Почему необходима исповедь перед причастием
Исповедью называют христианское таинство, которое подразумевает покаяние в совершенных грехах перед Господом. Происходит это чаще всего в церкви перед лицом священника, который прощает исповедующегося именем Спасителя. Священник при этом выступает лишь свидетелем искреннего раскаяния прихожанина. При необходимости обряд исповеди может происходить не только в храме. Такие случаи бывают, когда священник отправляется к тяжелобольным или умирающим прихожанам
Важно помнить, что исповедь не ставит целью судилище над согрешившим. Не является она и простой беседой о человеческом несовершенстве или недостатках
Абсолютно неправильно воспринимать ее как обязательную часть обычая, исполняемую бездумно, «на автоматизме».
Исповедь перед причастием необходима кающемуся для очищения души от греха – грязи духовной. Это искреннее покаяние, идущее из глубин сердца, вызванное потребностью сохранения своей души в чистоте. Человек несовершенен, нет никого среди людей, кто сумел бы прожить без единого греха
Поэтому как ни важно отмывать тело от грязи, еще важнее очищать нетленную душу от греха. Такое «омовение» души от накопившейся духовной грязи возможно только в момент исповеди и покаяния перед причастием
Это важно оттого, что грехи, подобно пыли и саже, наслаиваются на душу и отягощают ее. Человек при этом чувствует себя опустошенным, теряет покой и внутреннюю уверенность. Бремя греха порождает состояние беспокойства и раздражительности, несущий его начинает беспричинно наносить обиды своим окружающим. И лишь покаяние способно возвратить чистоту очерненной неблаговидными поступками душе.
В виде исповеди перед причастием и оставления грехов проявляется любовь и милость Божья к слабому, нетвердому в вере человеку, ищущему спасения от прегрешений. Только искреннее покаяние приносит прихожанам ощущение легкости, благодати, обновления мироощущения, избавления от неприемлемых страстей. Суть таинства исповеди – возвращение в ту чистоту, которая была обретена при крещении.
В последнее время все чаще, особенно через разные сайты интернета, звучит совет непременно заранее составить список своих грехов, обязательно отнести его священнику и после того, как он его разорвет, сжечь
На самом деле чрезмерное внимание к деталям, соблюдение внешней «правильности» без духовной прочувствованности происходящего приводят все эти деяния в большей мере к суеверию, чем к покаянию. Святые отцы говорят, что писать такие списки нет необходимости
Исповедь и покаяние должны литься из души, быть по-настоящему искренними, а не превращаться в заранее написанный по образцу и выученный для отчета доклад
Говорить важно о том, что разъедает душу, своими словами, без запутанных туманных фраз и невнятных намеков. Впрочем, и отказываться от написания списка нет причин
Лист, на котором он написан, называют хартией. Его можно взять с собой на исповедь, чтобы справиться со смущением, которое неизбежно наступает, когда человек оказывается перед священником, рядом с Евангелием и распятием. При этом кающийся, находящийся в большом волнении, может забыть о том, что собирался говорить. В таких случаях можно прочитать грехи, записанные в подготовленной хартии.
Грехи против Бога
Нарушением заповеди «Не сотвори себе кумира…» (Исх. 20.4) является чрезмерное увлечение, в котором мы,теряя Бога и себя, всецело предаемся идолу-кумиру, в качестве которого могут выступать , например, музыка, танцы, спорт, деньги, работа, еда, приобретение красивой одежды или мебели, коллекционирование, азартные игры, лица другого пола, собственные дети. <_o3a_p>
Господь еще в Ветхом Завете (Исх. 20.8-10), повелел шесть дней в неделю работать, и делать всякие свои дела, а седьмой день недели и дни больших праздников посвящать Богу. Потому является грехом работа или совершение обыденных дел в воскресенье (день, посвящаемый Богу) и в дни больших праздников. Этот грех может быть и простителен, если работа или дела совершались вынуждено — ведь мы не можем не считаться, например, с другими людьми, гражданским или трудовым законодательством.
Нарушением заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20.7) является поминовение Имени Божьего или Пресвятой Богородицы в бытовых разговорах, в роли междометий для придания им выразительности. Недопустимо также ироническое цитирование отдельных выражений из Священного Писания. Еще хуже — произносить Имя Божие в шутках, в гневе во время ссоры, наряду с ругательствами, оскорблениями или проклятиями.
Поскольку не может один и тот же источник давать благоухание и зловоние, то является безмерно оскверненной, а иногда и кощунственной молитва человека поминающего нечистую силу (чертыхающегося), или произносящего матерщину и другие ругательства. К сожалению, в наше время речь многих людей переполнена такими словами и выражениями. Все это раз и навсегда должно быть исключено из употребления, и не произноситься ни при каких обстоятельствах.<_o3a_p>
Грехом против Бога является также уныние, отсутствие надежды на помощь Божью, и кощунственный ропот (из-за бед и страданий, нас постигших) на Него.
Как готовиться к исповеди
Подготовка к исповеди и само таинство неизбежно вызывают в любом человеке волнение, будь он взрослым или малышом. Особенно велико оно у тех, кто готовится исповедоваться и принять причастие первые
Важно оставить беспокойство и довериться Богу. Храм – его обитель, это не место для порицания и осуждения
Назначение таинства совсем иное. После разговора со священником о душевных тяготах становится легче на душе, уходит мешающая жить негативная энергия.
Начинать готовиться к исповеди важно заранее. Лучше всего почитать наставления духовных отцов, посвященные исповеди и покаянию
Сейчас продается большое количество разнообразных брошюр, рассказывающих, как правильно подготовиться к этим таинствам. Порой в них может встречаться противоречивая информация. Их можно использовать в помощь при подготовке, но не стоит строго следовать лишь только советам таких книг. О предстоящей подготовке, исповеди и следующем за ней причастии можно и нужно поговорить со своим духовным отцом. Можно составить и написать список своих прегрешений, освобожденный от желания возложить вину за свои грехи на других. Важно старательно вести молитвенное правило, кроме обычных молитв в течение дня, утром и перед сном, читать каноны Ангелу Хранителю, Богородице и покаянный канон. Чтобы приступить к исповеди со спокойной совестью, важно попросить прощения у тех, кого довелось обидеть словом или делом, самому простить своих недоброжелателей и обидчиков. В день исповеди нужно соблюдать пост. Отказаться от развлечений, есть лишь постную пищу.
Не поучать
Итак, мы все — живые люди, смотрим по сторонам, замечаем окружающих и их недостатки, с которыми смиряемся или нет. В целом это нормально. Ненормально, когда, видя грехи другого, мы начинаем указывать на них, поучать, назидать — притом, что нас об этом не просят. Это вопрос воспитания и внутреннего такта: если человек не спрашивает, не стоит говорить, прав он или нет.
Есть лишь одна группа людей, которые имеют право указывать другим на недостатки и грехи — это родители
Они не могут себе позволить сказать: «Не буду ничего говорить, а то вдруг обижу!» Если они замечают у ребёнка какие-то грехи и пороки, им стоит обратить на них особое внимание. Родитель обязан это делать, это его ответственность
Сюда можно также добавить учителей, тренеров и всех людей, работающих в сфере воспитания и обучения.
Пример написания грехов на листочке
Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».
Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».
Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».
Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.
Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».
Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».
А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.
Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.
Понудим же себя к покаянию и исповеди, ибо Царствие Небесное силою берется. Господь знает наши грехи и страсти. И если мы будем обращаться к Нему в покаянии постоянно, то постепенно Он уврачует и сами наши греховные привычки. Главное — искренно захотеть оставить наши греховные навыки.
Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).
Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.
Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.
В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.
Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.
В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.
ЧТО ТАКОЕ «ПОСТОЯННЫЕ» ГРЕХИ
Многие верующие, которые часто исповедуются, сталкивались с ситуацией, когда на каждой Исповеди рассказываешь то же самое, что и в прошлый раз. Приходишь к священнику, а сказать то нечего – он уже, возможно, выучил и знает, что ты ему снова скажешь. Таинство становится каким-то холодным и бесчувственным и превращается в формальность.
Этот список, который каждый раз один и тот же, называют «постоянными» грехами. Обычно это незначительные и мелкие грехи, которые просто входят привычку. Мы их совершаем каждый день, не видя ничего плохого. Но тем они и опасны для человека.
Когда кающийся решает исправить свою жизнь, измениться, то, скорее всего, самым сложным будет борьба с этими уже укоренившимися пороками.
Реальный способ сделать Покаяние настоящим и искренним – пытаться раскрутить греховные узлы нашего сердца, отследить причины и следствия всех духовных процессов ума, увидеть связь между мыслями и действиями.
Что нужно сделать, увидев свои грехи?
Фото: Stihi.ru
Человек, пришедший к тому, что ему удалось распознать и осознать собственные грехи, должен делать следующий шаг навстречу к Богу. Именно таким важным шагом является процесс покаяния. Рассказывая о покаянии, стоит упомянуть о том, что нужно искренне сожалеть о своих грехах и не просто покаяться где-то в своем сознании, но и сходить на исповедь. Исповедовав свои грехи и приняв Евхаристию, человек сможет ощутить, что ему стало намного легче, после чего, захочется жить, как истинный христианин.
Разумеется, распознать свои грехи будет непросто, процесс покаяния – это тоже не дело нескольких минут, поэтому стоит набраться терпение, проявить желание увидеть свои грехи и избавиться от них, искренне попросить у Бога, чтобы Он помог с этим справиться.
Греховная природа человека часто берет верх над каждым, но если он не будет сдаваться и пожелает бороться за счастливое будущее с Богом до конца, то сможет получить от Него помощь и начнет постепенно приводить свою жизнь в порядок. Да, если человеку однажды удалось увидеть грехи и покаяться в них, то нельзя говорить, что ему всегда будет это даваться легко, ведь такова человеческая природа и жизнь каждого из нас – это ежедневная борьба. Рассмотреть грехи сложно, а победить их еще тяжелее, но с Божьей помощью возможно все, поэтому стоит надеяться только на Него.
Перечень грехов
В духовной литературе и конкретно в Библии можно найти множество более или менее обширных списков грехов, несколько различающихся по содержанию. Полного перечня, собравшего в себе все возможные прегрешения, не существует. Можно лишь составить перечень грехов, включающий основные, наиболее значимые и распространенные из них. Часто выделяют отдельными списками виды грехов, присущих только мужчинам или лишь женщинам, но большинство прегрешений не имеет пола, носит общечеловеческий характер:
- гордыня;
- злословие;
- неоправданный гнев;
- неискренность;
- корысть;
- нелюбовь к Богу;
- оправдание нечестивых;
- отсутствие веры;
- богохульство;
- излишняя болтливость;
- недоверие Богу, выраженное в страхе перед людьми и обстоятельствами;
- презрение;
- тщеславие;
- обращение к ложному совету, не идущему от Бога;
- стремление к Богу лишь на словах, без веры;
- бесконечные претензии к людям и жизни;
- неблагодарность;
- жестокость к людям и животным;
- предательство;
- творение кумиров;
- осуждение и обсуждение недостатков ближних;
- убийство животных;
- отказ от нерожденного ребенка;
- ревность;
- склонение к аборту;
- хитрость;
- грубость;
- бесконечно жаловаться;
- не быть благодарным и не довольствоваться тем, что имеешь;
- боязнь исповедовать христианство;
- лицемерие;
- участие в раздорах и ссорах;
- озабоченность;
- лжесвидетельство;
- стяжательство, ненасытное стремление к выгоде;
- уныние;
- отказ от участия в христианских таинствах;
- воровство;
- жадность;
