СОДЕРЖАНИЕ
0
0
06 февраля 2020

Состав и символика

По Типикону на всенощном бдении должно быть:

  • малый колокольный звон,
  • девятый час,
  • Малая вечерня,
  • великий колокольный звон, во время которого звонарь не спеша должен полностью пропеть самую большую 17-ю кафизму (Пс. ). Если же звонарь не знает наизусть столь большой текст, то его дозволяется заменить 12-кратным повторением покаянного Псалма 50,
  • зажжение лампад,
  • ещё один звон («клепание во вся кампа́ны»),
  • поставление горящей свещи в насвещнице прямо царских врат,
  • иерей творит поклоны предстоятелю (настоятелю монастыря, который в древние времена мог даже не иметь священного сана, его кресло — у передней правой колонны в храме), Святым вратам, обоим ликам (обоим хорам певчих) и сидящим братьям, входит в алтарь, возлагает на себя епитрахиль, творит молитву кадила, молча кадит весь алтарь, отворив Святые двери исходит,
  • Диакон со священником среди храма должен громко возгласить: «Восста́ните!»,
  • иерей продолжает кадить иконостас, предстоятеля, певчих на клиросах, ему предходит пономарь с горящей свечой (в древности, когда ещё не было электрического освещения, в тёмных храмах приходилось подсвечивать путь), следуют и в притвор, где кадят каждого («по чи́ну») брата,
  • иерей, став среди церкви лицом к востоку, возглашает: «Господи благослови!», кадит иконы и предстоятеля, входит в алтарь, трижды перед престолом кадилом крестообразно знаменует и возглашает:
Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

предстоятель или екклисиарх (ближайший помощник настоятеля монастыря — благочинный монастыря, эконом, церковный староста) начинает:

Аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. низким и тихим гласом. Таже второе мало повышше: Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Паки третие вышшим гласом, сице: Приидите поклонимся и припадем самому Христу Цареви и Богу нашему. Таже особне: Приидите, поклонимся, и припадем Ему.
  • предстоятель или екклисиарх тотчас должен начать вышшим гласом Псалом 103 на глас осмый: «Благослови душе моя Господа,..», не скоро, и со сладкопением, с поющей и прочей братией. Припев: «Благословен еси Господи». Та же вторый певец праваго лика: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело: благословен еси Господи» легко со гласом соглашающим и прочим братиям с ними. Иерей же с пономарём, изшед из алтаря, и сотворив три поклона пред святыми дверьми, творят поклон предстоятелю и на оба лика и идут на свои места.
  • псалом 103 должно петь со многочисленными повторениями и вставками. Согласно с этим на Афоне, по описанию архимандрита Антонина (от 1859 года), предначинательный псалом на бдении исполняется следующим образом:
  • в конце пения псалма 103 иерей становится перед Царскими вратами и тайно глаголет светильничные молитвы,
  • великая ектения,
  • кафизма с малыми ектениями есть не всегда. Псалом 1 с первым антифоном должно петь на 8-й глас, а 2-й и 3-й — на глас дня,
  • «Господи воззвах…» (Пс.  и Пс. ) со стихирами, вход с кадилом, «Свете тихий…», прокимен со стихами,
  • диакон произносит сугубую ектению,
  • «Сподоби Господи…»,
  • просительная ектения,
  • лития в притворе храма,
  • стихиры стиховные. Духовенство входит в храм,
  • «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш,..»,
  • пение «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,..» или тропаря праздника,
  • благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея,
  • псалом 33 (Пс. ),
  • иерей: «Благословение Господне на вас,..»,
  • чтения апостольских посланий и святоотеческих поучений. Чтения должны совершаться:
  1. после литии, когда вкушаются благословлёные хлеба и вино,
  2. после каждой кафизмы на утрени,
  3. после ипакои,
  4. после 3-й песни канона,
  5. после 6-й песни канона,
  6. перед 1-м часом,
  7. после запричастного стиха и
  8. во время чина о панагии.
  • полиелейная утреня,
  • первый час,
  • третий час,
  • шестой час,
  • Литургия и
  • чин о панагии.

Символика службы — история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной: воспоминание библейских событий, ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, возгрева́ние покаянных чувств.

Отличительные признаки великой вечерни в составе бдения:

 — начинается не с обычного возгласа «Благословен Бог наш,..», а с возгласа начала утрени «Слава Святей,..»;
 — предначинательный псалом 103-й не читается, а поётся и сопровождается каждением всего храма;
 — по просительной ектении — лития и благословение хлебов.

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопса́лмия (а не с двупса́лмия). По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила (лампады) святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении и на каждом полиелее.

Магизм

К сожалению, в наше время есть немало людей, далеких от Церкви, с магическим отношением к молитве, т.е. когда практикуется вычитывание «правильных» (на самом деле неправославных) молитв да еще и в определенном количестве. Когда к таким людям попадает текст некой редкой и таинственной молитвы, у них возникает убежденность, что благодаря ей все дела пойдут в гору и болезни пройдут, и муж завяжет с алкоголем, и дети станут прилежнее учиться.

Было немало примеров святых отцов, которые молились по ночам, чтобы предотвратить какое-нибудь бедствие или ради спасения кого-то. Молитва при этом могла быть самой простой, например, «Господи, помилуй!». Святой произносил только слова или себя целиком обращал к Богу? Настоящий молитвенный труд тяжкий, это как пот кровавый проливать, тут не дело только в часто повторяемых словах.

Притча о немилосердном должнике

Фото: Voskr.orthpatr.ru

Царь решил собрать долги со своих подданных. И один из должников пришел к царю и не смог выплатить свой долг. Тогда правитель повелел продать его вместе со всей семьей и имуществом и заплатить долг. Человек взмолился перед милосердным царем и тот даровал ему прощение. Когда же он вышел из дворца, то встретил товарища своего, который был должен ему небольшую сумму. И тот взмолился перед ним: «Потерпи, я верну тебе деньги немного позже». Но мольбы о прощении не подействовали, он был отправлен в тюрьму. Царю доложили об этой ситуации. Он разгневался, призвал своего раба и сказал ему: «Я простил тебя, так и ты должен был поступить в отношении того человека. Теперь же тебя ждет суровое наказание».

Значение притчи

Подобно этому царю, Бог обладает милосердием и человеколюбием, верит в человеческое раскаяние и может простить даже тяжкий грех. Человек из притчи, получив прощение, не простил своего товарища, и даже не позволил ему выплатить долг позднее. Ангелы, следящие за миропорядком, донесли об этом Господу. И он наказал своего раба из человеколюбия, чтобы показать, что не он (Бог) является причиной его несчастий, а лишь то, что человек отверг божественный дар. Наказание прощенного, но повторно согрешившего человека, наступает не только за новый грех, но и за все предыдущие.

Что необходимо?

Для того чтобы пара могла повенчаться, необходимо пройти довольно долгий путь. Сначала пара должна прийти в церковь на беседу. Данная процедура позволит уяснить все вопросы организационного характера, а также узнать ответы на вопросы о семейных взаимоотношениях с религиозной точки зрения.

В рамках беседы задается ряд обязательных вопросов о том, есть ли у молодых официальный документ из ЗАГСа или они только еще собираются связать себя узами брака. Если пара хочет только обвенчаться, но не желает ставить штамп в паспорте, то священнослужитель может расценить это как безответственность к созданию новой семьи. Если же молодые хотят повенчаться в один день с регистрацией, то представитель церкви благословит их на священное Таинство.

Молодожены должны будут искренне ответить, желают ли они оба венчаться и не делают ли этого по принуждению. Если из разговора выяснится, что один из супругов не хочет венчаться, а пришел в храм только из-за желания второй половинки, в совершении таинства будет отказано.

Конечно, все эти вопросы задаются священником не из праздного любопытства, он должен быть уверен в осознанном решении молодоженов провести венчальный обряд. В свою очередь, молодые тоже могут подготовить для представителя церкви вопросы, чтобы разъяснить определенные моменты. Обычно это связано с расспросами о содержании обряда, количестве времени, которое понадобится для его проведения, о том, что нужно надеть, можно ли фотографировать и снимать обряд на видео.

READ  Поздравления с троицей

После назначения числа и времени венчания необходимо подготовить все атрибуты:

  • официальное свидетельство из ЗАГСа;
  • кольца;
  • свечи;
  • крестики;
  • большое белое полотенце;
  • иконы Спасителя и Богоматери;
  • рушник.

Незадолго до венчального обряда молодые должны придерживаться поста, исповедоваться и причаститься, чтобы вступать в духовный брак, очистившись от всего дурного. За сутки до таинства нельзя принимать пищу, курить, пить крепкие напитки, вступать в сексуальные отношения.

Образ невесты на церемонии венчания должен быть скромным. Длинное белое платье простого кроя, платок или фата, удобная обувь, отсутствие косметики.

Само венчание делится на 2 этапа: обручение и обряд. Раньше эти этапы проводились в разные дни, но сегодня они стали частями одной церемонии. Сначала молодожены становятся на свои места. На специальном блюде священник приносит венчальные кольца. Священник зажигает приготовленные свечи и встает перед молодыми.

Супруги должны трижды обменяться кольцами. После этого обряда – надеть свое. Священнослужитель, держа в руках венец жениха, осеняет последнего крестным знаменем, после чего жених должен поцеловать изображение Спасителя на своем венце. Венец возлагается на голову. Та же самая процедура проводится и с невестой, только в изображении на венце невесты – Богоматерь.

Венцы на протяжении всей церемонии держат свидетели. Хотя эти священные атрибуты легкие, руки быстро затекают.

Священник преподносит молодым чашу с вином, освященную крестным знаменем. Жених и невеста вкушают его трижды по очереди. Первым делает глоток жених. Общая чаша является символом единой судьбы.

Священник берет супругов за руки и соединяет их, трижды они проходят вокруг аналоя. Дойдя до царских врат, молодые останавливаются: жених целует образ Иисуса Христа, его супруга – Богоматери, потом молодые меняются местами. Дальше каждый по очереди целует крест, протянутый священнослужителем. Молодым даются иконы Иисуса Христа и Богородицы, которые необходимо повесить над кроватью.

Священник произносит многолетие для молодых. Присутствующие поздравляют.

После окончания обряда супруги получают церковное свидетельство. Юридической силы данный документ не имеет.

Союз повенчанных закреплен самим Господом Богом, поэтому попытки посторонних людей разрушить брак потерпят фиаско, а сами люди будут подвергнуты череде жизненных неудач.

О том, можно ли венчаться без регистрации брака в ЗАГСе, смотрите в следующем видео.

История семисвечника — Меноры

Согласно книге Шмот (Исход) , золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы
Менора
был создан во время строительства Переносного Храма — Мишкана (он же Скиния Завета
). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон , каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило . Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей (Млахим I, 7:29
), в Первом Храме — Храме царя Шломо — было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу — незадолго до разрушения Первого Храма — Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем — и золотую Менору.

В Мишне (трактат Хагига, 3:8
) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира»
), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Из «Патерика». Слово 12

Брат спросил некоего старца о хульных помыслах, говоря: «Опечалена, отче, душа моя лукавым бесом хульным, но сотвори милость, скажи мне, откуда появляются хульные помыслы и что мне делать?»

Старец ответил: «Хульный помысл происходит от оклеветания, от укора и осуждения, от лености и своеволия, и от гордости. Вот откуда появляются в мыслях хулы. Если человек не сопротивляется им смирением и уничижением самого себя, то пребудет окаянная душа его в злобе, в бесе блудном или в исступлении ума».

Часто укорять себя пред Богом, смиряться, не осуждать – вот что сильно для отгнания хульных помыслов.

Протоиерей Александр Мень

В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с нами.

Когда мы поднимаем чашу и хлеб на престоле в Церкви, это значит, что Христос приходит вновь и снова наступает ночь Тайной Вечери. Он соединяет нас между собой и соединяет с Самим Собой. Таинство трапезы — это таинство единства с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».

Из книги: «Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей», Москва, 1999

Мечтательность

Святые отцы предостерегают от стремлений во время молитвы к откровениям, высоким духовным состояниям, сладостным чувствам и мечтательности, которые так популярны в восточных культах и у католиков. В Православии подобные состояния опасны тем, что они могут вовлечь человека в «духовную прелесть», или «прельщенность», что означает:

  • Принятие демонического воздействия или собственных фантазий за божественное, и как следствие второй пункт;
  • Представление о том, что достиг определенной степени чистоты или праведности.

В православном понимании молитва должна быть трезвенной, без представлений образов святых или ангелов в воображении.

Меры предосторожности:

  • Грешнику святые являться вряд ли могут. По утверждению святых отцов, человек, не очищенный от страстей и не стяжавший христианского смирения, не способен воспринимать общение со святыми.
  • Перекреститесь сами и перекрестите явившийся вам образ, затем попросите его прочитать Иисусову молитву. Святой не обидится от этой просьбы, а наоборот похвалит за рассудительность. Демоны же неспособны прочитать внятно эту молитву, они непременно ее начнут коверкать или не смогут произнести до конца.

Примеры:

Преподобному Никите было явление демона в образе ангела. Святой не распознал обмана и поклонился такому «ангелу»

После этого Никита долгое время пребывал в «прелести» и в повиновении нечистому духу, пока, наконец, по молитвам монахов он не освободился от демонического воздействия.
К святому Исаакию ночью во время молитвенного бдения явились демоны в обличии ангелов, которым он поклонился, забыв о мерах предосторожности. Бесы тогда возымели над ним власть и заставили его плясать до потери сознания

Святой долгое время после случившегося не мог ни пошевелиться, ни говорить, ни слышать, ни вкушать пищи. По молитвам преп. Феодосия он спустя какое-то время пришел в себя и искренне покаялся.

Притча о блудном сыне

Фото: Flickr.com

Об искреннем раскаянии и божьем всепрощении говорится в притче о блудном сыне. Жил был человек, и было у него два сына. Однажды младший сын попросил отца дать ему во владение часть поместья. Отец согласился и разделил землю между братьями. Получив собственность, младший брат отправился в дальние края, где расточил все свое состояние, предаваясь грешным утехам. Претерпев много бед, он раскаялся в содеянном и решил вернуться к отцу, чтобы во искупление грехов стать слугой в доме. Отец издали заметил блудного сына, подбежал к нему и обнял. Тут же он повелел слугам принести лучшую одежду и устроить праздник. «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

READ  Молитва чтобы уснуть взрослому человеку

Значение притчи

Отцу никто не сообщил о прибытии сына. Он стоял и ждал, внимательно всматриваясь в горизонт, и первым увидел своего ребенка. С такой же внимательностью и Бог следит за своими детьми. Блудный сын раскаялся и был готов стать слугой в доме отца. Но после исповеди отец прервал его, он бы никогда не допустил, чтобы его сын стал слугой. Он повелел принести лучшие одежды и устроить пир. Так и на небесах одному раскаявшемуся грешнику радуются больше, чем сотне праведников, не нуждающихся в покаянии.

Святые отцы об осуждении

«Грех осуждения так противен Богу, что Он отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою». (свт. Игнатий (Брянчанинов))

«Всякому надо себя знать, и не чужие, но свои пороки замечать и очищать. Падающему сострадать духом любви, и от его падения самому вести себя осторожнее. Молиться милосердному Богу, чтобы восставил падшего и обратил заблудшего, а тебе не попустил впасть в те же пороки. Помнить, что за осуждение ближнего сам судим будешь, по слову Христову (Мф. 7:1). Беречься от непотребных разговоров, на которых пересуживают людей. Удаляться от тех, кто имеет злую привычку осуждать других. Имеющим эту злую привычку нужно молиться Господу: «Положи, Господи, охрану устам моим» (Пс. 140:3)». (свт. Тихон Задонский)

«Один брат спросил авву Пимена: как может человек достичь того, чтобы не говорить плохо о ближнем? Старец сказал: «Мы и братия наши как две картины. Если человек видит свои недостатки, то брат кажется ему совершенным, а если сам он кажется себе совершенным, то брата считает недостойным»». (Достопамятные сказания)

«Христианин подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем грех». (прп. Иоанн Кассиан)

«Если увидишь, что брат грешит, и на другое утро встретишься с ним, не считай его в мыслях грешником. Может быть, когда ты ушел от него, он сделал после падения что-нибудь доброе и умилостивил Господа молитвами и слезами». (прп. Ефрем Сирин)

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим как причаститься в церкви. После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу — неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека — выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.

Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку — нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать молитвы к причастию – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.

4. О посте

838. Что такое пост?

Обыкновенный пост это воздержание от мяса, молочных продуктов и яиц; строгий же пост заключается в том, что в один из дней из любви к Богу мы отказываемся от какой бы то ни было пищи вообще, или, по крайней мере, частично.

839. Почему мы постимся?

Мы постимся потому, что Сам Господь Иисус Христос постился и установил необходимость поста.

840. Какой смысл поста?

Смысл поста следующий:

1) чтобы побороть все наши телесные слабости и научиться воздержанию;

2) чтобы самих себя наказать за свои грехи с целью покаяния;

3) чтобы духовно сосредоточиться в молитве и подготовиться к принятию Св. Таин и к прославлению великих праздников.

841. Какая продолжительность постов?

По продолжительности посты бывают однодневные и многодневные.

842. Какие посты однодневные?

Однодневные посты:

1) накануне праздника Богоявления, или Крещения Господня (5 января);

2) в день усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа);

3) в день Воздвижения Креста Господня (14 сентября);

4) в течение всего года в среду и пятницу.

