Икона с тремя святыми

Икона с тремя святыми

Икона с тремя святыми
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
22 августа 2020

Описание и значение в православии

На иконе «Святое семейство» изображены: Иосиф, Дева Мария и Иисус в младенчестве. Пречистая Дева склонила голову на плечо Иосифа, который, приобнимая, положил правую руку на ее плечо. Рука Богородицы лежит в Руке Иосифа. Младенец Иисус правой рукой делает благословляющий жест, а левую присоединяет к ладоням матери и названного отца.

Понять глубину и чистоту взаимоотношений между Божьей Матерью и Иосифом можно, только зная Священное Писание. В библейском тексте сказано, что Иосиф был обручен с Девой Марией, но не обвенчан. Они не были супругами. По законам того времени, женщина должна была жить рядом с мужчиной: мужем или сыном. Иосиф давал Богородице защиту от сплетен и гонений, обеспечивая их потребности своим трудом, сохраняя почтительное отношение и дистанцию. О необходимости такой защиты свидетельствует Священное Писание.

В Евангелии от Матфея говорится, что после обручения Иосиф узнал о беременности нареченной и хотел «отпустить ее», чтобы избежать позора для себя и Марии. Явившийся ему во сне архангел Гавриил сказал, чтобы он принял Марию, как жену свою, ибо она безгрешна перед ним. Родится Сын от Духа Святого, Спаситель людей от грехов их. Иосиф-плотник «принял жену свою и не знал Ее».

Тайну непорочного зачатия знали супруги и священники храма, где воспитывалась Мария с трехлетнего возраста и дала обет безбрачия. Для людей, в том числе детей Иосифа от первого брака, он был родным отцом Иисуса. Сомнений в этом не могло возникнуть, так как Иосиф любил Иисуса и относился к нему, как к собственному сыну.

После его смерти опорой для Богородицы и юного Иисуса стал Иаков, сын Иосифа от первого брака. Став совершеннолетним, принял на себя такую обязанность Иисус. Христос, распятый на кресте, сказал апостолу Иоанну Зеведееву, что отныне он станет сыном Богородицы и будет заботиться о ней. С такими же словами он обратился к матери.

На иконе «Трех радостей», канонизированной православной церковью, подобных нарушений нет. На первом плане изображены Божья Матерь и маленький Иисус, за ее спиной – Иосиф и юный Иоанн Креститель, троюродный брат Христа по матери. На некоторых списках бывают изображены блаженная Елизавета, ее муж Захарий, мать Богородицы, Анна.

Сходство изображений по содержанию сделало иконы равнозначными для верующих. Образ «Трех радостей» иногда называют «Святым семейством». Молитвенные обращения не имеют различия, совпадает день поминовения. Какой именно иконе помолиться – выбор верующего.

Как молиться у иконы Воскресения

Центральное событие служения Христа достойно особого молитвенного почитания со стороны верующих. Каждый, кто хоть раз был на службе, помнит воскресную песнь «Воскресение Христово видевше…» Весьма уместно будет пропеть ее дома.

Икона «Воскресение Христово» помогает вспомнить о главной цели жизни человека — он должен уподобиться Христу во всем. Открыть Ему свое сердце, принять те изменения, которые неизбежны для того, чтобы душа преобразилась.

А вслед за ней изменится и жизнь. Она может быть радостной вне зависимости от уровня достатка. Для этого необходимо наполнить сердце любовью. Путь же для этого один — через молитву. Прежде всего — она должна быть постоянной.

  • Икона Рождество Христово
  • Икона Трилетствующая — здесь
  • Икона Трех радостей — https://bogolub.info/ikona-trex-radostej-v-chem-pomogaet-znachenie-istoriya/

Основными молитвами каждого христианина являются «Отче наш», Символ веры, молитва Святому Духу. Регулярно надо обращаться к Псалтири, где царь Давид собрал песни на все случаи жизни. Все их можно читать перед образом Христа, ведь через Него нам открывается и вся Святая Троица. Господь в Священном Писании обещал исполнять любые просьбы человека, которые будут звучать во имя Иисуса.

Не стоит пытаться злоупотреблять этим обещанием, пытаясь получить все земные блага. Господь не глуп, он установил законы жизни для того, чтобы люди пользовались ими другим во благо, а не во вред. Просить можно о духовных дарах, помощи в работе, в сложных ситуациях, о здоровье близких, воспитании детей.

Молитва перед иконой «Воскресение Христово»

Воскресная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе:

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Советуем изучить  Леушинская икона Божией Матери

Источник жизни и истины

Во всех случаях, на каком бы композиционном решении ни остановился автор того или иного извода этого образа, следует прежде всего понимать, что Живоносным источником является Сама Пречистая Дева, через которую воплотился в мир Тот, Кто даровал жизнь всем сущим на земле.

Он изрёк слова, которые стали тем камнем, на котором был возведён храм истинной веры, Он явил собой людям и путь, и истину, и жизнь. И тем благодатным Живоносным источником, струи которого омыли от греха и напоили собой Божественную ниву, стала для всех нас Царица Небесная, Пресвятая Дева Богородица.

Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника.

После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.

В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления)

Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

На Светлой Седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся Литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход.

В этот же день на Литургии читается Евангелие об изгании торгующих из храма.

История создания

третья рукаобладает целительной силой и большим значением

Иконы, изображающие Богоматерь с Иисусом, относят к типу «Одигитрии» («Путеводительницы»). Обычно на них Младенец находится слева от Матери, но на «Троеручице», наоборот, он находится справа. Третья рука на образе выглядит очень необычно и изображается либо телесного цвета, как рука Богородицы, либо серебряного или тёмного.

Мнения о происхождении иконы имеются самые разные. Так, некоторые сравнивают её с изображением древних многоруких божеств или утверждают, что три руки являются напоминанием о Святой Троице. Это, конечно, не так. Как было на самом деле, с уверенностью уже никто не скажет, но до наших дней дошли три древних предания.

Об Иоанне Дамасском

Действие самого распространённого предания начинается в VIII веке. Византийский император Лев III Исаврянин объявил борьбу с иконами и поклонением всем небесным жителям. Христианские иконы приравнивались к языческим идолам и безжалостно уничтожались. Помимо этого, было потеряно огромное количество таких памятников культуры, как скульптуры, мозаики и фрески, изображения святых. Людей, которые пытались их защищать, наказывали и даже убивали.

Мансур ибн Сержун был одним из тех немногих, кто противоборствовал уничтожению икон. Будучи советником правителя в мусульманском Дамаске, он защищал святыни, так что люди могли поклоняться им. Также он писал письма и трактаты, обличающие ересь борьбы с иконами. Эти действия поддерживали христиан и очень раздражали Льва, как активного сторонника иконоборчества. Но Мансур был сыном крупного чиновника и занимал высокое положение в Дамаске, так что он находился за пределами императорского влияния.

Тогда император с помощью подданных подделал письмо, в котором Иоанн якобы предлагает ему союз для завоевания Дамаска. Письмо было отправлено Дамасскому халифу, и тот был так разгневан мнимой изменой, что тут же лишил своего министра всех привилегий да в придачу приказал отрубить правую руку и вывесить на всеобщее обозрение для предупреждения других. Святой чудом избежал смерти через повешение, но когда гнев правителя немного поутих, тот отдал мученику отрубленную кисть.

Иоанн был искренне благодарен за чудо. По старинной традиции подношения святыням в знак признательности, он приделал к окладу иконы, перед которой молился, руку, отлитую из серебра. Именно такую икону потом назовут «Троеручица». Третья рука служила как бы признанием того, что вернувшаяся ему кисть – Божья милость и принадлежит не ему. Также он дал обет служения Господу и Богородице и написал благодарственную песнь, которую до сих пор можно услышать на литургии Василия Великого.

Произошедшее чудо вразумило халифа, он признал ошибку и просил Иоанна вернуться к государственной службе. Но тот понял, что теперь его предназначением является служение Господу. Он в одиночестве отправился в Иерусалимскую лавру, взяв с собой только икону. Там он принял постриг в монахи с именем Иоанн. Днём его памяти является 4 декабря.

Икона находилась в Иерусалиме до XIII в., пока не была подарена святому Савве и перевезена им в Сербию. Когда в XV в. начались османские нашествия, чтобы попытаться защитить святыню, её передали на попечение Небесных сил. Другого способа, как возложить образ на ослика и отпустить животное, не было. Ведомое разве что только Богом животное дошло до центра православного христианства, святой горы Афон и остановилось у дверей Хилендарского монастыря, основанного ещё за два столетия до событий. Монахи взяли икону и поставили её на алтарь. С того времени и до наших дней она свято хранится и оберегается там. К ней ежегодно совершаются крестные ходы.

Советуем изучить  Молитвы Ксении Петербургской о семейном благополучии

Хотя образ был увезён из Сербии, немногочисленные следы его почитания сохранились на близкой ему территории. Так, в храме села Каран есть удивительнейшее изображении Пресвятой Богородицы в полный рост, на котором она держит Младенца на правой руке, а указывает на него двумя левыми.

Богородица и разбойники

Пусть изредка, но можно услышать и третью версию. Она гласит, что однажды молодой Марии пришлось спасаться с Иисусом от разбойников. Она добежала до реки, но чтобы быстро переправиться вплавь, ей нужны были обе руки, а она держала Младенца. Тогда она обратилась за Божьей помощью и ей была ниспослана третья рука, с помощью которой она и спаслась.

Уникальная технология изготовления икон

Трёхликая икона «Благовещение. Господь Саваоф»

Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, в музее-заповеднике «Александровская слобода» во Владимирской области раньше можно было увидеть одну весьма необычную икону «Благовещение. Господь Саваоф», датированную 1791 годом. При смене положения смотрящего относительно иконы происходила и смена изображения на ней. Неизвестный художник изобразил три лика на 16 тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. И для этого ему пришлось немало потрудиться.

Иконописец нанёс изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижал их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он написал один лик, а на другой — второй. Третий же лик художник написал непосредственно на деревянном холсте. Дощечки с двумя другими ликами мастер установил в специальные пазы на раме, строго соблюдая расстояние между ними. Похожую технологию сегодня можно встретить на некоторых рекламных щитах, где при движении трёхгранных пластин сменяется изображение.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

  • Святая Троица в Православной Церкви
  • Троица, 10 икон Святой Троицы
  • Об изображении Святой Троицы
  • День Святой Троицы. Пятидесятница
  • Троица – исполнение всех ожиданий
  • “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
  • Троица и икона Воскресения Христова
  • Святая Троица — парадигма человеческой личности
  • Художественный образ Пресвятой Троицы
  • Троица: Фундамент христианства
  • Троица: единство и святость
  • День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
  • День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
  • День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
  • День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
  • «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
  • День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
  • Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
  • Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
  • Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
  • «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
  • Троица в Давыдово (+ФОТО)
Советуем изучить  Икона Божьей Матери «Всецарица»

Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).

Спасо-Елеазаров монастырь

В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.

Храм трех святителей на Кулишках в Москве. Современный вид

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго был освящен придел Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного Преображенского монастыря на о. Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был  освящен в 1481 году.  В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.

Спасо-Каменный монастырь в 1909 г.

В честь трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, был освящен придел церкви Богоявления с Запсковья (г. Псков). Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье.  Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик».

Церковь Богоявления с Запсковья

О старообрядческих храмах во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго информации нет.

Троица ветхозаветная с хождением

Сходное значение имеет и эта икона со Святой Троицей, фото которой показано ниже. Те легендарные путники, очевидно, шли издалека. И после встречи с Авраамом они исчезли так же быстро, как и появились.

Это хождение стало добрым знаком, ведь ровно через год в семье действительно появился долгожданный наследник. Икона Троицы ветхозаветной с хождением (или в хождении) хорошо передает эту радость. Причем здесь сюжет дополняется тем, как сын Исаак приносит в жертву барана.

Этот образ отражает знаменитую историю о том, как Авраам чуть не заколол собственного сына, которого Бог потребовал принести в качестве жертвоприношения. Авраам почти исполнил этот приказ, но ангел вовремя остановил его.

Таким образом Господь проверил верность своего слуги – и результат оказался выше всяких ожиданий. А затем в качестве жертвы закололи того самого барана, на котором сидит изображенный Исаак.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

Троеручица, деревенская икона XIX века

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Троеручица, монастырь Хиландар, Афон

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Днем Николая Чудотворца Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем Без рубрики
0 комментариев

Короткие поздравления с Пасхой Без рубрики
0 комментариев