Икона Живоносный Источник

Икона Живоносный Источник

Икона Живоносный Источник
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
20 августа 2020

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Икона Божией Матери «Живоносный источник»

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Богослужение

Несмотря на известную дату явления Богоматери Льву Маркеллу, празднование обновления Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминание великих чудес, произошедших в храме, совершается не 4 апреля, а как правило в пятницу Светлой седмицы, в этот же день совершается и празднование одноимённой иконе. Однако 4 (17) апреля или 15 (28) апреля также почитается икона.

Служба обновления храма Живоприемного Источника написана Никифором Каллистом Ксанфопулом в XIV веке. На церковнославянский язык эта служба была переведена и добавлена в Цветную Триодь во второй половине XVII века Евфимием Чудовским. До XVII века этой службы в Русской церкви не было. В Цветной Триоди в этот день написано следующее указание: др.-греч. Ψάλλομεν τὴν παροῦσαν Ἀκολουθίαν, τὴν γεγονυῖαν παρὰ κυρίου Νικηφόρου Καλλίστου τοῦ Ξανθοπούλου, εἰς τὴν Ὑπεραγίαν καὶ Κυρίαν Δέσποιναν Θεοτόκον, τὴν Ζωοδόχον Πηγὴν· οὐ γὰρ εὕρομεν ὑπὸ τυπικοῦ τὴν τοιαύτην Ἀκολουθίαν, ἀλλ’ ἐτέθη δι’ ἀγάπην τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου — церк.-слав. Поє́мъ настоѧ́щєє послѣ́дованїє, бы́вшєє Ѿ господи́на нїки́фора ка́ллιста ѯанөопу́ла. На прєсвяту́ю госпожу́ влады́чицу Богоро́дицу живопрїє́мный исто́чникъ. Нє Бо ωбрєто́хомъ въ тѵ́пицѣ сицєва́гω послѣ́дованїѧ, но положи́сѧ люБвє́ ра́ди прєсвѧты́ѧ Богоро́дицы.

В самом богослужебном чине на вечерне к воскресным стихирам на «Господи воззвах» и на стиховне присоединяют стихиры в честь обновления храма Живоприемный Источник. На утрени поются два канона: Пасхе и Живоприемному Источнику, а также хвалительные стихиры Богородице. На литургии читается Апостол и Евангелие, посвященные Богородице.

В церковной традиции пятница Светлой седмицы выделяется особым образом. В этот день, впервые после Великой агиасмы, на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах.

1-ая Стихира с «Господи воззвах» и кондак обновления храма Живоприемный Источник
На греческом На церковнославянском (транслитерация)
1-ая Стихира глас 6. Подобен: Все возложше (Ἦχος πλ. β’. Ὅλην ἀποθέμενοι): Ξένα καὶ παράδοξα, τῶν οὐρανῶν ὁ Δεσπότης, ἐπὶ σοὶ τετέλεκε, καταρχὰς Πανάμωμε· καὶ γὰρ ἄνωθεν, ἐμφανῶς ἔσταξεν, ὑετὸς καθάπερ, ἐν τῇ μήτρᾳ σου Θεόνυμφε, Πηγὴν δεικνύων σε, σύμπαν ἀγαθὸν ἀναβλύζουσαν, πλημμύραν τε ἰάσεων, τὰς εὐεργεσίας προρρέουσαν ἅπασιν ἀφθόνως, τοῖς χρῄζουσι τὴν ῥῶσιν τῶν ψυχῶν, καὶ τήν ὑγείαν τοῦ σώματος, ὕδατι τῆς χάριτος. Стра́нная и пресла́вная Небе́с Влады́ка на Тебе́ соверша́ше изнача́ла Всенепоро́чная: И́бо свы́ше я́вственно ука́ну, я́коже дождь во утро́бе Твое́й Богоневе́сто, исто́чник Тя показу́я все благо́е вре́ющий, оби́лие же исцеле́ний, благодея́ния источа́ющий всем незави́стно, тре́бующим кре́пости душ, и здра́вие телесе́, водою́ благода́ти.
Кондак глас 8. (Ἦχος πλ. δ’): Ἐξ ἀκενώτου σου Πηγῆς θεοχαρίτωτε ἐπιβραβεύεις μοι πηγάζουσα τὰ νάματα, ἀενάως τῆς σῆς χάριτος ὑπὲρ λόγον· τὸν γὰρ Λόγον ὡς τεκοῦσαν ὑπὲρ ἔννοιαν, ἱκετεύω σε δροσίζειν με σῇ χάριτι, ἵνα κράζω σοι· Χαῖρε ὕδωρ σωτήριον. От неистощи́мыя Тя, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точа́щи во́ды Твоея́ благода́ти, приснотеку́щий па́че сло́ва. Я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла, молю́ Ти ся, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти: ра́дуйся, Во́до спаси́тельная.
Советуем изучить  Псалом 123

История возникновения иконы «Живоносный источник»

Хроника появления святого образа уходит к пятому столетию, если на то пошло рядом с Константинополем располагалась роща, которую, согласно преданию, посвятили свято чтимый Деве Марии. В этой роще протекал источник, памятный за счёт своих чудес, но с течением времени симпатия скрывался за зарослями кустарника и тины и постепенно абсолютно исчез.

В 450-м году воину по имени Левуся Маркелл (который впоследствии стал императором) довелось повстречать в данной роще заблудившегося слепого, военнослужащий помог ему отыскать тропу и посадил в тенёчке. А собственными глазами (видеть) отправился за водой, чтобы утолить жажду обессиленного путника. Ни с сего Лев услыхал, что его зовёт сама Приснодева, давшая ему задание обнаружить заброшенный источник и навить тину из него на глаза слепца.

Маркелл ес всё, что ему велели и случилось чудо – стихийный снова начал видеть. Ещё Богородица сказала Льву, почто он сядет за императорский трон, это вдобавок стало правдой по прошествии семи лет. Если же обещанное свершилось, Лев Маркелл вспомнил оборона Божью Матерь и дал распоряжение облагородить источник, учредить вокруг него круг из камней и на нём построить на основе церковь в честь Девы Марии.

Священному ключу императора дали заголовок «Живоносного источника», ведь он стал проявлять чудодейственную будь-будь Богородицы. Также назвали и новую икону, написанную спеца для данного храма.

В 6-м столетии императору Юстиниану Великому тоже пришлось испить воды из целебного источника, которая излечила его ото тяжёлого заболевания. На радостях он приказал повыстроить ещё один храм рядом с тем, что воздвиг Лев, а при нём организовали монастырь.

В 15-м веке, от случая к случаю разрушилась Византийская империя, аналогичная участь постигла и дарохранительница – его уничтожили мусульмане. Затем на его месте отстроили маленькую церквушку, которую равным образом снесли в 1821-м году, а сам источник засыпали. Хотя православные убрали развалины, почистили источник и вновь начали злоупотреблять его исцеляющей водицей. Впоследствии на этом месте построили новую кирха, при которой была организована больница с богадельней.

Фигура Божьей Матери «Живоносный источник» очень  почиталась у древних русичей. К примеру, в Саровской пустыне в гордость этого образа построили церковь. Все поражённые болезнями православные отправлялись точно по совету преподобного Серафима Саровского возносить молитвы у чудодейственного образа и их хвори чудесным образом проходили.

Предварительно настоящего момента икона «Живоносного источника» не утратила своей популярности. В частности в пятницу держи Светлой седмице, когда в христианских храмах завершается Богослужение, принято выполнение водосвятоного молебена у данного образа. А влага, освящённая на Литургии, применяется верующими для окропления своих садов и огородов.

Какими судьбами изображается на данном образе

Святыня демонстрирует нам восседающую в купели Царица небесная Божью, держащую младенца-Иисуса на руках. Попервоначалу источник не наносили на священный предмет, так впоследствии композиция была дополнена и Фиалой (чашей). А снова чуть позже икона изображается уже с водоёмом и фонтаном.

Рекомендательное письмо иконы, в чём она может помочь?

Многие личный состав интересуются характеристикой иконы «Живоносный источник» и тем, в нежели она спрсобна помочь. Нужно заметить, что вид Божьей Матери обладает намного более глубинной характеристикой и значением, нежели одни исцеляющие свойства святой водицы.

Он олицетворяет внешне саму Святую, которая в своём лоне выносила Спасителя сумме человечества и подарила жизнь вечную всем, кто верует в него и в его Отца и хранит веру обоим в своей душе.

Ваша милость можете встретить утверждение, что Бог выступает всей нашей Жизнью, а очаг – представляет женское начало, олицетворяет образ Богоматери. Как по этой причине российская иконописная традиция дарует данному лику наречение «Источной». А значит, это олицетворение начала, из которого истекает самочки жизнь (праздничный кондак обозначает его как Водоспасительницу alias Источнину Богоблагодатную).

Образ способствует исцелению духа и тела всех людей, живущих держи земле подобно настоящей заботливой матери, которая находится получи страже всего рода человеческого. Дальше рассмотрим, в каких однозначно проблемах эта икона окажет вам свою подсоба.

Кто такой Святой Николай

Святой Николай (Николаус) – это реальная личность, византийский епископ, прославившийся своей любовью к детям и помощью бедным. Жил он в III-IV веке. Святой Николай родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, юго – западной области Малой Азии. После смерти епископа города Миры, главный город Ликии (сейчас г. Демре в Турции) он был избран епископом этого города.

По преданию, Святой Николай родился в семье богатых греков-христиан, которые долго не имели детей и в молитвах пообещали Богу, что отдадут свое дитя на служение ему. Николай действительно стал священником, а впоследствии – епископом в современной Турции. Его имя значит «победитель народный», на других языках – Николас, Никлас, Клаус, Микулаш, Миклос, Нихол, т.д.

Когда его родители умерли, он получил огромное наследство, но не стал жить в роскоши, а отличился немалой щедростью, помогая бедным. О его деяниях за века сложено немало легенд.

Как рассказывает нам история про Святого Николая, он был чрезвычайно честным и добрым человеком. Видя сложное положение, в котором находились бедные люди, он всячески им помогал. Чтобы не унижать нуждающихся милостыней, он подкладывал свои подарки им под двери и окна. С течением времени, люди узнали о доброте Николая и начали сами к нему обращаться.

Еще будучи совсем молодым, он стал опекуном сирот и обездоленных. Он помогал всем, кто нуждался в помощи, утешал, защищал. Рассказывают легенды и о необычайной силе его молитв – как он успокоил бурю на море и спас рыбаков от неминуемой гибели. Имела его молитва и целебные свойства: исцелял калек и больных, спасал от смерти обреченных на казнь.

Существует интересное объяснение, почему Николай часто кладет подарки в носки – по легенде, он желал помочь трем бедным сестрам, которых из-за бедности никто не хотел брать себе в жены. Совсем бедно жила семья сестер, и Святой Николай решил спасти их – он забросил через дымоход три мешочка с золотыми монетами. Мешочки упали в дом и попали именно в носки сестер, которые их развесили сушить перед огнем.

Именно эту легенду считают началом традиции подкладывать подарки от имени Святого Николая. Впоследствии это стали делать в день смерти святого.

Как рассказывает легенда, Святой Николай живет в Раю. Но, раз в год, он спускается на землю, чтобы посетить деток и сделать им подарки за вежливость, хорошее поведение и усердное обучение. Обычно, Святой Николай кладет свой подарок под подушку, в носки или сапожки и утром все вежливые дети находят под ней конфеты и другие желаемые сюрпризы. К тем же, кто плохо себя вел и не слушался родителей, Святой Николай не приходит.

Почему важен этот праздник? Образ Святого Николая – воплощение человечности, доброты и высоких моральных ценностей. День взаимопомощи и заботы, когда стоит помогать обездоленным, бедным и больным.

Конечно, все это хорошие и любимые с детства легенды. Дед Мороз, Санта Клаус, Святой Николай. Но эти образы объединяет одно — вера в чудо и желание это чудо создать. Зима, новогодние и рождественские праздники — это магический период, когда даже взрослым стоит пустить в свою жизнь немного сказочного чуда.

Советуем изучить  Икона «Отрада и Утешение»

Святой Николай умер 6 декабря около 345 — 352 гг. в г. Мера. Тело его было положено с большим уважением в церкви города Миры, где покоился до 1087 года. В его честь установлен отдельный праздник. День Святого – 6 декабря по григорианскому календарю и 19 декабря – по юлианскому.

Икона Живоносный Источник в чем помогает

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона Живоносному Источнику Божией Матери берет свое начало еще с V века. Именно тогда возле Константинополя чудотворный образ при помощи источника смог излечить незрячего. Это чудо не могло остаться незамеченным, и после того об этом диве стало всем известно по указу императора Льва I в честь сотворенного чуда был построен храм неподалеку от божественного источника.

Очень трудно назвать даже приблизительное число тех людей, которые в этом храме смогли себя исцелить. И вскоре с изображения стоявшего вблизи источника начали писать списки, которые потом разошлись по всему миру, даруя православным людям излечение и божью благодать.

На самой святыне изображена сидящая в купели Богоматерь с маленьким Иисусом на руках. От такого типа как Никопея Кириотиссы (Владычица Победительница) и происходит иконография этого лика Богородицы. С самого начала на святыне источник не рисовали, однако после в общую композицию была включена и Фиала (чаша). А позднее на святыне стали изображать водоем и фонтан.

Икона Живоносный Источник

Сохранившиеся иконы, образы которых можно увидеть в существующих религиозных храмах, имеют давнюю старинную историю. Одной из таких является Икона Живоносный Источник. Она известна по всему миру как святыня, которая смогла исцелить огромное количество больных людей. Именно поэтому в знак благодарности, верующие регулярно почитают данный священный образ не только молитвами, но и созданием в честь него различных духовных произведений. К ним относятся стихи, песни и точные списки иконы Богородицы Живоносный Источник.

Согласно приданию, во времена Византийской империи, которая являлось главной родоначальницей православной веры, рядом с её столицей находилась роща. После пребывания в ней Святой Девы Марии, чудные просторы дивной природы стали святыми. Рядом с растущими деревьями, прямо из земли рощи протекал источник, который по слухам обладал целебными свойствами. И как-то раз, приблизительно в 450 годах нашей эры, мимо описанных благоверных мест проходил один путник по имени Лев

Прибывая в крайне безлюдном месте, он невольным взглядом обратил внимание на человека, который не мог найти выхода посреди густорастущей растительности. Подойдя по ближе, Лев Маркелл сразу же осознал, что человек, которого он видит, является слепым

Решая ему помочь, путник посадил инвалида, а сам отправился за водой. И во время пути, он вдруг услышал голос Богородицы, указывающий место святого источника. Дойдя до него, Лев Маркелл набрал воды и принёс её встреченному гостю. И как только незрячий выпил воду, которая ему была доставлена, он сразу же в миг начал видеть.

В итоге, прозревший человек, в знак почтения, упал на колени со словами молитвы, благодаря Деву Марию, которая помогла Льву обнаружить природный источник с чудотворными свойствами.

После этого случая Лев Маркелл, став впоследствии императором, приказал возвести храм Пресвятой Девы, а источник, после тщательного очищения, назвать Живоносным.

Впоследствии, после данного события, в центре храма, установили икону Животворящий источник, которая была написана талантливыми мастерами-иконописцами.

На иконе, по особому художественному замыслу, можно увидеть Богоматерь, которая сидит в огромной позолоченной купели. В руках она держит своего маленького сына, Иисуса Христа. Чуть ниже чаши, отчетливо проиллюстрирован тот самый Животворящий источник, облицованный по краям изысканной плиткой.

Немногие знают, но на первых иконах Божией Матери Живоносный Источник, водоема с водой и ткущего из чаши фонтана не было. Однако в более поздних композициях, этот важный элемент был добавлен.

Описание иконы

Образ Божьей Матери «Живоносный Источник» нельзя назвать оригинальным. Прототипом для его создания стало древнее изображение Пречистой «Никопея Кириотисса», что по-русски означает «Владычица Победодательница», по одной версии византийского, по другой — греческого происхождения. Последняя в свою очередь была написана с богородичного лика «Знамение», иначе — «Оранта», одного из наиболее старинных.

Первоначально икона «Живоносный Источник» не имела в своем изображении ключевой детали, давшей повод к наименованию образа именно таким образом — то есть, собственно, источника. Позже она обзавелась-таки чашей (фиалой), а спустя еще какое-то время и фонтаном с водоемом. Однако на этом совершенствование святого изображения не закончилось. Правда, сие касается русского варианта иконы, который возник не ранее XVII-го века. На ней постепенно возник деревянный кладезь с бъющей водной струей. Вокруг же данного рукотворного источника иконописец поместил вселенских святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Они черпают святую воду, даруемую кладезем, и угощают ею больных людей, стоящих тут же. Данную икону глубоко почитал святой Серафим Саровский .

Кстати, одно из древнейших изображений «Живоносного Источника» или образов, его напоминающих, то есть типа «Оранта» было найдено археологами на территории Крыма . Оно датировано концом XIII — началом XIV вв. и нанесено на глиняное блюдце. Матерь Божия изображена на данном образе в чаше и с воздетыми к небесам руками . В середине XIV столетия икона под названием «Живоносный Источник» выглядела уже следующим образом: Богородица с Младенцем на лоне стоит в кладезе, напоминающем крещенскую купель.

Следует отметить, что изображение источника нашло место не только на рассматриваемом нами образе. Так, оно присутствует и на иконах Богородицы «Жировицкая», «Благовещение Божией Матери у кладезя», «Водительница». Мы наблюдаем эту особенность по причине того, что источник испокон веков и на момент написания перечисленных святых образов воспринимался в качестве символа Божьей благодати и помощи Девы Марии. С течением времени данное значение менялось, приобрело более широкие смысловые рамки. Теперь источник считается олицетворением еще и самого источника как такового — места, где была засвидетельствована милость Богородицы, и храма, воздвигнутого на месте Божественного кладезя, и, собственно Живоносного Первоисточника.

Существуют композиционно достаточно сложные варианты иконы, в которых самостоятельный образ Пречистой является лишь составляющей. Таков, к примеру, образ «Живоносного Источника», присутствующий в московском Ильинском храме что на Черкизове. Изображение кладезя вписано в полукруг, Слева у полей можно наблюдать Цареградскую икону Богородицы, икону последней «Умягчение злых сердец», а также изображение святителя Иерусалимского Кирилла. С правой стороны располагаются святые образы Божией Матери «Взыскание погибших» и Иерусалимская», святителя Иерусалимского Софрония. Основу же композиции образуют изображения собственно явления Владычицы и Святителя Николая пономарю Георгию у соснового кладезя. Ну, а в центре располагается богородичная икона «О Всепетая Мати». Все это великолепие изображено на фоне звездного неба. Край мафория украшает гимн-молитва преподобного Иоанна Дамаскина: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти и грядущия изми муки о Тебе вопиющих: Алилуиа».

Советуем изучить  Церковное право

Изображение Живоносного Источника: этапы формирования

При написании первой иконы Богоматери «Живоносный Источник» за основу взяли древнегреческое изображение Пречистой Девы, основанное на канонах рисунка во Влахернском храме. Богородицу изображали как мраморную статую, из рук которой течет агиасма (святая вода). Первые списки иконы не содержат изображения самого источника. Позже композиция рисунка дополняется чашей, затем водоемом или фонтаном. На русских памятках сохранились изображения колодца, символизирующего источник.

  • В Крыму было обнаружено одно из самых древних (конец XIII – начало XIV века) изображений Богоматери. Образ Заступницы с молитвенно поднятыми руками (типа Оранты) находится на глиняном блюде.
  • Икону, написанную приблизительно около средины XIV века, описывает Никифор Каллист, церковный историк. Он повествует об образе Божьей Матери, находящейся посреди чаши-купели, которая установлена над источником. На груди (или лоне) Богоматери находится Младенец Иисус. Такой тип иконы именуют Кириотиссой.
  • Уже в первой половине XV века мастер Андроник Византиец создал на стене афонского монастыря святого Павла фреску на эту тему. Дева Мария с Младенцем Христом написаны над чашей. Изображение имеет подписи на греческом языке «Живоносный Источник».
  • XVI век. Традиция именем Божией Матери освящать источники, находящиеся на территории монастырей, приходит из Греции в Россию. Для купален и часовен, воздвигаемых над ними, писали многочисленные образы Богородицы.
  • В XVII веке данный тип иконы стал очень популярным и получил широкое распространение. Образы, которые создавали на территории России, усложнились композиционно. Надо заметить, что эти изменения иконографии негативно повлияли на силу символического значения. Изображения все чаще стали дополнять колодцами с бьющей из них водой. Богородица окружается святителями: Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом, пр. Передний план композиции может дополняться людьми, обращающимися за исцелением.

Списки иконы Богородицы «Живоносный Источник» в России

Самым известным списком с иконы «Живоносный Источник» является чудотворный образ, находящийся в Саровской пустыни. В XVIII веке его принес в обитель основатель церкви иеромонах Иоанн. Святыня является глубоко почитаемой монахами и прихожанами. Ее высоко ценил Серафим Саровский. В середине XIX века Саровская обитель пополнилась еще одним списком «Живоносного Источника» (его принес иеросхимонах Иоанникий из Константинополя). Икона показывает Явление Богоматери на Живоносном источнике.

Сегодня действуют около сотни храмов и часовен, названных именем Богородицы, в которых есть изводы иконы. Среди них:

  • Храм образа Божией Матери (Космодамианской) в Меткино, Московской области. В XVII веке деревянная церковь Дамиана и Космы была сожжена (1701 г.), но многие иконы спасли. Их перенесли в небольшую часовню. На месте старого в 1848 г. построили новый божий храм, посвященный чудотворному образу Богоматери. В 1840 году вдова солдата (Авдотья Евдокимова) передала в село Меткино чудотворный образ. С того времени поклониться лику Богородицы приходят и приезжают люди с окрестных городов и деревень.
  • В московском Царицино также есть храм, построенный в XVIII веке, посвященный иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
  • Собор с чудотворным изображением Пречистой Девы (Скорбященская церковь), находящийся в Твери.
  • Задонский Рождество-Богородицкий (мужской) монастырь (построен 1610 году). Есть часовня-купальня, посвященная иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
  • Также увидеть чудотворный образ можно в храме Богоматери в Арзамасе.

Сильные иконы

Владимирская икона Божией матери

Из преданий известно, что эту икону написал сам евангелист Лука. Ее стали называть чудотворной после того, как она трижды отводила вражеские войска от Москвы.

Обычному человеку Владимирская икона Божией матери способна помочь в принятии верного решения, в исцелении физических недугов (часто ей молятся во излечение от болезней сердца и глаз), в избавлении от греховных помыслов и смуты.

Икона «Троица»
Знаменитую икону написал не менее знаменитый и почитаемый иконописец — Андрей Рублев. Образ имеет сюжет: в его основе встреча трех странников, которые олицетворяют триединство Господа с Авраамом. Икона помогает верующим отыскать правильный путь, а также очиститься от греха или негатива.

Смоленская икона Пресвятой Богородицы
Это один из самых распространенных образов в византийском и русском искусстве написания икон. У христиан эта икона ассоциируется с символом мира и здравия. Перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы верующие молятся о защите родной земли от врагов, о здоровье тех, кто ушел на фронт, также о тех, кто путешествует или просто находится далеко от дома.

Иверская икона Божией Матери
Этот лик также можно встретить под названием Привратница, Вратарница или Портаитисса. Свое первое название она получила в честь монастыря, который находится в Грузии, Иверия.

Зачастую верующие обращаются к иконе с просьбами об утешении в бедах, умножении плодородия земли, сбережении от напастей. Также у Богородицы можно просить не только за себя, но и за своих близких и даже врагов.

Угрешская икона Святителя Николая Чудотворца
Еще в древности люди на Руси относились к Николаю Чудотворцу с особым пиететом. Нравственный идеал угодника Божия был созвучен с моральным укладом русского народа. Николай имел кроткий, смиренный и милосердный характер, что очень импонировало людям.

Сегодня верующие обращаются к угоднику с просьбами о помощи в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Невозможно точно определить особую область его покровительства, но известно точно одно — ему близки все человеческие нужды и страдания.

Икона Божией Матери Семистрельной
Также икону можно встретить под названием «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На лике изображена Божья Матерь, которую пронзают семь стрел.

Число семь в христианстве символизирует полноту или избыток. В данном случае речь идет о бесконечной боли и горечи матери. Верующие зачастую обращаются за помощью к Божьей матери при вспышках ссор и вражды, злобы и гнева.

Икона блаженной Ксении Петербургской
Ксения Петербургская — одна из самых почитаемых русских святых. Могила блаженной находится в Петербурге на Смоленском кладбище, удивительно, но там всегда многолюдно.

Верующие обращаются к Ксении с молитвами о счастливом браке, об успешном завершении дел и начинаний. Также нередко бездетные пары просят блаженную о появлении малышей.

Икона Преображение Господне
Преображение Господне — одно из важнейших событий евангельской истории. В этот день Христос на горе Фавор поведал трем своим ученикам достоинство Богосыновства. Зачастую люди просят у Господа защиты от всего, что может поколебать их веру. Также перед иконой молятся об укреплении своих сил и спасении души.
 

Икона Святителя Спиридона Тримифунтского
Именно за свой добродетельный нрав святитель Спиридон был поставлен из простого земледельца в епископы. Чудотворец вел обычную жизнь крестьянина: сам работал на своих полях, помогал бедным, а также исцелял немощных. Сегодня молитвы Святому Спиридону ведут к материальному благополучию, успехам в начинаниях и работе.

Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу
Икона была написана в конце XVI века для Храма Василия Блаженного. Верующие молятся Святому Василию о даровании смирения, терпения в гонениях и насмешках. Также к нему обращаются за помощью в исцелении различных недугов, в частности наркомании и пьянства.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Днем Николая Чудотворца Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем Без рубрики
0 комментариев

Короткие поздравления с Пасхой Без рубрики
0 комментариев