843. Почему мы постимся по средам?

Мы постимся по средам потому, что в этот день Иуда предал Христа.

844. Почему мы постимся по пятницам?

По пятницам мы постимся потому, что в этот день Христос умер за нас на Кресте.

845. В какие седмицы (недели) среда и пятница не являются постными днями?

Среда и пятница не являются постными днями:

1) в седмицу перед Неделей мытаря и фарисея;

2) в седмицу после праздника Воскресения Христова;

3) в седмицу после Троицы;

4) от Рождества Христова до 4 января.

846. Какие посты бывают многодневными?

Следующие посты многодневные:

1. Рождественский, или Филипповский, пост от 15 ноября до Рождества Христова.

2. Великий пост начинается с понедельника по Неделе сыропустной до Пасхальной заутрени.

3. Петровский пост начинается с понедельника после Недели всех святых, т. е. после первого воскресения по Пятидесятнице до 28 июня включительно.

READ  Псалом 29 - слушать и читать текст. толкование

4. Успенский пост перед праздником Успения Божьей Матери, от 1 до 14 августа включительно.

Пояснения:

1. Если в наше время люди почти не постятся, это означает большой упадок веры. Христос строго постился, прежде чем начал Свое искупительное служение; сделал же Он это потому, чтобы показать нам пример, так как пост не имел для Него такого значения, как для нас. Постились также апостолы и первые христиане (Деян.13:3). Христос настаивал на необходимости молитвы и поста и пояснил, что много великих и необыкновенных дел можно совершить только молитвой и постом (Мф.17:21). Истинные христиане, следуя примеру Христа, с любовью и добросовестно во все времена сохраняли и сохраняют посты. Так, Ян Амос Коменский в своем Символе веры придавал большое значение постам. Возобновление постов не только желательно, но и необходимо, и если это совершится, то это будет означать, что вера в сердцах людей воскресает. Присоединитесь к тем, кто посты соблюдает. Пост является могучим средством христианской дисциплины для укрепления силы воли, для победы над своими привычками и для духовного усовершенствования.

2. Посты полезны для здоровья. Доктора часто предписывают воздерживаться от некоторых яств. В Православной Церкви постная еда состоит, главным образом, из хлеба, из мучной еды, из овощей и фруктов. Известно, что овощи и фрукты содержат в себе много витаминов, так что тело, лишенное приятной и питательной мясной еды, не страдает от этого.

3. Во время поста необходимо также преодолевать свои скверные привычки, страсти, гнев, ненависть, неприязнь, а также воздерживаться от увеселений, в особенности от танцев, и не устраивать никаких свадебных торжеств.

4. Духовное установление может по важным причинам, касающимся здоровья, пост отдельным лицам сократить или совсем этих лиц от поста освободить.

5. Некоторые христиане накануне Крещения и в страстную пятницу совсем не принимают пищи, в особенности этот благочестивый обычай был распространен в первые времена христианства.

6. Некоторые люди смеются над постами и говорят, что Церковь запрещает определенную пищу, считая ее нечистой. Это не правда. Церковь никакую еду не считает нечистой. Мы воздерживаемся от некоторой еды не потому, что она нечиста, а чтобы следовать Господу Иисусу Христу и по мотивам, указанным в вопросе 840.

7. Рыба с первых времен христианских считается постной пищей, однако в православных монастырях рыбу разрешено есть только иногда, в некоторые особые дни.

Образец

Господь просит нас быть немногословными в наших молитвенных прошениях: «Не говорите лишнего, когда молитесь…» (Матф. 6 глава)

Когда апостолы просили Христа научить их правильной молитве, Он им передал «Отче наш». Несмотря на всю ее простоту и краткость, в ней есть все то, о чем нужно просить у Бога. В строках «хлеб наш насущный» следует понимать пищу вообще, в «избави от лукавого» – просьбу сохранить от всякого зла, конфликтов, ссор, нападок и искушений.

Св. Иоанн Златоуст утверждал, что «Отче наш» – это образец молитвы и что Богу угодны не обилие слов, а бдительность души. На основе этой молитвы не возбраняется молиться собственными словами. Как говорил св. Василий Великий, порядок молитвословий должен быть при этом таким:

  • Прославление Бога;
  • Благодарение за все благодеяния Божии;
  • Исповедание своих грехов;
  • Испрашивание благопотребного для себя, но более всего того, что необходимо для спасения души.

Из книги «Мир с Богом человеку». Часть III, глава 5

Необходимо знать, что хульные помыслы происходят не от человека, но наносятся исключительно дьяволом, и человеку надлежит побеждать их презрением, считая их за ничто, как бы за некие призрачные страшилища, а не за какие-то истинные бедствия. Человеку можно утешать себя примерами святых, ибо многие святые терпели такие скверные хуления, однако же они не были лишены святости и не были отторгнуты от благодати Господней.

Так и всякий человек, терпя такие же страдания, не должен ни малодушествовать, ни скорбеть, ибо он не соизволяет на них. И хотя бы кому и казалось, что он соизволяет, но если сам в себе он уверен, что ненавидит и не хочет злых мыслей, следовательно, нет соизволения, и пусть он будет вполне беспечален. Пусть не скорбит человек об угнетающих его хульных мыслях, ибо если он восскорбит, то возрадуется о нем враг его, дьявол, который с тем намерением и наносит человеку хульные мысли, чтобы ими его опечалить и смутить. И когда увидит дьявол человека смущенным и опечаленным, тогда радуется, а если человек презирает те хульные мысли, не печалится о них и даже смеется над ними, тогда посрамленный дьявол убегает.

Итак, не следует человеку смущаться и отчаиваться в том, что на него находят помышления хульные, ибо за это терпение его ожидает венец.

Вопрос. От чего рождаются хульные помыслы?

Ответ. «От гордости, – говорит Лествичник. – В гордых сердцах рождаются хульные помыслы, во смиренных же душах – небесные видения».

Отношение государства к венчанию

Согласно законодательству, церковный брак не является заменой официального. То есть, если супруги обвенчались, но не зарегистрировались в ЗАГСе, то для государства они не являются семьей. Правовое регулирование в их сторону также никоим образом не меняется. Государство предоставляет право заключения церковных браков, но никоим образом их не признает в правовом поле.

Только в особых случаях в судебном порядке этот нюанс будет взят во внимание, например, при регулировании имущественных споров. Но это – большая редкость

Необходимо обратить внимание, что многие священнослужители обязывают тех, кто желает пройти через обряд венчания, предварительно регистрировать свои отношения в ЗАГСе. Это позволяет существенно снизить развод семей, которые «узаконили» свои отношения перед Богом, так как с православной точки зрения – это большой грех и попросту недопустимо

не является обязательным

Исключением из правил может быть случай, когда оба супруга являются прихожанами одной церкви и хорошо знакомы священнику (и он уверен в искренности их чувств).

А как государство относится к католическим бракам? Юридически они также не признаются. Но стоит упомянуть, что в Европе есть страны, где католический брак сопоставим с официальным.

Если заключить семейный союз в них, а после – предоставить документы в российский отдел ЗАГСа (с нотариальным переводом и проставленным апостилем, что необходимо для заверения документов, выданных в иных странах), то такая семья будет признана во всех юридических аспектах.

Свидетельство, выданное в церкви о венчании, также не имеет никакой юридической силы. И с его помощью не выйдет получить штамп в паспорте.

Такой «документ» также не может быть представлен в контролирующие или судовые органы для подтверждения семейного статуса.

Итого, церковный брак – это общепринятый обряд для исповедующих Христианство. Но в Российской Федерации венчание не является заменой официальной регистрации бракосочетания. Соответственно, чтобы иметь право называться полноценной семьей, супруги обязаны также зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе и получить свидетельство о бракосочетании.

Вечерний вход

Фото: Pravoslavie.ru

Вслед за исполнение стихов из Ветхого завета «Господи воззвах» начинаются стихиры. Это песнопения из Нового завета, посвященные православному празднику. Финальная стихира посвящена Богоматери (она именуется догматик или богородичен). В ней описывается появление Спасителя от Марии. Когда исполняется догматика, царские врата вновь открываются. Начинается вечерний вход.

Священник, стоя на амвоне, благословляет вход, затем проходит через врата. Хор в этот момент исполняет песнь, посвященную Иисусу.

Вечерний вход олицетворяет ожидание явления Спасителя миру и его рождение для спасения человечества. Кадило символизирует молитвы прихожан, которые, подобно фимиаму, отправляются к Всевышнему. Дополнительно это означает, что в церкви находится Святой Дух.

Далее исполняется прокимен, а после по большим праздникам читают паремии. Это избранные места из Библии, где идет речь о пророчествах или можно найти ассоциации, имеющие отношения к празднику.

В продолжение вечерни читается сугубая (усиленная) ектения и молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…».

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно