Молитвы святым мученикам Адриану и Наталии
Молитва первая
Молитва вторая
Икона святой Натальи — значение, в чем помогает
was last modified: Июль 8th, 2017
by Bogolub
Наталия Никомидийская
Супруга мученика Адриана , царского чиновника. Она была тайной христианкой и очень обрадовалась обращению своего мужа. Она поспешила в темницу и укрепляла его, говоря: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное — прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела». За порукой других мучеников святого Адриана отпустили из темницы сообщить супруге о дне казни. Святая Наталия подумала, что он отрекся от Христа и его отпустили на свободу, и не хотела впускать его домой. Святой убедил жену, что он не бежал от мучений, а пришел известить ее о дне своей кончины.
Святая Наталия не переставала укреплять мужа во время мучений. Она просила его принести за нее первую молитву Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Мучитель приказал отбить святым руки и ноги на наковальне. Святая Наталия, опасаясь, чтобы муж, видя страдания других мучеников, не поколебался, просила мучителей начать казнь с него и сама помогала класть его руки и ноги на наковальню. Тела мучеников хотели сжечь, но поднялась сильная гроза, и печь погасла. Многие палачи были убиты молнией. Святая Наталия взяла себе руку своего супруга и хранила в доме. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на святой Наталии, которая была молода и богата. Но она скрылась в предместье города Византия к гробнице, куда верующие перенесли тело ее мужа. Здесь ей явился во сне святой Адриан и сказал, что она будет скоро упокоена Господом. Бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, действительно, вскоре преставилась к Богу.
История Святой Марфы
Именно так, на самом деле православная подвижница, которая родилась во второй половине 19 века в Волгограде, зовется именно Марфой, а Марта – католическое произношение имени. Во-вторых, изначального имени (да и фамилии) никто не знает.
Об этой девушке мир узнал именно благодаря ее подвижническому подвигу, который начался с поездки в Петербург. Мы не напрасно упомянули в начале святого Иоанна Кронштадтского, ведь именно благодаря ему девушка стала подвижницей. Оказавшись в Петербурге, она увидела православного старца и тот предрек ей житие во Христе и во славу его.
Так, собственно, и случилось. Вернувшись в родной Волгоград Марфа встречает неприятие семьи ее увлечения христианством, но не поддается мирскому комфорту и уходит из дома. Поселившись в небольшом сарайчике, регулярно молится, а потом принимает на себя и подвиг юродства Христа ради. Со временем начинают проявляться различные чудеса и у многих в доме даже оказывается на иконостасе икона, которая по мнению верующих, исполняет желания, конечно с изображением Марфы.
Только сама подвижница всячески противилась такому почитанию и не особенно приветствовала почитание своих икон. Более того, до сих пор она не признана официально святой, то есть для людей воцерковленных словосочетание святая Марфа в строгом смысле не является допустимым, равно как почитание икон. Тем не менее, возможны молитвы, да и иконы по милости Господа приносят людям благо, ведь, по сути, причисление к лику святых в данной ситуации – не более чем формальность.
В период своего относительно короткого земного пути (1880-1925 гг.) Марфа снискала почитание от существенного количества верующих. Даже супруга императора Николая Второго приезжала к ней за советом и помощью.
Если коснуться значения иконы святой Марты, то она незримо помогает верующим по сей день. На могилку в Волгограде регулярно стекается огромный поток паломников, многие из которых берут себе немного земли, дабы исцелиться, а работники Центрального кладбища Волгограда заботливо снова подсыпают туда песочек. Для поклонения доступна икона святой Марты чудотворной располагается на Дмитровском кладбище города.
Св. Фотиния Самарянка
Об этой женщине мы узнаем из Евангелия от Иоанна, где описан такой, казалось бы, незначительный эпизод из земной жизни Иисуса.
Надо знать, что иудеи, к которым принадлежал Иисус, и самаряне крайне враждебно относились друг к другу, и общение между ними было полностью исключено. Вот почему молодая женщина (а это была Фотиния), подошедшая к колодцу, была крайне удивлена, когда Иисус обратился к ней с просьбой дать напиться. Иоанн Богослов описывает это так:
Каково же было потрясение Фотинии, когда Он рассказал ей обо всех ее грехах (а их было немало), и проповедал ей Свое учение. Это убедило Фотинию, что перед ней Спаситель, и, вернувшись в Самарию, она возвестила эту благую весть, после чего немало самарян уверовало, что Мессия наконец явился, и стали его последователями.
Эта встреча полностью перевернула жизнь Фотинии. Она отправилась в Карфаген на севере Африки и стала самоотверженной проповедницей учения Христа, не боясь преследований со стороны язычников.
Чудо Фотинии в Риме
В Риме, который покорил Иудею и насаждал там свои порядки, царствовал в те времена император Нерон, беспощадно преследовавший приверженцев Истинной Веры. Когда апостолов Павла и Петра казнили, Иисус, вернувшийся к Своему Отцу Небесному, явился Фотинии во сне, повелел отправляться в Рим, к самому Нерону, и там проповедовать Слово Божие.
В исполнении этой миссии Фотинии сопутствовали еще пять сестер. Подвижниц сразу же схватили, и Нерон приказал отрубить им руки. Но Господь защитил своих верных чад: сколько ни пытались стражники выполнить жестокий приказ, каждый удар отражался на них самих, а раны, которые им все-таки удавалось наносить, сразу же исчезали.
Тогда Нерон, зная об аскетизме христиан, решил сменить тактику и приготовил для подвижниц настоящее искушение. Их поселили во дворце, им прислуживала сотня рабынь, их кормили изысканными яствами. Рядом с ними находилась и Домина, дочь Нерона. Когда же император явился через 40 дней взглянуть, не отреклись ли женщины от своей веры, то обнаружил, что все рабыни и его дочь обратились в христианскую веру.
Мученичество Фотинии
По приказу разгневанного Нерона с Фотинии и ее сподвижниц живьем содрали кожу и бросили в пересохший колодец. Через несколько дней, когда Фотинию достали оттуда, ее раны зажили попечением Господа, которому она непрерывно молилась, и она по-прежнему была крепка в вере. Тогда ее бросили в темницу, а когда через 20 дней привели к Нерону и он вновь потребовал, чтобы она преклонилась перед языческими идолами, она просто плюнула ему в лицо. Тогда мученицу снова бросили в колодец, где она и приняла смерть. Впоследствии ее мощи были перевезены на Крит, в женский монастырь, носящий ее имя.
Подвиг святой Натальи
Святая Наталья не подвергалась пыткам, не была казнена, но ее бескровное мученичество заставляет испытывать перед этой удивительной женщиной настоящее преклонение. Ее подвиг относится к временам императора Галерия (293-311 годы). Оставалось не так много лет до эдикта императора Константина Великого о веротерпимости, но при Галерии гонения на христиан продолжались.
Прибыв в Никомидию, он потребовал от христиан жертвоприношений языческим богам, в противном случае их обрекали на смерть. Священные книги и христианские храмы сжигали, поэтому неудивительно, что многие христиане утаивали свое вероисповедание. Наталья, жена высокопоставленного римского чиновника Адриана, поступила так же, не открывшись даже своему мужу.
Адриана поразило, на какие муки готовы были пойти христиане ради своего Спасителя. Он много беседовал с ними и в конце концов уверовал и сам. Адриан не стал скрывать свое обращение, и тут же был брошен в темницу. Так из высокопоставленного чиновника он в мгновение ока превратился в обреченного на мучения христианина.
Когда Наталье стало известно об обращении ее мужа в Истинную Веру, ее душа исполнилась ликования. Она тут же пришла в темницу и поведала Адриану, что теперь они одной веры. Муж ее после пыток был в ужасном состоянии, с перебитыми ногами, и Наталья осталась, чтобы ухаживать за ним. Помогала она и другим единоверцам, выносившим нечеловеческие пытки, но остававшимся стойкими в вере, омывая их раны, принося им еду и молясь вместе с ними.
Трудно представить себе душевное состояние этой женщины, которая терпела неимоверную боль, только не физическую, а душевную. Когда мучения ее мужа закончились казнью, Наталья очень боялась, что ее могут заставить снова выйти замуж, ведь она была не только молода и красива, но и очень богата.
О том, как скончалась святая Наталья, существуют две версии. Согласно одной, она умерла на могиле мужа через три дня после казни; согласно другой, бежала в Византию, где вскоре скончалась. Нередко эти никомидийские мученики изображаются вместе на иконе Адриана и Наталии, и их совместное празднование установлено в один день.
История ее написания и появления на Руси
Предание гласит: образ этот написал сам апостол Лука. Причем за основу он выбрал доску стола, за которым трапезничали сама Богоматерь и ее Сын. Увидев икону, Мария произнесла: «Пусть отныне с этим образом будет благодать моя и Родившегося от меня».
В начале 12 века оригинал иконы находился в Константинополе. Дабы укрепить дружбу с русскими христианами, с иконы сделали список, который передали в Киев. Князь встретил ее с почестями и повелел разместить в Богородичном монастыре.
К сожалению, не все хорошо было в то время в стране и на престоле. Город захватил Юрий Долгорукий. Сыновья князя все время спорили, еще до смерти отца деля наследство. В конце-концов княжич Андрей в 1155 году решил основать отдельное, неподвластное киевскому престолу государство на севере. Отправившись туда, он втайне прихватил с собой и образ Богоматери.
Остановившись во Владимире на отдых, вскорости Андрей решил ехать дальше. Однако лошади вдруг отказались идти. И даже когда лошадей поменяли, караван не сдвинулся с места.
Княжич начал молиться Деве Марии, и она явилась к нему, приказав оставить ее образ во Владимире, да к тому же, возвести для иконы собор.
Андрей послушался Небесную Царицу и остался во Владимире, объявив город первопрестольным. Здесь образ остался на несколько сотен лет, отчего и получил свое название.
А в 1480 году икону перевезли в Москву, в Успенский собор. Но Владимирский собор не осиротел — здесь оставили список с иконы, автором которого стал сам Андрей Рублев.
Москвичи ожидали святой образ с большим трепетом и благоговением. На месте, где город встречал образ, даже соорудили Сретенский монастырь, названный от слова «встреча».
После революции Успенский собор закрыли. К счастью, старинную икону не сожгли, а пощадили, посчитав произведением искусства. Посему ее перенесли в Третьяковскую галерею.
И уже в наши дни, в 1999 году, образ вернулся в лоно церкви — в храм Святителя Николая (Толмачи).
С какими чудесами связано существование этой иконы?
1237 год. Войско хана Батыя захватило город, собор сожгли, оклады икон разграбили. Но святой лик Царицы Небесной остался невредим.
- 1395 год. Чтобы защитить Москву от войска хана Тамерлана, из Владимира принесли икону (собственно, поэтому москвичи так трепетно ожидали ее приезда). Всю дорогу святыню несли на руках с молитвами. И случилось чудо: войско не атаковало город, отступив. Согласно легенде, хану приснилась прекрасная женщина, ведущая за собой огромное войско, которое угрожало его армии.
- 1451 год. Москве угрожало татарское войско под предводительством ногайца Мазовши. Московский митрополит организовал крестный ход вокруг города с иконой Богоматери во главе, и враги отступили.
- 1521 год. Богородица снова спасла Москву, в этот раз — от хана Махмет-Гирея, войско которого не смогло взять город.
Из-за этих трех победных случаев (хотя на самом деле таких побед небесных сил над земными воинствами было больше, просто эти — самые известные) Владимирская Божья Матерь почитается защитницей всех русских земель.
Но известна эта икона и множеством чудесных исцелений.
- У супруги князя Андрея, позже названого Боголюбским, были трудные роды. Но когда икону Богоматери (которая уже в те времена прослыла чудотворной) обмыли водой и эту воду дали выпить княгине, она родила здорового малыша.
- Еще одна беременная, в этот раз супруга священника, молилась этой иконе, после чего Божья Матерь спасла ее от взбесившейся лошади.
- Настоятельнице монастыря принесли воды, которой омыли лик иконы — и она исцелилась от слепоты.
- Женщина по имени Ефимия долгих семь лет страдала от сердечной болезни. Узнав о чудесах Владимирской иконы, она послала для нее щедрое подаяние — много драгоценных украшений. В благодарность за них священник привез ей святой воды от иконы. Выпив ее, страдалица исцелилась.
И это далеко не полный перечень чудес.
Интересно, что чудесными исцелениями отличилась не только оригинальная Владимирская икона, но и списки, написанные с нее.
Значение образа
По типу иконографии (написания) эта икона — «Элеуса», то есть «Умиление». Она показывает нежность, царящую между Богородицей и ее Сыном.
Такая трогательная икона не может не вызвать умиления.
Более глубокий, богословский смысл образа: Небесная Царица — это прообраз человеческой души, искренне наслаждающейся общением с Сыном Божьим.
Иконы с Девой Марией рисуют также в такой технике:
Текст молитвы
Чаще всего с посланием к Карфагенской святой обращаются молодые девушки, желая обрести душевное равновесие и терпение. Текст обращения:
Спокойствие, преданность Богу, любовь матери — верная сила против негативных посылов семье и детям со стороны злых людей и дьявола. Только исцелив душу, через веру, возможно исцелить телесные недуги и обрести душевное равновесие. Претерпев страдания, молодая женщина не отреклась от веры своей, и душа ее воспарила на небеса, став ангелом, оберегающим и исцеляющим людей от душевных и телесных недугов.
Читать священную молитву и взывать к милости Господней следует после исповеди в храме. Молиться Карфагенской святой можно как в стенах храма, так и дома, перед иконой. Считается, что ни одна молитва, направленная в адрес Карфагенской святой, не останется без ответа. На мести гибели и в храме мученицы и в настоящее время совершаются чудеса и божественные исцеления. Подвиг святой доказал способность человека верить и соблюдать устои церкви, несмотря на сложные испытания и различные искушения.
Житие святой Людмилы
Людмила родилась в семье сербского князя, которого звали Славибор, в 860 г. В молодом возрасте она, получившая достойное образование и умевшая говорить на нескольких языках, вышла замуж и покинула родные пенаты. Вместе с супругом, князем Борживоем, она отправилась в Чехию. Брак между отпрысками двух богатых родов послужил к объединению народов. Людмилу стали чтить как женщину, явившую Богемии веру и правду в своем лице.
Супруги, как и почти весь народ, были язычниками, однако знакомство с Мефодием, великим славянским просветителем и создателем славянской письменности, побудило их принять христианство (в 882 году). Ими был возведен первый в стране христианский храм, получивший название в честь св. Климента; они всячески способствовали распространению истинной веры в своем государстве.
Людмила рано овдовела – ей было всего 29 лет, когда скончался ее супруг, оставив ее с 6 детьми, четырьмя дочерями и двумя сыновьями, из которых старший тоже умер довольно рано. Править страной стал младший сын Братислав, но фактически все бразды правления оказались в руках Людмилы, и правление ее считали мудрым благодаря ее христианскому милосердию, которое особенно проявлялось в деле помощи нуждающимся, обездоленным и больным.
Князь Братислав женился на Драгомире, девушке заносчивой, с непомерной гордыней, но что особенно важно – язычницей в душе. У них родилось два сына, совершенно не похожих друг на друга
Старший, Вячеслав, походил на своего отца-христианина, а младший – на свою нечестивую мать. Поскольку наследником был старший сын, то воспитание Вячеслава князь возложил на свою праведную мать Людмилу, а младшего оставил Драгомире.
В 921 году скончался сын Людмилы, князь Братислав, и на престол взошел Вячеслав, но поскольку он был несовершеннолетним, то чешский сейм назначил регентшей при нем Драгомиру. Тут-то она и выказала свое истинное лицо, пытаясь восстановить языческие порядки в своей земле. Людмила недвусмысленно выразила невестке недовольство, но поскольку у нее не было никакой власти, ей пришлось удалиться в Тетин, где она продолжала заниматься благотворительностью и много молилась.
Убийство св. Людмилы
Ночью в ее покои ворвались убийцы. Людмила все поняла и лишь просила убить ее мечом, чтобы, как и другие мученики, пролить свою кровь за Христа. Однако убийцам было известно, что пролитие крови означает признание убитого христианским мучеником, и потому задушили Людмилу, как предполагается, ее же повоем (вуалью), который стал ее неизменным атрибутом и изображается на каждой иконе Святой Людмилы.
Похоронили ее под городской стеной Тетина не по христианским обычаям, но Господь пометил это место – еженощно над ним появлялись горящие свечи и стали происходить чудесные исцеления.
Когда до Вячеслава, внука Людмилы, дошли эти вести, он перенес ее прах в базилику св. Йиржи в Праге, а затем, после возведения храма в честь св. Витта, в этот храм.
Хотя почитание мученицы Людмилы постоянно росло, церкви понадобилось более полутора веков для ее канонизации. Затем день ее памяти стал отмечаться в качестве церковного праздника, и появились иконы «Мученица Людмила, княгиня чешская».
Почитается она и Русской Православной Церковью: ее имя значится в святцах, во многих храмах есть икона «Людмила чешская». На иконе она всегда изображается с головой, покрытой повоем (вуалью), которым ее по преданию задушили, и в княжеском венце.
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ НАТАЛЬИ И ЕЕ СУПРУГА
Верность святой Наталье мужу и своей христианской вере достойны восхищения и подражания. Отметим, что есть две версии кончины святой:
Ясно одно: Бог взял ее на Небо как терпеливую и мужественную христианку. Она не пролила кровь, но подвиг ее утешения и заботы о своем страдающем супруге был причтен Господом и Церковью к мученичеству. Супружеская поддержка сегодня зачастую забывается: жены требуют от мужей богатства, мужья от жен — красоты. Но истинная любовь смотрит на другое. Семейные устои и традиции, принятие своей второй половинки в ее немощах и скорбях — добродетель в любой религии. Заповеди Божии неизменны, и верность супругу — это один из примеров угождения Богу.
Образ Адриана и Наталии — напоминание о значении православной семьи как малой Церкви. Ее главная цель — не законные интимные отношения и даже не рождение детей, а созидание друг друга, обоюдная поддержка, возрастание в душевной и духовной жизни.
Кроме того, память мучеников Адриана и Наталии напоминает, что любые страдания на нашем жизненном пути подаются нам во спасение, становятся ступенями восхождения на Небо. Чаще мы из любви к своим близким пытаемся избавить их от любых неприятностей, от всего, мешающего спокойной жизни. Но разве также мы печемся об их душах? Мы забываем о жизни вечной, о том, что надо наших пожилых родителей привести к Таинству Исповеди и Причастия, а супруга — к Венчанию, не зовем их в храм, потакаем их вредным привычкам. Напротив, мы должны уметь проявлять справедливую строгость к себе, близким, к тем, кто ниже нас по положению — подчиненным, чтобы не расслаблять себя и других. Памятуя, что жизнь христианина — в молитве, в самоотдаче, помощи ближним — мы должны строить свою семью и судьбу.
Современное общество не заставляет нас принимать мученичество, но исповедовать свою веру, уклоняться от соблазнов и исполнять заповеди Христовы — уже непросто.
Святые мученики Адриан и Наталья помогают вступающим в брак, принимающим на себя ответственность создания семьи и просящим Божьего благословения в Венчании. Они помогают переносить каждую трудность с терпением, помогать улучшаться своей второй половинке и облегчать ему или ей жизнь. Когда мы делим беды и счастье вместе, когда не избегаем рождения детей из эгоизма, когда вся семья помогает другим людям — тогда мы можем с уверенностью ждать помощи мучеников Адриана и Натальи.
Роль князя Владимира в становлении православия
В 988 году произошло очень важное событие для нашей страны — она стала христианской. Крещение древней Руси произошло благодаря воле князя Владимира и именно из-за этого историки называют Владимира Великим, церковь чтит его святым равноапостольным, а народ дал ему имя князь Владимир Красное Солнышко
Святой равноапостольный Великий князь Владимир Красное Солнышко (годы жизни 960—1015) был сыном Киевского князя Святослава. Его бабушкой была святая равноапостольная Великая княгиня Ольга.
Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк.
В первые годы правления князь был ярым приверженцем идолопоклонства. Его разум был настолько затуманен, что он отправился войной на Киев, где правил его брат Ярополк. Захватив власть, Владимир сделался единственным правителем Киевской Руси. Он вел бурную жизнь, защищал границы государства, а иногда и расширял их.
Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда.
По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
Правитель решил принять Крещение, но не хотел подчиняться грекам. Он вознамерился взять в жены сестру императора Василия II Анну с условием, что примет христианство. Перед ритуалом его поразила слепота, и князь лично испытал чудотворное могущество веры, когда полностью прозрел, выйдя из купели.
Обратно в Киев князь Владимир возвратился со своей супругой княгиней Анной, константинопольскими и херсонескими священнослужителями. С собой Владимир привез святые мощи Климента, епископа Римского и его ученика Фивы, а так же иконы, богослужебные книги, церковную утварь. После возвращения домой князь Владимир покрестил двенадцать своих сыновей, приняли Крещение и многие бояре.
После этого князь начал искоренять язычество на Руси и уничтожать языческих идолов. Священники и крещеные бояре проповедовали горожанам Евангелие, буквально ходили по домам и разъясняли людям тщетность идолопоклонства. Также князь Владимир приказал строить христианские храмы там, где до этого стояли фигуры идолов. Не все было быстро и гладко, но Русь постепенно переходила к новой вере.
На закате жизни князь — отец разделил Русскую землю следующим образом: его старший сын Ярополк стал править Киевом, средний сын Олег получил землю Древлянскую (современные Житомирская и запад Киевской областей), а младшему сыну, которого звали Владимиром, достался в наследство Новгород, но после смерти отца, князя Святослава, братья начали враждовать между собой. А результатом этой вражды стало то, что Владимир оказался единодержавным князем страны.
Святой подвиг князя продолжали совершать и его потомки, которые управляли Русью в течение почти шестисот лет, от царя Ярослава Мудрого, который начал движение за независимость Русской Церкви — до царя Феодора Иоанновича (последнего из Рюриковичей). Во время его правления в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.
В 1240 году при помощи и заступничестве святого Владимира, князь Александр Невский разгромил захватчиков — шведских крестоносцев. И в благодарность этому событию святым Александром Невским было установлено государственное празднование святому равноапостольному князю Владимиру.
Значение в православии
Несмотря на апокрифическое описание жития древних святых и трудности в отличии их изображений, современная православная церковь чтит Ирину Македонскую и Египетскую, как пример твердой веры в Христа и силы духа. Женщины смиренно отрекались от замужества ради высшего Жениха. Они терпели лишения миссионерской жизни странниц и смиренно шли на казни. И за самоотверженное служение Господу тот наградил их — вечной славой и жизнью в Царствии Божьем.
Ирина Македонская обратила в христианство больше 10 тысяч жителей древней Персии и Месопотамии. Она исцеляла, изгоняла бесов и воскрешала. По легендам о ней можно провести параллели между эпизодами ее жизни и Богородицы, Иисуса Христа — извещение о служении Богу, козни правителей и вознесение. Для православного христианина Ирина Македонская подает пример праведной жизни и беззаветной веры. Она покровительствует проповедникам, миссионерам, людям, изучающим и готовящимся принять христианство.
Имя Тамара
Святая благоверная царица Тамара Великая (1166–1213)
Когда святая Тамара взошла на престол, то сказала: «Я — отец сирот и мать вдовиц». Эта фраза определила все ее правление.
Тамара происходила из знатного рода Багратионов, по преданию восходившему к самому царю Давиду.
Ее отец Георгий в 1178 году провозгласил свою дочь царицей. Через 7 лет он скончался. С этого момента началось правление святой.
Царица начала свое правление с кадровых перестановок. Она сместила злоупотреблявших властью правителей и военачальников, назначив вместо них других. Она освободила Церковь от налогообложения, облегчила участь крестьян.
В 1185 году патриарх предложил правительнице выйти замуж. Для этого на Русь отправили посольство. Вскоре оно вернулось вместе с Георгием, сыном князя Андрея Боголюбского. Тамара уверяла свое окружение, что со свадьбой надо бы повременить. Ведь нужно еще понять, что это за человек.
Но придворные настояли на своем. К несчастью, опасения мудрой царицы оправдались. Георгий оказался неравнодушным к спиртному, совершая «много неприличных дел». Два с половиной года Тамара терпела его грубое обращение, всячески пытаясь образумить мужа. Все было тщетно.
Ей пришлось расстаться со своим супругом.
В период царствования святой Тамары страна достигла пика своей славы и могущества. Царица была справедливым судьей. Ее трудолюбие, государственный талант, христианское сострадание предопределили «Золотую эпоху» Грузии.
Она успешно остановила нашествие халифа Абу-Бакра, который, собрав огромное войско из Индии, надеялся поживиться богатствами Грузии. Та же участь постигла и другого захватчика — султана Рукн-ад-Дина.
Сразу после восшествия на престол Тамара уделила пристальное внимание организации единого богослужебного устава и церковного канона. Она призывала всех богословски образованных людей, знатоков Закона Божьего, епископов и священников приехать в город Картли. Здесь вскоре прошел общий Собор, на котором присутствовала и сама царица
Здесь вскоре прошел общий Собор, на котором присутствовала и сама царица.
О точном месте захоронении святой Тамары до сих пор ведутся споры среди историков и археологов.
Другие святые с именем Тамара:
(1880–1937) — родилась в Рязанской губернии в семье священника. С 15 лет подвизалась в монастыре в Иваново-Вознесенске. После революции и закрытия монастыря она с игуменьей работала при Деткомиссии глухонемых.
1932 году Тамара была арестована по обвинению в «антисоветской агитации». Однако ввиду недостатка материалов была освобождена. Повторный арест закончился пятилетней ссылкой.
15 декабря 1937 года монахиня Тамара была расстреляна.
(1876–1942) — в миру Мария, родилась в Эстляндской губернии в лютеранской семье. Святая рано осталась без родителей и воспитывалась в приюте для девочек-сирот при женской православной общине в Иевве. В 1917 году в Козьмодемьянском Троицком монастыре Казанской епархии Мария приняла монашеский постриг с именем Тамара.
Она стала главой Чебоксарской Владимирской женской общины, которая вскоре была преобразована в монастырь. В 1930 году он был закрыт. Бывшая игуменья была арестована в 1941 году по подозрению в шпионаже. На основании ложных свидетельств ее приговорили к десяти годам лагерей.
На следующий год, на лесозаготовке, она скончалась от порока сердца.
Икона святой Натальи: значение, в чем помогает
Наталья, что в переводе с латыни означает «родная», – одно из самых популярных в России и в мире русских имен.
Для каждой девочки, девушки, женщины, носящей это имя, икона «Наталья» станет хранительницей, защитницей и поразительным примером верности своей вере и своему мужу.
Замечательным подарком станет такая икона для Натальи-новорожденной. Чем же спустя столько веков продолжает привлекать нас эта святая мученица?
День памяти великомучеников Адриана и Натальи 26 августа (8 сентября).
Подвиг святой Натальи
Святая Наталья не подвергалась пыткам, не была казнена, но ее бескровное мученичество заставляет испытывать перед этой удивительной женщиной настоящее преклонение. Ее подвиг относится к временам императора Галерия (293-311 годы). Оставалось не так много лет до эдикта императора Константина Великого о веротерпимости, но при Галерии гонения на христиан продолжались.
Прибыв в Никомидию, он потребовал от христиан жертвоприношений языческим богам, в противном случае их обрекали на смерть. Священные книги и христианские храмы сжигали, поэтому неудивительно, что многие христиане утаивали свое вероисповедание. Наталья, жена высокопоставленного римского чиновника Адриана, поступила так же, не открывшись даже своему мужу.
Адриана поразило, на какие муки готовы были пойти христиане ради своего Спасителя. Он много беседовал с ними и в конце концов уверовал и сам. Адриан не стал скрывать свое обращение, и тут же был брошен в темницу. Так из высокопоставленного чиновника он в мгновение ока превратился в обреченного на мучения христианина.
Когда Наталье стало известно об обращении ее мужа в Истинную Веру, ее душа исполнилась ликования. Она тут же пришла в темницу и поведала Адриану, что теперь они одной веры.
Муж ее после пыток был в ужасном состоянии, с перебитыми ногами, и Наталья осталась, чтобы ухаживать за ним.
Помогала она и другим единоверцам, выносившим нечеловеческие пытки, но остававшимся стойкими в вере, омывая их раны, принося им еду и молясь вместе с ними.
О том, как скончалась святая Наталья, существуют две версии. Согласно одной, она умерла на могиле мужа через три дня после казни; согласно другой, бежала в Византию, где вскоре скончалась. Нередко эти никомидийские мученики изображаются вместе на иконе Адриана и Наталии, и их совместное празднование установлено в один день.
Описание иконы
Когда смотришь на православную икону «Святая Наталия», то она поражает трагическим и, вместе с тем, непреклонным взглядом великомученицы. Обычно ее изображают в темно-красном одеянии, с крестом в правой руке и свитком с молитвой в левой. Иногда в левой руке она держит платок, символизирующий ее преданный уход за мужем.
Значение иконы святой Натальи
Значение иконы великомученицы Натальи заключается в том, что она служит вечным напоминанием о верности – верности своей вере и своему супругу. Она была с ним «в горе и в радости», но даже смерть не смогла их разлучить, ведь их поддерживала вера в Единого Бога, и только благодаря этой вере великомученица смогла вынести душевные пытки, когда муж переносил пытки физические.
Икона святой Натальи напоминает о том, что супружество – это не только общая постель и общее хозяйство, но и глубочайшее единение в вере, в мыслях и поступках, поддержка друг друга в самых безвыходных ситуациях.
В чем помогает икона святой натальи
Святая Наталья явила пример беззаветной супружеской преданности и преданности Истинной Вере, поэтому к ней обращают молитвы о крепости в вере, о стойкости перед лицом несправедливых обвинений.
Она помогает молодым парам не только создать крепкий союз, но и сохранять в семейной жизни взаимную любовь, взаимопонимание и верность.
Если на пути карьерного роста возникли препятствия, молитва святой Наталье тоже может помочь.
Рекомендуем прочитать: Икона святой Юлии
Молитва иконе
О, святая угоднича Божия Наталия, подвигом добрым подвизався на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.
Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
(1 5,00 из 5) Загрузка…
Храмы в честь святых мучеников
Храм, названый по имени святого Адриана, находится в Риме. Здесь хранятся его мощи. Церкви, посвященной великомученице Наталии, нет. В Италии поклониться ее мощам можно в базилике святого Лаврентия.
В России храмы, посвященные святым страдальцам, находятся:
- На Ярославском шоссе города Москвы. Строительство церкви было начато в 1914 году, освящение главного алтаря – в 1916. В храме находится икона святых мучеников и частицы их мощей.
- В Мещанском районе города Москвы. Храм был построен в конце XVII века, по велению соправителей Петра, Иоанна и царевны Софьи. В честь Адриана и Наталии был освящен придел.
На Украине имеются 3 храма: в Киеве, Одессе, селе Веселая Тарасовка.