на страдание».
Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими
Сегодня Голгофа – одна из двух величайших святынь христианства (наряду с Гробом Господним, где произошло Воскресение Спасителя).
К сожалению, не все паломники могут побывать в Иерусалиме. Но к счастью, частицы Животворящего Креста хранятся в некоторых храмах и монастырях России:
- Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области;
- Благовещенский и Крестовоздвиженский монастыри в Нижнем Новгороде;
- Богоявленский Елоховский собор в Москве;
- Фёдоровский монастырь в Ивановской области;
- Крестовоздвиженский монастырь в Екатеринбурге;
- Покровский Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге;
- Троицкий собор Троице- Сергиевой Лавры.
1
Апреля
2016 года
Частица Животворящего Креста Господня была передана Крестовоздвиженскому подворью Александро-Свирского монастыря, которое находится в Санкт-Петербурге.
Марина Рогова
В какой стране находится гора
Строго говоря, Голгофа — не гора, а холм в Израиле, в городе Иерусалиме. Но духовная высота для всякого христианина, поднимающегося на этот холм, несоизмерима ни с какой другой высотой в этом мире. Ведь именно на Голгофе, согласно Евангелию (МФ. 27:33-38, Ин 19: 17-18) был распят Спаситель.
Иконография: Распятие Датировки: XVIII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 25,9 см Икона с неглубоким ковчегом. Композиция многофигурная. В центре на восьмиконечном кресте, плавно изогнутая фигура распятого Христа. По сторонам расположены предстоящие. За фигурами предстоящих блекло-зеленая городская стена. Над крестом два плачущих ангела. Лики: светло-коричневое вохрение с высветлениями по оливковому санкирю. Цвета одежд красновато-коричневые, зеленые, синие. Надписи, фон, нимбы, разделка доспехов воинов: позолота. Инв. № КХМ КП 3389 ДРИ 50. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
По преданию распятие Иисуса Христа
совершилось на том самом месте, где в древности был погребенпервый человек Адам.Раннехристианские авторы , напримерИероним Блаженный , писали, чтокровь Христа , стекающая с креста, через трещину в скале достигла главы и костей праотца Адама, омыла их, тем самым очистив.
Интересный факт
Именно поэтому в основании Распятия в храмах можно видеть человеческий череп — это Адамова глава.
Значение слова
Само слово «голгофа» (греч. Γολγοθάς) происходит от арамейского gûlgaltâ
(«череп»). Возможно, такие ассоциации в древности вызывала форма горы. Существует версия, что когда-то на этом месте обезглавливали преступников, тогда слово Голгофа означает Лобное место.
Девятое стояние Креста
Иисус падает в третий раз
Земля проваливалась под Его тяжестью. Она не выдерживала Богочеловека, Который так возлюбил людей, что, безгрешный, взял на Себя бремя их грехов.
Земля вздрогнула под Его тяжестью, когда Он, измождённый и умирающий, упал не неё в третий раз!
Возопили камни. Горькими слезами заплакала пыль. Чернота плодородной почвы, упрятанной под слоем пыли и камней, с любовью укрыла Его своей прохладной мантией.
Но Его час ещё не наступил. Его оттащили и, поставив на ноги, погнали дальше, хотя это было излишне: Его торопила любовь, и только любовь вела Его на святую гору – на смерть!