СОДЕРЖАНИЕ
0
0
13 февраля 2020

А батюшка выпил, ругался, кричал

У священника есть та область, которой он, конечно, не может делиться. Это вопрос исповедального характера

Конечно, кризис веры у священника, наверное, может быть не менее, а может и более жестоким, чем у мирян.  Но мне кажется, это тоже важно, чтобы и прихожане, и люди, может быть, даже далекие от Церкви воспринимали священника как человека

Я могу на беседе говорить о своих трудностях. Я сам вырос в небольшом поселке: фабрика, заводик и совхоз. Соответственно, все прелести рабоче-крестьянского быта я испытал на своей шкуре. Выпивал, да. Это, конечно, надо сказать, раз уж это было-то, честно. И с курением – да, тоже всё это было в студенческом возрасте. И у нас, скажем так, есть эта беда и среди священства. При Даниловом монастыре есть центр психологической помощи употребляющим. В том числе и священникам. Это не скрывается. То есть эту проблему Церковь осмысливает, осознает, понимает, что есть и батюшки, подверженные такому недугу.

Есть общее правило, что пришедший на беседу подробности своих «подвигов» рассказывать не должен. Даже названия спиртных напитков нельзя называть. Потому что даже само упоминание того или иного напитка возвращает человека мысленно к состоянию, в котором он пребывал, когда употреблял. И общение идет не только с батюшкой. То есть он не является центром.

Например, один человек говорит: «Братья и сёстры, друзья мои, товарищи, у меня такое случилось, таким-то образом я выпил, в драку попал, деньги отобрали, телефон потерял…» А батюшка может сказать: «Да, и я не удержался, выпил, ругался, кричал, такая беда со мной произошла». Дальше тема, скорее всего, ведущим будет развиваться следующим образом: «Что подтолкнуло? Как ты думаешь, что явилось спусковым моментом? Давай подумаем, а почему ты оказался там? Что подтолкнуло тебя в ту компанию?» – то есть идет попытка осознания пусковых моментов, которые, быть может, стали привычными. Вот пришел домой, матушка, как всегда: «Деньги принес?» – как любая жена. Говоришь: «Что ты мне про деньги? У меня там исповедь была – 150 человек, я еле на ногах стою. Дай поесть». – «Поесть нету».

Да, и тут же вспоминается, что есть заначка где-то алкогольная. То есть, как поступить? Люди начинают делиться, кто в каких ситуациях как поступал.

У меня есть знакомый священник, который 12 лет притчу о блудном сыне читал евангельскую вслух во время богослужения, говорил проповеди, хорошие слова говорил, цитировал отцов, и никак не мог соотнести с самим собой – и в какой-то момент вдруг сердце замерло просто, и он почувствовал: это же обо мне! И всё стало на свои места, всё соединилось внутри. 12 лет священник читал эту притчу, и ничего не происходило – нужно было что-то, чтобы внутри выросло и созрело.

У кого еще можно просить помощи

В современных реалиях чаще всего жена просит исцеления для мужа. Но бывают случаи, когда дети просят помощи от пьянства матери, сестра за брата, мать за сына и т.д

Важно понять, что совсем не имеет значение, кто просит у Богородицы помощи. Главное, чтобы вы в нее верили и просили ее от чистого сердца

«О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.

О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.

Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь».

Для начала важно понять, что от увлечения сына страдает вся семья – особенно сильно это отражается на матери. Вылечить алкоголизм у человека не только трудно, но иногда даже невозможно

И даже если мужчина понял, что его привычка оказывает отрицательное влияние на здоровье, выполнив медицинское лечение или посетив психолога, есть большой шанс, что заболевание вернется снова.

Молитва матери против пьянства сына – одно из немногих решений, которое поможет избавиться от вредной привычки, ведь в данном случае она будет просить помощи у Бога и святых, что ведет к стойкому результату лечения.

Однако читая молитву от алкоголизма, мать должна помнить, что основным требованием такого лечения является ее искренность, чистота веры и полная уверенность за сына в том, что ему будет лучше по мере завершения алкоголизма. В таком случае молитва обязательно учтется святыми и исполнится ими в кротчайший срок.

