Икона «Зачатие Пресвятой Богородицы»

Икона «Зачатие Пресвятой Богородицы»

Икона «Зачатие Пресвятой Богородицы»
СОДЕРЖАНИЕ
0
2
04 сентября 2020

Молитвы

Тропарь праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы, глас 2

Пра́ведных Твои́х, Го́споди, па́мять пра́зднующе,/ те́ми мо́лим Тя,// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Праведников Твоих, Господи, память празднуя, вместе с ними молим Тебя: «Спаси души наши».

Тропарь успению праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, глас 4

Жизнь pо́ждшую во чpе́ве носи́ла еси́, Чи́стую Богома́теpь,/ Богому́дpая А́нно./ Те́мже к пpия́тию Небе́сному, иде́же веселя́щихся жили́ще,/ в сла́ве pа́дующися, ны́не пpеста́вилася еси́,/ чту́щим тя любо́вию/ пpегpеше́ний пpося́щи очище́ние,// пpисноблаже́нная.

Перевод: Жизнь зачавшую – чистую Богоматерь носила ты во чреве, Богомудрая Анна; потому в удел небесный, где во славе веселящихся жилище, ты ныне с радостью переселилась, почитающим тебя с любовью прося согрешений прощения, вечно блаженная.

Немного истории

Свое начало история берет с супружеской пары святой Анны и святого праведного Иоакима. Они проживали в Назарете, близ Галилейского моря, в северной части Палестины, и каждый новый день проводили с надеждой и мечтой о детях. Однако праведная Анна была бесплодна. Таков был Промысел Божий. Все грезы о зачатие ребенка разбивались с заходом солнца.

Иоаким и Анна вели благочестивую жизнь: на протяжении 50 лет каждый год жертвовала две трети заработка бедным и Иерусалимскому храму. В их доме не существовало сор, не было ругани, лишь одно возвышенное чувство наполняло их обитель – любовь.

Так шли годы бесчисленных попыток завести ребенка. Но даже несмотря на неудачи, пара не отчаивалась. Они горячо молились и просили Бога о чуде. Анна винила себя, скорбела, обещала даровать Всевышнему рожденное дитя. И спустя 20 лет брака, 20 лет молитв и поста, чудо случилось, Бог услышал их. Зачатие совершилось 9 декабря, а девять месяцев спустя, 8 сентября, на свет появилась Дева Мария.

Церковные православные праздники в декабре

4 декабря Православная церковь отмечает двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. По преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении от неплодства, дали обет посвятить дитя Богу. Когда Марии исполнилось три года, Ее в сопровождении родных и знакомых отвели в Иерусалимский храм, где Она должна была провести время до совершеннолетия в молитве и трудах для Господа. Укрепляемая Божией силой, Богоотроковица сама преодолела пятнадцать ступеней храмовой лестницы, а затем первосвященник по внушению свыше, ввел Ее во Святая святых, куда имел право заходить раз в год только он сам с очистительной жертвой. Празднество в честь этого события было установлено еще в первые века христианства.

Святой благоверный князь Александр Невский

6 декабря – день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, одержавшего многочисленные воинские победы и сохранившего на Руси православие в тяжелые годы татаро-монгольского ига. Осенью 1263 г. по пути из Орды князь заболел и преставился, приняв перед смертью схиму с именем Алексия. 23 ноября он был погребен в Рождественском соборе Владимира, при этом было явлено чудо: князь протянул руку и взял духовную грамоту из рук митрополита.

Святая Великомученица Екатерина

Память великомученицы Екатерины совершается 7 декабря. Святая жила в Александрии Египетской в начале IV в. Будучи дочерью правителя Александрии, она получила блестящее образование, к тому же была необыкновенно красива. Узнав от духовника своей матери о Христе, Екатерина приняла крещение и дала обет целомудрия. При дворе императора Максимина, который требовал, чтобы святая отреклась от Христа, Екатерина победила в ученом споре 50 лучших ученых и склонила их к вере. С честью претерпевшая мучения, Екатерина была обезглавлена. По преданию, ее тело было перенесено ангелами на гору Синай, где в VI в. были обретены ее мощи.

Икона Божией Матери «Знамение»

10 декабря совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Знамение», установленное в 1170 г., когда объединенные силы удельных князей подошли к Великому Новгороду. После длительных молений архиепископ Илия услышал голос, который велел ему взять из Преображенской церкви образ Богородицы и вынести на городскую стену. Когда враги выпустили стрелы по крестному ходу и одна из них попала в лик Богородицы, все увидели, как из Ее глаз потекли слезы и икона повернулась ликом к городу. Пришедшие в ужас враги были легко побеждены новгородцами.

Апостол Андрей Первозванный

13 декабря – день памяти апостола от двенадцати Андрея Первозванного. Рыбак Андрей из Вифсаиды был учеником Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Узнав о Христе, Андрей первым из апостолов последовал за Ним. После Вознесения Андрей отправился с проповедью Слова Божьего в восточные страны, прошел Малую Азию, Македонию, Причерноморье, дошел по Днепру до места нынешнего Киева и даже, по преданию, побывал на Валааме. Во фракийском городе Патры апостол принял мученическую кончину – чтобы продлить мучения, его распяли, привязав к косому кресту.

Святая Великомученица Варвара

17 декабря церковь вспоминает святую великомученицу Варвару, пострадавшую за Христа при императоре Максимиане. Отец, знатный и богатый язычник, заточил дочь в башню, чтобы скрыть ее красоту от людских глаз. Наблюдая за окружающим миром, Варвара задумалась о его Создателе. Когда ее заточение окончилось, святая познакомилась с последователями Христа и приняла крещение. Узнав об этом, отец долго истязал ее, а затем выдал правителю города. После долгих пыток великомученица была обезглавлена собственным отцом.

Святитель Николай Чудотворец

19 декабря совершается память одного из самых любимых в народе святых – святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Постник с младенчества, молитвенник с детства, Николай уже в ранней юности стал чтецом, затем был рукоположен в сан священника. За свою жизнь он совершил множество добрый дел, по его молитвам произошли многочисленные чудеса. Во времена гонений при императоре Диоклетиане Николай, уже избранный епископом, был заключен в темницу, где поддерживал свою паству. На I Вселенском Соборе святитель выступил против еретика Ария, защищая от искажений православную веру. Преставился святитель в глубокой старости, около 345 г. Мощи его в настоящее время находятся в итальянском городе Бари.

Зачатие Пресвятой Богородицы

22 декабря – день зачатия праведною Анной Пресвятой Богородицы. Анна была бесплодна в течение 20 лет, оба супруга горячо молили Господа дать им потомства, и вот ангел возвестил им о предстоящем рождении дочери, Которую будет прославлять весь человеческий род.

Советуем изучить  Почему люди уходят в монастырь?

Святитель Спиридон Тримифунтский

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября- Рождество Пресвятой Богородицы. Великий Церковный праздник.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

На иконе Рождество Пресвятой Богородицы показано счастье, с которым наша Заступница пришла в наш мир. Перед этой иконой можно просить Божию Матерь о чем угодно, но наиболее важным являются молитвы и просьбы о спасении наших душ, по которым Царица Небесная будет просить Своего Сына о Его милостях к нам.

Перед этой иконой полезно просить Богоматерь о рождении детей, особенно, когда Бог долго не дает ребенка в семью, но в этом случае очень хорошо помогают молитвы перед иконой родителей Святой Девы, праведных Иоакима и Анны. Празднование этих святых приходится на 22 сентября, следующий день после Рождества Богородицы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Немногим более двух тысяч лет назад, на расстоянии в три дня пути от Иерусалима, в небольшом городе Назарете, жили Иоаким и Анна, будущие родители Богородицы.

Иоаким был из рода царя Давида, а Анна была потомком Аарона, брата Моисея. У семьи было в собственности несколько стад овец, но по своим доходам они жили скромно потому, что основная часть заработанного шла на постройку Иерусалимского храма и на милостыни бедным людям.

Невзирая на то, что они были верующими людьми и жили по Божиим законам, Господь до сих пор не давал им детей, хотя им было уже по семьдесят лет. В древние времена бездетность считалась наказанием Господа за грехи, поэтому соседи Анны и Иоакима даже оскорбляли и унижали их.

А тем временем, его супруга Анна узнала о том, что случилось в Иерусалимском храме, и сама испытала такую же душевную боль, как и ее супруг. В своем горе она вышла в сад и села под лавровым деревом. Она не понимала, как теперь будет жить: Бог отверг ее от Своих милостей, люди ее проклинают, муж оставил ее и вообще куда-то пропал.

Вверху над ней вдруг послышалось птичье щебетание, Анна подняла голову и, увидев, как птичка в гнезде кормила своих деток, подумала:

«Даже у птиц есть дети, а для нас не найдется такого утешения в старости».

Из самой глубины ее души полилась мольба Господу, она просила, умоляла Его услышать, помочь ей и осчастливить ее радостью материнства.

«Анна! Господь услышал твои молитвы — ты родишь дочь и наречешь ее Марией, что значит Госпожа и Надежда. Ею даруется спасение всему миру».

Посланник Господа повелел Анне отправляться в Иерусалим, чтобы она там, у Золотых ворот храма, встретилась с Иоакимом.

В это же время Ангел Господний явился к Иоакиму и тоже наказал ему отправляться к храму, где его будет ждать жена, и сообщил ему:

«Господь принял твои молитвы, Иоаким, у вас родится дочь на радость всему миру»

Встретившись, супруги поведали друг другу об Ангеле. Счастливые, они помолились Господу, принесли жертвы в благодарность о такой вести и вместе отправились домой.

Рождение Той, Кто по Божественному замыслу будет Матерью Спасителя, случилось около 15 года до Рождества Христова.

За твердую веру, за их праведность, любовь друг к другу, наперекор законам природы, у престарелых родителей под конец их жизни, Богу было угодно явить чудо – рождение Дочери, которая «соединит небо и землю».

Как и было сказано Ангелом, праведные Иоаким и Анна назвали девочку Марией. До конца своих дней они благоговели перед Ней, памятуя слова Ангела о том, что Ей предстоит необыкновенное будущее.

Пресвятую Марию, будущую Матерь Божию, охраняли и оберегали от всяческих бед, ее готовили к Великому Служению Господу, которое началось в возрасте трех лет Введением во храм Пресвятой Богородицы.

Восхваление Матери Спасителя, Пресвятой Девы Марии, происходит на каждом богослужении. Ее родители Иоаким и Анна также всегда упоминаются на службах, а двадцать второго сентября (по новому стилю) Церковью установлен праздничный День в честь Праведных Богоотцов Иоакима и Анны.

По народным преданиям, молитвы праведным Иоакиму и Анне помогают при супружеском бесплодии.

Этот же день считается Днем Рождения Русского государства. Дата 8 сентября 862 года высечена на Памятнике Тысячелетия России, который был воздвигнут по приказу императора Александра I в 1862 году в Новгороде.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Кондак

Радуется ныне Анна. Неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком, Едину Матерь и Неискусомужную.

Молитва первая 

О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Советуем изучить  Молитвы семи отрокам Ефесским

Молитва вторая 

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Личное прошение праведной Анны о даровании дитяти (из Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского)

Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.

Служба в православии

Вход в монастырь святой Анны, находящийся, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима.

В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песнопения раннего периода. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V—VII векам, судя по тому, что тот же текст имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей.

В современную службу праздника входят творения следующих песнописцев:

  • святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон;
  • преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон;
  • Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихиры на стиховне;
  • Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии;
  • Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне;
  • Иосифа Песнописца (IX век) — канон на предпразднство.

Произведения песнописцев Льва VI, византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского, были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.

Тропарь, кондак, задостойник и величание праздника
На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Тропарь праздника глас 4 (Ἦχος δ’) Ἡ γέννησίς σου Θεοτόκε, χαρὰν ἐμήνυσε πάσῃ τῇ οἰκουμένῃ· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, καὶ λύσας τὴν κατάραν, ἔδωκε τὴν εὐλογίαν· καὶ καταργήσας τὸν θάνατον, ἐδωρήσατο ἡμῖν ζωὴν τὴν αἰώνιον. Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный. Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак праздника глас 4 (Ἦχος δ’) Ἰωακεὶμ καὶ Ἄννα ὀνειδισμοῦ ἀτεκνίας, καὶ Ἀδὰμ καὶ Εὔα, ἐκ τῆς φθορᾶς τοῦ θανάτου, ἠλευθερώθησαν, Ἄχραντε, ἐν τῇ ἁγίᾳ γεννήσει σου· αὐτὴν ἑορτάζει καὶ ὁ λαός σου, ἐνοχῆς τῶν πταισμάτων, λυτρωθεὶς ἐν τῷ κράζειν σοι· Ἡ στεῖρα τίκτει τὴν Θεοτόκον, καὶ τροφὸν τῆς ζωῆς ἡμῶν. Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богороди́цу и пита́тельницу жи́зни на́шея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Задостойник глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) Припев: <…>

Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε

Припев: Велича́й, душе́ моя́, пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Чу́жде ма́терем де́вство, и стра́нно де́вам деторожде́ние: на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася. Тем Тя вся племена́ земна́я непреста́нно велича́ем.

Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери.

Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.

Величание Полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чти́м святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим рождество́ Твое́. Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.

Зачатие Анною Пресвятой Богородицы

22 декабря в Православной Церкви установлен праздник, который отмечается в честь благословенное зачатие Пресвятой Богородицы её родителями – праведной Анною и Иоакимом.

Святая Анна происходила из рода Левинов и Иудинов, а потому с самого детства ей были заложены основы христианской религии. Иоаким, муж Анны, еще в юношеском возрасте был удостоен видения, в котором Господь Бог сказал: «От семени твоего родится Спаситель всего человечества, а потому будь благословенен, дитя моё». К сожалению, всё шло не так гладко, как было ожидаемо. Целых двадцать лет супруги не могли зачать ребенка. Они обращались к священнослужителям, чтобы те молились за них, но длительное время никто им не мог помочь. Дошло до того, что верующие христиане начали смотреть на них искоса, ведь не иметь детей в то время, значит нести в своей душе тяжкий грех. Всё началось с той поры, когда Иоаким пришел на иудейский праздник в Иерусалиме. Внутрь храма, где проходила служба, запускали всех людей. Не пустили только Иоакима, обосновав это тем, что у него нет потомства. Святой не стал спорить со священнослужителями, ведь понял, что ему нужно стать ближе с Господом. Иоаким принял решение удалиться в пустыню, где он должен провести в уединении около месяца. Не сказав Анне ни слова, он молча пошел в странствие по пустыне.

Советуем изучить  Молитвы идущего в храм

Праведник прихватил с собой просфору и две бутылки воды, посвящая посту все сорок дней. Анна, узнав об исчезновении мужа, стала молиться Господу, чтобы указал ей, где находится благоверный супруг. В ту же ночь ей приснился сон, в котором ангелы парили в небесах, держа в своих ладонях песок. Женщина сразу поняла, что Иоаким решил искупить все грехи перед Богом, чтобы они могли зачать ребенка. По этой причине, Анна стала молиться Господу, тем самым помогая своему мужу. Она вставала в шесть утра, и до позднего вечера молилась о том, чтобы Бог дал сил мужу для того, чтобы тот выдержал все испытания. Через несколько дней вещий сон приснился Иоакиму, где он встретился с Архангелом Гавриилом. Ангел произнёс следующие слова: «Тебе не нужно опасаться за судьбу потомства, ведь твоя супруга родит Дочь, благословенную Божьим Духом. Назовёте ребенка Марией, и Она в будущем станет Матерью вечной благодати». Когда Иоаким вернулся домой, то рассказал увиденное жене. Анна, в свою очередь, поделилась и своими виденьями, которые оправдали ожидания супругов. Девятого декабря, святая Анна сумела зачать ребенка, и восьмого сентября Иоаким держал на руках родную Дочь, избранную для того, чтобы стать Божьим Помощником. Как гласит Православная Церковь, возрадовались этому событию не только люди, но и земля. Осенью расцвели все цветы, земля радовала урожаем фермеров, а небо обильно поливало её нечастыми, но насыщенными дождями.

Иоаким преставился Господу по достижении 80-ти лет, после того, как случилось благодатное событие – введение в церковь Божией Матери. В свою очередь, праведная Анна, достигнув семидесяти лет, пошла в Иерусалимский храм, чтобы быть рядом со своей дочерью, воспитывая её по всем правилам благочестия. Анна научила Богородицу грамоте, письму и христианской религии. Еще в детском возрасте Она знала всю Библию наизусть, и могла наравне со священнослужителями проводить богослужения или прочие мероприятия. Когда нужна была помощь Господа Бога, то Анна с Марией садились за стол, и вместе молились. Преставилась Господу праведная Анна в мире и спокойствии, спустя два года после смерти своего мужа – святого Иоакима. На сегодняшний день мощи праведной Анны можно найти в Константинополе.

Разновидности лика «Зачатие Пресвятой Богородицы»

Данная икона известна в трех вариациях, воспроизводящих желанный для пары момент – зачатие долгожданного ребенка.

Праведные супруги

Это момент встречи Иоакима и Анны , после того, как Ангел Господень известил их о будущем рождении дочери. Они как бы летят на встречу друг другу в порыве светлого радостного чувства после долгой разлуки. Наверное, в иконописной традиции это единственный случай, когда святые запечатлены обнимающимися.

В музее древнерусских искусств им. Андрея Рублева хранится икона датируемая концом XVI века. На ней Иоаким и Анна стоят как бы на плоском камне – прообразе жертвенника, на котором во время проскомидии приготовляется хлеб и вино для Евхаристии. Этот камень-престол символизирует собой брачное ложе, на котором свершается акт зачатия Прествятой Богородицы, от плоти которой родится Спаситель мира.

На заднем плане иконы возвышается Иерусалим и Золотые врата , которые смыкаются над головой святых и самим городом храмовым куполом и знаменуют собой то ветхозаветное святилище, в котором была отвергнута жертва Иоакима. Здесь же камень Иакова, на котором он спал, когда ему было видение лествицы, одним концом упирающейся в землю, а другим уходящую в небо. Лествица символизирует Богоматерь, посредством которой Господь сошел на землю….

Этот же камень необходим для примера проявления живоносной силы Господней, ибо уподобляем бесплодному старческому телу, от которого ничего не может родиться, и, тем не менее, рождается сама Матерь Божия

Само зачатие имеет важное символическое значение – именно с него начинается возведение храма Нового Завета

Богоматерь, попирающая змия 

На этой иконе святые Иоаким и Анна стоят с молитвенно воздетыми к верху руками. Они смотрят на свою дочь, вознесшуюся над земной твердью. Под ее ногами – шар планеты, опоясанный змием. Аспид – это искуситель, дьявол, который опутал своими сетями всю вселенную и пытается ее поглотить. Но ему препятствуют чистота и непорочность Девы Марии.

С младенцем Марией на руках

Необходимо отметить, что варианты этой иконы также весьма разнообразны: меняется цвет одежды святых, жесты, младенец Мария то сидит у матери на коленях, то тянется ручкой к матери, прижимаясь к ее щеке своей щекой….Практически неизменным остается одно: цветок лилии в ручке у Богородицы как символ ее девства и чистоты.

На иконе, находящейся в Троице-Сергиевой лавре и принадлежащей кисти неизвестного иконописца XIV века, видим Анну в ярко-красном мафории и хитоне цвета весенней травы. Святая крепко прижимает к себе возлюбленную дочь, облаченную в пурпурно-коричневые одеяния, изломанные золотыми складками.

К пурпуру, символически указывающему на царственное происхождение Богородицы как Царицы Небесной, примешивается коричневый – цвет земли и тления, напоминающий о человеческой природе, подвластной смерти. Вызолоченные ассистом, то есть штрихами из тончайших золотых пластин, складки символизируют нетварный Фаворский свет, которым просияло лицо Христа в момент Его Преображения.

Резкий контраст сочности и яркости одеяний представляют лики святых, написанные чуть теплыми охристыми красками. Характерный для русской и греческой иконописной традиции румянец полностью отсутствует, что позволяет предположить, что икона имеет не русское происхождение.

Комментировать
0
2
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Картинки и открытки на Медовый Спас Без рубрики
0 комментариев