Икона Святого Алексия, человека Божьего

Вифлеемская икона значение и в чем помогает

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Одной из почитаемых икон  православия является Вифлеемская икона Божьей Матери. Этот образ Богородицы обладает небогатой историей. Некоторые историки считают, что данный образ был написан в древней Руси.

Также существует мнение, что она была написана пророком иконописцем Лукой еще при жизни Богородицы. Именно по этой причине считается, что этот образ, как можно точно показывает то, как выглядела Дева Мария при жизни.

 По одной из легенд Лука написал три образа и один из них показал самой Деве Марии. Образ сильно понравился ей, и она благословила его, добавив, что всем, кто будет перед ним молится прибудет благодать.

Кроме этого образа, Лука написал еще несколько икон на которых изображены святые достоверно. Также нужно отметить, что это единственный образ Девы Марии, на котором она улыбается.

Это было первое чудо, сотворенной святым образом. С тех пор чудеса сотворенные ликом Богородицы не прекращались. Все, кто приходит к нему с молитвой обретают успех в делах и всяческую помощь.

Значение Вифлеемской иконы

Вифлеемская икона Богородицы имеет огромное значение для православных верян. Еще с древних времен и по сегодняшний день она находится в базилике Рождества Христова в Вифлееме. Святой образ расположен в нескольких метрах с правой стороны от спуска в пещеру, которая именуется «Рождество Христовое».

На Вифлеемской иконе Дева Мария изображена с Младенцем на руках, у которого в левой руке находится держава. Она является символом царственной власти. Правой рукой Он благословляет всех молящих перед образом. В свою очередь Божия Матерь указывает на Спасителя как на верный жизненный путь.

Обязательно к прочтению:  Икона Табынская – о чем молится и как помогает

Именно поэтому Она является Путеводительницей от греха до спасения. Она ведет нас к вере в Христа.

Сегодня многие верующие паломники со всего мира съезжаются в Вифлеем, чтобы помолится перед иконой. Нужно отметить, что она очень почитаемая в доме Господнем.

И только однажды, по просьбе украинской церкви она покинула святое место в Вифлееме.

Это было в 2010 году икону привезли на Пасху вместе с Благодатным огнем в Киев, чтобы православные веряне столицы Украины могли преклонится перед ней.

День почитания иконы

Как и у любого святого образа, у Вифлеемской иконы Богородицы также есть своя дата празднования. В этот день ее посещает и молится очень много паломников. Так как считается, что именно в день почитания образа, молитва, вознесенная перед ней, имеет самую большую силу. По новому стилю день празднования выпадает на 28 августа, по старому стилю это 15 августа.

О чем молятся иконе вифлеемской божьей матери 

К чудотворной иконе приходит много православных верующих просить молитвой благословения, спокойствия, умиротворения. Также ей молятся с просьбой:

  • о зачатии детей,
  • о благополучии детей,
  • о семейном счастье,
  • о гармонии в отношениях,
  • о здоровье детей,
  • об исцелении от тяжких хворей и недугов,
  • об защите семьи от «злых языков».

Считается, что Богородица – это главная заступница перед Богом, поэтому молитва к ней является очень сильной. Через молитву к ней Господь нас слышит и помогает нам. Главное, чтобы она исходила искренне от души. Потому что те люди, которые не веруют в Бога не в силе испытать чудодейственной силы молитвы к Святому образу.

Молитва Вифлеемской иконе Божьей Матери:

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей. Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто.

В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти.

Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повйнника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми сподоби.

Пусть хранит Вас Господь!

Обязательно к прочтению:  Cвятой Агапит Печерский: житие и молитвы

Вам будет интересно посмотреть видео акафист у Вифлеемской иконы:

Литература

на русском языке
  • Ад­риа­но­ва В. П. Жи­тие Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия, в древ­ней рус­ской ли­те­ра­ту­ре и на­род­ной сло­вес­но­сти. П., 1917
  • Бе­не­вич Г. И. Жи­тие пре­по­доб­но­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия (пре­одо­ле­ние чу­ж­до­сти в кон­тек­сте цер­ков­но­го пре­да­ния) // Чу­жое: опы­ты пре­одо­ле­ния. М., 1999.
  • Алексей святой, покровитель лоллгардов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жи­тие и дея­ния че­ло­ве­ка Бо­жия Алек­сия // Ви­зан­тий­ские ле­ген­ды / Вступ. ст., пер., прим. С. В. По­ля­ко­вой. М., 1994.
на других языках
  • St. Alexius // Catholic Encyclopedia  (англ.)
  • «Basilica of the saints Boniface and Alexis, Rome» — Roma, 2007
  • Sto­rey Ch. An an­no­tated bib­li­og­ra­phy and guide to Alexis stud­ies (La Vie de Saint Alexis). Gen., 1990

Современный взгляд Католической церкви

В ходе литургической реформы, предпринятой после Второго Ватиканского собора, праздник святого Алексия человека Божия был исключён из нового издания Общего Римского календаря (1969). Таким образом, воспоминание святого Алексия 17 июля на мессе и литургии часов более не является обязательным для всех епархий Католической церкви, оно совершается лишь в странах и монашеских орденах, связанных со святым. В католическом ордене алексиан, чьим покровителем является святой Алексий, его память совершается с особой торжественностью. Основанием для исключения из Общего календаря послужил легендарный характер его жития, не подтверждаемый современными источниками. В «Католической энциклопедии» житие святого Алексия излагается, но с комментарием: «Вероятно, единственным основанием для этой истории является то, что некий благочестивый аскет жил в Эдессе как нищий и впоследствии был почитаем как святой».

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 год, в составе ордена было 124 человека.

Это интересно: Икона преподобному Амвросию Оптинскому

Почему на Руси так чтят Алексия, Божьего человека

Икона Святого Алексия, человека Божьего

Святой преподобный Алексей, икона которого находится во многих храмах, всегда пользовался на Руси особым почитанием, а его житие было любимым чтением. Особенно почитал его царь Алексей Михайлович, для которого Алексий был небесным покровителем. И в наше время его икона для Алексея – тезки великого подвижника – станет лучшим подарком. Чаще всего икона изображает святого в рубище, изможденным, но с выражением смирения и кротости на лице.

Нам, современным людям, трудно понять, чем было вызвано его решение порвать с прежней жизнью и родителями, которых он глубоко почитал, ведь он должен был понимать, какие страдания его исчезновение причинит им и его невесте. Почему он пошел на этот шаг, позволяет понять икона Алексея, человека Божьего. Он хотел испытать и искупить страдания всех униженных и страждущих и посвятил этому духовному подвигу всю жизнь.

Житие апостола Иоанна

Лик апостола Иоанна Богослова на иконах можно встретить очень часто. Он не только видел Христа при жизни и был его учеником, но также присутствовал при аресте Иисуса, наблюдал его пытки и казнь. Вместе с Божией Матерью он оплакивал Господа у подножия Креста, а после не оставлял Богородицу до её Успения. Только после этого, Иоанн вместе со своим учеником Прохором покинул Иерусалим и направился в Эфес, нести Божью волю и обращать в христианскую веру. По пути в Эфес, корабль, на котором были Иоанн и его ученик, разбился, все выжили, но святой пропал. Спустя две недели Прохор нашел своего учителя живым на берегу, Бог не оставил верного ученика.

Много чудес было в житие апостола Иоанна. Не обошло двенадцать апостолов гонение на христиан в начале нашей эры. Известно, что Иоанн был приговорен, его смерть ждала его в чаше с ядом. Но испив в назначенное время из сосуда, Иоанн остался жив. Тогда было решено казнить его, облив кипящим маслом, но и это не причинило никакого вреда. После мучений, был он сослан на остров Патмос в заточение. Очень долго прожил Иоанн на этом острове, продолжая нести веру в Господа, навлекая этим гнев местных язычников. За годы, проведенные на острове, много раз святой излечивал больных и даже воскрешал недавно усопших.

Самое распространенное имя апостола – Иоанн Богослов. Получил он его за свои труды: четвертое Евангелие было написано рукой Иоанна, также он написал Откровение Иоанна Богослова. Отдельная история охватывает период написания этих книг. Написаны они были на горе острова Патмос в небольшой пещере, куда уходил молиться Иоанн. Однажды, после третьего дня молитв, без еды и только со своим учеником. Во время молитвы разразился гром и гора пошатнулась, а после услышал Иоанн голос Бога. Тогда он велел своему ученику записывать каждое слово, считается, что через Иоанна голос Всевышнего диктовал Прохору. Так было написано Откровение Иоанна Богослова, которое зовется Апокалипсис.

Икона Святого Алексия, человека Божьего

Иоанн прожил дольше всех остальных из двенадцати апостолов, он единственный умер своей смертью, а не от мучений. На момент кончины Иоанну Богослову было около ста лет, что является большим достижением и для нашего времени. Умер апостол в Эфесе, куда ему разрешили вернуться после длительного заточения. Ежегодно 21 мая отмечают день памяти святого Иоанна Богослова, а на его могиле тонким слоем выступает чудотворный, целебный прах.

Как молиться

Господь слышит только те молитвы, которые произнесены с верой от всего сердца. Для того, чтобы у молящегося поселились в сердце доверие и надежда на исполнение просимого, необходимо тщательное и глубокое осмысление значения святого Лика.

Перед молитвой нужно хорошо подумать о роли мудрости и о доверии себя Господу в духовном плане. Затем следует искренне и с верою попросить Господа, чтобы Он послал нам эти духовные дары, чтобы мы смогли наладить свою духовную жизнь и через это быть всегда с Богом в этой и будущей Жизни.

Икона Святого Алексия, человека Божьего
Рис. 6. По опыту молящихся перед этим образом, Господь и Богородица всегда слышат мольбы, произнесены с верой и искренним сердцем. И после такой молитвы всегда приходит благодатная помощь.

Молиться перед этой иконой можно в любое время, когда этого требует душа. Для молитвы можно использовать как специально составленный Церковный текст перед данной иконой, к которому относится тропарь, кондак и молитва, так и молитвы собственными словами.

Тропарь ради иконы Софии, Премудрости Божией

Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/ Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/ благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/ средостение вражды разрушив,/ освятил еси естество наше/ и Царствие Твое нам отверзл еси;/ сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/ и рождшую Тя,/ спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Кондак ради иконы Софии, Премудрости Божией

Притецем, православнии людие,/ к премудрости Божий/ и видим чудотворную икону Пречистыя Богоматере,/ Юже именуем по явлению Софию, Премудрость Божию,/ зане храм бысть одушевлен Единороднаго Сына и Слова Божия./ Сия убо светолучно сияет в пречестнем храме Своем/ и сердца наша веселит, приходящих с верою/ и взирающих со страхом и благоговением на пречистую сию икону,/ помышляюще в сердцах наших,/ яко воистинну Премудрости Божий есть селение/ и таинства Его смотрение,/ на упование бо верным/ воображение огнезрачное Ей зрим/ и покланяемся, яко истинному и пренепорочному Ея девству/ в рождестве и по рождестве паки;/ от Неяже изыде Огнь Божественный,/ попаляя тленныя страсти/ и просвещая души наша и чисты сотворяя,/ Имже и веки сотвори Отец,/ Той же и Мудрость, Слово и Сила наречется,/ сияние славы и Образ Отчи Ипостаси./ И паки убо молим/ и, припадающе, лобызаем пречестную икону Премудрости Божия Матере/ и велегласно вопием:/ о Милосердая Владычице,/ спаси рабы Своя от насилия диаволя,/ от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани,/ яко Ты еси всех благих Подательница и Покровительница/ притекающим к Тебе с верою и просящим велия милости.

Молитва пред иконой Софии, Премудрости Божией

Непостижимая и Всепетая Премудросте Божия, Софие Преименитая, девственных душе, сиречь Единородный Сыне, Слове Божий, приими молебное сие пение от недостойных и скверных уст наших. Аще и писана суть: не красна песнь во устех грешничих, обаче же разбойник единем словом спасеся, мытарь воздыханием оправдася и хананеина дщерь матерним прошением исцелися, понеже Ты, Господи, Благ и Человеколюбив, грядущаго в мир просвещаеши, и грехи грешником отпущаеши, и разумом неразумных наполняеши, и буияго умудряеши, и жаждущия благих словес души учением Твоим, яко самаряныню водою живою, напаяеши, блудника целомудренна устрояеши, разбойнику рай отверзаеши, зане Ты еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и животу Хранитель, Христе Боже наш, и Тебе славу и хвалу, честь и благодарение и славословление возсылаем и поклонение творим со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

При молитве перед иконой «Премудрости Божией Софии» мы обращаемся как к Господу, который является Сам Ипостасной Премудростью, так и к Его Пречистой Матери, от которой эта Премудрость воплотилась и пришла в мир, чтобы нас спасти.

В чем помогает икона Александра Невского

Значение иконы Александра Невского не меркнет со временем. Он остался в памяти народа как великий полководец; в его честь учрежден орден, он считается покровителем всех воинов, а с недавних пор — морской пехоты ВМФ России.

Перед его иконой молятся за всех воинов, чтобы они, проявляя воинскую доблесть и мужество, остались живыми и невредимыми.

Она помогает в укреплении православной веры, мира и взаимопонимания в семье, а также в исцелении от недугов. Для носителя этого имени именная икона Александра станет настоящим оберегом и защитой от зла.

Для девочки Александры оберегом станет икона мученицы Александры Римской, супруги императора Диоклетиана. Не в силах спокойно смотреть на пытки Георгия Победоносца, она открыла свою тайную приверженность христианской вере, ярым гонителем которой был ее супруг, и была приговорена к смертной казни.

Икона Святого Алексия, человека Божьего

Значение иконы «София Премудрость Божия»

В действительности значение данной иконы является многогранным и глубоким, для того чтобы понять в точности смысл иконы Святой Софии потребуется некоторый опыт православной веры и минимальное теологическое образование. Такие тонкости могут объяснить священники или специализированные книги. Поэтому тут следует сказать только вкратце про основные детали:

  • Христос предстает как воплощенная мудрость, Он именуется как Мудрость Божия, которая, соответственно, воплотилась через Богоматерь;
  • семь столпов олицетворяют основы, на которых базируется церковь;
  • в композиции присутствуют святые апостолы (могут быть в разных комбинациях) и всегда Иоанн Предтеча, который был неразрывно связанным с Христом.
Советуем изучить  Тайная Вечеря – последняя трапеза Христа

В целом данная композиция имеет аллегорическое значение. Тут изображаются не просто евангельские фигуры, но каждый участник композиции воплощает определенный принцип. Для верующего полезно самом порассуждать над этим образом в период молитвы и постараться понять взаимосвязь элементов.

Житие Иоакима и Анны

Святые богоотцы Иоаким и Анна  — это родители пресвятой Богородицы. Как упоминается в святом письме, брак получил свое оправдание законом, только как долг перед обществом. По закону брак имел право на существование только после принятия закона о деторождении.  Это был один из самых суровых законов иудеев. Но по большому счету этой ужасной традиции поставили конец именно Анна и Иоаким.  Они стали историей безоглядного и искреннего чувства и настоящего романтизм.

Согласно законам, того времени, деторождение рассматривалась как обязанность. Если женщина не могла иметь детей, то это служило причиной развода и ее муж имел полное право искать себе другую женщину. Так уж сложилось, что у Анны не могло быть детей. Но несмотря на это, Иоаким даже после того как от него отвернулись все самые знатные люди в городе не отказался от своей супруги. Он продолжал быть ей верным и любил только ее одну.

Жили святые в Галилейском городе Назарете. Супруги были очень праведными.  Они очень сильно переживали по причине бездетности.  Им приходилось испытывать и презрения, и презрение от окружающих. Со временем такие презрения дошли до открытого унижения.  Однажды первосвященник отказался принять жертву от праведника Иоакима и тот с сильным стыдом был вынужден удалиться из храма.

Но чем больше они начинали переживать горе бездетности, тем сильнее и рьяно они начинали читать молитвы к Господу Богу.  Прошло не мало времени, как Господь послал к ним своего вестника архангела Гавриила, который им сообщил им о том, что у них вскоре родится ребенок – Пресвятая Дева Мария. Узнав такую весть, праведники начали еще более рьяно осуществлять подвиги благочестия, постом, молитвами и добрыми делами.

Они со всех сил готовились к появлению такого долгожданного ребенка. Они хотели стать достойными родителями для него.

Анна родила дочь в положенный срок. Назвали ее Марией. Таким образом после долгого и мучительного позора и многих испытаний им все-таки удалось испытать радость и счастье. Когда малышке исполнилось три года, ее родители привели в храм. Им на тот момент исполнилось уже 80 лет.  Спустя несколько лет умер святой Иоаким. После его смерти Анна переселилась жить в Иерусалим и жила там рядом со своей дочерью. Спустя два года умерла и Анна.

Обязательно к прочтению:  Икона Димитрия Прилуцкого

Школы старообрядческих икон

Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование.

Школы старообрядческой иконы:

  • Ветковская икона.
  • Невьянская икона.
  • Поморская икона (с тундровым позёмом).
  • Сызранская икона.
  • Сибирская икона.

Одной из принятых староверами икон, на которой изображен Иисус Христос, является икона Спас Благое Молчание. Она встречается только лишь у старообрядцев, ведь каноны официальной церкви не принимали и в кой-то мере запрещали отображать Христа в обличии ангела, каким он запечатлен на иконе Благого Молчания, что в свою очередь делиться на Спаса Мокрая Брада и Спаса Ярое Око.

Не менее важным образом в христианской религии остается образ Девы Марии. Не лишены и староверческие иконы обличия Божьей Матери, хотя и с некоторыми отличиями. Наибольшей популярности у старообрядцев приобрела икона Богородица Огневидная. Из-за цветового оформления (яркий красный, оранжевый алые тона) икона получила название «Огневидная». Изображена Пресвятая Дева без Младенца на руках, как это привычно для официальной церкви, и голова Ее повернута в правую сторону.

Выгорецкая (на реке Выг) община в Поморье была одним из первых и, несомненно, самым значительным староверческим поселением. Первоначальный состав общины был преимущественно крестьянским и монашеским (бежавшие с Соловков после их взятия правительственными войсками монахи), однако руководителями её были князья Андрей и Семён Мышецкие-Денисовы.

На Выгу все были грамотными поголовно, отсюда — любовь к текстам, которым на иконе часто отводилось много места. Надписи каллиграфически красивы. Светел «солнечный» колорит образов, охряные с праздничной красно-голубой опушью поля, золотой фон. (Это поздние московские старообрядческие мастерские на рубеже XIX – XX веков освоили иконы сдержанного, а то и совсем тёмного колорита, стилизуя свои работы под покрытые потемневшей олифой дониконовские образцы.).

Лики строгие, взгляд «взыскующий», проникновенный, мощные плави рельефно выступают над светлым красновато-охряным, реже оливковым санкирём. Тщательная проработка деталей, наличие элементов северного пейзажа — заметные особенности поморского письма, оказавшие влияние на иконопись других старообрядческих центров.

Старообрядчество Урала включало разнообразные толки и согласия (от некоторых из них теперь и следов не осталось). В первой трети — середине XVIII века вокруг Невьянского завода сложился иконописный центр, на который оказало влияние не только собственно выгорецкое, но великопоженское и вообще поморское иконописание. Отсюда происходит сложность атрибуции икон периода становления невьянского стиля: некоторые из них могут быть, на наш взгляд, атрибутированными равным образом как «невьянские», так и «поморские».

Существует мнение, что живопись Ветки по сравнению с Невьянском — сниженный уровень. Но это верно лишь отчасти в отношении икон второй половины XIX века (тогда, впрочем, и Невьянск в своей массе сильно изменился в сторону более простого, схематичного и «откровенного» письма).

Интересно наблюдение И. Л. Бусевой-Давыдовой: ветковские лики святых с их фактурными носами и как бы припухлыми глазами трактуются ею как подражание мастерам Оружейной палаты второй половины XVII века.

Действительно, старообрядческие письма органично перерабатывали веяния столичной иконописи, влияние барокко. Ветковская иконопись находилась на уровне эстетических запросов своего времени и была столь популярна, что мастера-староверы получали заказы для официальной церкви. В источниках упоминаются факты обращения никониан в староверские толки исключительно с целью обучиться иконописи, а затем подвизаться в качестве иконописцев официальной религии.

Сближения между Веткой и Уралом, несомненно, объясняются широкими контактами старообрядцев и старообрядческих иконописцев двух регионов. Эти контакты бывали вынужденными, после правительственных «выгонок», то есть разорений Ветки, а бывали и добровольными. Обычно иконописец, переезжая на новое место, подстраивался под местный вкус и манеру. Икона, написанная даже всего лишь по другой прориси с небольшими изменениями, у приверженных букве обряда староверов могла быть воспринята как «нечестная». Но и в этих условиях иконописец со стороны мог привнести в работу что-то своё, привычное.

Алексей, человек Божий

В семье знатных римлян и благочестивых христиан Евфимиана и Аглаиды родился долгожданный сын. Произошло это в начале V века. Родители воспитывали как христианина. Своим примером учили помогать нищим, быть добрым к обездоленным и тем, кто просит помощи. Ежедневно в своем доме они накрывали столы для вдовиц и сирот, странников и нищих. Еще мальчиком Алексей усвоил этот урок и мечтал оставить мир, чтобы служить Богу. Когда наступило совершеннолетие, Алексей был обручен с очень красивой девушкой из знатной семьи. Но Алексей сразу после свадьбы отдал невесте обручальное кольцо. И со словами: «храни это, и да будет между нами Господь, пока Он не обновит нас своею благодатью», покинул молодую жену и отправился в Малую Азию. Через Сирию Алексей достиг города Эдессы (нынешняя Турция), где раздал все свое имущество нуждающимся. Сам переоделся в лохмотья нищего и стал просить подаяние у храма Пресвятой Богородицы. Семнадцать лет провел Алексей, молясь ночью, а днем собирая милостыню. Питался только хлебом и водой. Однажды в Эдессе появились слуги его отца. Они много месяцев искали пропавшего Алексея. Но в исхудавшем и осунувшемся от поста подвижнике они не узнали господского сына и подали ему милостыню. Алексей был благодарен Богу за то, что Он позволил ему принять милостыню от собственных слуг.

Советуем изучить  Икона святой Дарьи Римской

За подвижнический образ жизни, за непрестанную молитву многие стали называть Алексея праведником, человеком Божиим. Но он, чтобы избегнуть славы, в которой не нуждался, тайно покинул город Эдессы и сел на первый уходящий корабль. Сильная буря, внезапно поднявшаяся на море, изменила планы путешественника. Вместо города Тарс (родина апостола Павла), Алексей оказался у берегов Италии, недалеко от Рима. Никем не узнанный, он явился в дом своих родителей и попросил разрешения жить с ними. Эвфимий и Аглаида с радостью приняли человека, который нуждался в их помощи, и поселили его, по одним сведениям, в чулане под лестницей, по другим — в отдельном маленьком домике на территории своего владения. Еще семнадцать лет провел Алексей в посте и молитве. Хотя хозяева дома присылали ему пищу с собственного стола, слуги забирали ее и не скупились на унижения святого. Жить в доме родителей Алексею было нелегко, ведь он наблюдал ежедневно и свою мать, и несчастную невесту, которые продолжали оплакивать его внезапное исчезновение.

Когда пришло время, и святой Алексей почувствовал приближение конца, он взял свиток и подробно описал свою жизнь.

В это же время в соборе святого Петра при большом стечении народа был слышен голос, призывающий найти человека Божия, который может помолиться о Риме. Все те, кто слышал этот голос, недоумевали, где искать праведника. Это же чудо произошло и во второй раз, но уже в присутствии императора Гонория. Все услышали голос, указывающий искать праведника в доме Евфимиана. Слуга Евфимиана рассказал всем о нищем, который живет в доме его господина уже много лет, смирено сносит унижения и непрестанно молится. Однако, в живых святого Алексея уже не застали, но нашли с сияющим неземным светом лицом и свитком, крепко сжатым в руках. Только после того, как император встал на колени и просил святого разжать руки, удалось взять записку, в которой подробно была изложена история святого Алексея. Отец, мать и невеста были потрясены праведностью сына и мужа и долго рыдали у его тела. Вскоре тело святого Алексея перенесли на соборную площадь. Сюда стал стекаться народ, происходило множество чудесных исцелений. Сам император Гонорий среди прочих нес святые останки к месту упокоения. Погребен Алексей человек Божий был 30 марта в храме святого Вонифатия, где когда-то венчался со своей невестой.

Хотя святой Алексей не был монахом, за его аскетический и подвижнический образ жизни Церковь почитает его в лике преподобных.

Тропарь, глас 4

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак, глас 2

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

Жизнеописание

История святого Алексея известна только из житийной литературы. Древнейший текст жития (в нём Алексий умирает в Эдессе) был написан в Сирии на основе устного предания во второй половине V — начале VI веков. Около IX века появляется греческая версия жития, в которой Алексий возвращается в Рим.

Согласно житию, Алексий родился в знатной римской семье. Его родители сенатор Евфимиан и Аглаида были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся. Для своего сына родители выбрали невесту из знатной фамилии. В ночь после обручения Алексий, оставшийся со своей невестой наедине, отдал ей поясную пряжку и обручальное кольцо, сказав: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью». После этого он покинул родной дом и отплыл на корабле на Восток.

После прибытия в Лаодикию Сирийскую (сейчас Латакия в Сирии) Алексий пристал к погонщикам мулов и добрался с ними до Эдессы (сейчас Шанлыурфа в Турции). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его.

По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, эдесскому церковному сторожу сама Пресвятая Богородица указала на Алексия как на святого. От почитаемой чудотворной иконы Богоматери (позднее получила название Мадонна ди Сант-Алессио) ночью раздался глас, назвавший Алексия человеком Божиим. Так продолжалось несколько ночей подряд. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс. Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.

Никем не узнанный Алексий вернулся в Рим и пришёл в свой родной дом. Его родители не узнали сына, но позволили ему остаться в их доме. Алексий жил в каморке под лестницей, и к нему был приставлен слуга, которому было приказано кормить странника пищей с хозяйского стола. Остальные слуги из зависти исподтишка оскорбляли Алексия, но он принимал оскорбления со смирением. Живя в богатом доме, Алексий продолжал пребывать в непрестанном посте и молитвенном бдении. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.

Фреска «Житие св. Алексия» (XI век) в нижней части базилики Святого Климента в Риме

В или 417 году во время воскресной литургии в соборе святого Петра глас Божий указал молящимся: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». В следующий четверг тот же глас указал народу: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и папа Иннокентий I напрасно спрашивали Евфимиана — он ничего не знал о живущем в его доме праведнике. И лишь тогда приставленный к Алексию слуга рассказал Евфимиану о подвижничестве Алексия.

Евфимиан, поспешно вернувшись в свой дом, не застал Алексия в живых. Лицо усопшего сияло, а в руке у него был некий свиток. Напрасно Евфимиан и домашние пытались изъять свиток из рук святого. Только когда прибывший в дом папа Иннокентий I испросил у святого позволения прочесть свиток, рука Алексия разжалась. Из свитка присутствовавшие узнали о том, кем на самом деле был человек Божий.

Тело Алексия было выставлено для прощания на площади, и при его гробе произошли многочисленные исцеления. Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии и похоронили его в церкви святого Вонифатия на Авентинском холме.

Оцените статью
Добавить комментарий