Сильная молитва от пьянства сына поможет побороть алкоголизм даже тому человеку, который не верит в помощь церкви. Как происходит лечение?

Если сын самостоятельно не собирается бороться с алкоголизмом, помочь ему в этом сможет сильная молитва, которая должна читаться матерью со строгим соблюдением церковных законов.

Одной из самых сильных молитв является обращение сразу к трем святым: Николаю Чудотворцу, Матронушке и Иисусу Христу. Молящуюся мать при чтении этого заговора ждет соблюдение некоторых правил – иначе он не сможет помочь побороть зависимость.

Молитва Матроне, Иисусу Христу и Николаю Чудотворцу читается дома по следующим правилам:

читать молитву важно наизусть;
матери необходимо принимать все «последствия» лечения на себя и говорить, что ее чадо больше не будет распивать спиртное;
во время чтения важно точно знать, о чем говорить, а также быть уверенным в своих словах – при этом представлять сына следует уже полностью излеченным и успешным человеком;
перед прочтением стоит посетить храм и покаяться во всех грехах, совершенных сыном;
иконы перед чтением заговора важно расставить друг с другом, а между ними поместить сосуд с водой, которую после проведения ритуала надо давать сыну со словами «прими для скорого твоего излечения».

READ  Псалом давида 140 на русском и церковнославянском языках

После чтения этой сильной молитвы рекомендуется ежедневно на протяжении 40 дней посещать церковь и просить помощи у святых.

Также можно обращаться к этим святым поодиночке. Тогда эффект от лечения будет таким же сильным, особенно если женщина учтет все «требования» к прочтению того или иного заговора.

Просить за алкоголика могут и близкие люди, например мать. Если вы видите, что ваш сын не способен справиться самостоятельно, отказывается лечиться и т. д., вы должны попросить за него перед иконой «Неупиваемая чаша», на которой изображены Богородица и Иисус, сидящий в большом кубке. Существует молитва от пьянства сына (сильная) — «Неупиваемая чаша» должна появиться в доме каждого пьющего человека.

Обратиться к высшим силам можно всегда. Страдающий алкоголизмом должен осознать свою зависимость и попросить помощи. Не забывайте о том, что пьющему человеку необходимо не только физическое, но и духовное исцеление.

Подготовка к принятию обета трезвости


Фото: Flickr.com Человеку, который решил избавиться от греха пьянства, необходимо подойти к священнику ближайшей церкви и узнать обо всех правилах.

Батюшка даст советы о том, как приготовиться к таинству, что нужно сделать и выполнить.

Не стоит думать, что все тяготы по исполнению обета трезвости человек должен нести исключительно сам. Настоятельно рекомендуется срочно обратиться в наркологический диспансер или к лечащему психиатру, если ранее пациент уже был поставлен на учет. Врач назначит схему терапии, проведет лечение и порекомендует наилучшие способы кодирования от алкоголизма.

Обращение в медицинские и психологические учреждения вовсе не является отказом или сомнением в Божьей помощи. Эти действия как раз и приведут на тот путь, на который Господь и направляет человека для избавления от пагубной привычки. Поэтому следовать всем советам специалиста необходимо неукоснительно. При их нарушении пациент губит не только собственное здоровье, но и совершает тяжкий грех, нарушая обет трезвости.

Можно его принять и умеренно пьющему человеку. Обет трезвости обычно дают при наступлении религиозных праздников или при опасении, что роковая привычка способна полностью поглотить грешника.

В таком случае очень важно вовремя остановиться и тогда церковный обет оказывает верующему большую поддержку. Тот, кто просто отказался от спиртного, постоянно испытывает искушение

Тот же, кто принял на себя зарок, сумеет быстрее и легче побороть алкогольную зависимость. Даже страдания, связанные с периодом добровольного отказа, будут переноситься проще с Божьей помощью.

Впоследствии же человек, основываясь на данное им Господу обещание, окончательно перестанет интересоваться сомнительными посиделками или приятельскими компаниями, толкающими его на путь греха.

Сущность обета трезвости


Фото: Pixabay.com Самым малым сроком, в течение которого рекомендуется следовать взятому на себя воздержанию, является Великий пост. Он позволяет верующему полностью очистить душу и приготовиться к празднованию Светлого дня Пасхи.

Если же человек имеет повышенную склонность к спиртному, то лучше принимать его на 12 месяцев с последующим продлением после того, как необходимый период будет успешно пройден.

В самом простом виде слова обета трезвости представляют собой обещание полного воздержания от алкоголя, данное верующим Господу.

Говоря обычными словами, его суть заключается в том, чтобы:

  • не брать в рот ни капли спиртных напитков или любых других наркотических веществ;
  • не подталкивать ближнего к такому греху;
  • не участвовать в подобных развлечениях;
  • исключить из своей речи площадную брань.

Церковь сравнивает обет трезвости с отказом от употребления, например, ядовитых веществ. Человеку даже в голову не придет мысль брать их в рот. После принесения обещания похожей отравой становится и алкоголь. Верующему даже подумать страшно, что его разрешается выпить.

Люди понимают, что Господь не оставит их в трудную минуту. Они просто перестают думать о тягостной привычке к спиртному, в отличие от тех, кто просто отказывается от него. Они постоянно будут думать о своем решении и сомневаться в своей способности ему последовать.

Какие бывают обеты?

Большинство упоминаний об обетах, данных Богу, существуют в Ветхом Завете. Но и в христианстве существуют разные обеты. Иисус не запрещал обеты, которые давались Богу свободно, от полноты сердца:

  • Обет безбрачия — отказ от супружества. Его могут принимать не только монашествующие. По своей доброй воле человек может отказаться от супружества и посвятить себя другим делам милосердия и служению Богу;
  • Брачный обет — брачный обет наоборот говорит о том, что супруги вместе будут стремиться к Господу. Муж и жена становятся единой плотью. Одна из целей брака — вместе возрастать в вере. Муж и жена должны хранить друг другу верность, защищать и заботиться друг о друге.
  • Монашеские обеты — обеты о добровольном согласии отречься от мира.
  • Обет молчания и другие аскетические обеты, которые часто давали святые в качестве жертвы в благодарность Богу.
  • Крещальный обет — обет следовать за Христом, который дается во время Таинства Крещения.

Священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов (или: слуг) его, и от всего поклонения ему, и от всего великолепия его?»

Оглашаемый: Отрекаюсь!

Священник: «Сочетаешься ли ты со Христом?»

Оглашаемый: «Сочетаюсь!».

Монашеские обеты

Св. Антоний Великий, услышав слова Христа в Евангелии: «Оставь все и следуй за Мною», действительно оставил все и удалился в пустыню. У него нашлось много последователей, которые хотели соблюдать обеты.

  • Обет нестяжания;
  • Обет целомудрия;
  • Обет послушания.

Люди были готовы полностью отказаться от всего мирского или того, что представлялось им мирским. Таким образом клир разделился на две половины, одной из которых стали те, кто дал монашеские обеты.

Христианская жизнь вносила свои коррективы в жизнь монастырей, монашеские обеты со временем тоже обретали новые смыслы. Например, в современном последовании монашеского пострига из Большого Требника исчезли обеты относительно запрета на владение личным имуществом, поскольку с практической точки зрение какое-то личное имущество все же требуется. Но суть осталось той же — обет нестяжания означает, что личное обогащение не может быть приоритетом тех, кто ушел от мира.

READ  Сильная молитва святой матроне московской о помощи в деньгах

Что и зачем?

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший — в силу исторических причин — укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.

А что это такое — обет трезвости? Все просто: обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом — дома, у икон? «Отчего же, можно, — считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. — Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу — через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством

Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит»

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Земля пухом

Чаще всего приходят не сами люди, которые употребляют, это как раз случай исключительный. Обычно обращаются родственники: жёны, матери. И это почти всегда с опозданием: надо приходить, когда человек только начинал выпивать по праздникам, по пятницам, злоупотреблять в семейной обстановке. А в храм идут, когда уже возникают скандалы, взаимонепонимание, трудности с работой, ненависть, обиды. К тому моменту родственникам тоже нужна помощь, поскольку они сами становятся созависимыми. Вся их жизнь начинает, как вокруг некой оси, закручиваться вокруг того, кто находится в употреблении. Это сильно повреждает человека и создает обстановку постоянного ожидания: напьется, не напьется? Зарплату принесет, не принесет?

Наш храм находится в рабочем поселке. Многие жители уехали в соседний город Фрязино, работают на высокотехнологичных производствах. В храме много прихожан из соседних городов, а сами сельчане приходят редко. То есть мы встречаемся только в двух случаях: если кто-то родился или кто-то умер. В первом случае родственники приходят в трезвом состоянии: мама, папа, крёстные, бабушки. А дедушки, папы и остальные друзья уже предвкушают банкет и где-то в другом месте находятся, в храм, как правило, практически не заходят. На отпевание собирается гораздо больше людей. Кто-то ходит около храма, кто-то, покурив, всё-таки заходит, кто-то стоит со свечой, даже пытается креститься, кто-то ждет, что наконец-то вожделенные поминки начнутся и можно будет сказать свои два слова «земля пухом».

Чаще всего многие уже нетрезвы. Потому что всё-таки похороны связаны с народными традициями: оплакать. И, бывает, плачут очень искренне. Но, тем не менее, некое обезболивание принято совершать еще до отпевания. Люди еще воспринимают отдельные короткие молитвы, а вот то, что поется и читается, уже очень тяжело.

Он говорит: «Нормально, нормально. Все так живут, у всех проблемы и трудности. Это черная полоса. Пройдет. Наступит когда-нибудь белая». Опять же, принято перекладывать ответственность на другого: «Это потому, что в стране всё не так. Это потому, что школа не научила». И, бывает, даже и в храм приходят люди взрослые 40-50-60-ти лет и говорят: «Меня мама и папа не научили в храм ходить». То есть так или иначе снимают с себя ответственность за принятие личного решения о том, как соприкасаются вера и жизнь.

Ежегодный концерт в семейном клубе трезвости

Тонкости церемонии

Священники говорят, что давать слово Богу об отказе от алкоголя лучше в храме. Обет, данный дома перед иконами, – это слово самому себе. Но чтобы Всевышний взял человека под свое покровительство, его надо закрепить церковной церемонией. Слова, произнесенные в присутствии других людей, становятся более значимыми.

Чин принятия Обета трезвости проводится только с участием священника, если тот посчитает принятое решение обоснованным. Самостоятельно проводить ритуал нельзя: он не только не будет иметь силы, но и сможет навредить душе и здоровью. Никаких строгих ограничений по длительности времени действия обета нет. Человек сам определяет время, сколько не будет употреблять спиртных напитков: несколько месяцев, лет или же до конца жизни.

Священнодействие проводится в торжественной обстановке с участием, помимо церковнослужителя, членов общества трезвости, родных и близких. Вся атмосфера ритуала подчеркивает значимость события, обязательность выполнения слова, данного Богу.

Человек читает специальную молитву, которую сопровождает пение церковного хора. По окончании священник произносит молитвы Всевышнему и Божией Матери. Затем следует обязательное наставление, вручается Обетная грамота, имя прошедшего церемонию заносится в книгу трезвенников. Часть страницы отрывается и вручается прошедшему священнодействие.

Изначально обет трезвости задумывался как помощь непосредственно алкозависимым. Но сегодня к нему прибегают и люди, не пьющие вовсе, либо употребляющие только по праздникам. Такой поступок священники считают проявлением подвижничества.

Случается, что человек, давший слово, отступает от своего решения. Священники считают, что он в таком случае был неискренен в своем желании, оказался неподготовленным. Нарушение обета не означает, что его нельзя будет повторить.Когда человек ощутит в себе силы, он сам придет к решению дать слово больше не пить.

Обет трезвости – замечательная традиция, возродившаяся в наше время. Слово, данное Богу в торжественной обстановке и в присутствии свидетелей, заставляет ответственнее отнестись к решению отказаться от пьянства.

Будь готов!

Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа»

READ  Икона вифлеемской божьей матери. о чем просят и молятся. загадка вифлеемской иконы

«Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, — говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей»

А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Отец Игорь Бачинин таким говорит: «Хочешь начать жить трезво — живи. Можешь дать обещание на какой-то срок — мне, а то и… самому себе. А к обету Богу надо готовиться — прежде всего, жить церковной жизнью». Подготовка к обету в разных обществах трезвости — разная. В братстве «Трезвение», например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. «Есть разные мнения относительно подготовки к обету, — говорит отец Илия. — Одни считают, что давать его нужно сразу, как появилось решение, на небольшой срок — чтобы момента не упустить. А потом уже осознанно продлевать. Другие — что к обету нужно готовиться. Трудно все свести к одной формуле. Судьбы у всех разные, и пастыри разные».

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин рассказывает о случае, когда некто «на коленках приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал — и принял у него обет. До сих пор не пьет!». Всякое бывает.

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев. — А он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Зачем давать обет, если нет зависимости?

Многие не понимают, какой смысл принимать обет трезвости людям, не имеющим зависимости. Отец Мефодий и отец Игорь Бачинин уже ответили на этот вопрос. Отец Григорий Григорьев напоминает слова апостола Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим., 14, 19-20). Он не отрицает, что православная вера допускает умеренное употребление алкоголя, но это употребление, по его глубокому убеждению, может стать большим соблазном для зависимых людей, сидящих с нами за одним столом. И особенно если эти сотрапезники – наши близкие (а у кого в России нет зависимых родственников?), лучше, по мнению отца Григория, подать им пример воздержания. Во многом именно по этой причине заместитель председателя Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Иван Клименко в июне 2006 года отказался от алкоголя. Он любил выпить иногда бокал хорошего вина, но ни разу в жизни не напился, и в его семье никто не имел проблем с алкоголем. Но его брат, строивший храм в Якутии, там женился на якутке, у них родилась дочь. Известно, что у северных народов другой генотип, алкоголь противопоказан им даже в минимальных дозах – они сразу спиваются. Клименко, кандидат химических наук, прекрасно понимал, что в смысле алкогольной зависимости его племянница с рождения в группе риска. Три раза он давал обет трезвости на год, а в 2009 году дал на всю жизнь. «Отказаться от вина как от удовольствия мне было нетрудно. Но в нашем обществе трезвость не понимают. Приходишь на праздник, тебе наливают, а когда отказываешься, недоумевают, спрашивают, не сектант ли ты. После того, как дал обет Богу, проще стало объяснить людям свою позицию, не осуждая при этом других», — говорит Клименко.

Главный режиссер театра русской драмы «Камерная сцена» Михаил Щепенко уверен, что без обета он не смог бы в гостях отказаться от хорошего вина. А отказались они с женой, режиссером и директором театра Тамарой Басниной, чтобы подать пример трезвости труппе, в которой, как это часто бывает в актерской среде, многие страдали алкоголизмом. После знакомства с протоиереем Алексием Бабуриным, психиатром, настоятелем храма святителя Николая в селе Ромашково Московской области, труппа стала посещать окормляемую им православную общину трезвости при Никольском храме. В итоге большинство актеров дали обет трезвости. 12 лет назад дали его на всю жизнь и Щепенко с женой, хотя они никогда не злоупотребляли Подробнее об этом можно прочитать в статье Алексея Реутского «Театр без похмелья» («Нескучный сад», № 5, 2008) .

Но и независимый человек, давший обет трезвости, может оказаться перед непростым выбором. «Что делать, если ему, как это часто бывает, придется употреблять вино по медицинским показаниям», — спрашивает отец Борис Левшенко. Действительно, часто врачи рекомендуют пожилым людям для профилактики различных заболеваний пить в малых дозах красное сухое вино. Такой же совет дает апостол Павел Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим., 5, 23). Будет ли считаться употребление вина по назначению врача нарушением обета трезвости или это так же допустимо, как послабление в посте для болящих?

И у сторонников, и у противников обетов трезвости есть свои аргументы. Наверное, в обозримом будущем споры об этих обетах не прекратятся. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор., 11, 19).

Леонид ВИНОГРАДОВ

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно