Икона иоанна предтечи

Икона иоанна предтечи

Икона иоанна предтечи
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
09 августа 2020

Крещение Иисуса Христа на реке Иордан

Спустя полгода проповедей к Иоанну пришел Иисус из Назарета, сын маминой подруги Марии. Он знал его как родственника своего по плоти, и что он очень благочестивый и светлый человек. Но Иоанн и подумать не мог, что Иисус из Назарета и есть тот самый Спаситель, о котором он проповедует. Но в этот момент на пророка снизошел Дух Святой и озарил светом своим.

В ту же минуту Иоанн почувствовал что-то такое, чего ранее не ощущал. И понял он, что перед ним стоит Господь Бог его. Иисус попросил крестить Его. На что пророк удивился и сказал, что, наоборот, Господь должен крестить его. Но Христос молча вошел в реку Иордан, дав понять, что начинается его крещение. После обряда он вышел из воды. И в эту же секунду открылись небеса, и Иоанн увидел Духа Святого в виде голубя, который оповещал о том, что это Сын Господен. С этих пор все проповеди пророка направлялись на свидетельствование существования Мессии, который был прислан на землю, дабы искупить все грехи человеческие.

Но даже после этого многие не верили, что Христос и есть Спаситель. Так как он был смиренен и робок. Также существовало поверье, что перед появлением Спасителя придет Илия. Толпами шли люди к Иоанну с сомнениями своим. На что он отвечал им — Христос и есть Спаситель, а он лишь слуга его, который не достоин развязывать ремни на сандалиях его.

Однажды ученики его пожаловались, что Христос уже сам собирает учеников себе, хотя должен, по их мнению, считать Иоанна учителем. На что пророк говорит, что именно так и должно быть, что Иисус должен крестить всех и пророчествовать об освобождении грешных душ людских. Это было последнее, что говорил Иоанн о Христе. А три его ученика последовали по его настоянию за Христом. Впоследствии они стали апостолами – Петр, Иоанн, Андрей Первозданный. Спаситель очень тепло отзывался об Иоанне Крестителе. Он удостоил его такими похвалами, которых не удостаивался ни один из живших на земле людей.

Основные факты биографии евангелиста

Есть несколько интересных фактов из биографии святого, с которыми

Происхождение

По одной из версий Иоанн Богослов родился на свет в шестом году в северо-восточной части Израиля. Однако по некоторым данным он родился не в шестом, а в семнадцатом году. Эта информация основывается на том, что в 33 году, когда распяли Иисуса, ему исполнилось шестнадцать лет.

Детство и юность

Когда мальчик немного вырос, он пошел по стопам своего отца и начал вместе с ним ловить рыбу в Галилейском море, которое сейчас называют Тивериадским озером. Он был очень трудолюбивым и терпеливым ребенком. Однажды неподалеку от места, где Иоанн ловил рыбу, появился Мессия с небольшой группкой верующих людей. Он с братом Андреем сели в небольшую рыбацкую лодку, после чего всю ночь занимались ловлей рыбы. Однако рыбалка не задалась, так как не удалось поймать ни одной рыбы. Внезапно Господь явил людям чудо и указал место, куда лучше закинуть рыболовные снасти, чтобы поймать много рыбы. Рыбаки послушались совета и поймали так много рыбы, что их лодки чуть не утонули.

Затем Христос подошел к группе людей, в которой находился Иоанн, и предложил им последовать с ним. Они откликнулись на предложение, покинули свой дом и пошли за Иисусом.

Христианское служение

После призыва Христа Иоанн не расставался с ним и стал его верным наперсником. Он постоянно молился, вел целомудренный образ жизни и много времени пребывал в богомыслии. Во время служения Иисусу ему довелось увидеть немало чудес. Он был одним из немногих свидетелей Господнего Преображения. Также он был участником Тайной вечери и видел собственными глазами воскрешение единственной дочки Иаира.

Апостол служил и Мадонне, он был предан ей, как своей родной матери. Незадолго до смерти она увидела архангела Гавриила, который вручил ей одну лилию, сорванную из райского сада. Во время траурного процесса этот цветок нес именно Иоанн.

После смерти Богородицы святой активно распространял христианскую веру и ее основные идеи. Для этого он несколько лет проповедовал в таких городах, как Фиатир, Смирн, Пергам и Эфес. Также он воскрешал мертвых и исцелял больных людей. Благодаря его проповедям и благим делам христианство приняло много людей.

Книги Нового Завета

Богослов известен не только своими проповедями, но и написанием некоторых книг.

Многие считают, что именно он написал пять книг, входящих в состав Нового Завета. Наиболее известной считается четвертая книга, которая получила название «Евангелие от Иоанна». Однако современные ученные сомневаются в том, что автором является именно он.

Апостол долго предпочитал только устные проповеди, однако после того, как он написал Евангелие, многие начали спрашивать его о ранних годах жизни Иисуса. Поэтому он решил написать следующую книгу, в которой детально описаны ранние деяния Христа. Позднее было написано «Первое соборное послание», которое также попало в состав Нового Завета. Формально у этого произведения нет автора, однако многие все равно приписывают ее апостолу.

Другие книги

Есть и другие книжки, автором которых тоже является апостол Иоанн. Например, он написал «Апокалипсис Иоанна», которая значительно отличается от других работ святого. Здесь подробно рассказывается о событиях, которые происходили до Второго пришествия мессии. В книге можно найти информацию не только о чудесах, но и природных катаклизмах. Также детально описываются события, свидетелем которых был сам Богослов.

Некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу того, что автором «Апокалипсиса» является апостол. Такие утверждения основываются на том, что язык изложения отличается от других произведений, написанных святым. Однако митрополит Иларион опровергает такие предположения и объясняет изменение стиля повествования тем, что автор решил писать новую книгу в стиле Старого Завета.

Смерть

Апостол провел достойно свои годы жизни и умер естественной смертью, когда ему исполнилось сто лет. Он единственный из двенадцати апостолов, кто смог прожить так долго. Например, Иаков, один из его братьев, умер намного раньше — в возрасте 44 лет.

Обстоятельства смерти апостола до сих пор считаются необычными. Когда он почувствовал приближение смерти, он поговорил со своими учениками и попросил, чтобы они живьем закопали его в могилу, имеющую форму креста. Ученики исполнили просьбу апостола, однако на следующий день тело исчезло из могилы.

Молитвы перед иконой Моление о чаше

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

READ  История курской коренной иконы божией матери и в чем помогает, тексты молитв

О чем молятся святому Иоанну Крестителю: рождение пророка Иоанна Предтечи

Описание прихода в мир величайшего из Пророков содержится в Священном Писании, в Евангелии от Луки. Его родителями были священник Захария и Елисавета (наряду с родителями Богоматери они называются святыми праотцами и память их чтится церковью особо).

Молитва Иоанну Крестителю считается одной из сильнейших в христианском мире. А о деяниях пророка рассказывают легенды.

Отец его получил во время молитвы предсказание о рождении сына от архангела Гавриила, но не поверил ему, ибо не имел детей и считал себя бесплодным, а кроме того, находился уже в преклонных летах.

За сомнения Захария был наказан немотой, которая отпустила его лишь после наречения родившегося младенца Иоанном (ивр. «благодать»), вопреки стремлению родственников наречь долгожданного ребенка Захарией. После того, как он начертал на своей табличке «Имя ему — Иоанн», он вновь смог говорить.

Когда по рождении Господа Иисуса царь Ирод устроил избиение младенцев в Вифлееме, не забыл он отправить воинов и к Захарии.

Однако тот сказал, что смерти не боится, и места нахождения ребенка не откроет. Его убили между алтарем и жертвенником — кровь Захарии окаменела на мраморе как вечное свидетельство злодеяний Ирода.

А праведная Елисавета, матерь Иоанна Предтечи, произнесла молитву Богу, и Тот укрыл их во чреве горы — тут же в расселине забил источник и выросло финиковое дерево со множеством плодов. Сорок дней прошло с момента гибели Захарии — и Елисавету призвал Господь, Иоанн Предтеча же был оберегаем и питаем ангелом.

Святой Иоанн явился в пустыне, внешне и внутренне похожий на древнего пророка Илию, имел силу и дух его — ибо иудеи ждали пришествия на землю именно Илии, взятого на небо живым.

Они питался диким медом и акридами (крупными муравьями), носил мантию из верблюжьей шерсти, и являл собой образец аскетизма и праведности

Появление пророка такого масштаба привлекло огромное внимание обществености — все ждали Мессию

Самые отчаянные грешники, высокомерные мытари и свирепые воины смиренно слушали поучения и наставления Иоанна, внимали святому слову и возносили молитву Богу.

От Предтечи же они получали избавление от грехов и крещение в водах реки Иордан — Креститель получил свое имя задолго до Крещения Христа. Молитва Иоанну Предтече берет начало с этих времён.

Важнейшее событие, о котором пророчествовал Иоанн — пришествие Христа. Когда Сын Божий смиренно пришел к крестителю — тот смутился и сказал, что недостоин даже расстегнуть ремень сандалии на ноге Господа, и что Иоанн должен креститься от Иисуса, а не наоборот, на что Иисус ответил «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Крестив Иисуса, Иоанн продолжал проповедь смирения и покаяния — Ирод Антипа заточил его в темницу за обличение сожительства царя с сестрой брата Иродиадой. Сам царь в глубине души почитал пророка, но безумная сожительница нашла способ погубить Крестителя и Предтечу Самого Господа.

Наивный государь пообещал в награду за танец Саломеи (дочери Иродиады) исполнить любое желание — и кровавая распутница не прогадала — она обеспечила себе временное избавление от голоса совести, попросив принести ей голову Крестителя на блюде. Ирод опечалился, но царское слово не может быть не исполнено.

Глава Предтечи и Крестителя Иоанна — величайшая святыня мировых религий, хранение настоящей главы пророка приписывают себе мусульмане (мечети в Турции и Сирии), и христиане — Рим и Амьен.

Истинное положение дел неизвестно, христианская традиция говорит о Честной Главе в контексте трех ее обретений — Глава исчезала и появлялась сама по себе, избегая поругания.

История

Иоанн был сыном пожилой, долго остававшейся бесплодной пары храмового священника Захарии и праведной Елизаветы, которая приходилась родственницей самой Деве Марии.

Семья жила в местечке Эйн-Керем, неподалеку от Иерусалима. Сейчас здесь есть Церковь Посещения. Она построена на том месте, где встретились Дева Мария и Елизавета когда они обе были беременны. Мария потом ушла домой, а у Елизаветы через несколько месяцев родился Иоанн. Другая церковь расположена прямо там, где был дом Иоанна.

Вскоре после его рождения пришло распоряжение Ирода убить всех младенцев. По преданию, Елизавета взяла сына и ушла, чтобы где-нибудь спрятать его. И тогда гора раскрылась перед ней и она смогла укрыться там и спасти Иоанна.

А Захария, его отец, как священник принимал участие в богослужениях и обрядах в иерусалимском храме. Возможно и сам Иоанн стал священником. Но сердцем и душой он напоминал скорее пророков Ветхого Завета.

Еврейский философ Авраам Гешель, живший в XX веке, говорил о пророках, как о людях с особым ухом, которые могли слышать то, что другие люди не слышали.

Христианские традиции относят Иоанна Крестителя к таким пророкам как Илия, Иеремия, Исаия — к тем, у кого было это внутреннее ухо, восприимчивое к слову господа.

В 30 лет Иоанн слышит призыв Господа на особое служение. Он должен стать гласом вопиющего в пустыне, предшественником Мессии. Он удаляется в пустыню иудейскую и, облачившись в одежду из верблюжьей шерсти, живёт там строгим аскетом и подвижником.

Иоанн живёт и проповедует возле речной переправы на территории современной Иордании. На восточном берегу реки Иордан его речи находят отклик среди жителей страны. Послушать пророка приходят десятки людей, ведь Израиль давно живёт в ожидании мессии, истинного царя из рода Давида.

И теперь Иоанн говорит им:

Он призывает всех:

Иоанн проповедует Крещение-Покаяние для прощения грехов и совершает обряд погружения в воду реки Иордан, которая всегда считалась рубежом Святой земли. Подобно тому, как вода омывает тело, Покаяние очищает душу.

Иоанн напоминает своим соплеменникам одного из величайших пророков прошлого — Илью, который жил на 8 веков раньше. Он не только проповедовал на том же участке реки Иордан, где жил Илья, но и одевался, как Илья — минимум одежды. Питался, как Илья. У него была даже длинная борода, как у Ильи.

Иоанн Креститель пришел исполнить миссию пророка Ильи, он не был его физическим воплощением. Христос Сказал:

Вскоре вокруг Иоанна собирается целая община последователей, его учениками становятся и два галилейских рыбака, которые пришли сюда, преодолев десятки километров пешком, — Андрей и Иоанн из Вифсаиды.

Вскоре на берегу Иордана среди толпы появляется и сам Иисус из Назарета. Благодаря пророческим силам Иоанн понял, кто перед ним. Христос просит крестить его.

Безгрешный Иисус уравнивает себя с падшими, заблудшими людьми, чтобы разделить с ними бремя грехов и подать исцеление их душам. Получив Откровение об Иисусе Христе, он говорит о нём народу:

Иоанн в своих речах всё чаще начинает выступать с критикой власти царя Ирода. И тот начинает опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к беспорядкам.

Иоанн критиковал Ирода за развод с первой женой и женитьбу на супруге родного брата. Мы также можем утверждать на основании материалов историка Иосиф Флавия, что Иоанн не одобрял поступков Ирода и на политическом уровне.

Иоанна заточили в крепость. Но и здесь он не собирается молчать и продолжает оставаться угрозой для царской семьи. Иродиада, та самая вторая жена царя, ищет повода разделаться со своим врагом.  Она переживает, что царь пропадает по ночам в темнице, беседуя с Иоанном.

Подходящий случай выпал вскоре, во время празднования дня рождения царя Ирода. Перед гостями танцевала дочь Иродиады — Саломея. Её зажигательный танец приводит в восторг именинника. Ирод обещает ей в награду всё, что она не попросит. И она, посоветовавшись со своей матерью, просит отсечённую голову Иоанна на золотом блюде. Голова была преподнесена в подарок Саломее, которая взяла это блюдо и поставила к ногам своей матери Иродиады. Так, несгибаемым свидетелем Правды Божией, погиб Иоанн Креститель.

Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне


Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне.

В Евангелии от Матфея сказано — Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Матф.3:4) Акриды это насекомые, которые представляют собой некоторую разновидность саранчи, похожей на наших кузнечиков. Следует так же отметить, что эта еда в те времени была не экзотична, а скорее представляла собой самый низший класс пищи. Кстати, акриды до сих пор употребляются в пищу в Недже и Хеджасе.

В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце.

READ  Полное вечернее молитвенное правило на русском языке

Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней книгу, говорит: «саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно — по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает».

Саранча дозволена была в пищу еврейским законом — сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. (Лев.11:22)

Под диким медом в Евангелии одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев или же так называемую персидскую манну. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто meli, без прибавления agrion (дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния историка и Диодора Сицилийского, который говорит, что у набатейцев «растет много меда (meli), называемого диким (agrion), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водою». Но другие принимают, что «дикий мед» есть обыкновенный пчелиный мед, который пчелы заносят в дуплах деревьев и отверстиях скал.

По словам Тристрама диких пчел в Палестине гораздо больше ульевых, и мед, продающийся в южных местностях, получается от диких роев. Действительно, говорит Тристрам, мало мест, которые были бы так пригодны для пчел, как Палестина. А в пустыне Иудейской пчелы многочисленнее, чем в какой-либо другой части Палестины, и мед до настоящего времени служит домашней пищей бедуинов, которые выжимают его из сотов и сохраняют в мехах. Нельзя не согласиться, что такое понимание слов «дикий мед» естественнее предыдущего.

Но есть и духовная составляющая этой пищи. Святой Феофилакт Болгарский комментируя этот стих пишет следующее — «пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча (акриды) есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед производимый пчелами, то есть пророками: но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают писание. Они имели писания, как бы некоторый мед: но не трудились над ними и не исследовали их.»

В чем помогает образ «Неупиваемая чаша»

— алкогольной;

— никотиновой;

— блудной;

— азартной.

Достоверно не известно, кем и когда была написана святыня, ведь до поры до времени она скрывалась от людских глаз. Но, рассматривая фото иконы «Неупиваемая чаша» либо высыпанный из натурального янтаря список, можно отметить, что создавший её мастер принадлежал к византийской школе.

Данную реликвию причисляют к древнейшему типу изображений Пречистой Девы – «Оранта», то есть Благословляющая. Она показывает Небесную Царицу с поднятыми и раскинутыми в стороны руками – такая поза символизирует Её непрестанную заступническую молитву о каждом человеке.

Но главной особенностью иконы, несомненно, является Иисус, стоящий в чаше. Он олицетворяет Святое Причастие, дарованное христианам в знак искупления первородного греха. Благодать, исходящая от неё, никогда не иссякает, поэтому чаша действительно «Неупиваемая» – как нет предела Господней милости и терпению.

Поняв из истории служивого, что Сама Пресвятая Богородица призвала его, инокини усердней принялись за поиски иконы. Тем временем солдат отправился приложиться к мощам прп. Варлаама — основателя монастыря. Увидев облик святого на иконе, он тут же узнал «светлого старца», являвшегося ему во сне.

«Неупиваемая чаша» в Серпухове

Наконец, в переходном коридоре, соединявшем Георгиевскую церковь с ризницей (хранилищем церковных облачений), обнаружили забытую икону. На доске, строгом византийском стиле, была изображена Божия Матерь, а перед Ней — Отрок Иисус, стоящий в Чаше. Когда икону повернули обратной стороной, увидели надпись: «Неупиваемая Чаша».

Икону тут же перенесли из коридора в главную церковь и отслужили молебен. В этот момент старый солдат почувствовал исцеление. Домой он возвращался без костыля, а тяга к спиртному совершенно оставила его.

онечно же, чаще всего именно к этому к этому образу принято припадать с молитвами тем, кто страждет от недуга винопития. Пьянство и наркомания стали настоящим бичом нашего времени, поэтому очень многие просят помощи у Царицы Небесной для борьбы с такими зависимостями.

Важно. В канонических православных иконах нет ни одной детали, написанной случайно или по вдохновению художника

Детали одежды, интерьера, положение и размеры фигур — всё имеет богословский смысл. Знание значения изображений «Неупиваемой Чаши» делает молитву более осмысленной, возводит ум от земного к небесному.

Промыслом Божиим художник, создавший оригинал «Неупиваемой Чаши» и время её написания остались неизвестными. Но до нынешнего времени сохранились сведения о существовании похожей иконы, также изображающей Божественного Младенца стоящим в чаше, «Никейской». Это древнее изображение Божией Матери относится к 304 г. и прославлено чудотворениями во время осады города Никеи (ныне Турция) арабами.

Молебен перед иконой в Серпухове

Изображение Богородицы в позе моления с воздетыми руками (Оранта) считается самым древним. Перед Ней стоит Престол, на котором находится Чаша. Эти предметы символизируют принесение жертвы. В Чаше находится Сам Христос, приносимый в жертву за грехи человечества. Именно эта Чаша является «Неупиваемой», т.е. которую невозможно выпить до конца, её содержимого — благодати Божией — хватит на всех.

Символична и одежда Богородицы:

  • тёмно-голубая туника. Этот цвет символизирует чистоту девства.
  • мафорий. Голова и плечи покрыты красным мафорием — платком. Красный цвет означает царственное происхождение Девы (из рода Давида царя) и муки, которые Ей пришлось пережить. Золотая отделка по краям мафория говорит о прославлении Богородицы в небесном и земном мирах.
  • три звезды, на челе и плечах, означают «печати девства» — в момент рождения Самой Девы, до рождения Ею Христа и после него.
  • поручи — отличающиеся по цвету «манжеты» на рукавах туники. Эта принадлежность священнического облачения говорит о служении Богородицы Богу и делу спасения человеческого рода.

Христос в виде Младенца, стоящего в Чаше, одет в белые одежды с золотыми проблесками. Белый цвет во времена Ветхого Завета считался «началом всех цветов», как Бог — начало всех творений. Золотыми штрихами иконописцы изображали сияние благодати.

Руки Пречистой Девы находятся в молитвенном положении, а Христа — в благословляющем. Над головой Богородицы — ореол, означающий святость. Четыре греческих буквы с обеих сторон — сокращенные слова «Матерь Божия». Кроме этих надписей, на иконе может присутствовать и название образа.

Исторические сведения о Крестителе

Кто такой Иоанн Креститель и какова его роль в христианской религии? К сожалению, документальные свидетельства (кроме Евангелия) и пара жизнеописаний о деяниях этого человека практически не сохранились. Несмотря на это, Иоанн Креститель — это реальная личность, существование которой никто даже не оспаривает. Этот грандиозный по своей значимости человек стал «Предтечей» Иисуса Христа. Многие люди не понимают, что значит это слово. Значение слова «предтеча» в различных источниках трактуется по-разному. Это предшественник, лицо, которое своей деятельностью подготовило путь чему-то или кому-то, событие или явление, подготовившее почву для других деяний. Иоанн Креститель был сыном престарелого первосвященника Захарии, отчаявшегося иметь наследника, и его праведной жены Елисаветы. В библейских писаниях говорится о том, что он родился на полгода раньше Иисуса. О его появлении на свет и служении Господу возвестил ангел Гавриил. Также о его рождении говорили Исайя и Малахия. Крестителем его называли потому, что он совершал ритуал омовения (крещения) человека в водах р. Иордан в качестве его духовного обновления.

READ  Сильная молитва о сохранении семьи, любви и брака

Точное место, где родился Иоанн, не указано ни в одном источнике. Считается, что он появился на свет в Эйн-Кареме, предместье Иерасулима. Сегодня на этом месте возвышается францисканский монастырь, посвященный этому Святому. Многие теологи считают, что отца Иоанна Захарию убили в храме по приказу царя Ирода после того, как он отказался указать местонахождение своего новорожденного сына. Мать Крестителя спасла его от убиения во время резни вифлеемских младенцев, укрывшись в пустыне. По преданию, она, услышав о поисках Иоанна, пошла с ним на гору. Громким голосом Елисавета приказала горе укрыть ее и сына, после чего скала разверзлась и впустила ее. В то время их постоянно охранял ангел Господень.

Иконография

В честь Иоанна пишут иконы, перед которыми христиане молятся, просят простить их прегрешения, даровать милость. Согласно руководству по иконографии, Крестителя изображают с худым лицом, черной бородой, с кудрявыми волосами, разделенными на пряди. Он может быть одет в одежду из верблюжьей шерсти или в хитон и гиматий. В руке пророк обычно держит свиток, на котором пишут слова его посланий к народу. Обычно на бумагу помещают текст, в котором праведник просит людей покаяться, чтобы приблизить Царствие Небесное. Сам свиток, изображенный на иконе, имеет символическое значение. Он символизирует проповедь.

Христианами нарисовано большое количество икон, на которых изображен Иоанн Предтеча в житейских сценах. Часто в храмах можно увидеть образ — «Рождество Иоанна Предтечи». На этой святейшей иконе изображены родители Крестителя: лежащая на одре мать, а также отец, пишущий на доске имя сына. В колыбели изображают маленького Иоанна. Этот образ по композиции похож на Рождество Иисуса. Правда, рождение Иоанна изображают в более богатых покоях.

Еще святейшего Крестителя рисуют в аскетическом одеянии в позе молящегося человека. На таких иконах Ангел пустыни держит свиток в руках. Иногда перед пророком рисуют его отрубленную голову, символизирующую мученическую смерть праведника. Самой почитаемой иконой считается «Крещение Господне». Центральной фигурой такого образа, конечно же, является сам Спаситель. Правда, на иконе обязательно присутствует Иоанн Предтеча, ведь именно он крестил Иисуса Христа.

Святейшего пророка могут нарисовать на иконе в момент смерти с отрубленной головой. Усекновение главы Иоанна Предтечи — один из видов иконографии проповедника. Кроме казненного праведника, на иконе изображают воина царя Ирода, отрубившего мечом голову святейшего пророка.

Три на­ход­ки

От­дель­ные ико­ны с сю­же­том Об­ре­те­ний встре­ча­ют­ся не­ча­сто. В ос­но­ве ико­но­гра­фи­че­ской схе­мы – од­но­тип­ная сце­на. В цен­тре в пе­ще­ре изоб­ра­жа­ет­ся ча­ша с гла­вой, а по сто­ро­нам два мо­на­ха раз­но­го воз­рас­та. Один из них ко­па­ет зем­лю ло­па­той, дру­гой сто­ит на ко­ле­нях пе­ред яв­лен­ной свя­ты­ней, про­тя­ги­вая к ней ру­ки.

От­дель­ные ико­ны с сю­же­том Об­ре­те­ний встре­ча­ют­ся не­ча­сто. Глав­ны­ми его ил­люстра­ци­я­ми обыч­но бы­ли клей­ма жи­тий­ных икон свя­то­го Ио­ан­на. Мно­го­чис­лен­ные не­боль­шие об­ра­зы, окру­жа­ю­щие цен­траль­ное изоб­ра­же­ние с круп­ной фи­гу­рой Пред­те­чи, со­дер­жа­ли цикл, на­чи­нав­ший­ся с за­ча­тия про­ро­ка пра­вед­ны­ми За­ха­ри­ей и Ели­за­ве­той и за­вер­шав­ший­ся те­мой по­чи­та­ния его чест­ной гла­вы.

Как же изоб­ра­жа­ют са­мо об­ре­те­ние? В ос­но­ве ико­но­гра­фи­че­ской схе­мы – од­но­тип­ная сце­на. В цен­тре в пе­ще­ре изоб­ра­жа­ет­ся ча­ша с гла­вой, а по сто­ро­нам два мо­на­ха раз­но­го воз­рас­та. Один из них ко­па­ет зем­лю ло­па­той, дру­гой сто­ит на ко­ле­нях пе­ред яв­лен­ной свя­ты­ней, про­тя­ги­вая к ней ру­ки. Ес­ли жи­тий­ный цикл кра­ток, то в нем мог­ло при­сут­ство­вать лишь од­но клей­мо с Об­ре­те­ни­ем. Ес­ли при этом со­про­во­ди­тель­ные над­пи­си и име­на мо­на­хов от­сут­ству­ют, то в точ­но­сти уста­но­вить, ка­кое из двух со­бытий – Пер­вое или Вто­рое об­ре­те­ние – изоб­ра­же­но, не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Су­ще­ство­ва­ние та­ко­го «со­би­ра­тель­но­го» об­ра­за, объеди­ня­ю­ще­го и Пер­вое и Вто­рое об­ре­те­ние гла­вы Ио­ан­на, на­пря­мую свя­за­но с тем, что цер­ков­ное празд­но­ва­ние они име­ют об­щее.

Изоб­ра­же­ния же Тре­тье­го, по­след­не­го Об­ре­те­ния гла­вы, по­сле ко­то­ро­го она бы­ла с по­че­стя­ми пе­ре­не­се­на в сто­ли­цу Ви­зан­тии и с по­че­стя­ми по­ло­же­на в Сту­дийском мо­на­сты­ре, опо­зна­ют­ся на­мно­го лег­че. Ча­ще все­го на них пред­став­ле­ны юно­ши, от­ка­пы­ва­ю­щие кир­ка­ми и ло­па­та­ми ре­лик­вию в при­сут­ствии мо­на­хов и свя­щен­ни­ков в об­ла­че­ни­ях. В ви­зан­тийских па­мят­ни­ках од­ним из ико­но­гра­фи­че­ских ва­ри­ан­тов это­го Об­ре­те­ния яв­ля­лось изоб­ра­же­ние бо­го­слу­же­ния пе­ред свя­той гла­вой, ле­жа­щей на пре­сто­ле.

Чест­ная гла­ва свя­то­го Ио­ан­на Пред­те­чи в окла­де, хра­ня­ща­я­ся в со­бо­ре Бо­го­ма­те­ри в Амье­не. Фран­ция

Гла­ва Ио­ан­на Пред­те­чи. Ико­на ма­сте­ра Ива­на Бу­ре­ни­на. 1762 год. Уг­лич­ский ху­до­же­ствен­ный му­зей

Во вре­ме­на кре­сто­вых по­хо­дов, ко­г­да сто­ли­ца Ви­зан­тийской им­пе­рии под­верг­лась ра­зо­ре­нию и раз­граб­ле­нию, свя­тая гла­ва бы­ла уве­зе­на из Кон­стан­ти­но­по­ля и ока­за­лась во Фран­ции. Она и сей­час на­хо­дит­ся в го­ти­че­ском со­бо­ре Бо­го­ма­те­ри в Амье­не, ку­да при­ез­жа­ют мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки. Пре­бы­ва­ние ре­лик­вии в Ев­ро­пе да­ло тол­чок к рас­про­стра­не­нию в за­пад­ном ис­кус­стве на­ту­ра­ли­сти­че­ских скульп­тур­ных об­ра­зов, вос­про­из­во­дя­щих ле­жа­щую на блю­де от­руб­лен­ную го­ло­ву. В позд­ней рус­ской ико­но­пи­си XVIII-XIX ве­ков усек­но­вен­ная гла­ва Пред­те­чи в ча­ше или на блю­де ста­ла пред­ме­том изоб­ра­же­ния са­ма по се­бе, пол­но­стью вне сю­жет­но­го кон­тек­ста или жи­тия Ио­ан­на, как это пред­став­ле­но на ико­не Ива­на Бу­ре­ни­на из Уг­лич­ско­го му­зея (1762).

Икона Крестителя Христа

На сегодняшний день в православной иконографии существует большое количество изображений Иоанна.

Но натуральная икона Иоанна Крестителя имеет отличительные черты

Во-первых, нужно обратить внимание на внешний вид Предтечи – смугловатый худой мужчина еврейской внешности. Волосы темные густые кудрявые

Такая же густая борода, которая разделена на пряди. Одет он в одежду из грубой верблюжьей кожи, которая подвязана кожаным ремнем. Зачастую святого изображают на такой иконе по пояс, и повернут он в сторону молящегося. В его левой руке находится свиток, на котором написана молитва о покаянии, а правая рука поднята кверху.

На левом плече святого лежит символ его жизни — крест-посох. На некоторых изображениях у Предтечи в одной руке свиток, а в другой чаша, в которой находится младенец Иисус, а называется икона «Иоанн Креститель с чашей». Хотя такое изображение появилось уже после 16 века.

О чем просят перед образом

Христиане несколько веков молятся и почитают святейшего пророка. Верующие искренне верят, что его святейший образ обладает чудотворной силой. Существует несколько икон, на которых изображен пророк. Молиться можно перед любым образом, ведь каждый из них освящен Божественной силой. Сама икона создана, чтобы верующие могли наладить монолог со Всевышним. Перед образом Иоанна христиане просят простить им грехи и заступиться перед Спасителем.

Люди обращаются к пророку с просьбой исцелить их от телесных и душевных болезней. Считается, что Иоанн помогает тем, у кого сильно болит голова. Христиане просят праведника помочь им найти правильный путь в жизни и не свернуть с него. Крестителю принято молиться, если в семье проблемы или кто-то из близких неизлечимо болен.

Каждый, кто молится святейшему пророку, вправе рассчитывать на его милость. Иоанн может помочь страдающим обрести душевное спокойствие. Праведник всегда помогает людям, искренне раскаявшимся в своих грехах. Иногда грешникам приходится нести за свои прегрешения наказание. Иоанн учит людей терпению и смирению. Ведь человек не всегда получает, что хочет. Никто из святых не обязан выполнять пожелания людей. Верующие лишь могут попросить смилостивиться над ними и даровать им прощение. Высшей формой Божественной любви считается благодать.

Жизненные ситуации, в которых помогает святейший образ:

  • болезнь головы;
  • тяжелые и неизлечимые недуги;
  • семейные неурядицы;
  • бытовые проблемы;
  • чтобы избавиться от греховных помыслов;
  • чтобы получить наставление на путь истинный;
  • чтобы защититься от врагов.

Христиане верят, если всем сердцем раскаяться в своих грехах, помолиться перед святейшим образом, то их молитвы будут услышаны. Сам Иоанн, его жизнь являются примером и образцом для подражания. Креститель помогает людям не сойти с праведного пути, до конца своих дней оставаться добропорядочными христианами. Верующие его просят о заступничестве, люди верят, что благодаря его милости они очистятся от грехов.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно