Икона Лествица

Блудная брань

Чаша поруганий, как вода жизни, очищает от блудной страсти.

Склонным к блудной страсти и любящим красивые лица полезно жить в безмолвии с наставником.

Ненависть и памятозлобие иногда помогают к расторжению блудной страсти,

К естественной любви удобно примешивается блуд.

Пресыщение чрева есть матерь блуда.

Если плоть волнуется, то должно укрощать ее воздержанием.

Многие из яств, пучащих живот, возбуждают похоть.

Как вредно покоряться чреву, знают впадшие в ров беззаконий.

Пресыщение есть главная причина наших падений.

Кому подобны хотящие победить беса блуда при насыщении чрева? ;

Блудному бесу помогает бороть нас бес пресыщения.

Широкий путь пресыщения приводит в пагубу блуда.

Блудная брань в теле есть исчадие невоздержания.

Не верь бренному сему телу и не думай, полагаясь на воздержание, что не падешь.

От чего случаются падения в плотские грехи: с новоначальными, средними и приближающимися к совершенству?

Ублажаются мысленные скопцы, помыслом, как ножом, обрезывающие привычки.

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами и не надейся победить свое тело своими силами.

О силе действий плотской брани в сладострастных людях. О удалении сего искушения должно молиться Богу.

Падший в ров (плотского греха) требует к восстанию многих потов и пощения.

Как хитро бесы борют нас и устрояют тягчайшие падения.

Иногда они не борют нас похотию к женскому полу, приуготовляя к противоестественным грехам, и с какою целию это делают? .

Сколь велико – победить свою плоть?

Каким образом враг привлекает к падению; а после влечет к отчаянию?

Бесы радуются о злосмрадном блуде и любят сию страсть, оскверняющую тело.

Нельзя утолить блудной брани одним воздержанием без смирения.

Как обольщает блудный бес ложными слезами и утешением?

Склонные к плотской любви часто имеют свойства, противоположные свойствам пекущихся о чистоте.

С каким различием Церковь принимает покаявшихся еретиков и блудников?

Ложась в постель мы должны наиболее трезвиться, и почему?

От каких причин бывают сонные истечения?

Не должно размышлять о бывающих во сне мечтаниях, и почему?

Что служит помощию к сопротивлению во время блудной брани?

Почему бес блуда нападает особенно на безмолвников; и что значит, когда не чувствуем сей брани?

Враг борет не одинаково вкусивших и невкусивших плотского греха.

Воздержание и смирение – главные средства в борьбе против блудной страсти.

Что такое – бывающий в плотской брани – помысл, называемый набегом мысли?

У мирян страсти рождаются более от чувств (отвне); а у проходящих монашескую жизнь от помыслов – и входят в тело, и почему?

Когда блудный бес будет изгнан из сердца, тогда борет чрез тело, и как?

Блудный бес наиболее берет за тщеславие и мнение о своей чистоте.

Когда более борет нас блудный бес, и как тогда должно противиться ему молитвою?

Как один брат молился в нечистом месте против нечистых помыслов.

Блудный бес старается прежде помрачить наш ум, а потом уже побуждает делать неподобное.

И сделавши худой поступок, не должно оставлять молитвы и других благочестивых дел, припоминая отметившего сопернику за вдовицу.

Нечистые помыслы в сердце рождаются от беса блуда, и чем их побеждать?

О связи души с телом, или плотию; о неудобстве побеждать последнюю, и ответ плоти – чем она низлагается.

О пользе бдения против блуда, о вреде от многого сна.

Каким образом и больных борет блудная страсть, и как бес блуда усиливает в них болезнь?

Почему блудный бес нападает на нас более, когда ложимся в постель?

Как искусный старец ссорою расторг порочную любовь двух братии?

Иосиф ублажается не за бесстрастие, а за отвращение от греха.

Блудных исправляют люди, лукавых – Ангелы, а гордых – Сам Бог.

Чистые телом, не познавшие страстей, большое получают облегчение в брани.

Пример, как гибельно успокоивать плоть, при борьбе с нею.

В сем случае полезно иногда бывает безмолвие с советом наставника.

Бес уныния предшествует бесу блуда.

Как мерзок пред Богом принимающий во время молитвы нечистые помыслы, и чем отгонять сего пса.

Остерегайся молиться без разбора о женском поле, и воспоминать в подробности о плотских деяниях.

В чем состоит предел сильной похоти и чистоты? (См. Тело).

Иконография

Иконописные образы прп. Иоанна можно разделить на

  • собственно традиционные изображения святого;
  • иконы, изображающие этапы духовного возрастания согласно «Лествице».

Первые иконы св. Иоанна появились, вероятно, почти сразу после его кончины. Однако наиболее ранние из дошедших до нас образов относятся к X в. На них Иоанн изображался седовласым, в монашеском одеянии и имеющим в руках свиток. На свитке обычно писалось какое-либо изречение из «Лествицы».

Почти всегда изображения прп. Иоанна присутствовали в рукописях его книги: списки «Лествицы» всегда богато иллюстрировались. Здесь святой изображен как помогающий людям на пути восхождения к Небу.

Путь этот представлен как лестница из 30 ступеней. На вершине ее – образ Христа, встречающего святых в Своем Царстве, и Ангелов. Прп. Иоанн писался иногда у подножия лестницы, как помогающий хотящим спастись, иногда же – на верхней ступени, как сам достигший совершенства.

Видение преподобного Иоанна Лествичника, с житием и монашескими подвигамиМосква, вторая половина XVI в.Дерево, темпера157 × 127 смРыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия

По небесной лестнице поднимаются ищущие спасения. Ярко изображается трудность пути к спасению: многие падают, увлекаемые бесами, но многие доходят и до конца.

Интересный фактПервоначально иконописные изображения пути к спасению появились на страницах книги, но постепенно этот сюжет становится частью храмовой иконописи. Например, «Лествица» изображена в галерее Благовещенского собора в Московском Кремле. Считается, что эта роспись создана во 2 пол. XVI в.

Бесстрастие

Бесстрастие рождается от послушания и смирения.

Бесстрастие и другие духовные дарования приобретаются более смирением, нежели трудами.

Многие из гордых почитают себя бесстрастными, но ошибаются; и только при смерти познают оную ошибку.

Почему смиренномудрого можно назвать бесстрастным?

Кто скоро достиг бесстрастия, тот шел кратким путем смирения.

Хотя не все могут быть бесстрастны, но спастись возможно всем.

Всячески должно стараться, чтоб очистить себя от страстей и поставить в устроение: как созданы – по образу Божию.

Многие скоро получили прощение грехов, но никто скоро не приобрел бесстрастия.

Что есть бесстрастие и кого можно назвать бесстрастным?

О том, как совершенные, чрез бесстрастие, восхищаются к видению.

Какое различие бывает и между бесстрастными?

Различны свойства бесстрастия во святых.

Почему и чистоту называют бесстрастием?

Бесстрастна та душа, которая так приобыкла к добродетелям, как другие к страстям.

Признак бесстрастия и порабощения страстям.

Достигший бесстрастия бывает храмом Божиим, и в каком он находится устроении?

Бесстрастный как познает волю Божию?

Если где не достает и одной добродетели, там уже нет бесстрастия.

Бесстрастие есть чертог Небесного Царя; и что значат многие обители, и стена горнего Иерусалима?

Должно всячески стараться войти в сей чертог; или хотя не лишиться одной из обителей близ оного; а слабые – потщимся войти хотя внутрь стены оныя.

Если кто не перейдет оной стены получением прощения грехов, тот водворится в пустыне бесов и страстей, и почему?

Бесстрастием воздвигается убогий ум от земли, а любовь поставляет его с князи людей, то есть с Ангелами.

Глава 12

1. Тем, которые, подобны крепким юношам, ревностно и мужественно подвизаются на духовном поприще, предлагай лучшее и высшее, а тех, которые разумением или жизнию остаются позади, питай млеком, как младенчествующих. Ибо для всякой пищи есть свое время: часто одна и та же пища в некоторых производит усердие, а в других печаль. При сеянии духовного семени должно рассуждать о времени, о лицах, о количестве и качестве семени.

Советуем изучить  Молитвы на Крещение Господне

2. Некоторые, ни во что вменяя суд за духовное восприемничество, безрассудно покусились пасти души; и имевши прежде большое богатство, с пустыми руками отошли из этой жизни, разделив во время своего правления другим все добро свое.

3. Как дети бывают разных родов, одни законные от первого брака; другие от второго брака; иные подкинутые, а иные от рабынь: так и восприятие пастырского попечения о душах бывает различных видов.

Совершенное восприятие есть предание души своей за душу ближнего во всем. Иное, когда пастырь принимает на себя прежде сделанные грехи, и только. Иное, когда он принимает согрешения после (восприятия) бывающие, и только. Некоторые же, по недостатку духовной силы и по неимению бесстрастия, принимают на свою ответственность пред Богом только тяготу повелений своих. Но и в самом совершенном восприятии, пастырь подлежит суду по мере того, сколько принятый им отсекает пред ним свою волю.

4. Истинный сын познается в отсутствии отца.

5. Предстоятелю надобно внимательно замечать противящихся в некоторых случаях и прекословящих ему братий; и в присутствии почтенных мужей делать им строгие выговоры, наводя этим страх и на других; хотя бы наказываемые очень огорчались за такие уничижения. Вразумление многих должно предпочитать огорчению одного.

6. Некоторые, движимые духовною любовию, принимают на себя бремена других сверх силы своей, поминая слово Спасителя: «больше сея любве никтоже имать», и проч. (Ин.15:13). Другие же, может быть, и получили от Бога силу принимать на себя бремена иных, но неохотно подклоняются, чтобы нести тяготу для спасения братий. Сих последних, как нестяжавших любви, я считаю весьма жалкими. О первых же сказано в Писании: «изводяй честное от недостойнаго яко уста Моя будет» (Иер.15:19); и «якоже сотворил еси, будет ти» (Авд.1:15).

7. Прошу тебя также иметь в виду, что мысленный грех пастыря на суде Божием оказывается важнее греха, на самом деле совершенного послушником; так как и преступление воина легче злоумышления полководца.

8. Научай послушников исповедывать Богу плотские и блудные искушения не по виду; а все прочие согрешения днем и ночью вспоминать подробно.

9. Обучай их словом и собственным примером быть незлобивыми друг к другу; а против бесов мудрыми и осмотрительными.

10. От тебя не должно быть скрыто, какая цель у твоих овец во взаимных их и дружественных между собою сношениях; ибо невидимые волки стараются чрез ленивых расстраивать тщательных.

11. Не ленись просить и молить Бога за самых ленивейших; не о том, чтобы они были помилованы, ибо это без их содействия невозможно, но чтобы Господь воздвиг их к усердию.

12. Немощные не должны вкушать пищу с еретиками, как и правила повелевают. Сильные же, если неверные призывают их для познания православной веры, и они хотят идти, пусть идут в приличное время во славу Господа.

13. Не извиняйся неведением; ибо «неведевый, сотворивый же достойная ранам, биен будет» за то, что не узнал (Лк.12:48).

О братолюбии

Авва Иоанн воспел братолюбие, без которого невозможно спасение в общежитии, ибо две главные страсти подстерегают того монаха, который захотел спасаться в общежительном монастыре: гневливость и плотское возбешение. С возбешением можно и должно бороться постом, с гневливостью же – только смирением и братолюбием.

Авва приводит в пример обители, где любовь царит меж братьями, а нелюбящий брата своего изгоняется в особый монастырь, темницей именуемый. В темнице монахи живут отдельно и сидят на хлебе и овощах. Ибо недолжно терпеть в общежительном монастыре двух диаволов – видимого и невидимого (слово четвертое, «О блаженном послушании», параграф 14.).

Нам все это полезно знать, потому что семья является
тем же самым общежитием, и главной страстью семейных отношений становится
гневливость.

Глава 2

1. Благой Господь наш даровал естеству нашему и то свойство, что больной, видя врача, веселится, хотя, может быть, и никакой пользы от него не получит. Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство? Никак не можем; а между тем мзда врачам дается не за слово, а за дело.

2. Пластырь есть врачевство на страсти видимые, или телесные; а приемы лекарства внутрь – врачевство противу страстей внутренних, и очищение от невидимой скверны.

3. Порошок есть уязвляющее бесчестие, врачующее гнилость возношения. Глазная примочка есть очищение душевного ока, или ума, смутившегося от движения гнева.

4. Питие врачебное есть выговор огорчающий, но скоро врачующий болезнь.

5. Кровопускание есть скорое извлечение скрытого гноя. Кровопускание есть сильное и жестокое нападение на недугующих, для их спасения.

6. Под губкою разумеются кроткие, тихие и мягкие слова, которыми врач как бы отирает больного, после кровопускания или резания.

7. Прижигание есть определенное наказание или епитимия, для покаяния человеколюбиво назначаемая на время: а мазь есть предлагаемое больному или приятное слово, или небольшое телесное утешение.

8. Усыпительное зелие значит принять на себя бремя послушника, и чрез его повиновение подать ему спокойствие, сон бессонный, святую слепоту, чтобы он не видел своих добродетелей.

9. Перевязки означают, расслабляемых и ослабленных тщеславием утвержать и укреплять терпением до самой смерти.

10. Наконец нож есть определение и приговор об отсечении от общества члена умершего душою и согнившего, чтобы он не передал другим своей заразы.

11. Блаженна у врачей небрезгливость, а в наставниках бесстрастие; ибо те без отвращения смело приступают к врачеванию всякой смердящей раны, а сии могут воскресить всякую умершую душу.

12. Предстоятель должен молиться и о том, чтобы ко всем иметь сострадание и расположение соразмерно их достоинству, дабы и ему, как некогда случилось с Иаковом (Быт. 32:7), не сделать вреда и любимому ученику его, и собратиям, что обыкновенно случается с теми предстоятелями, которые не стяжали еще душевные «чувствия обучена долгим учением в разсуждение добра же,» и среднего, «и зла» (Евр.5:14).

О чем молятся перед чудотворным образом Иоанна

Величайший праведник Иоанн помогает молящимся не сбиться с истинного пути, не позволяет опустить руки, дарит силу и уверенность в себе. Христиане из разных уголков земли произносят сердечные слова молитвы, непрестанно прося у чудотворца поддержки в трудных жизненных ситуациях.

Нередко к его божественной святыне обращаются люди, потерявшие всякую надежду на лучшее. Праведный Иоанн исцеляет людские души, не дает предаться унынию и отступиться от праведной веры.

Молитва

«О, великий мученик Господень! Прошу, не оставь слова молитвы моей неуслышанными. Обрати свой взор на меня, окажи поддержку в трудные минуты жизни, не дай пасть на колени от бессилия и сойти с пути, ведущего к Вратам Господа, к истинной вере. Укажи верную дорогу, защити от несчастий и излечи душу мою грешную от горести и печали. Да пребудет сила во мне! Восхвалять Тебя, о божественный пророк, я никогда не перестану. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

Советуем изучить  Молитвы перед Феодоровской иконой Божьей Матери

День празднования

День, когда верующие воздают особое почтение иконе великого праведника, с еще большим усердием молясь перед святыней, приходится на 18 марта, как и день памяти самого мученика.

Каждый год 18 марта христиане посещают храм, где проводится особая служба в честь православного духовного философа, заслужившего любовь и доверие людей своей непоколебимой верой и преданностью Богу.

Жизнеописание

Родился в Константинополе и получил хорошее образование в юности. В 16 лет переехал в Египет на Синайскую гору и предал себя в повиновение старцу Мартирию. Через четыре года послушания принял монашеский постриг. После смерти старца Мартирия, в послушании у которого Иоанн прожил около 19 лет, святой избрал отшельническую жизнь и провёл ещё 40 лет в пустыне Фола. Впоследствии в возрасте 65 лет Иоанн Лествичник был избран братией игуменом Синайской обители и управлял монастырём четыре года. Святой умер, по данным из некоторых источников, в 649 году в возрасте 70 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно.

Между тем, эта традиция оказалась исторически неправдоподобной. Хитрые риторические фигуры в его трудах, а также философские формы мышления указывают на солидное академическое образование, которое было привычным для профессии в администрации и праве в его эпоху. Такое обучение не может быть приобретено на Синае. Кроме того, биографические наблюдения показывают, что он, вероятно, жил у моря, вероятно в Газе, и, по-видимому, занимался там юридической практикой. Только после смерти его жены, в его сороковых годах, он вошел в Синайский монастырь. Эти находки также объясняют горизонт и литературное качество его произведений, которые имеют четкую философскую подоплеку. Таким образом, легенда о его отречении от мира в возрасте 16 лет основана на мотиве изображения его как незатронутого светским образованием, что можно найти в других биографиях святых. Их корни в богословских и философских образовательных традициях намеренно размыты.

Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником. Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, чей рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн называется «новым Моисеем».

Батюшка, ты «Лествицу»-то читаешь?

— Батюшка, ты «Лествицу»-то читаешь?

-Да , читал когда-то…

— Но не постоянно держишь ее, так сказать, на ночном столике у изголовья?

-Нет, вовсе нет. Такие книги, знаешь… Прочитал, что-то усвоил… А потом приходит время что-то из них применять в жизни… Ну, это уж как Бог даст.

— Ну да… Но перевод же – ужасно архаический. «Итак поспешим теперь исполнить повеление истинных рабов Божиих, которые благочестиво нас понудили и верою своею убедили; в несомненном послушании прострем недостойную нашу руку и, принявши трость слова от их же разума, омочим в темновидное, но светящееся смиренномудрие..» Ну что это такое, если не, так сказать, «литературный памятник»? Это скорее стихи какие-то. Как таковыми словами руководиться современному человеку?

— Вообще, я думаю, что святоотеческим сочинениям, в том числе и «Лествице», непременно предстоит быть заново переведенными, для современных читателей. Как и Евангелие, например – вот же новые и новые переводы появляются. Так и эти писания , в которых люди делятся бесценным конкретным опытом применения Евангелия в своей жизни … А новые переводы отцов непременно нужны: то, что было понятно для одних в 18-м  скажем веке, может быть непонятным для других в веке 21-м, а дело-то не в самой сути излагаемого, а просто в языке, в переводе. Ну, думаю, дал нам Бог книгу – даст и переводчиков…

Но меня другое задело в твоих словах – выражение «руководиться».  Ты что думаешь, эта книга – это такая что ли методичка?

— Так ведь вы, священники, так ее обычно прихожанам и преподносите…

-Да?…В самом деле, есть такое. Ну, уж ты нас прости…

Биография Иоанна Лествичника

Праведник Иоанн родился в 570 года в семье Ксенофонта и Марии. В возрасте 16 лет пришел в Синайскую обитель, где наставником стал духовный отец Мартирий. Через 4 года подвижнических трудов принял монашество.

На протяжении 20 лет инок находился в послушании у наставника, а когда он скончался, то ушел в пустынную местность. Здесь он провел сорок лет. Сопровождали его жизнь:

пост и безмолвие;слезы и молитвы.

В своем труде он говорил, что слеза смывает всю нечисть. О силе его праведных молитв свидетельствует событие, произошедшее с его учеником.

По наставлению Иоанна ученик Моисей носил землю в сад. Когда он устал, то присел под утесом и уснул. Праведный Иоанн прилег и задремал, но его разбудил старец и сказал, что Моисею угрожает опасность. Тогда наставник стал читать молитву. Когда ученик вернулся, духовный учитель спросил, случилось ли с ним что плохое. Он рассказал, что во время сна его звал голос наставника. Моисей быстро поднялся и пошел, а за спиной свалилась высокая глыба на то место, где он спал.

Образ жизни Иоанна состоял из умеренного поста и нормального сна. Он не проводил все ночи напролет в усиленном бдении, чтобы держать ум в ясности. По его мнению, смирение – основное качество для Бога, Господь даровал ему мудрость и силу чудотворения.

Иоанн обладал проницательным умом и с любовью учил тех, кто обращался к нему. Но завистники твердили о его многословии, которое свидетельствует о гордыне. Тогда праведник дал обет безмолвия, чтобы не давать причин для осуждения. Эти люди позже поняли свою ошибку, так как лишились духовной пищи и бесед с ним.

Слава о его святости дошла до далеких мест от пещеры, где уединялся Иоанн. К нему шли с надеждой получить слова утешения и надежду на спасение. После 40 лет подвижнических трудов, преподобного избрали игуменом Синайского монастыря. Иоанн Лествичник 4 года руководил обителью.

Что приходится на середину молитвенного восхождения?

Ступень священного безмолвия (исихия, Леств. 27) преподобный понимает не только как тихие внешние условия жизни на далеком отшельничестве, но и как непрерывную службу Богу, собирание ума и частое призывание Господа Иисуса в молитве.

Молитвенно восхождение к Богу происходит так: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу» (Леств. 28:19). Вот и прикровенное учение о ступенях Иисусовой молитвы!

Начало молитвы требует элементарной внимательности, хотя это и нелегко дается, но доступно всем нам: кающимся и борющимся со страстями.

А вот середина молитвы относится уже к безмолвнической жизни: подвижник сперва произносит Иисусову «однословную молитву» (см. Леств. 28:10, 27:61), а потом помышляет ее. Здесь прикровенно указаны две стадии в делании Иисусовой молитвы: 1. устная молитва (она произносится), 2. умная молитва (она помышляется).

Преподобный Иоанн Лествичник

Следующую стадию молитвы преподобный Иоанн обозначает как «восхищение ко Господу» (греч.: арпаги прос Кирион, PG 88:1132D). Эту стадию молитвы надо понимать, по крайней мере, – как 3. умно-сердечную молитву.

По-крайней мере… точно указать, какую стадию подразумевает преподобный Иоанн, нельзя, возможно он имеет в виду и более высокую стадию, вплоть до чистой молитвы. Про умно-сердечную молитву преподобный Иоанн прекрасно знал, достаточно вспомнить его яркий образ ума-епископа, который приносит Христу словесные жертвы в сердце (Леств. 28:51). Если ум в сердце молится Иисусу Христу, то это и есть умно-сердечная молитва.

О более высокой стадии в делании Иисусовой молитвы преподобный тоже свидетельствует. Причем он открывает свое сокровенное желание, говоря о себе: совлекаясь помышлений, хочу по милости Божией «непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе» (Леств. 28:25). Из этого текста ясно, что речь идет о 4. непрестанной молитве.

Советуем изучить  Что такое всенощное бдение?

Между тем, в русском тексте «Лествицы» дается не буквальный перевод, а аскетическая интерпретация. Исходный греческий текст гласит: хочу «неразвлеченно всегда в молитве прилепляться к Тебе» (греч.: апериспастос диа пантос ен просевхи просколласфе Си, PG 88:1133C).

Как видим, в оригинале нет знаменитых исихастских терминов «безмолвие» и «непрестанная молитва». Но, без сомнений, преподобный Иоанн говорит о непрестанной молитве, только чуть иначе .

Итак, Иоанн Лествичник уже в VII в. обозначил ступени молитвы Иисусовой, которые впоследствии будут определены так: устная молитва, умная молитва, умно-сердечная молитва, непрестанная молитва. Полагаю, что в «Лествице» мы находим самое раннее свидетельство о последовательных ступенях Иисусовой молитвы.

Икона Лествица

Лествица Иоанна Лествичника (икона из собрания монастыря Святой Екатерины, XIII век)

Об Исидоре

Некоторый муж по имени Исидор, из князей города Александрии, удалился в сию обитель. Всепреподобный пастырь оный, приняв его, заметил, что он весьма коварен, суров, зол и горд. Посему премудрейший сей отец покушается человеческим вымыслом преодолеть бесовское коварство и говорит Исидору:

Исидор отвечал ему:

Тогда великий отец немедленно назначает обучительный подвиг сему железному Исидору и говорит:

Исидор так послушался своего отца, как Ангел Господа. Когда же провел семь лет в этом подвиге и пришел в глубочайшее смирение и умиление, тогда приснопамятный отец, после семилетнего законного искуса и беспримерного Исидорова терпения, пожелал его, как достойнейшего, причислить к братии и сподобить рукоположения. Но он много умолял пастыря, чтобы ему позволили там же и тем же образом оканчивать подвиг, неясно намекая сими словами на то, что кончина его приближается и что Господь призывает его к себе, что и сбылось…

Спросил я сего великого Исидора, когда он еще был в живых: какое во время пребывания его у ворот ум его имел делание? Достопамятный сей, желая оказать мне пользу, не скрыл от меня этого.

Смирение и безропотное терпение находящих скорбей — словно два поручня, крепко поддерживающие нас на пути восхождения к добродетелям. Как куколка незаметно для посторонних глаз превращается из неприглядной гусеницы в прекрасную бабочку, так и душа подвижника украшается и освещается в тайном делании аскетического самосовершенствования. Из житейских примеров мы видим, как потихоньку, год за годом, бывший первоклассник последовательно подходит к урокам высшей математики, которую никак не смог бы усвоить в начале обучения, даже если бы и имел для того неординарные способности.

Духовную школу по справедливости называют «наукой наук», потому что она открывает человеку неведомый, лучший мир, и посредством молитвы делает его собеседником с Богом и святыми Божиими угодниками. Но тем более наука эта требует сугубого к себе внимания и долговременного обучения, поэтапно возводя человека к своему чудесному и сокровенному познанию. Когда старшеклассник оканчивает школу, где он, постепенно возрастая телом и разумом, из ребенка становится уже вполне взрослым человеком, то с трепетом ожидает выпускного экзамена, как итога и оценки прошедших лет перед началом новой, незнакомой жизни.

Но как страшен и трепетен будет тот последний, заключительный экзамен для всех наших дел, когда увидим самих себя в истинном нелицеприятном свете, и когда Господь поставит нам оценку и скажет Свое Слово, по которому каждому по заслугам откроется неведомая и нескончаемая вечность.

Восходите, восходите по лестнице этой непрестанно и по пути этому спасительному, о братья! Если хотим взойти на небо, вот нам лестница, возводящая на небо и путь спасительный.

«Цветник» священноинока Дорофея.

Бога узрят только чистые сердцем

Степени очищения души отец Иоанн изложил в своей книге языком поэтическим, ибо поэзия есть язык общения человека с Богом.

Чтобы решиться на такой труд, отцу Иоанну пришлось пройти подвижнический путь. На шестнадцатом году он пришел в монастырь и отдал себя в полное послушание аввы. Послушание становится основополагающим понятием для приобретения новоначальным иноком смирения и очищения сердца, ему преподобный посвятит отдельную главу своей книги.

Послушание он определяет рядом поэтических троп, таких, как путешествие спящих, жизнь без любопытства, гроб собственной воли и даже добровольная смерть. Эти образы выдают в преподобном большого поэта. Послушание он вослед за отцами, называет исповедничеством. Об отцах он пишет, что всегда видел их веселыми, незлобивыми и кроткими. «Лествица» начинается с памяти этих отцов, воссоздавая их портреты. В них проявляются образы величайших христианских подвижников, учителей монашества, пастырей, перед которыми открыты самые тайные уголки сердец, притекающих в монастырь иноков.

Икона Лествица
Икона преподобного Иоанна Лествичника

Врачевание сердца для очищения его – первое, что необходимо сделать тому, кто решил стать монахом. Ибо Бога узрят только чистые сердцем. Для очищения сердца  нужен наставник, которому были бы открыты язвы нашего сердца

Выбору наставника отдает огромное внимание авва Иоанн:

Девятнадцать лет провел Иоанн Синайский  в послушании у аввы, к которому пришел на шестнадцатом году. Сорок лет он провел в молчании. После избрания его игуменом через некоторое время передал обитель в руки иного инока и вновь погрузился в молчание. Поэтому книга, которую он оставил после себя, – плод жизни – подвига.

Сегодня мы публикуем отдельные его мысли. Он писал их для монахов, но полезны они и для мирян.

Храмы во имя Иоанна Лествичника на Руси

Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящен храм на Соборной площади Московского Кремля и известен нам как колокольня Ивана Великого. В основании колокольни располагается церковь преподобного Иоанна Лествичника. После надстройки до высоты 81 м в 1600 году (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. В 1329 году на этом месте была построена церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника типа «иже под колоколы». В 1505 году старая церковь была разобрана, и к востоку от нее  итальянским мастером Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III (1440-1505 гг.). Строительство было закончено в 1508 году. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня, которая была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в третьей четверти 17 века. В 1600 году при царе Борисе Годунове (1552-1605 гг.) предположительно «государевым мастером» Федором Савельевичем Конем (около 1540 — после 1606 гг.) к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен еще один, после чего колокольня приобрела современный вид.

Икона ЛествицаКолокольня Ивана Великого (Церковь Иоанна Лествичника). Москва

Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящена надвратная церковь Кирилло-Белозерского монастыря. Церковь была сооружена в 1572 году на вклад сыновей Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) царевичей Ивана (1554-1581 гг.) и Федора (1557-1598 гг.). Поэтому ее главный престол и придел были освящены во имя тезоименитых царевичам святых Иоанна Лествичника и Феодора Стратилата (ум.319 г.).

Икона ЛествицаКирилло-Белозерский монастырь. Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника

Во имя Иоанна Лествичника освящен храм в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре в Псковской области. Храм был построен в 1540-1550 годы. Освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Иоанна Лествичника.

Икона ЛествицаИоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь

Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящен единоверческий храм в г. Куровское Орехово-Зуевского района Московской области.

Икона ЛествицаЕдиноверческий храм во имя Иоанна Лествичника в г. Куровское

Оцените статью
Добавить комментарий