Значение иконы святое семейство и в чем помогает образ, текст молитвы

Значение иконы святое семейство и в чем помогает образ, текст молитвы

Значение иконы святое семейство и в чем помогает образ, текст молитвы
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
28 апреля 2021

Значения и названия некоторых икон

Есть иконы Господа, представляющие отдельные Евангельские события. Такие образы появляются на католическом Западе, а с XVIII в. приходят в Россию. Они не совсем точно выполняют свою основную функцию – коммуникацию человека и Бога через святой образ. Это – скорее иллюстрации Евангелия.

С Хлебом и Вином

Иконография имеет западное происхождение, представляет Иисуса во время Тайной Вечери, благословляющего хлеб и вино, устанавливающего Таинство Евхаристии (Ин. 6, 53-56).

Виноградная Лоза

Изображение основано на Евангельских словах Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Иоан.15:5). Она изображает Спасителя в виде древа виноградной лозы. Богородица, св. Иоанн Предтеча, святые представлены как ветви лозы.

Святая Вечеря Господня

Икона Тайной Вечери обычно помещается в храме над Царскими Вратами. Она представляет последнюю трапезу Иисуса с учениками.

Страшный Суд

Образы Страшного Суда достаточно древние. Как правило, фреска с таким изображением помещается на западной стене храма. С XVII в. в России появляются иконы Страшного Суда, представляющие это событие будущего человечества. На них можно видеть Судию Бога, грешников и праведников по левую и правую сторону Спасителя.

Сретение

Икона Сретения Господня представляет встречу («сретение») Иисуса-Младенца, принесенного в иерусалимский Храм Марией и Иосифом (Лк.2:22-40). Эта икона располагается по центру храма в день празднования Сретения.

Распятие Господа Иисуса Христа

Страстная икона Спасителя, распятого на кресте. По сторонам креста находятся Пресвятая Богородица и св. Иоанн Богослов. Православное изображение Распятия не показывает мучений Христа. Он как бы стоит на древе, раскрыв объятия для людей, готовых принять Его жертву за их спасение.

Редкие иконы Христа

Как было сказано в начале, не все иконы с ликом Спасителя дошли до наших дней. Оригинальные варианты погибли во время иконоборчества. Сегодня остается ориентироваться на относительно древние варианты написания.

Храм Христа Спасителя содержит у себя изображение Богочеловека, под авторством Евграфа Сорокина. Спас обладает большим количеством индивидуальных черт: у Христа длинные волосы, которые опускаются до плеч, глаза низко посажены. Такой прием позволяет сделать акцент на глазах, которые кажутся печальными. Этот стиль не нашел широкого распространения. Другие храмы предпочитают использовать Спас византийского образца.

Prev 1of18 Next

Иконография богата на сюжеты. Например, икону Христа и Богоматери в момент его погребения

Изображение не может не привлекать к себе внимание. Иисус наполовину в гробу, а мать прижимает бездыханное тело к своей груди

Этот сюжет описывает события до Воскрешения. Мало, кто верил, что Христос воскреснет из мертвых, для большинства все было кончено. Композиция имеет предостаточно общих черт с аналогичными изображениями события, хотя положение тела Спасителя может меняться.

Еще одной редкой иконой можно назвать образ «Иисус во гробе». Богочеловек находится в каменном гробу, на теле имеются раны от истязаний. У сюжета одна единственная цель – напоминать, какой ценой были искуплены все грехи человечества, о том, как за род людской страдал Господь.

Значение иконы Спасителя

Воскресение Господня не является досужим домыслом. Для христиан это подтверждение, что Господь жив и будет жить. Поэтому верующие не должны забывать о нем и всегда помнить, о том жертве, которую он принес в искуплении грехов. В суете дней, когда реальные истины, подменяются ложными, нельзя забывать о главном.

Первые люди – Адам и Ева – совершили первородный грех, за что были отправлены в Земное Царство в наказание себе и своим потомкам. Но Господь милостив и пока люди не осознают в полной мере свои прегрешения и откажутся от своей порочной натуры, путь на небеса до смерти им будет закрыт. Но поддержка есть. Это Иисус.

Будучи человеком, тот познал все горести жизни, стал лучше понимать людей не с позиций Бога, но с позиций человека. К Нему можно обратиться за помощью, поделиться сокровенным и тот обязательно поможет, какой бы трудной ни была ситуация. Пути Господа неисповедимы, но чтобы проникнуться Божественным Промыслом, необходимо читать Библию.

Об осужденных, прощении греха аборта и больных раком


Икона «Всех скорбящих радость»

Икона «Всех скорбящих радость» появляется в русской иконографии в XVII веке. По преданию тяжело больной сестре московского патриарха Иоакима Евфимии было видение. Лежащей на постели гостил посоветовал позвать священника с образом из храма Преображения Господня на Ордынке для совершения молебна. Евфимия получила исцеление. С тех пор икона почитается чудотворной.

На иконе, помимо Богородицы, изображаются люди, страдающие болезнями и жизненными тяготами. Перед образом «Всех скорбящих радость» люди просят разрешения внутренних душевных переживаний, например, прощение за совершение аборта или о примирении с близкими.

Перед иконой также молятся о помощи в принятии правильного решения, сохранении семьи, об освобождении осужденных и исцелении больных онкологическими заболеваниями и другими болезнями,  а также в избавлении от пагубных привычек и зависимостей и устроении дел. Память иконы – 24 октября.

Когда обращаются к иконе

Будучи земным существом, человек слаб. Его душа постоянно подвергается испытаниям, в которых он может пройти успешно или же погрузиться в пучину отчаяния от своей беспомощности. В такие моменты необходимо утешение. Облегчить душу позволит молитва, направленная к образу Божьего Сына. Чистое и праведное сердце всегда найдет в Его лице помощь, сможет очиститься и по-новому взглянуть на мир.

По каким причинам обращаются к Спасу:

  1. Помощь в трудностях. Бывают ситуации, когда жизнь несет лишь горе и разочарование. Попросите помощи у Христа, он поможет.
  2. В исцелении недугов. Какой бы совершенной медицина не была, иногда врачи разводят руками в стороны, не зная, как излечить тот или иной недуг. Когда вариантов больше не остается, человек обращается к последнему своему Защитнику, конечной опоре, что не дает впасть в уныние – Спасителю.
  3. Защита от темных сил. Ежедневно мы встречаем разных людей. Кто-то относится к нам благожелательно, другие же несут с собой тьму и злобу. Защититься от тьмы поможет чувственная молитва Спасу.

Икона Богородицы «Прибавление ума»

В детстве дедушка рассказывал мне, что у Господа много есть помощников – святых и праведных старцев, пророков и сил бесплотных. Но наипервейшую помощь люди получают от Матери Господа нашего Иисуса Христа Девы Марии. Мы подолгу разговаривали с ним о том, как устроен этот мир. Дедушка Николай рассказывал, что всё, что нас окружает, сотворил Господь, и Его за это нужно благодарить.

Дедушка и сам умел чудесные вещи делать. Он реставрировал музыкальные инструменты и картины. Забавно было видеть, как к нему приносили поломанную скрипку, а он оживлял ее, вдыхал в нее жизнь, и через некоторое время она снова пела чудесные мелодии, то смеясь, то плача, и на душе становилось тепло и умиротворенно. И его всегда все благодарили!

Однажды принесли чудную картинку на доске. Красивая женщина с ребенком – будто кто их спеленал вместе в красивых красных одеждах. Очень хотелось мне ее рассмотреть поближе, и, приставив табурет, я полез за ней на книжный шкаф. Пришлось приземлиться на пол вместе с книжками, одна из которых больно ударила по коленке.

Вошедший дедушка усмехнулся в бороду и сказал: «Просить надо Богородицу, чтобы ума тебе прибавила».

Так я впервые познакомился с почитаемым, сегодня редким образом Богородицы «Прибавление ума» или «Подательница ума».

Икона Богородицы «Прибавление ума»

Это удивительный образ с удивительной историей и загадочной иконографией, привлекающий всех, кто его хоть раз увидел. Появившаяся на Руси еще в XVI веке, эта икона имеет свой древний прообраз. Помощник апостола Павла, апостол Лука был не только евангелистом, но и писал иконы. Он же, по преданию, создал и скульптуру Лоретской иконы Божией Матери, которая и стала впоследствии прообразом иконы «Прибавление ума». Несмотря на то, что потом было установлено, что автор статуи – не апостол Лука, тем не менее, создание им образа неоспоримо до сих пор: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

На Руси первые списки Лоретской иконы Божией Матери появились после возвращения послов князя Василия от папы Климента VII, который стремился распространить свое влияние и на русские княжества. И уже здесь был написал новый образ, который в народе стали называть «Прибавление ума».

Сказывают, что некий неизвестный художник заинтересовался исправленными книгами Патриарха Никона, в результате чего помешался рассудком. Когда болезнь отступала, он молил Пресвятую Богородицу о прощении и просил послать ему исцеление. Еще сказывают, что Пресвятая Богородица несколько раз являлась художнику, и он создал Ее образ, после чего болезнь отступила, вернулся рассудок и здравие.

Икона была написана в непривычной на то время манере. Пресвятая Богородица и Иисус Христос изображены окутанными пурпурным богослужебным облачением. На их головах венцы, в верхних углах иконы – лампады, под аркой – звездное небо. Именно облачением, скрывающим фигуры Пресвятой Богородицы и Младенца Христа, икона напоминает свой прообраз – статую Лоретской Богоматери. Архитектурные детали в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Под ногами Богоматери и над Ее головой изображены херувимы с распростертыми крыльями.

Так ли это было или только вымысел народный, доподлинно неизвестно, а вот то, что многие от этой иконы получили помощь и вразумление – свидетельств более чем предостаточно.

Лично я верю, что именно благодаря молитве у этой иконы я поступил в художественную школу и на всю жизнь связал себя с искусством.

Икона эта редкая. В Киеве я знаю только один храм, где находится список образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» – в Храме Рождества Христове на Оболони.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;дарует помощь в указании верного пути в жизни;помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;укрепляет физические и духовные силы;оберегает от нашествия диавольской силы;ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Старинная икона

В чем помогает образ Спасителя

Иконы Спасителя – это символ девственно-чистой веры всех христиан. В тяжкие моменты жизни, склонив колени пред Святой иконой, обратив свои молитвы к Господу, просят у него защиты, утешения, помощи в делах, излечения от болезней духовных и телесных. Если обратится к Всевышнему, с чистейшей, глубокой и искренней верой, которая живет в сердце верующего, то Он, непременно услышит Вас и протянет руку помощи.

К Спасу Вседержителю обращаются за помощью в любых трудностях: болезнях, печалях и неразрешимых ситуациях.К Спасу Нерукотворому принято обращаться молитвой об исцелении недугов телесных и душевных, избавлении от тревог и грешной мысли, для наставления на путь истины.Икона Иисуса Христа помогает и оберегает от всякого действия темной силы, от завистливых, хитрых и злобных людей, а так же дарует покой в доме и семье.

Значения и названия некоторых икон

Есть иконы Господа, представляющие отдельные Евангельские события. Такие образы появляются на католическом Западе, а с XVIII в. приходят в Россию. Они не совсем точно выполняют свою основную функцию – коммуникацию человека и Бога через святой образ. Это – скорее иллюстрации Евангелия.

С Хлебом и Вином

Иконография имеет западное происхождение, представляет Иисуса во время Тайной Вечери, благословляющего хлеб и вино, устанавливающего Таинство Евхаристии (-56).

Виноградная Лоза

Изображение основано на Евангельских словах Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Иоан.15:5). Она изображает Спасителя в виде древа виноградной лозы. Богородица, св. Иоанн Предтеча, святые представлены как ветви лозы.

Святая Вечеря Господня

Икона Тайной Вечери обычно помещается в храме над Царскими Вратами. Она представляет последнюю трапезу Иисуса с учениками.

Страшный Суд

Образы Страшного Суда достаточно древние. Как правило, фреска с таким изображением помещается на западной стене храма. С XVII в. в России появляются иконы Страшного Суда, представляющие это событие будущего человечества. На них можно видеть Судию Бога, грешников и праведников по левую и правую сторону Спасителя.

Сретение

Икона Сретения Господня представляет встречу («сретение») Иисуса-Младенца, принесенного в иерусалимский Храм Марией и Иосифом (Лк.2:22-40). Эта икона располагается по центру храма в день празднования Сретения.

Распятие Господа Иисуса Христа

Страстная икона Спасителя, распятого на кресте. По сторонам креста находятся Пресвятая Богородица и св. Иоанн Богослов. Православное изображение Распятия не показывает мучений Христа. Он как бы стоит на древе, раскрыв объятия для людей, готовых принять Его жертву за их спасение.

Перед какими иконами и в каких случаях молиться?

Каждая икона Богородицы посвящена событию Ее земной жизни или событию Ее явления людям в тот или иной непростой момент их истории. И, конечно, молясь перед каким-либо образом Пречистой Матери, верующий человек обращается именно к Ней, а не к какой-то из сущностей Богородицы.

Образ, запечатленный на иконе, тождественный просьбе человека, помогает сосредоточить молитвенное внимание, проникнуться событиями далеких дней и вспомнить, что когда-то Святая Мария помогла людям в похожей ситуации. Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами

Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами.

О сохранение семьи, благополучных родах и защитниках Отечества

Владимирская икона Божией Матери

Самой древней русской иконой, сохранившихся до наших дней, является «Владимирская». Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали трапезу Иисус Христос, Пресвятая Мария и Иосиф Обручник.

На Русь список иконы был передан в XII веке из Византии, а в 1395 году для защиты Москвы от войск Тамерлана святой образ был перевезен в столицу из Владимира. Силы неприятеля отступили, а икона с тех пор стала именоваться «Владимирской». Впоследствии Богородица не раз спасала москвичей от нападения татаро-монгольских войск.

Перед иконой Божьей Матери «Владимирская» молятся с просьбами о помощи в принятии решения, примирения людей, беременности, сохранении семьи, благополучии детей, вразумлении врагов и о защитниках Родины. Образ Богородицы вспоминается Церковью в специально установленные дни: 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Описание иконостаса Свято-Успенского храма с.Успенского

Верхний ярус — святые апостолы и святители:

1 — Святитель Московский Петр
2 — Святитель Василий Великий
3 — Апостол Иоанн Богослов
4 — Апостол Андрей Первозванный
5 — Апостол Петр

6 — Архангел Гавриил
7 — Деисис (одной, а не тремя иконами: Спаситель на Престоле, с предстоящими Божией Матерью Крестителем, Пророком и Предтечей Господним Иоанном)
8 — Архангел Михаил

9 — Апостол Павел
10 — Апостол Иаков Зеведеев
11 — Апостол Филипп
12 — Святитель Иоанн Златоуст
13 — Святитель Московский Алексий

Сразу под верхним ярусом на всю ширину иконостаса – тропарь Успению Пресвятой Богородицы на церковно-славянском языке, глас 1:

В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Средний ярус — Пасха Христова и двунадесятые праздники:

14 — Рождество Пресвятой Богородицы
15 — Введение во храм Пресвятой Богородицы
16 — Благовещение
17 — Рождество Христово
18 — Сретение Господне
19 — Крещение Господне

20 — Тайная вечеря

21 — Пресвятая Троица
22 — Преображение Господне
23 — Вход Господень в Иерусалим
24 — Пасха. Воскресение Господне
25 — Вознесение Господне
26 — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Нижний ярус — иконы Спасителя, Божией Матери и чтимых святых:

27 — Преподобный Сергий Радонежский
28 — Великомученик Пантелеимон
29 — Великомученик Георгий Победоносец
30 — Дверь в алтарь: икона архангела Михаила
31 — Образ Божией Матери «Спорительница хлебов»

32 — Богородица
33 — Апостол и евангелист Иоанн Богослов
34 — Архангел Гавриил
35 — Апостол и евангелист Лука
36 — Апостол и евангелист Матфей
37 — Пресвятая Дева Мария
38 — Апостол и евангелист Марк
39 — Иисус Христос

40 — Спаситель
41 — Дверь в алтарь: икона архангела Гавриила
42 — Успение Пресвятой Богородицы
43 — Святитель Николай Мирликийский
44 — Преподобный Серафим Саровский

Самые почитаемые иконы Божьей Матери

Иконы Божьей Матери православные чтят особо. Она является их заступницей перед Господом и Своим Сыном Иисусом Христом, а на Руси считалась хранительницей и защитницей Земли Русской.

Обычно иконы Божьей Матери и Христа изображают Иисуса в виде младенца или маленького мальчика, делающего благословляющий жест, на руках у Богородицы. Некоторые самые древние иконы хранятся в музеях, но списки (копии) этих икон широко распространены, их можно увидеть в храмах и в домах верующих и даже неверующих.

Одним из древнейших дошедших до нас изображений Богородицы является Владимирская икона Божией Матери, которая хранится ныне в Храме Третьяковской галереи. По преданию, она была написана самим евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перевезена в Византию, а затем в Киев, откуда в 1155 была тайно вывезена во Владимир.

Перед этой иконой веками молились, когда наступали бедствия – войны, эпидемии. Ей молятся об исцелении тела и души и о защите от зла.

Казанская икона Божией Матери, великой Заступницы России и драгоценной национальной святыни, была обретена в 1579 году, когда сама Богородица явилась во сне простой девочке Матроне и рассказала, где искать ее образ. И действительно, на месте огромного пожарища чудесным образом была обнаружена икона со свежими и яркими красками. В Москве на Красной площади был построен собор в честь Казанской иконы Богородицы.

Перед ней молились воины накануне Полтавской битвы и во время Отечественной войны 1812 года; в Великую Отечественную войну она помогала жителям блокадного Ленинграда. Известно немало случаев, когда эта икона помогала чудесным образом исцелиться, вернуть зрение, выздороветь умирающим.

Смоленская икона Божией Матери считается родовой иконой русских князей. Она носит название Одигитрия, то есть Путеводительница. Смоленская икона Божией Матери попала на Русь из Византии и спасла Смоленск в 1238 году от войск хана Батыя.

Ей молятся об исцелении от болезней, обретении мира в семье, разрешении сложных жизненных проблем.

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» отличается от других изображением Христа как щита – символа защиты и победы. В летописи рассказывается удивительная история ее помощи новгородцам в 1170 году. В 1352 году она помогла сотням людей исцелиться от чумы.

Ей молятся о ниспослании мира в семье, об излечении от слепоты и других недугов.

В чем помогает образ Спасителя

Иконы Спасителя – это символ девственно-чистой веры всех христиан. В тяжкие моменты жизни, склонив колени пред Святой иконой, обратив свои молитвы к Господу, просят у него защиты, утешения, помощи в делах, излечения от болезней духовных и телесных. Если обратится к Всевышнему, с чистейшей, глубокой и искренней верой, которая живет в сердце верующего, то Он, непременно услышит Вас и протянет руку помощи.

  • К Спасу Вседержителю обращаются за помощью в любых трудностях: болезнях, печалях и неразрешимых ситуациях.
  • К Спасу Нерукотворому принято обращаться молитвой об исцелении недугов телесных и душевных, избавлении от тревог и грешной мысли, для наставления на путь истины.
  • Икона Иисуса Христа помогает и оберегает от всякого действия темной силы, от завистливых, хитрых и злобных людей, а так же дарует покой в доме и семье.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Ангела Хранителя помогает в удаче и не только

Какие бывают иконы Богородицы?

Церковные историки Никифор Каллист и монах Епифаний сохранили для нас сведения о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии непременно пурпурный мафорий (покрывало замужней женщины, закрывающее голову и плечи), и туника (длинное платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах.

Самым распространенным типом изображений Богородицы является Оранта.  На изображении Богородица стоит в полный рост с распростертыми в сторону руками, с развернутыми ладонями наружу. Этот жест символизирует заступническую молитву.

К таким иконам относится, например, известная в России икона Пречистой Девы «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся в избавлении от пьянства. О том, в каких случаях и перед какой иконой в своих нуждах молятся верующие, мы подробном поговорим ниже.

Владимирская икона Божией Матери

Иконографический тип Елеуса (Умиление) наиболее был популярен в сюжетах древнерусской иконописи. Здесь Богородица представлена с младенцем Иисусом на руках и прижимающимся к Ее щеке. Самые известные русские иконы, такие как «Владимирская» или «Почаевская»  — наиболее яркие примеры данного типа.

Среди икон Одигитрии характерной особенностью является Пречистая Дева с младенцем Христом правая рука которого зажата в благословляющем двуперстном жесте, а в левой держится свиток или книга. Например, «Казанская» икона Богородицы относится к данному типу.

Казанская икона Божией Матери

Панахранта или «Всемилостивая» серия богородичных икон представляет собой Божью Матерь, сидящую на троне, что символизирует Ее царственное величие. Одной из самых известных икон этого типа считается «Всецарица».

икона Богородицы “Всецарица

А вот на изображениях Агиосоритисса Богородица изображается в повороте в три четверти рук с молитвенным сложением рук. К типу этой иконы можно отнести «Боголюбскую» Богородицу (по имени князя Андрея Боголюбского). Получив широкое распространение в Византии, Агиосоритисса была популярна и в древнерусском церковном искусстве.

Боголюбская икона Божией Матери

Немного истории

С древних времен сложился определенный канон, которому должны были неукоснительно иконописцы. Имена некоторых из них широко известны (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий), другие остались безымянными, но написанные ими иконы до сих пор поражают силой воздействия.

Так, изображение креста ассоциируется с мученическим подвигом Спасителя, указующий перст символизирует промысел Божий. Символическое значение имеет всё: композиция, позы, жесты, даже выбор цветов.  Церковные каноны иконописи регламентируют каждую деталь, чтобы посыл от иконы дошел до молящихся однозначно, не допуская каких–либо еретических толкований.

Характерно, что нет икон, где Богородица была бы изображена вместе с взрослым Иисусом. Тем самым подчеркивается величие ее подвига – Матери, отдавшей своего Сына–младенца в жертву за все человечество. Иконы Богородицы и Спасителя согласно старинному обычаю должны находиться в киоте в красном углу, на который каждый вошедший в дом крестится. Этими иконами родители благословляли жениха и невесту, поэтому они получили название венчальных (парных) икон.

Иконы в разных комнатах

Церковь говорит, что можно и нужно рассредоточить иконы по разным комнатам.

В кухне уместно будет разместить изображения Спасителя. Возле обеденного стола можно повесить икону «Тайная вечеря».

В детской вешают образ Ангела-Хранителя, в большинстве случаев, или же Небесного защитника малыша, т.е. именную икону.

На входе в жилище дозволяется разместить крест или икону с изображением Покрова Пресвятой Богородицы.

В спальне также можно повесить иконы, хоть и существует мнение что этого делать нельзя. Но это не так, ведь супружеская близость не греховна. В спальне иконы нужно размещать у изголовья кровати.

А если у Вас возникли затруднения с выбором икон или дополнительные вопросы, то Вы всегда можете написать нам через форму обратной связи и мы с удовольствием Вам поможем.

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (то есть это изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл. Пресвятая Богородица является нашей Путеводительницей ко Христу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на нас благодать Божию, заступаясь за нас пред Христом. С другой же стороны, являясь человеком по природе, Матерь Божия ведет и каждого из нас ко Христу.

  • Фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем человеческого рода.
  • На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
  • Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет Матерь Божию, а в Ее лице и всех христиан. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
  • Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Это особо акцентирует человека на духовный диалог с Господом и Его Пречистой Матерью. Взгляды, обращенные Богородицей и Христом на молящегося, выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.
  • Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед Своим Сыном – Господом Иисусом Христом. Ведь именно Христос – это Путь, Жизнь и Истина для каждого христианина. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас. Этот смысл наиболее просматривается в иконах типа «Одигитрия», где Богородица указует рукой на Христа. Казанский образ – оплечный, поэтому указания рукой мы не видим. Однако, несмотря на это, смысл остается таким же, только в Казанском образе он скрыт от поверхностного взгляда.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories
Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

Иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

Иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы
СОДЕРЖАНИЕ
0
69
18 сентября 2020

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Старинная икона

Это интересно: Икона Христос Пантократор: это необходимо знать

Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах

В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:

Спас Нерукотворный (Мандилион)

По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.

Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.

Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).

Спас Эммануил

Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.

Деисус

Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.

Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение»[1] нашей религиозности

Юрий Ру­бан

Тер­мин «Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» упо­треб­ля­ет­ся в цер­ков­ном язы­ке в двух зна­че­ни­ях:

как опре­де­лен­ный тип ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и

как рус­ский пра­во­слав­ный празд­ник этой Ико­ны, от­ме­ча­е­мый 10 де­каб­ря (27 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю). От­сю­да и двой­ное на­зва­ние празд­ни­ка в совре­мен­ном рус­ском пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре: « ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Зна­ме­ние». Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду».

Ико­на изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, мо­лит­вен­но под­ни­ма­ю­щую Свои ру­ки: на гру­ди Ее, на фоне круг­ло­го щи­та, – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец. Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на в пол­ный рост (сто­я­щей) или по по­яс. Та­кое изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых ико­но­пис­ных об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – он обо­зна­ча­ет­ся ла­тин­ским тер­ми­ном Оран­та, Мо­ля­ща­я­ся – и оли­це­тво­ря­ет За­ступ­ни­цу ми­ра (в этом пер­вом зна­че­нии тер­мин «Зна­ме­ние», ве­ро­ят­но, свя­зан с из­вест­ным мес­си­ан­ским про­ро­че­ством, Ис.7:14). Ико­ны дан­но­го ти­па по­яви­лись впер­вые на Ру­си в XI–XII вв. У нас эту ико­ну ста­ли счи­тать за­ступ­ни­цей от вра­гов, и это свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем чу­до­твор­ной нов­го­род­ской ико­ны в 1170 г. В свя­зи с этим и воз­ник­ло на­зва­ние «Зна­ме­ние» в зна­че­нии «знак ми­ло­сти со сто­ро­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Со­глас­но рас­ска­зам ле­то­пи­сей, в тот год со­еди­нен­ные си­лы удель­ных кня­зей, вла­ди­ми­ро-суз­даль­цев, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, оса­ди­ли Ве­ли­кий Нов­го­род. Дни и но­чи мо­ли­лись нов­го­род­цы Гос­по­ду, умо­ляя не оста­вить их в бе­де. На тре­тью ночь ар­хи­епи­ско­пу Иоанну был див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий взять из церк­ви Пре­об­ра­же­ния об­раз Бо­го­ма­те­ри и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния ико­ны од­на из стрел про­тив­ни­ка вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик, и из глаз Бо­го­ро­ди­цы по­тек­ли сле­зы. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов на­пал ужас, и они ста­ли по­би­вать друг дру­га. Всту­пив в бой, обод­рен­ные нов­го­род­цы по­бе­ди­ли.

Ес­ли быть ис­то­ри­че­ски точ­ным, то сле­ду­ет от­ме­тить, что са­мо чу­дес­ное из­бав­ле­ние нов­го­род­цев от вра­гов про­изо­шло 25 фев­ра­ля, в сре­ду вто­рой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Цер­ков­ная же да­та, 27 но­яб­ря юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, воз­ник­ла, как пред­по­ла­га­ют ис­то­ри­ки, по­то­му, что, во-пер­вых, празд­но­вать та­кое со­бы­тие в дни Ве­ли­ко­го по­ста неудоб­но; а, во-вто­рых, по­то­му, что в этот день, ве­ро­ят­но, празд­но­вал свои име­ни­ны то­гдаш­ний нов­го­род­ский по­сад­ник Якун (в кре­ще­нии Иа­ков). Дей­стви­тель­но, 27 но­яб­ря Цер­ковь чтит па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на (421 г.).

Та­ким об­ра­зом, празд­ник уста­нов­лен в па­мять од­но­го из эпи­зо­дов кро­ва­вой и бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­цы в раз­дроб­лен­ной Ки­ев­ской Ру­си, ко­гда один «пра­во­слав­ный» князь шел на дру­го­го, и каж­дый из них при­зы­вал се­бе в по­мощь Хри­ста и Бо­го­ма­терь! (Ес­ли за­щи­ща­ю­щи­е­ся еще мог­ли быть оправ­да­ны, то на­па­дав­шие по­доб­ны­ми мо­лит­вен­ны­ми при­зы­ва­ми яв­но ко­щун­ство­ва­ли.) Эти по­сто­ян­ные рас­при ослаб­ля­ли стра­ну и бы­ли на ру­ку мон­го­ло-та­та­рам, по­оче­ред­но раз­би­вав­шим вой­ска нера­зум­ных кня­зей-по­лу­языч­ни­ков, не же­лав­ших по­сту­пить­ся мест­ни­че­ски­ми ам­би­ци­я­ми и объ­еди­нить­ся да­же пе­ред ли­цом этой «апо­ка­лип­ти­че­ской» опас­но­сти. Учре­див этот празд­ник (празд­ник для нов­го­род­цев, но не для их про­тив­ни­ков!), во вре­мя ко­то­ро­го мы вспо­ми­на­ем, как не долж­ны ве­сти се­бя хри­сти­ане, Цер­ковь сде­ла­ла его гроз­ным предо­сте­ре­же­ни­ем всем по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям. К со­жа­ле­нию, уро­ка это­го зна­ме­ния нам ока­за­лось недо­ста­точ­но, и Бо­го­ма­терь вы­нуж­де­на бы­ла по­пустить для на­ше­го вра­зум­ле­ния в на­ча­ле XVII-го, а осо­бен­но в XX-м сто­ле­тии та­кие ужас­ные «зна­ме­ния», ка­ких еще не зна­ло че­ло­ве­че­ство. Из­вле­чем ли мы из них урок – «вот в чем во­прос»? Но­вые «зна­ме­ния» мо­гут стать по­след­ни­ми в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва.

При­ме­ча­ния

Каковы основные типы иконографии Спасителя?

Иконография Господа Иисуса Христа включает множество направлений, в том числе, связанных с Праздничным циклом (впрочем, иконография Праздников обычно рассматривается как самостоятельное направление иконописи).

В качестве основных иконографических типов Спасителя чаще всего выделяют пять: Спас Нерукотворный, Господь Вседержитель (Пантократор), Спас в силах, Спас Эмануил (Еммануил), Спас на престоле.

Согласно Преданию Церкви, иконы этого типа воспроизводят прижизненный образ Христа, явленный вследствие чуда.

История связывает это чудо со следующими событиями. Когда Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни (проказы), узнал про совершаемые Христом чудеса, он послал к Нему своего живописца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с приглашением посетить город Едессу. Выслушав Ананию, Христос отказал Авгарю в личном посещении, однако не отказал в Своей милости. Омыв лицо и потребовав принести убрус (плат), Христос отёрся. В результате на ткани платка отпечатлелся Его Божественный лик. Через Ананию плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.

Уверовав во Христа, Авгарь обратил к истинной вере своих подданных. Согласно его распоряжению, Нерукотворный Образ был размещён в нише над городскими воротами; он почитался как великая святыня. Когда один из потомков Авгаря, впав в грех идолопоклонства, захотел снять этот Образ, епископ Едесский, по наставлению свыше, тайно замуровал нишу, скрыв Образ за глиняной доской.

Со временем о местонахождении Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу осадило войско персидского царя Хозроя I, Небесная Владычица, явившись архиерею Евлалию (Евлавию), указала на Образ и повелела извлечь его из городской стены. Ниша была вскрыта, и к удивлению присутствующих помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. По вознесении горожанами молитв к Богу и совершении Крестного хода (с Нерукотворным Образом) вражеское войско отступило, и город был избавлен от меча и позора.

Иконы «Спас Нерукотворный» в разных вариантах представляют лик Господа либо без намёка на плат, либо отображенным на плате (убрусе) или на черепице (чрепии). Два последних варианта определяются как «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» соответственно.

На изображениях этого иконографического типа Господь бывает представлен фронтально: в рост или в форме поясного изображения.

Его десница пишется сложенной в жесте благословения — в знак благословения всех людей на избавление от греха и стяжание Царства Небесного. В левой руке Искупителя воспроизводится раскрытое или закрытое Евангелие, либо свиток. Как Книга, так и свиток указывают на Евангельскую проповедь; с другой стороны Книга указывает на Книгу жизни.

Основная идея сюжета: Господь представлен в образе Всемогущего, Всевластного Царя (Пантократора, Вседержителя).

Характерной особенностью икон этого плана является то, что восседающий на престоле Спаситель изображается на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба (квадрата), вписанного в синий овал (круг, эллипс), который, в свою очередь, «наложен» на красный четырехугольник, в углах коего, выступающих из-за контура овала, расположены символы четырех Евангелистов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).

Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни)

Иконография этого сюжета отображает эсхатологический мотив, являя Мессию в величии Небесной славы, Таким, Каким Он явится при кончине веков, чтобы судить мир.

Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцавшего Господа, носимого ангельскими силами, представленными под образом таинственных животных (Иез.1:4-28).

Иконы этого направления представляют Христа в образе Отрока или Младенца — Эммануила, располагающегося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эммануил, озвученное через пророка Исаию, означает «С нами Бог» (Ис.7:14).

Иконографией этого вида с особой выразительностью оттеняется мысль о цели Пришествия Сына Божьего в мир — Спасении человека, призвании всех людей в Царство Божье.

Сюжет икон этого типа близок по содержанию сюжетам изображений «Господь Вседержитель». Христос предстает величественно и торжественно восседающим на престоле, как Царь Славы, Судья и Правитель мира.

Внешним отличием является то, что Евангелие располагается на колене Христа, и Сам Он изображается в полный рост.

Каковы основные типы иконографии Божьей Матери?

В иконографии Божьей Матери традиционно выделяют следующие типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса

Оранта — один из наиболее древних образов Божьей Матери. В древности изображения молящейся жены нередко относились к христианам вообще, символизируя порыв души к Богу. Позднее этот образ закрепился в иконографии Богородицы.

Будучи Матерью Христа по человеческому естеству, а также в силу особой святости, праведности, нравственной чистоты Дева Мария имеет особенное дерзновение к Богу.

На иконах типа «Оранта» Она бывает представлена фронтально, с воздетыми кверху руками, в знак искренней, напряженной молитвы, как Заступница и Ходатаица перед Господом, Небесная Владычица.

Поясные (а иногда и ростовые) изображения Молящейся Богородицы с Младенцем (Отроком) Христом, отмеченным в медальоне, относятся к типу «Знамение».

Слово «знамение» сближается по смыслу со словом «чудо». Иконография «Знамения» с яркой выразительностью указывает на величайшее чудо в истории мира — Воплощение Сына Божьего ради Спасения людей.

Иконы, принадлежащие этому типу, являют Богородицу с Сыном. Обычно Господь бывает воспроизведен сидящим на Её левой руке.

В свою очередь в Его левой руке — изображается свиток, символизирующий Евангельскую проповедь. Десница Христа бывает сложена в жесте благословения, в знак того, что Он благословляет людей идти путём Света, Истины, Жизни.

По сюжету изображения Богоматерь указывает на Него (свободной рукой) как на Путь, Истину, Жизнь (Ин.14:6), подтверждая, что никто не приходит к Отцу, как только через Него (Ин.14:6).

На иконах этого вида Богородица изображается таким образом, что Её щека бывает нежно (с умилением) прижата к Младенцу-Христу. Через данную иконографическую деталь воспроизводится идея высокой и бескорыстной любви Богоматери к Сыну, особая духовная близость (что также подчеркивается и сопряженностью Их нимбов).

Сын Божий может изображаться сидящим как на Её левой, так и на Её правой руке.

В более пространной интерпретации подобного рода иконы указывают на единение земного и Небесного, на близость Христа и Его Церкви, на близость к Богу всякой христианской души.

***

Протоиерей Алексий Уминский:
Почитание святых икон является не только эстетическим, но прежде всего почитанием догматическим и существенно важно для осуществления нашей веры. Мы знаем, что в Ветхом завете существовало запрещение изображать всякий образ

И понятно почему: ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и непознаваем, и следовательно не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, И поэтому всякое изображение того, кого невозможно даже представить, понять и познать, обязательно будет ложью. А ложный образ – это идолообраз, уводящий от истины. Поэтому в Ветхом завете запрещалось изображение Божества

Мы знаем, что в Ветхом завете существовало запрещение изображать всякий образ. И понятно почему: ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и непознаваем, и следовательно не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, И поэтому всякое изображение того, кого невозможно даже представить, понять и познать, обязательно будет ложью. А ложный образ – это идолообраз, уводящий от истины. Поэтому в Ветхом завете запрещалось изображение Божества.

Почему же новозаветный образ существует и торжествует? Потому что Бог явился нам во плоти, Сын Божий воплотился, стал одним из нас, стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, человеческую душу. Изображая Господа, мы тем самым утверждаем, что Господь возвысил человека, возвысил каждого из нас. Он принял на себя нашу человеческую природу абсолютно окончательно и до конца, и ничто в природе не осталось не уврачеванным, не осталось не спасенным. Мы изображаем Лик нашего Спасителя, потому что мы знаем, что этот лик Он оставил нам в Своем Евангелии, этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.

***

Икона — это не объект поклонения, это только видимый знак присутствия Бога и святых, «контактный» предмет. Кумир, в отличие от иконы, — это то, что подменяет сам объект поклонения.митр. Питирим (Нечаев)

***

См. ИКОНОПОЧИТАНИЕ, ИКОНОСТАС, ОБНОВЛЕНИЕ ИКОНЫ, СПИСОК ИКОНЫ, ОБРАЗОК, ЦЕЛОВАНИЕ ИКОН, КЛЕЙМА, ДЕИСИС, ИЗВОД, ФРЕСКА, КИОТ, СКЛАДЕНЬ, АНАЛОЙ, СПАС, АГИОГРАФИЯ

Чудо с грошиками

Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.

Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.

Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.

Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.

Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»

На месте сгоревшей часовни был построен храм в честь прославленной иконы. После революции Скорбященский храм был взорван, но чудотворная икона сохранилась в семье прихожан. В годы Великой Отечественной войны святой образ поместили в Свято-Троицком храме. Великое множество людей, молясь перед этой иконой, получили от Божией Матери утешение в нечеловеческих испытаниях и скорбях, обрушившихся на ленинградцев в страшные годы блокады.

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы.  Слово ΙΧΘΥΣ (по — гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Тексты

Прежде чем помолиться курской иконе, надо ознакомиться с примерами текстов.

Молитва

Есть две распространенные молитвы, которые зачитывают лику Богородицы.

Разрешение трудной ситуации

«О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь».

Очищение души от негатива

«Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь».

Акафист

«Избранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велегласно возопиим:
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая».

Тропарь

«Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость».

Кондак

«Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало».

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже показала еси преславное знамение».

Биография Богородицы

Дева Мария была вымоленным ребенком. Ее родители — благочестивые Иоаким и Анна — до преклонных лет были бездетными, но Господь внял их молитвам, и спустя 50 лет после заключения брака у них родилась девочка. В возрасте трех лет родители отдали Марию в приют при Иерусалимском храме, где она росла и воспитывалась до 12 лет, что в те времена считалось совершеннолетием.

Мария хотела посвятить свою жизнь служению Господу, но по законам тех лет она должна была выйти замуж. Ее обручили с плотником Иосифом, который уже достиг преклонных лет, а потому их брак не был браком в полной мере. Скорее, праведный Иосиф стал опекуном Марии, которая к тому времени осталась сиротой.

Мария жила у мужа в Назарете. Именно там к ней явился Ангел Господень и возвестил о том, что она родит сына от Святого Духа, который станет Спасителем.

Иисус родился в хлеву в Вифлееме, куда Мария и Иосиф прибыли для участия в переписи населения. Его жизнь описана в Евангелии. Богородица была рядом со Спасителем всю его земную жизнь, которая трагически оборвалась на Голгофе.

После Вознесения Иисуса Богоматерь осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Мария усердно молилась Господу, чтобы скорее воссоединиться с сыном, и когда она отошла к Богу, тут же раздалось ангельское пение.

О помощи в женитьбе и замужестве

Пожалуй, одной из самых известных икон и праздников в России считается «Покров» Пресвятой Богородицы. Во времена правления Льва Мудрого в Константинополе во Влахернской Церкви на всенощном бдении людям явилась Пресвятая Богородица с омофором (покровом) в руках и множество святых, сопровождавших Ее. Город как раз находился в осаде и после явления войска неприятеля отступили. На Руси праздник Покрова традиционно широко отмечался, так как символизировал осень, время, когда крестьяне завершали полевые работы. На Покров игралось много свадеб.

Верующие издавна прибегают к образу Покрова Пресвятой Богородицы в просьбах об устроении личной жизни, решении финансовых и бытовых проблем, защите от сплетен и ссор, о благополучном путешествии, решении судебных споров и даже в похудении. Память иконы отмечается 14 октября.


Икона Покров Пресвятой Богородицы

В нашей статье представлены лишь несколько икон среди двух с половиной сотен, почитаемых Русской Церковью. Такое количество сюжетов говорит о любви православного народа к Богородице с одной стороны и Ее безотказности в помощи людям – с другой.

Главное – приступать к Матери Божьей с чистым сердцем, искренним желанием получить поддержку и заступление, устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански.

Комментировать
0
69
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев