Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»
СОДЕРЖАНИЕ
0
1
28 августа 2020

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября- Рождество Пресвятой Богородицы. Великий Церковный праздник.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

На иконе Рождество Пресвятой Богородицы показано счастье, с которым наша Заступница пришла в наш мир. Перед этой иконой можно просить Божию Матерь о чем угодно, но наиболее важным являются молитвы и просьбы о спасении наших душ, по которым Царица Небесная будет просить Своего Сына о Его милостях к нам.

Перед этой иконой полезно просить Богоматерь о рождении детей, особенно, когда Бог долго не дает ребенка в семью, но в этом случае очень хорошо помогают молитвы перед иконой родителей Святой Девы, праведных Иоакима и Анны. Празднование этих святых приходится на 22 сентября, следующий день после Рождества Богородицы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Немногим более двух тысяч лет назад, на расстоянии в три дня пути от Иерусалима, в небольшом городе Назарете, жили Иоаким и Анна, будущие родители Богородицы.

Иоаким был из рода царя Давида, а Анна была потомком Аарона, брата Моисея. У семьи было в собственности несколько стад овец, но по своим доходам они жили скромно потому, что основная часть заработанного шла на постройку Иерусалимского храма и на милостыни бедным людям.

Невзирая на то, что они были верующими людьми и жили по Божиим законам, Господь до сих пор не давал им детей, хотя им было уже по семьдесят лет. В древние времена бездетность считалась наказанием Господа за грехи, поэтому соседи Анны и Иоакима даже оскорбляли и унижали их.

А тем временем, его супруга Анна узнала о том, что случилось в Иерусалимском храме, и сама испытала такую же душевную боль, как и ее супруг. В своем горе она вышла в сад и села под лавровым деревом. Она не понимала, как теперь будет жить: Бог отверг ее от Своих милостей, люди ее проклинают, муж оставил ее и вообще куда-то пропал.

Вверху над ней вдруг послышалось птичье щебетание, Анна подняла голову и, увидев, как птичка в гнезде кормила своих деток, подумала:

«Даже у птиц есть дети, а для нас не найдется такого утешения в старости».

Из самой глубины ее души полилась мольба Господу, она просила, умоляла Его услышать, помочь ей и осчастливить ее радостью материнства.

«Анна! Господь услышал твои молитвы — ты родишь дочь и наречешь ее Марией, что значит Госпожа и Надежда. Ею даруется спасение всему миру».

Посланник Господа повелел Анне отправляться в Иерусалим, чтобы она там, у Золотых ворот храма, встретилась с Иоакимом.

В это же время Ангел Господний явился к Иоакиму и тоже наказал ему отправляться к храму, где его будет ждать жена, и сообщил ему:

«Господь принял твои молитвы, Иоаким, у вас родится дочь на радость всему миру»

Встретившись, супруги поведали друг другу об Ангеле. Счастливые, они помолились Господу, принесли жертвы в благодарность о такой вести и вместе отправились домой.

Рождение Той, Кто по Божественному замыслу будет Матерью Спасителя, случилось около 15 года до Рождества Христова.

За твердую веру, за их праведность, любовь друг к другу, наперекор законам природы, у престарелых родителей под конец их жизни, Богу было угодно явить чудо – рождение Дочери, которая «соединит небо и землю».

Как и было сказано Ангелом, праведные Иоаким и Анна назвали девочку Марией. До конца своих дней они благоговели перед Ней, памятуя слова Ангела о том, что Ей предстоит необыкновенное будущее.

Пресвятую Марию, будущую Матерь Божию, охраняли и оберегали от всяческих бед, ее готовили к Великому Служению Господу, которое началось в возрасте трех лет Введением во храм Пресвятой Богородицы.

Восхваление Матери Спасителя, Пресвятой Девы Марии, происходит на каждом богослужении. Ее родители Иоаким и Анна также всегда упоминаются на службах, а двадцать второго сентября (по новому стилю) Церковью установлен праздничный День в честь Праведных Богоотцов Иоакима и Анны.

По народным преданиям, молитвы праведным Иоакиму и Анне помогают при супружеском бесплодии.

Этот же день считается Днем Рождения Русского государства. Дата 8 сентября 862 года высечена на Памятнике Тысячелетия России, который был воздвигнут по приказу императора Александра I в 1862 году в Новгороде.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Почитаемые списки Киккской Богоматери

Самым древним дошедшим до наших дней списком считается икона из монастыря Святой Екатерины на Синае. Предположительно, написана она в первой половине или в середине 12 века. Иконография этого чудотворного образа развивается до тронного вида. Богородица восседает на престоле, на ¾ повернувшись влево и склонившись к Богомладенцу. Их фигуры вписаны в арку, над которой расположены медальоны с поклоняющимися им архангелами.

В 15-16 веках чудотворный образ «Киккская» стал распространяться по православному Востоку большим числом списков. В нашей стране икона известна с к.16 – нач.17 вв. в связи с влиянием византийской культуры и кипрских святынь. Известные иконы данного извода того времени – иконописные работы Симона Ушакова для Храма в честь святителя Григория Неокесарийского в Москве и Свято-Успенского мужского монастыря «Флорищева пустынь» Суздальской (ныне – Нижегородской) епархии. Сегодня первая работа находится в Третьяковской галереи, а Владимирская-Киккская хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Зачатьевского монастыря

Почитаемый список иконы «Милостивая» в Зачатьевском монастыре

Самый известный сегодня чудотворный список иконы «Киккская-Милостивая» хранится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Невзирая на то, что иконографически он имеет некоторые отличия от кипрского первообраза, монастырская летопись связывает обе эти иконы.

Согласно летописи впервые зачатьевский список упоминается в 18 столетии. Во время гонений за христианское вероисповедание монастырь был закрыт и разорен. В 1923 году святыню перенесли в расположенной рядом храм Илии Пророка «Обыденный». Только в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Алексея II праздничным крестным ходом Божия Матерь «Милостивая» вернулась в родную обитель.

25

Ноябрь
2010 года

В день празднования иконы, насельники Киккского монастыря даровали список с древнейшей иконы «Киккиотиса», хранящейся на их острове с 12 века.

Ежедневно сестры-монахини просят благословение у их Небесной Игуменьи. Множество паломников пребывают к «Киккской-Милостивой» в надежде получить успокоение в скорбях, вспоможение в нуждах, уврачевание болезней. Насельницы Зачатьевской обители ведут летопись чудесной помощи, дарованной по молитвам перед Милостивой иконой.

Список иконы Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевском монастыре Москвы. Дар Киккского монастыря

Интересный фактНарод любовно прозвал икону «Услышительница», или «Слушательница». Богоматерь изображена с одним открытым ушком, как бы слушая все обращенные к ней молитвенные воззвания верующих.

Адрес: г. Москва, переулок Зачатьевский 2-й, 2

Александрийское подворье в Москве

В храме Всех Святых в Кулишках (Подворье Александрийской православной церкви в Москве) находится греческий список «Киккской». Ее особенность – в изображении пчелы на окладе. Каждую среду в 17:30 перед чудотворным списком совершается водосвятный молебен с акафистом.

Примечательно, что настоятель подворья — монах Киккского монастыря.

Через Свои чудотворные иконы Пресвятая Богородица дарует верующим возможность прикоснуться Божественной благодати, духовно и телесно преображающей и исцеляющей. Небесная Заступница рода христианского никогда не оставит всех искренне ищущих путь спасения.

«Умиление Пресвятой Богородицы»

Существует несколько известных чудотворных икон «Умиление». С них сделано множество списков, которые не теряют своей благодатной силы.

Смоленская икона «Умиление Пресвятой Богородицы» явилась в 1103 году. Польские захватчики осаждали город. Целых 20 месяцев с помощью чудотворного образа смоленские войска удерживали Смоленск, не сдали его врагам.

Псково-Печорская икона славна своими чудесными исцелениями. В летописях Пскова и Великого Новгорода сохранились свидетельства, датированные 1524 годом.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление Пресвятой Богородицы» находилась в келье святого старца Серафима Саровского до самой смерти. После было сделано несколько списков, которые впоследствии тоже оказались чудотворными. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, старец Саровский мазал больных, и те излечивались.

Советуем изучить  Молитва матроне московской о зачатии и беременности

Новгородская икона «Умиление» в 1337 году парила в воздухе над церковными дверями. Слезы капали из ее глаз. Позднее в этот же год началось в городе моровое поветрие. Горожане молитвами просили святой образ заступиться за них. Вскоре болезнь отступила.

Молитва перед иконой помогает в бедах и несчастьях. Избавляет от искушений, сохраняет брак. Дарует беременность и легкие роды. Этот образ считается женским и помогает во многих болезнях и печалях. Избавляет от болезней глаз, слепоты. Почти все чудотворные образы Девы способны исцелить телесные и душевные болезни после молитв и Акафистов.

Разновидности лика «Зачатие Пресвятой Богородицы»

Данная икона известна в трех вариациях, воспроизводящих желанный для пары момент – зачатие долгожданного ребенка.

Праведные супруги

Это момент встречи Иоакима и Анны , после того, как Ангел Господень известил их о будущем рождении дочери. Они как бы летят на встречу друг другу в порыве светлого радостного чувства после долгой разлуки. Наверное, в иконописной традиции это единственный случай, когда святые запечатлены обнимающимися.

В музее древнерусских искусств им. Андрея Рублева хранится икона датируемая концом XVI века. На ней Иоаким и Анна стоят как бы на плоском камне – прообразе жертвенника, на котором во время проскомидии приготовляется хлеб и вино для Евхаристии. Этот камень-престол символизирует собой брачное ложе, на котором свершается акт зачатия Прествятой Богородицы, от плоти которой родится Спаситель мира.

На заднем плане иконы возвышается Иерусалим и Золотые врата , которые смыкаются над головой святых и самим городом храмовым куполом и знаменуют собой то ветхозаветное святилище, в котором была отвергнута жертва Иоакима. Здесь же камень Иакова, на котором он спал, когда ему было видение лествицы, одним концом упирающейся в землю, а другим уходящую в небо. Лествица символизирует Богоматерь, посредством которой Господь сошел на землю….

Этот же камень необходим для примера проявления живоносной силы Господней, ибо уподобляем бесплодному старческому телу, от которого ничего не может родиться, и, тем не менее, рождается сама Матерь Божия

Само зачатие имеет важное символическое значение – именно с него начинается возведение храма Нового Завета

Богоматерь, попирающая змия 

На этой иконе святые Иоаким и Анна стоят с молитвенно воздетыми к верху руками. Они смотрят на свою дочь, вознесшуюся над земной твердью. Под ее ногами – шар планеты, опоясанный змием. Аспид – это искуситель, дьявол, который опутал своими сетями всю вселенную и пытается ее поглотить. Но ему препятствуют чистота и непорочность Девы Марии.

С младенцем Марией на руках

Необходимо отметить, что варианты этой иконы также весьма разнообразны: меняется цвет одежды святых, жесты, младенец Мария то сидит у матери на коленях, то тянется ручкой к матери, прижимаясь к ее щеке своей щекой….Практически неизменным остается одно: цветок лилии в ручке у Богородицы как символ ее девства и чистоты.

На иконе, находящейся в Троице-Сергиевой лавре и принадлежащей кисти неизвестного иконописца XIV века, видим Анну в ярко-красном мафории и хитоне цвета весенней травы. Святая крепко прижимает к себе возлюбленную дочь, облаченную в пурпурно-коричневые одеяния, изломанные золотыми складками.

К пурпуру, символически указывающему на царственное происхождение Богородицы как Царицы Небесной, примешивается коричневый – цвет земли и тления, напоминающий о человеческой природе, подвластной смерти. Вызолоченные ассистом, то есть штрихами из тончайших золотых пластин, складки символизируют нетварный Фаворский свет, которым просияло лицо Христа в момент Его Преображения.

Резкий контраст сочности и яркости одеяний представляют лики святых, написанные чуть теплыми охристыми красками. Характерный для русской и греческой иконописной традиции румянец полностью отсутствует, что позволяет предположить, что икона имеет не русское происхождение.

Иконография Девы Марии

Существует четыре основных направления того как изображается дева Мария с младенцем на руках на иконах, если эти разновидности изучить, то станет не только легче классифицировать каждую отдельную икону, но и вникнуть в глубокий смысл изображаемого.

  • Оранта. Легко определить этот тип по раскрытым рукам Богородицы, которые воздеты к небу. Эту разновидность также часто ассоциируют с добродетелью веры. Богородица родила Спаса, который пришел для того чтобы исцелить все человечество и в этот факт верят православные.
  • Одигитрия. В этой иконе девы Марии значение указывает на добродетель надежды. Младенец на руках у матери, которая указывает на него одной рукой, таким образом как бы привлекая внимания зрителя. И ведь, действительно, каждому следовало бы обратить свой взор (в том числе и духовных очей) ко Христу. Вот где заключается смысл этого послания. Христос на этой иконе благословляет одной рукой Марию и этим символическим жестом благословляет и всех верующих. В другой руке у него свиток, который символически указывает на Евангелие – книгу, которая тоже ведет ко спасению.
  • Елеуса. В этой иконе святой девы Марии заключена добродетель любви. Сюжет практически не отличается от предыдущего, только Мария и младенец нежно прижимаются друг к другу щеками. Таким образом символизируется любовное общение, но снова речь идет не просто о земных ласках с ребенком. В Христе тут представляется божественная истина, а фигура Марии символизирует душу (или просто отдельного человека) которая общается с божественными инстанциями. Таким образом эта икона сообщает о любви ко Всевышнему, любви ко Христу.
  • Акафистный тип. Как понятно из названия, тут используются акафисты, а также и другие гимны посвященные Богоматери. В соответствии с определенным текстом на изображении появляются разные символы, которые воплощают различные эпитеты, которыми наделяется Богородица.

Дополнительно следует отметить различные вариации, которые появлялись с течением времени и развитием культуры. Нередко к оригинальной иконе деве Марии, с которой делали список, добавлялись какие-то детали.

К примеру, существует известная история Иоанна Дамаскина, который получил великий дар от Богородицы – после того как ему отсекли руку, кисть снова приросла, и он снова смог прославлять Всевышнего. Именно благодаря этому стали появляться так называемые Троеручицы. Там дева Мария изображается с третьей рукой, которая напоминает об означенном чуде.

Немалое есть количество икон (в том числе и чудотворных) посвященных деве Марии, которые подвергались поруганию (иконы рубили и протыкали в период иконоборчества) и именно в этой ситуации явили чудеса. К примеру, Иверская икона кровоточила, также как Ченстоховская. Каждая из этих икон сохранила характерные дефекты.

Особенно следует отметить русскую иконописную традицию и в частности творения Андрея Рублева, которые по сей день высоко почитаются и заключают в себе огромные духовные сокровища. Ведь, как известно, в иконе используется не только схематическое изображение по устоявшимся канонам, там иконописец также запечатлевает молитвенный опыт и возвышенные духовные переживания. Андрею Рублеву удавалось особенно ясно отражать какие-то еле уловимые и даже немного эфемерные субстанции на плоском образе иконы, поэтому они так привлекают верующих на протяжении многих веков.

Трудно переоценить значение образа девы Марии и для прежней, и для современной и для будущей Руси.

Событие праздника

В соответствии с учением Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, поскольку Ей была отведена важная роль в осуществлении божественного плана спасения человечества. Древняя традиция христианской Церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:

  • Лестница Иакова (Быт. );
  • Пророчество Иезекииля (Иез. , Иез. );
  • Слова Книги Притчей Соломоновых (Прит. ).

Зачатие праведной Анны, икона XV века

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

Советуем изучить  Псалом 130

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

Рождество Богородицы. Фреска Джотто

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей. К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).

История родителей пречистой девы Марии

Икона Рождество Богородицы находится в каждом большом храме и церкви, поэтому каждый может

Икона Богородицы находится в каждом большом храме и церкви.

помолиться и попросить помощи. Но для начала стоит рассказать о том, какова история родителей святой девы. В Евангелие практически ничего не рассказывается о том, кем были родители пресвятой Марии.

Все же священное писание можно дополнить апокрифической литературой, которая позволила выяснить их имена. Протоевангелие Иакова была написана много веков назад, именно это писание считается самым древним, исходящим из истоков происхождения христианства.

Анна была девушкой из вифлеемской священнической семьи. Родители назвали девушку так, потому что имя Анна означает “милость и благодать”. Даже сегодня в Иерусалиме сохранилось место, где стоял Иоакима. На этом месте спустя годы был построен храм, возвели его крестоносцы.

Иоаким же родился в Галилеи, он был выходцем из знатной и очень богатой семьи, которая имела власть. Даже имя этого святого мужчины несло в себе особенный смысл, так как переводилось, как “Приготовления для Господа”. Святой Иоаким скончался, когда дева Мария была еще совсем мала.

Обратите внимание! Святой Иоаким, вместе со своей супругой Анной, сегодня считается покровителем всех супружеских пар. По писанию известно, что пара была бесплодна, и не могла в течение всей своей супружеской жизни завести ребенка

Супруги много времени проводили в молитвах, чтобы им подарили ребеночка. Когда Иоаким достиг пожилого возраста, он отправился один в пустыню, где прожил сорок дней

По писанию известно, что пара была бесплодна, и не могла в течение всей своей супружеской жизни завести ребенка. Супруги много времени проводили в молитвах, чтобы им подарили ребеночка. Когда Иоаким достиг пожилого возраста, он отправился один в пустыню, где прожил сорок дней.

Именно тогда к нему явился ангел и сказал, что его молитвы услышаны, и он получил малыша. Супруга должна родить дитя, которое станет радостью для всего мира. Это предсказание сбылось, и у Иоакима родилась прелестная дочь, которую на пятнадцатый день назвали Марией.

Интересно! Сегодня существует несколько икон с изображением этой супружеской пары, описание бронзовой или медной литой иконы сможет рассказать каждый батюшка. Обычно в церквях можно увидеть меднолитую икону “Рождество Богородицы”, описание которой легко найти в справочниках и писаниях.

История иконы

Предваряя написание иконы, православный мир получил множество Знаков, указывающих на появление Богоматери. По преданиям, новость о появлении необычного младенца услышали благочестивые родители, Иоаким и Анна. Женщина, молясь Высшим Силам о появлении в их семье младенца, услышала глас, который сообщал ей о скорой беременности. Ту же новость услышал и ее муж, отправившийся в пустыню для благочестивых молитв и воздержания в строгом посте. Сбывшееся пророчество запечатлено на иконе рукой мастера.

Это интересно: Икона «Распятие Иисуса Христа»

Случаи чудесной помощи в наши дни

В Зачатьевском женском монастыре в Москве есть икона Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, почитающаяся чудотворной. Этот монастырь является местом паломничества всех бездетных пар нашей страны. Вот только несколько случаев наступления беременности по молитвам святым Иоакиму и Анне:

«Я не могла забеременеть 11 лет, обращалась к врачам. Одни говорили, что не видят никакой причины, чтобы мне не забеременеть, другие, что только ЭКО мне поможет, третьи – что даже  и ЭКО не поможет. Я стала ездить по святым местам. Летом 2009 года посетила монастыри Кипра. А осенью я приехала в Зачатьевский монастырь. Заказала молебен святым и праведным Иоакиму и Анне на полгода. Молилась и в храме, и дома. Просила и Пресвятую Богодицу, и святых Иулианию и Евпраксию. По врачам уже не ходила. А в 2010 году, когда мне уже было 40 лет,  я забеременела. В 41 год родила девочку (в 2011 году). Назвала Марией. И беременность, и роды (кесарево сечение) прошли, с Божьей помощью, благополучно и ребеночек родился здоровым.  Не знаю, как благодарить Господа нашего Иисуса Христа за это счастье».

Вера

«Благодарю Пресвятую Богородицу и святых праведных Иоакима и Анну за их скорую помощь.  В 2011 году, в начале лета, была в Зачатьевском монастыре и заказала на полгода молебен святым праведным и Анне о разрешении неплодства, так как  17 лет не имела детей. Не прошло и половины   срока заказанных молебнов, как после Петрова поста забеременела и в 2012 году, на Пасху, 15 апреля  в 6 часов утра, после причастия, по милости Божией,  родила дочку быстро и без осложнений. В этом году приехала с дочкой, которую назвали Серафимой,  благодарить Матерь Божию и святых Ее Родителей. Слава Богу за все! Не буду скрывать , что молилась и святой блаженной  Матроне,  и ее тоже благодарю.  Благодарю   и всех насельниц Зачатьевского монастыря, ведь это они так усердно  за нас молятся. Низкий поклон вам, дорогие матушки!»

Фотиния (Светлана) Е. 2013 г. Троица

«Мы с мужем живем уже 20 лет в браке. Повенчались в 2004 году. Детей у нас не было.  Сначала я не хотела, думала, рано, успею еще. А после 30 лет стала уже волноваться, а после 35 была уже в отчаянии. Болезни разные были, операции, унывала часто.  Осенью 2011 года подала записку на молебен о даровании ребенка.  Дома молилась святым праведным Иоакиму и Анне. Уже записалась в клинику чтобы делать ЭКО, но когда подошла моя очередь, мне уже это не понадобилось: я забеременела. В феврале родилась наша дочка Кира. Слава Богу за все! Благодарю святых праведных Иоакима и Анну. Прошу Ваших святых молитв, матушка настоятельница, помолитесь за нас».

Михаил и Татьяна Е.

Все случаи чудотворений взяты с официального сайта Зачатьевского монастыря

История терпения земных прародителей Иисуса Христа поистине безгранична. Но их пример также показателен: иногда Господь посылает нам испытания по известному одному Ему Промыслу, а нам остается только терпеть и уповать на милость Всевышнего. Образ Зачатия Анны запечатлел в себе всю ту полноту человеческих чувств, когда появляется радостная надежда обрести долгожданное дитя как величайшую ценность, скрепляющую и освящающую узы брака и делающую семью полноценной.

Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии

Святой Андрей Критский тоже пишет об этом празднике в своём слове, называя его «началом праздников». Причина этому в том, что Матерь Божия открыла Своим рождением новую эру, подкреплённую надеждой на спасение человеческого рода. Человечество после грехопадения прародителей Адама и Евы находилось под гнётом клятвы. Люди не могли уже попасть в рай, что составляло цель появления на земле человека.

Несколько веков люди должны были умирать и идти в ад, что было наказанием за грехи. Но Господь, не хотящий смерти грешников, решил Сам снизойти и искупить человечество Своей смертью на кресте. Но для этого Он должен был появиться на земле как простой человек. Так было задумано, чтобы Он ничем не выделялся среди людей. Поэтому Он должен был родиться от женщины, хотя и без участия мужского пола.

Советуем изучить  Икона «Благодатное Небо»

Для этой цели была избрана Самая Чистая и Святая Жена на земле. Ей стала девица Мария, Она приходилась родственницей Иосифу, который был из рода Давида. Так сбылось предсказание, что Христос будет из рода Давидова. Иосиф взял Её к себе после того, как Она закончила Своё многолетнее пребывание в храме. Её отдали в храм в возрасте трёх лет согласно обету Её родителей, которые рассматривали Её появление на свет как подарок Свыше. Поэтому они решили посвятить Дочь Богу.

О родителях Приснодевы Марии

Святые Иоаким и Анна были бездетные. Поскольку в Израиле считалось многочадие особым благословением Божиим, то супругов, не имеющих детей, считали грешными, несущими таким образом наказание

Иоаким и Анна терпели постоянно поношение от своих соплеменников. Когда Иоаким пришел в храм с целью принести жертву Богу, то его тельца отвергли священники, сказав, что он слишком грешный, чтобы делать это. Расстроенный муж отправился в пустыню и принес горячую молитву ко Господу.

Бог услышал Своего верного раба и послал ему Ангела, утешившего его и велевшего ему идти домой. В это время его супруга увидела возле своего крыльца гнездо, в котором вылупились птенцы. Родители-птицы радостно ухаживали за ними. Анна всплакнула, позавидовав их счастью. «Все имеют детей, кроме нас» – думала она. Когда ей явился Ангел и сказал, что Бог услышал её молитвы, и у них родится Дочь, Анна не поверила. Ведь они с мужем уже перешагнули порог старости, и детей у них не может быть физиологически. Но Ангел уверил её в верности обетования.

После этого спустя девять месяцев у престарелых супругов родился долгожданный ребёнок, которого назвали Мария, что означает «Госпожа». Она поистине стала Госпожой для всего человеческого рода, Царицей Небесной, потому что сподобилась носить в себе Творца мира, создавшего вся видимая и невидимая.

Эта почетная участь досталась Ей не просто так: Мария никогда не грешила в жизни, даже мыслями! За это её прозвали «Пречистой». Весь православный и католический мир почитает Пресвятую Богородицу и этот праздник, как день Её рождения, потому что Она стала Матерью Спасителя, искупившего человеческий род.

Особенности богослужения

Тропарь и кондак праздника прославляют Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. А также в них говорится о том, что Иоаким и Анна избавились в этот день от поношения бездетности, а Адам и Ева избавились от проклятия древнего.

В этот праздник служится всенощное бдение. Паремии на великой вечерне вспоминают лествицу Иакова, затворённые врата, которые видел пророк Иезекииль, и дом, который построила себе Премудрость. Эти пророчества предрекают появление на свет Богоизбранной Отроковицы.

После полиелея на утрени поется величание праздника, которое прославляет Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. Затем поется «От юности моея». Каноны праздника написали: святой Иоанн Дамаскин и святой Андрей Критский.

Катавасия поется празднику Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей». «Честнейшая» не поется, вместо нее запевы праздника.

На литургии святого Иоанна Златоуста поется прокимен Богородицы, апостол и Евангелие праздника.

Песнопения к празднику написали:

  • святой Андрей Критский;
  • святой Иоанн Дамаскин;
  • святой Стефан Святоградец;
  • константинопольские патриархи (Анатолий, Сергий, Герман) и др.

Этот праздник является одним из самых любимых в народе.

Рождество Пресвятой Богородицы – история из Закона Божия

Служба в православии

Вход в монастырь святой Анны, находящийся, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима.

В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песнопения раннего периода. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V—VII векам, судя по тому, что тот же текст имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей.

В современную службу праздника входят творения следующих песнописцев:

  • святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон;
  • преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон;
  • Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихиры на стиховне;
  • Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии;
  • Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне;
  • Иосифа Песнописца (IX век) — канон на предпразднство.

Произведения песнописцев Льва VI, византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского, были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.

Тропарь, кондак, задостойник и величание праздника
На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Тропарь праздника глас 4 (Ἦχος δ’) Ἡ γέννησίς σου Θεοτόκε, χαρὰν ἐμήνυσε πάσῃ τῇ οἰκουμένῃ· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, καὶ λύσας τὴν κατάραν, ἔδωκε τὴν εὐλογίαν· καὶ καταργήσας τὸν θάνατον, ἐδωρήσατο ἡμῖν ζωὴν τὴν αἰώνιον. Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный. Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак праздника глас 4 (Ἦχος δ’) Ἰωακεὶμ καὶ Ἄννα ὀνειδισμοῦ ἀτεκνίας, καὶ Ἀδὰμ καὶ Εὔα, ἐκ τῆς φθορᾶς τοῦ θανάτου, ἠλευθερώθησαν, Ἄχραντε, ἐν τῇ ἁγίᾳ γεννήσει σου· αὐτὴν ἑορτάζει καὶ ὁ λαός σου, ἐνοχῆς τῶν πταισμάτων, λυτρωθεὶς ἐν τῷ κράζειν σοι· Ἡ στεῖρα τίκτει τὴν Θεοτόκον, καὶ τροφὸν τῆς ζωῆς ἡμῶν. Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богороди́цу и пита́тельницу жи́зни на́шея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Задостойник глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) Припев: <…>

Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε

Припев: Велича́й, душе́ моя́, пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Чу́жде ма́терем де́вство, и стра́нно де́вам деторожде́ние: на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася. Тем Тя вся племена́ земна́я непреста́нно велича́ем.

Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери.

Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.

Величание Полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чти́м святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим рождество́ Твое́. Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.

Итог

Значимой является не только икона, но и сам праздник Рождество Богородицы, он приходится на 21 сентября. В этот день принято посещать церковь и читать молитвы у этой иконы. Но это не значит, что верующие могут просить помощи у Богородицы только в праздничный день.

Также существуют рекомендации по произнесению молитвы. Например, чтобы обратиться к Святой, не обязательно идти в церковь или храм, сделать это можно и дома, главное иметь у себя такую икону. Читать молитву необходимо в любое время дня и ночи, но делать это нужно регулярно, а не только в те времена, когда в жизни начались неудачи. При обращении следует очистить свои мысли и душу, а также просить только хорошее, без злого умысла. В противном случае можно получить не помощь, а наказание.

Комментировать
0
1
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Днем Николая Чудотворца Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем Без рубрики
0 комментариев

Короткие поздравления с Пасхой Без рубрики
0 комментариев