Католические иконы

Католические иконы

Католические иконы
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
19 августа 2020

Форма и содержание

Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный». 1658

— Хорошо. А как такое согласовать? Есть определенное течение, которое идет от XVII века — осуждать т.н. «живоподобие» в иконе. Дескать, икона должна быть темной, «аскетичной»…— На Стоглавом Соборе тоже проскакивали намеки на «фряжские письма» и т.д. Можно говорить о том, что прямых запрещений не было. Есть запрещение изображать Бога-Отца, прямое указание: нельзя. Но, тем не менее, очень многие это указание Собора игнорируют. Более того, я даже в старообрядческих храмах встречал изображения Бога-Отца. Видел такие изображения в аскетических афонских обителях…— Есть масса старообрядческих икон с изображением Господа Саваофа…— Для староверов иногда важнее предание старины, нежели богословие или каноны. Главным аргументом может оказаться то, что этот образ всегда был на этом месте, всегда здесь стоял! Значит, он всегда и будет на этом месте.Масса икон, которые, даже будучи написаны по канонам, имеют очень проблематичную историю. Например, икона Божией Матери «София, Премудрость Божия». О ней митрополит Ленинградский Антоний (Мельников), например, написал целый трактат, объяснял, что на самом деле это очень опасная икона, она ведет свое начало от восхваления богини Кибелы…— Интересный момент! То есть икона может внешне соблюдать «каноничные», опять же условно, формы, но при этом содержание иметь очень сомнительное.— Опасное, претенциозное, как, например, распространившаяся сейчас икона «Воскрешающая Русь».— Ну, это просто ересь в красках.— Да, еретическое изображение, но тем не менее.…Мы можем встречать и иконописные изображения Божией Матери — тоже весьма сомнительного характера. Они распространены, мы не можем с ними бороться. Ко всему прочему, люди получают какую-то помощь по молитвам перед этими изображениями, исцеления. Опять же, мы должны разбираться в вопросе чудотворения. Что есть чудотворение? Насколько оно может быть от Бога, насколько оно может быть прелестью?

— Если обратить внимание, то заметим: во всем, что писали отцы до последнего времени, еще в XIX веке, в начале XХ века, звучало рефреном: будьте бдительны!— Конечно.— Обращайте внимание, проверяйте дух, откуда он. Во многих житиях мы можем прочитать, что у какого-то послушника какое-то видение было, но старец сразу же старался своему духовному чаду внушить, что надо быть осторожнее, потому что прелесть ходит

А сейчас мы читаем, что где-то у кого-то икона замироточила, и это моментально принимается на веру. Но мы ведь помним из житий святых, причем древних святых, из египетского патерика, что cатана мог искусить подвижника и через икону. Почему сейчас об этом не говорится?— Опасность таких «чудес», прежде всего, в том, что они становится настоящим соблазном, дают лишний повод атеистам осмеивать верующих. Ведь и действительно может иметь место подделка чуда или еще какой мошеннический трюк. По-моему, у «филаретовцев» в Переяслав-Хмельницком как-то раз икона замироточила, или в Кременчуге из образа Страстного Спасителя какая-то капелька полилась. Понятно ведь, что эта капелька появилась потому, что ее брызнули на икону. А потом около 50-ти изданий писали об этом.

Есть ли иконы у католиков

В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.

Таков главный вектор, но есть и нечто общее. К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский.

Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.

Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:

  • каноны – в католичестве таковые практически отсутствуют, каждый пишет икону, исходя из собственного понимания эстетики и религиозных догм;
  • авторство — иконы в католической церкви пишутся конкретным автором и немалое количество известных живописцев создавало такие художественные произведения, в православии даже известные авторы (такие как Рублев, например) создавали зачастую работы не одни, а в соавторстве с учениками или другими иконописцами и авторство никогда не являлось фактором , о котором вообще говорили особым образом, все подчинялось канону;
  • цель – католики не часто молятся перед самими иконами, они могут использовать таковые только для создания атмосферы и соответствующего настроения, но как таковое почитание икон в форме молитвы там не распространено;
  • символизм – в православии мощная школа символики, которая устанавливается каноном, каждый цвет имеет значение, каждый символ раскрывает дополнительные подробности образа, в католицизме цвета и формы могут использоваться просто для художественной выразительности;
  • детали – есть отличия во многих деталях, к примеру, у католиков сверху располагается левая ладошка у изображаемого святого (у православных — правая) нимб в католицизме больше напоминает корону и располагается сверху над головой, а в православии нимб окружает голову полностью и как бы является всепронизывающим свечением.

Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.

Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.

«Святитель Николай Чудотворец»

Образ был создан со знаменитой, особо почитаемой святыни Можайска деревянной скульптуры Николая Чудотворца с мечом. Поэтому в источниках и разговорной речи ее еще называют «Никола Можайский».

На деревянной дощечке, кроме центральной фигуры самого святого, представлен также житийный клейм, отображающий основные чудеса Николая. Храмовый образ толкуется как основного заступника, покровителя и храма и города.

После реставрационных работ, проведенных в середине 90-х годов прошлого века, «Никола Можайский» был возвращен в церковь Сошествия Святого Духа, которая находится в Можайске.

Советуем изучить  Икона «Распятие Иисуса Христа»

11

Католические иконы – признаки реликвий

Условия, в которых формировалась западная ветвь христианства, привели к тому, что икона начала трактоваться не как сакральный предмет, а как иллюстрация к Библии. Сцены из Ветхого либо Нового Завета, благочестивых преданий и житий святых служили инструментами для учения и назидания – изображая их, художники предостерегали людей от ошибок, демонстрируя им пример добродетельного, праведного поведения, стойкости перед соблазнами, спасения от грехов.

Отличие православной иконы от католической хорошо заметно и по стилю работы. В частности, западные реликвии очень реалистичны – в них соблюдаются законы перспективы, композиции и построения фигур. Чтобы получить достоверное изображение, художники пользуются услугами натурщиков – порой они даже копируют лики святых со своих знакомых и покровителей! Кроме того, подобные картины всегда имеют чёткий сюжет – они посвящены конкретному событию либо празднику, или же восхваляют некую ипостась Господа.

Инквизиционная процедура

Инквизиционное расследование было двух типов: общее и индивидуальное. При первом опрашивалась большая часть населения какой-либо местности. При втором определенному человеку делали вызов через кюре. В тех случаях, когда вызванный не являлся, его отлучали от церкви. Человек давал клятву искренне рассказать все, что ему известно о еретиках и ереси. Ход следствия и разбирательства хранили в глубочайшей тайне. Известно, что инквизиторы широко применяли пытки, которые были разрешены Папой Иннокентием IV. Порой их жестокость осуждалась даже светскими властями.

Обвиняемым никогда не сообщали имена свидетелей. Нередко ими были отлученные от церкви, убийцы, воры, клятвопреступники – люди, показания которых не принимали в расчет даже светские суды того времени. Подследственный был лишен права иметь адвоката. Единственной возможной формой защиты была апелляция к Святому Престолу, хотя она формально и запрещалась буллой 1231. Люди, некогда осужденные инквизицией, могли в любой момент снова быть привлечены к ответственности. От расследования не спасала даже смерть. Если виновным признавали уже умершего, то его прах доставали из могилы и сжигали.

Судьба человека

Католическая церковь учит, что люди тяготятся первородным грехом (за исключением Девы Марии), то есть в каждом человеке от рождения имеется зерно Сатаны. Поэтому людям требуется благодать спасения, которое можно получить, живя по вере и совершая хорошие дела. Знание о существовании Бога является, несмотря на людскую греховность, доступным человеческому разуму. Это означает, что люди ответственны за свои действия. Каждый человек любим Богом, но в конце его ожидает Страшный Суд. Особо праведные и богоугодные люди причисляются к Святым (канонизируются). Церковь ведет их список. Процессу канонизации предшествует беатификация (причисление к лику блаженных). В православии также есть культ Святых, однако большинство протестантских течений отвергает его.

Теперь можно говорить об отличиях:

1) Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но  догматически это в православном учении  не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких.

В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Советуем изучить  Молитвы Симеону Верхотурскому

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства. И Символ Веры у католиков и православных один.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.

Видео лекции Догматы Католической Церкви

Чем католичество отличается от англиканства?

Почему католики правы?

Отличие православных и католических икон

Для католиков Божия Матерь Дева Мария – символ чистоты и была зачата непорочно, в конце жизни живой вознесена на небо. Для православных – Она Матерь Божия, зачатая как все люди и почившая, как простые смертные.

Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

Православная икона имеет четко установленный иконописный канон, не допускающий отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы , каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.

Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец.

Главный иконописец выписывает только личное, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой иконописец (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.. На католических иконах руки святых скрещены — левая поверх правой

В православии, наоборот – правая поверх левой. Взор на святых ликах в католических списках удивленный, выпученный, а на православных – глаза смиренно прикрыты и весь лик полон смирения

На католических иконах руки святых скрещены — левая поверх правой. В православии, наоборот – правая поверх левой. Взор на святых ликах в католических списках удивленный, выпученный, а на православных – глаза смиренно прикрыты и весь лик полон смирения.

На иконах католической церкви одеяние Богородицы имеет три цвета, поверх белого накладывается черная мантия. На православных иконах одежды золотые, яркие, подчеркивающие достоинство Божьей Матери, а нимб намного выпуклее и красивее.

Отличительным считается и тот факт, что все подписи на католических иконах пишутся латинскими буквами. Молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне . Она не несет никакого иного дополнительного смысла.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения.

Святыня

Остробрамская икона Божьей Матери

Многие верят, что молитва перед этим изображением способна помочь в самых разных ситуациях:

  • снять проклятие;
  • развеять уныние, овладевшее душой;
  • облегчает состояние депрессии;
  • стабилизирует психику у тех, кто подвержен перепадам настроения;
  • сделает более спокойными младенцев.

И летописи свидетельствуют о многих свершившихся чудесах. О силе почитания говорит тот факт, что до сегодняшнего дня святыня находится на прежнем месте. Не иссякает поток паломников, которые могут подолгу смотреть на небесный лик и молиться о своих горестях небесной заступнице.

Икона Остробрамской Пресвятой Богородицы

Поскольку в сознании многих верующих данный образ является частью Благовещенского, то молиться перед ним можно и небесным силам (ангелам). Считается, что они способны уберечь квартиру от пожара и прочих напастей, уменьшить конфликты в семье. Также ангелы являются прекрасными наставниками в вере, поэтому к ним надо обращаться в те моменты, когда пошатнулась вера.

Иконография

Богородица смиренно сложила руки, как бы в ожидании благой вести. Подобным образом православные держат их перед тем, как подойти к Святой Чаше, чтобы принять в себя Христа.

Лицо выражает кротость, согласие с волей Божией. Считается, что данная композиция раньше содержала еще фигуру Ангела, который принес Деве благую весть. Будущая Мать Господа смиренно слушает, что говорит ей Божий посланник. Но сохранилась лишь часть первоначального замысла древнего мастера.

Советуем изучить  Можно ли простому человеку писать иконы?

С этого образа взята основная композиция «Умиления» — перед своей келейной иконой возносил молитвы хорошо известный Серафим Саровский. В Москве и других городах России часто отождествляют данные иконы, но они разные.

Представители разных религиозных учений находят в лике Пресвятой собственное значение символов:

  • Круг — обозначает жизнь, которая является бесконечной.
  • Полумесяц — символ духовного свободного человека.

Однако, от православной традиции эти трактовки стоят очень далеко. Они рассматривают Богородицу лишь как продолжательницу древних культов, которые практиковали поклонение женщинам-богиням. В православии же существует один Господь, единый в трех лицах, а Богородица не является богиней, а земной Матерью Иисуса Христа.

Богословское значение

Среди всего человечества была найдена лишь одна непорочная Дева, способная полностью и без остатка подчинить свое существо Божией воле. Она знала из Священного Писания, что однажды явится на землю Спаситель.

Юная Мария очень хорошо понимала и знала святые тексты. В душе она прославляла ту девушку, которая сможет стать Матерью Христа. Скромность никогда не дала бы ей подумать, что именно ей выпадет эта честь. Именно такой видит православное церковное предание Богородицу.

Поскольку центром композиции тут является Царица Небесная, иконописцы постарались доступными средствами донести до верующих все величие ее души. Ни один другой образ не может похвастаться красотой одеяний. Жемчуга, золото, серебро, драгоценные камни — все это по праву может носить та, которая оказалась достойна принять в себя самого Иисуса. Платье очень пышное, сделанное из темной ткани — такого не встретишь на других изображениях. Там оно, как правило, очень скромное, темно-красного оттенка (в знак страданий, которые Мария разделила со своим Сыном).

Божия Мать здесь предстает во всем величии, о чем говорит корона, которая венчает ее голову.

В чем помогает

  • О защите детей. Согласно церковному преданию, несколько похищенных чад были возвращены невредимыми. Так через молитву действует Божий промысел.
  • О поиске без вести пропавших родственников. Царица Небесная не только может наставить душу на путь истинный, но и направить к дому тех, кто долгое время находится в отъезде, не присылает о себе известий.
  • О продолжении рода — случается, что самые достойные люди не могут зачать ребенка. В таких случаях надо иметь веру и совершать молитвы.

Казанская икона Божьей матери

Как гласит средневековое предание, «Казанская Богоматерь» была обнаружена на пепелище одной из церквей после пожара 1579 года в Казани. А нашла ее девочка Матрона, которой найти святыню велела, явившаяся во сне Богородица.

Этот образ наиболее почитаем и любим, и во все времена выступает «Великой заступницей России». Кто бы с мечом ни пришел на русскую землю, святое воинство перед значительными сражениями неизменно молилось Казанской Богоматери.

Единственный сохранившийся список, можно лицезреть в иконостасе Казанского собора Санкт-Петербурга.

Редакция most-beauty.ru советуем вам посмотреть на великолепные православные храмы Харбина.

8

«Католическая» икона в православии

Молящаяся Мадонна. Джованни Баттиста Сальви да Сассоферрато. Италия. Между 1650-1685 гг.

— Такой ещё момент. Достаточно стереотипная ситуация, когда икона восточная, православная, противопоставляется иконе западной, «католической». И, тем не менее, у нас есть ряд чудотворных икон, которые либо являются католическими (например, «Барская» икона Богородицы в Киево-Печерской лавре), либо являются репликами, списками с католических икон (например, «Серафимо-Дивеевская» икона Богородицы — на самом деле есть перерисовка Джованни Баттиста Сальви да Сассоферрато). Опять же, «Аз есть с вами, и никтоже на вы». Есть конкретный прототип, откуда этот образ писался. Так или иначе, это западная живопись. Таких икон очень много. Как это можно согласовать?— Во-первых, Бог силен творить чудеса и через камень, и через воду. И если Он даже через грешных людей творит чудеса, то тем более может их творить через почитаемый кем-то образ. Обычно, образ сперва становился известным и почитаемым, а уж потом начинал чудотворить. Как та же «Калужская» икона, где изображена Пресвятая Богородица с книгой, или «Козельщанская»… Но были и иконы, которые с самого начала являлись чудотворными, как, например, «Дубенская», или «Черниговская», или «Казанская» иконы. Почему Господь творит чудеса через иконы сомнительного для православных письма? Очень просто: мы с вами встречаем описания посмертного опыта людей. Одни описывают постоянное познание, блаженство, радость, присутствие Божие, ангельское стояние. Другие говорят, что в Царстве Небесном вкушают с золотых тарелок, серебряными ложками. И где тут неправильный опыт? Думаю, что оба правильные. Хотя мы понимаем, что в обителях Отца нет никакой еды. Спаситель в притче о богаче и бедном Лазаре говорит, что Лазарь находится в лоне Авраама, но не упоминает ни о яствах, ни о питиях. И в Священном Писании говорится, что Царствие Небесное «не ястие и питие» (Послание к Римлянам 14:17). Но человек с низшим духовным развитием оказывается в мире более ему понятном, чтобы в Вечности возрастать в познании Божественной Премудрости и отходить от примитивного принятия Божьего мира.Так и иконография. Кому-то иконы нужны высокого письма, где особые формы изобразительности говорят о Богословии. Кто-то довольствуется полуантичными изображениями с натуралистическими подробностями. И Господь не отлучает от Своей милости ни первых, ни вторых.Люди могут начинать почитать Бога и Его святых, по простоте своей душевной, с образа натуралистичного, живописного. Понятно, что для богослова это чуждо, поскольку икона для него есть инструмент молитвенного созерцания. Но для человека-простеца – почему бы и нет? Ведь он может через живопись умиляться. И это первичное детское состояние даже полезно, для начала.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Днем Николая Чудотворца Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем Без рубрики
0 комментариев

Короткие поздравления с Пасхой Без рубрики
0 комментариев