- лесть ради выгоды;
- упование на богатство, а не на Бога;
- непочтение к родителям;
- сквернословие;
- сомнение в силе Бога;
- отказ от прощения обидчиков;
- злоупотребление;
- суеверие;
- насилие и рукоприкладство;
- мстительность;
- пьянство и наркомания;
- злопамятство;
- измена мужу или жене;
- хвастовство;
- обман детей и презрение к ним;
- ожесточенность и озлобленность;
- обман;
- занятия оккультизмом;
- взяточничество;
- осуждение;
- отсутствие сострадания;
- зависть;
- мошенничество;
- упрямство;
- вымогательство;
- себялюбие;
- поддаваться искушениям;
- предвзятость;
- невозвращение долгов;
- унижение себя и других;
- вредность;
- отказ от молитв Христу;
- безответственность;
- несмирение перед Божьим наказанием;
- причинение боли душевной и физической;
- обидчивость;
- потакание собственным слабостям;
- несправедливость;
- враждебность;
- неповиновение Божьим заповедям;
- желание зла;
- и др.
Как правильно исповедоваться детям, что говорить батюшке
Если родители сами неверующие или не ведут духовную жизнь, но ребенка хотят воспитать православным верующим, то они могут отвести его в воскресную школу при церкви. И здесь верующие учителя и батюшка научат ребенка православной вере и научат его исповедоваться и причащаться Христовых тайн. Такой ребенок может даже родителей привести к Богу, потому что родители увидят, как их ребенок меняется в лучшую сторону.
Не давая детям общаться с Господом в таинствах Церкви, мы нарушаем евангельскую заповедь «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10;14).
Если родители верующие и участвуют в таинствах, то такому ребенку будет легче в первый раз пойти на исповедь, потому что дети воспитываются примером родителей. Если в семье каждый день или перед сном читают детям Евангелие, то дети знают, что такое покаяние. И Иисус Христос, и Иоанн Креститель проповедовали покаяние для прощения грехов.
А грех — это те поступки и мысли, за которые ребенку стыдно и в которых его обличает совесть. Бесы действуют на детей так же, как и на взрослых и всевают им дурные мысли, заставляют делать дурные поступки. Надо научить ребенка отделять грех от него самого.
И если ребенок поймет это, то можно давать ему в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь и причастие. Можно приучить ребенка следить за собой и записывать грехи, которые он потом понесет на исповедь.
Готовиться можно по десяти заповедям Закона Божия и Евангельским. Можно читать детям душеполезные поучения аввы Дорофея о страхе Божием, о совести; о смиренномудрии; о том, что не должно лгать; о злопамятстве; о том, чтобы не судить ближнего; о том, что надо скорее отсекать страсти, чтобы они не превратились в злой навык души; Сказание о блаженном Досифее (о послушании); и др.
Не нужно исповедовать сразу много грехов, достаточно два, три, четыре самых главных, которые ребенок сам осознает. Нельзя ребенку навязывать исповедь. Родители должны относиться к этому деликатно, чтобы не навредить ребенку. Если ребенок пока не хочет исповедоваться, то нужно подождать и продолжить подготовку.
Родители должны побуждать детей к исповеди. Например, собственным примером учить их, как повиниться перед близкими, перед детьми, попросить у них прощения. Так же надо просить прощения и у Бога на исповеди и дома. Учить детей всех прощать и не таить обиды. Дальше родители должны передать ребенка в руки любящего и внимательного батюшки, который будет главным учителем того, как ребенку каяться.
Родители не должны выпытывать тайну исповеди ребенка и не должны использовать ее в качестве инструмента воспитания. После искренней исповеди и причастия Господь подает ребенку помощь в борьбе с грехом. Сам ребенок не сможет справиться с грехом, ибо Господь сказал: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10;27). А родители должны молиться за детей, это их самая действенная помощь.
Всегда ли грехи других людей, которые мы замечаем, зеркало наших собственных?
Нет, не всегда — хотя правды ради надо заметить, что в той или иной степени в нас есть большинство страстей, присущих человеку. Просто некоторые из них не развиты в значительной степени благодаря тому, как складывалась наша жизнь. Поэтому, когда вы видите чьи бы то ни было грехи, можете не искать в себе такие же, просто осознайте: вы настолько же повреждены грехом, сколько и ваш ближний. Узнайте себя в нём именно в этом смысле.
Не надо думать, что если люди совершают какие-то грехи, то они неисправимы. Я противник пословицы «горбатого могила исправит» и уверен, что при жизни каждый человек имеет возможность измениться. Также не надо осуждать людей за то, что они совершают ошибки: неизвестно, почему они стали их совершать. Не исключено, что, попав в такую же ситуацию, вы бы грешили ничуть не меньше, а то и больше. Так что лучше заняться своей духовной жизнью, чем осуждать других.
В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ
Исповедоваться стоит как можно чаще, а в промежутке между Таинствами непрестанно бороться, приучать себя внимательно относиться к своим действиям, поступкам, словам и мыслям, учиться каяться и молиться.
Пришедшему в храм, стоит помнить о том, что Исповедь – это мольба о прощении перед Самим Господом, а не отчет перед духовником за проделанные проступки. Главное условие действительности совершаемого – раскаяние.
Нельзя ждать покаянного зова сердца, того, что батюшка сам назовет грехи или другой какой-то причины, Покаяние – это подвиг, который возможно достигнуть только самопринуждением.
Перед самим Таинством полезно воздерживаться во всем (в пище, праздных разговорах, ссорах, блудных страстях), больше уделять времени молитве, Богу. Существует практика записывать свои грехи на листочке. Письменная форма помогает не растеряться и ничего не забыть.
Наверное, у каждого верующего есть что-то такое, что переворачивает сознание, напоминает о том, что теряется в суете мирской. У кого-то это записанная проповедь известного священника, у кого-то цитата из книги любимого святого, у кого-то отрывок из Святого Писания. Если у Вас есть возможность, перечитайте этот текст перед Исповедью, обдумайте, вспомните о своем не достоинстве и о милосердии Божьем. С миром в сердце и желанием не грешить приступайте к Великому Таинству.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.
Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.
Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.
Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:
- вера в Господа Иисуса Христа,
- искреннее сокрушение о грехах,
- устное исповедание грехов,
- твердое намерение исправить свою жизнь,
- примирение с ближними,
- надежда на милосердие Божье.
Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.
СПИСОК ГРЕХОВ ДЛЯ МУЖЧИН
Мужчины и женщины мыслят немного по-разному, поэтому не странно, что перечни согрешений отличаются
Если женщины больше чувствительны и уделяют внимание больше порыву сердца к Покаянию. Сильный же пол полагается больше на ум и логику, основное внимание уделяется четкости
Для мужчин можно составить такой примерный список:
- Отрицал существование Бога.
- Пренебрежительность к ближним, их просьбам.
- Рукоблудствовал, воспринимал и поощрял блудные помыслы, измены жене.
- Настаивал на аборте жены.
- Пытался угодить начальнику для повышения, премии или другой выгоды.
- Употреблял бранные слова (маты).
- Упивался до пьянства, объедался.
- Участвовал в драках.
- Бил и унижал в первую очередь членов семьи: жену, детей.
- Не помогал близким.
- Самоутверждался за счет других (унижая, оскорбляя, хвастаясь перед другими).
Учимся любить и молиться
Главное, чему должен научиться православный человек — это отделять грех от грешника. Если мы не умеем говорить о грехе, не обвиняя человека, нам лучше молчать. Это будет проявлением любви, что однозначно важнее, чем осудить человека. Желательно вообще не судить, кто более грешен, кто менее. Спаситель говорил: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:4-5).
Не наша задача — определять меру греховности других людей. Наша задача — проявить к ним любовь. Как это можно сделать? Помолившись! Часто люди думают, что изменить грешного человека можно только нравоучениями или какой-то активной помощью. Если же он от этой помощи отказывается, а нравоучения слушать не хочет, то считается, что помочь больше ничем нельзя. Но это не так: мы можем молиться о нём. Если Господь учит молиться о врагах, то тем более нужно делать это по отношению к тем, кто нам небезразличен. Возносить молитву можно и нужно обо всех — и крещёных, и некрещёных, и иноверцах, и преступниках. Евхаристическое общение совершается только между христианами, но личное обращение к Богу может быть о ком угодно — даже о любимых музыкантах, писателях и актёрах, почему нет? Молитва — это лучшее, что мы можем сделать для тех, кого любим, и тех, кто нас раздражает.
Итак, подытожим. Если вы всё время замечаете грехи других людей, то:
обратите внимание — может быть, вам таким образом показывают, в чём вы сами грешны;
постарайтесь понять, что другой человек точно так же повреждён грехом, как и вы;
постараться выяснить причины, по которым человек грешит — это может быть болезнь, проблемы воспитания, особенности жизненного пути и многое другое;
учитесь отделять грех от человека, старайтесь проявить к ближним если не любовь, то хотя бы понимание;
напомните себе, что пока человек жив, он может стать лучше;
молитесь о тех, чьи грехи вас раздражают, это очень важно и вам, и тому, кто грешит.
Популярное за 7 дней
Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40
Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17
Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07
Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43
Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26
Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17
Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32
24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46
Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50
ГРЕХ, ЕГО ПРИРОДА
Начинающий верующий, имея некие малые победы, стоит на своеобразном распутье дорог. Ему нужно принять решение, как он будет дальше продолжать свой путь: грехи прощены, но страсти еще живы. Необходимо решить – дальше продолжать свой тернистый путь или ублажать себя мыслью, что ты уже многого достиг. Христианин должен помнить, что духовная война для человека будет продолжаться до конца, пока жива плоть.
Враг действует тонко, человек, ищущий комфорта и полного покоя на земле, начинает считать, что чего-то достиг. У него даже появляется воодушевление, внутренние силы, сердце становится горячим во многом. Но этот человек не замечает свои страсти, говоря: «Да, согрешил плохими помыслами, немного обидел кого-то, но, в целом, не сильно я грешен. Так ведь все живут. Зато сколько хорошего я сделал». Возможно, он действительно сделал много добрых дел, даже считает себя отчасти грешным. Но ведет ли это самообольщение к Богу? Зачастую очень трудно распознать, что именно — Благодать или вот такая гордыня наполняет сердце. Тут нужен большой духовный опыт и смирение, которое поможет признать свою неправоту.
Грех, в первую очередь, — это непослушание человека Слову Божьему. Понимание понятия греха – это обязанность каждого верующего, и оно применимо только в религии. Не может достоверно рассуждать о греховности и зле тот, кто отрицает и не признает Господа, то есть Доброту неисчерпаемую.
Человеческая природа склона к греху. Это можно увидеть каждый день, когда перед нами стоит выбор. К примеру, посмотреть фильм или почитать Священное Писание? Сколько людей добросовестно, с большим желанием, выберут Евангелие или Ветхий Завет. Немногие. Такой выбор у нас есть в каждой ситуации: продолжить спор или промолчать, разозлиться и накричать или простить, пойти на богослужение или заниматься своими делами… Сколько раз мы будем выбирать по совести?
Каждый, конечно же, выбирает более комфортный вариант. Такая немощная наша природа. Принимая учение Христа, мы не избавляемся от своего естества. Но у нас появляется поддержка в этой нескончаемой борьбе. Нам даруются силы и желание идти к победе. Этот бесценный дар нужно хранить и применять в жизни.
Как происходит исповедь
Обычно она проходит в утренние часы (до Божественной литургии), во время вечерней службы или после нее. Тем, кто дожидается в очереди к исповедующему священнику, советуют мысленно повторять слова молитвы или припоминать те прегрешения, в которых есть намерение покаяться. Не стоит полагаться лишь на какие-либо «типовые» образцы исповедей
Ведь прегрешения у каждого свои, поэтому, рассказывая о них, важно поступать так, как велит собственная совесть. Только осознание своих грехов и искреннее покаяние могут по-настоящему принести пользу
Важно помнить, что исповедь на самом деле идет живому Богу, незримо присутствующему в храме. Поэтому нужно рассказывать всю правду, не таясь и не искажая событий в свою пользу. Ведь Господь знает о каждом прихожанине и его прегрешениях даже более, чем может предположить человек. Священник же выступает лишь свидетелем. Не стоит стыдиться и остерегаться разглашения рассказанного о грехах. Тайна исповеди сохраняется служителями церкви.
Каноны, которых придерживаются при тайной исповеди в храме
Нет необходимости вспоминать все грехи и прегрешения до мельчайших подробностей, излишне детализировать их. При такой «тщательности» есть риск впасть в другой грех – поиск третьих лиц, на которых захочется возложить вину за собственные прегрешения. Ведь намного легче обвинить в чем-то окружающих, чем признать свою собственную вину.
Рассказывая о своих грехах, лучше их характеризовать кратко, не заостряя внимания на мелких подробностях. Но и не ограничиваться лишь односложными характеристиками. К примеру, богохульничал, сквернословил, злился, жадничал и др
Краткая дополнительная информация поможет священнику дать совет по каждому случаю.
Не стоит начинать свое покаяние с «мелких», «повседневных» прегрешений
Главное внимание важно уделить грехам против Бога и ближних. При этом стоит помнить, что под ближними Евангелие понимает не только членов семьи, но и всех людей, с которыми довелось встретиться в жизни.
В церковь нужно приходить вовремя, к началу службы
Это важно, чтобы услышать общие молитвы, которыми священник предваряет начало исповеди.
На исповеди, проходящей перед причастием, нужно подойти к священнику, осенить себя крестом
С позволения батюшки можно будет перечислить накопившиеся грехи.
После этого священник с молитвой дает разрешение на причащение. В этот момент важно быть готовым к отказу в причащении. Батюшка может отказать прихожанину в причастии для усмирения его страстей. В такой момент чрезвычайно важно не роптать, а принять такой отказ со смирением. Священник может наложить епитимью (ограничение), помогающую справиться с грехом, преодолеть, изжить его.
В завершение исповеди на голову кающегося возлагается епитрахиль. Это символизирует возвращение милости Господней к раскаявшемуся. После этого можно поцеловать распятие и Евангелие, лежащие на аналое.
Что такое общая исповедь
В некоторые дни, к примеру перед большими праздниками, при большом стечении паломников, когда священник не может исповедать каждого из желающих покаяться, в православных храмах проводятся общие исповеди. При этом читается специальный текст, в котором перечисляются наиболее распространенные прегрешения. Верующие, слушающие его, вспоминают свои грехи и искренне каются в них. Завершает таинство разрешительная молитва.
Свой список грехов, ориентированный на десять заповедей, важно мысленно вести и корректировать постоянно, чтобы избежать возвращения к уже осознанным грехам и совершения новых прегрешений. Настоящее покаяние означает перемену в жизни, максимальный отказ от греха
Не менее важно соблюдать регулярность таинства исповеди. По совету святых отцов проводить ее стоит не менее раза в месяц. Это поможет внимательнее и ответственнее относиться к православной вере, Богу, собственной душе и окружающим людям.