Спасение от самоубийства: «Не делай этого!»
Один мой знакомый спивался. Запои были продолжительные. И в одну из пьянок дошел он до страшных мыслей о самоубийстве. Вышел в прихожую накануне задуманного и вдруг видит согбенного старичка с палкой, которой твердо и строго ему говорит: «Не делай это!» И исчез у него на глазах.
Хмель моментально выветрился из головы. Вышел знакомый на улицу и, как он сказал, вместо винного магазина ноги его сами повели в храм. Купил свечу и стал иконы обходит, думая, кому поставить. И вдруг увидел того самого «старичка». Это был Серафим Саровский. Упал перед ним на колени, долго плакал. Молился, благодарил за вразумление и просил помочь бросить пить. С тех пор его жизнь наладилась!
Вера
О мире душевном
Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы вeка сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12).
Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).
Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше житие на небесeх есть (Фил. 3, 20).
Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.
Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго.
Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велерeчие из уст ваших (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно из очесе твоего: и тогда узриши изяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5).
Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумeния ваша о Христe Иисусe (Фил. 4, 7).
Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.
Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозe огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.
Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.
Итак мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш! мир даждь нам (Ис. 26, 12).
Наставления и поучения Серафима Саровского
Великий подвижник земли русской, известный, пожалуй, каждому христианину от царских палат до крестьянской хижины, оставил своим потомкам ценные поучения. До сегодняшнего дня они остаются актуальными и помогают православным людям, ищущим Бога, обрести четкие жизненные ориентиры, ведущих к спасению в жизни вечной.
Икона Серафима Саровского
Вот чему учил богоносный старец:
- «Рай и ад начинаются на земле.»;
- «Суди себя сам, и Господь не осудит.»;
- «Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.»;
- «Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.»;
- «Можно причаститься на земле и остаться не причащённым на Небе.»;
- «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.»;
- «На хлеб и воду еще никто не жаловался.»;
- «Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.»;
- «Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.»;
- «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.»;
- «Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.»;
- «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.»;
- «Смирение может весь мир покорить.»;
- «От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.»;
- «У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.»;
- «Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.»;
- «Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.»;
- «Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.»;
- «Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.»;
- «Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.»;
- «Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы сама эта келия была полна червей, и они бы всю нашу жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо бы терпеть со всяким благодарением, чтобы только не лишиться той небесной радости…»;
- «В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые, суть только средства к стяжанию Духа Божьего.»;
- «Душу надо снабдевать Словом Божиим, ибо Слово Божие есть хлеб ангельский, им же питаются уши, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Божием, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением Слова Божия и, в уединении, прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит дара разумения.»;
- «Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель.»;
- «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией, говоря умом: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго“. Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.»;
- «Как на свет ангела нам грешным нельзя взглянуть, так и бесов видеть ужасно, потому что они гнусны.»;
- «Когда в сердце умиление, то и Бог бывает с нами.»;
- «Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом.»;
- «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…»;
- «Сердце человеческое открыто единому Господу и един лишь Бог Сердцеведец: а приступит человек, и сердце глубоко.»;
- «Страсти истребляются страданиями или произвольными, или посылаемыми Промыслом.»;
- «Только досыта ничего не вкушай, оставь место Святому Духу.»;
- «Царствие Божие заключено в сердце человека.».
Читайте о святом:
- Источник Серафима Саровского в Дивеево
- Праздник Серафима Саровского
- Церковь Серафима Саровского в Кунцеве
Причастниц выписали домой
Декабрь 2017 года. Больница, послеоперационная палата. Появляется новенькая. А у нее с собой книга о чудесах преподобного Серафима Саровского в записях монахов. Эта женщина по вечерам тихо читала, никому не навязывая свою веру. Только однажды спросила у соседок по палате: «Я позвала священника исповедаться и причаститься. Может, кто-то хочет со мной вместе?» Откликнулась лишь молодая девушка. Она сказала, что очень бы хотела причаститься, но не знает, как правильно исповедаться. Рассказала, что месяц уже здесь лечится, и нет улучшения. Потом еще две соседки по палате изъявили желание. Стали мы готовиться, молитвы по молитвослову читать. Из соседней палаты к нам еще одна женщина присоединилась. И бабушка одна заглянула: «Есть что почитать новенького?» Вот мы ей книжку о Серафиме Саровском и отдали.
Утром пришел священник из храма Софии Слуцкой. Исповедал и причастил всех желающих.
А после обеда причастниц всех выписали домой…
Неонила
Против излишней попечительности
Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся нам, по слову Спасителя (Мф. 6, 33).
Лучше для нас презирать то, что не наше, т. е. временное, и преходящее и желать нашего, т. е. нетления и бессмертия. Ибо, когда будем нетленны и бессмертны, тогда удостоимся видимого Богосозерцания подобно Апостолам при Божественнейшем Преображении и приобщимся превыше умного единения с Богом подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими, воскресения сынове суще (Лк. 20, 36).
Все становится несносным
Чувство уныния, которое в свое время испытал и сам св. Серафим, он описывал так:
«Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии.
Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от сего рождается всякое зло… происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселения из места в место. Несносным становится и место жительства, и живущие с ним…
Душа убегает людей, как виновников ее смущения; и не понимает, что причина болезни внутри ее: душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступленною, не может спокойно принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы».
Чтобы преодолеть уныние, святой Серафим советовал обратиться к своему внутреннему «я», искать «смиренномудрие сердца», то есть стараться относиться к происходящему в жизни, ее проблемам как к воле Божией, тихо принимать ее, не гадая мучительно – что, да почему?
А бывает, что уныние возникает от праздности, когда душа не может найти себя, свое настоящее место, дело. Тогда св. Серафим советовал занять себя чем-то добрым и полезным.
«Меня дома нет»
Чиновник из Нижнего Новгорода долго не мог попасть на прием к старцу. Когда он стучался, то преподобный отвечал:
— Меня дома нет, мне не время.
Таким образом он поставил чиновника на место людей, которые приходят к нему на прием по пять раз и долго не могут быть принятыми. Приходящие недоумевают, унывают и раздражаются. Потом святой Серафим пояснил:
– Я говорил вам через двери, что ваши-то люди и говорят приходящим к вам по нуждам своим: “Барина дома нет!”, “Ему не время!” Ведь этим отказом прогневляя ближних, вы прогневляете Самого Бога!
Он принял чиновника радостно и приветливо, а этот урок гость запомнил на всю жизнь.
Тоска по мужу
Анна Петровна Еропкина в 17 лет вышла замуж. Преподобный Серафим ей не советовал этого делать, но она не послушалась. Через три месяца после свадьбы ее муж заболел и умер. Молодая вдова впала в тоску, с каждым днем на душе становилось все темнее, все чаще стали посещать мысли о самовольном уходе из жизни.
Дядя ее уговорил поехать к старцу и все ему рассказать. Св. Серафим понял, что ее терзает не только факт смерти любимого человека, но и то, что он не успел перед смертью причаститься. Старец объяснил Анне, что не всегда те, кто причащаются, оказываются с Богом, и наоборот:
«Не сокрушайся об этом, радость моя, не думаю, что из-за этого одного погибнет его душа. Бог только может нас судить. Бывает иногда так: здесь, на земле, и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!»
Он посоветовал ей молиться за мужа и подавать милостыню. После общения с преподобным тоска оставила ее душу. Со временем Анна приняла монашество.
«Прекрати богомоление, обуйся и сними с себя вериги!»
Однажды к преподобному Серафиму пришел какой-то босой странник из Киева. Св. Серафим в это время жал голыми руками осоку, но, как увидел гостя, прекратил работу и сказал страннику:
— Оставь избранный тобою путь: прекрати богомоление, обуйся и сними с себя вериги!.. Тебе нужно срочно возвратиться домой, без тебя очень тоскуют жена, мать и дети!
Под одеждой странника вериг не было видно, но св. Серафиму и не нужно было видеть, чтобы знать о подвигах, которые нес этот человек, а также об унынии и тоске, в которых пребывали его родные из-за самовзятых подвигов. Предваряя вопрос странника, — чем бы еще богоугодным заняться ему по возвращении домой, старец объяснил:
— Думаю, что весьма хорошо торговать-то хлебом, у меня же есть знакомый купец в Ельце, тебе стоит только прийти к нему поклониться и сказать, что тебя прислал к нему убогий Серафим, он тебя и примет в приказчики.
Позже, рассказывая о встрече с преподобным, странник признался, что действительно раньше торговал хлебом. А потом, чтобы «угодить Богу», бросил семью и стал босиком ходить по монастырям. После разговора с преподобным человек вернулся к своей мере – семье и делу.
Как побороть уныние?
Фото: Pixabay.com
Но и здесь Серафим Саровский знает ответ. Он приводит слова Ефрема Сирина, который говорит, что лекарством от уныния может быть только одно средство – смиренномудрие сердца.
Только эта христианская добродетель, присущая тем людям, которые во всем полагаются на своего Создателя и чувствуют себя его творением, способна победить уныние от бессилия. Стоит лишь признать, что в этом мире все делается по Его Воле и по Его промыслу, как сразу наступает облегчение. Смиренномудрие служит опорой в любых обстоятельствах, при любых человеческих проблемах оно помогает ощущать себя не бессильной песчинкой в потоке, а частью стройной системы, которая состоит из таких песчинок. И Господь не допустит, чтобы выпавшая из созданного им мира крупица, вдруг, разрушила все здание Церкви Христовой.
Серафим Саровский говорит, что для истинно верующего, уныние от бессилия возникает при усталости. Стоит отдохнуть, вспомнить, что на всё Воля Господа, и как будто не было уныния снова появляются силы и желание бороться.
Фото: Flickr.com
А бороться нужно, постоянно трудиться над своей душой и телом. Не давать ни одного шанса скуке, бездушию и нерадению. Начинать стоит с молитвы, чтения Святого Евангелия, Посланий апостольских, Псалтири, творений святых отцов, жития святых.
Именно святые угодники Божии оставили свою жизнь для образца и подражания. Творя добро, они подавали будущим поколениям пример того, как нужно достигать святости, то есть приближаться к Богу. Абсолютная святость для людей недостижима, но постоянное движение по этой дороге и есть путь к вечной жизни.
Нужно постоянно помнить слова преподобного Серафима Саровского:
Популярное за 7 дней
Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40
Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17
Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07
Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43
Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26
Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17
Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32
24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46
Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50
Причина появления уныния
Чтобы найти выход, нужно определить, какой источник навевает уныние на человека. Серафим Саровский ссылался на слова святого Варсонофия, который учил: первый вид уныния возникает от бессилия, а второй вид – от бесов.
Страшное уныние от бесов приходит тогда, когда человек делает какое-то дело. Бесы, желая помешать ему, внушают, что нужно бросить работу, встать, отдохнуть раньше положенного времени. То есть подбивают на то, чтобы не выполнить, что должно сделать.
Чувствуя в себе подобное желание, нужно начать молиться и терпеливо продолжать работу, чтобы не нарушить свой долг
И не важно, что это – учеба, молитва, работа в огороде, мытье посуды — нужно обязательно довести дело до конца с молитвой. Это и будет победа над бесами
Фото: Flickr.com
С каким торжеством потом можно смотреть на плоды своего труда и испытывать истинное чувство победы над нечистым. А если пойти на поводу у бесов, то результат не порадует, а уныние поселится в душе, разрастаясь и доводя до самоуничтожения. И если в первый раз это чувство выглядит, лишь, как недовольство собой, то потом оно становится все глубже, шире и приводит к депрессии и унынию.
Уныние от бессилия приводит к тому же, но возникает оно от того, что человек не ищет спасения и поддается духу безнадежности. Как же избавиться от него, когда обстоятельства складываются самым неблагоприятным образом? Кажется, что весь мир и силы природы ополчились против человека! И преодолеть время и расстояние не получится ни при каких обстоятельствах. Непреодолимые причины – говорим мы. Уныние рождается от малодушия, вызывающего в человеке множество искушений. Это раздражение, жалобы на жизнь, хула, превратные мысли, постоянное перемещение с места на место в поисках лучшей доли.
Вразумление за неблагоговение
У моей свекрови долгое время стоял подаренный рулон с напечатанными, но не освященными бумажными иконками Серафима Саровского. Надо было его в храм отдать, да руки не доходили.
И как-то затеяла моя вторая мама ремонт: стала переклеивать обои. А под обои для намазывания на них клея на пол подстелила тот самый рулон с иконками Серафима Саровского. Мне бы вмешаться и сказать, что так делать нельзя – использовать для хозяйственных нужд бумагу с изображением святых, – но увы, смалодушничала тогда.
И тут вижу, бежит мой маленький сынишка к бабушке и ножками по рулону с ликами. Я его и подхватить на руки не успела. С тех пор начались у сына проблемы с ногами и боли. Обошли много врачей, долго лечились. До трех лет я его в коляске возила. Люди не понимали, смеялись. А сынок не мог долго ходить – болели ножки. Осознала я всё. Много молилась, просила прощения у святого, и сыночку стало лучше. Простил нас отец Серафим.
Для меня это наука на всю оставшуюся жизнь и детям-внукам назидание – благоговейно чтить любые лики Господа и святых, даже если это и не иконы, а просто их изображения.
Исцеление женского недуга
Больше года я мучилась маточными кровотечениями. Была гинекологическая операция, но легче не становилось: кровотечения продолжались из-за эндометрия, который разросся до 27 мм. Врач назначила лекарства, но они не помогали.
Измучившись и отчаявшись, стала молиться к отцу Сарафиму Саровскому, хотя поначалу стыдилась просить святого о чисто женской проблеме. Помазалась святым маслом, прочитала молитву. И эндометрий стал отторгаться!
Потом, попав к более опытному гинекологу, я узнала, что еще при разрастании эндометрия до 17-19 мм лекарства помогают, а если более – нужна только операция. Когда я поведала о том, что произошло со мной, доктор была очень удивлена.
Так батюшка Серафим вылечил меня.
Ольга
О любви к Богу
Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь.
Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.
Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.
Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину.
Если свеча падала
Старец чувствовал состояние души человека, который принес свечу. Если свеча падала, значит, человек сильно унывал или решился на серьезный грех. Тогда старец становился на колени и молился. Горя-то у всех своего было достаточно: не хватало только тепла Божия. И св. Серафим утешал. Когда он жил и принимал народ в монастыре, многие монахи возмущались, что приходящие нарушают тишину, правила, отвлекают от молитвы. Старец на все претензии отвечал:
— Положим, что я затворю двери моей кельи. Приходящие к ней, нуждаясь в слове утешения, будут заклинать меня Богом отворить двери и, не получив от меня ответа, с печалию пойдут домой… Какое оправдание я могу принести Богу на Страшном суде Его?
О попечении о душе
Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою или что даст человeк измeну за душу свою (Мк. 8, 36; Мф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом?
Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих.
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа.
Это интересно: Николо-Архангельское кладбище — расписываем по порядку
Иконы и картины
Чудесное спасение после падения с колокольни
Во время болезни
Мать благословляет Прохора в монастырь
Старец Досифей благословляет Прохора в Саровскую пустынь
Прохор подходит к Саровской пустыни
Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме
Нападение разбойников на преподобного Серафима
Преподобный Серафим, молящийся на камне
Посещение Серафима Александром I
Кормление медведя
Преподобный Серафим в Ближней пустынке
Преподобный Серафим в Дальней пустынке
Основание Мельничной общины
Преподобный Серафим благословляет людей
Хождение Серафима
Батюшка Серафим копает Канавку
Явление преподобному Серафиму Божией Матери
Предсмертное моление
Чтение псалтири у гроба Преподобного
Видение Глинскому игумену Филарету души преп. Серафима, возносимой на небо ангелами
Погребение преподобного Серафима
Статьи и воспоминания
Всемирный светильник. Митрополит Вениамин (Федченков) о преподобном Серафиме Саровском.
Мы видим, что такое христианство, в образе преподобного Серафима. Статья Алексея Ильича Осипова, профессора Московской Духовной Академии.
Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского, известное с детства каждому православному человеку.
Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Пишет Н. Аксакова.
По святым местам Дивеево. Описание Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Среди лета запоют Пасху. Проповедь о преподобном Серафиме святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), произнесенная в 1928 году.
Проповедь о преподобном Серафиме Саровском архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Малинка. Чудеса преподобного Серафима Саровского. Отрывок из книги митрополита Вениамина Федченкова.
Выжила при пожаре
Батюшка Серафим помогал мне многократно. Но один случай хотелось бы выделить особо.
Произошел он на святителя Василия Великого – 14 января. Из-за короткого замыкания в гирлянде вспыхнула елка. Возле нее иконы с рушниками, на мне пуховой платок. Я испугалась, растерялась, не знала, что предпринять. А огонь уже разгорелся до потолка. Хотела елку до ванной донести и потушить, но не донесла. Вспыхнули на мне волосы, горели лицо и руки. Выронила на пороге в ванную. Рядом висела верхняя одежда, я схватила пальто и стала тушить им елку. Удивительно, что на мне не вспыхнула одежда, хотя я была объята огнем. И целы остались иконы рядом с елкой – преподобного Серафима и Амфилохия Почаевского! Они и спасли меня!
Ирина
Легко исповедалась!
Вспоминается история, очевидцем которой я стала. Назначили нам новую казначею в храм. А она была далека от веры. Но регулярно водила маленькую больную внучку причащаться, а сама к таинствам не готова была подойти.
Как-то прихожане храма собрались в паломничество в Дивеево. По дороге к Иверскому источнику вдруг казначея говорит: «Пока внучку ждала, так хорошо с батюшкой на исповеди побеседовала…» Вы помните свои первые исповеди? Они так непросты. А здесь новоначальной христианке так все легко далось – «поговорила хорошо».
Но окунаться в источнике отказалась. Однако подойдя к купальне, вдруг решительно направилась к воде. А потом сама удивлялась: я ведь не хотела, боялась – и как решилась?!
Дивны молитвы твои, отче Серафиме.
И.С.
Все будем немножко болеть
Часто до уныния доводит долгая болезнь или сильная боль – здесь и до отчаяния недалеко. Сестра Мария из Дивеева вспоминала: «Однажды, глухая и слабая, вдруг вижу, что в келье сделалось светло. Входит батюшка Серафим и говорит:
— Ну вот, матушка, слезы и вопли твои заставили меня прийти к тебе: ты больна и ни в чем не находишь утешения; и вот я пришел.
Он взял обеими руками мою больную голову, приподнял и перекрестил ее.
– Ну вот, матушка, – сказал он, – я, собственно, для тебя и приходил, чтобы исцелить тебя. Головке будет легче, но совсем не выздоровеет.
– Да как же, батюшка, – говорю, – нет, уж исцели до конца.
А он в ответ:
– Нет, матушка, не на пользу нам. Все будет немножко болеть.
После этого явления ко мне батюшки я стала видимо поправляться: голова прошла, но изредка болела».
Как относиться к родным и близким?
С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. В отношении к ближним должны мы быть, как и словом, так и мыслью, чисты и во всем равны, иначе нашу жизнь сделаем бесполезной. Не должно быть в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его, следуя учению Господа: «Любите врагов ваша, добро творите ненавидящим вас».
Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать себя самих. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и тогда перестанешь осуждать других. Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.
В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божья: «Аще не отпускаете человекам согрешения их, то и отец ваш Небесный не отпустит согрешений ваших».