СОДЕРЖАНИЕ
0
0
02 сентября 2020

Древнерусские семейные иконы

Главными  иконами-хранительницами семейного очага, которые принято особенно почитать в домашнем русско-православном очаге, являются разные священные образы. Среди них, самыми сильными иконами для дома следует отметить следующие:

Святая Троица

На ней изображены лица, отражающие в своём образе важное христианское вероучение, которое является догматом. Эту икону нужно иметь в доме для семейного счастья

Поскольку Святая Троица способна избавить людей от многих проблем. Она помогает очистить разум и внутреннюю душу от совершенных грешных и негативных деяний, а подрастающих юных членов семьи направить на истинный путь добра и понимая

Эту икону нужно иметь в доме для семейного счастья. Поскольку Святая Троица способна избавить людей от многих проблем. Она помогает очистить разум и внутреннюю душу от совершенных грешных и негативных деяний, а подрастающих юных членов семьи направить на истинный путь добра и понимая.

Казанская Богородица

Она является универсальной святыней семейного счастья и благополучия. И поэтому данную икону можно просить во время прочтения молитвы о чем угодно. Её колоссальное значение для дома и семьи, прежде всего, выражается в устранении болезней, возникающие у больного с разной степенью тяжести.

Спас Нерукотворный

Этот образ принимал участие во многих решающих битвах, в последствие которых, русскому государству удавалось одержать многочисленное количество побед, сохранив при этом жизни многих членов семьи. Это одна из главных причин, благодаря которой, за данной святыней закреплен статус иконы покровительницы семьи.

Мощи Николая Чудотворца

Это икона для защиты дома и семьи от злых людей. Перед ней молятся, чтобы сотворить уникальное чудо, способное переломить и кардинально исправить сложившуюся ситуацию.  Она помогает померить враждующих родственников, справиться с различными опасными заболеваниями и помочь в принятии сложного решения.

Икона Петра и Февронии

Она является главным символом семьи любви и верности, помогая молодым супругам, навсегда сохранить любовь и взаимную искренность в отношении друг друга.

Находясь прямо перед одной из всех выше представленных икон, члены семьи могут получать благословение дома.

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что  образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва

Именины Дионисия, Диониса, Дениса день ангела Дионисия, Диониса, Дениса

Что означает имя Дионисия, Диониса, Дениса?

В переводе с греческого Имя Дионисия, Диониса, Дениса означает — «Посвященный Дионису», божеству жизненных сил, природы, виноделия.

Даты именин Дионисия, Диониса, Дениса, даты дня Ангела.

(в скобочках указана даты именин по старому стилю)

17 (4) января — священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский († 96).

23 (10) марта — мученик Дионисий (250-258).

29 (16) марта — праведный Дионисий (ок. 362).

4 мая (21 апреля) — мученик Дионисий Пергийский, воин (138-161).

19 (6) мая — мученик Дионисий.

25 (12) мая — преподобный Дионисий Радонежский († 1633; рус.).

31 (18) мая — мученик Дионисий.

14 (1) июня — преподобный Дионисий, игумен Глушицкий († 1437; рус.).

16 (3) июня — мученик Дионисий (249-251).

8 июля (25 июня) — преподобный Дионисий Афонский.

9 июля (26 июня) — святитель Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; рус.).

Советуем изучить  Поздравления с рождеством в прозе своими словами

17 (4) августа — мученик Дионисий, отрок Ефесский (ок.250).

31(18) августа—священномученик Дионисий (ок. 300).

10 сентября (28 августа) — преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (XV в.; рус,).

12 сентября (30 августа) — преподобный Дионисий Островский (рус.).

18 (5) сентября — мученик Дионисий.

16 (3) октября — священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский († 96), и преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (XV в.; рус.).

18 (5) октября — священномученик Дионисий, епископ Александрийский (264-265).

28 (15) октября — святитель Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; рус.).

4 ноября (22 октября) — мученик Дионисий, отрок Ефесский (ок. 250).

14 (1) ноября — преподобный Дионисий Афонский.

2 декабря (19 ноября) — мученик Дионисий.

12 декабря (29 ноября) — священномученик Дионисий, епископ Коринфа.

30 (17) декабря — святитель Дионисий, архиепископ Егинский.

Что значит приставка к имени святого: «святитель», «преподобный» и другие? Прочитать о святых и их чинах

Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера.

Спас. Звенигородский чин. Андрей Рублев

Продолжая и развивая наследие Андрея Рублева, Дионисий создавал произведения, отражавшие подъем русской культуры в эпоху сложения централизованного Русского государства. К концу XV – началу XVI веков присоединением к Москве Новгорода, Пскова и Твери завершился процесс объединения русских земель в единое государство. Осенью 1480 года была одержана бескровная победа на реке Угре, ознаменовавшая окончательное падение ордынского ига.

Новое положение Москвы как столицы единого, обширного европейского государства породило необходимость перестройки Московского Кремля. В конце XV век при Иване III заново возводятся Успенский собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489), строится церковь Ризположения (1484-1486).

С этим периодом связано творчество крупнейшего после Андрея Рублева художника Древней Руси – Дионисия. Он работал в обстановке духовного подъема, грандиозного строительства в Москве, и в то же время напряженных эсхатологических настроений, связанных с ожиданием конца света по истечении седьмой тысячи лет (по старому русскому летоисчислению).

Богоматерь. Дионисий и мастерская. 1490-е или 1502-1503 год

Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего публициста, писателя и общественного деятеля того времени Иосифа Волоцкого. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.

Годы жизни Дионисия не установлены точно – родился около 1450, умер около 1520 года. Имел двух сыновей-иконописцев – Феодосия и Владимира, и третьего сына Андрея.

Зачем освящать иконы?

Смысл освящения икон выражен в молитве, которую читает священник при освящении иконы: «Воззри на эти иконы, которые рабы Твои в честь и славу Тебя <…> создали, благослови их и освяти, и подай им силу целебную, все козни диавольские прогоняющую, и сделай, чтобы все, прилежно пред ними молящиеся были услышаны, и милость Твоего человеколюбия обрели, и благодать получили».

По словам С.В. Алексеева, «освящение – это, можно сказать, благословение, которое дает от лица всей Церкви священнослужитель на использование предмета или изображения для Богообщения. Применительно к святым иконам освящение – это также критерий оценки их богословского содержания и, соответственно, разрешение на участие в литургической жизни Церкви. Сомнительные по содержанию и технике выполнения иконы благословения не получают.
Не будем судить о том, происходят ли изменения в физической природе предмета в момент его освящения, но с точки зрения нравственной – эти изменения очевидны. Меняется не только статус предмета, но и отношение человека к нему».

Московский период

После аннексии чужих земель князь Иван III начинает постройку соборов, чтобы придать своему Кремлю столичный размер. Но с Церковью Успения не задалось: ее возводили псковские зодчие Мышкин и Кривцов, но, как это у нас часто водится, качественные строительные материалы расхитили, отчего почти законченная конструкция рухнула. Царь решил пригласить иностранных зодчих, и выписал из Италии известного болонского архитектора Аристотеля Фиорованти. Тот начал работу в 1475 году. Картели же Дионисия, куда входили, помимо самого мастера, некие «Коня, Ярец да поп Тимофей», выделили авансом 100 целковых. Когда фрески были написаны и пришли царь с боярами принимать работу, то, как пишет скупой на поэтические сравнения летописец, они, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесях стоящими…».

Каковы основные типы иконографии Божьей Матери?

В иконографии Божьей Матери традиционно выделяют следующие типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса

Оранта — один из наиболее древних образов Божьей Матери. В древности изображения молящейся жены нередко относились к христианам вообще, символизируя порыв души к Богу. Позднее этот образ закрепился в иконографии Богородицы.

Будучи Матерью Христа по человеческому естеству, а также в силу особой святости, праведности, нравственной чистоты Дева Мария имеет особенное дерзновение к Богу.

На иконах типа «Оранта» Она бывает представлена фронтально, с воздетыми кверху руками, в знак искренней, напряженной молитвы, как Заступница и Ходатаица перед Господом, Небесная Владычица.

Поясные (а иногда и ростовые) изображения Молящейся Богородицы с Младенцем (Отроком) Христом, отмеченным в медальоне, относятся к типу «Знамение».

Слово «знамение» сближается по смыслу со словом «чудо». Иконография «Знамения» с яркой выразительностью указывает на величайшее чудо в истории мира — Воплощение Сына Божьего ради Спасения людей.

Иконы, принадлежащие этому типу, являют Богородицу с Сыном. Обычно Господь бывает воспроизведен сидящим на Её левой руке.

В свою очередь в Его левой руке — изображается свиток, символизирующий Евангельскую проповедь. Десница Христа бывает сложена в жесте благословения, в знак того, что Он благословляет людей идти путём Света, Истины, Жизни.

По сюжету изображения Богоматерь указывает на Него (свободной рукой) как на Путь, Истину, Жизнь (Ин.14:6), подтверждая, что никто не приходит к Отцу, как только через Него (Ин.14:6).

На иконах этого вида Богородица изображается таким образом, что Её щека бывает нежно (с умилением) прижата к Младенцу-Христу. Через данную иконографическую деталь воспроизводится идея высокой и бескорыстной любви Богоматери к Сыну, особая духовная близость (что также подчеркивается и сопряженностью Их нимбов).

Сын Божий может изображаться сидящим как на Её левой, так и на Её правой руке.

В более пространной интерпретации подобного рода иконы указывают на единение земного и Небесного, на близость Христа и Его Церкви, на близость к Богу всякой христианской души.

Советуем изучить  Икона 40 севастийских мучеников

***

Протоиерей Алексий Уминский:
Почитание святых икон является не только эстетическим, но прежде всего почитанием догматическим и существенно важно для осуществления нашей веры. Мы знаем, что в Ветхом завете существовало запрещение изображать всякий образ

И понятно почему: ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и непознаваем, и следовательно не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, И поэтому всякое изображение того, кого невозможно даже представить, понять и познать, обязательно будет ложью. А ложный образ – это идолообраз, уводящий от истины. Поэтому в Ветхом завете запрещалось изображение Божества

Мы знаем, что в Ветхом завете существовало запрещение изображать всякий образ. И понятно почему: ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и непознаваем, и следовательно не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, И поэтому всякое изображение того, кого невозможно даже представить, понять и познать, обязательно будет ложью. А ложный образ – это идолообраз, уводящий от истины. Поэтому в Ветхом завете запрещалось изображение Божества.

Почему же новозаветный образ существует и торжествует? Потому что Бог явился нам во плоти, Сын Божий воплотился, стал одним из нас, стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, человеческую душу. Изображая Господа, мы тем самым утверждаем, что Господь возвысил человека, возвысил каждого из нас. Он принял на себя нашу человеческую природу абсолютно окончательно и до конца, и ничто в природе не осталось не уврачеванным, не осталось не спасенным. Мы изображаем Лик нашего Спасителя, потому что мы знаем, что этот лик Он оставил нам в Своем Евангелии, этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.

***

Икона — это не объект поклонения, это только видимый знак присутствия Бога и святых, «контактный» предмет. Кумир, в отличие от иконы, — это то, что подменяет сам объект поклонения.митр. Питирим (Нечаев)

***

См. ИКОНОПОЧИТАНИЕ, ИКОНОСТАС, ОБНОВЛЕНИЕ ИКОНЫ, СПИСОК ИКОНЫ, ОБРАЗОК, ЦЕЛОВАНИЕ ИКОН, КЛЕЙМА, ДЕИСИС, ИЗВОД, ФРЕСКА, КИОТ, СКЛАДЕНЬ, АНАЛОЙ, СПАС, АГИОГРАФИЯ

Каковы основные типы иконографии Спасителя?

Иконография Господа Иисуса Христа включает множество направлений, в том числе, связанных с Праздничным циклом (впрочем, иконография Праздников обычно рассматривается как самостоятельное направление иконописи).

В качестве основных иконографических типов Спасителя чаще всего выделяют пять: Спас Нерукотворный, Господь Вседержитель (Пантократор), Спас в силах, Спас Эмануил (Еммануил), Спас на престоле.

Согласно Преданию Церкви, иконы этого типа воспроизводят прижизненный образ Христа, явленный вследствие чуда.

История связывает это чудо со следующими событиями. Когда Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни (проказы), узнал про совершаемые Христом чудеса, он послал к Нему своего живописца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с приглашением посетить город Едессу. Выслушав Ананию, Христос отказал Авгарю в личном посещении, однако не отказал в Своей милости. Омыв лицо и потребовав принести убрус (плат), Христос отёрся. В результате на ткани платка отпечатлелся Его Божественный лик. Через Ананию плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.

Уверовав во Христа, Авгарь обратил к истинной вере своих подданных. Согласно его распоряжению, Нерукотворный Образ был размещён в нише над городскими воротами; он почитался как великая святыня. Когда один из потомков Авгаря, впав в грех идолопоклонства, захотел снять этот Образ, епископ Едесский, по наставлению свыше, тайно замуровал нишу, скрыв Образ за глиняной доской.

Со временем о местонахождении Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу осадило войско персидского царя Хозроя I, Небесная Владычица, явившись архиерею Евлалию (Евлавию), указала на Образ и повелела извлечь его из городской стены. Ниша была вскрыта, и к удивлению присутствующих помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. По вознесении горожанами молитв к Богу и совершении Крестного хода (с Нерукотворным Образом) вражеское войско отступило, и город был избавлен от меча и позора.

Иконы «Спас Нерукотворный» в разных вариантах представляют лик Господа либо без намёка на плат, либо отображенным на плате (убрусе) или на черепице (чрепии). Два последних варианта определяются как «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» соответственно.

На изображениях этого иконографического типа Господь бывает представлен фронтально: в рост или в форме поясного изображения.

Его десница пишется сложенной в жесте благословения — в знак благословения всех людей на избавление от греха и стяжание Царства Небесного. В левой руке Искупителя воспроизводится раскрытое или закрытое Евангелие, либо свиток. Как Книга, так и свиток указывают на Евангельскую проповедь; с другой стороны Книга указывает на Книгу жизни.

Основная идея сюжета: Господь представлен в образе Всемогущего, Всевластного Царя (Пантократора, Вседержителя).

Характерной особенностью икон этого плана является то, что восседающий на престоле Спаситель изображается на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба (квадрата), вписанного в синий овал (круг, эллипс), который, в свою очередь, «наложен» на красный четырехугольник, в углах коего, выступающих из-за контура овала, расположены символы четырех Евангелистов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).

Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни)

Иконография этого сюжета отображает эсхатологический мотив, являя Мессию в величии Небесной славы, Таким, Каким Он явится при кончине веков, чтобы судить мир.

Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцавшего Господа, носимого ангельскими силами, представленными под образом таинственных животных (Иез.1:4-28).

Иконы этого направления представляют Христа в образе Отрока или Младенца — Эммануила, располагающегося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эммануил, озвученное через пророка Исаию, означает «С нами Бог» (Ис.7:14).

Иконографией этого вида с особой выразительностью оттеняется мысль о цели Пришествия Сына Божьего в мир — Спасении человека, призвании всех людей в Царство Божье.

Сюжет икон этого типа близок по содержанию сюжетам изображений «Господь Вседержитель». Христос предстает величественно и торжественно восседающим на престоле, как Царь Славы, Судья и Правитель мира.

Внешним отличием является то, что Евангелие располагается на колене Христа, и Сам Он изображается в полный рост.

Делиться верой через любовь призывал прп. Сергий

Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств, доцент кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ:

— Преподобному Сергию Радонежскому приписываются слова «воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего». О чем говорит преподобный?

Советуем изучить  Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии

— При жизни прп. Сергия князья враждовали друг с другом, несмотря на то, что всех их угнетали монголо-татары. Они не могли объединиться, хотя, заметим, все они были родственники, от единого Рюрикова рода. Более того, они сами приглашали на Русь монголо-татар грабить русские города, используя их в своей междоусобной борьбе.

Когда вас окружает неуверенность, всеобщая вражда, когда непонятно, на кого опереться, то человеком овладевает страх.

Единого закона нет, единой власти нет, все против всех… Поэтому преподобный Сергий говорит о «страхе розни мира сего». 

Слова преподобного Сергия относятся к учению Церкви о почитании Бога, Единого в трех Ипостасях, как единства любви, — это учение, открытое нам Господом Иисусом Христом в Евангелии. Церковь всегда молилась и молится во всех Богослужениях Святой Троице.

Но в древнейшие времена почитание Пресвятой Троицы было сосредоточено в других праздниках, —  в первую очередь, Богоявление и Преображение Господни – это воспоминание явления Святой Троицы. Пятидесятница – это День Сошествия Святого Духа на апостолов.

Обители  и храмы во имя Пресвятой Троицы сооружались очень редко. Преподобный Сергий создал обитель Пресвятой Троицы и показал нам, что, желая постичь учение о любви, мы должны начинать с почитания Святой Троицы, познаваемой чрез единого от Троицы Сына Божия — Господа Иисуса Христа.

Акцент на Троичности оказался чрезвычайно важным и нужным для русской Церкви и нашего народа в то тяжелое время. И этот опыт открыл, что спасение, преодоление страха достигается через любовь  и через любовь мы делимся своей верой с другими.

Икона прп. Андрея Рублева – это удивительно гармоничный отзыв на духовный шаг в сознании народа. Она стала не только русским, но и всемирным символом Троичности Божества.

Даже в протестантских храмах, где иконы не почитаются, а  воспринимаются как некие символы, эмблемы, можно встретить воспроизведения «Троицы» Рублева. Безусловно, это благодатный образ, навеянный Духом Святым.

«Роспись храма». Репродукция миниатюры из рукописи «Житие Сергия Радонежского» конца XVI века.

— Как влияет на иконописца время, в которое он пишет иконы? 

— Все люди молятся в разные времена по-разному. Когда мало молимся, Господь посылает испытания. Всякого рода переживания влияют на всех, в том числе и на иконописцев.

Вот сейчас эпидемия, и я знаю, что многие стали больше молиться.

В чине освящения иконы есть прошение о том, чтобы Господь дал целительную силу освящаемому образу, чтобы люди через него получали помощь Божию. Так неужели Господь не действует через рабов своих иконописцев и не дает им особую силу? Речь идет о настоящих иконописцах, которые молятся.

Как и у всех- когда нам трудно, мы больше молимся и нам Господь более помогает.

— Прп. Иосиф Волоцкий писал, что Андрей Рублев и Даниил Черный «созерцали иконы». Как это соотносится с тем, что нельзя представлять себе образов во время молитвы?

— Созерцать – не значит фантазировать, представляя себе образы, которых нет. Вот я стою на берегу реки – передо мной Волга. Я ее созерцаю и получаю от этого удовольствие. Так же мы смотрим на картины, слушаем музыку, читаем стихи, погружаясь в них.

К сожалению, мы потеряли этот навык – погружения в искусство. Нужно учиться созерцать, а не просто впитывать информацию о картинах, бегать по залам музея с записными книжками.

Всякое живописное произведение высокого уровня создается именно для созерцания. Тем более, для созерцания предназначены религиозные изображения.

Задача иконописца особая – он изображает Вечное, невечерний Свет, и призван пробудить чувство Вечности в зрителях.

Св. Иосиф говорит о том, что преподобный Андрей сам всю жизнь учился познавать Господа через духовную красоту истинного образа.

Лазарев В. Н.

115. Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1482 г. [VI-27. Богоматерь Одигитрия]

Самая ранняя из дошедших до нас станковых работ мастера — датируемая 1482 годом «Одигитрия» в Третьяковской галерее (илл. 115). Она происходит из собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Летописец сообщает, что при пожаре 1482 года эта икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, доска же ее сохранилась. И тогда Дионисию было поручено написать на той же доске икону «в той же образ»258. Иконографический тип Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) был весьма почитаем на Руси (особенно в Москве). Известно, что архиепископ Суздальский Дионисий вывез из Константинополя в 1381 году две точные копии с прославленного образа Одигитрии и поместил их в своем суздальском и в нижегородском соборах259. Возможно, что одна из этих копий попала в Вознесенский собор. Но это могла быть и другая реплика, подобная той, которая хранится в Третьяковской галерее (илл. VI‑27)260. Во всяком случае, Дионисий был здесь связан образцом, который он должен был точно повторить. Он полностью сохранил торжественную величавость образа и его иконную неприступность. Лики, как обычно у Дионисия, написаны очень мягко, без резких переходов от света к тени. Санкирь нанесен тонким слоем, подрумянка отсутствует, плави незаметно перетекают одна в другую. Это лишает лица рельефа и объема и в немалой степени способствует их дематериализации. Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния, навеяны рублевскими святыми. Они исполнены в очень тонкой миниатюрной технике, дающей хорошее представление о той манере письма мастера, когда он работал в небольшом масштабе.

258 Львовская летопись под 6990 (1482) годом. — .

259 Никоновская летопись под 6889 (1381) годом. — . Ср.: Голубинский Е. Е. История русской церкви, т. II, вторая половина тома. М., 1911 (на обложке: 1917), с. 606.

260 См.: Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. I, № 221, с. 262–263, ил. 172; Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л., 1967, ил. 244, аннотация на с. 321.

118. Мастерская Дионисия. Положение пояса и ризы Богоматери. Около 1485 года

С мастерской Дионисия связана превосходная икона «Положение пояса и ризы Богоматери» в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (илл. 118). Она происходит из деревянной церкви села Бородава, освященной в 1485 году. Эта икона

особенно важна в том отношении, что помогает уточнить время исполнения житийной иконы митрополита Петра в московском Успенском соборе, где клеймо с изображением «Посвящения патриархом Петра в митрополиты всея Руси» обнаруживает большую стилистическую близость к иконе из Бородавы. Последняя исключительно красива по своим светлым, праздничным краскам, среди которых преобладает красный цвет с излюбленным Дионисием розоватым оттенком.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Днем Николая Чудотворца Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем Без рубрики
0 комментариев

Короткие поздравления с Пасхой Без рубрики
0 комментариев