Икона иисуса христа “царь славы”: значение и правила моления

Икона иисуса христа “царь славы”: значение и правила моления

Икона иисуса христа “царь славы”: значение и правила моления
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
25 июля 2020

Символ и значение икон

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

Как молиться Иисусу Христу

Если вы не знаете, как и о чем попросить Бога, скажите коротко: «Господи, даруй мне и моей семье все, что полезно нам, благослови нашу жизнь»

Можно также прочитать«Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву «Отче наш» можно и на русском языке:

«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

Или прочитать молитву Господу, славящую Его Воскресение и всемогущество, на русском языке:

«Видя Воскресение Христово, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единственному Безгрешному! Кресту Твоему, поклоняемся, Господи Христе, и Святое Воскресение Твое воспеваем и прославляем! Ты — Бог наш, кроме Тебя других богов не имеем, Имя Твое возвеличиваем! Придите, все верующие люди, поклонимся Святому Христову Воскресению — ведь пришла через Крест Христов радость всему миру! Всегда благословляя Господа, воспеваем Воскресение Его ведь Он Сам распятие претерпел и смертью смерть победил!»

Обращение к Самому Богу — важнейшая молитва. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни:

  • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
  • Молитесь в опасности,
  • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
  • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
  • Молясь об исцелении в болезни,
  • Обращаясь к Нему во внезапной опасности,
  • Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
  • Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

«Святая Вечеря Господня»

Ещё одна икона с изображением Иисуса Христа — «Святая Вечеря Господня». Она олицетворяет событие, произошедшее в Великий Четверг – предпоследний день нахождения Спасителя среди людей. Иисус собрал 12 апостолов за одним столом.

Иисус благословил хлеб и передал его одному из учеников, сказав: «Ешьте, ибо это Тело Моё». Затем он благослови кубок с вином, проговорив следующие слова: «Пейте, всё от неё».

«Страшный Суд»

Икона «Страшный суд» символизирует окончание мира, которое произойдёт после Второго Пришествия Иисуса Христа. В этот время свершится Страшный Суд над грешными и праведными людьми. После этого человек соединится с Богом на веки вечные, а мир обновится.

Также на иконе изображён ад, преисподняя, куда попадут все грешники (внизу слева) и рай, в котором будут жить вечно праведные люди (сверху справа).

Описание иконы Царь Царей

Очень редко можно встреть изображение одно Господа. Наиболее распространенным вариантов является композиция, где Христос предстает сидячим в окружении мандорлы, в левой руке раскрытая книга или держава и скипетр, а правая рука поднята, благословляя. Голову Царя венчает множество диадем, вместе напоминающих тиару.  По правую руку от Иисуса Пресвятая Богородица, с молитвой в руке, обращенной к Господу. Слева – Иоанн Креститель, так же известный как Иоанн Предтечи. На Иисусе и Богородице богатые царские одежды. Примечательно, что в ликах святых нет строгости, а только свет и доброта. Иоанн и Богородица, кажется, обращаются к Господу, прося за души всех людей.

Искусство иконописи за сотни лет не раз преображалось. Часто над Иоанном и Богородицей размещают символы евангелистов.  А иногда святых окружают ангелы и великомученики. Как правило, внизу иконы изображены лики трех ангелов – оберегающих, защищающих людей и дающих им веру.

Икона Царь Царей очень много значит для церкви, поэтому чаще всего её можно увидеть в главном чине иконостасе, в самом центре храма. Наиболее часто к иконе обращаются с молитвой «Отче наш», но есть ещё множество молитв, которые можно использовать. Иисуса Христа просят о покровительстве и жизненных силах.

Таинство молитвы становится особенным под взглядом трёх святых. Их лица открыты, глаза добры и проникновенны. Нет страха, хочется открыться Господу, ведь в его чертах нет грозности или осуждения, а только благословение и свет. И часто Бога просят не только за себя, но ищут защиты для близких и родных, чтобы спасти их и уберечь.

Икона символизирует связь Ветхозаветной и Новозаветной церкви, которая осуществляется через Царя Славы, Господа Господствующих — Иисуса Христа. Многовековая история иконы ставит её на ровне с известнейшими чудотворными. Более чем за тысячу лет представление Иисуса как Царя Царей и Господа Господствующих стало самым почитаемым. И пусть икона не источает миро и не прославилась чудотворными свойствами, она сохранилась до наших дней, не утратив величия и красок. Икона сотни лет позволяет верующим обращаться к Богу за помощью, давая силу и укрепляя веру.

Описание и значение иконы «Царь царей»

Большинство икон «Царь царей» заключают в себе изображение трех святых образов: Спасителя, Богородицы и пророка Иоанна. Традиционно на иконе также присутствуют ангелы, изображенные внизу. Они символизируют священные благодеяния, которые выполняют в угоду Господу, защищая людей и привнося в их жизнь веру и надежду.

Существуют и самостоятельные иконы с данным сюжетом. На святыне Иисус гордо восседает на царском троне, облаченный в одеяния, присущие властителям. Его одежда заключает в себе красные и золотые цвета.

В чем помогает чудотворный образ

Святая икона «Царь царей» оказывает помощь и поддержку каждому верующему, но в наибольшей степени святыня является покровительницей людей, занимающих руководящие должности и несущих серьезную ответственность. Чудотворный образ придает таким людям разумность, здравомыслие и терпение для справедливого руководства подчиненными. Икона помогает людям обрести успех, достичь материальной независимости и получить высокую репутацию в коллективе.

Также христиане молятся перед иконой о близких и родных, об их здоровье и благополучии. Часто к святыне обращаются православные верующие, потерявшие свое предназначение в жизни, с мольбами направить их на путь верный и праведный. Люди полагают, что Иисус способен вернуть в души заблудших любовь и доверие к истинной вере.

Церковные служащие молят о здоровье и благоденствии своего старшего священника. Каждый христианин, оказавшись в беде, может предаться молитвам подле святого лика и в скором времени получить помощь.

Пространство константинопольской церкви в Новгороде

Такое собрание важнейших реликвий Страстей привело некоторых моих западных коллег к любопытному заключению, что здесь, на обороте иконы, представлена не просто сцена Поклонения Кресту, но воссоздано пространство византийской императорской церкви Богоматери Фаросской в Константинополе, где хранились важнейшие реликвии Страстей Господних. 

Это была маленькая, драгоценно украшенная церковь в центре Большого дворца, рядом с императорскими покоями, где на протяжении нескольких столетий собирали важнейшие реликвии, связанные именно с Искупительной Жертвой и Страстями Христовыми. Заметим, что это имело глобальный религиозно-политический смысл. Обладание важнейшими реликвиями Страстей было самым ярким подтверждением духовной силы и символом власти над всем христианским миром. В этой связи интересно, что в Византии (именно в Византии, а не, скажем, в Сербии или Древней Руси) не было распространено паломничество в Иерусалим. 

READ  Сильные молитвы о работе

Золотое свечение, пурпурная пряжа и предвидение Жертвы. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым

Известны византийские тексты, которые говорят: зачем вам идти в Иерусалим, где ничего нет, идите в наш новый Иерусалим, в церковь Богоматери Фаросской, где вы можете приложиться к важнейшим реликвиям, которых нет в городе, захваченном мусульманами. 

Идея, что художник пытался воспроизвести именно пространство Фаросской церкви, не доказуема, хотя и может быть принята как остроумная гипотеза. При этом, несомненно, художник предпринимает попытку создать новую икону из собирания в ней всех важнейших святынь, связанных со Страстями Господними. И, вполне вероятно, образ Фаросской церкви как важнейшего христианского храма мог возникать в литургии новгородской церкви. Не исключено, что икона была написана для храма Спаса на Нередице, согласно летописи, расписанной в 1199 г. Потому мы можем, как я сделал в одной из своих работ, додумать ее литургическое бытование внутри пространства этого храма. Мы знаем, что эта икона использовалась в процессиях вокруг алтаря, по храму и вокруг храма, и также находилась в пространстве, где в подкупольной зоне размещалось два образа Спаса Нерукотворного, показанные напротив друг друга.

В целом ряде других византийских храмов эта традиция возникает в XI веке, когда под куполом, на внешних сторонах восточной и западной арки появляются изображения Мандилиона и Керамидиона. По моей гипотезе, такое расположение, скорее всего, связано с тем, что эти две реликвии именно таким образом были показаны в церкви Богоматери Фаросской. Расположение святынь в константинопольской церкви нам известно из уникального описания одного крестоносца, который участвовал в захвате Константинополя в 1204 году и написал, что эти реликвии висели в драгоценных ковчегах на цепях, как раз под восточной и западной подкупольными арками. Вероятно, что расположение таким же образом Мандилиона и Керамидиона уподобляло каждый храм византийскому Иерусалиму – церкви Богоматери Фаросской. 

Спас Нерукотворный на убрусе. Церковь Спаса на Нередице, Новгород, XII век

Если наша логика верна, то мы можем прочитать глубокий смысл этой двусторонней иконы, где как раз Спас Нерукотворный изображен на лицевой стороне – важнейшая святыня из церкви Богоматери Фаросской, которую дополняют святыни Страстей Христовых на обратной стороне. Когда с этой процессионной иконой в конце XII века внутри пространства храма ходили верующие, также это пространство включало в себя образы Мандилиона и Керамидиона на подкупольных арках, то получалась духовная связь с византийским Иерусалимом, образы актуализировались и приобретали особое литургическое звучание.

Спас Нерукотворный на чрепии. Церковь Спаса На Нередице XII век

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы.  Слово ΙΧΘΥΣ (по — гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Самые распространенные образы

Первый образ Христа — это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это — известная икона «Спас Нерукотворный».

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец . С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» — Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» — Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» — Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» — Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» — Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Еще о Господних иконах:

Евангельское повествование

То, как состоялась смертная казнь Бога-Сына, описывается во всех четырех Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В общих чертах, рассматриваемый эпизод жизни Иисуса, описанный каждым евангелистом, имеет много общего с другими. Апостолы заносили в собственные Евангелия то, что видели сами. Стараясь не обманываться в процессе написания, каждый старался точно передать событийную линию распятия Христа.

Некоторые делали упор на частичное описание момента. Так, например, Матфей представляет для читателя информацию, согласно которой Иисуса привели на Голгофу и предложили ему испить уксуса.

Он согласился и более не требовал воды для себя. Тем временем, стражники приступили к дележу одежды посредством жребия. Упоминается табличка, которая считается подтверждением Предназначения Христа. По словам Матфея, на ней было начертано «Иисус, Царь Иудейский».

Упоминаются два разбойника, что были распяты по разные стороны Спасителя. Сам фрагмент достаточно скуден и у других евангелистов можно найти больше удивительных фактов из рассматриваемого события.

Марк сообщает несколько иные данные. По его утверждению после того, как Иисуса привели на Голгофу, Ему предложили испить не уксуса, а вина со смирной. В прошлом, этот напиток считался слабым обезболивающим. Его предлагали каждому осужденному. Но Христос отказался от него.

В распятом виде он висел рядом с другими преступниками. Так сбылось пророчество, гласившее, что Спасителя причтут к злодеям. Мимо проходящие люди злословили на его счет. Они спрашивали, почему тот, кто других спасает, не может спасти Себя? На что Бог-Сын молчал и стойко переносил свои муки. В этом описании чуть больше информации, но даже здесь ее недостаточно, что в голове сложилась полная картина о событии.

READ  Молитва богородице перед иконой избавительница

От Луки можно узнать больше фактов

Им опускается момент принятия уксуса или вина, зато внимание концентрируется на мелочах, в которых больше иносказательного смысла, чем в описании событий. Начинается повествование евангелиста непосредственно с распятого состояния Христа

По правую и по левую сторону от него висят разбойники, которых осудили по заслугам. Над головой Спасителя висит табличка с надписью «Се есть Царь Иудейский». Примечательно, что автор указывает, что написано она на иудейском, греческом и римском языке. Но большее раскрытие получает разговор с разбойниками. Один, находясь в безвыходном положении, хулил Господа, измывался над Христом, другой осуждал его и искренне раскаялся в собственных прегрешениях. Сын Божий это увидел и позволил ему попасть в Небесное Царство после своей смерти.

Больше всех подробной информации дает Иоанн Богослов, так как был в тот момент на Голгофе и сподобился описать все, что видел до казни и во время нее. Подробно описывается сюжет составления таблички для Христа.

По сведениям, евангелиста, ее писал Понтий Пилат на греческом, римском и иудейском языке. Начертано было следующее «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Подобное возмутило первосвященников. Они потребовали изменения надписи, но прокуратор отказал им в этом. После того, как Иисуса распяли, солдаты стали делить

Его одежды, которые заблаговременно стянули с Него до водружения на крест. Проблему составил хитон, который был не сшитым, а цельным. Делить его решили в качестве жребия. В момент страданий Спасителя возле Христа обреталось три женщины, Матерь Его, сестра ее и Мария Магдалина.

Как следует из Евангелий, каждый автор дает свое видение событий и отдает внимание тем, которые важны в рамках христианского учения. При анализе каждого фрагмента, в совокупности с остальными, появляется шанс получить полную картину о том, как в действительности погибал Сын Божий на Голгофском кресте

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.

Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах

В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:

Спас Нерукотворный (Мандилион)

По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.

Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.

Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).

Спас Эммануил

Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.

Деисус

Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.

Икона Христос Пантократор

Икона под названием «Спас Синайский» или, как её ещё называют, «Христос Пантократор» — очень древняя, из дошедших до наших дней. Этот образ — неотъемлемый атрибут росписи в христианских храмах. А к самой иконе верующие приходят просить о поддержке и укреплении веры.

Что нужно знать про икону

Прежде всего, люди должны понимать, что икона — это не портрет. В Евангелии не найти подробного описания внешности Христа. Тем не менее Его облик — это не просто выдумка художников, писавших иконы. Есть описания современников, которые приоткрывают завесу тайны и сообщают о том, что у Иисуса были каштановые волосы, рыжеватая борода, голубые глаза, высокий рост и приятная спокойная манера говорить.

На заметку! Господа никто не видел, но когда нужно изобразить на иконе Всевышнего, иконописцы используют образ Иисуса Христа, как вочеловечившейся ипостаси Творца.

Как выглядит

Облик Иисуса Христа на иконе «Пантократор», что означает в переводе с греческого «Вседержитель», достаточно реалистичен, в чертах лица прослеживается индивидуальность. Это наталкивает на мысль о том, что образ писался с нерукотворных изображений, которые возникли без участия человека. Общепринятые каноны иконографии, изображающие Спасителя, сформировались к IX столетию.

Левая и правая половины лица — асимметричны. В этом есть определённый смысл. Так, левая часть более светлая, она излучает доброту и человеколюбие. Дуга брови изогнута естественным образом, глаз смотрит милующе. Совсем иначе выглядит правая — взгляд всматривающийся, бровь напряженно приподнята. Лицо с этой стороны затемненное. Такая концепция хорошо отражает дуализм природы Мессии — божественной и человеческой. Он объединяет в себе Судью и Всемилостивого Творца.

Интересно! Нимб изначально украшали звёзды. Позже пришла традиция писать на нём буквы, которые расшифровываются, как «Я есть Сущий».

Жесты на изображении тоже неслучайны. Сложенные три пальца символизируют Святую Троицу, а два перста поднятых вверх — человеческое и божественное начало. Правая рука благословляет всех верующих христиан, а в левой находится Евангелие, что указывает на власть Царя Небесного над миром и его роль Учителя.

История иконы

Так сложилось, что картины и мозаики с ликом Господа появились гораздо позже, чем письменные упоминания об Иисусе Христе. Это связано с запретом ветхозаветной церкви изображать лицо Творца. Первыми писать иконы с изображением Спаса начали служители византийских храмов. Происходило это в период с IV по VI века. Самый древний, дошедший до сегодняшнего времени, образ Пантократора находится в Синайском монастыре. Его создали в Константинополе. По преданию, икону передал в дар инокам император Юстиниан. А обнаружили её лишь в XIX веке.

Данная икона была написана в своеобразной манере, во многом схожей с портретной техникой. Восковое изображение находилось под слоем дорисовок, произведённых с целью обновления в разное время. Его очистили уже в 60-х годах XX века в процессе реставрации. В VII веке образ Спасителя появился на золотых монетах с подачи императора Юстиниана. По типажу чеканное изображение, которое возвели в статус имперского символа, было очень схожим с той самой иконой Христа Пантократора в монастыре Синая.

Впоследствии с образа делалось множество списков, которые сегодня можно встретить в каждом храме и не только. Иметь дома икону Вседержителя стремится каждый верующий христианин. Ведь Бог — это лучший лекарь душевных ран.

READ  Молитва матроне московской о замужестве

Значение иконы

Для христиан икона «Христа Пантократора» — своеобразный символ обещания того, что справедливость и добро обязательно восторжествуют в светлом Царстве Небесном. На ней Иисус изображен во всем своём величии и могуществе.

Своим видом Он как будто напоминает каждому человеку о том, что нужно жить по заповедям и отрешиться от грешных дел, чтобы в конце земного пути воссоединиться с Отцом своим.

В чем помогает

Обращение к Всевышнему перед иконой Пантократор помогает перенести тяжёлые испытания, укрепить веру в душе, привести в гармонию своё внутреннее состояние. Молитва очищает разум от дурных помыслов. Человек начинает понимать, как поступить правильно и не оступиться.

Важно! Господь никогда не оставляет в беде своих чад, защищая от напастей, обмана и происков невидимых врагов. И неважно, просит верующий помощи в избавлении от болезней или в отношениях с родными — каждый получит отклик на сердечную молитву, идущую из глубины души

И неважно, просит верующий помощи в избавлении от болезней или в отношениях с родными — каждый получит отклик на сердечную молитву, идущую из глубины души

Возникновение иконописного образа

Существуют исторические сведения, что еще в III веке в Риме на катакомбах изображались первые образы Спаса на престоле. Это были прототипы будущей иконы, которые представляли пастыря или какого-нибудь святого. Уже позднее, в VII веке, на иконах появился образ Иисуса.

Тем не менее официально считается, что одна из первых икон с изображением Господа была написана в IV веке. Эта древняя икона сохранилась и дошла до наших дней. Сейчас она находится в Синайском монастыре. Ее очень почитают и бережно хранят. Она открыта для всех православных, которые хотят ей поклониться.

Иисуса Христа чаще всего изображают в полный рост

Очень интересна история обретения иконы Спаса, которую еще издавна трепетно почитали на Руси.По легенде икона появилась в 1352 году. Случилось это явление в результате серьезного пожара, испепелившего местную церковь, расположенную возле озера. Позднее, после образования пепелища на месте пожара, в центре которого стоял сильно обгоревший дуб, на горелых ветвях дуба была обнаружена икона. Это был образ Спаса Вседержителя. Впоследствии на этом месте обретения иконы возвели новый храм. При возведении храма пень дуба, на ветвях которого и был найден образ, был замурован в толстые стены этой церкви.

Особенности иконы Спаса Вседержителя

В отличие от других изображений Иисуса Христа, для рассматриваемой иконы характерно специфическое расположение рук. В левой руке Христос держит Евангелие или сверток. Правой рукой Всевышний благословляет обращающихся к нему.

Некоторые иконописцы изображают Евангелие в виде закрытой книги, а другие – наоборот представляют ее раскрытой. В раскрытом Евангелии написано только две буквы – альфа, обозначающая начало всего, и омега – последняя буква, символизирующая конец всего мироздания.

Дни празднования

У этой иконы нет дня празднования. Поэтому если возникло желание обратиться за помощью или принести благодарность нашему Спасителю, можно в любое время обратиться к этой иконе.

Место нахождения чудотворного образа

В каждом православном храме можно встретить одиночную икону Спаса Вседержителя. Образ «Пантократор» можно обнаружить над центральной частью церковного купола, а также в центре иконостаса.

Икона Господь Вседержитель

Спас Вседержитель — или, по-гречески, Пантократор — образ, представляющий Иисуса Христа как Небесного Царя и Судию. Имя «Пантократор» состоит из двух частей: «все» и «сила«, соответственно его переводят как «всемогущий». Существовали другие, менее точные варианты перевода: «Властитель всего» или «Правитель мира«.

Вышивка бисером иконы Спас Вседержитель

Имя «Пантократор» — Вседержитель — очень часто употребляется в Ветхом Завете. Однако в Новом Завете в это имя вкладывается дополнительный смысл: так говорится о Христе Второго пришествия. В этом значении о Христе говорят апостол Павел во Втором послании к Коринфянам и Иоанн Богослов в Откровении.

На иконе Господь Вседержитель Иисус Христос представлен как Вершитель судеб мира, Источник Истины и Жизни. Он может быть изображен погрудно, по пояс или в полный рост — сидящим на троне («Спас на престоле»).

Взгляд Его строгий и милующий в одно и то же время, и проникает Он взглядом в самые глубины души верующих. Одна рука Господа поднята, благословляя; в другой руке изображается книга — открытая или закрытая. В раскрытой книге обычно можно прочесть цитату из Евангелия.

Символ Книги велик и неоднозначен: эта Книга может быть истолкована как символ Благой вести или Божественной мудрости — или как Книга Жизни, куда заносятся имена спасшихся.

Часто Книга может быть изображена в виде свитка, но ее сокровенный смысл от этого не меняется: Книга — краткий и емкий символ Учения, с Которым Христос пришел к людям.

Вышитый образ Господа Вседержителя

Цвет одежд изображенного на иконах Христа также несет в себе глубинный символический смысл. Наиболее часто встречается сочетание красного хитона (одежды, приблизительно соответствующей длинной рубахе) и синего гиматия (верхней одежды, похожей на плащ или накидку). Символика красного цвета — жизнь, земная природа, человеческое начало; синий цвет соответствует Небу и означает Божественную природу Спасителя.

Если на изображении хитона справа, на плече, видна темная полоса, то она называется «клав». В античности клав служил для обозначения принадлежности человека к патрициям, но на иконах его значение изменилось. Клав на иконах символизирует совершенство земного начала Спасителя, это — знак Его избранничества.

Титул «Вседержитель» рядом с именем Иисуса Христа подчеркивает Его Божественную природу. Человеческое начало Христа не умаляет власти его Божества как Вседержителя, но само возвышается и получает власть.

Самыми ранними примерами икон Христа Пантократора можно считать византийские иконы IV-VI веков, среди которых самая известная — из Синайского монастыря. Она выполнена в технике энкаустики (краски на основе воска) и датируется серединой VI века.

Икона Господа Вседержителя бисером

В руке Христа — Евангелие в драгоценном окладе, цветовая гамма иконы — теплые коричневые оттенки с акцентом на золото. Триумфальность образа Христа подчеркивается цветом его хитона: пурпур «цвета ночи» с кроваво-красным клавом. Обнаруженная в монастыре в ХIХ веке, эта древняя икона потрясла нашедших своей художественной силой и реалистичностью изображения.

Близость изображения к живописи прослеживается в том, что лицо Христа не симметрично — это особенность так называемой фаюмской школы. Левая часть лица Христа спокойна, полна света и сияния и контрастирует с правой половиной: более грозной, темной, с напряженно изогнутой бровью.

Об этой двойственности изображения впоследствии вспоминали во время многочисленных дискуссий о двойственной природе Богочеловека. Асимметричные изображения лика Христа Пантократора часто встречаются в византийской традиции.

Яркий золотой нимб показывает, что изображенный — «не от мира сего». Нимб — символ Божественного Света. В переводе с латинского слово «нимб» означает «ореол» или «облако». Сколь бы различными ни были изображения Иисуса Христа, его нимб всегда несет в себе крест. Часто в крест нимба вписаны три греческие буквы, означающие «Я есмь Сущий».

Вышитая бисером и янтарём икона Господь Вседержитель

Одна из византийских икон Спаса Вседержителя на престоле приписывается кисти самого императора Мануила (1118-1180) и носит название «Мануилов Спас«. Она отличается тем, что правая рука Христа указывает на книгу особым жестом.

Название «Спас в силах» означает особый вид изображения Господа Вседержителя — когда восседающего на престоле Христа окружают ангелы, или Силы Небесные.
Почти всегда образ Господа Вседержителя занимает центральное место в росписи куполов православных храмов.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно