Православные именины и день ангела

Православные именины и день ангела

Православные именины и день ангела
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
18 января 2020

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих. святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.» святитель Филарет, митрополит Московский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.» Антоний, митрополит Сурожский

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Тезоименитство церковнослужителей

Именинами для священнослужителей считается дата обретения сана или церковного имени. Обычные служители церкви отправляют торжественное богослужение во славу своего небесного покровителя по месту. А вот высшие чины (митрополиты или патриархи) совершают литургию в главном храме города.

Священнослужителям также принято дарить подарки на тезоименитство. Все они должны иметь церковный смысл. Это может быть:

  • православная литература;
  • святые образы;
  • утварь для проведения таинств;
  • ткани для риз.

С древних времен имя человека имело огромное значение в его жизни. Данное при рождении, оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Именно поэтому к выбору нужно подходить осознанно и нарекать ребенка правильным именем.

Зачем нужно знать своего святого покровителя?

Всякому христианину следует изучить житие своего святого покровителя, чтобы быть достойным носителем имени, данного при крещении. О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:

Также необходимо иметь в домашнем иконостасе икону своего небесного покровителя. Может случиться так, что человек носит какое-то редкое имя, и икону своего святого ему трудно найти. В этом случае можно приобрести икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Наши святые способны воодушевить нас своим примером терпеливо идти по своему жизненному пути. Ведь святой покровитель — это такой же человек, как и мы, только сумевший безропотно и достойно преодолеть все трудные испытания своей земной жизни. Святые — словно яркие путеводные звезды, помогающие найти путь в Царство небесное.

Достойным примером земной жизни святые помогают своим подопечным встать на путь спасения. Нам стоит знать их подвиги, чтобы научиться достойно подражать им. Для мирянина подражание святому — это не уход от всего мира, но это в любом случае подвиг самоотвержения. Нам следует искать душевных благ, вместо того чтобы привязываться к земным. А также мы должны повиноваться властям и законам. Наша задача — исповедовать христианские убеждения и жить по божественным законам. Для этого мы и должны изучать жития святых, чтобы проникнуться их вдохновляющим примером. А потом применить полученные знания к своей мирской жизни.

Вникнув в жизнь святых, можно ясно увидеть их высокие духовные совершенства: смирение, самоотвержение, твердость духа, нестяжательность. Вот этим качествам и следует подражать всем нам в нашей земной жизни. Вспомните, что святые без всякого страха говорили правду, нуждавшимся в ней. А как стойко они переносили все лишения, мороз и зной, жажду и нехватку пищи.

Наша задача — искоренить в себе такие пороки, как самолюбие, корысть и гордость, а вместо них научиться терпению, безропотному снесению обид. Кто сможет воспитать в себе эти важные качества, тот станет достоин носить имя небесного покровителя

Мы приблизимся хотя бы немного к тем подвигам, которые совершали наши святые, и станем достойными священных имен, которые даны нам были при таинстве Крещения. Поэтому знать своего покровителя нужно и важно, чтобы последовать его примеру и прожить достойную земную жизнь!

Как правильно отмечать день ангела и именины

В нашей культуре достаточно много знаменательных дат. Однако не все люди хорошо разбираются в различиях некоторых из них. Часто происходит путаница между определенными праздниками. К примеру, некоторые не могут разобраться с различиями дня ангела и именин. Кто-то даже считает эти праздники идентичными дню рождению, однако, это заблуждение.

В государстве не принято отмечать эти два церковных праздника, поэтому они уже давно стали частью давней традиции. Одной из причин их исчезновения из нашей жизни стало непонимание современным обществом их истинного значения. Для того, чтобы понять его, необходимо углубиться в историю христианства.

READ  Канон молебный ко пресвятой богородице

В Древней Руси, когда у человека узнавали его имя, в первую очередь имели в виду его духовное имя, которое ему дали во время крещения. Если же ребенку при рождении дали имя, отсутствующее в православном календаре, то во время крещения в церкви ему будет дано второе, соответствующее дню крестин.

День ангела – это фактическая дата совершения крещения. В этот день крещеному представляется свыше ангел, призванный оберегать его. Отсюда и название. На крестинах ребенку дается имя какого-либо святого. И вот как раз день памяти этого святого и является именинами того человека, кому было дано его имя при крещении.

Церковное имя не обязательно должно полностью совпадать с мирским. При отсутствии мирского имени в церковном календаре берут любое созвучное с ним. Так Оксана при крещении превращается в Ксению, Жанна – в Иоанну, Алиса – в Александру, Элина – в Елену и т.п.

На первый взгляд, с этими праздниками все понятно, так отчего же возникла путаница? Когда ребенка крестят в определенный день, памятный для какого-либо святого, то иногда дают ребенку такое же церковное имя. Вот почему день ангела мог совпадать с именинами.

Стоит помнить, что День ангела и именины – это два разных праздника. День ангела празднуется исключительно индивидуально. Его может отмечать тот человек, который был назван в честь святого во время таинства, поскольку именно день крещения и считается Днем ангела, так как в этот день человеку дается свой ангел-хранитель.

Иногда родители ребенка заранее подбирают имя будущему ребенку в честь их любимого святого. По традиции в день ангела нужно посетить церковь или храм, исповедаться и причаститься. Обыкновенно этот праздник отмечают застольем, добрыми делами и походом в церковь, поскольку он является религиозным и не совсем напоминает празднование Дня рождения.

Если же этот праздник пришелся на Великий пост, то празднование стоит отложить до выходных. Также в этот день стоит посвятить время молитвам своему святому покровителю. Для этого праздника также характерно проявление искренности, религиозности, раскаяния в совершенных грехах и желания получить за них прощение.

Причем есть два способа определить свои именины. Первый способ – выбрать самого известного святого-тезку (как в случае с примерами, описанными выше), а второй – определить день одноименного святого покровителя, следующего за крестинами.

В 20 веке эти традиции стали жертвами идеологической борьбы. В настоящее время, несмотря на то, что особых ограничений не существует в праздновании церковных или мирских знаменательных дат, все-таки особую значимость для большей части населения имеет фактический день рождения.

В христианстве оба праздника, День ангела и именины, равнозначны. Единственное правило состоит в том, что, согласно церковному правилу, ребенка нужно принести в церковь для крещения в течение первых сорока суток после рождения. Именины в христианстве считаются даже важнее Дня рождения. Считается, что с крещением и получением имени в честь святого, малыш обретает духовную помощь и поддержку, и поэтому нужно отмечать именины хотя бы один раз в году.

Что на Руси праздновали ежегодно: именины, крещение либо день рождения

В течение многих веков русские люди очень почитали именно праздник именин (одновременно он был и днём ангела). В этот день непременно посещали храм, чтобы помолиться своему святому, причаститься. Вместе с именинником шли родственники, они заказывали молебен за здравие, ставили свечи.

Бытовой же традицией было приготовление караваев — больших пирогов красивой формы с начинкой. На верху их было написано имя виновника торжества. Вечером дома собирались родные и друзья, непременно приглашали крёстного отца и мать. Всех гостей угощали караваями. Один пирог разламывали над головой именинника, из него сыпался изюм, а гости повторяли: «Чтобы на тебя так золото сыпалось».

Традиционный символ именин на Руси — праздничный каравай

На праздник имениннику дарили душеполезные подарки:

  • свечи для молитвы,
  • иконы,
  • привезённые из монастырей святыни,
  • книги духовного содержания и пр.

День рождения

С днём рождения на Руси в дохристианскую пору было связано множество суеверий. Считалось, что в этот день злые силы могут навредить человеку.

После крещения Руси дню рождения вовсе перестали уделять внимания — достойно отмечали лишь именины (кстати, иногда они и совпадали с днём рождения, если малыша крестили в этот день). Христианские святые осознавали, что человек родился для страданий, великого труда, тяжёлого душевного подвига, поэтому не видели в этом дне причин для бездумной радости. А вот крещение — это истинное рождение, тем более что в этот день младенец обретает своего Ангела Хранителя, который будет оберегать его всю жизнь.

После революции всё круто изменилось — Советская власть ввела запрет на крещение детей, отмечание именин. А на первый план вышел как раз-таки день рождения. Особенно пышно отмечали дни рождения известных государственных деятелей.

Большевики заставили народ забыть про православные именины, заменив их празднованием дня рождения

Однако отголоски старых традиций всё равно оставались. Виновника торжества в день рождения по-прежнему называли именинником, а в детских садах традиционно всегда пели песенку про каравай.

Сегодня же, когда возрождаются многие русские традиции, празднование именин становится всё более популярным среди православных людей.

Именины были важнейшим праздниками в православной Руси. Дню же рождения не уделялось особого внимания. Отмечать этот праздник стали только в советское время. Но православные традиции возрождаются, и многие верующие люди сегодня снова с радостью празднуют именины.

Как определить имя святого

При выборе имени для крещения священник руководствуется не предпочтениями родителей или своими симпатиями, а церковным православным календарем, еще его называют святцами.

В современных святцах содержится более двух тысяч имен святых, которых церковь в разное время канонизировала. Многие из них имеют одинаковые имена, а дни чествования всегда разные, но сложности все равно есть. Например, святых Иоаннов в святцах упоминается более сотни, но покровителем может быть только один. Поэтому день именин тоже один. Тезоименитство – это единственный день в году, когда поминается память о конкретном святом.

Если при крещении ребенку дали имя в честь мученика Дмитрия Солунского (празднуется 22 (9 по старому стилю) ноября), то только в этот день будет днем именин (тезоименитства, днем ангела).

Сегодня есть много имен, которые не обозначены в святцах, в этом случае при крещении подбирается наиболее близкое по звучанию имя. Например, Анжелика – Ангелина, Алиса – Александра, Дина – Евдокия и т. д. Иногда имена подбираются по принципу значения. Так, Светлана при крещении может получить имя Фотиния (photos (греч.) – свет).

13 августа

Анна В Анне с раннего детства проявляется ее главное качество — доброта. Она с радостью ухаживает за котятами, щенками, птичками. Играя со своими куклами, обращается с ними, как с младшими детьми. В более старшем возрасте она способна оказать серьезную по…
Антон Маленьким ребенком Антон очарователен и сразу же располагает к себе. Эти качества сохраняются у него на всю жизнь. Основные черты характера Антона во многом схожи с характером матери, но опорой в детстве для него является отец. К родителям Антон отно…
Арсений Добрые по характеру, эти мальчики не причиняют хлопот родителям. Хорошо учатся, со сверстниками конфликтуют мало. Общительны, но другом назовут не каждого. Ранимы и чувствительны. Занимаются музыкой, но под давлением родителей. Любят животных, держат…
Василий Василий в детстве очень любит возиться со зверюшками и птичками, никогда не обидит беззащитное существо. Вася — любимчик бабушек и дедушек. Ему постоянно необходимо находиться в обществе сверстников. Общение с друзьями у Василия на первом месте. Он м..

Вениамин В детстве важно заметить одаренность Вениамина
Родителям и учителям нужно с особым вниманием отнестись к таланту мальчика и создать ему необходимые условия для развития.Вениамин упорен в достижении поставленных целей и поэтому нередко добивается… Владимир Владимир с раннего детства проявляет любознательность и стремится проверить свои знания на практике
Он склонен к риску и в некоторой степени даже к авантюрам

READ  Благоверный князь глеб

Стремится в компании сверстников занять ведущее положение. Прислушивается к советам родите…
Георгий В детском возрасте Георгий держится несколько в стороне от своих сверстников, но не в такой степени, чтобы это понималось ими как высокомерие. Георгий не доходит до черты, после которой наступает противопоставление своим товарищам. Умеет выслушивать …
Евдоким Рождаются слабыми детьми, но их развитие происходит без отклонений. Они музыкальны и ритмичны. Похожи характером на мать, так же добры и покладисты. В школьные годы характер мальчиков несколько меняется, становится более эмоциональным. Занимаются фут…
Елизавета Елизавета — шаловливый и непоседливый ребенок, не может спокойно усидеть даже одной минуты. Она всюду хочет успеть, все узнать. Одноклассники любят ее за веселый характер, верную дружбу. Стремится посещать все кружки рукоделия, какие только возмо…
Иван Мальчики с таким распространенным именем могут иметь самый разный характер. Они могут быть тихими и неприметными, могут быть непоседами и буянами. В Иванах возможно сочетание самых разнообразных качеств: силы и слабости, добра и жестокости, нежности …
Иосиф В раннем детстве Иосиф бывает раздражителен. Этому мальчику трудно угодить: то каша не та, то игрушка не такая, какую он видел в витрине магазина. К школьному возрасту это качество незаметно проходит. Из Иосифов вырастают покладистые, добрые, сер…
Константин В детстве очень боязлив, постоянно находится в состоянии тревоги. Очень трудно привыкает к чужим людям и новой обстановке. Привыкание к детскому саду и школе потребует от Константина значительных усилий, и будет стоить родителям немалых волнений. С в…
Максим В детстве Максим не доставляет родителям и учителям никаких хлопот. Он хорошо учится, у него нормальные отношения со сверстниками. Читает разные книги, и у него развивается богатое воображение. С удовольствием ходит в театр на детские спектакли. …
Николай Николай с детства растет крепким и здоровым, болеет редко. Не пристает с капризами к родителям, наверное, поэтому они не всегда уделяют Николаю достаточно времени. Учится хорошо по всем предметам. Среди сверстников его отличает сила, активность и сме…
Сергей В детстве Сергей — слабый и болезненный мальчик, доставляющий своим родителям много хлопот. С возрастом он становится более крепким, начинает заниматься спортом. В его характере все сильнее проявляются мужественные черты. Сергей предпочитает энергичн…
Степан Маленький Степан — шаловливый и непоседливый мальчик, любит самые разнообразные игры. Общаться с ним легко и весело. Степан очень подвижен, и за учебниками ему усидеть трудно. Но, обладая хорошей памятью, он быстро схватывает нужный материал, легко е…
Юрий Юрий — это спокойный, сосредоточенный на своем внутреннем мире человек. В детстве он любит смотреть на облака, проплывающие по небу. Трогательно относится к животным, может подобрать бездомную собаку и ухаживать за ней. Его внешний облик находится в …

Мученица Наталия Никомидийская

Она является самой известной святой с этим именем. В православии ее относят в особую категорию мучеников — бескровных. Они умерли не от пролитой крови (например, казнь или пытка), а от душевного или же сердечного мучения.

Наталия Никомидийская жила в IX веке. Ее муж — Адриан — также является святым мучеником. Однако изначально он был язычником, в то время как Наталия — христианкой. Адриан уверовал в Иисуса Христа, когда наблюдал за пытками над христианами.

Его удивила их стойкость настолько, что он принял христианство, из-за чего его также подвергли ужасным пыткам, во время которых Наталия поддерживала его.

Наталия Козлова

С раннего детства девочку приучали к христианству. Она читала православные книги и посещала богослужения. Наталия вышла замуж за не менее верующего Степана Козлова, в браке с которым она родила восьмерых детей.

Однако, когда началось время революций и смены власти, на семью стали обрушаться несчастия. Умер супруг, из хозяйства забрали лошадь за неуплату государственного платежа. На плечи Наталии возлагались большие сложности.

Однако, несмотря на трудности, она стала образцом веры в Бога. Наталию Козлову назначили казначеем, а позже — старостой, в местной церкви. Она проделала огромную работу для православия.

В 1937 Наталию обвинили в агитации народа против местной власти и в ведении антисоветской деятельности. Все обвинения в свой адрес она отрицала. Ее арестовали и вынесли ей приговор — расстрел, который исполнили 14 сентября.

Русский христианский именослов

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое —  известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они перешли  в фамилии.

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самыми русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья.

После революции с именинами начали серьезную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины». Был разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз. Борьба с «пережитками» доходила до абсурда: так, в 20-х годах прошлого столетия цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин». Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались и люди. Выдумывались «революционные» имена, многие из которых теперь звучат абсурдно, например,  Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.

Также шло заимствование имен из других культур — западно-европейских (Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к христианским именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен.  

Имя при крещении

По православным канонам имя должно даваться младенцу через 8 дней после его появления на свет и выбираться исходя из того, память каких святых чтят в этот день. Например, если ребенок родился 11 января, то мальчика можно назвать Вениамином, Георгием, Иваном или Фаддеем, а девочку – Анной, Варварой, Евдокией или Натальей. Однако эти правила редко соблюдаются. Обычно священнослужитель читает молитву о наречении непосредственно перед крещением. К тому же далеко не всех родителей устраивает столь узкий выбор имен, привязанных к определенной дате, поэтому очень часто день рождения ребенка и день его именин – это совершенно разные даты.

Проблемой еще может стать и то, что подобрать имя по дате рождения в святцах иногда не представляется возможным. Например, 1 января чтят память только святых мужчин, ни одного женского имени в церковных книгах в этот день нет. Поэтому придется выбирать одно из имен святых, день памяти которых приходится на ближайшие даты.

Иногда родители сами выбирают имя, а потом в святцах ищут день именин. К примеру, если мальчика хотят назвать Андреем, то обряд крещения могут назначить на 13 июля – день апостола Андрея Первозванного, если девочку решили назвать Ириной, то с крещением можно подождать до дня памяти великомученицы Ирины Македонской – 18 мая.

Разумеется, в святцах не содержатся абсолютно все существующие имена, а учитывая то, что родители все чаще называют своих детей редкими или иностранными именами, которых в святцах точно не найти, приходится подбирать другое. Чаще всего в церковной книге просто ищут имя, наиболее созвучное тому, которым нарекли ребенка родители. Например:

  • Полина – Аполлинария;
  • Арина – Адиадна, Марина или Ирина;
  • Жанна – Иоанна;
  • Тимур – Тимофей;
  • Илона – Илария;
  • Станислав – Святослав;
  • Алиса — Александра или Елизавета;
  • Артур – Артемий;
  • Алина – Инна, Ангелина или Елена;
  • Мирослава – Миропия или Мария;
  • Дина – Евдокия;
  • Анжелика – Ангелина;
  • Ратмир – Роман.

Но не всегда выбор основывается на принципе созвучности, ведь созвучных имен в святцах может попросту не оказаться. В таких случаях ребенку при крещении дают имя, которое ближе всего по значению. Наиболее частые варианты:

  • Богдан означает “Богом данный”. Наиболее близкое к нему по значению имя в святцах – Феодот, ведь переводится с греческого точно так же.
  • Светлана означает “светлая”. Это имя появилось только в позапрошлом веке, тогда же и получило широкое распространение, поэтому в святцах его нет. Светлану при крещении нарекают Фотинией в честь преподобной Фотинии Палестинской или мученицы Фотинии Самарянки, ведь это имя имеет такое же значение.
  • Раиса в переводе с греческого означает “легкая”. В святцах упомянута только одна святая с похожим по смыслу именем – Ираида.
  • Злата, как нетрудно догадаться, означает “золото”. Это имя было широко распространено среди славян, но в христианских источниках не упоминается ни одного похожего, поэтому Злату крестят как Хрису.
READ  Psalm 130. псалом 130. текст на русском, аудио

Разобравшись, что такое день ангела, обряд имянаречения, верующий человек сможет осознать важность дня именин, ведь как раз в этот день была рождена его душа, которую бережет ангел-хранитель, чье имя он получил во время обряда крещения. https://www.youtube.com/embed/AXy1F0YTaZk

Как определить день именин?

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших именин, остальные же дни его памяти называются малыми именинами. Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого и праздновать именины в день его памяти. Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя и именины у него определяются по православному имени.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными. Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.

Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками. Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками.

Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками: например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены  духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.

Тезоименитство для православного христианина

Применение слова тезоименитство в современной Православной Церкви обычно связано с:

  • именинами членов Царской семьи;
  • Лиц, носящих высокие церковные чины.

При совершении над человеком Таинства Крещения, он получает двух Небесных покровителей:

  1. Ангела хранителя.
  2. Святого угодника, в честь которого человек назван.

Эти покровители пребывают с человеком всю его жизнь, побуждая его к совершению добрых дел, служению Господу и, ограждая от зла.

Тезоименитство — важнейший праздник в жизни православного человека, так как он имеет глубокий духовный смысл. Традиция празднования именин и Дня ангела началась на Руси в VII веке. В этот день вся семья шла в Церковь. Они заказывали молебен о здравии того, что празднует тезоименитство, прикладывались к иконе Небесного покровителя именинника, ставили свечи. Дома готовилась праздничная трапеза с именинным пирогом. На торжество приглашались крестные именинника, которые в этот день были окружены особенным почетом, родственники и друзья.

Во времена Советской власти эту традицию пытались искоренить, но это было очень трудно, так как она складывалась веками.

Православные христиане в наши дни все чаще отмечают праздник тезоименитства. В этот день имениннику можно подарить икону, ладанки, духовную литературу и другие подарки, которые способствуют духовной жизни.

Что такое тезоименитство

Празднование именин в России начало возрождаться совсем недавно. Сегодня это торжество называют необычным словом «тезоименитство», или день ангела. Подобная традиция очень много значит для христиан, ведь она приближает человека к Богу и напоминает ему о необходимости вести праведную жизнь.

Отличие именин от дня ангела

Хотя многие верующие отождествляют эти два понятия, между ними все же существует разница. Основное различие кроется в первоначальном смысле праздников. Так, тезоименины предполагают почитание святого, по имени которого был назван человек. Отмечают их, как правило, в день памяти Божьего угодника. А вот день ангела является календарной датой, когда ребенок был крещен по церковным обычаям.

В православии именины считаются более весомым событием, чем традиционный день рождения. Малыш, нареченный во время таинства крещения, обретает ангела-хранителя и святого заступника, который до конца жизни будет оберегать своего подопечного, ограждать от зла, а также ходатайствовать перед Всевышним.

Отличие в праздновании дня рождения и именин

Дата именин

На заре становления христианства тезоименитство совпадало с датой крестин. Ничего странного в этом нет, так как ранее принято было совершать таинство крещения на восьмой день после рождения и называть ребенка строго по святцам. Много позже люди стали отходить от этой традиции, нарекая детей без привязки к церковному календарю.

Днем именин считается первая после дня рождения человека дата поминовения святого, в честь которого тот был назван. Если наречение не связано ни с каким Божьим угодником, по церковному календарю просто находят похожего небожителя, чей день памяти находится ближе всего к фактической дате рождения.

Дата именин для женщин

Имя для крещения

Чаще всего во время совершения таинства в церковной метрике записывают имя, данное малышу родителями. Однако, если следовать православной традиции, подходящий вариант лучше выбрать из святцев, назвав ребенка во славу Божьего угодника, поминаемого в эту дату. Как правило, для мальчиков выбор больше, а потому девочек нарекают либо схожим мужским именем, либо в честь святой, которую поминают ближе к фактическому дню рождения малышки.

Случается, что имя, данное родителями, отсутствует в святцах. Тогда ребенка называют созвучным церковным аналогом. Некоторые верующие специально нарекают детей разными именами, чтобы защитить их от дурного глаза или порчи. Также дозволяется крестить ребенка именем, если оно христианское, но не православное.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно