Купина неопалимая

Купина неопалимая

Купина неопалимая
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
26 июля 2020

Икона «Неопалимая Купина»: значение

Владимирская икона «Неопалимая Купина» очень сложная в графическом исполнении. Она насыщенна разными изображениями, каждое из которых имеет свое символическое значение. Вот так выглядит икона «Неопалимая Купина»:

Мы представим вам подробное описание иконы «Неопалимая Купина»:

  1. В центре святыни — образ Богоматери с младенцем на левой руке и лестницей в небо в правой руке (лестница означает, что и человек может подняться по ней к Господу, и Бог может по ней спуститься на грешную землю). Вокруг Оранты зеленый и красный ромбы:
  • красный означает языки пламени, которыми был окутан терновый куст;
  • зеленый означает, что куст после пребывания огня сохранил свой естественный природный цвет.
  1. На красном ромбе изображены евангелисты:
  • в виде ангела изображен Матфей, который якобы и был посланником Бога к Моисею;
  • в виде льва изображен евангелист Марк, который знаменует царственное достоинство Божьего Сына;
  • в виде тельца изображен Лука, который свидетельствует о том, что нужно служить Спасителю;
  • в виде орла изображен Иоанн, который означает силу Божьего учения.
  1. В зеленом ромбе изображены стихии в лице архангелов и ангелов, которые держат в своих руках соответствующие всем мировым стихиям атрибуты. Они символизируют, что все живое на Земле служит Богоматери и Божьему Сыну.
  2. Вокруг восьмиконечной звезды изображены двулепестковые облака. В каждом облаке — архангелы:
  • Михаил, являющийся предводителем небесных сил
  • Гавриил, оповещающий народ о Божьих тайнах
  • Рафаил, который лечит недуги
  • Уриил, отвечающий за любовь к Богу
  • Селафиил, служитель Божьей молитвы
  • Варахиил, которые отвечает за Божьи благословения
  • в двух других облаках изображены духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия.

В XIV веке святыню привезли синайские монахи в Москву. Ее решили разместить в Благовещенском Соборе Кремля, но также сделали сразу несколько копий, чтобы икона была и в других православных храмах. Икона украсила стены Святых Сеней. Только в конце XV века в Москве был построен храм «Неопалимой Купины», благодаря чудотворному спасению несправедливо осужденного конюха Дмитрия Колошина:

  • Мужчина преклонился перед святыней и просил ее помочь спасти ему жизнь.
  • В ту же ночь Богородица явилась царю Федору Алексеевичу и предупредила его о том, что он должен отменить свое распоряжение. Так конюху была спасена жизнь.

К сожалению, в ХХ веке во время советской власти храм был снесен, но слава иконы «Неопалимая Купина» осталась в памяти народа навсегда. Ведь с ней связано столько разных чудес:

  1. В 1196 г. один простой селянин (житель поселка Южа-Никольское) принес домой купленное на рынке полено, чтобы растопить печь. После того, как бревно оказалось в огне, мужчине явился образ Богоматери. Жена селянина быстро подбежала к печи, чтобы достать полено. Оказалось, что на нем был след от иконы «Неопалимая Купина», который остался полностью целым и невредимым после пребывания в огне. Супружеская пара решила отдать святое полено в Юрьев монастырь, но оттуда святыня была украдена.
  2. В 1822 г. в Славянске постоянно возникали пожары. Одному из жителей явился образ Богоматери во сне, а на следующий день он нашел женщину, которая устраивала все ужасные поджоги в городе.
  3. В 2010 г. в селе Южа-Никольское возникла угроза пожара в Юрьевском монастыре. Священнослужитель тот час же взял икону «Неопалимая Купина» и прошел с ней крестным ходом около монастыря. Угроза пожара сразу же миновала.

Описание, толкование и значение иконы

Редко можно встретить раннюю версию изображения образа в виде куста в огне. Над ним возвышается Пресвятая Богородица с Младенцем на руках. Ее видно до пояса. Чаще Пречистая с Иисусом изображается в центре восьмиугольной звезды, сложенной из двух четырехугольных. По углам образа размещены символы, о которых говорится в книге «Откровение»: человек, телец, орел, лев. Также на иконе изображают святых Архангелов.

Ветхозаветная купина, горящая, но не сгорающая, стала прообразом Пресвятой Богородицы. Она приняла во чрево Небесный Огонь, но осталась невредима. Поэтому на иконе Ее изображают в середине охваченного огнем куста, который часто представляют в виде восьмиконечной звезды. Существует несколько толкований прообраза купины:

  1. Куст, который видел пророк Моисей, означал непорочное зачатие. Пресвятая Богородица стала Матерью, но пребывала Девой и до рождения Иисуса, и после него.
  2. Богородица родилась на грешной земле. Она жила в обычном обществе после обручения с праведным Иосифом, но была абсолютно чистой, не имела причастности к греху. В Благовещенской стихире есть обращение к Пречистой: «Радуйся, Купино неопалимая».

Царица Небесная в руках держит лестницу. Это еще один символ Ее самой, который в видении был показан Иакову. Ведь Пречистая стала для людей Лестницей на Небо. Она родила Спасителя, открывшего человечеству Царство Небесное. Благочестивые люди старались эти прообразы воплотить визуально в виде художественного образа. Так появилась эта икона.

Богородицу изображают в середине охваченного огнем куста

Почему Бог явился Моисею в пламени огня?

Сам в Себе Бог является непознаваемым. Но Он познается в Своих проявлениях или действиях — настолько, насколько открывается людям и насколько люди способны принять откровение. Являясь человеку во времена Ветхого Завета, Бог нередко представал перед ним в символических образах, связанных с огнём.

Так, еврейский народ созерцал славу Господню, вид которой был, «как огонь поядающий» (Исх.24;17). Пророк Иезекииль видел Бога в подобии человека, от чресл Которого выше и ниже был «как бы некий огонь» (Иез.1:27). Пророк Даниил зрел Бога и исходящую перед Ним огненную реку (Дан.7:10).

По мнению отцов и учителей Церкви, Бог сопоставляется с огнем по ряду признаков, в частности:

—как огонь являет себя через горючие вещества, так и Бог являет Себя в подвластном Ему мире;
—как огонь всегда стремится выспрь, так и Бог обитает на Небесах (чем, конечно, не отрицается его вездеприсутствие, но лишь подчеркивается, что на Небе особенно ярко и выразительно проявляется Его святая воля);
—как огненный пламень всегда имеет форму языков, так и Бог никогда не меняется;
—как огонь освещает и согревает, так и Бог является Светом, Подателем Благ;
—как огонь испепеляет нечистоту, так и Бог истребляет беззаконие, зло.

Этот последний сравнительный тезис особенно часто использовался ветхозаветными пророками: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий, горящие угли сыпались от него» (2Цар.22:9); «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» (Пс.49:3).

История и появление иконы

Впервые образ Купины появился в 14 веке. Ее принесли в Москву иноки из Палестины. И рассказали такое придание: данный образ Богоматери явился на скале Хорив, под которой и стоял зеленый терновый куст. И ничего не предвещало беды. Но куст неожиданно загорелся сильным пламенем. Он горел, да не сгорал. Пламя пожирало растение, а тому не было никакого вреда.

READ  Жена все время скандалит: какую молитву нужно читать?

Мимо в этот момент шел пророк Моисей, пас овец. Он увидел это чудо и услышал голос Ангела Божьего, который призывал его отправиться к правителям Египта и просить их разрешить вывести измученных издевательствами местных жителей израильтян. За что обещал сотворить множество чудес в Египте.

Господь дал Моисею посох и сказал, что если тебе не поверят, брось его об землю и тогда он превратиться в змею, люди увидят это чудо и пойдут за тобой. Но египетский Фараон только еще больше озлобился на народ израильский и заставил их сильнее работать. Тогда Бог наслал на Египет различные беды: превратил всю воду в кровь и люди не смогли ее пить, наслал полчища лягушек, которые заполонили весь дворец и дома. Наслал рои мух, которые не давали никому покоя и житья. И таких бед он сотворил ровно 10.

Фараон наконец сдался, и отпустил израильтян из Египта. В честь такого чудесного явления вскоре была написана икона, и название ей было дано – Неопалимая. Из-за того куста, что увидел Моисей, который так и не сгорел.

Сейчас эта икона находится в Хамовниках, где построен и освящен храм Неопалимой Купины.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.

Ин тропарь, глас 4

Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей,/ показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже,/ огнь Божества неопальне во чреве Приимшую/ и нетленну по Рождестве Пребывшую,/ Тоя молитвами от пламене страстей избави нас/ и от огненных запалений град Твой сохрани,/ яко Многомилостив.

Кондак, глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших.

Молитва

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

Как молиться

Молясь перед иконой Богородицы, нужно помнить, что все, что с нами происходит — нам посылает Господь для нашего же блага. Поэтому, сначала нужно помолиться Господу, попросить у него прощения за дурные поступки, попросить помощи в том, что вас волнует и поблагодарить Его за все. Ведь Он любит нас всех, желает нам спасения и часто посылает нам жизненные испытания для нашей же пользы, чтобы мы чаще обращались к Нему и не надеялись только на себя и свои силы.

После молитвы Господу, вознесем свои молитвы Богородицы перед Её святым ликом. Молиться нужно и используя текст церковных молитв и своими словами. Читая текст молитвы, необходимо пропускать каждое слово через свои ум и сердце.

Рис. 8. При молитве своими словами, необходимо подумать о том, что больше всего беспокоит вашу душу и искренне попросить помощи и заступничества у Господа и Богородицы.

При молитве перед иконой «Неопалимая Купина» нужно использовать следующий текст:

Молитва 1

«Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого­родице, нескверная, неблазная, не­тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся­ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило­сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре­ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при­бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло­бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по­стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады­чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла­дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла­го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

READ  Разоблачения чудес. благодатный святой огонь, мироточение икон и другое (2 фото)

Молитва 2

«О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь».

Неопалимая купина. История иконы

В IV в. на иконе изображали горящий куст, а внутри него — образ Богородицы. Чаще всего этим образом была Богоматерь Одигитрию. Это — один из наиболее распространенных образов Девы Марии со младенцем Христом, который, как считается, был написан первоначально самим евангелистом Лукой. В этом образе Богоматерь и Христос не касаются друг друга ликами и Иисус изображен ближе к отроку, чем к младенческому возрасту. По мнению многих искусствоведов, на этой иконе Богородица и Христос ведут беседу.

Именно этот образ Неопалимой купины был известен на Руси, его привозили в наши края монахи-паломники. В VI в. во времена правления Ивана Грозного у иконы Неопалимая купина появились новые детали. В те времена Русь прирастала новыми землями. В ее состав вошли Сибирь, Астрахань, Казань… Русь стала крупнейшей мировой державой и одним из центров православия. Именно в это время, в период правления митрополита Макария, образ перерабатывается. Туда, кроме сюжета о несгорающем кусте, добавляются несколько богословских текстов.

Неопалимая купина становится акафистной иконой. Иконой, призванной прославить Деву Мария. Новая идея Неопалимой купины заключается в том, что Богоматерь собирает вокруг себя весь мир — небо и землю, стихию и силы природы. На икону добавляются два скрещенных ромба — красные и синего или зеленого. Такое сочетание мы видим на образе «Спас в силах». Скрещенные ромбы на этой иконе говорили о представлениях древних людей о том, как устроена наша Вселенная. Красный ромб символизирует землю, а синий или зеленый — небо, выше неба в овале — Силы Небесные. И выше всего, конечно, находится сам Иисус Христос.

На иконе Неопалимая купина ромбы получают дополнительную смысловую нагрузку. Красный ромб символизирует пламя, а зеленый — сам куст, охваченный пламенем. В углах красного ромба изображены евангелисты, что дает нам отсылку к иконе «Спас в силах». Земное пламя на этой иконе пытается охватить Небесное и оказывается не в силах это сделать. Икона говорит нам о том, что защититься от пламени можно верой и молитвой. Внутри одного из ромбов изображены ангелы, которые служат Богородице.

Икона Неопалимая купина собрала в себе множество смыслов и стала очень трудной для толкования. Изменение образа в VI в. несло важную миссию. С присоединением земель предстояла важная задача — показать православие людям, живущих на них

Привлечь их внимание было проще необычными сложными образами. Неопалимая купина отражала величие и глубину православной веры

Так, на новых образах у Богородицы в руках находятся разные символические образы: лестница, которая отсылает нас к видению пророка Иакова, который увидел лестницу, как образ Богородицы в виде пути от земли до Неба. На некоторых образах присутствует гора или камень, как символ возвышения, облегчения и восхождения к Небу. Лестница христианской жизни приводит человека в Царствие Небесное, где Христос предстает уже в образе Царя Небесного. Таким образом, на Неопалимой купине оказывается два образа Христа — отрока и Царя небесного града. Иногда на иконе Неопалимая купина Богородица держит в руках Врата Иезекииля.

Преподобный Иоанн Дамаскин истолковывал образ Неопалимой купины так:

Паломническая служба «Неопалимая купина»

Паломническая служба «Неопалимая купина» организует паломническую поездку по следующему направлению: Дубровицы. Храм в честь иконы Божией матери «Знамение» — жемчужина Подмосковья. Переделкино. Храм Преображения Господня. Соборный храм в честь Святого Благовреного князя Игоря Черниговского. Святой источник в честь иконы Божией Матери «Казанская». Переделкинское кладбище — писательский некрополь.

В начале нашей Паломнической поездки мы отправимся в храм в честь иконы Божией Матери «Знамение, который по праву можно назвать жемчужиной Подмосковья.

Храм находится рядом с усадьбой Дубровицы, которая во времена строительства принадлежала князю Борису Алексеевичу Галицыну, воспитателю Петра Первого.

Однажды Государь приехал в усадьбу и окружающие места ему очень полюбились. И он повелел в этом месте построить такой храм, чтобы и немцы ахнули!

Для строительства были наняты лучшие иностранные резчики по камню и скульпторы, что не могло не сказаться на внешнем и внутреннем облике храма. Храм строился из белого камня, которого на реке Пахре было предостаточно. Свод храма венчает корона. По окончании строительства храм около шести лет стоял неосвященным, по той причине, что церковь была построена с нарушениями строгих православных канонов, а князю Голицыну не удавалось получить разрешение на освящение храма. И в этом деле помог Государь Петр первый. По его повелению храм был освящен и он сам лично, со своей свитой, присутствовал на освящении.

В интерьере храма много скульптур. Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» — центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». О Дубровицком храме так говорили: «..ничего подобного не встретить больше на Руси великой., ничего экстравагантнее…обаятельнее просто не выдумать!в

READ  Смертный грех уныние: как с ним бороться

Во второй части нашей Паломнической поездки мы отправимся в Переделкино. В советскоевремя Переделкино было известно, как место, где жили и творили деятели русской литературы.В настоящее время в Переделкино расположено Подворье ПатриархаМосковского иВсея Руси.Мы посетим храм Преображения ГосподняиСоборный храмв честь Святого Благоверного князя Игоря Черниговского, где будем стоять на вечернем Богослужении. Побываем на Переделкинском кладбище и на Святом источнике в честь иконы Божией Матери «Казанская». Программа Паломнической поездки:

СБОР ГРУППЫ:

6.30 — КУПАВНА

6.45 — ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (вокзальная площадь)

7.00 — РЕУТОВ (автостоянка, напротив Храма Казанской иконы Божией Матери)

7.05.

м. НОВОКОСИНО (последний вагон из центра, выход к ул. Южная, по переходу направо).

7.05. Отправление . Прибытие в храм иконы Божией матери «Знамения» в Дубровицах. Божественная литургия (возможность исповедоваться и причаститься). Обзорная экскурсия (1.5 часа).

Отправление в Переделкино. Прибытие на источник в честь иконы Божией Матери «Казанская». Посещение Спасо-Преображенской церкви. Посещение Переделкинского кладбища «писательского некрополя».

Вечерняя служба в Соборе в честь Святого Благоверного князя Игоря Черниговского.

Отправление в города выезда.

Коротко об иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»

Это один из древнейших ветхозаветных образов Богородицы. Композиция иконы полна символизма и аллегорий и отсылает нас к библейскому сюжету о Моисее. Ветхозаветный пророк пас овец, когда ему явился Господь в образе пылающего тернового куста. Этот куст и получил название Неопалимая Купина. Иконографическая богословская мысль облекла в этот образ Богородицу. Как куст горел и не сгорал, так и Богородица вечно пребывает Девою: до рождества, по рождестве и после рождества остается Пречистой. Дух Святой, воплотившийся в Ней во Христа, не опалил Ее своим Божественным светом – Она оказалась нетронута и до конца своих дней прожила в непорочной чистоте.

Распространение образа

Существуют две иконографические схемы данного образа. Первая представляет собой поясное изображение Богородицы (тип «Оранта») внутри объятого пламенем куста и стоящего перед ней на коленях Моисея. Такая схема получила распространение в ранние века христианства, но в 16 веке была вытеснена более сложной композицией – Богоматерь и Богомладенец стали изображаться в центре восьмиугольной звезды, составленной двумя четырехугольниками.

Цвета квадратов – красный и зеленый по красочной  аналогии с языками пламени и листьями терновника. В руках Пречистой Девы – лествица, прообразом которой является Она сама, ибо Она есть путь к небесам (в таком виде Ее увидел святой патриарх Иаков). В других вариациях этого извода к лествице добавляются камень или гора – символ облегчения восхождения к небу.

В вытянутых лучах восьмиконечной звезды – изображения ангелов и архангелов с атрибутами, олицетворяющими их ипостаси: фонарь, жезл, кадило, меч, чаша. В апокалипсическом образе животных, льва, орла, тельца и ангела, представлены евангелисты: Марк, Иоанн, Лука и Матфей.

Количество бесплотных духов варьируется согласно воле иконописца и замыслу композиции. Присутствие небесных сил раскрывает тему служения Богородице и поклонения факту непорочного зачатия всего ангельского сонма. Являясь центром иконографической схемы, Богородица символизирует собой Церковь-Софию – Премудрость Божию, концентрирующую вокруг себя силы земные и небесные.

Неопалимая Купина, икона Божией МатериСередина XVI века;Из церкви Богоматери Одигитрии в РостовеДерево, левкас, темпера; высота 118 см, ширина 89 смВ центре иконы поясное изображение Богоматери с Младенцем во славе.В углах красного ромба находятся изображения четырех апокалиптических существ. Изображения небесных сил находятся в углах зеленого ромба славы, а также в разноцветных сегментах овалов с волнистыми краями, вписанных между углами ромбов. В четырех углах иконы, на полях, представлены видения ветхозаветных пророков Моисея, Исайи, Иезекииля и Иакова.Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.

Преподобный Иоанн Дамаскин истолковывал образ Неопалимой купины так:

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»: возникновение святыни

Святыня «Неопалимая Купина» возникла после выдающегося события, которое очень подробно описано в Ветхом Завете. Оно связано с освобождением от рабства евреев, которых вел назначенный Богом пророк Моисей.

  • Моисей был обычным пастухом овец. Однажды во время своего пребывания на пастбищном лугу у подножия горы Хорив, которая сейчас зовется Синай, Моисей увидел, как загорелся терновый куст.
  • Пламя было жарким, но при этом ни ветки, ни листья куста не горели. Из растения появился Ангел, который обратился к Моисею со словами, чтобы тот снял свою обувь, потому что стоит на Святой Земле.
  • После этого Божий посланец рассказал Моисею, что тот должен вывести еврейских рабов, а в качестве награды одарил его дарами пророчества и чудодеяния.

Все это случилось в XIII в. до н.э. Спустя 16 лет после этого события, на месте, где горел терновый куст – «купина» стали часто собираться монахи-отшельники, чтобы молиться здесь Господу. Они попросили мать правящего в то время императора Константина, Елену, чтобы она распорядилась о построении у подножия Синайской горы монастыря Богородицы, чтобы в нем могли жить и укрываться от набегов кочевников служители Бога. Елена удовлетворила просьбу монахов и построила монастырь «Неопалимой Купины» прямо в том месте, где горел терновый куст (кстати, алтарь в священном храме располагался именно там, где раньше был тот самый куст).

Сейчас этот монастырь зовется именем Святой Екатерины, потому что в нем хранятся ее мощи. Терновый куст был пересажен, но так, чтобы его было видно через специально отведенное окошко в часовне, куда приходят молиться паломники.

Значение образа

После пришествия в мир Спасителя, этот ветхозаветный образ получил новое богословское истолкование. Такой «Неопалимой Купиной» для всех нас стала Пречистая Дева Богородица, зачиншая от Духа Святаго самого Господа, который и является для нас Светом Огненным. Такой же Неземной Свет осветил Её Божественного Сына на святой горе Фавор, как когда-то несгораемый терновый куст был явлен Моисею на Синайской горе. Ведь не зря монастырь Святой Екатерины был также освящен и в честь Преображения Господня.

Богородица прожила долгую, исполненную непорочной чистоты, жизнь. Она была неопалима тем Божественным Огнём, о котором когда-то сказал митрополит Антоний Сурожский: «Бог сообщает горение, но не питается веществом». Приняв себя Духа Святаго, Она не была тронута Его пламенем, которое отжигает все нечистое, ведь в Ней был Сам Господь.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно